Научная статья на тему 'Формирование патриотического сознания в школьной системе образования'

Формирование патриотического сознания в школьной системе образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
622
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ШКОЛЬНАЯ СИСТЕМА / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ПЕДАГОГ / PATRIOTIC CONSCIOUSNESS / PATRIOTIC EDUCATION / SCHOOL SYSTEM / EDUCATIONAL WORK / TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Харисова Лилия Фанисовна

В данной статье рассматриваются проблемы формирования патриотического сознания у учащихся. Определяются основные цели, задачи и принципы формирования патриотического сознания у старшеклассников в школьной системе патриотического воспитания. Особое внимание уделяется объектным направлениям деятельности школьной воспитательной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование патриотического сознания в школьной системе образования»

заочной форм обучения, возможность личностного саморазвития в коммуникативном взаимодействии.

3. Категориальный аппарат дидактики обогащен новым содержанием понятия «технология e-learning», что позволяет обеспечивать условия для развития коммуникативной составляющей иноязычной компетенции слушателей курсов чешского языка.

Литература

1. Калашникова, С.Б. Интенсификация предвузовской подготовки иностранных студентов на основе личностной ориентации обучения: автореф. дис. ... канд. пед. наук / С.Б. Калашникова. - Ростов н/Д, 2002.

2. Калмыков, А.А. E-learning как инструмент медиаобразования / А.А. Калмыков // Высшее образование в России. - 2009. - №10. - С. 29 - 32.

3. Копылова, Н.В. Психолого-акмеологические закономерности и механизмы становления иноязычной коммуникативной компетентности будущих специалистов в не-

языковых вузах: дис. ... д-ра психол. наук / Н.В. Копылова. - М., 2005.

4. Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение, преподавание, оценка / Департамент современных языков Директората по образованию, культуре и спорту Совета Европы / под общ. ред. проф. К.М. Ирисхановой. - М., 2003.

5. Полякова, В.А. Модель формирования готовности учителя к диалоговому взаимодействию в сетевых педагогических сообществах / В.А. Полякова // Современные проблемы науки и образования. - 2008. - № 6. - С. 100 -106.

6. Рубин, Ю. Е-leaming: от экстремального обучения к упорядоченной системе / Ю. Рубин // Высшее образование в России. - 2007. - № 11. - С. 36.

7. Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Продвинутый курс / Е.Н. Соловова. - М., 2008.

8. Eger, L. Technologie vzdélâvânl dospélÿch / L. Eger. -Plzen, 2005.

9. Prücha, J. Moderni pedagogika / J. Prùcha. - Praha, 2006.

УДК 377.01

Л.Ф. Харисова

Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор И.И. Валеев

ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ В ШКОЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

В данной статье рассматриваются проблемы формирования патриотического сознания у учащихся. Определяются основные цели, задачи и принципы формирования патриотического сознания у старшеклассников в школьной системе патриотического воспитания. Особое внимание уделяется объектным направлениям деятельности школьной воспитательной системы.

Патриотическое сознание, патриотическое воспитание, школьная система, воспитательная работа, педагог.

The article deals with the problems of forming patriotic consciousness of schoolchildren. The author determines the main goals and objectives and principles of formation of patriotic consciousness of senior pupils in the school system of patriotic education. The special attention is paid to the object directions of activity in school educational system.

Patriotic consciousness, patriotic education, school system, educational work, teacher.

Сложнейшие проблемы встают в наши дни перед педагогической наукой. Одни из них издавна волновали умы ученых и были предметом дискуссий и у нас, и за рубежом, другие порождены противоречием современности. Переход от господства одной официальной методологии, одного мировоззрения к философскому, педагогическому, историческому плюрализму, исчезновение десятилетиями складывающихся обществоведческих дисциплин, замена их новыми, привели к растерянности среди части ученых и практиков [1, с. 62 - 63]. Это касается и современных задач патриотического воспитания, а также процесса формирования патриотического сознания учащихся. Анализ ситуации показывает: проблема формирования патриотического мироощущения и миропонимания сегодня осложнена прежде всего тем, что:

- дескридитирован в глазах учащихся образ Родины;

- подвергнуты сомнению дела и свершения старшего поколения;

- объявлены неэффективными приемы и формы работы со школьниками, возникшие в советское время;

- изменены в сознании подрастающего поколения нравственные ориентиры;

- признаны недействительными прошлые достижения и успехи педагогической науки;

- ограничены самореализационные возможности молодежи (безработица, трудности при поступлении в высшие и среднеспециальные учебные заведения, отсутствие бесплатных спортивных секций для детей).

Процесс формирования патриотического сознания учащихся будет эффективным только при условии комплексного воздействия на все структурные компоненты воспитания школьников. Данный процесс будет эффективным благодаря использованию традиционных форм и методов патриотического воспитания, эмоциональной насыщенности учебной

и внеучебной деятельности, взаимодействию с семьей, общественными организациями, средствами массовой информации. Основой, системообразующим фактором воспитательной системы является цель воспитания, которая и определяет выбор форм, методов, средств и содержания воспитания.

Целью патриотического воспитания школьников

и, следовательно, функционирования школьной системы патриотического воспитания определим формирование у старшеклассников патриотического сознания.

Цель конкретизируется в определенных задачах и вместе с ними задает выбор содержания и методики воспитательной работы. Главная задача педагогов в этом контексте - способствовать достижению понимания, что патриотизм - это механизм самосохранения общества и, следовательно, самосохранения каждого его члена. Осознание и принятие данного положения должно определять патриотическую ориентацию поведения и деятельности школьников при формировании у них патриотического сознания [3, с. 4 - 6].

Содержание патриотического сознания основывается на множестве ценностных ориентаций. Они разделены на две группы: ценности, связанные с понятием и восприятием Родины, и ценности, связанные с понятием патриотизма. К первой группе относятся:

- общечеловеческие ценности, связанные с духовно-нравственной сферой жизни народов России, представленные такими понятиями, как: любовь к Родине, любовь к своему народу, свобода слова, личная, общественная и государственная безопасность, моральная ответственность и т.п.;

- национально-государственные ценности, отражающие положительные тенденции становления и развития Российского государства: история Родины, традиции народов России, культура.

Вторая группа включает так называемые личностные ценности: осознание человеком своего места в жизни, патриотического долга, любви к своей Родине и выполнения разнообразных обязанностей по отношению к ней, готовность выступить на защиту интересов России.

Основу патриотического сознания составляет воспитание любви к Родине, к своему народу, готовности к достойному служению Отечеству. Поэтому развитие эмоционально-чувственной сферы личности учащихся также входит в круг задач, решаемых школьной системой патриотического воспитания. При формировании патриотического сознания у старшеклассников в школьной системе патриотического воспитания должны решаться обусловленные основной целью задачи:

1. Развитие патриотических чувств.

2. Развитие у воспитанников мотивации патриотического поведения и деятельности.

3. Организация деятельности по освоению и реализации школьниками норм, правил, способов патриотического поведения и деятельности.

Исходя из цели, задач и сущности патриотического воспитания, сущности патриотизма и патриотиче-

ского сознания, основываясь на государственные концептуальные положения, мы считаем, что в основу функционирования школьной системы формирования патриотического сознания должны быть положены следующие принципы:

- принцип системности, преемственности и непрерывности патриотического воспитания;

- принцип практической направленности и социальной обусловленности патриотического воспитания школьников;

- принцип историзма в патриотическом воспитании;

- принцип учета возрастных особенностей школьников [3, с. 15 - 17].

Универсальным средством в процессе формирования патриотического сознания выступает социально значимый труд, участие в котором обеспечивает учащимся определение необходимой жизненной позиции. Психологически это обосновано тем, что такой труд ставит школьника в позицию равноправного члена общества, принося ему удовлетворение от создания реального продукта, воспитывая желание трудиться. Чувство патриотизма неотделимо от готовности добросовестно трудиться во имя Родины. Не всем юношам и девушкам придется защищать свою страну от врагов. Но все они должны готовить себя к труду во имя ее процветания. Наряду с другими формами работы по трудовому воспитанию учащихся широкие возможности имеет использование трудовых традиций старшего поколения, яркие примеры беззаветного служения Родине за станками, за штурвалами комбайнов, в шахтах, на нефтяных вышках [2, с. 12].

В содержании патриотического сознания школьников можно выделить три блока:

1. Учебный. Представлен тематической наполненностью большинства учебных дисциплин, в системе которых главная роль принадлежит истории. Знания, которые получают учащиеся при изучении этого предмета, составляют когнитивную основу формирования патриотического сознания.

2. Социально-педагогический. Характеризуется широкой морально-этической направленностью и основывается на таких элементах, как: позитивные мировоззренческие взгляды и позиции по основным социальным, историческим, нравственным и другим проблемам, важнейшие духовно-нравственные, патриотические нравственные нормы и ценности общества.

3. Практический. Включает те виды учебнопознавательной, творческой, общественно-полезной и т.п. деятельности, в процессе которых осуществляется формирование патриотического сознания у школьников.

Особенность современной ситуации в том, что наблюдается повышенная неопределенность ценностных ориентации в обществе, все более явной становится в нем социальная дифференциация, что, несомненно, приводит к смене социальных установок относительно истории и культуры российского общества. При организации работы по формированию патриотического сознания у учащихся в настоящее время необходимо учитывать эти особенности.

Перед педагогом встают задачи предъявления достаточно широкого спектра позитивных героев и расширения числа детских, подростковых общественных организаций и разнообразия форм их воспитательной работы. Современная педагогика рассматривает патриотическое воспитание в контексте нравственного воспитания. В связи с этим будет целесообразно обратиться к точке зрения на содержание нравственного воспитания Л.Д. Столяренко и С.И. Самыгина, которой будем руководствоваться в работе по формированию патриотического сознания:

- моральное воспитание (формирование сознания, нравственных чувств);

- этическое воспитание (формирование правил хорошего тона, культуры поведения и отношений);

- патриотическое воспитание (формирование чувства любви и ответственности за свою Родину, формирование готовности встать на защиту Родины и своего народа);

- гражданское воспитание (формирование чувства собственного национального достоинства и уважения к другим нациям и народам);

- политическое воспитание (формирование политического сознания) [3, с. 10 - 12].

Особенно ценным в этой классификации является обоснование неизменяемого содержания каждого из перечисленных компонентов, демонстрирующее их единство в целостном процессе нравственного воспитания и позволяющее нам обосновать основные направления воспитательной деятельности школы по формированию патриотического сознания. Итак, каждое из направлений нравственного воспитания включает:

- формирование духовных начал в человеке, стремления к самопознанию;

- нравственное просвещение;

- воспитание чувства личной ответственности за свои поступки и деятельность;

- формирование взглядов, отношений и убеждений, требующих реализации в поведении и поступках человека.

Реализация всех этих направлений в системе школьного патриотического воспитания позволит в полной мере сформировать у учащихся патриотическое сознание, которое включает знания, моральные нормы, чувства и убеждения.

Таким образом, в соответствии со структурой патриотического сознания и с описанными в педагогической литературе направлениями нравственного воспитания выделены следующие направления в формировании патриотического сознания: интеллектуальное, мотивационное, эмоциональное и поведенческое. В качестве объектных направлений деятельности школьной воспитательной системы мы выделяем: работу с учащимися, работу с семьей, взаимодействие с детскими и молодежными общественными организациями, взаимодействие со средствами массовой информации.

Охарактеризуем объектные направления деятельности школьной системы формирования патриотического сознания.

Семья. Решающим уровнем педагогического

воздействия является семья. Одной из ее главных социальных функций выступает передача жизненного опыта родителей своим детям. Семья всесторонне формирует человека, определяя, вырабатывая и закрепляя в его сознании поведенческие модели, применимые к любой стороне жизнедеятельности. Патриотическое воспитание невозможно без тесного сотрудничества учителей и родителей. Работа с родителями является неотъемлемой частью деятельности педагога, в том числе и классного руководителя, который должен акцентировать внимание на специфических воспитательных задачах, так как патриотизм должен воспитываться изначально в семье. В патриотическом воспитании родители могут влиять на сознание детей, корректировать его через адекватные оценки событий, происходящих в общественной жизни и отраженных в материалах СМИ.

Чтобы семья в полной мере реализовывала воспитательные функции, классный руководитель должен вести работу по изучению семьи, жизненного уклада, взаимоотношений в ней, способствовать установлению и поддержанию общих воспитательных требований, привлекать родителей к внеклассной воспитательной работе, к тем социально полезным делам, в которых участвуют дети.

СМИ. Социальным аспектом патриотизма является то, что формирует человека, прежде всего, среда. Для формирования патриотического сознания, проявления патриотизма необходимы идейные мотивы, определенные духовные ценности и соответствующая вдохновляющая психологическая атмосфера в стране, уверенность в сегодняшнем и завтрашнем дне. Многое в этом аспекте могут сделать средства массовой информации. В настоящее время в СМИ должна проводиться систематическая работа по формированию социально активной личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу.

Общественные организации. Огромную роль в формировании патриотического сознания старшеклассников играют общественные организации. На региональном и местном уровнях активно действуют краеведческие и поисковые организации, кружки, группы, исторические клубы. Набирает силу молодежное политическое движение, вновь появляются детские скаутские отряды, этнически ориентированные отряды (например, казачьи детские и молодежные организации). Все они становятся опорой при организации работы по формированию патриотического сознания молодежи в целом, школьников - в частности. В связи с этим задача школы заключается во взаимодействии с ними при организации работы по формированию патриотического сознания.

Учащиеся. Осуществление процесса формирования патриотического сознания предполагает использование системы учебно-воспитательных средств, форм и методов. Одним из важнейших направлений воспитательной работы с учащимися является формирование детского коллектива, в котором ребята в нем будут связаны общим, социально значимым делом, будут отличаться общими интересами, общно-

стью средств деятельности, норм и правил поведения, единством воли.

В формировании такого коллектива в школьном классе, в его сплочении ведущая роль принадлежит классному руководителю, а основным средством является организация общепривлекательной, социально значимой совместной деятельности учащихся. Основным содержанием деятельности классного руководителя являются не столько учебные, сколько жизненные проблемы. Классный руководитель вводит школьников в современную социокультурную среду. В его профессиональные задачи входит обустройство школьной и общественной жизнедеятельности детского коллектива, организация различной предметной деятельности, содействие постоянному духовному осмыслению детьми общечеловеческой, социальной и личной жизни. При этом духовная активность детей по осмыслению жизненных проблем

- его главная забота. Эта активность может протекать в процессе планирования совместной работы, при обсуждении и оценивании происходящих событий, разрешении конфликтов как в контексте всей школьной жизни, так и в форме специально организованных воспитательных мероприятий (дискуссий, бесед, собраний и т.п.).

Наиболее интенсивно развивается коллектив, если деятельность носит проблемно-творческий характер, предполагающий решение увлекательных задач. Важным для формирования коллектива являются коллективные традиции, установлению которых также должен способствовать классный руководитель. Эти традиции могут устанавливаться в соответствии с содержанием того дела, которое и сплотило коллектив.

Формирование патриотического сознания будет успешным, если патриотическое воспитание учащихся будет строиться на конкретной исторической

основе, ориентироваться на взаимодействие со всеми значимыми факторами внешней среды. Эффективное формирование патриотического сознания личности возможно только на основе глубокой интеграции воспитательной системы образовательного учреждения с условиями и факторами социальной среды. Несомненно, базовым звеном государственной системы патриотического воспитания граждан должна стать школьная система патриотического воспитания, цель которой - формирование патриотического сознания у учащихся. Процесс формирования патриотического сознания у учащихся будет более эффективным, если определить содержание и структуру процесса формирования патриотического сознания школьников с позиций нравственного, патриотического и гражданского воспитания с учетом конкретной исторической основы и патриотических традиций многонационального состава Российской Федерации и связанное с ним многообразие национально-этнических культур.

Литература

1. Валеев, И.И. Народность и патриотизм / И.И. Валеев. - Уфа, 2000.

2. Еремин, И.А. Патриотическое воспитание молодого поколения России / И.А. Еремин // Проблемы и пути повышения эффективности воспитания студенческой и учащейся молодежи: материалы Всерос. науч.-практ. конф. -Барнаул, 2005. - С. 12 - 14.

3. Котруца, Л.Н. Формирование патриотического сознания у старшеклассников в школьной системе воспитания: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Л.Н. Котруца. -Майкоп, 2009.

4. О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 -2010 гг.»: постановление Правительства Российской Федерации от 11 июля 2005 г. № 422, Москва // Воспитание школьников. - 2006. - Вып. 2.

УДК 376.433

А.Н. Шалкина

Научный руководитель: кандидат психологических наук, доцент В.Н. Поникарова

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ,

В УСЛОВИЯХ ЦЕНТРА ПМСС

В статье представлена актуальная проблема педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ОВЗ, показаны различные подходы к пониманию педагогического сопровождения. Автор раскрывает особенности педагогического сопровождения семей с детьми с СДВГ в условиях центра ПМСС.

The article considers the problem of pedagogical support of families having children with limited possibilities of health and presents the different approaches to understanding the pedagogical support. The author presents the features of pedagogical support of families with children with limited possibilities of health in the centers of PMSS.

Педагогическое сопровождение, педагогическая поддержка, дети с ограниченными возможностями здоровья, центры психолого-медико-социального сопровождения.

Educational support, children with limited possibilities of health, centers of psychological, medical and social support.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.