Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ АЛГЕБРАИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ'

РАЗВИТИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ АЛГЕБРАИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
12
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
универсальные учебные действия / навыки самостоятельного контроля / оценки система школьного образования / universal learning activities / self-control skills / evaluation of the school education system

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Перекидайлов Александр Дмитриевич, Ботвинёва Наталья Юрьевна

Развитие личности в системе школьного образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Формирование УУД осуществляется в процессе изучения алгебраического материала на уроках математики. Важным моментом в формировании регулятивных универсальных действий являются предметные результаты по математике при изучении алгебраического материала, которые представляют собой совокупность «системы предметных знаний» и «системы предметных действий». Основой «системы предметных знаний» являются основные знания, полученные за время изучения темы по математике, необходимые для успешного обучения и дополнительные и углубленные знания по изучаемой теме. Основой «системы предметных действий» являются сформированные универсальные учебные действия, соответствующие изучению данной темы по математике и сформированные универсальные учебные действия, полученные при изучении смежных предметов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Перекидайлов Александр Дмитриевич, Ботвинёва Наталья Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The development of personality in the school education system is provided, first of all, through the formation of universal educational actions (UDS), which act as an invariant basis of the educational and educational process. The formation of the UUD is carried out in the process of studying algebraic material in mathematics lessons. An important point in the formation of regulatory universal actions are the subject results in mathematics in the study of algebraic material, which are a set of "systems of subject knowledge" and "systems of subject actions". The basis of the "system of subject knowledge" is the basic knowledge gained during the study of the topic in mathematics, necessary for successful training and additional and in-depth knowledge on the topic under study. The basis of the "system of subject actions" are formed universal educational actions corresponding to the study of this topic in mathematics and formed universal educational actions obtained in the study of related subjects.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ АЛГЕБРАИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ»

познакомился с изучаемой темой, получают творческие задания и не скучают в процессе «подтягивания» отстающих. Каждый работает в меру своих сил и возможностей, но чувствует свою сопричастность общему процессу обучения.

Таким образом, обучающиеся получают возможность проявить на своем уровне творчество и фантазию, избавляются от чувства страха и нервозности, появляется вера в собственные силы. Современному ученику интересно воспринимать информацию в электронном виде. Это диктуется как веянием информационного времени, так и условиями существованиями, сталкивающими индивидуумов с большими объемами информации.

Выводы. Таким образом, рассматривая различные подходы к определению термина «визуализация», можно вывести обобщенное определение и подразумевать под визуализацией в обучении технологию представления учебной информации в форме иллюстраций, графиков, таблиц схем и средств мультимедиа с целью оптимизации процесса обучения. Обучающиеся не только изучают и подбирают информацию, представленную в мультимедийной форме, но и сами принимают непосредственное участие в подготовке таких занятий: готовят разнообразные презентации и выступления, занимательные материалы.

Аннотация. Визуализация и ее виды способны не только изменить отношение обучающихся к стандартной школьной программе, но и начать воспринимать ее как универсальный инструмент для работы в любой сфере деятельности. Обилие интересно и красочно поданного материала, создание атмосферы контроля и поддержки со стороны учителя, создают не только правильный эмоциональный фон, но и порождают эмоциональный интерес к сущности изучаемого предмета. ИКТ позволяет как во время урока, так и во время подготовки к нему использовать большое количество разнообразных форм подачи информации.

Ключевые слова: виды визуализации, применение на практике.

Annotation. Visualization and its types can not only change the attitude of students to the standard school curriculum, but also begin to perceive it as a universal tool for working in any field of activity. The abundance of interesting and colorfully presented material, the creation of an atmosphere of control and support from the teacher, create not only the right emotional background, but also generate emotional interest in the essence of the subject being studied. ICT allows both during the lesson and during the preparation for it to use a large number of different forms of information presentation.

Keywords: types of visualization, practical application.

Литература:

1. Сериков, B.B. Личностный подход в образовании: Концепция и технология / В.В. Сериков. - Волгоград: Перемена, 1994. - 152 с.

2. Сидоров, С.В. Мультимедийная презентация как средство уплотнения учебного материала на уроке / С.В. Сидоров, Л.С. Пылкова // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2014. - № 29. - С. 52-56

3. Смолина, Л.И. Некоторые приемы создания мотивации в обучении иностранному языку / Л.И. Смолина // Лингвокультура и концептуальное пространство языка. -2016. - С. 540-545

4. Соколов, Д.И. Литература. Компьютерные технологии в обучении литературе / Д.И. Соколов. - М., 2009. - 304 с.

5. Тарабрина, К.А. Формирование иноязычной коммуникативной компетенции у учащихся младших классов на основе арт-технологий / К.А. Тарабрина // Глобальный научный потенциал. - 2021. - №. 8. - С. 42-44

6. Фришман, И.И. Методика работы педагога дополнительного образования. - 2-е изд. / И.И. Фришман. - М.: Академия, 2004. - 160 с.

7. Хамидова, Н.Ю. Повышение мотивации к изучению иностранного языка / Н.Ю. Хамидова // Наука и образование сегодня. - 2017. - 7(18). - С. 63-64

УДК 372.8

РАЗВИТИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ АЛГЕБРАИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Перекидайлов Александр Дмитриевич студент 5 курса

Филиал государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт» в г. Ессентуки (г. Ессентуки);

Ботвинёва Наталья Юрьевна кандидат педагогических наук, доцент Филиал государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт» в г. Ессентуки (г. Ессентуки)

Постановка проблемы. Система современного образовательного процесса направлена на формирование универсальных учебных действий (УУД), которые являются основополагающими составляющими для приобретения обучающимися знаний, умений и навыков, необходимых при изучении математики.

Проблема исследования обусловлена потребностями современного образования - развитие знающей, с высоким интеллектом, с высокой самооценкой личности. Система УУД заложенная в ФГОС помогает формированию таких важных качеств у обучающегося при изучении математики как: самосовершенствование, самоутверждение.

В рамках исследования главная роль уделена формированию регулятивных универсальных учебных действий у обучающихся. Основные аспекты при формировании регулятивных универсальных учебных действий при изучении математики направлены на создание и применение в учебном процессе новых методов и технологий обучения, новых способов организации учебной деятельности.

В процессе изучения математики формирование общеучебных знаний, умений и владение способами познавательной, исследовательской деятельности у обучающихся, направленно на достижение высоких результатов обучающегося.

У обучающихся, в процессе организации учебного процесса на уроках математики выделим характерные черты, направленные на формирование регулятивных УД:

- предоставление возможности обучающимся самостоятельно определять цель занятия и выполнять поставленные перед ними задачи на уроке, так как правильно сформулированные цели и задачи урока помогут глубже раскрыть и понять сущность изучаемой темы;

- обучение навыкам планирования, это помогает формированию познавательной самостоятельности обучающихся, внутренней организации, контролю и оценке выполняемых заданий;

- обучение навыкам самостоятельного контроля и оценки, так как умение самостоятельно оценить свои действия отражает уровень развития таких основных аспектов у обучающихся как - чувство самоуважения, ощущение чувства удовлетворенности от правильно выполненных задач урока.

Применение в образовательном процессе новых дидактических материалов, технологий и форм проведения занятий по математике помогает формированию регулятивных универсальных учебных действий обучающихся, повышает не только интерес к изучению предмета, но и повышает мотивацию.

Основой формирования регулятивных универсальных действий при изучении математики являются это приобретение обучающимися способности к осуществлению действий контроля при решении задач, овладение приемами самопроверки и взаимопроверки при выполнении заданий.

Изложение основного материала исследования. Основой Федерального государственного образовательного стандарта, является системно- деятельностный подход, главная цель которого это формирование регулятивных универсальных учебных действий, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Задача педагога построить образовательный процесс изучения математики с учетом индивидуальных особенностей обучающихся. Обеспечить организацию учебной деятельности так, чтобы обучающиеся могли самостоятельно сформулировать цель урока, выбрать наиболее эффективные способы решения задач, уметь контролировать свои действия, грамотно изъяснятся, правильно оценивать и корректировать полученные результаты.

К основным функциям педагога при изучении математики, направленным на формировании регулятивных универсальных действий, относятся: обучение действиям осуществления контроля, приемам самопроверки и взаимопроверки.

Формирование регулятивных универсальных действий на уроках математики у обучающихся обеспечивается умением организовать свою учебную деятельность. Организация учебной деятельности обучающегося во время урока является главной задачей для педагога. Педагог сам для себя определяет основные этапы организации учебной деятельности к ним относятся:

- умение учителя подвести обучающегося к определению цели урока;

- определение последовательности выполнения действий, которые помогут выполнить поставленную цель;

- составление плана с определением последовательности промежуточных действий;

- прогнозирование результата и уровня усвоения материала;

- осуществление контроля и возможности корректирования деятельности обучающегося для достижения целей урока;

- определение оценки усвоения обучающимися материала.

Организацию учебной деятельности на уроках математики можно рассмотреть на примере изучения алгебраического материала.

Процесс организации учебной деятельности на уроках математики при изучении алгебраического материала будет наиболее эффективным если в задание включить:

- задания, направленные на активизацию познавательной деятельности обучающихся;

- задания, ориентированные на изучение основных элементов алгебры;

- задания, способствующие формированию приемов вычислительной техники;

- задания, направленные на формирование обобщенных знаний обучающихся;

- задания направленные формирования основных алгебраических понятий на разных этапах обучения;

- задания, способствующие организации дифференцированного обучения.

Для того чтобы определить уровень сформированности регулятивных универсальные действия при изучении алгебраического материала на уроках математики необходимо, чтобы каждый обучающийся с учителем прошел определенный путь, который состоит из таких важных моментов как: формирование самостоятельного опыта выполнения практических заданий и формирование способности осуществлять контроль и самоконтроль выполненных заданий.

Грамотно сформированные этапы урока, направленные на формирование регулятивных учебных действий при изучении алгебраического материала на уроках математики являются гарантией:

- достижения целей и задач, поставленных перед обучающимися при изучении алгебраического материала на уроках математики;

- формирования познавательных и исследовательских действий обучающихся, способствующих достижению поставленных целей и выполнению определенных задач при изучении алгебраического материала на уроках математики в общеобразовательной школе.

Формирование регулятивных УД при изучении математики поможет обучающимся научиться логически мыслить, правильно определить для себя порядок последовательности выполнения практических действий, осуществлять анализ выполненных действий, достигать поставленных целей, развивать свой творческий потенциал и самоутверждаться.

Выводы. Современному педагогу, работающему над формированием регулятивных УД на уроках математики необходимо понимать, что нельзя ждать быстрых результатов, потому что индивидуальные способности обучающихся разные, к оценке полученных результатов в процессе учебной деятельности обучающимся подходить с осторожностью и вовремя скорректировать полученный результат.

Цель педагога сформировать регулятивные УД по математике так, чтобы обучающийся мог сам определить цель изучения темы, умел осуществить контроль своих действий, умел планировать этапы выполнения учебных действий.

Аннотация. Развитие личности в системе школьного образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Формирование УУД осуществляется в процессе изучения алгебраического материала на уроках математики. Важным моментом в формировании регулятивных универсальных действий являются предметные результаты по математике при изучении алгебраического материала, которые представляют собой совокупность «системы предметных

знаний» и «системы предметных действий». Основой «системы предметных знаний» являются основные знания, полученные за время изучения темы по математике, необходимые для успешного обучения и дополнительные и углубленные знания по изучаемой теме. Основой «системы предметных действий» являются сформированные универсальные учебные действия, соответствующие изучению данной темы по математике и сформированные универсальные учебные действия, полученные при изучении смежных предметов.

Ключевые слова: универсальные учебные действия, навыки самостоятельного контроля, оценки система школьного образования.

Annotation. The development of personality in the school education system is provided, first of all, through the formation of universal educational actions (UDS), which act as an invariant basis of the educational and educational process. The formation of the UUD is carried out in the process of studying algebraic material in mathematics lessons. An important point in the formation of regulatory universal actions are the subject results in mathematics in the study of algebraic material, which are a set of "systems of subject knowledge" and "systems of subject actions". The basis of the "system of subject knowledge" is the basic knowledge gained during the study of the topic in mathematics, necessary for successful training and additional and in-depth knowledge on the topic under study. The basis of the "system of subject actions" are formed universal educational actions corresponding to the study of this topic in mathematics and formed universal educational actions obtained in the study of related subjects.

Keywords: universal learning activities, self-control skills, evaluation of the school education system.

Литература:

1. Ботвинева, Н.Ю. Формирование универсальных учебных действий при обучении математике в начальной школе / Н.Ю. Ботвинева // Сборник научных статей. VII Международной научно-практической конференции «Мировая и российская наука: области развития и инноваций». -М.: Изд-во «Перо», 2022. - С. 31-34

2. Ботвинева, Н.Ю. Диагностика уровня сформированности познавательной самостоятельности студентов педагогических специальностей / Н.Ю. Ботвинева // Молодежь и образование XXI века: материалы XVIII региональной научно-практической конференции студентов и молодых ученых (17 апреля 2020 г., Ставрополь, СГПИ) / под редакцией М.Ю. Чотчаевой, Д.В. Пикалова, Д.Б. Лугового. - Ставрополь. - С. 63-68: Изд-во СГПИ, 2020. - 449 с.

3. Коровкина, Н.И. Формирование и оценка универсальных учебных действий обучающихся посредством организации индивидуальной проектной деятельности / Н.И. Коровкина // Образование. Карьера. - 2019. - № 1 (60). -С. 21-25

4. Мун, В. Уровни эмоционального интеллекта / В. Мун. - 2022. - URL :https://inbrain.top/eq/uroven-emocionalnogo-intellekta.html

5. Малякова, Н.С. Паспорт профессиональной педагогической компетенции по формированию регулятивных УУД обучающихся / Н.С. Малякова // Методист. - 2017. - №3. - С. 60.

6. Некрасова, Г.Н. Диагностика регулятивных универсальных учебных действий обучающихся в школьном технологическом образовании / Г.Н. Некрасова // Концепт: научно-методический электронный журнал. - 2020. - № 4. -С. 23-32

7. Организация и проведение оценки сформированности УУД. Методические рекомендации. - Бкатеринбург, 2015.

8. Хинчин, А.Я. О воспитательном эффекте уроков математики. Повышение эффективности обучения математике в школе / А.Я. Хинчин. - Москва: Просвещение, 2019. -231 с.

9. Чарнецкая, Ж. Расскажите учителям, как формировать регулятивные УУД. 16 новых приемов / Ж. Чарнецкая // Справочник заместителя директора школы. - 2019. - №8. - С. 58.

УДК 378.4:004

ПРИНЦИПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ГРАФИЧЕСКОГО ИНТЕРФЕЙСА ИНФОРМАЦИОННО-

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПЛАТФОРМЫ

Салдаева Анастасия Александровна студентка

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга);

Белаш Виктория Юрьевна кандидат педагогических наук

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга)

Постановка проблемы. С каждым годом уровень цифровизации общества становится все выше, люди расширяют диапазон приложений, которыми пользуются ежедневно. Поэтому неотъемлемой частью каждого программного продукта является правильно спроектированный графический интерфейс, который будет способствовать удобной, качественной и интуитивно понятной работе с ним.

Развивается и сфера образования, подразумевающая внедрение информационных технологий в образовательный процесс для расширения возможностей обучающихся в различных образовательных учреждениях. Согласно федеральным государственным образовательным стандартам, высшие учебные заведения обязаны применять компетентный поход к образованию и внедрять инновационные образовательные технологии, которые в итоге должны привести к повышению практической и теоретической подготовки студента при выпуске.

В связи с этим работа с учебно-методическими пособиями должна своевременно переходить в электронный формат. Для более удобного, понятного взаимодействия с учебно-методическими пособиями по информационно-коммуникационным технологиям, предлагается разработать платформу, на которой смогли бы работать как преподаватели, так и обучающиеся.

Изложение основного материала исследования. Образовательная платформа под названием «Информационно-коммуникационные технологии» будет объединять в себе непосредственно работу с учебно-методическими пособиями, выполнение и отображение последних опубликованных заданий, выставление оценки, а также отображение обратной связи

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.