Научная статья на тему 'Особенности возрастного становления гендерной идентичности'

Особенности возрастного становления гендерной идентичности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
7715
971
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНДЕРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / СТРУКТУРА / ВОЗРАСТНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Перегудина В. А.

Рассмотрены особенности становления целостной структуры мужской и женской гендерной идентичности, а также ее компонентов в возрастном диапазоне от старшего дошкольного до юношеского возраста

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности возрастного становления гендерной идентичности»

УДК 159.922.1

В.А. Перегудина, аспирант, ассистент, (4872) 49-45-97, [email protected] (Россия, Тула, ТулГУ)

ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

Рассмотрены особенности становления целостной структуры мужской и женской гендерной идентичности, а также ее компонентов в возрастном диапазоне от старшего дошкольного до юношеского возраста.

Ключевые слова: гендерная идентичность, структура, возрастное становление.

Гендерная идентичность - это социальный конструкт, представляющий собой целостную, сложно организованную, внутрипсихическую, динамичную структуру, интегрирующую отдельные стороны личности, связанные с осознанием и переживанием себя как представителя определенного пола. Это одна из базовых характеристик личности, которая формируется в результате психологической интериоризации мужских или женских черт, в процессе взаимодействия Я и других, в ходе социализации. Содержательные составляющие гендерной идентичности, как правило, раскрываются через категории «маскулинность» и «фемининность» как осознание своей связи с этими культурными определениями [1, 2]. Гендерная идентичность представляет собой широкое понятие, включающее не только ролевой аспект, но и биоэволюционные задатки формирования человека по мужскому или женскому типу (например, образ тела, включающий особенности внешности, одежды и пр.), систему отношения человека к нормам и правилам поведения, регламентирующим «мужское» и «женское», к аспектам социализации, гендерным установкам и стереотипам. Гендерная идентичность не дается индивиду автоматически, при рождении, а активно вырабатывается самим субъектом в результате сложного взаимодействия его природных задатков и соответствующей социализации, «типизации» или «кодирования».

В своем исследовании мы в основном опираемся:

- на культурно-историческую теорию развития личности, признающую примат социального над натурально-биологическим в психическом развитии человека (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия и др.), выдвигающую положение о социально-историческом обуславливании психики человека в онтогенезе и формирование высших психических функций путем интериоризации в сотрудничестве со взрослым как носителем социально-культурного опыта. Основной закон гендерного развития - от интерпсихического, коллективного к индивидуальному, интрапсихическому;

- на концепцию психосексуальной идентичности и представления о кризисе идентичности Э. Эриксона, идеи о делении идентичности на два основных типа - личностную и социальную (В. С. Агеев, В. А. Ядов. Э Фромм, В. Н. Павленко, Ю. Хабермас и др.), о социальном происхождении «Я» (Дж. Мид);

- на идеи социологов и психологов о гендерной идентичности как базовой структуре личности на всех этапах её развития, о её многоуровнево-сти и многокомпонентности (Н. И. Алексеева, Е. М. Дубовская, Р. Бернс и

др.);

- на идеи о непрерывности процесса конструирования и реконструкции гендера каждым индивидом на протяжении всей его жизни, о становящемся характере сущности человека, ее межсубъектной природе, проблеме самоопределения личности (С. Л. Рубинштейн), постепенном формировании самосознания (А. Р. Лурия), смысловом содержании объектов, составляющих основу личностных структур (В. П. Зинченко, Б. С. Братусь, Д. А. Леонтьев), о природе отношений ребенка и общества в процессе гендерной социализации;

- на представления биодетерминистского направления о биологической природе половых различий, о биологических пределах социальных возможностей (В. А. Геодакян, Дж. Мани, Т. Парсонс, Р. Бейлс, Т. Лук-ман);

- на теорию социального конструирования гендера за счет механизмов социального научения (Я. Л. Коломинский, М. Х. Мелтсас, П. Мюссен и Е. Ратерфорд), имитации (З. Фрейд, Н. Чодороу), когнитивного усвоения адекватного поло-ролевого поведения (А. Кольберг, Ж. Пиаже, М. Ребекка, Р. Хефнер, Б. Олешоски), создания полоролевых схем (С. Бем), действия социальных ожиданий общества (Дж. Стоккард, М. Джонсон, Л. Вейтцман и др.).

Анализ гендерных исследования и концепций позволил нам построить структурно-содержательную модель гендерной идентичности и выявить возрастные особенности становления мужской и женской гендерной идентичности.

Общая модель гендерной идентичности строилась нами на основе психосемантической парадигмы (В. Ф. Петренко [3], И.В. Романов [4]). В ходе исследования гендерная идентичность описывалась в ее содержательном, структурном и динамическом аспекте. При этом в структуре гендерной идентичности были выделены ядро и периферия. Ядерные части гендерной идентичности остаются архетипически стабильными, а периферия видоизменяется. Элементы ядра формируются в раннем возрасте с первых моментов осознания человеком самого себя и представляют собой стабильные образования, определяющие базовую основу гендерности. Частные, конкретные знания и представления о себе и других как о мужчинах и женщинах составляют периферию гендерной идентичности. Между «периферией» и «ядром» гендерной идентичности существует совершенно отчетливая связь, посредством которой состояние ядра определяет аффективную окраску периферии. В свою очередь, изменения на периферии будут способствовать перестройке и ее центральной части.

Исследование проводилось на выборке из 160 испытуемых четырех

возрастов - старший дошкольный (5-6 лет), младший школьный (9-10 лет), подростковый (15-16 лет) и юношеский (19-20 лет) - по 60 человек соответственно с равным делением возрастных выборок по полу.

Для диагностики особенностей мужской и женской гендерной идентичности у подростков и юношей обоего пола использовались методики: опросник «Кто Я?» [5, с. 295]; опросник С. Бем [6, с. 270] (модифицированный вариант); авторская методика ассоциативный эксперимент с заданным списком слов-стимулов; личностный семантический дифференциал «Мужчины и женщины» [6, с. 232-237]; ЦТО; рисунок «Представителя своего и противоположного пола в типичных обстоятельствах» (модификация методики Ф. Гудинаф и Д. Харрис «Рисунок человека»); тест С. А. Будасси; «Гендерная автобиография» [6, с. 137] в авторской обработке. Все методики проводились в групповой форме и перечислены в соответствии с последовательностью их предъявления.

Для старших дошкольников и младших школьников обоего пола использовались методики: авторский ассоциативный эксперимент с заданным списком слов-стимулов; «Лестница мальчики и девочки» (модификация методики Т. Дембо); ЦТО; авторская методика «Образ мальчика и девочки»; опросник «Кто Я?»; методика «Рисунок мальчика и девочки; авторский опросник «Мальчики и девочки»; методика «Портреты». Методики проводились в индивидуальной форме и перечислены в той последовательности, в какой они предъявлялись детям.

В ходе исследования была доказана общая гипотеза: при общности структуры мужская и женская гендерная идентичность в возрастном диапазоне от старшего дошкольного до юношеского возраста меняется содержательно в наполнении составляющих ее компонентов в сторону большей дифференциируемости, полноты, осмысленности и устойчивости.

В частности, дошкольный возраст характеризуется формированием первичных представлений о своем поле в плане содержательного аспекта гендерной идентичности. Эти представления в основном базируются на восприятии детьми образа тела. Старший дошкольник без труда определяет собственную гендерную принадлежность и гендерную принадлежность большинства окружающих его людей. У него четко сформированы представления о константности пола, а также заложены некоторые наиболее устойчивые гендерные установки. Дети приобретают склонность играть с представителями своего пола в полоспецифичные игрушки и игры. Они уже знают, как должны вести себя мальчики и девочки вообще, способны описать типично мужские и типично женские занятия. Закладываются зачатки определенной полоролевой ориентации, а также некоторые полоролевые предпочтения. У старших дошкольников формируется четкая направленность на идентификацию себя со взрослым своего пола. Характерологические, психологические и личностные различия представителей

разных полов еще слабо осознаются. В основном же девочки у большинства дошкольников ассоциируются с категорией «хорошее», а мальчики - с категорией «плохое». Это находит свое отражение в аффективном компоненте гендерной идентичности. Элементы ядра и периферии идентичности слабо дифференцируемы, отрывочны, малоосознаваемы и нестабильны.

В младшем школьном возрасте структура гендерной идентичности еще более дифференцируется, осознается и систематизируется. Усиливается потребность детей принадлежать к определенной гендерной группе, что приводит к усилению половой сегрегации. Наиболее распространенными становятся игры с актуализацией мужских и женских социальных ролей. Постепенно формируется осознанный специфичный стиль поведения. Гендерная идентичность в этом возрасте уже связана с осознанием особенностей поведения, системой социальных норм и требований, регламентирующих «мужское» и «женское». Учитель и одноклассники становятся новыми гендерными социализаторами. Именно в этом возрасте впервые осознаются разные ожидания и отношение взрослых к мальчикам и девочкам. Девочки раньше овладевают полоролевым поведением.

Подростковый возраст является специфическим переломным моментом в становлении гендерной идентичности, приближая человека к своеобразной личностной завершенности. Наблюдается тяготение к андро-гинному типу идентичности. Возникает своеобразная форма «гендерного протеста», особенно характерного для девочек-подростков, когда те пытаются вырваться из рамок гендера, стремясь к проявлению маскулинности в поведении, характере и внешности. Самовосприятие, самоотношение выходят на первый план при формировании подростковых полоролевых предпочтений и полоролевых ориентаций. Однако, эталоны «мужественности» и «женственности» по-прежнему не выходят за рамки культурно усвоенного концепта, в конечном итоге возвращая подростка к своей социально заданной гендерности. Формирование гендерной идентичности девочек-подростков происходит быстрее и спокойнее, чем у мальчиков. Закрепляются «мужские» и «женские» стили поведения. Формируются собственная сексуальная ориентация и новые отношения с представителями противоположного пола. Взаимоотношения начинают осуществляться в соответствии с общественно заданными гендерными ролями. В итоге расширяется содержание ядра гендерности, в сознании представлены почти все компоненты гендерной идентичности.

В юношеском возрасте гендерная идентичность достигает своей окончательной завершенности и сформированности. В сознании представлены все компоненты гендерной идентичности, гендерные представления систематизированы, гендерные стереотипы окончательно закреплены. Происходит окончательное формирование полоролевых ориентаций и полоролевых предпочтений, системы отношений к нормам и правилам, регламентирующим «мужское» и «женское» в той или иной культуре. Само-

отношение становится ведущим элементом в структуре гендерной идентичности, определяя принятие или отвержение усвоенных в течение всей предшествующей гендерной социализации представлений. Это отношение регулируется системой четких гендерных образцов-эталонов, ориентация на которые предопределяет полоспецифичное или противоречащее полу поведение человека. В юношестве усиливается внимание к личностным, внутренним, психологическим аспектам гендерной идентичности человека.

Помимо общей доказан ряд частных гипотез:

1. Целостная гендерная идентичность может быть описана моделью, имеющей следующую структуру:

^ Когнитивная (описательная) составляющая (концепт «Знание о себе как представителе гендера»):

- осознание собственной гендерной принадлежности;

- гендерный образ тела (телесность и облик);

- гендерные роли и умения;

- гендерные формы поведения;

- гендерный стиль (темперамент, эмоциональные проявления);

- гендерные свойства личности (психологические особенности);

- гендерные нормы и традиции;

- гендерные ожидания;

- гендерные ориентации и предпочтения;

- гендерные социализаторы;

- гендерные стереотипы и установки;

- гендерные атрибуты;

- сексуальная ориентация и сексуальные сценарии.

^ Аффективная (оценочная) составляющая (концепт «Принятие своего гендера»):

- удовлетворенность своей гендерной принадлежностью;

- гендерная самооценка;

- субъективная ценность гендерной принадлежности.

^ Поведенческая (мотивационная) составляющая (концепт

«Действую как представитель гендера»):

- гендерные планы поведения;

- гендерные стратегии целеполагания;

- гендерные схемы поведения;

- гендерные мотивы поведения;

- гендерная самопрезентация.

^ Знаково-символическиая составляющая, «гендерный симво-

лизм» (концепт «Понимаю себя как представителя гендера»):

- личностные гендерные смыслы;

- Я - гендерный идеал;

- гендерные Я-ориентиры;

- гендерная «Я-фантазия»;

- гендерное самоописание;

- гендерные архетипы.

2. Происходит постепенное изменение содержательного наполнения компонентов гендерной идентичности от старшего дошкольного до юношеского возраста, обусловленное возрастной спецификой и особенностями гендерной социализации, что приводит к формированию в юности завершенной гендерной идентичности.

3. От старшего дошкольного до юношеского возраста компоненты гендерной идентичности меняются количественно и качественно - по параметрам дифференцируемости, полноты, осмысленности и устойчивости.

4. Содержательное наполнение компонентов структуры мужской гендерной идентичности более определенно, обобщенно, стабильно и осмысленно, чем наполнение женской гендерной идентичности.

Список литературы

1. Бендас Т. В. Гендерная психология: учеб. пособие. СПб.: Питер, 2005. 431 с.: ил.

2. Бутовская М. Л. Тайны пола. Мужчины и женщины в зеркале эволюции. Фрязино: «Век 2», 2004. 368 с.

3. Петренко В. Ф. Введение в экспериментальную психосемантику: исследование форм репрезентации в обыденном сознании. М.: Изд-во МГУ, 1983. 175 с.

4. Романов И. В. Особенности половой идентичности подростков // Вопросы психологии. 1997. № 4. С. 39-47.

5. Малкина-Пых И. Г. Гендерная терапия. М.: Эксмо, 2006. 928 с.

6. Клецина И. С. Гендерная социализация : учеб. пособие. СПб. : Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 1998. 92 с.

V. Peregudina

Features of age formation of gender identity

Features of formation of complete structure of man's and female gender identity, and also its components in an age range from the senior preschool to youthful age are considered.

Keywords: the gender identity, the structure, age formation.

Получено 20.10.2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.