Научная статья на тему 'Реализация системы профессионального обучения хореографии как средства формирования этнического самосознания студентов'

Реализация системы профессионального обучения хореографии как средства формирования этнического самосознания студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
432
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ ХОРЕОГРАФИИ / ЗАКОНОМЕРНОСТИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА / ЭТНИЧЕСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ / CHOREOGRAPHY TRAINING / REGULARITIES OF CHOREOGRAPHIC CREATIVITY / ETHNIC IDENTITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гафт Александр Михайлович

В статье представляются результаты реализации социально-педагогической системы обучения хореографии как средства формирования этнического самосознания студентов. Систематизированы общие закономерности хореографического творчества коренных народов Севера, определены организационно-содержательные компоненты профессионального обучения хореографии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The implementation of the system of choreography training as the means of development of students' ethnic consciousness

The article presents the results of the implementation of social-and-pedagogical system of teaching Choreography as the means of development of students' ethnic consciousness. General regularities of choreographic creativity of north native peoples are systematized, organizational and content components of vocational choreography training are defined

Текст научной работы на тему «Реализация системы профессионального обучения хореографии как средства формирования этнического самосознания студентов»

А. М. Гафт

(Ханты-Мансийск)

РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ХОРЕОГРАФИИ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНИЧЕСКОГО САМОСОЗНАНИЯ СТУДЕНТОВ

В статье представляются результаты реализации социально-педагогической системы обучения хореографии как средства формирования этнического самосознания студентов. Систематизированы общие закономерности хореографического творчества коренных народов Севера, определены организационно-содержательные компоненты профессионального обучения хореографии

Этнокультурный облик России отличается огромным разнообразием, которое обусловлено обширностью территории, природными различиями, характером формирования государства и его политикой в отношении культурно разнородного населения. Россия, строя новую государственность, ориентируются на создание многонационального гражданского общества. Этническая принадлежность «задается» вместе с рождением, умением говорить на «родном» языке культурным окружением, в которое человек попадает и которое, в свою очередь, «задает» общепринятые стандарты поведения и самореализации личности. В научной литературе встречаются два термина: «этническая самоидентификация» и «этническое самосознание». В. Ю. Хотинец [11, с. 28] утверждает, что чувство принадлежности к своему этносу, сформулированное англоязычными учеными как «этническая самоидентификация» (ethnic identity], эквивалентен русскоязычному термину «этническое самосознание», именно этот термин более приемлем для этнопедагогических исследований.

С точки зрения психологии, самосознание -относительно устойчивая система представлений индивида о себе самом, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и сообразно этому относится к самому себе. Педагогика определяет самосознание как осознание и оценку человеком самого себя в качестве субъекта практической и познавательной деятельности, как личности, а также своих чувств, желаний, потребностей, идеалов, достоинств и недостатков.

Отождествляя себя с определенным этносом, индивид воспринимает и включает в

свой внутренний мир те ценности, идеи, убеждения, образцы, которые выработаны и характерны по преимуществу для этой общности, являются во многом уникальными и специфическими.

В результате обобщения рассмотренных исследователями представлений этнического самосознания [1, 2, 3, 10 и др.] мы предлагаем следующее определение: этническое самосознание есть относительно устойчивая система осознанных представлений и оценок реально существующих этнодифференцирующих и этноинтегрирующих признаков жизнедеятельности этноса. Данное определение этнического самосознания позволяет выделить в его структуре три основных компонента: когнитивный (знание об этнокультурных и этнопсихологических особенностях своего народа], эмоционально-ценностный (этнокультурные и этнопсихологические потребности, мотивы, интересы], регулятивный (деятельности, поведения]. Этническое самосознание включает способности студента:

- осознавать себя в качестве этнокультурного субъекта в родной среде;

- выявлять культурные различия и сходства между представителями различных этнических групп с целью расширения рамок собственной групповой принадлежности за пределами национальных границ родного края;

- определять свое место, роль, значимость и ответственность в глобальных общечеловеческих процессах;

- инициировать и принимать активное участие в действиях против этнокультурной агрессии, дискриминации и культурного вандализма.

Особая роль в сохранении и распространении в обществе традиций коренных народов Севера отводится сегодня сфере общего, дополнительного и профессионального образования. В связи с этим большое значение приобретает подготовка специалистов в области этнохудожественного творчества, которая ведётся во многих вузах культуры и искусств России. Народная педагогика как социальнокультурное основание развития традиционной хореографии коренных народов Севера раскрывает содержание личных качеств исполнителя, формируемых в ходе обучения хореографии. Народная педагогика позволяет человеку познать самого себя и осуществить самовоспитание в танце. Танец воспитывает с точки зрения достигаемых педагогических целей, что подразумевает раскрытие композиций, их «проживание» в процессе исполнения.

При построении социально-педагогической системы профессионального обучения хореографии как средства формирования этнического самосознания мы опирались на следующие теоретические основы.

Общие закономерности хореографического творчества коренных народов Севера, составляющие научно-методическую основу процесса профессионального обучения студентов в художественном вузе, это:

- использование принципа контраста (противопоставления] темпа, ритма, пространственной динамики;

- осмысленная устремленность на кульминацию, которая выражается в каждом эпизоде танца;

- умение добиться взаимодействия музыкальной и хореографической драматургии;

- обеспечение роста эмоционально-чувственного напряжения в танце через способы символизации, метафоризации;

- развитие лексики и рисунка танца;

- свободное владение позой как смысловой мизансценой;

- развертывание этапности хореографического действия по принципу монтажа эпизодов танца;

- индивидуальность композиции и хореографического текста.

Возможности Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, позволяющие существенно обогатить образовательный процесс вуза этнохудожественным содержанием, таковы:

- определены требования к результатам освоения основных образовательных программ, важным приобретением стала ориентация на личностную составляющую подготовки в виде общекультурных компетенций -совокупности социально-личностных качеств выпускника (владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации; осознание социальной значимости своей будущей профессии; способность анализировать социально значимые проблемы и процессы; владеть основными методами, способами и средствами получения, переработки информации];

- существенно расширена (до 50%] вариативная часть, состоящая из вариативных дисциплин (модулей], устанавливаемых вузом в соответствии с выбранным профилем, и дисциплин по выбору студентов (не менее 30% от вариативной части], что дает возможность наполнить вариативный компонент учебного плана региональной спецификой; сочетание дисциплин вариативной части учебного плана дает возможность «нелинейной» организации образовательного процесса;

- вузу дана возможность разрабатывать несколько учебных планов в рамках одного профиля с учетом особенностей программы подготовки; предоставляется право определить виды учебных практик и наполнить их содержанием (цели и задачи, программы и формы отчетности]; дана свобода в определении форм, объема и структуры выпускной квалификационной работы;

- предусмотрено широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий, в рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями национальной культуры, мастер-классы этнических коллективов, экспертов и специалистов;

- предлагается использование зачетных единиц в качестве меры трудоемкости образовательных программ, что позволяет учитывать и оценивать внеаудиторную и творческую работу студентов.

При реализации социально-педагогической системы профессионального обучения хореографии как средства формирования этнического самосознания студентов мы, прежде всего, обратили внимание на содержание профессиональных образовательных программ, формы и средства обучения, культурно-досуговую деятельность, отражающие ре-

гионально-национальные особенности подготовки специалиста.

Основными организационно-содержательными компонентами профессионального обучения хореографии являются:

- содержательный блок, представленный

содержательным наполнением учебного плана подготовки хореографов, наполнение региональной спецификой дисциплин федерального компонента «Теория и история народной художественной культуры», «Этнография и танцевальный фольклор», «Народно-сценический танец» и др.; введение за счет часов регионального компонента и курсов по выбору дисциплин «Фольклор народов Севера», «Танец народов Севера», «Мифология и мировоззрение коренных народов Севера», «Методика собирания и обработки

фольклора» и др.;

- деятельностный блок, представляющий собой этнопедагогические технологии обучения хореографии, например, технология «проникновения» в характер национального танца (С. Ф. Карабанова [6], А. К. Кульбекова [8]], технология «прочтения» хореографического текста (М. Н. Жиленко [5], А. П. Кириллов], технология пластико-хореографической подготовки специалиста социально-культурной деятельности (И. Г. Скляр, О. В. Ершова [4]], поэтапную систему обучения хореографическому творчеству (Л. А. Касиманова [7]] и др., а также собирание и обработку фольклора и учебные практики (ознакомительную, педагогическую, производственную и др.], стажировки и экспедиции;

- событийный блок, содержащий организацию этнохудожественного творчества (создание атмосферы заинтересованности этно-художественным творчеством; создание условий для занятия этнохудожественным творчеством; развитие эмоциональности, восприимчивости к прекрасному, используя при этом взаимодействия социальных субъектов образовательного пространства города, региона; использование инновационных технико-технологических приёмов, адекватных содержанию образования] и творческой активности студентов, включающей в себя постоянно повышающийся и закрепляющийся интерес к национальному искусству, коллективную концертную деятельность и изучение хореографического и этнографического наследия коренных народов Севера.

Таким образом, профессиональное обучение традиционной хореографии коренных

народов Севера способно формировать этническое самосознание студентов через:

- сохранение и развитие в содержании эт-нохудожественного образования национальной культуры коренных народов Севера, традиционных видов прикладного, изобразительного и хореографического искусства;

- изучение этнических форм танцевального искусства, обрядов, традиций, народных праздников, спортивных игр в практическом обучении студентов (практикумы, стажировки, учебные практики, экспедиции];

- овладение студентами историко-культурным опытом этносов, возрождение этнических норм и отношений в семье, в народных сообществах;

- формирование социокультурного типа личности, этнической индивидуальности студента.

Разработанная нами социально-педагогическая система профессионального обучения хореографии как средство формирования этнического самосознания студентов представлена на рисунке.

Для выявления разработанной нами системы были разработаны критерии сформированное™ этнического самосознания:

1] когнитивно-мотивационный (знание об этнокультурных и этнопсихологических особенностях своего народа, уровень познавательных, творческих и социальных мотивов занятий этнохореографическим искусством];

2] социально-деятельностный (уровень развития целеполагания, планирования и участия в жизнедеятельности этноса];

3] эмоционально-волевой (уровень эмоционально-волевой реакции в нормативной оценке этнической реальности], а также технологический критерий эффективности реализуемой системы (темповых показателей и качества развития этнохореографических умений и навыков, отраженных в концертной и творческой деятельности].

Результаты педагогического эксперимента показывают, что организованная учебновоспитательная работа и культуротворческая среда вуза способствовали формированию этнического самосознания студентов. Так, число студентов, имеющих высокий уровень, от 1 до 5 курса в экспериментальной группе увеличилось: по когнитивно-мотивационному критерию с 22 до 36%; по социально-деятельностному критерию с 31 до 48%; по эмоционально-волевому критерию с 56 до 71%; по

Социальный заказ многонационального общества

Цель: обеспечение этнокультурных и этнопсихологических потребностей личности студентов средствами хореографического образования

Педагогическая деятельность, ориентированная на реализацию принципа этнокультурного взаимодействия субъектов образования и среды

Задачи профессионального обучения хореографии как средства этнического самосознания студентов:

- осознание неразрывности хореографического и драматического искусства с образом жизни и быта, традициями коренных народов Севера;

- накопление и обработка хореографического материала, представлений о традиционном искусстве, праздниках и обрядах путём наблюдений и изучения всех видов искусства в естественной среде;

- выделение наиболее распространённых движений и образов, встречающихся в традиционном хореографическом и драматическом искусстве коренных народов Севера;

- соблюдение основных закономерностей, правил и приёмов при исполнении хореографических композиций и отдельных фрагментов традиционных праздников, обрядов и ритуалов;

- осознание значимости изучения и пропаганды традиционного хореографического и драматического искусства коренных народов Севера;

- планирование своей дальнейшей творческой деятельности; видение конечного результата своей творческой деятельности.

Основные организационно-содержательные компоненты обучения хореографии

Содержательный блок:

- наполнение учебного плана этнохудожественным содержанием;

- максимальная вариативность дисциплин по выбору.

Деятельностный блок:

- этнопедагогические технологии обучения;

- собирание и обработка фольклора;

- учебные практики, стажировки, экспедиции.

Событийный блок:

- организация

этн охуд оже стве н н о го творчества;

- творческая активность студентов.

Критерии эффективности профессионального обучения хореографии как средства этнического самосознания: мотивационный, социально-деятельностный, эмоционально-волевой, операционный

Рис. Социально-педагогическая система профессионального обучения хореографии как средства формирования этнического самосознания студентов.

технологическому критерию с 32 до 50%, тогда как высокие результаты контрольной группы по всем критериям не демонстрируют значительного прироста, а в социальнодеятельностном и эмоционально-волевом -наблюдается даже снижение.

В то же время число студентов, имеющих низкий уровень по критериям, в экспериментальной группе уменьшилось: по когнитивно-мотивационному критерию с 27 до 22%; по социально-деятельностному критерию с 28 до 20%; по эмоционально-волевому критерию с 25 до 17%; по технологическому критерию с 36 до 22%, в то время как низкие

результаты контрольной группы по всем критериям дали прирост.

Выполнение этой задачи направлено на реализацию стратегической задачи профессионального образования - формирование национальной системы позитивных ценностей и идеалов взаимоуважения, творчества и солидарности, обеспечение консолидации нации, выработку национального согласия по основным этапам становления и развития страны, воспитание гражданского патриотизма, основанного на признании культурного многообразия российского общества важнейшим национальным достоянием России.

Литература

1. Арутюнян Ю. В. Социально-культурное развитие и национальное самосознание // Социологические исследования. - 1990.

- №7. - С. 42-49.

2. Бромлей Ю. В. Очерки теории этноса / послесл. Н. Я. Бромлей. - Изд. 2-е, доп. - М.: Изд-во ЛкИ, 2008. - 440 с.

3. Гаджиев А. Х. Проблемы марксистской этнической психологии. - Ростов: Изд-во Ростов. ун-та, 1982. - С. 114-115.

4. Ершова О. В. Теоретические и методические основы пласти-ко-хореографической подготовки специалистов социально-культурной деятельности в вузе культуры и искусств : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08. - М., 2000. - 159 с.

5. Жиленко М. Н. Танец как протокоммуникация // Территория ГАСК : [электрон. журнал публикаций аспирантов академии] / Гос. акад. славян. культуры [Электрон. ресурс]. - URL: http:// gask.countries.ru/?pid=90.

6. Карабанова С. Ф. Современное танцевальное искусство народов Амура и его особенности // Культура народов Дальнего Востока СССР (XIX-XX вв.). - Владивосток, 1978. - 127 с.

7. Касиманова Л. А. Художественное творчество как средство профессионального воспитания студентов в социокультурной среде вуза: монография. - СПб.: Экспресс, 2009. - 112 с.

8. Кульбекова А. К. Теоретические основы системного подхода к формированию профессионального мастерства специалистов-хореографов // Вестник МГУКИ. - 2007. - №2(18). - С. 141-148.

9. Мкртхмян Ю. И. Основные компоненты культуры этноса // Методологические проблемы исследования этнических культур.

- Ереван, 1978. - С. 42-46.

10. Солдатова Г. У. Межэтническое общение: когнитивная структура этнического самосознания // Познание и общение. -М, 1988. - С. 339-340.

11. Хотинец В. Ю. Этническое самосознание. - СПб.: Алетейя, 2000. - 240 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.