УДК 37.013.78
ТРАНСФОРМАЦИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
КОНКУРСОВ В РОССИИ:
ИСТОРИЯ,
СОВРЕМЕННОСТЬ,
ТЕНДЕНЦИИ
Степанов Олег Васильевич
Доктор социологических наук, профессор, директор Донского педагогического колледжа, г. Ростов-на-Дону, e-mail: [email protected]
Алмазова Татьяна Владимировна
Кандидат педагогических наук, преподаватель,
Донской педагогический колледж,
г. Ростов-на-Дону,
e-mail: [email protected]
В статье дается историко-педагогический анализ развития конкурсов педагогического мастерства в истории образования России. Авторами представлен анализ содержания и форм различных состязательных педагогических мероприятий, которые отражают специфику конкретного этапа эволюции образования. Сформулирован вывод о том, что развитие и реформация конкурсов педагогического мастерства осуществляются на основе образовательной политики государства и отражают идеологию и национальную политику в сфере образования.
-ffK
v?
f \
TRANSFORMATION OF PROFESSIONAL AND PEDAGOGICAL COMPETITIONS IN RUSSIA:
HISTORY, MODERNITY, TRENDS
Stepanov Oleg V.
Doctor of Sociological Sciences, Professor, Director of Don pedagogical College, Rostov-on-Don, e-mail: [email protected]
Almazova Tatyana V.
Candidate of Pedagogical Sciences,
Lecturer, Don Pedagogical College, Rostov-on-Don, e-mail: [email protected]
The article gives historical and pedagogical analysis of the development of pedagogical skills competitions in the history of education of Russia. The authors present the analysis of the content and forms of various controversial pedagogical activities that reflect the specifics of particular stage in the education evolution. The following conclusion is formulated: the development and reformation of pedagogical skills competitions are based on the educational policy of the state and reflects the ideology and national policies in the field of education.
Ключевые слова: образовательная политика, эволюция образования, конкурс педагогического мастерства, World Skills Russia, профессиональное совершенствование.
Keywords: educational policy, evolution of education, pedagogical skills competition, World Skills Russia, professional development.
Современный образовательный педагогический ландшафт уже невозможно представить без ярких интеллектуальных праздников, конкурсов профессионального мастерства педагогов. В последнее время они все более наполняются элементами шоу, не соревновательностью, а конкуренцией, со сложной системой подведения итогов и огромными материальными затратами. В чем же причина перемен, ведь долгие годы профессия педагога, педагогические конкурсы следовали достаточно строгим форматам, которые отражали сущностные требования системы образования и ее нравственные основания? Насколько этично превращать педагогику в спорт, в публичное соревнование, конкурс и даже в конкуренцию - это отдельная тема для размышления. Целью нашего анализа является рассмотрение феномена педконкурсов в образовательном пространстве России и проведении эффективной политики по организации конкурсов педагогического мастерства в системе подготовки и формирования учительства, отвечающей современным требованиям. Ответ на этот вопрос мы попытаемся найти, проведя историко-педагогический анализ развития конкурсов педагогического мастерства.
Известно, что в последние десятилетия в мире произошли глобальные трансформации, социально-экономические изменения, стремительный скачок информационно-технологического развития. Социальным заказом современного общества востребована личность конкурентоспособная, ориентированная на непрерывное саморазвитие и самосовершенствование. Все это не могло не отразиться на сфере образования, которая по своей сути объективно должна быть опережающей. В связи с этим значительно углубляется и расширяется содержание понятия «педагогическое мастерство».
Одним из эффективных способов совершенствования педагогического мастерства стали профессиональные конкурсы. В настоящее время большую популярность приобрели конкурсы профессионального педагогического мастерства среди студентов, молодых и уже состоявшихся педагогов. На смену устоявшимся, традиционным педагогическим конкурсам с четко выстроенными заданиями, основанными на основных дидактических принципах и принципах воспитания, пришли конкурсы нового формата.
Слово «конкурс» трактуется в большинстве источников как соревнование в какой-либо сфере деятельности с целью выявления побе-
дителя. А любое соревнование предполагает конкуренцию - соперничество по поводу какого-либо ресурса, объекта, цели, человека и т.д., что очень созвучно с требованиями современного общества.
Педагогические конкурсы зародились в России в 20-х гг. XX в. Изначально мотивом участия учителя в конкурсе было его стремление продемонстрировать свое профессиональное преимущество. К критериям профессионального признания учителя относились интеллигентность, высокий уровень образованности, профессиональная компетентность, высокая гражданственность. Критерии, предъявляемые в тот период к победителю конкурса, определяли роль учителя в обществе, мо-билизовывали его на борьбу за построение социалистической школы, на повышение уровня знаний, на участие в культурно-просветительской и хозяйственной жизни страны [1].
Первые в истории отечественного образования конкурсы проводились средствами массовой информации совместно с органами народного образования. Например, в 1923 г. газета «Правда» совместно с Нарком-просом, Главполитпросветом, крупными издательствами, выделившими специальные премии победителям, организовала Всероссийский конкурс на лучшего учителя. В объявлении о конкурсе разъяснялось, что лучшим нужно считать учителя, «если он сумел при чрезвычайно тяжелых условиях сохранить школу, благоустроить её; если он научил детей любить школу; если учитель связал школу с производством и принимает активное участие в общественной жизни; если он борется с религиозными предрассудками; если учитель помогает организовать кооператив, показывает лучшие способы ведения хозяйства» («Правда» от 8 июля 1923 г. № 65). Конкурс проводился по корреспонденциям, поступившим из разных уголков страны от сотрудников газет и от населения. Более двух месяцев «Правда», губернские и уездные газеты печатали статьи об учителях [1].
Жюри конкурса отметило 27 учителей. Их фамилии были занесены на «красную доску», 21 из них получил материальное поощрение. Все участники конкурса имели хорошее образование, отличались высоким уровнем педагогического мастерства, глубоким уважением к личности воспитанников, постоянным поиском путей улучшения школьного дела.
Конкурс показал, что рядовые учителя проводят большую работу по строительству новой школы, тесно связанной с жизнью. Жюри отметило, что «конкурс извлёк из глуши на свет божий большие достижения отдельных героев просвещения, которые без него, вероятно, ещё очень долго оставались бы под спудом» («Правда» от 8 июля 1923 г. № 65) [1].
В 30-е гг. в стране развиваются новые формы педагогического соревнования (смотры методической работы, издание на конкурсной ос-
нове монографий об опыте работы лучших школ и учителей и т.д.). Цель этих акций - повышение качества работы с учителями и, как следствие, повышение их профессионального уровня.
В 1934 г. Наркомпросом был объявлен конкурс на лучшую школу СССР. Победителем была признана московская школа № 25, созданная на базе частной гимназии Креймана. Педагогический коллектив школы большое внимание уделял развитию органов самоуправления, творчества учащихся, в школе успешно работали мастерские, осуществлялось политическое образование. С целью изучения опыта только в 1934/35 учебном году школу посетили 5 тысяч учителей [2].
Следует подчеркнуть, что формат и содержание педагогических конкурсов этого исторического этапа были заданы идеологией образования советского периода, а именно формированием идейных убеждений, основанных на основных структурных элементах советской идеологии - труде и коллективизме.
В 40-50-е гг. инициативу в проведении конкурсов педагогического мастерства перехватили США. В 1944 г. состоялся первый конкурс мастерства «Национальный учитель года США». Лучшего учителя страны в Америке определял национальный комитет, включающий представителей крупнейших образовательных организаций. Комитет тщательно изучал письменные рекомендации и характеристики участников конкурса, отбирал четырех финалистов. Их приглашали в Вашингтон. После личных бесед с членами комитета определялся национальный учитель года. Жюри руководствовалось следующими показателями: преданность своему делу, обладание высокими профессиональными навыками, умение вдохновлять любого ученика, высокая оценка и уважение педагога со стороны класса, родителей, коллег, высокоразвитые коммуникативные и ораторские способности. В течение года национальный учитель ездил по стране и за рубеж. Он выступал перед учителями, повышал имидж педагогической профессии [1].
Уже первые американские профессиональные конкурсы носили признаки самоутверждения, индивидуализации достижений педагогов (в противовес советским, ориентированным на представление в лице одного педагога опыта всего педагогического коллектива). Причиной этого была совершенно другая образовательная идеология, основанная на ценностях капиталистического общества - индивидуализме, конкуренции и эффективности.
Возможно, что, когда в 1989 г. «Учительская газета» выступила с идеей проведения конкурса «Учитель года СССР», на фоне становления рыночной экономики, нового социально-экономического строя в нашей
стране, педагогическое состязание по аналогии с конкурсом «Национальный учитель года США» также было ориентировано на демонстрацию личных достижений участников. Тогда инициатива получила одобрение президента СССР М.С. Горбачёва, и рабочая группа приступила к разработке модели конкурса и ее реализации.
После распада СССР конкурс получил статус всероссийского и название «Учитель года России», сохранив при этом символ всесоюзного конкурса и главный приз - «Хрустальный пеликан».
В целом модель конкурса сохраняла первоначальный вариант, его основные этапы, изменяя в каждой фазе своего развития процедурные элементы, исключая или добавляя отдельные составляющие конкурсных состязаний.
За 26 лет только в финале конкурса приняли участие примерно 1800 педагогов из 77 субъектов Российской Федерации.
Современная образовательная политика в нашем государстве в настоящий момент декларирует образование как общественно значимое благо, не столько образовательную ценность, сколько образовательную услугу. Это также продиктовано социально-экономическими изменениями, возросшей конкуренцией в среде коммерческих и бюджетных образовательных организаций. Сегодня каждый учитель должен быть готов к творческой деятельности, так как это прежде всего залог его успешности, а значит, и востребованности на рынке образовательных услуг. Целью современных систем образования является непрерывное общее и профессиональное развитие педагога. Ведь только саморазвивающийся учитель способен воспитать саморазвивающегося ученика, и только конкурентоспособный учитель способен взрастить конкурентоспособную личность.
Конкуренцию в педагогической среде пробуждает и большое количество конкурсов педагогического мастерства - «Учитель года России», «Воспитатель года России», «Директор России», «Воспитать человека», «Сердце отдаю детям», огромное количество дистанционных педагогических интернет-конкурсов различных уровней с различными приоритетами направленности конкурсных состязаний.
Педагоги борются не только за звание лучшего, но и за реальные материальные блага в виде конкретных призов, премий, прибавок к заработной плате, и за «дивиденды» в виде общественного признания в профессиональной среде.
Вершиной такой борьбы на сегодняшний день становится конкурс профессионального мастерства в новом формате, формате World Skills, победитель которого получает ценные призы (в зависимости от уровня
чемпионата довольно солидные), а также приобретает право представления своей профессии на мировом уровне.
World Skills - это международное некоммерческое движение, целью которого являются повышение престижа рабочих профессий и развитие профессионального образования путем гармонизации лучших практик и профессиональных стандартов во всем мире посредством организации и проведения конкурсов профессионального мастерства как в каждой отдельной стране, так и во всем мире в целом [3]. Россия в 2012 г. вступила в это международное движение и стала его 60-м членом. Хотя первоначально данный конкурс проводился для рабочих специальностей, постепенно спектр компетенций расширялся и на сегодняшний день составляет более 50.
С 2015 г. в перечень компетенций World Skills Russia вошли и педагогические профессии, что дало мощный толчок к развитию соревновательности среди молодых педагогов. Основной задачей конкурса является стимулирование личностно-профессионального роста и профессионально-творческой активности представителей педагогических специальностей. А формат конкурса позволяет оценить степень сформиро-ванности профессиональных компетенций через выполнение практико-ориентированных конкурсных заданий.
Большим недостатком является высокая стоимость организации, проведения и участия в таком конкурсе, что крайне обременительно именно для образовательных организаций, которые не могут обеспечить участие конкурсантов без помощи спонсоров. Для образовательных организаций педагогического профиля ввиду отсутствия спонсоров, состоятельных работодателей - разорительно. Но таковы реалии и требования движения World Skills, которое на сегодняшний день является коммерциализированным результатом эволюции конкурсов профессионального мастерства.
Проведенный социальный, исторический, педагогический анализ развития конкурсов педагогического мастерства в России позволяет сделать следующие выводы:
1. Возникшие в начале XX в. конкурсы профессионального педагогического мастерства в ходе своего развития претерпевали определенные изменения, которые касались содержания и формы профессионального совершенствования и отражали специфику конкретного этапа эволюции образования. На сегодняшний день такие конкурсы являются неотъемлемой чертой образовательного пространства в целом, эффективным мотивирующим моментом для развития профессиональных компетенций педагогов, их творческого потенциала, способствуют раз-
витию активной жизненной позиции педагога, его коммуникативных способностей, стремлению к самосовершенствованию, самопознанию, самоактуализации. Но вместе с этим конкурсы не должны становиться самоцелью для педагога, настоящей победой для него должны оставаться развитие и достижения его учеников.
2. Современные конкурсы в целом сохранили специфику проведения непосредственно педагогических конкурсов педагогического мастерства, но обогатились современными формами трактовки конкурсных заданий (мастер-классы, открытые дискуссии, педагогические проекты, собственные интернет-сайты и блоги и др.), а также характеризуются активным обязательным использованием ИКТ-технологий.
3. Развитие и реформация конкурсов педагогического мастерства всегда осуществляются на основе национальной политики в сфере образования, отражая идеологию и образовательную политику со всеми ее минусами и плюсами. Профессиональные конкурсы не должны имитировать заботу государства о представителях педагогической профессии, а должны стать тем рычагом, который сможет повысить престиж педагогической профессии в современной России и помочь находить реальные формы поощрения учительского труда.
Несмотря на содержательное различие, любой конкурс профессионального мастерства способствует внедрению новых педагогических технологий в систему образования, а это, в свою очередь, способствует развитию образования в целом.
Литература
1. Учитель года России [Электронный ресурс]. URL: www.teacher-of-russia.ru (дата обращения: 15.03.2016).
2. Дубровская В.А. Научно-методическое сопровождение конкурсного движения педагогов // Вестник Томского государственного педагогического университета. Педагогика. 2007. № 7(70). С. 35-39.
3. World Skills Russia [Электронный ресурс]. URL: http://worldskills.ru (дата обращения: 15.03.2016).
4. Пахомова Е.М. Конкурс профессионального мастерства как средство повышения квалификации учителя : дис. ... канд. пед. наук. М., 2003. 208 с.
5. Привалова Г.Ф. Конкурс профессионального мастерства как средство развития творческого потенциала педагога : дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2008. 221 с.
References
1. Uchitel' goda Rossii [Elektronniy resurs]. URL: www.teacher-of-russia.ru (data obrashcheniya: 15.03.2016).
2. Dubrovskaya V.A. Nauchno-metodicheskoe soprovozhdenie konkursnogo dvizheniya pedagogov // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo univer-siteta. Pedagogika. 2007. № 7(70). S. 35-39.
3. World Skills Russia [Elektronniy resurs]. URL: http://worldskills.ru (data obrashcheniya: 15.03.2016).
4. Pakhomova E.M. Konkurs profession-al'nogo masterstva kak sredstvo povysheniya kvalifikatsii uchitelya : dis. ... kand. ped. nauk. M., 2003. 208 s.
5. Privalova G.F. Konkurs profession-al'nogo masterstva kak sredstvo razvitiya tvorcheskogo potentsiala pedagoga : dis. ... kand. ped. nauk. Ekaterinburg, 2008. 221 s.