Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УУД ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВЫХ ТЕХНЛОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ'

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УУД ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВЫХ ТЕХНЛОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
13
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
формированию личностных универсальных учебных действий / универсальные учебные умения / игровые технологии. / formation of personal universal learning activities / universal learning skills / game technologies

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Багдасарян Манук Оганесович, Ботвинёва Наталья Юрьевна

Проблема исследования определяется тем, что предметная автономность становится одной из причин фрагментарного восприятия знаний обучающимися образовательных организаций, в то время как в современном мире преобладают тенденции к экономической, политической, культурной, информационной интеграции. Такая разобщенность между предметами в образовательном процессе, порождает серьёзные трудности в формировании у обучающихся личностных универсальных учебных действий при изучении математики. Формирование личностных универсальных учебных действий в настоящее время особенно актуально в связи с переходом основной общеобразовательной школы на новые Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС). Одним из способов формирования личностных универсальных учебных действий является применение в образовательном процессе игровых технологий. В новых стандартах формированию личностных универсальных учебных действий результатам уделено особое внимание, поскольку именно они обеспечивают более качественную подготовку обучающихся к самостоятельному решению проблемных ситуаций, с которыми встречаются на разных этапах обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Багдасарян Манук Оганесович, Ботвинёва Наталья Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of research is determined by the fact that subject autonomy becomes one of the reasons for the fragmented perception of knowledge by students of educational organizations, while in the modern world trends towards economic, political, cultural, and information integration prevail. Such a disconnect between subjects in the educational process creates serious difficulties in the formation of students' personal universal educational actions in the study of mathematics. The formation of personal universal educational actions is currently especially relevant in connection with the transition of the basic secondary school to the new Federal State Educational Standards (FSES). One of the ways to form personal universal learning activities is the use of game technologies in the educational process. In the new standards, special attention is paid to the formation of personal universal educational actions, since they provide better training for students to independently solve problem situations that they encounter at different stages of learning.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УУД ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВЫХ ТЕХНЛОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ»

создавать образ, подчёркивающий или выявляющий особенности предмета при помощи трансформации формы элементов растительной и природной среды.

Таким образом, декоративная стилизация может служить средством материального выражения воображения, в которой отражается содержание и результат сознательного процесса, переработки реальности.

Учитывая эти особенности такого процесса, стоит уточнить понятие «воображение обучающихся средствами декоративной стилизации» как способность к созданию новых форм декоративных образов, отвечающих принципам упрощения реальных образов с сохранением основных существующих их признаков.

Выводы. Таким образом, цели стилизации и воображения совпадают и заключаются в преобразовании реального мира и работы с образами. Из чего следует, что декоративная стилизация является эффективным средством развития воображения, позволяет создавать уникальные и оригинальные образы, а также передавать определенные настроения и эмоции.

Аннотация. В статье изучается проблема развития воображения обучающихся детской школы искусств средствами декоративной стилизации. Анализируя литературу по теме исследования, авторы рассмотрели понятия «воображение» и «декоративная стилизация». Уточнено понятие «воображение обучающихся средствами декоративной стилизации». Были проанализированы произведения художников, использующих декоративную стилизацию как метод организации произведения. Авторы рассмотрели возможность использования потенциала декоративной стилизации, приёмов стилизации для создания новых декоративных образов. По их мнению, цели декоративной стилизации и процесса воображения совпадают, что является важным в организации эффективного процесса развития воображения.

Ключевые слова: воображение, декоративная стилизация, принципы, прием, стилизация.

Annotation. The article examines the problem of developing the imagination of students of the children's art school by means of decorative stylization. Analyzing the literature on the research topic, the authors examined the concepts of "imagination" and "decorative stylization". The concept of "imagination of students by means of decorative stylization" has been clarified. The works of artists using decorative stylization as a method of organizing the work were analyzed. The authors considered the possibility of using the potential of decorative stylization, stylization techniques to create new decorative images. In their opinion, the goals of decorative stylization and the process of imagination coincide, which is important in organizing an effective process of imagination development.

Keywords: imagination, decorative stylization, principles, technique, stylization.

Литература:

1. Власов, В.Г. Стилизация / В.Г. Власов // Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 Т. -СПб.: Азбука-Классика. - 2008. - С. 251-259

2. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: психологический очерк [Текст] / Л.С. Выготский. -М.: Просвещение, 1991.-93 с.

3. Данилюк, А.Я. Д Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект / А.Я. Данилюк, A.M. Кондаков, В.А. Тишков. Рос. акад. образования. - М.: Просвещении, 2009.-29 с. - (Стандарты второго поколения). - SBN 978-5-09-022138-2 (дата обращения: 10.11.2023)

4. Дьяченко, О.М. Развитие воображения дошкольника / О.М. Дьяченко. -М.: Психол. ин-т РАО, 1996. - 248 с.

5. Ильенков, Э.В. Об эстетической природе фантазии / Э.В. Ильенков. - https://tovievich.ru/book/korni/5564-evilenkov-ob-esteticheskoy-prirode-fantazii-i.html (дата обращения: 10.11.2023).

6. Кириллова, Г.Д. Развитие воображения у детей младшего дошкольного возраста (2 л. 7 мес. 5 лет): Автореф. дис. ... канд. психол. наук/Г.Д. Кириллова. -М., 1971. -23 с.

7. Панкратова, Л.И. Композиция. Электронное учебное пособие РГУ им. С.А. Есенина / Л.И. Панкратова. -http://www.rsu.edu.ru/wordpress/wp-content/uploads/e-learning/Pankratova_L_I_Osnovy_kompozicii/ (дата обращения: 11.12.2023)

8. Петровский, А.В. Введение в психологию / А.В. Петровский. -М.: Академия, 1996. -496 с.

9. Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - М., 1982. - 97 с.

10. Сокольникова, Н.В. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: учебное пособие / Н.В. Сокольникова. - Москва: Академия, 1999. -368 с.

11. Ушинский, К.Д. Педагогические сочинения [Текст] / К.Д. Ушинский. В 6 томах // Ред. коллегия: С.Ф. Егоров, И.Д. Зверев и др. -М.: Педагогика, 1990. - Т. 5, 6.

УДК 378.4

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УУД ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВЫХ

ТЕХНЛОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Багдасарян Манук Оганесович студент 5 курса

Филиал государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт» в г. Ессентуки (г. Ессентуки);

Ботвинёва Наталья Юрьевна кандидат педагогических наук, доцент Филиал государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт» в г. Ессентуки (г. Ессентуки)

Постановка проблемы. Изменения, происходящие в современном образовании, привели к тому что в образовательное пространство вошли такие понятия как- цифровизация, компьютерное моделирование, дистанционное обучение, электронные пособия и учебники. Использование, выше перечисленных, образовательных продуктов требуют совершенствования образовательного процесса, определения новых целей, учитывающих индивидуальные особенности и возможности обучающихся. В связи с этим важной задачей современного учителя является овладение новыми методами и технологиями в процессе обучения математике.

Сформированность метапредметных компетенций и УУД у обучающихся является основной образовательной задачей стандарта нового поколения.

Что означает сформировать у обучающихся УУД? Это означает научить обучающихся - знанию основополагающих элементов предмета математики, умению оценивать свои результаты и владению способностью кдичностному росту и воспитанию индивидуальных умственных особенностей. Это достигается путем использования в образовательном пространстве компетентностного подхода в изучении математики и организации познавательной самостоятельности обучающихся.

Сформированность УУД у обучающихся определяется не только результатом совместной плодотворной работы учителя и ученика, но и качеством обучения, способствующему наиболее успешному и глубокому усвоению полученных знаний.

Овладение основными компетенциями не может быть полным без формирования УУД. Для обучающихся, показатель сформированности личностных УУД определяется уровнем воспитания широкого спектра способностей таких, как: самостоятельно получать новые знания, применять полученные знания для решения задач, уметь организовывать свою учебно-исследовательскую деятельность для более глубокого изучения математики.

Уровень сформированности личностных УУД определяется функциональными показателями такими как:

- возможность у обучающегося уметь формулировать учебные цели и задачи в ходе изучения темы, и находить способы и решения поставленных проблем в ходе урока; осуществлять контроль полученных данных в результате проведенных исследований;

- создание комфортных условий для индивидуального развития личности в процессе обучения математики;

- применение в ходе изучения математики различных видов познавательной и исследовательской деятельности для достижения высоких результатов и успешного освоения знаний в данной области.

Применение разнообразных новых методических технологий в обучении математики не всегда позволяет решить проблему формирования личностных УД, что приводит к уменьшению интереса к математике и низкой мотивации к процессу обучения у обучающихся. Поэтому учителю приходится самосовершенствоваться, находить новые формы и применять новые методики обучения математике, которые будут способствовать формирования личностных УД.

Такая дидактическая форма обучения как игра используется на уроках математики: во-первых, для повышения интереса к изучаемому предмету, во-вторых для активизации мыслительного процесса, для повышения уровня познавательной самостоятельности, исследовательской и практической деятельности обучающихся. Математическая игра способствует активизации мыслительного процесса и учебной деятельности, способствует повышению интеллекта, способствует формированию личностных УД на всех этапах усвоения знаний по математике.

В.П. Беспалько отмечает, «что игровые формы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели - творческо-поисковой деятельности. Творческо-поисковая деятельность оказывается более эффективной, если ей предшествует воспроизводящая и преобразующая деятельность, в ходе которой учащиеся усваивают приемы учения [2, С. 48]. Д.Б. Эльконин трактует игру как деятельность, возникающую на определенном этапе, как одну из ведущих форм развития психических функций и способов познания ребенком мира взрослых. Называя игру «арифметикой социальных отношений» [3, С. 18]

Таким образом применение игровых технологий является уникальным дидактическим приемом обучения математике, которая будет являться платформой для формирования интеллектуально-одаренной личности с высоким индивидуальным потенциалом и активной научно-исследовательской деятельностью.

Изложение основного материала исследования. Применение учителем на уроках математики игровых технологий способствует достижению более высоких результатов у обучающихся в предметной области. В связи с этим перед педагогом ставится задача, для выполнения которой ему необходимо:

> разработать план урока так, чтобы это было не только интересным, познавательным, но и обучающим;

> применение элементов игры на уроках математики должно быть систематическим, что не позволит обучающемуся расслабиться и утратить интерес к математике. В основном это должны быть уроки с элементами игры, не надо забывать про применение других методик таких, как проектно-исследовательская, технология дифференцированного обучения;

> учителю необходимо продумать и разработать все этапы урока, с применением игровых элементов так, чтобы эти элементы урока сочетались между собой и вытекали один из другого. В качестве примера можно предложить ученикам придумать математические элементы игры, ввести данные элемент в учебный процесс не нарушая схему урока;

> проверить практическую деятельность обучающихся можно на примере проведения урока по теме «Повторение».

Цель урока - активизация индивидуальных и творческих особенностей обучающихся. Учителем предлагается заранее

одному или нескольким ученикам разработать кроссворд, подобрать математические шутки-загадки, и представить своим одноклассникам во ходе урока, их выполнить. Данные формы целесообразно применять как проверочный материал для оценки полученного результата как самому учителю, так и ученикам по полученным результатам оценить своих одноклассников.

Следующим этапом в образовательном контексте, направленным на формирование личностных УД, у обучающихся, является осуществление проектно-исследовательской деятельности в ходе урока математики. Применение данной методики позволяет развить у обучающихся навыки осуществления проектной и исследовательской деятельности, что играет немаловажную роль в формировании математических способностей у обучающихся.

В основу игровых технологий положена поисково-исследовательская деятельность, ориентированная на использование Web-тexнoлoгий. Чаще всего, игровые технологии представляет собой ролевую игру. Обучающиеся анализируют информацию, преобразовывают ее, а затем демонстрируют свои познания в математике. Свои суждения обучающиеся представляют в новых формах таких как: дискуссия, обсуждение подготовленных проектов.

Применение игровых технологий в образовательном контенте рассматривается как эффективная методика по формированию личностных УД.

На сформированность личностных УД при изучении математики у обучающихся огромное влияние оказывает специфика предметной области.

Одной из главных целей изучения математики является формирование и развитие математического мышления, развитие математических способностей обучающихся, активизация познавательной самостоятельности, формирование критического мышления.

Изучение математики с применением игровых элементов в ходе урока открывает перед обучающимися широкие возможности по формированию личностных УД, способствует развитию индивидуальных особенностей, интеллектуальному и личностному росту. Приобретенные знания и умения в процессе изучения математики способствуют выработке у учеников способности обобщать и систематизировать знания, проводить анализ и давать оценку своим действиям. Формировать личностные качества собранность, внимательность, аккуратность в проведении исследования, достигать поставленной цели., ясно и четко построить свою речь, не бояться высказывать свои суждения.

По словам А.Г. Асмолова « личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся., которая определяется как: самоопределение, смыслообразование, оценивание усваиваемого материала.

Необходимо понимать, что применение игровых технологий на уроках математики это не развлекательная форма урока - это нестандартное занятие с элементами игры в занимательной форме. Предложенная форма предполагает определение и выполнение учебной цели урока математики: закрепление и углубление знаний у обучающихся. Использование дидактических игровых приемов и занимательных заданий оказывает положительное влияние на обучающихся, повышает мотивацию к изучению математики, в процесс урока с игровыми элементами вовлечены все ученики.

Характер деятельности учащихся в игре зависит от темы урока и на каком этапе данный элемент используется. Игровые математические элементы могут быть включены в любой из этапов урока. Применение различных игровых технологий способствуют формированию у обучающихся таких важных качеств, как умение: решать проблемные задачи; работать в коллективе; оценивать полученные результаты.

Выводы. Внедрение в учебный процесс технологий с элементами игры обеспечивают активизацию познавательной самостоятельности обучающихся, формирует умственные способности, способствует формированию личностных УД. Посредством применения технологий с элементами игры на уроках математики игры решаются основные образовательные задачи урока математики: совершенствование математической речи; совершенствование вычислительных навыков; совершенствование навыков умения решать поставленные задачи.

Таким образом можно сделать вывод применение технологий с элементами игры на уроках математики в общеобразовательной школе для учителя является хорошей базой по формированию личностных УД у обучающихся. Правильная организация учебной деятельности обучающихся с применением игровых форм деятельности способствует более глубокому изучению математики.

Грамотно структурированный, интересно подготовленный урок с использованием технологий с элементами игры помогает учителю сформировать у обучающихся личностные УД и заслуживает право быть одной из основных форм учебной деятельности. Для учителя важно, чтобы применение технологий с элементами игры, в ходе урока органически сочетались с темой, не отвлекали от выполнения основной задачи и цели урока и способствовали эффективному освоению знаний и развитию умственных способностей обучающихся.

Аннотация. Проблема исследования определяется тем, что предметная автономность становится одной из причин фрагментарного восприятия знаний обучающимися образовательных организаций, в то время как в современном мире преобладают тенденции к экономической, политической, культурной, информационной интеграции. Такая разобщенность между предметами в образовательном процессе, порождает серьёзные трудности в формировании у обучающихся личностных универсальных учебных действий при изучении математики. Формирование личностных универсальных учебных действий в настоящее время особенно актуально в связи с переходом основной общеобразовательной школы на новые Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС). Одним из способов формирования личностных универсальных учебных действий является применение в образовательном процессе игровых технологий. В новых стандартах формированию личностных универсальных учебных действий результатам уделено особое внимание, поскольку именно они обеспечивают более качественную подготовку обучающихся к самостоятельному решению проблемных ситуаций, с которыми встречаются на разных этапах обучения.

Ключевые слова: формированию личностных универсальных учебных действий, универсальные учебные умения, игровые технологии.

Annotation. The problem of research is determined by the fact that subject autonomy becomes one of the reasons for the fragmented perception of knowledge by students of educational organizations, while in the modern world trends towards economic, political, cultural, and information integration prevail. Such a disconnect between subjects in the educational process creates serious difficulties in the formation of students' personal universal educational actions in the study of mathematics. The formation of personal universal educational actions is currently especially relevant in connection with the transition of the basic secondary school to the new Federal State Educational Standards (FSES). One of the ways to form personal universal learning activities is the use of game technologies in the educational process. In the new standards, special attention is paid to the formation of personal universal educational actions, since they provide better training for students to independently solve problem situations that they encounter at different stages of learning.

Keywords: formation of personal universal learning activities, universal learning skills, game technologies.

Литература:

1. Алёшина, E.A. Диагностика регулятивных универсальных учебных действий обучающихся 8-9-х классов в процессе решения геометрических задач на построение / Е.А. Алёшина, С.И. Калачева // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. - 2021. - № 3. - С. 6-18

2. Бастракова, Н.С. Социально психологические установки и ценностные ориентации цифрового поколения / Н.С. Бастракова, О.В. Мухлынина, Е.В. Чубаркова // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2019. - Т. 1. - № 1. -С. 43-50

3. Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. - 2-е изд. - Москва: ВЛАДОС, 2020. - 359 с.

4. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2010. - 159 с.

5. Шмелева, О. В. Игровые технологии - эффективное средство формирования ключевых компетенций обучающихся на уроках математики / О.В. Шмелева. - Текст: непосредственный // Школьная педагогика. - 2016. - № 3 (6). - С. 19-24

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.