Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ОЦЕНОЧНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОАСТРАНСТВА'

ФОРМИРОВАНИЕ ОЦЕНОЧНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОАСТРАНСТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
познавательная самостоятельность обучающихся / информационно-коммуникативные технологии / программный продукт / cognitive independence of students / information and communication technologies / software product

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шаповалов Константин Александрович, Ботвинёва Наталья Юрьевна

В современной организация образовательного контента с применением ИКТ в условиях цифровизации главной задачей является формирование познавательной самостоятельности обучающихся. Важно, чтобы обучаемый научился самостоятельно приобретать знания, пользуясь разнообразными источниками информации; умел с этой информацией работать, используя различные способы познавательной деятельности и имел при этом возможность работать в удобное для него время. Самостоятельное приобретение знаний не должно носить пассивный характер, напротив, обучаемый с самого начала должен быть вовлечен в активную познавательную деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шаповалов Константин Александрович, Ботвинёва Наталья Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In the modern organization of educational content with the use of ICT in the conditions of digitalization, the main task is to form the cognitive independence of students. It is important that the student learns to acquire knowledge independently, using a variety of sources of information; he is able to work with this information using various methods of cognitive activity and at the same time has the opportunity to work at a convenient time for him. Independent acquisition of knowledge should not be passive, on the contrary, the learner should be involved in active cognitive activity from the very beginning.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ОЦЕНОЧНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОАСТРАНСТВА»

Зная чувства и эмоции окружающих его людей, ребенок имеет возможность предвидеть последствия своих действий и нести за них ответственность.

Уровень эмоционального интеллекта можно определить с помощью различных тестов и методов. Основными симптомами неразвитого эмоционального интеллекта являются неспособность распознавать и понимать свои чувства и эмоции, отсутствие сочувствия, страх обратиться за помощью или получить поддержку и помощь от окружающих вас людей, трудности в установлении близких и эмоциональных отношений с людьми, недопонимание.

Выводы. Дети от рождения до трех лет активно впитывают информацию из внешнего мира. Начиная с первых нескольких месяцев жизни, ребенок будет реагировать на чувства мамы и папы, а реакция на друзей и родственников является сложной. В три года и далее дети учатся понимать эмоции людей и использовать их для достижения своих целей. Когда дошкольник поступает в детский сад, он впервые разлучается со своими родителями. Это трудное время для семьи. Начинается период адаптации к детскому саду. В то же время у ребенка может начаться период "трехлетнего кризиса" или "я", когда личность ребенка активно проявляется. В этот период родители часто сталкиваются с периодом явного пассивного поведения ребенка, который проявляется в отказе от всего, что было предоставлено или сказано родителями или взрослыми. Ребенок вступает в позитивное противоречие с другими и все переворачивает с ног на голову. Задача родителей и взрослых в этот период - дать детям возможность поэкспериментировать, как лучше себя вести. Не забывайте следить за безопасностью и внимательно направлять эмоции ребенка в правильном направлении. В конце периода адаптации дошкольник входит в социальную среду и окружен не только своей семьей, но и другими взрослыми и детьми. На дошкольном этапе дети приобретают коммуникативные навыки и учатся понимать свои эмоции, что помогает строить социальные отношения.

Аннотация. Вопросами, связанными с различными проявлениями человеческих эмоций, исследователи занимались на протяжении долгого времени. В настоящее время получила наибольшее развитие теория эмоционального интеллекта. Это связано с тем, что эффективное взаимодействие с другими людьми, основанное на эмоциональных связях, и эффективное управление своими собственными эмоциями позволяет человеку реализовать себя. Кроме того, развитый эмоциональный интеллект помогает достигать поставленных целей и быть успешным в различных сферах человеческой жизнедеятельности. Формирование эмоциональной сферы человека и его эмоционального интеллекта происходит с самого раннего детства. Если эмоциональное воспитание реализовано в недостаточной степени, то возникают серьезные проблемы. В настоящее время проблема эмоционального интеллекта является весьма актуальной.

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, дошкольный возраст, всестороннее развитие личности.

Annotation. Researchers have been dealing with issues related to various manifestations of human emotions for a long time. Currently, the theory of emotional intelligence has received the greatest development. This is due to the fact that effective interaction with other people based on emotional connections and effective management of their own emotions allows a person to realize himself. In addition, a developed emotional intelligence helps to achieve goals and be successful in various spheres of human life. The formation of the emotional sphere of a person and his emotional intelligence occurs from early childhood. If emotional education is implemented insufficiently, then serious problems arise. Currently, the problem of emotional intelligence is very relevant.

Keywords: emotional intelligence, preschool age, comprehensive personality development.

Литература:

1. Филиппова, О.Г. Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста / О.Г. Филиппова, М.Н. Терещенко, Ю.В. Батенова, А.А. Прохорова // АНИ: педагогика и психология. - 2021. - №4 (37). - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/razvitie-emotsionalnogo-intellekta-u-detey-doshkolnogo-vozrasta

УДК 378.14

ФОРМИРОВАНИЕ ОЦЕНОЧНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОАСТРАНСТВА

Шаповалов Константин Александрович студент 5 курса

Филиал государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт» в г. Ессентуки (г. Ессентуки);

Ботвинёва Наталья Юрьевна кандидат педагогических наук, доцент Филиал государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт» в г. Ессентуки (г. Ессентуки)

Постановка проблемы. Главной задачей в образовательном процессе при изучении информатики является формирование не только умений и знаний по изучаемой дисциплине , но и формирование умения оценивать свои, полученные знания, умение давать оценку принятому решению задачи. В преодолении барьера осторожности в определении оценки своих знаний. В преодолении боязни доказывать свою точку зрения в определении оценки знаний. Формирование учебно-познавательной и исследовательской деятельности обучающихся при изучении математики является актуальной проблемой современного педагога. В целях повышения мотивация изучения математики педагогу необходимо повышать свое профессиональное мастерство, разрабатывать новые формы и методы обучения, разрабатывать новые критерии оценивания знаний обучающихся.

Изложение основного материала исследования. Задача учителя по формированию познавательной оценочной самостоятельности обучающихся заключается в предоставлении возможности, самостоятельно оценить полученные знания по информатике при выполнении поставленных задач. Именно предоставление такой возможности помогает школьнику самоутвердиться, повысить свою самооценку и индивидуальность.

Век стремительной цифровизации образовательного процесса обозначил необходимость создания новых форм и методов обучения, внедрение которых в образовательное пространство, помогут обучающемуся приобрести новые знания и умения в осуществлении своей познавательной деятельности, самостоятельно осуществлять поиск необходимой

информации с использованием новых ТСО, правильно применять различные методы исследовательской деятельности уроках математики; давать объективную оценку полученным результатам.

Разработка и применение новых форм и методов обучения математике делает урок более информативным и познавательным. На сегодняшний день, в каждой школе существует оборудованный компьютерный класс и каждый обучающийся имеет возможность работать за компьютером, выходить в интернет, то есть, компьютер стал основным обучающим средством на уроках математики. Учитель и обучающиеся имеют возможность использовать огромное количество готовых программных продуктов, что помогает формированию познавательной и исследовательской самостоятельности при изучении математики.

Задача педагога по формированию познавательной самостоятельности у обучающихся в процессе изучения математики состоит:

❖ в способности активизировать учебную, исследовательскую и познавательную способность обучающегося в процессе изучения математики;

❖ в умении правильно организовать самостоятельную исследовательскую работу обучающихся, по получению навыков и умений, необходимых при изучении математики;

❖ в формировании у обучающихся информационной грамотности;

❖ в подборе практико-ориентированных текстов и заданий, способствующих активизации познавательной учебной деятельности обучающихся на уроках математики;

❖ в определении правильной объективной оценки выполненным заданиям;

❖ в оказании своевременной помощи в поиске совместного решения задачи если школьники не могут найти правильное решение.

При проведении уроков дистанционно самостоятельную работу лучше организовывать в форме чата. В общения с учениками в таком режиме можно предложить им выполнить самостоятельную работу в форме теста или карточек.

По окончании выполнения, предложенных заданий, попросить ученика попробовать самому оценить свою работу. Такой подход в обучении математике будет способствовать формированию оценочной деятельности обучающегося, развитию его познавательных способностей, к повышению интереса к изучению математики.

Применение дистанционного обучения позволяет педагогу сформировать различные формы и методы подачи учебного материала обучающимся.

Создание новых формы и методов подачи нового материала обучающимся, в практической деятельности педагога является сложной и емкой задачей, требует больших временных затрат. Педагогу необходимо не только донести знания до учеников, но и правильно организовать их самостоятельную работу. Разработать критерии оценки деятельности своих учеников, сформировать у них собственную самостоятельную оценочную деятельность.

Формирование оценочной самостоятельности на уроках математики способствует индивидуализации личности, активизации познавательной и исследовательской деятельности обучающегося. Помогает ученикам в определении и постановки цели урока, в организации поиска оптимального решения учебно-познавательных задач, а также в умении дать объективную оценку полученным результатам.

Формирования оценочной самостоятельности на уроках математики посредством новых цифровых образовательных технологий и применение их в дистанционной форме образовательной деятельности свидетельствует о том, что значительная часть учителей недостаточно в полной мере используют свой творческий потенциал в образовательном процессе. Это происходит в связи с их большой загруженностью, и недостаточностью методических разработок в данном направлении.

Анализ опыта работы педагогов в данном направлении, позволил сформулировать ряд противоречий, решение которых, поможет обеспечить формирование познавательной самостоятельности обучающихся в условиях цифровизации:

❖ между необходимостью на практике осуществлять данный процесс и отсутствием разработанных положений, подходов, принципов, способствующих его реализации в условиях цифровизации образования;

❖ между необходимостью формирования познавательной самостоятельности обучающихся в образовательном пространстве в условиях цифровизации, и недостаточностью методических разработок по ее формированию в современном образовательном процессе;

❖ между разнообразием форм и методов, способствующих формированию познавательной самостоятельности у обучающихся при использовании как традиционных форм и методов, так и нетрадиционных с использованием ТСО.

Выявленные противоречия позволяют сделать вывод о необходимости введения в современное образовательное пространство цифровых технологий в новых педагогических формах, которые помогут нам сформировать познавательную самостоятельность у обучающихся. На основе проведенного нами анализа научно-методической литературы, и собственного, проведенного исследования, мы можем сказать, что вопросы развития познавательной самостоятельности у обучающихся в общеобразовательной школе в современных условиях с применением, в образовательном процессе дистанционного обучения, изучены не до конца. Еще остается много вопросов по применению новых технологий и методик в школе.

Проблема исследования заключается в том, что созрела необходимость в кардинальных изменениях в образовательном процессе, посредством внедрения в него информационно-коммуникативных технологий, применение которых поможет формированию познавательной самостоятельности обучающихся в новых условиях цифровизации образовательного процесса.

Процесс формирования познавательной самостоятельности обучающихся при дистанционном обучении сводится к изучению математики с применением компьютерных технологий.

Применение в образовательном процессе новых методов, форм и технологий, в условиях цифровизации образования, способствует развитию познавательной самостоятельности обучающихся на уроках математики.

Итогом нашего исследования по формированию познавательной самостоятельности является обоснование необходимости внедрения в учебный процесс новых дидактических форм и методов дистанционного обучения математике.

В проведенном исследовании мы использовали новые методические разработки и приемы, которые помогли решению проблемы, по формированию познавательной самостоятельности обучающихся при организации дистанционного обучения в образовательном процессе.

Основной проблемой по формированию познавательной самостоятельности у обучающихся в образовательном пространстве является отсутствие комплексного подхода к организации дистанционного обучения.

Недостаток в новых методических разработках с применением ИКТ, доступных образовательному учреждению, на всех этапах изучения математики.

Использование новых форм и методов по формированию познавательной самостоятельности с включением ИКТ в образовательный процесс будет эффективным будет только тогда, когда весь процесс обучения будет направлен на обновление содержания учебных программ; на внедрение в учебный процесс новых технологий; на взаимодействии участников образовательного процесса; на осуществление обратной связи обучающегося и учителя.

Следует отметить, что организация дистанционного обучения с помощью особых приемов построения учебного курса, разработанности критериев оценки деятельности обучающегося, помогают формированию познавательной самостоятельности.

Дистанционная технология обучения на современном этапе это - совокупность методов, форм и средств обучения, обеспечивающих проведение учебного процесса на расстоянии, на основе использования современных цифровых технологий [3].

Выделим основные принципы организации дистанционного обучения.

Во-первых, дистанционное обучение предполагает взаимодействие педагога и обучающего на расстоянии с применением современных ИКТ технологий.

Во-вторых, дидактическая модель дистанционного обучения математике требует системного подхода на всех этапах обучения. Дидактическая модель дистанционного обучения представляет собой набор необходимых инструментов таких, как электронные УМК, включающие электронные учебники, учебные пособия, специальные компьютерные программы, компьютерные лабораторные практикумы, контрольно-измерительные материалы-в форме тестов, учебные видеофильмы [4].

В настоящее время реализация всех образовательных программ на всех уровнях образования обеспечивается созданием специализированных дистанционных образовательных программ, это привело и к изменению роли учителя в образовательном процессе. Педагог, реализующий образовательные программы с применением электронного обучения должен обладать следующими общепрофессиональными, педагогическими компетенциями, включающими умение использовать цифровые образовательные ресурсы, умение преподавать на основе цифровых технологий.

В настоящее время организация дистанционного обучения включает в себя применение новых цифровых технологий и инструментария. Главная задача учителя, правильно отобрать формы и методы, которые необходимы для организации дистанционного обучения с учетом особенностей изучаемого предмета. В организации дистанционного обучения информатике можно выделить следующие особенности это:

• предоставление обучающимся возможности освоения учебных программ;

• непрерывность процесса обучения математике;

• обучение в дистанционной форме требует значительной самостоятельности учащегося, так как во время дистанционного обучения объективно меняются формы учебного контроля со стороны учителя;

• возможность организации работы с часто болеющими детьми и детьми-инвалидами;

• проведение дополнительных занятий с одаренными детьми;

• возможность внести разнообразие в систему обучения за счет включения различных нестандартных заданий.

Выводы. Учитывая выше сказанное, можно с уверенностью сказать, что формирование познавательной

самостоятельности у обучающегося в условиях дистанционного обучения будет эффективным только тогда, когда учитель создаст условия, при которых ученик успешно выполнит, предложенные задания, в связи с этим у него повысится самооценка. Он больше не будет думать о том, что не справится, поймет, что изучение математики приносит не только разочарование, но и удовлетворение и гордость за то, что у него получилось выполнить поставленную задачу. Происходит переоценка своих умственных способностей что, в свою очередь, стимулирует познавательную активность и самостоятельность обучающегося.

Аннотация. В современной организация образовательного контента с применением ИКТ в условиях цифровизации главной задачей является формирование познавательной самостоятельности обучающихся. Важно, чтобы обучаемый научился самостоятельно приобретать знания, пользуясь разнообразными источниками информации; умел с этой информацией работать, используя различные способы познавательной деятельности и имел при этом возможность работать в удобное для него время. Самостоятельное приобретение знаний не должно носить пассивный характер, напротив, обучаемый с самого начала должен быть вовлечен в активную познавательную деятельность.

Ключевые слова: познавательная самостоятельность обучающихся, информационно-коммуникативные технологии, программный продукт.

Annotation. In the modern organization of educational content with the use of ICT in the conditions of digitalization, the main task is to form the cognitive independence of students. It is important that the student learns to acquire knowledge independently, using a variety of sources of information; he is able to work with this information using various methods of cognitive activity and at the same time has the opportunity to work at a convenient time for him. Independent acquisition of knowledge should not be passive, on the contrary, the learner should be involved in active cognitive activity from the very beginning.

Keywords: cognitive independence of students, information and communication technologies, software product.

Литература:

1. Бушина, Л.С. Возможности использования образовательного ресурса Я Класс в средней школе / Л.С. Бушина. -Текст: электронный // Образование. Наука. Карьера: сборник научных статей 2-й Междунар. науч.-метод. конф. - Курск, 2019.-С. 29-32

2. Вайндорф-Сысоева, М.Е. Методика дистанционного обучения :учебное пособие для вузов / М.Е. Вайндорф-Сысоева, Т.С. Грязнова, В.А.Шитова; под общей редакцией М.Е. Вайндорф-Сысоевой. - Москва: Юрайт, 2018. - 194 с.

3. Гайсина, C.B. Подготовка к ЕГЭ по информатике в дистанционном режиме: учеб.-метод. пособие / C.B. Гайсина, И.Б. Государев. - СПб.: СПб АППО, 2016. - 76 с.

4. Зюзина, Т. Дистанционное обучение в образовательной школе России / Т. Зюзина. - Москва: ГАР Eambert Academic Publishing,2018.-204 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.