Научная статья на тему 'Динамика развития гендерной идентичногсти в старшем дошкольном возрасте'

Динамика развития гендерной идентичногсти в старшем дошкольном возрасте Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
749
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНИКИ / ГЕНДЕРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / КОНСТРУРОВАНИЕ ГЕНДЕРА / PRESCHOOLERS / GENDER IDENTITY / GENDER DESIGN

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Коротаева Анастасия Игоревна

В статье эмпирически установлены особенности динамики развития гендерной идентичности в дошкольном возрасте. Охарактеризованы компоненты гендерной идентичности мальчиков и девочек дошкольного возраста. Развитие гендерной идентичности в дошкольном возрасте происходит через идентификацию с родителями своего или противоположного пола, ее гармоничность зависит от престижности родителя и эмоционального отношения к нему. В самоопределении себя как мальчика или как девочки дошкольники дифференцируют содержание этих понятий, отражая не только социально ожидаемые ответы, но и их специфичность как представителя гендера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DYNAMICS OF DEVELOPMENT OF GENDER IDENTITY AT THE SENIOR PRESCHOOL AGE

The article empirically establishes the features of the dynamics of the development of gender identity in preschool age. The components of the gender identity of boys and girls of preschool age are characterized. The development of gender identity in preschool age occurs through identification with the parents of their own or the opposite sex, its harmony depends on the prestige of the parent and the emotional relationship to him. In self-determination of themselves as a boy or as girls, preschoolers differentiate the content of these concepts, reflecting not only socially-expected answers, but also their specificity as a representative of gender.

Текст научной работы на тему «Динамика развития гендерной идентичногсти в старшем дошкольном возрасте»

Согласно обработанным данным, падение нравственности у молодых людей имеет связь с современным кинематографом.

Выводы. Таким образом, как показало исследование, девиантное поведение у подростков имеет связь не только с современным киноисскуством, но и сериалами, которые стали популярны в последние несколько лет. Это говорит нам о падении киноисскуства на несколько ступеней вниз. Сейчас сериалы штампуют ежедневно и продлевают на несколько сезонов подряд. Контроль аудитории невозможен, так как современные гаджеты детей позволяют обходить стороной законы ограничения по возрасту. Согласно данным диагностики большинство подростков, которые предпочитают смотреть сериалы и комедии демонстрируют девиации в поведении. В связи с этим рекомендуется проведение профилактической работы девиантного поведения подростков. Для этого предполагается:

1. Учет возрастных и психологических особенностей подростков с девиантным поведением.

2. Организация и проведение тренингов на доверие с членами семьи или опекунами учащихся.

4. Организация и проведение встреч с врачами, наркологом, работниками ПДН, инспекторами ГИБДД.

5. Коррекция девиантного поведения может осуществляться организацией киноклуба, где будут показывать специально отобранные кинокартины, нацеленные на расширение кругозора, формированию нравственности, толерантности к себе и окружающим, заботе об окружающем мире, патриотизме, профилактики детского алкоголизма, наркомании, ранней беременности.

Литература:

1. Захарова П.Н., Ковтун Т.Ю. Взгляд современной молодежи на семью и семейные ценности // Педагогика и психология семьи: современные вызовы, традиции и инновации Сборник материалов III Всероссийской научно-практической (с международным участием) конференции студентов, магистрантов, аспирантов и практических работников, посвященной юбилею доктора педагогических наук, профессора М. М. Прокопьевой. Киров, 2018. С. 28-30.

2. Клейберг Ю.А. Социальная психология девиантного поведения: учебное пособие для вузов. // Определение склонности к отклоняющемуся поведению А.Н.Орел / - М., 2004. С. 141-154.

3. Тимошенко Л. О. Влияние современного кинематографа на нравственное воспитание подростков // Молодой ученый. — 2017. — N01.1. — С. 106-108.

4. Чекурова А.Ю., Ковтун Т.Ю. Влияние современного кинематографа на девиантное поведение подростков // В сборнике: Актуальные проблемы развития личности в онтогенезе Сборник материалов VII Всероссийской научно-практической конференции для студентов, аспирантов и специалистов в области практической психологии. Под ред. Т.Ю. Ковтун, В.В. Находкина. 2018. С. 444-448.

5. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп // Определение склонности к отклоняющемуся поведению А.Н.Орел). - М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. С. 362-370

Психология

УДК: 159.9, 316.6

кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии начального обучения Коротаева Анастасия Игоревна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ярославский государственный педагогический университет имени К. Д. Ушинского» (г. Ярославль)

ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОГСТИ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ

ВОЗРАСТЕ

Аннотация. В статье эмпирически установлены особенности динамики развития гендерной идентичности в дошкольном возрасте. Охарактеризованы компоненты гендерной идентичности мальчиков и девочек дошкольного возраста. Развитие гендерной идентичности в дошкольном возрасте происходит через идентификацию с родителями своего или противоположного пола, ее гармоничность зависит от престижности родителя и эмоционального отношения к нему. В самоопределении себя как мальчика или как девочки дошкольники дифференцируют содержание этих понятий, отражая не только социально -ожидаемые ответы, но и их специфичность как представителя гендера.

Ключевые слова: дошкольники, гендерная идентичность, конструрование гендера.

Annotation. The article empirically establishes the features of the dynamics of the development of gender identity in preschool age. The components of the gender identity of boys and girls of preschool age are characterized. The development of gender identity in preschool age occurs through identification with the parents of their own or the opposite sex, its harmony depends on the prestige of the parent and the emotional relationship to him. In self-determination of themselves as a boy or as girls, preschoolers differentiate the content of these concepts, reflecting not only socially-expected answers, but also their specificity as a representative of gender.

Keywords: preschoolers, gender identity, gender design.

Введение. Исследование сознания остается актуальной проблемой в психологической науке. Основоположник идеи идентичности Э. Эриксон [9, с. 261], определял ее как «сумма внутреннего опыта, приобретенного на всех предшествующих стадиях», когда успешная идентификация приводила к успешному уравновешиванию базисных потребностей индивидуума с его возможностями и одаренностью. Таким образом, чувство эго-идентичности представляет собой возросшую уверенность индивида в том, что его способность сохранять внутреннюю тождественность и целостность (психологическое значение эго) согласуется с оценкой его тождественности и целостности, данной другими. Появляющаяся интеграция в форме эго-идентичности - это больше, чем сумма идентификаций, приобретенных в детстве».

Неспособность достичь личной идентичности приводит к тому, что Эриксон назвал кризисом идентичности. Кризис идентичности, или ролевое смешение, чаще всего характеризуется неспособностью сделать выбор, неприспособленность, деперсонализацию, отчужденность и иногда кидаются в сторону «негативной» идентичности.

Формирование гендерной идентичности происходит под влиянием развития биологических предпосылок, закономерностей половой дифференциации в ходе гендерной социализации. Важнейшими элементами являются личностные и гендерные характеристики родителей, в том числе их гендерная идентичность и ролевые модели, пол ребенка, представления родителей о том, каким должен быть ребенок данного пола, особенности институтов социализации. Гендерная социализация [6] начинается с момента рождения ребенка, хотя ожидание рождения ребенка определенного пола также предвосхищает определенное отношение к нему родителей, В трансляции детям гендерных качеств значима роль стереотипов, выработанных в обществе и культуре, относительно мужчин и женщин.

Таким образом, исследование гендерной идентичности имеет ряд особенностей. Так, в научной литературе не всегда есть дифференциация понятий полоролевая и гендерная идентичность, «слияние» данных понятий приводит к неточности в изучении указанной проблемы [7].

В рамках научно-исследовательской работы продолжилось изучение проблемы гендерной идентичности в дошкольном возрасте. Гендерная идентичность - это компонент идентичности. Изучение вопроса важно рассмотреть с дошкольного возраста, когда начинают складываться гендерные отношения, появляются первичные знания о себе как представителе определенного гендера. Отметим, что гендерная идентичность является базовой характеристикой личности [8], что подтверждается зарубежными и отечественными исследованиями [3]. М.Ю. Кузьмин отмечает, что гендерный компонент является одним из самых весомых в структуре идентичности младших школьников, подростков и юношей. [7, с. 88] Существует несколько теорий, объясняющих природу гендера. Важно отметить, что в настоящее время большинство отечественных и зарубежных исследователей рассматривают теорию социального конструирования гендера. Согласно ей гендерная идентичность внутриличностный уровень гендерных отношений, детерминированный социальным взаимодействием. Так, гендерная идентичность не интериоризованная индивидом готовая схема, а конструируемая им самим на протяжении длительного времени модель, которая опосредована социокультурным контекстом. В зарубежной психологической науке выделяют понятие «гендерные тропы», группы факторов, которые активно воздействуют на личность ребенка и конструируют его гендерную идентичность.

Изложение основного материала статьи. В старшем дошкольном возрасте можно выделить такие компоненты гендерной идентичности как идентификацию с родителями обоих полов, самоидентификацию, характер игровой деятельности и ее содержание соответствующей гендерной направленности, выбор взрослого и сверстника для взаимодействия, кроме того, важным параметром является отношение между сиблингами. Отметим, что к концу дошкольного возраста представление о себе как о представителе гендера расширяется: ребенок может активно конструировать гендер внутри тех социальных условий, которые созданы в семье, учебно-воспитательном процессе дошкольного образовательного учреждения. Дети легко дифференцируют типично феминную и маскулинную деятельность, относят себя к определенной гендерной группе. Конструированию гендера дошкольников способствует деятельность воспитателей, известно, что практически всегда ими являются женщины, что стимулирует и способствует более активному формированию феминных черт гендерной идентичности, а, следовательно, девочки находятся в более выгодной ситуации. Важно отметить, что понятие «гендерной идентичности» выходит за рамки бинарной модели «феминности и маскулинности». Собственная идентичность предполагает интеграцию других идентичностей, с которыми сталкивается и интериоризует индивид на протяжении жизни. Для дошкольников это, в первую очередь, идентичность с матерью и отцом. Подчеркнем, что в наших предыдущих исследованиях, распределение идет согласно следующим особенностям: девочки идентифицируют себя с матерью, мальчики - с отцом. Самоидентичность значимо чаще у девочек начинает встречаться к 4 классу. Естественно, встречается и «обратная» гендерная идентичность, мальчиков с матерью, девочек - с отцом. Данная ситуация не связана с психосексуальными расстройствами, а, скорее, свидетельствует о большей значимости для ребенка фигуры родителя противоположного пола. Изучение компонентов гендерной идентичности дошкольников было осуществлено с помощью методик «Цветовая социометрия», А.И. Захаров «Идентификация ребенка с родителями» [2], тест для исследования межличностных отношений сказки Дюссе (Десперт) [1]. Исследование проходило на базе МДОУ №234 г. Ярославля в 2017-2018 гг., в исследовании приняли участие 104 ребенка, 51 девочка и 53 мальчика в возрасте от 5,5 до 7 лет. В результате выявлено, что происходит содержательное наполнение конструкта гендерной идентичности дошкольника. Особенностью гендерной идентичности группы дошкольников является тот факт, что часть ответов детей неполные, или отражают гендерные стереотипы, в наибольшей степени это проявилось в ответе на блок вопросов, касающихся материнства и отцовства. Методика «Цветовая социометрия» позволяет выявить следующие особенности взаимодействия дошкольника:

- отношение ребенка к себе, самовосприятие;

- явно предпочитаемые контакты, характеризующиеся согласованностью;

- предпочитаемые, но несколько противоречивые, нестабильные контакты;

- ребенок испытывает антипатию, конфликтные отношения.

Среди исследуемой выборки существует четкая дифференциация - группы мальчиков и девочек выбирают представителя своего пола, эмоциональная окрашенность носит положительный характер именно представителя своего пола. Можно отметить случай, когда был сделан взаимный выбор несколькими девочками мальчика и наоборот. Эта ситуация связана с тем, что мальчик на постоянной основе играет с группой девочек, выполняя их поручения, мальчики слабо принимают его в свои игры. Отметим, что этот мальчик является популярным в группе девочек, они относятся к нему с большой симпатией, выделяют в группе предпочитаемых.

Особенностью самовосприятия мальчиков и девочек является выбор «традиционных» для их пола цветов. Так, большинство девочек при ответе на вопросе «Выбери цвет, который тебе больше всего нравится» выбирали «традиционные» розовые, малиновые, красные, сиреневые цвета, мальчики осуществляли более разнообразный выбор. При обозначении желаемых и избегаемых контактов ребята обоих полов обозначали антипатии холодными и более темными цветами.

Особенности самовосприятие девочек можно охарактеризовать как стремление к комфорту, стремлению произвести впечатление на окружающих, некоторую авторитарность в социальных отношениях, также необходимо отметить активность, веселость, нестабильность и склонность к активным действиям. Самовосприятие мальчиков значимо отличается по количеству выборов желтого (р<0,05) и зеленого (р<0,01)

цветов, девочки предпочитают малиновый и розовый. Для самоопределения мальчиков характерна попытка самоутвердиться, понравиться окружающим, стремление свои фантазии воплотить в жизнь, предпочтение перемен ради перемен. Для определения индивидов, которые вызывают симпатии у дошкольников обоих полов как мальчики, так и девочки выбирают разнообразные цвета и выявить значимость различий не представляется возможным. Девочки наиболее часто при определении предпочитаемых лиц выбирали зеленый и красные цвета, что позволяет заключить: для этой группы дошкольников наиболее важным в значимом окружении выступает ощущение спокойствия, расслабленности, удовлетворенности от общения с этим человеком, а также тех людей, которые воплощает идеи, способные увлечь ребенка. Мальчики выбирали чаще других белый цвет - стремление найти понимание и поддержку у значимого человека.

Продолжая интерпретировать данную методику выделим общие черты в выборах мальчиков и девочек. Так, представители обоих полов в качестве «явно предпочитаемых» и «предпочитаемых» выбирают родителей, значимо реже - братьев и сестер (р<0,05), а также друзей из группы. Отметим, что отношения с братьями и сестрами, идентичность с ними, не выступают для ребенка в качестве важнейшего паттерна идентичности, уступая по значимости отношениям с родителями. Девочки называли несколько чаще, чем мальчики представителей противоположного пола в качестве объекта дружбы.

Игра девочек носит более спокойный характер, она имитирует жизненные ситуации и взаимоотношения в постоянных (семья) и стихийных (случай на вокзале, аэропорту, магазине и т.д.) группах. Сюжеты игровой деятельности мальчиков в большей степени абстрагированы по тематике: космическое путешествие, парк динозавров и т.д. Игровая деятельность мальчиков и девочек также различна. Мальчики активно осваивают не только горизонтальное, но и вертикальное пространство, игра более событийная, активная, требующая физической активности. В период исследования группы мальчиков и девочек крайне редко пересекались в содержании игры. Как правило, воссоединению способствовал воспитатель, в некоторых случаях инициаторами выступали девочки, приглашая мальчиков в свою игру на конкретные мужские роли.

Кроме отмеченных особенностей, необходимо отметить тот факт, что во взаимодействии дошкольников можно заметить заигрывания и взаимные симпатии. Их проявления можно увидеть не всегда, но в этом случае, как мальчики, так и девочки проявляют активность.

Тест «Сказки» позволяет выявить ряд параметров, обеспечивающих взаимодействие ребенка со значимым окружением, такие как:

- степень зависимости от родителей

- ревность, обделенность

- реакция на отнятие от груди, ревность к младшему брату (сестре)

- агрессивность, чувство вины, самобичевание

- скрытая агрессивность (к родителям), чувство вины

- трудности мальчика в связи с развитием сексуальности

- чувство собственности, «мое»

- степень привязанности к родителям своего пола и соперничество с родителями противоположного пола (Эдипов комплекс)

- тревожность, страх, невысказанные желания, ожидания

- страшные сны в контексте с другими тестами.

Анализируя содержание ответов можно выявить просоциальные и враждебные ответы на предложенную дошкольникам «сказку». В исследуемых группах не было выявлено критично враждебных ответов. Так, ребята положительно реагировали на зачитанные истории (диагностика проводилась индивидуально). Наибольшее количество негативных ответов было на сказку «Новость», которая косвенно указывает на наличие тревоги и ожиданий у ребенка. Отметим, что ответы мальчиков и девочек отличаются. Для девочек наиболее актуальной (вызвала максимальное количество комментариев) оказалась сказка «Птенец», где обсуждается зависимость от родителей. Мальчики обратили внимание на сказку «Песочный домик», которая поднимает проблему чувства собственности. Можно предположить, что содержание историй, заинтересовавшее дошкольников, представляется значимой составляющей для их идентичности. Так, девочки в психофизиологическом развитии опережают мальчиков, следовательно, зависимость, в целом взаимоотношения с родителями беспокоят их в большей степени. Вероятно, чувство собственности актуализируется в сознании мальчиков именно в детском саду, так как им практически постоянно, напрямую или как фоновое напоминают о необходимости уступать и делиться игрушками и прочим.

В ходе исследования динамики развития гендерной идентичности на данном возрастном этапе был использован опросник А.И. Захарова [2, с. 59-68], диагностирующий тип идентификации ребенка с родителями или самоидентификацию. Автор отмечает, что успешность собственной идентификации зависит от компетентности родителя того же пола в представлениях детей. При обработке результатов учитывались следующие показатели: идентификация ребенка со значимым для него родителем, компетентности и престижности родителей одного с ним пола и эмоциональные отношения с родителем одного с ним пола.

Основной спецификой гендерного развития мальчиков является наличие внутреннего конфликта, связанного с противоречиями тех норм и ценностей, которые транслирует «женское» социальное окружение и собственными представлениями о «настоящем» мальчике [4, с. 107]. Нормы и ценности, которые предлагаются мальчикам в дошкольном возрасте конструируются таким образом, что представляют собой социально одобряемый вариант развития гендерного поведения [5, с. 242].

Мальчики и девочки идентифицируют себя с родителями своего пола, а ответы, свидетельствующих о расширении содержание самоидентичности в дошкольном возрасте представлены немногочисленными вариантами.

На данном этапе родитель одного с ребенком пола выступает как образец поведения, что позволяет мальчику и девочке социализироваться в группе сверстников. Мальчики и девочки высоко оценивают компетентность и престижность родителей одного с ним пола. Однако существуют отличия между мальчиками и девочками. Так, после выбора родителя своего пола девочки предпочитают выбирать себя, тогда как мальчики «ставят» на второе место роль отца, что свидетельствует о значимости маскулинных ценностей и моделях поведения. Процесс самоидентификации в дошкольном возрасте формируется достаточно медленно и не обнаруживает значимых различий между представителями противоположного пола Одновременно показатели выбора матери, и отца имеют значимые различия у мальчиков и девочек.

Выводы Развитие самосознания приводит к тому, что дошкольники в большей степени начинают определять свои модели поведения как типичного мальчика или девочки. Самовосприятие мальчиков и девочек дошкольного возраста во многом определяется внешними условиями, начинают складываться отдельные компоненты гендерной идентичности. Развитие гендерной идентичности в дошкольном возрасте происходит через идентификацию с родителями своего или противоположного пола, ее гармоничность зависит от престижности родителя и эмоционально положительного отношения к нему. В самоопределении себя как мальчика или как девочки дошкольники дифференцируют содержание этих понятий. При использовании проективных методик, они демонстрируют не только социально ожидаемые характеристики, но и те, которые отражают их специфичность как представителя гендера. Однако формирования собственной гендерной идентичности требует большего времени и продолжается в школьном возрасте [4, 5].

Литература:

1. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие. Сост.: С.В. Велиева, СПб, Речь, 2005, 247 с.

2. Захаров, А.И. Психологические особенности восприятия детьми роли родителей [Текст] / А.И. Захаров. // Вопросы психологии. - 1982, № 1. - С. 59

3. Карпова, Е.В. Феномен «антимотивационного пика» в процессе школьного онтогенеза [Текст] / Е.В. Карпова // Ярославский педагогический вестник - 2008, №2 (55), с. 66-70

4. Корнеева, Е.Н., Коротаева, А.И. Содержание учебно-методических комплексов как средство конструирования гендерной идентичности младших школьников [Текст] / А.И. Коротаева, Е.Н. Корнеева // Ярославский педагогический вестник - 2015 - № 1 - Том II (Психолого-педагогические науки), с. 106- 110.

5. Коротаева, А.И. Динамика развития гендерной идентичности младших школьников [Текст] / А.И. Коротаева // Ярославский педагогический вестник - 2011 - № 4 - Том II (Психолого-педагогические науки, с. 241-244

6. Клецина, И.С. Гендерная социализация [Текст]/ И.С.Клецина СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 1998. - 92 с.

7. Кузьмин, М.Ю. Сравнение идентичности и ее динамики у младших школьников, подростков и лиц юношеского возраста [Текст] / М.Ю. Кузьмин // Российский психологический журнал, том 14, № 2, 2017, с. 67-89

8. Лапкина, Е.В. Совладающее поведение, жизнестойкость и жизнеспособность личности: связь понятий, функций // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика, том 21, №4, 2015, с. 130-131

9. Эриксон, Эрик Г.. Идентичность: юность и кризис. [Текст] / Э.Г Эриксон. - М.: Флинта, 2006 - 342 с.

Психология

УДК:378

кандидат психологических наук, доцент Кусакина Елена Аркадьевна

Федеральное казенное образовательное учреждение высшего образования «Пермский институт федеральной службы исполнения наказаний» (г. Пермь); курсант III курса, рядовой внутренней службы Чуп Полина Евгеньевна

Федеральное казенное образовательное учреждение высшего образования «Пермский институт федеральной службы исполнения наказаний» (г. Пермь)

ПОДОХОДЫ К КАТЕГОРИИ «СМЫСЛ ЖИЗНИ» В ЗАРУБЕЖНОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ

ПСИХОЛОГИИ

Аннотация. В статье рассматриваются подходы отечественных и зарубежных психологов к категории «смысл жизни». Проведен теоретический анализ научных трудов ученых по изучению проблемы смысла жизни, ее влияния на психологию личности, построение жизненной стратегии и поведения в целом. Авторы раскрывают позицию деятельсностного подхода отечественных психологов в отношении значения смысла жизни как основной ориентира, влияющего на личностную и профессиональную позицию.

Ключевые слова: смысл жизни, смысложизненные ориентиры, культурные и духовные ценности, утрата смысла жизни, динамические смысловые системы.

Annotation. The article deals with the approaches of domestic and foreign psychologists to the category of "meaning of life". The theoretical analysis of scientific works of scientists on the study of the problem of the meaning of life, its impact on the psychology of personality, the construction of life strategy and behavior in General. The authors reveal the position of the activity approach of domestic psychologists in relation to the meaning of the meaning of life as the main reference point affecting the personal and professional position.

Keywords: the meaning of life, life meaning, cultural and spiritual values, the loss of the meaning of life, dynamic semantic systems.

Введение. Одной из важных категорий в психологии является категория смысла жизни. В научной среде учёных психологов и сегодня ведутся дискуссии о природе данного явления, его содержании, функциях, влиянии на жизнь личности и некоторым другим вопросам. Существуют различные точки зрения по данным положениям, однако, несомненно, что категория смысла жизни находится в центре ценностно-смысловой сферы личности и оказывает значительное влияние на жизнь личности, направляет её деятельность, аккумулируя в себе ценности, убеждения, мировоззрение личности. Смысложизненные ориентации оказывают значительное влияние на жизненный успех личности, её личностное и профессиональное становление, достижение акме в различных областях и сферах.

Изучение смысложизненных ориентаций личности позволяет определить направленность личности, предопределить траекторию ее дальнейшего развития. Личностное и профессиональное становление взаимосвязаны между собой, следовательно жизненные ценности оказывают существенное влияние на профессиональный рост.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.