Научная статья на тему 'Особенности гендерных различий в процессе развития эмоций ребенка дошкольного возраста'

Особенности гендерных различий в процессе развития эмоций ребенка дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
826
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
эмоции / развитие / ребенок / гендерные различия. / emotions / development / child / gender differences.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гаврилова Ксения Андреевна, Пашина Светлана Алексеевна

данная статья основана на выявлении гендерных различий в процессе развития эмоций ребенка дошкольного возраста. Рассмотрены психологические и поведенческие особенности гендерных различий. Актуализируется роль эмоций как фактора развития личности дошкольника. Систематизированы определения «гендер» и «гендерные различия» в психологической науке. Определены способы развития эмоциональной сферы дошкольника в соответствии с гендером. Выявлены определенные виды деятельности, которые помогут в полной мере развить эмоциональный интеллект дошкольника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF GENDER DIFFERENCES IN THE PROCESS OF DEVELOPMENT OF EMOTIONS OF A CHILD OF PRESCHOOL AGE

this article is based on identifying gender differences in the development of emotions of a preschool child. The psychological and behavioral characteristics of gender differences are considered. The role of emotions as a factor in the development of the personality of a preschooler is being actualized. The definitions of “gender” and “gender differences” in psychological science are systematized. The ways of developing the emotional sphere of a preschooler in accordance with gender are determined. Certain types of activities have been identified that will help to fully develop the emotional intelligence of a preschooler.

Текст научной работы на тему «Особенности гендерных различий в процессе развития эмоций ребенка дошкольного возраста»

неудачные отношения очень тяжело переносятся подростком. Многие подростки воспринимают неспособность общаться, наладить отношения со сверстниками как личную трагедию. Даже для того, чтобы заслужить уважение и авторитет среди сверстников, подростки могут нарушить социальные нормы, вступить в конфликт с пожилыми людьми, родителями и учителями.

Список литературы /References

1. Алиева С.Н. Психологические особенности подростковой агрессии. Баку: Европа, 2014. 162 с.

2. ГадировА.А. Возрастная психология. Баку: Маариф, 2002. 386 с.

3. Мирзаев Р.Н. Отношения, конфликты и подростки. Баку: АГПУ, 2018. 141 с.

4. КлеМ. Психология подростка (Психосексуальное развитие). М.: Педагогика, 1991. 176 с.

5. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Подросток в учебнике и в жизни. М: Знание, 1990. 80 с.

6. Толстых А.В. Подросток в неформальной группе // Педагогика и психология. М.: Знание, 1991. № 2. С. 45-58.

7. Фельдштейн Д.И. Современный подросток. Психологические исследования условий, механизмов его воспитания. В кн.: Психологические условия и механизм воспитания подростков. М.: АПН СССР, 1983. С 3-20.

FEATURES OF GENDER DIFFERENCES IN THE PROCESS OF DEVELOPMENT OF EMOTIONS OF A CHILD OF PRESCHOOL AGE Gavrilova K.A.1, Pashina S.A.2 (Russian Federation) Email: Gavrilova566@scientifictext.ru

1Gavrilova Ksenia Andreevna - Undergraduate; 2Pashina Svetlana Alekseevna - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, DEPARTMENT OF PEDAGOGY AND EDUCATIONAL TECHNOLOGIES, NORTH CAUCASUS FEDERAL UNIVERSITY, STAVROPOL

Abstract: this article is based on identifying gender differences in the development of emotions of a preschool child. The psychological and behavioral characteristics of gender differences are considered. The role of emotions as a factor in the development of the personality of a preschooler is being actualized. The definitions of "gender" and "gender differences" in psychological science are systematized. The ways of developing the emotional sphere of a preschooler in accordance with gender are determined. Certain types of activities have been identified that will help to fully develop the emotional intelligence of a preschooler. Keywords: emotions, development, child, gender differences.

ОСОБЕННОСТИ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИЙ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Гаврилова К.А.1, Пашина С.А.2 (Российская Федерация)

1Гаврилова Ксения Андреевна - студент магистратуры; 2Пашина Светлана Алексеевна - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогики и образовательных технологий, Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь

Аннотация: данная статья основана на выявлении гендерных различий в процессе развития эмоций ребенка дошкольного возраста. Рассмотрены психологические и поведенческие особенности гендерных различий. Актуализируется роль эмоций как фактора развития

116

личности дошкольника. Систематизированы определения «гендер» и «гендерные различия» в психологической науке. Определены способы развития эмоциональной сферы дошкольника в соответствии с гендером. Выявлены определенные виды деятельности, которые помогут в полной мере развить эмоциональный интеллект дошкольника. Ключевые слова: эмоции, развитие, ребенок, гендерные различия.

Дошкольный возраст - это первый и главный период жизни, когда происходит физическое, социальное и психологическое формирование человека. Именно дети дошкольного возраста совершают самый большой скачок развития за всю жизнь.

Из новорожденного становятся личностью со своим «Я» способной ходить, говорить, запоминать, мыслить, сопоставлять, анализировать, творить, воображать, воспринимать. У каждого ребенка все эти качества и способности формируются индивидуально, то есть для каждого ребенка необходим свой образовательный маршрут, который может реализовываться как дома (с мамой, няней и т.д.), так и в образовательном организации (детский сад, центр развития, частный детский сад и т.д.).

Естественно, процесс реализации образовательного маршрута будет составлен в соответствии с возрастными нормами, но, наряду с этим необходим и учет гендерных различий, которые играют немаловажную роль в процессе становления личности дошкольника.

По мнению Дусказиевой Ж.Г. «Гендерная психология - отрасль психологической науки, изучающая закономерности формирования и развития характеристик личности как представителя определенного пола, обусловленные половой дифференциацией, стратификацией и иерархизацией» [1]. Для полного представления, что такое гендер и гендерные различия необходимо выявить основные сформулированные определения данных понятий, которые отражены в таблице 1.

Таблица 1. Представление о гендере в психологической науке

№ Авторы Определения понятий «гендер» и «гендерные различия»

1 Э. Гидденс Если пол имеет отношение к физическим, телесным различиям между мужчиной и женщиной, то понятие «гендер» затрагивает их психологические, социальные и культурные особенности

2 Д. Майерс Одна из базовых характеристик личности, обусловливающих психологическое и социальное развитие человека, которая определяется биологическим полом, тендерными стереотипами, тендерными нормами и гендерной идентичностью

3 О.А. Воронина Сложный социокультурный процесс формирования (конструирования) обществом различий в мужских и женских ролях, поведении, ментальных и эмоциональных характеристиках и сам результат -социальный конструкт гендера

Говоря об индивидуальном обучении дома или в образовательной организации, то уровень возрастных и тендерных особенностей учитывается в полной мере. Но в образовательной организации процесс воспитания и обучения носит массовый характер. Если возраст определяется группой, в которой находится ребёнок (ясельная, первая младшая, вторая младшая и т.д.), то гендерные различия должен учитываться непосредственно воспитателем.

Данная проблематика рассматривается в научных и эмпирических исследованиях таких ученых как В.В. Абраменковой, Р. Бэрона, Д. Ричардсона, В.Е. Кагана, А.В. Либина, И.И. Лунина, Т.И. Юферовой [2]. Когда мы говорим о гендерных различиях, то в большинстве случаев имеем ввиду физиологические различия между мальчиками и девочками. Но наряду с этим существуют и иные точки зрения, которые указывают на психологические и поведенческие различия.

Разница между детьми проявляется с детства. Мальчики стремят быть более независимыми, предпочтения отдают командным играм с элементами агрессии; более восприимчивы к шуму, опора на ближнее зрение, комфорт в ограниченном пространстве, восприятие символов и эмоциональных отношений; основываются на шаблонах, стандартах и стереотипах; преобладает механическое запоминание; выполняемые операции - счет, манипуляции с цифрами и формулами; ориентация на получение необходимого результата, при прагматичном и конкретном мышлении; эмоции направленны во внешний план, анализируются и неоднократно переживаются.

В свою очередь девочки взаимозависимы, собираясь маленькими группами, имитируют взаимоотношения взрослых и ведут доверительные беседы; острота слуха выше, важна перспектива пространства, лучше воспринимают информацию и ее содержание, новизну и тип изложения; опираются на систему поиска и исследования; лучше запоминают собственные открытия и исследования; выполняемые операции - мысленные манипуляции с геометрическими формами; мышление основано на творчестве с ориентацией на поисковую активность; эмоции сильные и короткие, без внешнего проявления [3].

По нашему мнению, эмоциональная сфера дошкольного возраста играет ведущую роль в становлении личности дошкольника, потому что формирование мужского и женского начал реализовывается при помощи слова, чувства и действия. Как мы знаем, человек говорит, чувствует и действует под влиянием эмоций, которые определяются множествами факторов. Эмоции отражаются на характере человека и его поведении. Они помогают или мешают правильно воспринимать происходящее вокруг, реагировать на события действительности. В наши дни, когда с экранов телевидения, газетных и книжных страниц на нас потоком льются насилие и жестокость, правильное эмоциональное развитие ребенка приобретает первостепенную значимость. Так что же такое эмоции, как они влияют на становление личности дошкольника и почему возникает потребность эмоционального воспитания в соответствии с гендером?

П.К. Анохин считает что: «эмоции - это физиологическое состояние организма, имеющие ярко выраженную субъективную окраску и охватывающие все виды чувствований и переживаний человека - от глубоко травмирующих страданий до высоких форм радости и социального жизнеощущения». По мнению Г.Б. Хасановой «эмоции - это особый класс психических процессов и состояний, связанных с потребностями и мотивами и отражающих в форме непосредственно-чувственных переживаний значимо действующих на субъекта явлений и ситуаций»[4].

В Возрасте трех лет, ребенок активно развивается в речевом, интеллектуальном и эмоциональном плане. Основываясь на этом, можно утверждать, что в этот период закладывается основа его будущего характера и способностей к пониманию эмоций. Как известно дети развиваются в своем индивидуальном темпе, но их необходимо всему научить, в том числе распознавать и контролировать эмоции. Но если в полной мере не уделять достаточно внимания эмоциональному развитию дошкольника, то он не научится правильно выражать свои эмоции, делится своими чувствами с окружающими. А это уже серьезный коммуникативный барьер.

Эмоциональное развитие дошкольника подразделятся на два этапа:

1) С 0 до 3 лет. Основа эмоционального выражения - удовлетворение основных инстинктов. Способы выражения эмоций примитивны, зачастую это смех и плачь. В данном периоде появляется первая форма гнева - ревность к матери или другому значимому взрослому по отношению к другим детям. Если подавлять ребенка при полноценном выражении эмоций, то его эмоциональная сфера не развивается.

2) С 4 до 7 лет. Биологические потребности сохраняются, но наравне с этим возрастает контроль ребенка над своими эмоциональными состояниями, возможность разграничения поведения людей на хорошее и плохое, формируются высшие нравственные эмоции. Преобладают устойчивые чувства к родным и окружающим.

В дошкольном возрасте выделяют следующие особенности эмоционального развития: дети учатся социальным способам выражения своих чувств, появляется эмоциональное

118

предвосхищение, развиваются элементарные чувства, начинают формироваться интеллектуальные, нравственные, эстетические чувства. Полноценное развитие эмоций ребенка происходит как в маленьком (семья), так и более широком социуме (детский сад, игровая площадка). Освоенные эмоции позволяют ребенку управлять родителями, наряду с этим взрослые обучают его новым эмоциям, которые считают правильными. Находясь в социуме, дошкольник постепенно усваивает проявления эмоций в конкретном обществе, приобретая способность к дружбе, благодарности, патриотизму и так далее. Также, мальчики и девочки осваивают новые социальные роли. Мальчик - мужчина, защитник, будущий отец. Девочка - женщина, хозяйка, будущая мама.

В соответствии с проблемой исследования, уникальность дошкольного возраста заключается в двух аспектах: дошкольный возраст - пора становления гендерной принадлежности, а также формирование эмоциональной компетентности ребенка. Сопоставляя эти два понятия, появляется возможность и потребность в составлении определенных методов и форм работы по формированию эмоциональной компетентности дошкольника в соответствии с гендером.

На помощь приходит ведущий вид деятельности дошкольника, а именно игровая деятельность, которая прекрасно помогает развивать гуманные чувства. Одна из наиболее ярких форм игровой деятельности является сюжетно-ролевая игра. Именно играя с детьми в команде, ребенок учится понимать желания, настроения, состояния других людей. Также к старшему дошкольному возрасту происходит постепенный переход от воссоздания и проигрывания ситуаций к передаче эмоций и чувств, которые содержит игра.

Зачастую, в соответствии с тендером происходит разделение на игры для мальчиков (машинки, герои, солдаты, стройка и т.д.) и для девочек (дочки-матери, магазин, школа и т.д.). Тем самым педагогу необходимо учитывать гендерную принадлежность ребенка при выборе игры и распределении ролей. Потому что в игре мы формируем модели поведения мужчины и женщины, которые имеют определенные желания, чувства и эмоции.

Педагогу необходимо приобщать дошкольника к трудовой деятельности, потому что именно она несет в себе новые эмоции, такие как сочувствие по отношению к другим, радость от результата, удовлетворение или недовольство.

Занятия спортом также несут множество эмоциональных открытий. Ребенок учится быть сдержанным, стремиться к цели, переживать первые неудачи и радоваться достижениям. В групповых видах спорта дети учатся сплоченности, ответственности за свои действия перед другими, учатся работать на спортивный результат сообща.

Любая познавательная деятельность непременно обогатит эмоциональные знания дошкольника. Это радость нового открытия, сомнения, удивление, стремление совершить для себя очередное открытие. Эстетические чувства развиваются у детей дошкольного возраста в процессе собственной творческой деятельности и общения с искусством.

Основываясь на вышесказанном можно сделать следующий вывод: мальчики и девочки -два разных мира. Зачастую мы неправильно понимает, что стоит за их поступками, и как следствие неправильно на них реагируем. Способы развития эмоциональной сферы дошкольника в соответствии с гендером должны основываться на игровой деятельности, активной социализации, приобщении к спорту, труду, искусству, чтению книг и личном примере взрослых, которые принимают активное участие в развитии ребенка.

Список литературы /References

1. Дусказиева Ж.Г. Гендерная психология: учебное пособие / Ж.Г. Дусказиева; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2010. 108 с.

2. Гендерная психология и педагогика: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / под общ. ред. О.И. Ключко. М.: Издательство Юрайт, 2017. 404 с. Серия: Бакалавр и магистр. Академичекий курс.

3. Гаврилова К.А., Хохлова Д.А. Тендерные различия в адаптации детей к дошкольной образовательной организации. В кн: Материалы конференции: сборник статей, VIII Международная конференция «Обучение и воспитание детей младшего возраста». 29 мая - 1 июня 2019. Москва. Стр. 74-79.

4. Психология эмоций. Тексты / Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. 288 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.