Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
17
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
эмоциональный интеллект / дошкольный возраст / всестороннее развитие личности / emotional intelligence / preschool age / comprehensive personality development

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Чагарова Мадина Джанбулатовна

Вопросами, связанными с различными проявлениями человеческих эмоций, исследователи занимались на протяжении долгого времени. В настоящее время получила наибольшее развитие теория эмоционального интеллекта. Это связано с тем, что эффективное взаимодействие с другими людьми, основанное на эмоциональных связях, и эффективное управление своими собственными эмоциями позволяет человеку реализовать себя. Кроме того, развитый эмоциональный интеллект помогает достигать поставленных целей и быть успешным в различных сферах человеческой жизнедеятельности. Формирование эмоциональной сферы человека и его эмоционального интеллекта происходит с самого раннего детства. Если эмоциональное воспитание реализовано в недостаточной степени, то возникают серьезные проблемы. В настоящее время проблема эмоционального интеллекта является весьма актуальной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Researchers have been dealing with issues related to various manifestations of human emotions for a long time. Currently, the theory of emotional intelligence has received the greatest development. This is due to the fact that effective interaction with other people based on emotional connections and effective management of their own emotions allows a person to realize himself. In addition, a developed emotional intelligence helps to achieve goals and be successful in various spheres of human life. The formation of the emotional sphere of a person and his emotional intelligence occurs from early childhood. If emotional education is implemented insufficiently, then serious problems arise. Currently, the problem of emotional intelligence is very relevant.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

6. Давидова, Ф.Х. Образность в портретной графике / Ф.Х. Давидова, Х.Я. Хайдов // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2017.-№8(82).-С. 74-77

7. Леханова, О.Л. Организация работы по формированию эмотивной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / О.Л. Леханова // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2008.

8. Медведев, Л.Г. Развитие профессиональных умений рисования портрета / Л.Г. Медведев, A.B. Голосай // Омский научный вестник. - 2012. - № 2,- С. 229-230

9. Рабочая программа по учебному предмету «Рисунок». - https://docs.yandex.ru/docs/ name=P_risynok.docx (дата обращения 12.11.2023)

10. Щетинина, A.M. Восприятие и понимание эмоционального состояния другого человека как этап в развитии эмоционального интеллекта дошкольника / A.M. Щетинина // Проблемы современного педагогического образования. -2021.

УДК 373

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Чагарова Мадина Джанбулатовна воспитатель

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «ТЕРЕМОК» (с. КостаХетагурова)

Постановка проблемы. Современное общество отдает приоритет когнитивному развитию детей, и часто в области эмоционального развития дошкольников на самом деле целенаправленная работа не проводится. Из-за этого нарушается общее и гармоничное развитие личности. Очевидно, что в современной социальной и культурной среде необходимо целенаправленно подходить к эмоциональному развитию подрастающего поколения. В современном информационном обществе лучше адаптируется человек, способный эффективно общаться, объективно воспринимать информацию и реагировать на все изменения в мире. Развитие эмоционального интеллекта является важным этапом социализации детей в процессе общего обучения и переживания социальных отношений. Федеральные образовательные стандарты дошкольного образования устанавливают приоритеты для защиты и укрепления психического и физического здоровья детей, их эмоционального интеллекта. Следует отметить, что дошкольное образование - это деликатный период эмоционального развития. Самое главное в этом возрасте - целенаправленная и своевременная работа с дошкольниками.

Целью данной статьи является теоретическое обоснование и изложение методического обеспечения реализации психологического и педагогического плана по развитию эмоциональной стороны личности ребенка, а также внедрение его в практику дошкольного образования.

Изложение основного материала исследования. Ни для кого не секрет, что лучшим другом современного ребенка является телевизор или компьютер, а его любимым занятием является просмотр мультфильмов или компьютерных игр. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. Современные дети все меньше реагируют на чувства других.

Без эмоций восприятие окружающего мира невозможно. Эмоции направляют наше внимание на важные события, подготавливают нас к определенным действиям и влияют на наш мыслительный процесс. Без эмоциональной осведомленности мы не можем полностью понять наши мотивы и потребности и эффективно общаться с другими. Наши эмоции влияют на то, как мы думаем. Социально-эмоциональное развитие необходимо развивать с дошкольного возраста, поскольку развитие ребенка тесно связано с особенностями мира, который он чувствует и в котором живет.

Маленькие дети часто находятся в "эмоциональном плену" из-за неспособности контролировать свои эмоции, что может привести к импульсивному поведению и осложнениям в общении со сверстниками и взрослыми. Но по мере развития личности они могут постепенно развивать способность воспринимать и контролировать переживания, понимать эмоциональное состояние других, развивать случайность поведения и делать эмоции более стабильными и глубокими. Из практики работы с дошкольниками видно, что дети до 4 лет впадают в депрессию, когда приходят в детский сад. Они не могут выразить свои чувства, и если они выражают их, то делают это жестоко, что может привести к проблемам в общении со сверстниками и взрослыми.

Дошкольники в некоторых случаях нарушают основные правила поведения в группе и не выполняют самые простые задачи по сравнению со сверстниками не потому, что не знают этих правил или не хотят их выполнять, а потому, что у ребенка понижена способность учиться и контролировать эмоции.

Но эмоциональная сфера сама по себе не является качественным развитием, ее необходимо развивать. Эффективным инструментом в этом является творческая театральная деятельность. Театральная деятельность - это неиссякаемый источник эмоций, развитие опыта и открытий, а также способ связи с духовным богатством. В результате ребенок использует свой разум и сердце, чтобы познавать мир и выражать свое отношение к добру и злу. Они учатся радости преодоления трудностей в общении и справляются с неуверенностью в себе.

В драматических пьесах самое главное - это процесс творческого эксперимента, а не конечный результат. Необходимо много работать, чтобы сохранить непосредственность детских игр, основанных на импровизации. С точки зрения взрослого, если ребенок неправильно произносит музыкальную ноту и совершает бесполезные действия, драматическая игра вообще не пострадает. Драма - это способ для детей выразить себя и самореализоваться. Драматические игры для дошкольников наполнены различными эмоциями: удивлением, волнением, радостью, и т.д. Это позволяет использовать игровые занятия не только для развития личности ребенка, но и для обогащения его эмоционального опыта.

Развитие эмоционального интеллекта преследуют следующие цели:

1. Укрепление моральных качеств детей, таких как любовь к своим родственникам и желание заботиться о них.

2. Повышение интереса к другим, развитие чувства понимания и потребности в общении.

3. Формирование у детей навыков и практические умений выражения невербальных средств общения - мимики, жестов, пантомимы.

4. Развитие самоконтроля во время самостоятельной деятельности.

5. Развитие способности распознавать эмоции свои и других.

Эмоционально активные дети проявляют явный интерес к общим театральным представлениям и движениям с участием одной или нескольких кукол или предметов. Они используют игрушки для выполнения множества действий, многие из которых приводят к прямым и очевидным реакциям: смеху, удивлению, радости и т.д.

Важно отметить, что многие эмоционально окрашенные поступки начинают сопровождаться словами: восклицательными знаками, обращением к взрослым за помощью. Однако у детей с негативными эмоциями все вышеперечисленное полностью отсутствует или слабо выражено. Работая с этими детьми, нужно использовать пояснительные и словесные инструкции, чтобы освоить новые методы игровых действий с одним и тем же объектом, создавать игровые ситуации для детей, которые естественным образом следуют за тематическими действиями, и, следовательно, побуждать детей к активной речи и пытаться вызвать переживания к куклам и другим фигуративным игрушкам.

Практика показала, что дети часто эмоционально выражают поведение положительных персонажей в играх, но не хотят передавать образ отрицательных персонажей. Чтобы этого не произошло, очень важны навыки воспитателя:

а) играйте в игру медленно и объясняйте действия отдельных персонажей;

б) максимально полно распространяйте общение и взаимодействие между персонажами;

в) постоянно следите за ролью персонажа в игре.

Как правило, соблюдение этих условий достаточно для того, чтобы пробудить у детей живой интерес к театральным постановкам, развить воображение и игровое творчество.

Мы выделяем следующие причины для включение театральных постановок в процесс обучения в детском образовательном учреждении:

а) ребенок может видеть, слышать, понимать друг друга и отвечать на предложения;

б) он может взаимодействовать на вербальном уровне и на уровне игрового поведения;

в) независимо от того, имеет ли место негативное поведение, для обогащения эмоционального опыта используйте различные средства: просмотр иллюстраций; чтение произведений искусства; игра с ярко выраженным эмоциональным содержанием, представление эксклюзивных театральных и художественных сборников.

Отмечаем следующие положительные стороны включения театральных постановок в процесс обучения в детском образовательном учреждении:

- стимулируются психологические процессы;

- активизируются и совершенствуются словарный запас, грамматическая структура речи, речевое произношение, связные речевые навыки, ритм и выразительность речи;

- развиваются двигательные навыки, координация и плавность движений;

- развивается сфера эмоциональной воли;

- происходит коррекция поведения;

- развивается коллективное сознание, развитие взаимной ответственности, формирование опыта нравственного поведения;

- поощряется развитие творческой деятельности, исследований, самостоятельности, в результате дети становятся более эмоционально отзывчивыми, (реагируют на чувства родных и близких, слушают сказки, сочувствуют персонажам рассказов);

- дети становятся более дружелюбными, потому что учатся вести переговоры;

- учатся самостоятельно использовать полученные знания;

- учатся планировать действия, направленные на достижение определенных целей;

- осознают, что имеют право на самоопределение.

Для определения степени развития эмоционального интеллекта, мы ориентируемся на следующие критерии и показатели:

1. Ситуационные особенности эмоциональной регуляции (степень и характер выражения, а также адекватность эмоциональной окраски субъекта и коммуникативного поведения).

2. Неситуативные особенности эмоциональной регуляции (эмоциональный фон, характер аффективных отношений).

3. Наличие и особенности функций эмоционального механизма (восприятие выразительных знаков (мимики), понимание эмоционального содержания, распознавание эмоций, вербальное выражение эмоций, воспроизведение эмоций).

Концепция эмоционального интеллекта возникла в 1990 году. Это означает, что человек признает и понимает свои чувства, эмоции и способности и способности окружающих его людей и выражает свои чувства. Основатели этой концепции - Питер Салуэй и Джон Мейер - выделяют 4 компонента в своей модели эмоционального интеллекта:

- восприятие, оценка и выражение эмоций: способность понимать себя и эмоции других людей, распознавать потребности по эмоциям;

- мышление и использование эмоций в деятельности: способность решать повседневные задачи с помощью эмоций, используя их в необычных ситуациях;

- понимание эмоций: объяснение причин эмоций, почему эти чувства возникают в этой ситуации, но не в других, различение соответствующих чувств и эмоций;

- сознательное эмоциональное управление: способность понимать и принимать весь спектр чувств и эмоций, контролировать свои эмоции и сознательно использовать их в разных ситуациях.

Следует отметить, что эмоциональный интеллект не существует отдельно от собственно интеллекта. За последние три десятилетия наука добилась значительных успехов, изучая взаимодействие между эмоциональной и интеллектуальной сферами и его эквивалент) с точки зрения мозговой деятельности.

Эмоциональный интеллект играет важную роль в развитии личности дошкольников, то есть в их способности понимать, контролировать эмоции, сопереживать и сотрудничать с другими. Ребенок от природы очень эмоциональный, то есть он обладает широким спектром эмоций. Однако даже взрослым нелегко научиться управлять различными эмоциями и чувствами. Почему важно научить ребенка понимать эмоции, которые он испытывает. Прежде всего, когда ребенок знает, почему это чувство существует сейчас, ему легче направить свои эмоции в правильное русло и при необходимости обуздать их. Во-вторых, дети могут проявлять сочувствие к другим, понимая их чувства. Это важно для полноценной социализации.

Зная чувства и эмоции окружающих его людей, ребенок имеет возможность предвидеть последствия своих действий и нести за них ответственность.

Уровень эмоционального интеллекта можно определить с помощью различных тестов и методов. Основными симптомами неразвитого эмоционального интеллекта являются неспособность распознавать и понимать свои чувства и эмоции, отсутствие сочувствия, страх обратиться за помощью или получить поддержку и помощь от окружающих вас людей, трудности в установлении близких и эмоциональных отношений с людьми, недопонимание.

Выводы. Дети от рождения до трех лет активно впитывают информацию из внешнего мира. Начиная с первых нескольких месяцев жизни, ребенок будет реагировать на чувства мамы и папы, а реакция на друзей и родственников является сложной. В три года и далее дети учатся понимать эмоции людей и использовать их для достижения своих целей. Когда дошкольник поступает в детский сад, он впервые разлучается со своими родителями. Это трудное время для семьи. Начинается период адаптации к детскому саду. В то же время у ребенка может начаться период "трехлетнего кризиса" или "я", когда личность ребенка активно проявляется. В этот период родители часто сталкиваются с периодом явного пассивного поведения ребенка, который проявляется в отказе от всего, что было предоставлено или сказано родителями или взрослыми. Ребенок вступает в позитивное противоречие с другими и все переворачивает с ног на голову. Задача родителей и взрослых в этот период - дать детям возможность поэкспериментировать, как лучше себя вести. Не забывайте следить за безопасностью и внимательно направлять эмоции ребенка в правильном направлении. В конце периода адаптации дошкольник входит в социальную среду и окружен не только своей семьей, но и другими взрослыми и детьми. На дошкольном этапе дети приобретают коммуникативные навыки и учатся понимать свои эмоции, что помогает строить социальные отношения.

Аннотация. Вопросами, связанными с различными проявлениями человеческих эмоций, исследователи занимались на протяжении долгого времени. В настоящее время получила наибольшее развитие теория эмоционального интеллекта. Это связано с тем, что эффективное взаимодействие с другими людьми, основанное на эмоциональных связях, и эффективное управление своими собственными эмоциями позволяет человеку реализовать себя. Кроме того, развитый эмоциональный интеллект помогает достигать поставленных целей и быть успешным в различных сферах человеческой жизнедеятельности. Формирование эмоциональной сферы человека и его эмоционального интеллекта происходит с самого раннего детства. Если эмоциональное воспитание реализовано в недостаточной степени, то возникают серьезные проблемы. В настоящее время проблема эмоционального интеллекта является весьма актуальной.

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, дошкольный возраст, всестороннее развитие личности.

Annotation. Researchers have been dealing with issues related to various manifestations of human emotions for a long time. Currently, the theory of emotional intelligence has received the greatest development. This is due to the fact that effective interaction with other people based on emotional connections and effective management of their own emotions allows a person to realize himself. In addition, a developed emotional intelligence helps to achieve goals and be successful in various spheres of human life. The formation of the emotional sphere of a person and his emotional intelligence occurs from early childhood. If emotional education is implemented insufficiently, then serious problems arise. Currently, the problem of emotional intelligence is very relevant.

Keywords: emotional intelligence, preschool age, comprehensive personality development.

Литература:

1. Филиппова, О.Г. Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста / О.Г. Филиппова, М.Н. Терещенко, Ю.В. Батенова, А.А. Прохорова // АНИ: педагогика и психология. - 2021. - №4 (37). - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/razvitie-emotsionalnogo-intellekta-u-detey-doshkolnogo-vozrasta

УДК 378.14

ФОРМИРОВАНИЕ ОЦЕНОЧНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОАСТРАНСТВА

Шаповалов Константин Александрович студент 5 курса

Филиал государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт» в г. Ессентуки (г. Ессентуки);

Ботвинёва Наталья Юрьевна кандидат педагогических наук, доцент Филиал государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт» в г. Ессентуки (г. Ессентуки)

Постановка проблемы. Главной задачей в образовательном процессе при изучении информатики является формирование не только умений и знаний по изучаемой дисциплине , но и формирование умения оценивать свои, полученные знания, умение давать оценку принятому решению задачи. В преодолении барьера осторожности в определении оценки своих знаний. В преодолении боязни доказывать свою точку зрения в определении оценки знаний. Формирование учебно-познавательной и исследовательской деятельности обучающихся при изучении математики является актуальной проблемой современного педагога. В целях повышения мотивация изучения математики педагогу необходимо повышать свое профессиональное мастерство, разрабатывать новые формы и методы обучения, разрабатывать новые критерии оценивания знаний обучающихся.

Изложение основного материала исследования. Задача учителя по формированию познавательной оценочной самостоятельности обучающихся заключается в предоставлении возможности, самостоятельно оценить полученные знания по информатике при выполнении поставленных задач. Именно предоставление такой возможности помогает школьнику самоутвердиться, повысить свою самооценку и индивидуальность.

Век стремительной цифровизации образовательного процесса обозначил необходимость создания новых форм и методов обучения, внедрение которых в образовательное пространство, помогут обучающемуся приобрести новые знания и умения в осуществлении своей познавательной деятельности, самостоятельно осуществлять поиск необходимой

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.