Научная статья на тему 'Гендерные различия в проявлении эмоциональной устойчивости подростков'

Гендерные различия в проявлении эмоциональной устойчивости подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2898
437
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / ГЕНДЕР / ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / EMOTIONAL STABILITY / GENDER / GENDER DIFFERENCES / ADOLESCENCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Векшина Ольга Александровна

В статье обсуждаются понятия «эмоциональная устойчивость», понятие «гендер» и гендерные различия, дана характеристика подросткового возраста и отличия в проявлении эмоциональной устойчивости подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Gender differences in the manifestation of emotional stability teenagers

The article reveals the concept of emotional stability, the concept of "gender" and gender differences, characteristic of adolescence and differences in the manifestation of emotional stability adolescents.

Текст научной работы на тему «Гендерные различия в проявлении эмоциональной устойчивости подростков»

УДК 151.7:157 ББК 88.834.022:88.837

Векшина Ольга Александровна

аспирант

кафедра теоретической и прикладной психологии Челябинский государственный педагогический университет г.Челябинск Vekshina Olga Aleksandrovna graduate student Department of Theoretical and Applied Psychology Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk Olka687@mail.ru

Гендерные различия в проявлении эмоциональной устойчивости подростков

Gender differences in the manifestation of emotional stability teenagers

В статье обсуждаются понятия «эмоциональная устойчивость», понятие «гендер» и гендерные различия, дана характеристика подросткового возраста и отличия в проявлении эмоциональной устойчивости подростков.

The article reveals the concept of emotional stability, the concept of "gender" and gender differences, characteristic of adolescence and differences in the manifestation of emotional stability adolescents.

Ключевые слова: эмоциональная устойчивость, гендер, гендерные различия, подростковый возраст.

Key words: emotional stability, gender, gender differences, adolescence.

Социальные преобразования на территории нашей страны, произошедшие за последние 10-15 лет, поистине глобальны. Ломка стереотипов взаимоотношений в семье, в группах, в школе, переоценка ценностей могут не только отрицательно повлиять на личность, но и сломать её. Ситуации социальной нестабильности, порождающие глубокие кризисные изменения в жизни людей, инновационные преобразования предъявляют повышенные требования к их эмоциональной устойчивости по отношению, как к внешним воздействиям, так и к внутренним противоречиям [6, 7]. Поэтому проблемы формирования эмоциональной устойчивости подростков является и остается злободневным для отечественной и зарубежной психологии и педагогики, а так же для общества в целом.

Проблема психологической устойчивости личности нашла отражение в исследованиях JI.M. Аболина, В.И.Долговой, Л.В. Куликова, Е. П. Крупника, К.

Левина, Н.А. Подымова, Д. Н. Узнадзе, Ф. Хоппе, В. Э. Чудновского, Э. Эриксона и др. Анализ психологической литературы различных направлений показал, что многие авторы к важным составляющим психологической устойчивости личности относят устойчивость (стабильность) эмоциональную, которая обеспечивает возможность противодействовать нежелательному влиянию среды.

В отечественной психологии возникновение термина «эмоциональная устойчивость» было вызвано изучением поведения человека, действующего в экстремальных условиях. Большинство исследований проводилось в области прикладной психологии: авиационной (Л.М. Аболин Р.Н. Макаров, В.Л. Мари-щук, В.А. Плахтиенко, Г.М. Хилова и др.), инженерной (К.М. Гуревич, П.Б. Зильбер-ман, Е.А. Милерян и др.), психологии спорта (О.В. Дашкевич, А.Ц. Пуни, П.А. Рудик, А.Я. Чебыкин, О.А. Черникова и др.).

Изучению механизмов формирования эмоциональной устойчивости в онтогенезе, психологических методов её диагностики, выявлению факторов окружающей среды, благоприятно или неблагоприятно влияющих на данную характеристику личности, посвящены работы Л.М. Аболина, Л.П. Баданиной, Е.В. Веселовой, М.И. Дьяченко, А.В. Мирошина, Е.А. Чудиной, Е.Г. Щукиной и других. Подростковый возраст - один из наиболее сложных периодов развития человека. Несмотря на относительную кратковременность, он во многом определяет всю дальнейшую жизнь индивидуума.

Эмоциональную устойчивость определяют в качестве психологической характеристики, которая относится к эмоциональной сфере личности, как достижение эмоциями оптимальной степени интенсивности, как способность регулировать эмоциональные состояния, как способность к сохранению оптимального эмоционального напряжения в стрессовых ситуациях, как способность поддерживать высокий, продуктивный уровень психической деятельности, стабильность содержания эмоций. Эмоциональную стойкость рассматривают как свойство личности, которое раскрывается через наличие эффективной саморегуляции (Л. И. Бучек).

Переход к подростковому возрасту характеризуется глубокими изменениями условий, влияющих на личностное развитие ребенка. Они касаются физиологии организма, отношений, складывающихся у подростков сл взрослыми людьми и сверстниками, уровня развития познавательных процессов, интеллекта и способностей. И конечно же эмоциональное развитие претерпевает в это время существенное изменение.

Подростковый возраст характеризуется как период повышенной эмоциональности, что проявляется в легкой возбудимости, изменчивости настроения, возникновении тревожности, агрессивности и других бурных реакций [8, С.127].

Подростковый возраст считается особенно «эмоционально насыщенным» и поэтому изучение эмоционального развития подростков занимает ведущее место в психологии. В последнее время интерес к проблеме эмоционального развития значительно возрос.

Эмоциональные нарушения, возникающие в этот период, имеют далеко идущие последствия. Многие исследователи связывают некоторые типы нарушения поведения у детей с различными формами эмоциональных нарушений. Неоднократно демонстрируется связь эмоционального неблагополучия с неуспеваемостью, трудностями общения со сверстниками и взрослыми и т.д.

Обсуждаемая проблема отражена в работах отечественных и зарубежных авторов таких как Анохин П.К,. Грецов А.Г., Дерманова И.Б., Долгова В.И., Ильин Е.П.,. Казанская В.Г., Лафренье П., Райс Ф., Реан А.А., Рубинштейн С.Л и др.

Современная психологическая служба в школе недостаточно уделяет внимание формированию целостной личности, анализу средовых факторов, обусловливающих тот или иной уровень психического развития. Несмотря на повсеместную констатацию ориентации школ на развитие самостоятельной, целостной, творческой личности, не все образовательные среды обеспечивают условия для такого развития. Сегодня в области психолого - педагогических исследований, посвященных изучению формирования эмоционально - волевой Вестник ЧГПУ 12.2'2013 46

сферы личности, существует острая потребность в определении значимости развития эмоциональной устойчивости старшеклассников.

Подростковый возраст - это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Его еще называют переходным возрастом, потому что в течение этого периода происходит своеобразный переход от детства к взрослости, от незрелости к зрелости, который пронизывает все стороны развития подростка: анатомо-физиологическое строение, интеллектуальное, нравственное развитие, а также разнообразные виды его деятельности [8, С. 130].

В подростковом возрасте изменяются условия жизни и деятельности подростка, что, в свою очередь приводит к перестройке психики, появлению новых форм взаимодействия между сверстниками. У подростка меняется общественный статус, позиция, положение в коллективе, ему начинают предъявляться более серьезные требования со стороны взрослых. Центр физической и духовной жизни ребенка перемещается из дома во внешний мир, переходит в среду сверстников.

Подростки переживают по поводу самых разных жизненных событий более ярко и интенсивно по сравнению не только со взрослыми, но и с детьми. Это касается как и положительных так и отрицательных эмоций. Если подросток счастлив, так «на все сто», но сели его что- то расстроило, то он чувствует себя жутко несчастным. Эти состояния безудержной радости и глубокого отчаяния могут быстро сменять друг друга, преобладающее даже на протяжении одного дня настроение подростка редко бывает «черным» или «белым», но обычно «полосатое как зебра».

Девочки реагируют на события жизни, фильмы, рассказы более эмоционально, чем мальчики. Именно в подростковом возрасте гендерные различия становятся наиболее яркими и ощутимыми. Это объясняется тем, что в этом возрасте происходит половое созревание, осознание и принятие половой роли, формируется позиция собственного «Я», мировоззрение, закладываются и фор-

мируются важные качества и черты личности для дальнейшей жизни.

В современном, постоянно развивающемся мире, требования к подросткам становятся другими, чем раньше. События, происходящие в стране, мире накладывают отпечаток на психику как взрослых, так и детей. Нестабильность, частые стрессы, постоянная спешка в современном обществе способствуют развитию различных нестабильных эмоциональных состояний.

Понятие «гендер», введённое в обиход социологических исследований к середине 20 века, с самого начала актуализировало проблему соотношения биологического и социального. Традиционное выстраивание понятия «гендер» с опорой на понятие «биологический пол», в различных модификациях дожившее до наших дней, биолозирует социальные параметры человеческой жизни [9, С. 50].

Разделение людей на мужчин и женщин является центральной установкой восприятия нами различий, имеющихся в психике и поведении человека.

Именно в подростковом возрасте гендерные различия становятся наиболее яркими и ощутимыми. Это объясняется тем, что в этом возрасте происходит половое созревание, осознание и принятие половой роли, формируется позиция собственного «Я», мировоззрение, закладываются и формируются важные качества и черты личности для дальнейшей жизни [9, С. 58].

После проведения диагностики эмоциональной устойчивости были выявлены следующие результаты.

Результаты диагностики эмоциональной устойчивости по методике «Шкала эмоциональной стабильности - нестабильности (нейротизма)» Г. Айзенка (Приложение 2, таблица 1).

высокий средний низкий уровни эмоциональной стабильности

Рис. 1 Результаты диагностики эмоциональной устойчивости по методике «Шкала эмоциональной стабильности - нестабильности (нейротизма)» Г. Айзенка

Как видно из рис. 1, высокий уровень имеют, эмоционально не стабильны - 7 девочек (35%) и 4 мальчика (20%). Это может говорить об агрессивной направленности личности во взаимоотношениях с другими людьми, о раздражительности, частой смене настроения, испытуемые нуждаются в друзьях и поддержке. Это так же свидетельствует о том, что эти мальчики и девочки могут долгое время переживать из-за «пустяков», держать обиду, впадать в глубокое отчаяние, совершать необдуманные поступки в ситуации стресса и опасности.

Средний уровень имеют - 10 девочек (50%) и 6 мальчиков (30%). Длительность эмоций у этих мальчиков и девочек непродолжительна, даже если проявляется эмоциональная возбудимость, то эмоции не интенсивны, быстро забывают свои неудачи. В зависимости от ситуации и состояния эмоции либо виляют на деятельность, либо остаются на уровне. Низкий уровень имеют (эмоционально стабильны) - 3 девочки (15%) и 10 мальчиков (50%). Это может говорить о том, что испытуемые не подвержены стрессам и панике, устойчивы и нераздражительны в общении с другими людьми, сохраняют спокойствие в ситуациях риска и стресса. Даже в ситуации стресса, сохраняют невозмутимость, эмоции не оказывают влияния на деятельность, испытуемые продолжают выполнять действия в том же темпе, в каком работают обычно. При этом

мальчики более эмоционально стабильны, чем девочки.

Дальнейший анализ полученных данных с помощью критерия - «U-критерий Манна — Уитни» тоже подтвердил нашу гипотезу и показал, что гендерные различия в проявлениях эмоциональной устойчивости подростков существуют, причем эмоциональная устойчивость мальчиков выше, чем у девочек.

Библиографический список

1. Абубакирова, Н.И. Что такое «гендер» . Общественные науки и совместимость./ Н.И. Абубакирова —М: Питер, 2006. - №6- С. 123-125.

2. Берковиц, Л. Агрессия: причины, последствия и контроль \ Л. Берковиц - Пер. с англ. - С. -Пб. : Прайм-Еврознак, 2001. - С. 140-179.

3. Берн, Ш. Гендерная психология. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2006. - С. 320.

4. Валюте, В.К. Психология эмоциональных явлений. / В.К. Валюте - М: Питер, 1997. - С. 160-179.

5. Грецов, А.Г. Практическая психология для подростков и родителей./ А.Г. Грецов - СПб.: Питер, 2006. - С. 256 - 280.

6. Долгова, В.И. Готовность к инновационной деятельности в образовании (монография) [Текст]- М.: Книжный дом «Университет», 2009. - 228c.-books.google.com > Education > General.

7. Долгова, В.И. Социально-психологические механизмы воспитательной деятельности ВУЗа // Проблемы социальной психологии личности. - Саратов: СГУ, 2008. - № 7. - С. 18-25.

8. Изард, К. Э. Психология эмоций. / К. Изард - пер. с англ. - С.-Пб.: Питер, 1999. - С. 450 - 480.

9. Крайг, Г. Психология развития./ Г. Крайг - СПб.: Питер, 2007. - С. 987996.

10. Лафренье, П. Эмоциональное развитие детей и подростков./П. Лафре-нье - СПб, Издательство: Прайм-Еврознак, ОЛМА-ПРЕСС, 2004. - С. 354-390.

Bibliography

1. Abubakirova , NI What is "gender" . Social sciences and compatibility. / NI Abubakirova -M: Peter , 2006 . - № 6 - pp. 123-125 .

2 . Berkowitz , L. Aggression : Causes, Consequences and Control \ L. Berko-witz - Trans. from English. - C. Saint-Petersburg. : Prime Evroznak 2001 . - S. 140179 .

3 . Bern, S. Gender psychology . - St. Petersburg. : Prime Evroznak 2006 . - S.

320.

4 . Currency VK Psychology emotional phenomena . / VK Currency - M: Peter, 1997 . - S. 160-179.

5 . Greece, AG Practical psychology for adolescents and parents. / AG Greece -St. Petersburg .: Peter , 2006 . - S. 256 - 280.

6. Dolgov , VI Willingness to innovate in education ( monograph) [Text] - M: Book House "University" in 2009 . - 228c. - Books.google.com> Education> General.

7. Dolgov , VI Socio -psychological mechanisms of educational activities of the university / / Problems of social psychology of personality . - Saratov: Saratov State University , 2008 . - № 7. - S. 18-25 .

8. Izard , KE Psychology emotions. / K. Izard - lane. from English. - Pb : Peter, 1999 . - S. 450 - 480.

9. Craig , G. Developmental Psychology . / G. Craig - St. Petersburg.: Peter ,2007. - S. 987-996 .

10 . Lafreniere , P. emotional development of children and adolescents . / P. Lafreniere - St. Petersburg , Publisher: Prime Evroznak , Olma-Press , 2004 . - S. 354-390 .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.