Научная статья на тему 'Формирование патриотизма школьников средствами хореографического искусства в Китае'

Формирование патриотизма школьников средствами хореографического искусства в Китае Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
228
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧУВСТВО ПАТРИОТИЗМА / PATRIOTISM / ЭТНИЧЕСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ / ETHNIC SELF-AWARENESS / ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СРЕДА / ETHNOPEDAGOGICAL ENVIRONMENT / ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО КИТАЯ / CHOREOGRAPHIC ART OF CHINA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вэй Ли Ли

В статье представлен теоретическо-исторический анализ понятия «патриотизм». Средством развития чувства патриотизма у китайских школьников автор видит в богатом хореографическом искусстве Китая через формирование их этнического самосознания. Автор отмечает, что развитие хореографии любого этноса происходит на основе его этнического самосознания, поэтому обращение к традиционной народной культуре, связанной с этническими корнями прошлого, народными календарными праздниками, старинными свадебными обрядами, народными играми и развлечениями может использоваться при развитии чувства патриотизма китайских школьников. В содержании хореографического искусства Китая раскрываются пример-идеал, общение, традиция, быт, природа, религия. Анализируя этнические группы Китая, автор определяет общие закономерности и специфические особенности хореографического искусства различных китайских этносов. Автором рассматривается создание этнопедагогической среды как внешнего фактора формирования патриотизма у школьников. Этнопедагогическая среда является совокупностью компонентов социокультурного характера и определяется научно обоснованной динамикой, выбором эффективных технологий, современных форм и адекватных способов возрождения этнической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PATRIOTISM IN SCHOOLCHILDREN BY MEANS OF CHOREOGRAPHIC ART IN CHINA

The theoretical and historical analysis of the concept of “patriotism” is presented in the article. The author sees the means of developing a sense of patriotism in Chinese schoolchildren in the rich choreographic art of China through the formation of their ethnic self-awareness. The author notes that the development of the choreography of any ethnos occurs on the basis of his ethnic identity, therefore, the appeal to the traditional folk culture associated with the ethnic roots of the past, folk calendar holidays, ancient wedding rituals, folk games and entertainment can be used in developing the sense of patriotism of Chinese schoolchildren. The contents of the choreographic art of China reveal an ideal, communication, tradition, life, nature, religion. Analyzing the ethnic groups of China, the author determines the general patterns and specific features of the choreographic art of various Chinese ethnoses. The author considers the creation of an ethnopedagogical environment as an external factor in the formation of patriotism in schoolchildren. Ethno-pedagogical environment is a set of components of a sociocultural nature and is determined by scientifically based dynamics, the choice of effective technologies, modern forms and adequate ways of reviving ethnic culture.

Текст научной работы на тему «Формирование патриотизма школьников средствами хореографического искусства в Китае»

УДК 374

Wei Li Li (China), 1st year graduate student, Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia),

E-mail: [email protected]

FORMATION OF PATRIOTISM IN SCHOOLCHILDREN BY MEANS OF CHOREOGRAPHIC ART IN CHINA. The theoretical and historical analysis of the concept of "patriotism" is presented in the article. The author sees the means of developing a sense of patriotism in Chinese schoolchildren in the rich choreographic art of China through the formation of their ethnic self-awareness. The author notes that the development of the choreography of any ethnos occurs on the basis of his ethnic identity, therefore, the appeal to the traditional folk culture associated with the ethnic roots of the past, folk calendar holidays, ancient wedding rituals, folk games and entertainment can be used in developing the sense of patriotism of Chinese schoolchildren. The contents of the choreographic art of China reveal an ideal, communication, tradition, life, nature, religion. Analyzing the ethnic groups of China, the author determines the general patterns and specific features of the choreographic art of various Chinese ethnoses. The author considers the creation of an ethnopedagogical environment as an external factor in the formation of patriotism in schoolchildren. Ethno-pedagogical environment is a set of components of a sociocultural nature and is determined by scientifically based dynamics, the choice of effective technologies, modern forms and adequate ways of reviving ethnic culture.

Key words: patriotism, ethnic self-awareness, ethnopedagogical environment, choreographic art of China.

Вэй Ли Ли, магистрант 1 курса Российского государственного педагогического университета им. А.И. Гзрцена,

г. Санкт-Петербург, Е-mail: [email protected]

ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЗМА ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА В КИТАЕ

В статье представлен теоретическо-исторический анализ понятия «патриотизм». Средством развития чувства патриотизма у китайских школьников автор видит в богатом хореографическом искусстве Китая через формирование их этнического самосознания. Автор отмечает, что развитие хореографии любого этноса происходит на основе его этнического самосознания, поэтому обращение к традиционной народной культуре, связанной с этническими корнями прошлого, народными календарными праздниками, старинными свадебными обрядами, народными играми и развлечениями может использоваться при развитии чувства патриотизма китайских школьников. В содержании хореографического искусства Китая раскрываются пример-идеал, общение, традиция, быт, природа, религия. Анализируя этнические группы Китая, автор определяет общие закономерности и специфические особенности хореографического искусства различных китайских этносов. Автором рассматривается создание этнопедагогической среды как внешнего фактора формирования патриотизма у школьников. Этно-педагогическая среда является совокупностью компонентов социокультурного характера и определяется научно обоснованной динамикой, выбором эффективных технологий, современных форм и адекватных способов возрождения этнической культуры.

Ключевые слова: чувство патриотизма, этническое самосознание, этнопедагогическая среда, хореографическое искусство Китая.

Впервые понятия «патриот» и «патриотизм» стали употребляться в период Великой французской революции 1789 - 1793 гг. Патриотами тогда называли себя борцы за народное дело, защитники республики в противовес, как тогда считали, изменникам и предателям родины из лагеря монархистов. Обратимся прежде всего к его философскому истолкованию: «Патриотизм (от греч. ра^ - отечество) - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины» [1, с. 358]. В лексическом же значении слово патриотизм обозначает «любовь к родине, преданность своему Отечеству, своему народу». В частности, патриотизм включает в себя: чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос; уважительное отношение к родному языку; заботу об интересах Родины; проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине; гордость за её социальные и культурные достижения; отстаивание её свободы и независимости; уважительное отношение к историческому прошлому Родины и унаследованным от него традициям; стремление посвящать свой труд, силы и способности расцвету Родины [2].

С точки зрения этики, патриотизм - это общественный и нравственный принцип, характеризующий отношение людей к своей стране, которое проявляется в определённом образе действий и сложном комплексе общественных чувств, обычно называемом любовью к Родине. Любовь к Родине включает в себя: заботу об интересах и исторических судьбах страны и готовности ради нее к самопожертвованию; верность Родине, ведущей борьбу с врагами; гордость за социальные и культурные достижения своей страны, сочувствие к страданиям народа и отрицательное отношение к социальным порокам общества; уважение к историческому прошлому Родины и унаследованным от него традициям; привязанности к месту жительства, считают С.В. Кривых и Г.А. Коновалова [3].

Но патриотизм не имеет ничего общего с замыканием человека в своих узких национальных интересах. Истинный патрио-

тизм по своей природе гуманистичен и включает в себя уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и культурными традициям, в том числе хореографическому искусству, которое мы будем рассматривать как средство развития патриотического чувства у китайских школьников.

У всех этнических групп Китая используются общие закономерности хореографического искусства. Танцоры различных этносов Китая:

- используют принцип контраста или противопоставления ритма, темпа, пространственной динамики;

- применяют осмысленное использование кульминации, выражающейся в любом эпизоде танца;

- обеспечивают нарастание в танце эмоционально-чувственного напряжения через способы символизации, метафори-зации;

- добиваются взаимодействия музыкальной и хореографической драматургии, обеспечивая индивидуальность композиции танца;

- обеспечивают свободное владение позой как смысловой мизансценой с целью развитие лексики и рисунка танца;

- разворачивают этапность танцевального действия, используя принцип монтажа эпизодов танца.

В содержании хореографического искусства Китая раскрываются пример-идеал, общение, традиция, быт, природа, религия. В танцевальной деятельности особый интерес вызывают такие качества танцора, как пластичность, эмоциональность, выразительность восприятия и др.

Вместе с тем, большинство хореографов отмечают, что развитие хореографии любого этноса происходит на основе его этнического самосознания, поэтому обращение к традиционной народной культуре, связанной с этническими корнями прошлого, народными календарными праздниками, старинными свадебными обрядами, народными играми и развлечениями связано с современными потребностями этносов Китая и играют большую роль в формировании патриотизма у китайских школьников.

Культурной ценностью этнический танец обладает уже потому, что это единственный вид искусства, представляющий человеческое Я полностью и в единстве всех его составляющих жизнедеятельности. Назначение танца М.Н. Жиленко [4] видит в «глубинном общении». В народной педагогике главное - сопричастность всех интересующихся танцем. Возникает общность «между» эпохами, континентами, социальными группами, этносом. В традиционной хореографии этносов Китая в качестве примера педагогически мотивированного действия можно привести исполнение поклона. Он несет особый смысл как знак внимания и благодарности воспитанника по отношению к старшим и друг к другу. Небрежное выполнение поклона свидетельствует о неуважительном отношении ко всему, что происходит в традиционной хореографии.

Развитие восприятия хореографического искусства этносов Китая является весьма важным для развития патриотизма школьников в процессе их обучения, как в школе, так и в системе их дополнительного образования. Патриотическое воспитание -сложный педагогический процесс формирования у школьников любви к своей стране, к её истории и культуре. Немаловажную роль в патриотическом воспитании играет изучение танцевального искусства Китая, в основе которого лежит способность воспринимать, переживать хореографическое содержание, как художественно-образное отражение действительности.

Традиционная хореография китайских этносов способна развивать патриотическое чувство школьников с помощью:

- сохранения и развития этнической культуры, традиционных видов прикладного и изобразительного искусства Китая;

- возрождения этнических форм хореографического искусства, обрядов, традиций, традиционных фестивалей, народных праздников Поднебесной;

- овладения обучающимися историко-культурным опытом этносов Китая, возрождения этнических норм и общественных отношений;

- формирования культурной личности, осознающей свою этническую индивидуальность.

Формирование патриотизма у школьников средствами этнической хореографии осуществляется с использованием этнической среды как развивающего условия. Этническая среда рассматривается нами как один из компонентов социальной среды. В центре её внимания находится: социально-этническая общность, этническая группа или человек того или иного этноса. Мы понимаем этническую среду как социальное окружающие человека (группы, общности), общественные, материальные и духовные условия его существования, деятельности и отношений.

Чувство патриотизма обусловлено этничностью, определяющейся особой этнической средой, в которой находится школьник, в неё включены:

а) владение естественным языком этнической группы, признание его в качестве «родного» и использование этого языка в обыденном общении;

б) обладание культурой этноса, к которому принадлежит группа, и использование её компонентов в повседневной жизнедеятельности;

Библиографический список

в) использование и сохранение традиций образа жизни, отношений и поведения этноса;

г) предоставление каждому представителю этноса возможность осознания принадлежности к нему.

По мнению В.Ф. Генинга [5, с. 23], следует различать необходимые условия возникновения и развития этнической среды как фактора, формирующего чувство патриотизма, и этнические признаки, отражающие те существенные различия между этносами, которые позволяют их отличать друг от друга. Значит, если язык, территория, религия и другое являются признаками этноса, несущими в себе конкретное содержание, то этническая среда, унитарность перечисленных признаков представлена в качестве основных факторов образования этноса, способствующих формированию, конституированию и модификации последнего.

Создание этнопедагогической среды рассматривается как внешний фактор формирования патриотизма у школьников. Эт-нопедагогическая среда является совокупностью компонентов социокультурного характера и определяется научно обоснованной динамикой, выбором эффективных технологий, современных форм и адекватных способов возрождения этнической культуры [6]. В качестве элементов этнопедагогической среды мы видим приглашение к преподаванию высококвалифицированных специалистов, которые знают язык, обычаи, традиции определенных этносов и умеют передавать их школьникам в образовательном процессе. Кроме этого, к этнопедагогической среде мы относим создание в учреждении образования культуротвор-ческой воспитательной системы для учащихся в виде объединений школьников (например, этнокультурные центры сохранения народных традиций), творческих студий (хореографических, драматических, вокальных и т. д.), приглашение признанных мастеров культуры для проведения занятий и мастер-классов.

Главной целью воспитательно-педагогической системы в школе как средства развития патриотизма школьников мы видим в обеспечении этнокультурных потребностей личности учащихся. Образовательная деятельность должна реализовать принцип этнокультурного взаимодействия школьников и среды и направляться на создание соответствующих условий для развития этнической картины мира у обучающихся. Приобщение школьников к культуре своего этноса ведёт к формированию интереса к историко-культурному опыту своей страны, развитию их этнической индивидуальности, и как конечная цель - развивает чувство патриотизма у школьников.

Таким образом, хореографическое искусство мы видим средством патриотического воспитания школьников. Поводя итог, отметим, что сформированность чувства патриотизма включает способность у школьников к:

• осознанию себя в качестве субъекта в своей этнической среде;

• определению своего места, роли, значимости и ответственности в современном многоэтническом мире;

• выявлению культурных сходств и различий между различными этническими группами, что связано с развитием межэтнической толерантности;

• неприятию акций этнокультурной агрессии, дискриминации и культурного вандализма.

1. Философский словарь. Редактор И.Т. Фролов. Москва, 1986.

2. Кобылянский В.А. Национальная идея и воспитание патриотизма. Педагогика. 1998: 5: 52 - 58.

3. Кривых С.В., Коновалова Г.А. Педагогические основы патриотического воспитания школьников: монография. Новокузнецк: Изд. ИПК, 2002.

4. Жиленко М.Н. Танец какпротокоммуникация. Available at: http://gask.countries.ru/?pid=90

5. Генинг В.Ф. Этнический процесс первобытности. Свердловск, 1970.

6. Кривых С.В., Ясюченя Е.Л. Становление этнического самосознания личности. Мир науки, культуры, образования. 2010; 1 (20); 270 - 273.

References

1. Filosofskij slovar'. Redaktor I.T. Frolov. Moskva, 1986.

2. Kobylyanskij V.A. Nacional'naya ideya i vospitanie patriotizma. Pedagogika. 1998: 5: 52 - 58.

3. Krivyh S.V., Konovalova G.A. Pedagogicheskie osnovy patrioticheskogo vospitaniya Shkolnikov: monografiya. Novokuzneck: Izd. IPK, 2002.

4. Zhilenko M.N. Tanec kakprotokommunikaciya. Available at: http://gask.countries.ru/?pid=90

5. Gening V.F. 'Etnicheskijprocess pervobytnosti. Sverdlovsk, 1970.

6. Krivyh S.V., Yasyuchenya E.L. Stanovlenie 'etnicheskogo samosoznaniya lichnosti. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2010; 1 (20); 270 - 273.

Статья поступила в редакцию 01.10.17

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.