УДК 373.035.6 ББК 74.200.51 К 73
Л.Н. Котруца
Формирование патриотического сознания учащихся в условиях современной школы
(Рецензирована)
Аннотация:
В работе приведена характеристика структуры и содержания патриотического сознания личности, обоснованы задачи воспитательной системы школы по патриотическому воспитанию учащихся и педагогические условия их решения, представлена процессуально-содержательная модель школьной системы патриотического воспитания.
Ключевые слова:
Патриотическое сознание, патриотическое воспитание, школьная система патриотиче-
ского воспитания.
Первоосновой могущества любого государства является не экономическое благосостояние, не военная мощь, не обилие техники и технологий, а его граждане. При этом важно не только «качество населения», то есть, здоровье, уровень образования, профессионализм и т.п., но и то, с какой целью, с какими установками люди реализуют имеющийся у них потенциал. Иначе говоря, важно народное мировоззрение, народное сознание, определяющее цели деятельности каждого отдельного человека и народа в целом: будет ли их труд служить интересам других людей, общества, мирового сообщества, или только личным потребностям, собственным меркантильным интересам, что в конечном итоге может привести к разрушению государства, общества и нанести вред каждому отдельному человеку. Следовательно, от того, в какой степени люди осознают свою ответственность за благополучие своей Родины, насколько они готовы вносить свой вклад в общее дело, с какими чувствами они это делают (вынужденно и под давлением, либо добровольно и с радостью) зависит и благополучие страны, и благополучие каждого ее представителя. А искреннее стремление принести пользу Родине, понимание личной ответственности за ее судьбу присуще только тем, кого мы называем патриотами, у кого сформировано патриотическое сознание. К сожалению, события последнего времени в политике, экономике и культуре России подтверждают очевидность все более за-
метной утраты нашим обществом традиционного российского патриотического сознания.
О необходимости реформирования не только отдельных государственных институтов и систем, но и всего российского общества в последние десятилетия говорят непрестанно. Но на фоне большого количества концепций, программ, проектов и т. п., касающихся отдельных конкретных сторон жизнедеятельности людей (образование, здравоохранение, обороноспособность и безопасность, экономика и т. д.), недоумение вызывает недоработанность, бессистемность разноуровневых попыток создать программы нравственного возрождения российского общества. А, между тем, прогрессивное развитие современной России вряд ли возможно без духовного возрождения, реформирования мышления, коренного изменения сознания людей в соответствии с новыми реалиями в понимании прошлого и настоящего, в видении будущего.
Вопрос о патриотизме становится сегодня особенно актуальным, ибо без патриотизма вообще не может быть никакого духовного становления личности и, следовательно, развития общества. Личность развивается в лоне истории и культуры своего народа. «Человек вне патриотизма - это и человек вне истории, вне духовного бытия, т. е. человек, лишенный человеческих свойств. Значит, без патриотизма можно воспитать лишь получеловека, недоче-
ловека» (10). А каким будет общество, государство, состоящее из таких «людей»?
Сегодня, не смотря на наличие официально утвержденных государственной концепции и федеральной программы патриотического воспитания, народных патриотических традиций, вопрос о возрождении патриотизма у российских граждан остается чрезвычайно актуальным. Причины этого называет профессор
В.Ю.Троицкий: антипатриотическая среда, откровенно антипатриотическая работа СМИ; сокращение и изменение содержания школьных программ по русскому языку, литературе, отечественной истории - «самым важным предметам, формирующим любовь к Отечеству»; интервенция антикультуры (10).
В данном контексте патриотическое воспитание молодежи становится сегодня одним из важнейших направлений в системе российского образования. Решаться она должна всеми кто любит свой народ, свою Родину - не только педагогами, но и родителями, работниками СМИ, государственными служащими всех уровней.
Сущность патриотизма раскрывается в энциклопедиях, словарях и специальных научных трудах как чувство любви к Отечеству, присущее массам людей, осознания своего долга и ответственности перед ним и за его будущее. Это, прежде всего, состояние души, сложное духовно-психологическое состояние человека. Патриотизм выражает отношение личности к своей Родине, к ее историческому прошлому и настоящему и обусловливает, мотивирует поведение и деятельность людей, направленные на благо Родины. По мнению многих ученых, политиков, публицистов (10, 11), возрождение России возможно только при условии формирования качественно нового патриотического сознания у населения страны, особенно у подрастающего поколения.
На наш взгляд, трудность проблемы состоит в том, что ее решение должно осуществляться взаимосвязано: снизу - системой образования (в первую очередь, школой) и семьей, сверху - государственной властью и СМИ, которые обязаны выполнять функции проводников государственной политики. Пока же государственные законопроекты и программы, связанные с патриотическим воспитанием подрастающего поколения, оказываются оторванными от их непосредственных исполнителей (школьной
воспитательной системы). Проводимая всеми институтами государства работа по патриотическому воспитанию граждан и, прежде всего, школьников, осуществляется бессистемно. Это обусловлено несколькими обстоятельствами: недостаточной разработанностью теоретикометодологической базы патриотического воспитания учащихся; отсутствием координации в воспитательной деятельности различных государственных институтов, образовательных учреждений, общественных организаций, религиозных объединений; несовершенством нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность по патриотическому воспитанию учащихся и т.д.
Отдельными мерами по улучшению патриотического воспитания учащихся в настоящее время не обойтись. Нужны кардинальные изменения в патриотическом воспитании подрастающего поколения, создание целостной системы патриотического воспитания - и в первую очередь, в рамках общеобразовательной школы. Поэтому актуальным является выявление условий формирования патриотического сознания и моделирование школьной системы патриотического воспитания учащихся.
Патриотизм можно рассматривать как нравственный принцип отношения к своей Родине человека, неравнодушного к ее судьбе и к судьбе своего народа. Под сознанием понимается свойственная только человеку форма субъективного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира. Патриотическое сознание можно представить как содержательный пласт общего сознания личности, имеющий свою специфику, направленность, связанную со своеобразием отражения феномена Родины, осмыслением его, определением своего отношения к Родине (1, 6). Основной функцией патриотического сознания является целеполагание в отношении Родины, планирование собственного поведения и деятельности, связанных с Родиной, их регулирование. К свойствам патриотического сознания относятся: построение отношений, касающихся всего многообразия мира Родины, познание всех аспектов этого мира, в том числе
- нравственных норм отношения к Родине, переживание патриотических чувств относительно своей Родины (9).
Сознание начинается с познания, то есть, с восприятия знаний, информации (7, 8). В состав патриотического сознания включены следующие знания: истории Родины, ее культуры, традиций; моральных норм отношения к Родине, которые выработались многими поколениями предков; знания о возможностях школьников в реализации патриотического поведения и деятельности, о конкретных потребностях в патриотических действиях - в региональном и временном аспектах.
Эмоциональное восприятие своей страны, своего народа - это особое свойство сознания. Эмоции в патриотическом сознании выполняют побуждающую и оценивающую функции. Человек находится в состоянии целенаправленной активности, ценностному освоению подвергается каждая область его взаимодействия с окружающим миром, в том числе, Родина. Освоение и принятие ценностей, связанных с патриотизмом - важнейший элемент патриотического воспитания (2, 7).
Отношения, установки, ценностные ориентации личности являются регуляторами поведения и могут выступать как мотивы. Мотивы детерминируют поведение и деятельность, побуждают человека к тому или иному виду активности. В качестве таких побуждений выступают потребности, интересы, убеждения и др. (12). Человека как зрелую личность характеризует наличие духовных потребностей, которые детерминируют возникновение просоци-альных мотивов, в том числе - мотивов патриотического поведения. Кроме того, действенный патриотизм реализуется человеком только при наличии у личности внутренних патриотических убеждений.
В полной мере о сформированности патриотических мотивов, взглядов, установок и убеждений возможно судить только в условиях патриотической деятельности, на основе фактов сознательного и добровольного патриотического поведения. Патриотическое поведение
- это сознательная, целеустремленная деятельность человека или общества, направленная на объекты, процессы и явления Родины, с целью принести благо, пользу своему народу, своей стране (3). Именно характеристики поведения и деятельности школьников, на наш взгляд, следует рассматривать как основные критерии сформированности патриотического сознания.
Исходя из вышесказанного, в структуре патриотического сознания мы выделяем следующие компоненты: интеллектуальный (когнитивно-содержательный и мыслительно-опе-рацональный элементы), мотивационный (нравственно-нормативные, эмоционально-отношенческие и социально-личностные мотивы), эмоциональный (система позитивных и негативных эмоций, связанных с отношением личности к своей Родине), аксиологический (ценность Родины и ценность патриотизма), поведенческий (волевой, деятельностный и потенциальный компоненты).
Можно выделить четыре критериальных уровня сформированности патриотического сознания школьников: нулевой (практически не сформирован (либо сформирован на низком соответствующем уровне) ни один из компонентов патриотического сознания), умозрительный (сформированы необходимые знания, в том числе, о нормах патриотического поведения, представления о пропатриотических личностных качествах, но не наблюдается патриотического поведения, патриотические мотивы не обусловливают поведение человека), формально-поведенческий либо неосознанный (патриотические поступки совершаются из желания соответствовать ожиданиям окружающих (по иным неконструктивным мотивам) - то есть внешняя деятельность, поведение и обусловливающая их мотивация не соответствуют друг другу; либо адекватные мотивы патриотического поведения (знания, ценности, эмоции) не осознаются личностью в полной мере), убеж-денческий (патриотическое поведение и деятельность основаны на пропатриотических мотивах, пропатриотические знания носят системный характер).
Чтобы сформировать патриотическое сознание, необходимо комплексно воздействовать на все его компоненты: формировать систему знаний, новые потребности и мотивы поведения, взгляды и убеждения, установки, навыки поведения. Психологические особенности данного процесса определяют выбор форм и методов педагогической деятельности.
Патриотическое воспитание традиционно рассматривалось и рассматривается как компонент идейно-политического, нравственного, гражданского воспитания. При этом, в каждом из направлений присутствуют все остальные, а
название определяется целевыми установками воспитательной работы. Это позволяет опираться на методический аппарат гражданского и нравственного воспитания при построении системы патриотического воспитания школьников.
На становление и развитие личности (равно как и общества) влияют различные факторы: макросреда (можно сказать, государство со своей господствующей идеологией, политикой, экономикой, правом, моралью, различными социальными институтами); микросреда (семья, школа, трудовой коллектив, ближайшее окружение и т.д.); природная среда, в которой живет человек; характер ведущей деятельности. Все это - объективные условия, имеющие опосредованно-воспитательный характер, поскольку их воздействие на личность осуществляется не напрямую, а посредством иных условий и факторов, в том числе, микросреды. Однако, наличие объективных условий само по себе еще не решает задачу формирования развитой личности. Необходима организация систематического, базирующегося на знании и учете объективных закономерностей развития личности процесса воспитания, который служит необходимой и всеобщей формой этого развития.
Микросреда включает совокупность прямовоспитательных условий (организованных, частично организованных или организуемых, неорганизованных или трудноорганизуемых) и, соответственно, в разной степени управляемых факторов. Главным воспитательным компонентом микросреды является школьная воспитательная система, представленная совокупностью таких элементов, как цели и задачи воспитания, субъекты воспитательного процесса, их деятельность и общение, отношения, особенности жизненного пространства. Совокупное воспитательное воздействие школьной воспитательной системы определяется деятельностью педагогов (выбором средств, методов, форм, содержания, общей организацией деятельности учащихся) и взаимодействием, общением учащихся в рамках ученического коллектива.
Эффективное формирование нравственных качеств личности учащихся возможно только на основе глубокой интеграции воспитательной системы образовательного учреждения с условиями и факторами социальной среды. Современной России необходимо в кратчайшие сро-
ки воссоздать продуманную государственную систему патриотического воспитания, базовым звеном которой должна стать школьная система патриотического воспитания.
Теоретико-методологические основы построения школьной системы патриотического воспитания представлены нами в виде концепции, включающей собственно концептуальные основы моделируемой деятельности (цель, задачи, принципы, общее содержание, условия эффективности функционирования и показатели эффективности), образовательные характеристики (формы, методы, средства, содержание деятельности) и процессуальное содержание (направления воспитательной деятельности). Концептуальные основы моделирования системы определяют выбор педагогических параметров и процессуальное содержание ее функционирования.
Функционирование школьной системы патриотического воспитания имеет целью формирование у учащихся патриотического сознания и решает следующие задачи:
- формирование у школьников системы пропатриотических знаний;
- обеспечение интериоризации учащимися пропатриотических ценностей, идеалов, норм;
- развитие у детей патриотических чувств;
- развитие у воспитанников мотивации патриотического поведения и деятельности;
- организация деятельности по освоению и реализации школьниками норм, правил, способов патриотического поведения и деятельности.
Патриотическое воспитание школьников должно опираться на принципы комплексного воздействия на все структурные компоненты патриотического сознания школьников; системности, преемственности и непрерывности патриотического воспитания; развития пропат-риотических качеств личности; практической направленности и социальной обусловленности патриотического воспитания; историзма в патриотическом воспитании; учета возрастных особенностей школьников. В его содержании выделяются три блока: учебный (представлен содержанием большинства учебных дисциплин), социально-педагогический (основывается на позитивных мировоззренческих взглядах и позициях, включает важнейшие духовно-нравственные, деятельностные пропатриотические качества, патриотические нравственные нормы
и ценности общества), практический (виды учебно-познавательной, творческой, общественно-полезной и т. п. деятельности, в процессе которых осуществляется патриотическое воспитание школьников).
Эффективность работы по формированию патриотического сознания учащихся обусловливается созданием и соблюдением в школьной системе патриотического воспитания следующих условий: использование традиционных для России (СССР) форм и методов патриотического воспитания; обеспечение эмоциональной насыщенности учебной и общественнополезной деятельности; способствование выбору учащимися достойных примеров для подражания; использование положительного воздействия общественного (коллективного) мнения.
В соответствии со структурой патриотического сознания и содержанием нравственного и гражданского воспитания в формировании патриотического сознания можно выделить следующие направления: содержательные (интеллектуальное, мотивационное, аксиологическое, эмоциональное и поведенческое направления педагогических воздействий) и объектные (работа с учащимися, работа с семьей, взаимодействие с детскими и молодежными общественными организациями, взаимодействие со средствами массовой информации). Работа с семьей в контекте патриотического воспитания учащихся включает изучение семейных отношений и уровня жизни, координацию воспитательной работы семьи и школы, привлечение семьи к организованной пропатриотической деятельности школьников. При взаимодействии со средствами массовой информации необходимо, с одной стороны, препятствовать негативному воздействию СМИ на школьников, а, с другой, привлекать позитивные СМИ к сотрудничеству. В работе с внешкольными организациями следует уделять внимание привлечению школьников к деятельности пропатриотических организаций и привлечению самих организаций к решению задач патриотического воспитания.
В работе с учащимися выделяются следующие направления: создание ученического коллектива, учебная (урочная), внеучебная (внеурочная) и внеклассная работа. К урочным формам патриотического воспитания относится информационно-массовая работа, в первую
очередь, программные уроки по истории, литературе и другим дисциплинам. Среди внеурочных форм ведущее значение, наряду с информационно-массовыми, имеют действенно-
практические формы: факультативы, классные часы, патриотические кружки, выпуск стенгазеты, беседы, диспут, круглый стол, викторины и конкурсы, агитбригада и индивидуальная работа в виде бесед, поручений. Внеклассная работа строится, преимущественно, на основе се-нексенектических форм, таких как экскурсии, поисковая и краеведческая работа, сотрудничество с общественными объединениями, шефская работа (выступления агитбригады, концерты, тимуровская работа). Основными средствами воспитания выступают: информация (ее носители - литература, СМИ, педагоги, родители), эмоции педагога, общение и деятельность.
С целью формирования структурных компонентов патриотического сознания следует комплексно использовать традиционные методы и приемы воспитания, наполнив их адекватным содержанием. Так, для развития мотивационного компонента следует использовать следующие методы: - метод создания неопределенных ситуаций, метод ориентирующих ситуаций, организация социально и личностно значимой деятельности школьников, метод эмоционального переноса и др. Среди методологических условий развития интеллектуального компонента можно выделить следующие: обоснование личностной и социальной значимости осваиваемых пропатриотических знаний, деятельностный подход к процессу обучения, создание благоприятной психологической атмосферы, гуманистически направленного общения между учащимися, забота педагога о личности учащихся, интересе к их проблемам.
Эмоциональное развитие школьников должно осуществляться в процессе так называемого душевного труда, важнейшими условиями осуществления которого учащимися являются создание благоприятной эмоциональной обстановки (свобода и добровольность, эмоциональная отзывчивость) и наличие положительной эмоциональной оценки, эмоционального отклика со стороны окружающих на его проявления. В данном контексте будет эффективным использование педагогом методов эмоционального заражения и эмоцио-
нального воздействия, а также использование яркого фактического материала и эмоционально-интеллектуальная насыщенность мероприятий, занятий.
Освоению школьниками патриотических ценностей способствует воспитание на патриотических традициях российского народа, включающее разъяснение, обсуждение этих традиций на исторических и современных примерах жизни нашего общества.
Для развития поведенческого компонента патриотического сознания необходима организация деятельности, в которой учащиеся могут приобрести положительный опыт взаимодействия с различными объектами и явлениями Родины, в которой могут реализоваться патриотические ценности. Это и общественно полезная деятельность (обустройство территории школы, микрорайона, города; шефская помощь и т.п.), и природоохранная, краеведческая, поисковая работа, и вовлечение школьников в художественно-творческую деятельность (агитбригады, конкурсы народного искусства, конкурсы патриотической песни, театральные постановки патриотической направленности) и др.
При формировании патриотического сознания учащихся следует опираться на следующие принципы: комплексного воздействия на все структурные компоненты патриотического сознания школьников; системности, преемственности и непрерывности патриотического воспитания; развития пропатриотических качеств личности; практической направленности и социальной обусловленности патриотического воспитания; историзма в патриотическом воспитании; учета возрастных особенностей школьников.
Разработанная нами модель школьной системы патриотического воспитания представлена на рисунке 1.
Модель представляет собой совокупность компонентов, характеризующих объектные и содержательные направления педагогической деятельности и образовательных характеристик (формы, методы, средства, содержание деятельности). Объектные направления включают: работу с учащимися, работу с семьей, взаимодействие с детскими и молодежными общественными организациями, взаимодействие со средствами массовой информации. Содержа-
тельные направления предусматривают интеллектуальное, мотивационное, аксиологическое, эмоциональное и поведенческое направления педагогических воздействий.
В экспериментальную работу по апробации разработанной модели школьной системы патриотического воспитания были вовлечены учащиеся 7-х классов двух школ города Ейска, их классные руководители и учителя-предметники. Возрастные особенности данного контингента школьников позволили ориентировать патриотическое воспитание и на формирование и развитие основных патриотических чувств, взглядов, отношений, и на побуждение учащихся к деятельностному проявлению патриотического сознания.
Семиклассники МОУ СОШ № 2 г.Ейска (ЭГ) по окончании экспериментальной работы показали глубокое знание истории России не только в пределах программы, но вне ее, продемонстрировали интерес к своему прошлому, к истории и культуре Кубани. Они осознали патриотические ценности и нормы поведения, руководствовались ими в своей деятельности, были активны как в текущей работе, так и при проведении патриотически ориентированных мероприятий. Патриотические эмоции и ценности, чувство долга и ответственности, желание стать полезными и достойными гражданами России, постоянно ощущать собственную патриотичность стали ведущими мотивами поведения и деятельности учащихся. Подавляющее большинство из них (78,5%) достигли среднего и высокого уровней сформированности патриотического сознания, прирост составил 58,9% учащихся, тогда как в контрольной группе к данным уровням были отнесены только 29% школьников, а прирост составил 9,4%.
Результаты экспериментальной работы, во-первых, подтвердили нашу гипотезу о необходимости целенаправленной, систематичной и последовательной работы всей школьной воспитательной системы для того, чтобы у учащихся эффективно формировалось патриотическое сознание в совокупности знаний, мотивов, чувств и деятельностных проявлений, во-вторых, доказали эффективность функционирования разработанной нами модели школьной системы патриотического воспитания.
Школьная система патриотического воспитания
Формы организации учебно-воспитательной деятельности
Внешкольные Урочные, внеурочные, внеклассные
\ \ . . . .
в
н
и
о
а
>4
■и
н
я
■и
ч
я
в
а
■и
Ч
м
«
О
а
«
а
<и
а
н
а
■и
<а
ю
О
Семья
1. Изучение семейных отношений и уров-
.
2. Координация воспитательной работы.
3. Привлечение семьи к организованной
-
-
тельности
.
Средства массовой информации
1. -
-
-
вию СМИ на школьников.
2. -вие с позитивными СМИ (выделение специальных . .).
Внешкольные
организации
1.
школьников к деятельности .
2. Привлечение организаций к решению
-
тического
.
У чащиеся 1. -
-
( -
визм, коллективное мнение).
2. Учебная работа (ИМФ).
3. -
( ,
, )
4. Внеклассная
( , ).
Методы воспитания В соответствии со структу-
1. . - рой патриотического созна-
. ния
2. . - - ,
тельности и формирова- - мотивационное,
ния опыта общественно- - ,
. - ,
3. . - - -
ведения и деятельности .
Средства воспитания
1. Информация
2. Эмоции педагога
3. Общение
4. Деятельность
Содержание учебно-воспитательной деятельности
1. История, культура, традиции, современные достижения народов России.
2. Сущность понятия «патриотизм».
3. Нравственные нормы патриотического поведения и деятельности.
Рис. 1. Процессуально-содержательная модель школьной системы патриотического воспитания Примечания: 2.
1. Бердяев, НА. Судьба России / Н.А.Бердяев. -М., 1997.
Коган, М.С. Человеческая деятельность. Опыт системного исследования / М.С.Коган. - М.: Политиздат, 1974.
3. , . . :
для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений /
. . , . . . - 2., . - .: , 2005.
4. , . . . . -
ность: избранные психологические произведения: в 2 т. Т. 2 / А.Н.Леонтьев. - М.: Педагогика, 1983.
5. , . . -
го сознания у будущих учителей безопасности жизнедеятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук / И.В.Макрушина. - Майкоп, 2005.
6. Платонов, О. И. История русского патриотизма / О.И.Шатонов // Молодая гвардия. - 2003. -№11. - С. 221-240.
7. , . . /
С.М.^бинштейн. - М., 1946.
8. , . . :
теория и методика воспитания: учеб. пособие
для студ. высш. пед. учеб. заведений /
. . . - .: , 2002.
9. , . . : . -
/ . . . - / : ,
2004.
10. , . .
/ В.Ю.Троицкий // Русский вестник. - 2004. -№16 (644). - С. 29-30.
11. , . . : . /
И.Ф.Харламов. - М.: Юристъ, 1997.
12. , . . -
/ . . , . . , . . . -Ростов н/Д: Феникс, 2005.