А. М. Гафт
(Ханты-Мансийск)
РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ХОРЕОГРАФИИ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНИЧЕСКОГО САМОСОЗНАНИЯ СТУДЕНТОВ
В статье представляются результаты реализации социально-педагогической системы обучения хореографии как средства формирования этнического самосознания студентов. Систематизированы общие закономерности хореографического творчества коренных народов Севера, определены организационно-содержательные компоненты профессионального обучения хореографии
Этнокультурный облик России отличается огромным разнообразием, которое обусловлено обширностью территории, природными различиями, характером формирования государства и его политикой в отношении культурно разнородного населения. Россия, строя новую государственность, ориентируются на создание многонационального гражданского общества. Этническая принадлежность «задается» вместе с рождением, умением говорить на «родном» языке культурным окружением, в которое человек попадает и которое, в свою очередь, «задает» общепринятые стандарты поведения и самореализации личности. В научной литературе встречаются два термина: «этническая самоидентификация» и «этническое самосознание». В. Ю. Хотинец [11, с. 28] утверждает, что чувство принадлежности к своему этносу, сформулированное англоязычными учеными как «этническая самоидентификация» (ethnic identity], эквивалентен русскоязычному термину «этническое самосознание», именно этот термин более приемлем для этнопедагогических исследований.
С точки зрения психологии, самосознание -относительно устойчивая система представлений индивида о себе самом, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и сообразно этому относится к самому себе. Педагогика определяет самосознание как осознание и оценку человеком самого себя в качестве субъекта практической и познавательной деятельности, как личности, а также своих чувств, желаний, потребностей, идеалов, достоинств и недостатков.
Отождествляя себя с определенным этносом, индивид воспринимает и включает в
свой внутренний мир те ценности, идеи, убеждения, образцы, которые выработаны и характерны по преимуществу для этой общности, являются во многом уникальными и специфическими.
В результате обобщения рассмотренных исследователями представлений этнического самосознания [1, 2, 3, 10 и др.] мы предлагаем следующее определение: этническое самосознание есть относительно устойчивая система осознанных представлений и оценок реально существующих этнодифференцирующих и этноинтегрирующих признаков жизнедеятельности этноса. Данное определение этнического самосознания позволяет выделить в его структуре три основных компонента: когнитивный (знание об этнокультурных и этнопсихологических особенностях своего народа], эмоционально-ценностный (этнокультурные и этнопсихологические потребности, мотивы, интересы], регулятивный (деятельности, поведения]. Этническое самосознание включает способности студента:
- осознавать себя в качестве этнокультурного субъекта в родной среде;
- выявлять культурные различия и сходства между представителями различных этнических групп с целью расширения рамок собственной групповой принадлежности за пределами национальных границ родного края;
- определять свое место, роль, значимость и ответственность в глобальных общечеловеческих процессах;
- инициировать и принимать активное участие в действиях против этнокультурной агрессии, дискриминации и культурного вандализма.
Особая роль в сохранении и распространении в обществе традиций коренных народов Севера отводится сегодня сфере общего, дополнительного и профессионального образования. В связи с этим большое значение приобретает подготовка специалистов в области этнохудожественного творчества, которая ведётся во многих вузах культуры и искусств России. Народная педагогика как социальнокультурное основание развития традиционной хореографии коренных народов Севера раскрывает содержание личных качеств исполнителя, формируемых в ходе обучения хореографии. Народная педагогика позволяет человеку познать самого себя и осуществить самовоспитание в танце. Танец воспитывает с точки зрения достигаемых педагогических целей, что подразумевает раскрытие композиций, их «проживание» в процессе исполнения.
При построении социально-педагогической системы профессионального обучения хореографии как средства формирования этнического самосознания мы опирались на следующие теоретические основы.
Общие закономерности хореографического творчества коренных народов Севера, составляющие научно-методическую основу процесса профессионального обучения студентов в художественном вузе, это:
- использование принципа контраста (противопоставления] темпа, ритма, пространственной динамики;
- осмысленная устремленность на кульминацию, которая выражается в каждом эпизоде танца;
- умение добиться взаимодействия музыкальной и хореографической драматургии;
- обеспечение роста эмоционально-чувственного напряжения в танце через способы символизации, метафоризации;
- развитие лексики и рисунка танца;
- свободное владение позой как смысловой мизансценой;
- развертывание этапности хореографического действия по принципу монтажа эпизодов танца;
- индивидуальность композиции и хореографического текста.
Возможности Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, позволяющие существенно обогатить образовательный процесс вуза этнохудожественным содержанием, таковы:
- определены требования к результатам освоения основных образовательных программ, важным приобретением стала ориентация на личностную составляющую подготовки в виде общекультурных компетенций -совокупности социально-личностных качеств выпускника (владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации; осознание социальной значимости своей будущей профессии; способность анализировать социально значимые проблемы и процессы; владеть основными методами, способами и средствами получения, переработки информации];
- существенно расширена (до 50%] вариативная часть, состоящая из вариативных дисциплин (модулей], устанавливаемых вузом в соответствии с выбранным профилем, и дисциплин по выбору студентов (не менее 30% от вариативной части], что дает возможность наполнить вариативный компонент учебного плана региональной спецификой; сочетание дисциплин вариативной части учебного плана дает возможность «нелинейной» организации образовательного процесса;
- вузу дана возможность разрабатывать несколько учебных планов в рамках одного профиля с учетом особенностей программы подготовки; предоставляется право определить виды учебных практик и наполнить их содержанием (цели и задачи, программы и формы отчетности]; дана свобода в определении форм, объема и структуры выпускной квалификационной работы;
- предусмотрено широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий, в рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями национальной культуры, мастер-классы этнических коллективов, экспертов и специалистов;
- предлагается использование зачетных единиц в качестве меры трудоемкости образовательных программ, что позволяет учитывать и оценивать внеаудиторную и творческую работу студентов.
При реализации социально-педагогической системы профессионального обучения хореографии как средства формирования этнического самосознания студентов мы, прежде всего, обратили внимание на содержание профессиональных образовательных программ, формы и средства обучения, культурно-досуговую деятельность, отражающие ре-
гионально-национальные особенности подготовки специалиста.
Основными организационно-содержательными компонентами профессионального обучения хореографии являются:
- содержательный блок, представленный
содержательным наполнением учебного плана подготовки хореографов, наполнение региональной спецификой дисциплин федерального компонента «Теория и история народной художественной культуры», «Этнография и танцевальный фольклор», «Народно-сценический танец» и др.; введение за счет часов регионального компонента и курсов по выбору дисциплин «Фольклор народов Севера», «Танец народов Севера», «Мифология и мировоззрение коренных народов Севера», «Методика собирания и обработки
фольклора» и др.;
- деятельностный блок, представляющий собой этнопедагогические технологии обучения хореографии, например, технология «проникновения» в характер национального танца (С. Ф. Карабанова [6], А. К. Кульбекова [8]], технология «прочтения» хореографического текста (М. Н. Жиленко [5], А. П. Кириллов], технология пластико-хореографической подготовки специалиста социально-культурной деятельности (И. Г. Скляр, О. В. Ершова [4]], поэтапную систему обучения хореографическому творчеству (Л. А. Касиманова [7]] и др., а также собирание и обработку фольклора и учебные практики (ознакомительную, педагогическую, производственную и др.], стажировки и экспедиции;
- событийный блок, содержащий организацию этнохудожественного творчества (создание атмосферы заинтересованности этно-художественным творчеством; создание условий для занятия этнохудожественным творчеством; развитие эмоциональности, восприимчивости к прекрасному, используя при этом взаимодействия социальных субъектов образовательного пространства города, региона; использование инновационных технико-технологических приёмов, адекватных содержанию образования] и творческой активности студентов, включающей в себя постоянно повышающийся и закрепляющийся интерес к национальному искусству, коллективную концертную деятельность и изучение хореографического и этнографического наследия коренных народов Севера.
Таким образом, профессиональное обучение традиционной хореографии коренных
народов Севера способно формировать этническое самосознание студентов через:
- сохранение и развитие в содержании эт-нохудожественного образования национальной культуры коренных народов Севера, традиционных видов прикладного, изобразительного и хореографического искусства;
- изучение этнических форм танцевального искусства, обрядов, традиций, народных праздников, спортивных игр в практическом обучении студентов (практикумы, стажировки, учебные практики, экспедиции];
- овладение студентами историко-культурным опытом этносов, возрождение этнических норм и отношений в семье, в народных сообществах;
- формирование социокультурного типа личности, этнической индивидуальности студента.
Разработанная нами социально-педагогическая система профессионального обучения хореографии как средство формирования этнического самосознания студентов представлена на рисунке.
Для выявления разработанной нами системы были разработаны критерии сформированное™ этнического самосознания:
1] когнитивно-мотивационный (знание об этнокультурных и этнопсихологических особенностях своего народа, уровень познавательных, творческих и социальных мотивов занятий этнохореографическим искусством];
2] социально-деятельностный (уровень развития целеполагания, планирования и участия в жизнедеятельности этноса];
3] эмоционально-волевой (уровень эмоционально-волевой реакции в нормативной оценке этнической реальности], а также технологический критерий эффективности реализуемой системы (темповых показателей и качества развития этнохореографических умений и навыков, отраженных в концертной и творческой деятельности].
Результаты педагогического эксперимента показывают, что организованная учебновоспитательная работа и культуротворческая среда вуза способствовали формированию этнического самосознания студентов. Так, число студентов, имеющих высокий уровень, от 1 до 5 курса в экспериментальной группе увеличилось: по когнитивно-мотивационному критерию с 22 до 36%; по социально-деятельностному критерию с 31 до 48%; по эмоционально-волевому критерию с 56 до 71%; по
Социальный заказ многонационального общества
Цель: обеспечение этнокультурных и этнопсихологических потребностей личности студентов средствами хореографического образования
Педагогическая деятельность, ориентированная на реализацию принципа этнокультурного взаимодействия субъектов образования и среды
Задачи профессионального обучения хореографии как средства этнического самосознания студентов:
- осознание неразрывности хореографического и драматического искусства с образом жизни и быта, традициями коренных народов Севера;
- накопление и обработка хореографического материала, представлений о традиционном искусстве, праздниках и обрядах путём наблюдений и изучения всех видов искусства в естественной среде;
- выделение наиболее распространённых движений и образов, встречающихся в традиционном хореографическом и драматическом искусстве коренных народов Севера;
- соблюдение основных закономерностей, правил и приёмов при исполнении хореографических композиций и отдельных фрагментов традиционных праздников, обрядов и ритуалов;
- осознание значимости изучения и пропаганды традиционного хореографического и драматического искусства коренных народов Севера;
- планирование своей дальнейшей творческой деятельности; видение конечного результата своей творческой деятельности.
Основные организационно-содержательные компоненты обучения хореографии
Содержательный блок:
- наполнение учебного плана этнохудожественным содержанием;
- максимальная вариативность дисциплин по выбору.
Деятельностный блок:
- этнопедагогические технологии обучения;
- собирание и обработка фольклора;
- учебные практики, стажировки, экспедиции.
Событийный блок:
- организация
этн охуд оже стве н н о го творчества;
- творческая активность студентов.
Критерии эффективности профессионального обучения хореографии как средства этнического самосознания: мотивационный, социально-деятельностный, эмоционально-волевой, операционный
Рис. Социально-педагогическая система профессионального обучения хореографии как средства формирования этнического самосознания студентов.
технологическому критерию с 32 до 50%, тогда как высокие результаты контрольной группы по всем критериям не демонстрируют значительного прироста, а в социальнодеятельностном и эмоционально-волевом -наблюдается даже снижение.
В то же время число студентов, имеющих низкий уровень по критериям, в экспериментальной группе уменьшилось: по когнитивно-мотивационному критерию с 27 до 22%; по социально-деятельностному критерию с 28 до 20%; по эмоционально-волевому критерию с 25 до 17%; по технологическому критерию с 36 до 22%, в то время как низкие
результаты контрольной группы по всем критериям дали прирост.
Выполнение этой задачи направлено на реализацию стратегической задачи профессионального образования - формирование национальной системы позитивных ценностей и идеалов взаимоуважения, творчества и солидарности, обеспечение консолидации нации, выработку национального согласия по основным этапам становления и развития страны, воспитание гражданского патриотизма, основанного на признании культурного многообразия российского общества важнейшим национальным достоянием России.
Литература
1. Арутюнян Ю. В. Социально-культурное развитие и национальное самосознание // Социологические исследования. - 1990.
- №7. - С. 42-49.
2. Бромлей Ю. В. Очерки теории этноса / послесл. Н. Я. Бромлей. - Изд. 2-е, доп. - М.: Изд-во ЛкИ, 2008. - 440 с.
3. Гаджиев А. Х. Проблемы марксистской этнической психологии. - Ростов: Изд-во Ростов. ун-та, 1982. - С. 114-115.
4. Ершова О. В. Теоретические и методические основы пласти-ко-хореографической подготовки специалистов социально-культурной деятельности в вузе культуры и искусств : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08. - М., 2000. - 159 с.
5. Жиленко М. Н. Танец как протокоммуникация // Территория ГАСК : [электрон. журнал публикаций аспирантов академии] / Гос. акад. славян. культуры [Электрон. ресурс]. - URL: http:// gask.countries.ru/?pid=90.
6. Карабанова С. Ф. Современное танцевальное искусство народов Амура и его особенности // Культура народов Дальнего Востока СССР (XIX-XX вв.). - Владивосток, 1978. - 127 с.
7. Касиманова Л. А. Художественное творчество как средство профессионального воспитания студентов в социокультурной среде вуза: монография. - СПб.: Экспресс, 2009. - 112 с.
8. Кульбекова А. К. Теоретические основы системного подхода к формированию профессионального мастерства специалистов-хореографов // Вестник МГУКИ. - 2007. - №2(18). - С. 141-148.
9. Мкртхмян Ю. И. Основные компоненты культуры этноса // Методологические проблемы исследования этнических культур.
- Ереван, 1978. - С. 42-46.
10. Солдатова Г. У. Межэтническое общение: когнитивная структура этнического самосознания // Познание и общение. -М, 1988. - С. 339-340.
11. Хотинец В. Ю. Этническое самосознание. - СПб.: Алетейя, 2000. - 240 с.