Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОНКУРСОВ'

ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОНКУРСОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
51
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональный конкурс / профессиональные компетенции / компетентность / профессиональный стандарт / professional competition / professional competencies / competence / professional standard

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А.П. Бугаева

Статья посвящена проблеме профессиональных конкурсов как универсального средства развития педагогов, системы образования, а также эффективного инструмента создания инновационного потенциала для достижения нового качества образования и формирования профессиональных компетенций педагогов. Назрела необходимость выработки единых подходов к формированию образовательного пространства подготовки, оценивания, профессионального развития педагогов, отвечающих современным вызовам XXI века. Одним из путей формирования педагогических компетенций будущих педагогов может быть создание конкурсных историй в рамках проекта «Моя история успеха», содействие их дальнейшего развития через прохождение персонализированного обучения и получения обратной связи от экспертов, профессионального сообщества. Кастомизация образовательного процесса с учетом индивидуальных потребностей становится педагогическим условием, которое дает возможность профессиональной самореализации, поддержки педагогического таланта, личностного роста в процессе проектирования индивидуальной образовательной траектории и конструирования карьеры. Целью статьи является раскрытие значения конкурсов в повышении профессиональной компетентности педагогов и будущих учителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — А.П. Бугаева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PEDAGOGICAL COMPETENCIES OF FUTURE TEACHERS BY MEANS OF PROFESSIONAL COMPETITIONS

The article highlights a problem of professional competitions as a universal means of professional development of teachers, the education system, as well as an effective tool for creating innovative potential to achieve a new quality of education and the formation of professional competencies of teachers. There is a need to develop unified approaches to the formation of the educational space of training, evaluation, professional development of teachers who meet the modern challenges of the XXI century. One of the ways to form pedagogical competencies of future teachers can be the creation of competitive stories within the framework of the project “My Success Story”, promoting their further development through personalized training and receiving feedback from experts, the professional community. Customization of the educational process, taking into account individual needs, becomes a pedagogical condition that makes it possible for professional self-realization, support of pedagogical talent, personal growth in the process of designing an individual educational trajectory and designing a career.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОНКУРСОВ»

Эмпирическое подтверждение эффективности предложенных активных методов обучения для формирования профессиональной субъектности будущих экономистов позволяет заключить, что их можно применять в широкой педагогической практике в системе профессионального образования.

По итогам научной работы можем заключить, что поставленные педагогические задачи решены, а цель достигнута. Во введение нами было представлено обоснование актуальности проводимой научной работы. В частности, подчёркивалось, что современное общество заинтересовано в формировании у будущих экономистов профессиональной субъектности. В рамках теоретического иссле-

Библиографический список

дования были выявлены активные методы обучения, позволяющие достичь планируемого образовательного результата. Их последующая апробация показала верность гипотезы автора. В частности, благодаря применению эвристических и интерактивных методов обучения, а также психологических тренингов удалось повысить уровень сформированности профессиональной субъектности у будущих экономистов.

Перспектива дальнейших исследований состоит в выявлении особенностей реализации интерактивных экскурсий, тема которых будет связана с экономическими законами, открытыми в России.

1. ФГОС по группе специальностей 38.00.00 «Экономика и управление». Available at: https://fgos.ru/fgos/fgos-38-05-01-ekonomicheskaya-bezopasnost-uroven-specialiteta-20/.

2. Образовательная программа по специальности 38.03.01 «Экономика» разработанная на базе Чеченского государственного университета имени A.A. Кадырова. Available at: https://www.chesu.ru/major?p=243.

3. Мишина С.В. Организационно-педагогические условия формирования профессионально значимых качеств будущих экономистов в образовательном процессе вуза. Тенденции развития науки и образования. 2019; № 56-7: 64-70.

4. Власюк И.В., Казакова А.Ф. Принципы и методика формирования профессиональной грамотности студента экономических специальностей в системе среднего профессионального образования. Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2015; № 1 (96): 21-27.

5. Волкова С.В. Формирование субъектности будущих экономистов на примере построения «модели оптимального распределения строительных рабочих по работам». Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2017; № 3 (15): 81-84.

6. Гильманов С.А. Субъектный подход к исследованию и формированию профессионального мышления. Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. 2016; Т. 1, № 1: 66-83.

7. Казакова А.Ф. Формирование профессиональной грамотности студента экономических специальностей в системе СПО. Современные проблемы науки и образования. 2014; № 2: 255.

8. Османов М.М. Деловая игра как средство развития лидерских качеств сотрудников ОВД в процессе повышения квалификации. Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2022; № 1 (50): 93-102.

9. Ягупов В.В., Бекирова А.Р Профессиональная субъектность специалиста как интегральный показатель его профессиональной социализации. Социализация личности в условиях глобализации и информатизации общества: сборник материалов международной научно-практической конференции. Тверь, 2016: 398-402.

10. Деятельностный подход в психологии: проблемы и перспективы: сборник научных трудов. Москва: АПН СССР 1990.

References

1. FGOSpo gruppe special'nostej 38.00.00 «'Ekonomika i upravlenie». Available at: https://fgos.ru/fgos/fgos-38-05-01-ekonomicheskaya-bezopasnost-uroven-specialiteta-20/.

2. Obrazovatel'naya programma po special'nosti 38.03.01 «'Ekonomika» razrabotannaya na baze Chechenskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A.A. Kadyrova. Available at: https://www.chesu.ru/major?p=243.

3. Mishina S.V. Organizacionno-pedagogicheskie usloviya formirovaniya professional'no znachimyh kachestv buduschih 'ekonomistov v obrazovatel'nom processe vuza. Tendencii razvitiya nauki i obrazovaniya. 2019; № 56-7: 64-70.

4. Vlasyuk I.V., Kazakova A.F. Principy i metodika formirovaniya professional'noj gramotnosti studenta 'ekonomicheskih special'nostej v sisteme srednego professional'nogo obrazovaniya. Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogopedagogicheskogo universiteta. 2015; № 1 (96): 21-27.

5. Volkova S.V. Formirovanie sub'ektnosti buduschih 'ekonomistov na primere postroeniya «modeli optimal'nogo raspredeleniya stroitel'nyh rabochih po rabotam». 'Ekonomicheskie i social'no-gumanitarnye issledovaniya. 2017; № 3 (15): 81-84.

6. Gil'manov S.A. Sub'ektnyj podhod k issledovaniyu i formirovaniyu professional'nogo myshleniya. Institut psihologii Rossijskoj akademii nauk. Organizacionnaya psihologiya i psihologiya truda. 2016; T. 1, № 1: 66-83.

7. Kazakova A.F. Formirovanie professional'noj gramotnosti studenta 'ekonomicheskih special'nostej v sisteme SPO. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2014; № 2: 255.

8. Osmanov M.M. Delovaya igra kak sredstvo razvitiya liderskih kachestv sotrudnikov OVD v processe povysheniya kvalifikacii. Nauchnoe obespechenie sistemy povysheniya kvalifikacii kadrov. 2022; № 1 (50): 93-102.

9. Yagupov V.V., Bekirova A.R. Professional'naya sub'ektnosf specialista kak integral'nyj pokazatel' ego professional'noj socializacii. Socializaciya lichnosti v usloviyah globalizacii iinformatizaciiobschestva: sbornik materialov mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Tver', 2016: 398-402.

10. Deyatel'nostnyj podhod v psihologii: problemy iperspektivy: sbornik nauchnyh trudov. Moskva: APN SSSR, 1990.

Статья поступила в редакцию 08.08.23

УДК 37.014

Bugaeva A.P., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia),

E-mail: ivaya@mail.ru

FORMATION OF PEDAGOGICAL COMPETENCIES OF FUTURE TEACHERS BY MEANS OF PROFESSIONAL COMPETITIONS. The article highlights a problem of professional competitions as a universal means of professional development of teachers, the education system, as well as an effective tool for creating innovative potential to achieve a new quality of education and the formation of professional competencies of teachers. There is a need to develop unified approaches to the formation of the educational space of training, evaluation, professional development of teachers who meet the modern challenges of the XXI century. One of the ways to form pedagogical competencies of future teachers can be the creation of competitive stories within the framework of the project "My Success Story", promoting their further development through personalized training and receiving feedback from experts, the professional community. Customization of the educational process, taking into account individual needs, becomes a pedagogical condition that makes it possible for professional self-realization, support of pedagogical talent, personal growth in the process of designing an individual educational trajectory and designing a career.

Key words: professional competition, professional competencies, competence, professional standard

А.П. Бугаева, канд. пед. наук, доц., Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск,

E-mail: ivaya@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОНКУРСОВ

Статья посвящена проблеме профессиональных конкурсов как универсального средства развития педагогов, системы образования, а также эффективного инструмента создания инновационного потенциала для достижения нового качества образования и формирования профессиональных компетенций педагогов. Назрела необходимость выработки единых подходов к формированию образовательного пространства подготовки, оценивания, профессионального развития педагогов, отвечающих современным вызовам XXI века. Одним из путей формирования педагогических компетенций будущих педагогов может быть создание конкурсных историй в рамках проекта «Моя история успеха», содействие их дальнейшего развития через прохождение персонализи-

рованного обучения и получения обратной связи от экспертов, профессионального сообщества. Кастомизация образовательного процесса с учетом индивидуальных потребностей становится педагогическим условием, которое дает возможность профессиональной самореализации, поддержки педагогического таланта, личностного роста в процессе проектирования индивидуальной образовательной траектории и конструирования карьеры. Целью статьи является раскрытие значения конкурсов в повышении профессиональной компетентности педагогов и будущих учителей.

Ключевые слова: профессиональный конкурс, профессиональные компетенции, компетентность, профессиональный стандарт

Актуальность рассматриваемой темы связана со значительными изменениями нормативной рамки регулирования педагогического образования, с внедрением проектных решений по трансформации содержания педагогического образования. Утверждена Концепция подготовки педагогических кадров до 2030 года, издан Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 г № 809 «Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». В этих условиях требуется разработка и реализация модели педагога нового поколения в соответствии с национальными целями развития, современными направлениями научно-технологического прогресса, важнейшими задачами общего образования.

Цель настоящего исследования: описать подходы развития профессионального потенциала и внутренних личностных ресурсов студентов - будущих учителей, выявления и поддержки педагогического таланта в процессе участия в профессиональных конкурсах.

Основной задачей исследования является проектирование профессиональной карьеры обучающихся в стенах вуза с ориентацией на лучшие практики «Моя история успеха» в сотрудничестве с внешними стейкхолдерами проекта: школами г Якутска - (партнер - УО г Якутска), клубом «Учитель года Республики Саха (Якутия)» (Кынатов Ю.В.), школами «Ассоциации «Северо-Восточный образовательный округ»».

Новизна исследования: разработка и внедрение проекта «Моя история успеха» в рамках проектирования квалификационно-ориентированной модели подготовки учителя будущего с использованием инструментов национальной системы квалификаций РФ: «проектирование профессионала на основе профессионального ядра педагогического образования, обеспечивающей систему «регулируемого» входа в профессию и предоставляющей различные траектории подготовки, в том числе способствующие навигации профессиональной карьеры и трудоустройства в стенах вуза».

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что конкретизированы теоретические положения развития профессионализма педагогов в конкурсах педагогического мастерства. Практическая значимость исследования заключается в разработке и внедрении научно-методических рекомендаций для участников и организаторов конкурсов, организация и проведение конкурсов педагогического мастерства.

Профессиональному развитию педагога в условиях профессиональных конкурсов посвящены диссертационные исследования В.А. Дубровской «Влияние конкурсов педагогического мастерства на развитие профессионализма педагогов» [1], Умниковой Е.Л. «Развитие профессиональной компетентности педагога в условиях инновационной образовательной среды» [2] и другие.

По мнению современных исследователей, «участие педагогов в профессиональных конкурсах - тот социально востребованный вид творческой деятельности, который призван привлекать внимание общественности к тенденциям развития передовой педагогической практики и повышать престиж педагогического труда, публично признавать вклад педагогических работников в развитие системы образования» [3, с. 116]. Проблеме изучения влияния конкурсов педагогического мастерства на формирование профессиональной компетентности педагога посвящено уже немало научно-исследовательских работ [4; 5; 6], которые свидетельствуют об актуальности данного вида деятельности в рамках совершенствования современной российской системы образования.

В результате проведенного теоретического исследования Булавкина Е.Б. приходит к выводу о том, что «педагогическая компетентность предполагает системное единство знаний, опыта, личных качеств педагога и профессиональных умений и навыков, которые направлены на организацию процессов обучения и воспитания. Компетентному педагогу необходимо рационально обеспечивать взаимодействие всех участников образовательного процесса. Компетентность во многих исследованиях предполагает также личностное развитие и самосовершенствование педагога» [7, с. 47].

По данным «Отчета об итогах деятельности Министерства образования и науки Республики Саха (Якутия) в 2022 году и задачах на 2023 год», в системе общего образования работают 30 121 педагогических работников, в том числе 18 232 - в общеобразовательных организациях, 8 449 - в дошкольных образовательных организациях, 3 440 - в организациях дополнительного образования детей. Количество учителей в общеобразовательных организациях республики составляет 14 090 педагогов. Доля учителей с высшим профессиональным образованием - 84,40% (2021 г - 84,85%), отмечается повышение доли учителей с высшей квалификационной категорией на 11,1% и составляет 44,62% (2021 г -33,52%), сохраняется стабильный количественный состав учителей. Отмечается снижение доли учителей в возрасте до 35 лет на 0,87% и достигает 27,87% (2021 г - 28,74%), количество учителей с педстажем до 3 лет составляет 8,55% (9,12% - 2021 г) [8].

Остро стоит задача развития высоконравственной, социально зрелой, творчески активной личности, обладающей профессиональными компетенциями, от профессионально-личностных качеств которой зависит воспитание и обучение подрастающего поколения.

Решение данных вопросов может быть реализовано в рамках проекта «Моя история успеха», которая позволит обеспечить интеграцию СВФУ в образовательное пространство Республики Саха (Якутия), объединяющее научно-методические ресурсы образовательных организаций, устраняющее разрыв между содержанием университетской педагогической подготовки и школьным образованием, обеспечивающее согласованную кадровую стратегию, развитие системы практической подготовки студентов, единую методологию разработки и реализации образовательных программ, поддерживающее качественный рост квалификации педагогов, что приведет к повышению качества подготовки педагогических кадров, школьного образования, снижению кадрового дефицита, оперативному удовлетворению кадровых потребностей в сфере образования.

В рамках данного проекта были проведены X открытый профессиональный конкурс педагогического мастерства и общественного признания «Серебряный пеликан - 2023», посвященный памяти депутата Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Заслуженного работника народного хозяйства Республики Саха (Якутия) Миронова Александра Степановича и I студенческий конкурс профессионального мастерства «Крылья педагогики - 2023», посвященный Году педагога и наставника в Российской Федерации, которые прошли 12-15 марта 2023 года на четырех площадках г. Якутска: СВФУ им. М.К. Аммо-сова, в средних общеобразовательных школах СОШ № 33 и № 26, Городской классической гимназии (приказ №161-ОД от 22 февраля 2023 г).

Организаторами конкурса выступили Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова (ректор А.Н. Николаев), Республиканская общественная организация «Клуб «Учитель года Республики Саха (Якутия)»» (президент Клуба Ю.В. Кынатов), соорганизаторами являлись Управление образования ГО «г. Якутск» (начальник М.П. Петрова), МОБУ СОШ № 33 им. Л.А. Колосовой (директор П.Д. Батюшкин), МОБУ СОШ № 26 им. Е.Ю. Келле-Пелле (директор А.И. Васильев), МОБУ Городская классическая гимназия (К.Е. Андреева).

Цель конкурса «Серебряный пеликан»: создание условий для профессионального общения и совершенствования педагогического мастерства учителей Республики Саха (Якутия).

Задачи:

- представление педагогическому сообществу лучших образцов педагогической деятельности, профессиональных компетенций, обеспечивающих высокие результаты обучения, воспитания и развития детей;

- предоставление возможности обмена передовым методическим и педагогическим опытом учителей, создание условий для профессионального диалога учителей и формирование профессиональных сообществ;

- создание условий для подготовки к профессиональным конкурсам, в том числе «Учитель года».

Цель конкурса «Крылья педагогики»: поиск, развитие, поддержка и качественное трудоустройство перспективных обучающихся (студентов) университета, обладающих высоким уровнем предметно-методических, ключевых психолого-педагогических компетенций и надпрофессиональных навыков.

Задачи:

- повышение статуса и престижа педагога;

- формирование профессиональных компетенций конкурсантов, содействие их дальнейшему развитию через прохождение персонализированного обучения и получения обратной связи от экспертов, профессионального сообщества;

- создание условий для активной жизнедеятельности студентов, их профессионального становления и индивидуально-личностной самореализации в деятельности для удовлетворения потребностей в интеллектуальном и профессиональном развитии.

В конкурсе принимали участие 9 приглашенных экспертов (абсолютные победители, победители Всероссийского конкурса «Учитель года», представители российских газет «Учительская газета», «Мой Профсоюз»), 28 экспертов - члены жюри (абсолютные победители, победители, лауреаты разных лет республиканских конкурсов «Учитель Года», «Учитель Западной Якутии», «Серебряный пеликан», преподаватели СВФУ им. М.К. Аммосова). По итогам отборочного тура допущены к конкурсам 15 учителей общеобразовательных школ республики, участники конкурса «Серебряный пеликан», 14 участников конкурса «Крылья педагогики», студенты педагогических специальностей институтов СВФУ им. М.К. Аммосова, которые по положению рекомендованы по итогам внутреннего конкурса.

Конкурсные испытания состояли из четырех основных и финального этапов для трёх финалистов от каждого конкурса.

14 студентов - будущих учителей по педагогическому образованию всех выпускающих кафедр в рамках подготовки к конкурсу впервые в истории город-

ского профессионального конкурса «Учитель года - 2023 г» участвовали в составе жюри (организатор конкурса УО ГО «Якутск»).

Первый конкурсный день, 12 марта 2023 г., начался с проведения конкурсного этапа «Эссе» на тему «Согласны ли вы с выражением: «Тот, кто, обращаясь к старому, способен открывать новое, достоин быть учителем» (Конфуций)» для учителей - участников «Серебряного пеликана», и проведена «Олимпиада обо всём» на общую эрудицию, в которую вошли вопросы из педагогики, мировой художественной культуры, зарубежной литературы, естествознания и др. В этот же день конкурсанты, студенты педагогических специальностей, учителя школ, преподаватели вуза участвовали в 7 мастер-классах от приглашенных экспертов - победителей конкурса «Учитель года России», где гости делились секретами мастерства.

Второй конкурсный день начался с открытых уроков и лекций приглашенных гостей по литературе, математике, физике, химии, биологии. Всего было проведено 7 открытых уроков на трех площадкам (СОШ № 26, СОШ № 33, ГКГ). Затем участники приступили к конкурсным испытаниям. Участники конкурса «Серебряный пеликан» показали учебное занятие, а также прошли этап «Расскажу за 5 минут», участники конкурса «Крылья педагогики» провели с учащимися классные часы на конкурсном испытании «Классная тема».

В третий конкурсный день участники конкурса «Серебряный пеликан» прошли конкурсное испытание «Мастер-класс», а участники конкурса «Крылья педагогики» провели уроки в рамках этапа «Учебное занятие» и проанализировали занятие на этапе «Рецепт урока». По итогам четырех конкурсных испытаний были подведены общие итоги и названы финалисты конкурсов.

Четвертый конкурсный день начался с интегрированного финального этапа «Капитаны образовательного полёта», который прошел в виде открытого разговора учителей с заслуженным учителем Российской Федерации, кандидатом педагогических наук Овчинниковым Алексеем Васильевичем, а студентов - с доктором педагогических наук, профессором, заведующим лабораторией развития личностного потенциала в образовании Московского государственного педагогического университета Иоффе Андреем Наумовичем. Затем участники и зрители прослушали семинар доктора педагогических наук Иоффе А.Н. на тему «Занятие как культурный образец в образовании».

По итогам финального конкурса победителем X открытого профессионального конкурса педагогического мастерства и общественного признания «Серебряный пеликан - 2023», посвященного памяти депутата Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Заслуженного работника народного хозяйства Республики Саха (Якутия) Миронова Александра Степановича стала Федотова Эмма Иннокентьевна, учитель начальных классов Городской классической гимназии г. Якутска. Победителю вручен сертификат на 100 000 рублей от СВФУ им. М.К. Аммосова. Второе призовое место занял Егоров Николай Николаевич, учитель истории и обществознания МБОУ «Вилюйская гимназия им. И.Л. Кондакова» Вилюйского улуса, третье место присуждено Талыбыевой Сахае Бурхалеевне, учителю музыки МАОУ «СОШ № 23 г. Якутска».

Победителем I студенческого конкурса профессионального мастерства «Крылья педагогики - 2023», посвященного Году педагога и наставника в Российской Федерации стала Колесова Елена Егоровна, студентка 5 курса ИЯДО-18-521 Института зарубежной филологии и регионоведения. Второе место занял Самсонов Ярослав Виссарионович, студент 3 курса НДО-20 Педагогического института, третье место было присвоено Ивановой Дайаане Петровне, студентке 5 курса группы БА-БХ-18 Института естественных наук. Финалисты награждены сертификатами на прохождение образовательной стажировки, которую прошли в АНО ВО «Университет Иннополис». Программа стажировки включала курсы повышения квалификации «Цифровые инструменты преподавателя», знакомство с новым технопарком «ИТ-парк им. Башира Рамеева», посещение центров ИТ-технологий и кампуса Университета Иннополис, образовательных учреждений и знакомство с передовым опытом на разных уровнях образования, участие на IX Международного форума по педагогическому образованию IFTE -2023 «Качество педагогического образования в условиях современных вызовов», посещение уроков в образовательных учреждениях инновационной подготовки г Иннополис, а также культурно-просветительскую часть программы с посещением театров, музеев, экскурсий.

Конкурс «Крылья педагогики - 2023» проводится в рамках проекта «Моя история успеха», ориентированного на профессионально-личностный рост в процессе проектирования индивидуальной образовательной траектории и моделирования карьеры студентов СВФУ в сотрудничестве с республиканской общественной организацией «Клуб «Учитель года РС (Я)»».

Цель: развитие профессионального потенциала и внутренних личностных ресурсов студентов - будущих учителей, выявление и поддержка педагогического таланта.

Задачи:

1. Повышение престижа профессии учителя, привлечение творческих, способных, активных абитуриентов.

2. Создание конкурсных историй «Моя история успеха», формирование профессиональных компетенций конкурсантов, содействие их дальнейшему развитию через прохождение персонализированного обучения и получение обратной связи от экспертов, профессионального сообщества, качественное трудоустройство.

Участники конкурса «Крылья педагогики» в рамках подготовки к конкурсу впервые в истории городского профессионального конкурса «Учитель года -2023 г.» участвовали в составе жюри (организатор конкурса УО ГО «Якутск»).

Во время проведения конкурсов была создана коммуникационная профессиональная площадка для обмена опытом: мастерские педагогов России - экспертов конкурса, актовые лекции, распространение лучших практик.

12 марта, первый день конкурса, был традиционно посвящен гостям республики, которые провели мастер-классы:

- «Путь мастера в образовании» - победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России» разных лет, член жюри конкурса «Учитель года России», трижды победитель профессионального конкурса для журналистов «Рго-образо-вание» Иоффе Андрей Наумович, доктор педагогических наук, профессор, заведующий Лабораторией развития личностного потенциала в образовании Московского городского педагогического университета;

- «Метапредметность равна беспредметности?» - Клюев Юрий Александрович, кандидат биологических наук, учитель химии, директор Брянского лицея № 1 им. А.С. Пушкина, победитель конкурса «Учитель года России - 2018», Почетный работник общего образования РФ, председатель комитета по образованию Брянского городского совета народных депутатов;

- «Дети, которые играют в физику» - Костылева Екатерина Сергеевна, учитель физики, заместитель директора гимназии № 16 города Тюмени, абсолютный победитель конкурса «Учитель года России - 2021», руководитель центра научного творчества и робототехники «ФабЛаб» ТГУ;

- «По дороге со словами» - Никифорова Наталья Сергеевна, директор СОШ № 5 с углубленным изучением математики г Магнитогорска, учитель математики, абсолютный победитель конкурса «Учитель года России - 2009»;

- «Энергия духа» - Семке Андрей Иванович, учитель физики и астрономии, заслуженный учитель Кубани, «Учитель года - 2000», абсолютный победитель конкурса «Мужская профессия», лауреат премий Януша Корчака и «Династия», «Бронзовое перо УГ»;

- «Разговор о важном: с кем, для чего и о чём?» - Стельмахович Анна Юрьевна, победитель конкурса «Учитель года России - 2014», учитель литературы и основ религиозной культуры и светской этики школы № 5 города Магнитогорска;

- «Человек слова» - Родионова Оксана Александровна, главный специалист Департамента общественных связей аппарата Общероссийского профсоюза образования.

13 марта на базе школ № 26, № 33, Городской классической гимназии проведены лекции, уроки для студентов, учителей, преподавателей:

- лекция Костылевой Екатерины Сергеевны «Интерактивные методы работы как средства формирования компетенций будущего»;

- урок биологии на тему «Урок не по теме» в 10 классе - Овчинников Алексей Васильевич, кандидат педагогических наук, учитель биологии с. Балов-нево Липецкой области, старший научный сотрудник лаборатории профильного образования Института стратегии развития образования РАО, абсолютный победитель конкурса «Учитель года России - 2011», заслуженный учитель РФ, Почетный работник общего образования РФ;

- урок литературы в 5 классе «Путь героя: может ли бык стать львом...» (По рассказу И.С. Тургенева «Муму») - Стельмахович Анна Юрьевна;

- урок «Функциональный метод решения уравнений», 11 класс, математика - Никифорова Наталья Сергеевна;

- занятие (научно-популярная лекция + опыты с вопросами) с учащимися 11-х классов: «С чего начинается химия?» - Клюев Юрий Александрович;

- урок «О науке и фейках», 11 класс - Семке Андрей Иванович.

Проведен семинар доктора педагогических наук, профессора, заведующего

Лабораторией развития личностного потенциала в образовании Московского городского педагогического университета Иоффе Андрея Наумовича на тему «Занятие как культурный образец в образовании».

14 марта студенты, преподаватели учителя школ посетили мастер-классы конкурсантов «Серебряного пеликана».

15 марта прошел открытый этап конкурса «Капитаны образовательного полёта» для финалистов конкурса «Серебряный пеликан» - разговор с заслуженным учителем РФ, кандидатом педагогических наук Овчинниковым А.В., для финалистов конкурса «Крылья педагогики» - диалог с профессором МГПУ, доктором педагогических наук Иоффе А.Н.

Конкурс проходил с информационной поддержкой Общероссийского профсоюза образования и Учительской газеты. Приглашенные журналисты - Родионова Оксана Александровна, главный специалист Департамента общественных связей аппарата Общероссийского профсоюза образования, Мелешко Вадим Иванович, ЗАО "ИД "Учительская газета», редактор отдела политики и экономики образования.

Конкурсы освещены в статьях «Записки на чистом снегу» в российской газете «Мой профсоюз» (№ 14 (1184) от 6 апреля 2023 г), «Серебряные крылья» в российской газете «Учительская газета» (№ 13 (10978) от 28 марта 2023 г).

Таким образом, можно выделить, что формат конкурсов выглядит удачным, симбиоз жюри на двух конкурсах можно еще больше усилить, создавая ощущение одного большого мероприятия. Чувство сопричастности к учительскому конкурсу усиливает мотивацию студентов, профессионально-личностное

развитие педагогов, повышает профессиональные компетенции. Возможно также продумать и совместные этапы, объединив по жребию участников учительского конкурса со студенческим. Продолжение II этапа проекта «Моя история успеха» - создание системы сопровождения развития талантливых и мотивированных будущих учителей, включая стажировки во всероссийские и регио-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Библиографический список

нальные образовательные центры, школы, вузы, поддержку выхода на рынок труда и закрепления в профессии (включая профессиональное консультирование, наставничество, коучинг, сообщества поддержки), а также наставничество из числа членов клуба «Учитель года РС(Я)» и тьюторов клуба «Учитель года России».

1. Дубровская В.А. Влияние конкурсов педагогического мастерства на развитие профессионализма педагогов. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Кемерово, 2007.

2. Умникова Е.Л. Развитие профессиональной компетентности педагога в условиях инновационной образовательной среды. Диссертация ... кандидата психологических наук. Екатеринбург, 2011.

3. Мартьянова О.В. Педагогические условия формирования компетентности педагогических работников: профессиональные и грантовые конкурсы. Образование: опыт, проблемы и перспективы развития: Всероссийская научно-практическая конференция. Сборник итоговых материалов. Казань: Институт развития образования Республики Татарстан, 2018: 111-117.

4. Белухина О.С., Шрамкова О.В. Конкурсное движение как фактор развития профессиональных качеств педагога (из опыта работы саратовского областного института развития образования). World science: problems and innovations: сборник статей XXII Международной научно-практической конференции: в 2 ч. 2018: 184-186.

5. Пекарских Н.И. Конкурсы профессионального мастерства как средство самосовершенствования личностно-профессиональных качеств педагога. Педагогическое образование в России. 2013; № 5: 140-144.

6. Пингачева Т.В. Влияние конкурсов педагогического мастерства на развитие профессиональных компетентностей педагогов. Научные исследования: от теории к практике. 2015; Т. 1, № 4 (5): 185-188.

7. Булавкина Е.Б. Развитие профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования средствами конкурсов профессионального мастерства. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Орехово-Зуево, 2020.

8. Отчет об итогах деятельности Министерства образования и науки Республики Саха (Якутия) в 2022 году и задачах на 2023 год. Available at: https://minobrnauki. sakha.gov.ru/Ob-ispolnitelynom-OGV-RS--/Otcheti-v-Pravitelystvo-RS--/publichnye-doklady-mo-rsja

References

1. Dubrovskaya V.A. Vliyanie konkursov pedagogicheskogo masterstva na razvitie professionalizma pedagogov. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Kemerovo, 2007.

2. Umnikova E.L. Razvitie professional'noj kompetentnosti pedagoga v usloviyah innovacionnoj obrazovatel'noj sredy. Dissertaciya ... kandidata psihologicheskih nauk. Ekaterinburg, 2011.

3. Mart'yanova O.V. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya kompetentnosti pedagogicheskih rabotnikov: professional'nye i grantovye konkursy. Obrazovanie: opyt, problemy i perspektivy razvitiya: Vserossijskaya nauchno-prakticheskaya konferenciya. Sbornik itogovyh materialov. Kazan': Institut razvitiya obrazovaniya Respubliki Tatarstan, 2018: 111-117.

4. Beluhina O.S., Shramkova O.V. Konkursnoe dvizhenie kak faktor razvitiya professional'nyh kachestv pedagoga (iz opyta raboty saratovskogo oblastnogo instituta razvitiya obrazovaniya). World science: problems and innovations: sbornik statej XXII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii: v 2 ch. 2018: 184-186.

5. Pekarskih N.I. Konkursy professional'nogo masterstva kak sredstvo samosovershenstvovaniya lichnostno-professional'nyh kachestv pedagoga. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2013; № 5: 140-144.

6. Pingacheva T.V. Vliyanie konkursov pedagogicheskogo masterstva na razvitie professional'nyh kompetentnostej pedagogov. Nauchnye issledovaniya: ot teorii k praktike. 2015; T. 1, № 4 (5): 185-188.

7. Bulavkina E.B. Razvitie professional'noj kompetentnosti pedagogov doshkol'nogo obrazovaniya sredstvami konkursov professional'nogo masterstva. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Orehovo-Zuevo, 2020.

8. Otchet ob itogah deyatel'nosti Ministerstva obrazovaniya i nauki Respubliki Saha (Yakutiya) v 2022 godu i zadachah na 2023 god. Available at: https://minobrnauki.sakha.gov.ru/ Ob-ispolnitelynom-OGV-RS--/Otcheti-v-Pravitelystvo-RS--/publichnye-doklady-mo-rsja

Статья поступила в редакцию 08.08.23

УДК 37.014

Bugaeva A.P., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia),

E-mail: ivaya@mail.ru

MUSEUM PEDAGOGY AS A MEANS OF PATRIOTIC EDUCATION OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN. The article presents study of patriotic education and civic development of the younger generation, which the state currently sets before society and educational institutions as an urgent task for our country. On November 9, 2022, Decree of the President of the Russian Federation No. 809 "Fundamentals of the State Policy for the Preservation and Strengthening of Traditional Russian Spiritual and Moral Values" was issued. Patriotic education always remains a priority: to raise real people with high moral potential, who love their Motherland, who know how to work, to defend the Fatherland. The school in modern conditions is becoming the center of education of the younger generation in this direction, therefore it is important that each child develops a sense of patriotism: love for the Fatherland, devotion to it, the desire to serve its interests with their actions. The most important task of patriotic education is to form a sense of responsibility for the fate of our native country, to continue the noble deeds of our ancestors, and most importantly, to preserve and continue traditions.

Key words: patriotic education, junior schoolchild, Motherland, museum pedagogy, patriotism, history

А.П. Бугаева, канд. пед. наук, доц., Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск,

E-mail: ivaya@mail.ru

МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Статья посвящена проблеме патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения, которое в настоящее время государство ставит перед обществом и образовательными учреждениями как актуальную задачу нашей страны. 9 ноября 2022 г вышел Указ Президента РФ № 809 «Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». Патриотическое воспитание всегда остается в приоритете: растить настоящих людей с высоким нравственным потенциалом, любящих свою Родину, умеющих трудиться, защищать Отечество. Школа в современных условиях становится центром воспитания подрастающего поколения в данном направлении, поэтому важно, чтобы у каждого ребенка сформировалось чувство патриотизма: любовь к Отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам. Самой главной задачей патриотического воспитания является формирование чувства ответственности за судьбу родной страны для продолжения благородных дел наших предков и главное - стремления к сохранению и продолжению традиций. Целью статьи является раскрытие эффективности применения музейной педагогики в патриотическом воспитании младших школьников.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, младший школьник, Родина, музейная педагогика, патриотизм, история

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.