Научная статья на тему 'САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ В СТАНОВЛЕНИИ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ В СТАНОВЛЕНИИ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
самостоятельная работа / обучающиеся / практические навыки / образовательный процесс / independent work / students / practical skills / educational process

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Д.М. Абдуразакова, Р.Э. Эрзиев

В статье рассматривается проблема организации самостоятельной работы обучающихся, формирования умений самостоятельной практической деятельности студентов. Внедрение федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС ВО) в России подчеркивает значимость самостоятельной работы студентов, положив её в основу образовательного процесса. В нормативных документах, регулирующих образовательный процесс, акцентируется внимание на важности активной деятельности студентов, предполагая, что студенты могут находить ответы на вопросы самостоятельно. На основе анализа психолого-педагогической литературы авторы пришли к выводу, что понятие «самостоятельная работа» раскрывается с разных сторон, но исследователи едины во мнении, что она является одним из видов учебно-познавательной деятельности, которая ориентирует студентов на саморазвитие, образовательную и профессиональную подготовку. Авторы полагают, что формирование практических навыков профессиональной деятельности является процессом, который способствует подготовке к будущей профессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDEPENDENT WORK OF STUDENTS IN DEVELOPMENT OF THEIR PROFESSIONAL PRACTICAL SKILLS

The article deals with a problem of organization of self-guided work of students to master their skills of independent practical activities. The introduction of Federal State Educational Standards (FGOS) for universities in Russia emphasizes the importance of self-guided work of students, putting it at the heart of the educational process. The normative documents regulating the educational process emphasize the importance of students’ active work, assuming that students can find answers to questions on their own. Based on the analysis of psychological and pedagogical literature, the authors come to the conclusion that the concept of “self-guided work” is revealed from different sides, but researchers agree that it is one of the types of educational and cognitive activity that directs students to self-development, educational and vocational training. The authors agree that training professional practical skills is the process that contributes to the preparation for future profession.

Текст научной работы на тему «САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ В СТАНОВЛЕНИИ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

чивает возможности для глобального взаимодействия. Качество образования в азиатских странах довольно высоко и соответствует международным стандартам. Каждая страна имеет свои характерные особенности, однако можно выделить общие тенденции. Англоязычные программы привлекают иностранных

Библиографический список

студентов, что благотворно сказывается на экономике страны. По итогам данной работы и приведенным данным можно утверждать, что поставленные цели и задачи достигнуты, и проведен подробный анализ образовательного рынка стран Азиатского региона.

1. Goncharova N.A., Kretinina G.V. Teaching English colloquial speech within space-time approach. Педагогика. Вопросы теории и практики. 2019; № 2: 51-54.

2. Коврижных О.А., Гаврилова Ю.В. Последствия трансформаций систем образования стран Восточно-Азиатского региона (на примере Южной Кореи и Японии). Общество: социология, психология, педагогика. 2021; № 2 (82): 1-6.

3. Обучение в Китае. Available at: https://entrante.net/china

4. Воронцова Е.А. стратегическое развитие интернационализации высшего образования в Японии. ЧиО. 2022; № 1 (70): 220-228.

5. Ван Д., Цзо Ц. Онлайн-образование в современном Китае. Общество: социология, психология, педагогика. 2022; № 5 (97): 50-56.

6. Божечкова А.В., Клячко Т.Л., Кнобель А.Ю. и др. Образование и экономический рост. Москва: Издательский дом «Дело» РАнХиГС, 2019.

7. Особенности образования в Азии. Available at: https://www.unipage.net/ru/education_asia

8. Чжан Ч. Иностранный язык как обоюдоострый меч. Исследование основного иноязычного образования. 2006; № 1: 19-24.

9. Кошелева Е.Ю., Пак И.Я., Гарсия А. Из опыта преподавания иностранного языка в Китае. Науковий часопис НПУ шеш М.П. Драгоманова. Серiя 5: Педагопчш науки: реалп та перспективи. 2011; Вип. 29: 108-114.

10. Дэн В. Планирование иноязычного образования нашей страны. Вестник Чэндуского института информационной инженерии. 2004; № 1: 469-471.

References

1. Goncharova N.A., Kretinina G.V. Teaching English colloquial speech within space-time approach. Pedagogika. Voprosy teoriiipraktiki. 2019; № 2: 51-54.

2. Kovrizhnyh O.A., Gavrilova Yu.V. Posledstviya transformacij sistem obrazovaniya stran Vostochno-Aziatskogo regiona (na primere Yuzhnoj Korei i Yaponii). Obschestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika. 2021; № 2 (82): 1-6.

3. Obuchenie v Kitae. Available at: https://entrante.net/china

4. Voroncova E.A. strategicheskoe razvitie internacionalizacii vysshego obrazovaniya v Yaponii. ChiO. 2022; № 1 (70): 220-228.

5. Van D., Czo C. Onlajn-obrazovanie v sovremennom Kitae. Obschestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika. 2022; № 5 (97): 50-56.

6. Bozhechkova A.V., Klyachko T.L., Knobel' A.Yu. i dr. Obrazovanie i 'ekonomicheskijrost. Moskva: Izdatel'skij dom «Delo» RANHiGS, 2019.

7. Osobennosti obrazovaniya v Azii. Available at: https://www.unipage.net/ru/education_asia

8. Chzhan Ch. Inostrannyj yazyk kak oboyudoostryj mech. Issledovanie osnovnogo inoyazychnogo obrazovaniya. 2006; № 1: 19-24.

9. Kosheleva E.Yu., Pak I.Ya., Garsiya A. Iz opyta prepodavaniya inostrannogo yazyka v Kitae. Naukovij chasopis NPU imeni M.P. Dragomanova. Seriya 5: Pedagopchsh nauki: realp ta perspektivi. 2011; Vip. 29: 108-114.

10. D'en V. Planirovanie inoyazychnogo obrazovaniya nashej strany. Vestnik Ch'enduskogo instituta informacionnoj inzhenerii. 2004; № 1: 469-471.

Статья поступила в редакцию 24.04.24

УДК 378

Abdurazakova D.M., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Dagestan State Pedagogical University n.a. R. Gamzatov (Makhachkala, Russia),

E-mail: dlana.musaevna@mail.ru

Erziev R.E., postgraduate, Department of Pedagogy, Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia), E-mail: diana.musaevna@mail.ru

INDEPENDENT WORK OF STUDENTS IN DEVELOPMENT OF THEIR PROFESSIONAL PRACTICAL SKILLS. The article deals with a problem of organization of self-guided work of students to master their skills of independent practical activities. The introduction of Federal State Educational Standards (FGOS) for universities in Russia emphasizes the importance of self-guided work of students, putting it at the heart of the educational process. The normative documents regulating the educational process emphasize the importance of students' active work, assuming that students can find answers to questions on their own. Based on the analysis of psychological and pedagogical literature, the authors come to the conclusion that the concept of "self-guided work" is revealed from different sides, but researchers agree that it is one of the types of educational and cognitive activity that directs students to self-development, educational and vocational training. The authors agree that training professional practical skills is the process that contributes to the preparation for future profession.

Key words: independent work, students, practical skills, educational process

Д.М. Абдуразакоеа. д-р пед. наук, проф., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет имени Р. Гамзатова», г. Махачкала,

E-mail: diana.musaevna@mail.ru

Р.Э. Эрзиее, аспирант, ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет», г. Грозный, E-mail: diana.musaevna@mail.ru

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ В СТАНОВЛЕНИИ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье рассматривается проблема организации самостоятельной работы обучающихся, формирования умений самостоятельной практической деятельности студентов. Внедрение федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС ВО) в России подчеркивает значимость самостоятельной работы студентов, положив её в основу образовательного процесса. В нормативных документах, регулирующих образовательный процесс, акцентируется внимание на важности активной деятельности студентов, предполагая, что студенты могут находить ответы на вопросы самостоятельно. На основе анализа психолого-педагогической литературы авторы пришли к выводу, что понятие «самостоятельная работа» раскрывается с разных сторон, но исследователи едины во мнении, что она является одним из видов учебно-познавательной деятельности, которая ориентирует студентов на саморазвитие, образовательную и профессиональную подготовку. Авторы полагают, что формирование практических навыков профессиональной деятельности является процессом, который способствует подготовке к будущей профессии.

Ключевые слова: самостоятельная работа, обучающиеся, практические навыки, образовательный процесс

Актуальность данного исследования определяется тем, что в настоящее время информатизация затронула все сферы жизни современного человека, в том числе и учеников школ, студентов колледжей, высших учебных заведений. Обучающиеся все больше стремятся к самостоятельности, как в отношении к образовательному процессу, так и в других сферах. Организация эффективной самостоятельной работы обучающихся требует от них быть одновременно объектом и субъектом управления своим обучением. Современная образовательная практика свидетельствует о существенных изменениях роли обучающихся в учебном процессе. Они не только воспринимают информацию от преподавателя и запоминают учебный материал, но и активно участвуют в процессе обучения, предлагая пути решения возникающих проблем и задач. Это активное вовлече-

ние способствует развитию навыков критического и нестандартного мышления, что, в свою очередь, способствует раскрытию творческого потенциала как учащихся, так и преподавателей. Современные требования к образовательному процессу ставят перед преподавателями задачу модернизации учебных программ и методов контроля, что делает организацию самостоятельной работы студентов еще более сложной задачей. Однако этот вызов также предоставляет возможности для инноваций в обучении и взаимодействии с обучаемыми, развития у них практических навыков самостоятельной работы. Самостоятельная работа в вузе организуется на аудиторных занятиях, во внеаудиторной деятельности (творческая, исследовательская работа, проектная деятельность, производственная (педагогическая) практика и др.) [1-17].

Цель статьи - проанализировать мнения различных авторов о роли самостоятельной работы в процессе обучения, сравнить их подходы.

Задачи, которые необходимо решить для достижения этой цели, выглядят следующим образом:

- привести сущностную характеристику термина «самостоятельная работа студентов»;

- определить роль самостоятельной работы в образовательном процессе.

В ходе исследования авторами в качестве основного активно применялся такой метод, как изучение специальной литературы, затрагивающей соответствующую проблематику.

Научная новизна статьи заключается в том, что на её страницах были определены подходы к организации самостоятельной работы студентов в становлении практических навыков профессиональной деятельности.

Теоретическая значимость - в определении дидактических возможностей самостоятельной работы студентов в становлении практических навыков профессиональной деятельности.

Практическая значимость состоит в анализе подходов различных учёных к организации самостоятельной работы студентов.

Внедрение федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС ВО) в России подчеркивает значимость самостоятельной работы студентов, положив её в основу образовательного процесса. В нормативных документах, регулирующих образовательный процесс, акцентируется внимание на важности активной деятельности студентов, предполагая, что студенты могут находить ответы на вопросы самостоятельно.

Переход к дистанционному обучению в условиях пандемии заставило переосмыслить традиционные подходы к организации образовательного процесса, при этом особое значение приобрела самостоятельная работа студентов. Это становится ключевым элементом в обучении, целью которого является не только передача знаний, но и формирование у студентов способности к самообразованию, саморазвитию и самоуправлению. В таких условиях перед учебными заведениями встает задача активизации всех компонентов учебного процесса, чтобы адаптироваться к новым реалиям и обеспечить высокое качество образования.

Успех педагогического взаимодействия в организации самостоятельной работы студентов заключается в том, чтобы каждый студент мог достичь конкретных результатов по изучаемой теме. Основное внимание следует уделить тому, чтобы обеспечить усвоение материала с использованием эффективных методов и подходов к обучению. Для успешного взаимодействия необходимы мо-тивационный этап; вовлечение в процесс самостоятельной работы; организация самостоятельной работы.

Как отмечает Ю.В. Уразикова [16], самостоятельная работа играет ключевую роль в формировании и развитии компетенций обучающихся, оказывая существенное влияние на их академическое и личностное развитие. Через процесс самостоятельной работы студенты приобретают ценные навыки и качества, необходимые для успешной учебы и будущей профессиональной деятельности. Компетенции, развиваемые в процессе самостоятельной работы, включают:

- умение самостоятельно работать с текстом, выявлять ключевую информацию и отвечать на вопросы на основе текста.

- способность к анализу, сравнению и формулированию собственных гипотез и мнений, а также умение аргументированно защищать свою точку зрения.

- навыки сотрудничества как с педагогами, так и с другими обучающимися, что способствует развитию коммуникативных умений и умения работать в команде.

- способность к самоконтролю и самооценке, что важно для развития саморегуляции и ответственности за собственный учебный процесс.

Через самостоятельную работу формируются такие важные качества личности, как активность, уверенность в себе, целеустремленность и ответственность. Педагог действуя в роли партнера, тщательно планирует и организует самостоятельную работу, подбирая подходящие материалы и задания, направленные на стимулирование самостоятельного поиска знаний у студентов.

Л.Г Вяткин [6] подчеркивает важную роль самостоятельной работы в образовательном процессе, указывая на её способность раскрывать личностный потенциал студента. Акцентируется внимание на том, что самостоятельная работа студентов способствует развитию независимости в мышлении и поступках, что является фундаментом для формирования умений принимать обоснованные решения и креативно подходить к решению задачам. Этот процесс не только углубляет учебный опыт, но и способствует развитию критического мышления и самостоятельности; формируются навыки самостоятельного поиска информации и развиваются аналитические способности студентов. Важно постепенно вовлекать их в процесс самостоятельной работы, начиная с заданий, соответствующих их уровню, чтобы они могли почувствовать радость от самостоятельно найденного решения, что, в свою очередь, мотивирует их к дальнейшему обучению. Распределение ролей в самостоятельной работе с учетом индивидуальных способностей каждого обучающегося позволяет максимально раскрыть их потенциал.

И.А. Зимняя акцентирует внимание на значении внутренней мотивации обучаемых в образовательном процессе. Мотивация играет ключевую роль в повышении качества обучения и достижении высоких результатов. Важно не просто мотивировать их на учебу, но и вызвать у них искренний интерес к предмету,

что станет основой для глубокого и осмысленного обучения. Создание условий для формирования и поддержания такой мотивации является одной из основных задач современного образования, направленной на развитие самостоятельных, ответственных и творчески мыслящих личностей, способных к непрерывному самообразованию и самосовершенствованию [11]. Основные приемы мотивации при выполнении самостоятельной работы:

1. Создание ситуации успеха.

2. Применение полученных знаний на практике.

3. Разработка собственных творческих заданий.

4. Коллективное творческое дело.

5. Участие обучающихся в конкурсах различной направленности.

6. Применение активных методов обучения: игровые; метод проблемного обучения; исследовательский метод; ИКТ-технологий и др.

7. Написание докладов, рефератов, сообщений.

Важность индивидуального подхода в обучении не может быть переоценена. Ключ к успешной мотивации обучающихся заключается в способности привлечь их внимание и вызвать устойчивый интерес к учебному процессу. Это стимулирует желание заниматься самообразованием, позволяя студентам полноценно использовать свой потенциал и самостоятельно приобретать необходимые знания, умения и навыки. Освоение навыков работы с информационными источниками является фундаментальной задачей в этом контексте, обеспечивая основу для эффективного самостоятельного обучения.

Индивидуальное дифференцированное обучение играет центральную роль в развитии самостоятельности студентов в процессе обучения, что позволяет обеспечить наиболее полное развитие его потенциала. При традиционных методах обучения существует риск, что обучаемые со средними способностями могут оказаться в тени более «сильных» студентов, что снижает их мотивацию и интерес к учебе. В то же время обучающиеся с высоким уровнем интеллекта также нуждаются в направлении и стимулировании со стороны педагога, чтобы не останавливаться в своем развитии. Таким образом, задача преподавателя заключается в организации учебного процесса таким образом, чтобы каждый студент, независимо от уровня его способностей, мог постепенно и систематически достигать результатов в обучении, начиная с работы под присмотром преподавателя и постепенно переходя к полной самостоятельности.

Срода Р.Б. в своих исследованиях подчеркивает значимость самостоятельной работы как средства обучения, которое способствует достижению конкретных дидактических целей и задач. Самостоятельная работа создает у студентов психологическую установку на непрерывное и систематическое обогащение собственных знаний и развитие умений адекватно ориентироваться в огромном потоке информации. Это подразумевает единство воспроизводящих и творческих процессов в обучении, что ведет к формированию глубоких знаний, умений и навыков у обучаемых [14]. В процессе самостоятельной работы ученик может приобрести и воспроизвести полученные знания, пользоваться в процессе решения задач готовыми знаниями, теми, что он получил из источников. Эти знания у него накапливаются, как и способы действия. Также, работая самостоятельно, обучающийся учится находить нестандартные методы решения задач, создавать новые продукты. Постепенно от воспроизведения знаний студент начинает проявлять творческие способности, сам разрабатывать какие-либо идеи, пробовать, применять их в практической деятельности.

Для того чтобы обучающийся проявил интерес к самостоятельному обучению, важно, чтобы он осознавал необходимость и был мотивирован к этому процессу. Передача знаний в готовом виде может показаться более простым путем, но настоящее образование требует активного участия и самостоятельности. Создание внутренней потребности у ученика самому исследовать и открывать новые знания является ключевой задачей педагога. Используя базовые знания студентов как фундамент, преподаватель должен направлять их к самостоятельному открытию новых знаний, так, чтобы учащиеся почувствовали собственную заинтересованность и желание погрузиться в процесс обучения.

Б.П. Есипов подчеркивает, что всестороннее развитие умственных способностей обучающихся является основополагающим фактором для успешной самостоятельной работы. При этом Б.П. Есипов особо выделяет значимость не только умственных, но и физических действий в образовательном процессе, подчеркивая важность комплексного подхода к развитию личности [8].

Самостоятельная работа на занятиях способствует развитию умений к активному мышлению, рассуждению и анализу. Поставленные задачи и вопросы должны опираться на уже имеющиеся знания и личный опыт обучающихся, побуждая их к глубокому осмыслению и поиску ответов. Эффективная работа с разнообразными источниками информации, умение выделять главное, анализировать и делать выводы способствуют развитию внимания, памяти и мышления обучающихся, а также расширению их кругозора. Таким образом, ключевым аспектом в организации самостоятельной работы является не только стимулирование к самообучению, но и развитие комплекса умственных и физических навыков, которые обеспечивают глубокое понимание материала и формируют основу для непрерывного образования и самосовершенствования. Следует отметить значимость индивидуального подхода в обучении, который предполагает не только учет индивидуальных особенностей каждого студента, но и необходимость адаптации методов и форм работы к особенностям конкретной темы. Это требует от преподавателя высокой степени гибкости, творческого подхода к организации

Таблица 1

Сравнительный анализ трактовки понятий

ФИО Вид учебной деятельности Роль преподавателя Роль ученика Результат

О.В. Акулова, Л.К. Наумова + «партнер Оценка достижения конкретного результата

Л.Г Вяткин + «помощник» Формирование личности

И.А. Зимняя + «главенствующая» Самосовершенствование самопознания

В.А. Козаков + Формирование умений, знаний и навыков

Р. Б. Срода + «главенствующая» Формирование активности, творчества

М.И. Моро + «помощник» Стремление к поставленной цели

И.Э. Унт + «главенствующая» Возможность для индивидуализации

П.И. Пидкаси стый + «проводник» «получатель» знаний Ориентация в потоке информации

В.К. Буряк + «главенствующая» Развитие умственных способностей

Б.П. Есипов + «выполняющая» Выражать результат в форме умственных или физических действий

Р.М. Микельсон + «наблюдатель» «выполняющая» Выполнение заданий без всякой помощи

учебного процесса и способности к быстрой реакции на меняющиеся условия и потребности учащихся (табл. 1).

Анализ работ [1; 2; 9-12] показал, что этих авторов объединяет мысль, что самостоятельная работа - это вид деятельности, но одни авторы изменяют мнение относительно роли преподавателя или ученика. У одних авторов преподаватель служит либо «партнером, помощником», либо «наблюдателем», а у других даже не упоминается в понятии, предоставляя «главенствующую» роль обучающимся, т. к. практически все авторы единогласно ставят обучающихся во главе процесса. Мнение авторов о результатах работы отличаются, но можно сделать вывод, что формирование «самостоятельности» объединяет всех. На основе анализа научной литературы по изучаемой теме можно определить понятие самостоятельной познавательной деятельности как процесс, направленный на развитие способности активно, самостоятельно использовать систему знаний на практике, находить и приобретать новую информацию из различных источников, развивая самостоятельность и мотивацию [9]. Также хотелось бы отметить, что, по мнению авторов А.Н. Абдуразаковой, Берсенукаевой М.Х. [3; 4], возможности самостоятельной работы необходимо использовать и для воспитания студенческой молодёжи, формирования у них качеств гражданина своей страны. Таким образом, самостоятельная работа занимает центральное место в процессе образования и формирования личности обучающихся, подчеркивая важность активного участия студентов в собственном обучении. Этот процесс учит не только приобретать знания, но и развивать важные качества и

Библиографический список

навыки, такие как самостоятельность, ответственность, активность, трудолюбие и дисциплинированность. Взаимодействие между преподавателем и студентом является ключевым элементом успешного образовательного процесса, способствующим не только освоению учебного материала, но и развитию личности студентов.

Систематическое и непрерывное формирование умения самостоятельно работать требует от педагога глубокого понимания индивидуальных особенностей обучающихся и способности подходить к каждому индивидуально. Мотивированный к самообразованию студент приобретает устойчивые знания и умения, которые он сможет успешно применять в повседневной жизни и профессиональной деятельности. В процессе самостоятельной работы у студентов формируются такие навыки, как познавательные, организационные, практические и рефлексивные. В условиях современного общества, где требования к профессиональной подготовке постоянно меняются и повышаются, способность к самообразованию становится не просто важным аспектом профессионального роста, но и необходимым условием успешной карьеры. Основы этой способности закладываются в процессе обучения, где самостоятельная работа играет ключевую роль в формировании профессиональной личности, способной к инновациям, критическому мышлению и ответственности за принимаемые решения. Можно сделать вывод, что самостоятельная работа не предполагает отстранения обучающегося от преподавателя и других обучающихся. Напротив, предусматривает много вариантов их взаимодействия.

1. Александрова Е.А., Крылова Н.Б. Как обеспечить самообразование школьника и продуктивность учения? Народное образование. 2003; № б: УУ-ВВ.

2. Александрова Е.А., Миоглевич Б.Г., Базылева РМ. и др. Методология культурных практик самостоятельной работы. Организация самостоятельной работы студентов: коллективная монография. Саратов: Издательство «ТехноДекор», 2015.

3. Абдуразакова Д.М., Абдуразакова А.Н. Социокультурные условия развития толерантного сознания современной учащейся молодежи: проблемы и приоритетные направления. Сибирский педагогический журнал. 2011; № В: 202-209.

4. Абдуразакова Д.М., Берсенукаева М.Х. Роль поликультурной среды в воспитании и развитии толерантности молодёжи. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 2 (У5): 10-11.

5. Вагабова С.В., Маллаев Д.М. Социально-педагогические предпосылки эффективности профориентации учащихся в контексте реализации федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения. Вестник Академии права и управления. 2014; № ЗУ: 201-20У.

6. Вяткин Л.Г Самостоятельная работа учащихся на уроке: лекция по педагогике для студентов университета. Саратов: Издательство Саратовского университета, 19УВ. У. Гордеев М.Н. Самостоятельная работа в истории педагогической мысли. Педагогическое образование в России. 2014; № 10: бВ-У1.

В. Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. Москва: Учпедгиз, 19б1.

9. Зайчикова И.В., Никаноркина Н.В. Инновационные подходы к организации самостоятельной работы студентов в соответствии с требованиями цифровой экономики. Современные проблемы науки и образования. 2020; № 3: Уб.

10. Зеленский А.Г Методические подходы к организации самостоятельной работы студентов-психологов в процессе изучения экономических дисциплин. Научный вестник ВФ РАНХИГС Экономика. 2019; № 2: 9У-101.

11. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 199У.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Козаков В.А. Самостоятельная работа студентов и ее информационно-методическое обеспечение. Киев, 1990.

13. Педагогический словарь: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Москва: Академия, 200В.

14. Срода РБ. Воспитание активности и самостоятельности учащихся в учении. Москва: Издательство Академии педагогических наук РСФСР 195б.

15. Хаджиева Л.К., Садаева А.С. Педагогические технологии индивидуализации профессионального образования в рамках цифровой трансформации. Вестник ГГНТУ. Гуманитарные и социально-экономические науки. 2023; Т. 19, № 2 (32): ВЗ-92.

16. Уразикова Ю.В. Традиционные подходы к организации самостоятельной работы обучающихся. Available at: http://sp-jouгnal.гu/aгticle/В91У

1У. Mardakhaev L.V., Egorychev A.M., Mallaev D.M., Varlamova E.Yu., Kostina E.A. Organizing educational process in higher school on basis of requirements to teacher in polycultural environment. Science for Education Today. 2019; Т. 9, № 2: 23-35.

References

1. Aleksandrova E.A., Krylova N.B. Kak obespechit' samoobrazovanie shkol'nika i produktivnost' ucheniya? Narodnoe obrazovanie. 2003; № б: УУ-ВВ.

2. Aleksandrova E.A., Mioglevich B.G., Bazyleva R.M. i dr. Metodologiya kul'turnyh praktik samostoyatel'noj raboty. Organizaciya samostoyatei'nojraboty studentov: kollektivnaya monografiya. Saratov: Izdatel'stvo «TehnoDekor», 2015.

3. Abdurazakova D.M., Abdurazakova A.N. Sociokul'turnye usloviya razvitiya tolerantnogo soznaniya sovremennoj uchaschejsya molodezhi: problemy i prioritetnye napravleniya. Sibirskij pedagogicheskij zhurnai. 2011; № В: 202-209.

4. Abdurazakova D.M., Bersenukaeva M.H. Rol' polikul'turnoj sredy v vospitanii i razvitii tolerantnosti molodezhi. Mirnauki, kui'tury, obrazovaniya. 2019; № 2 (У5): 10-11.

5. Vagabova S.V., Mallaev D.M. Social'no-pedagogicheskie predposylki 'effektivnosti proforientacii uchaschihsya v kontekste realizacii federal'nyh gosudarstvennyh obrazovatel'nyh standartov novogo pokoleniya. Vestnik Akademiiprava i upravieniya. 2014; № ЗУ: 201-20У.

6. Vyatkin L.G. Samostoyatel'naya rabota uchaschihsya na uroke: lekciya po pedagogike dlya studentov universiteta. Saratov: Izdatel'stvo Saratovskogo universiteta, 1978.

7. Gordeev M.N. Samostoyatel'naya rabota v istorii pedagogicheskoj mysli. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2014; № 10: 68-71.

8. Esipov B.P. Samostoyatel'naya rabota uchaschihsya na urokah. Moskva: Uchpedgiz, 1961.

9. Zajchikova I.V., Nikanorkina N.V. Innovacionnye podhody k organizacii samostoyatel'noj raboty studentov v sootvetstvii s trebovaniyami cifrovoj 'ekonomiki. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2020; № 3: 76.

10. Zelenskij A.G. Metodicheskie podhody k organizacii samostoyatel'noj raboty studentov-psihologov v processe izucheniya 'ekonomicheskih disciplin. Nauchnyj vestnik VF RANHIGS 'Ekonomika. 2019; № 2: 97-101.

11. Zimnyaya I.A. Pedagogicheskaya psihologiya. Rostov-na-Donu: Feniks, 1997.

12. Kozakov V.A. Samostoyatel'naya rabota studentov i ee informacionno-metodicheskoe obespechenie. Kiev, 1990.

13. Pedagogicheskij slovar': uchebnoe posobie dlya studentov vysshih uchebnyh zavedenij. Moskva: Akademiya, 2008.

14. Sroda R.B. Vospitanie akiivnosti isamostoyatel'nosti uchaschihsya v uchenii. Moskva: Izdatel'stvo Akademii pedagogicheskih nauk RSFSR, 1956.

15. Hadzhieva L.K., Sadaeva A.S. Pedagogicheskie tehnologii individualizacii professional'nogo obrazovaniya v ramkah cifrovoj transformacii. Vestnik GGNTU. Gumanitarnye i social'no-'ekonomicheskie nauki. 2023; T. 19, № 2 (32): 83-92.

16. Urazikova Yu.V. Tradicionnye podhody k organizacii samostoyatel'noj raboty obuchayuschihsya. Available at: http://sp-journal.ru/article/8917

17. Mardakhaev L.V., Egorychev A.M., Mallaev D.M., Varlamova E.Yu., Kostina E.A. Organizing educational process in higher school on basis of requirements to teacher in polycultural environment. Science for Education Today. 2019; T. 9, № 2: 23-35.

Статья поступила в редакцию 25.05.24

УДК 37.015

Gadaborsheva Z.I., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Department of Pedagogy and Preschool Psychology, Chechen State Pedagogical University

(Grozny, Russia), E-mail: safiza86@yandex.ru

Gayrabekov R.Kh, Cand. of Sciences (Biology), senior lecturer, Department of Microbiology and Biology, Chechen State University n.a. A.A. Kadyrov

(Grozny, Russia), E-mail: safiza86@yandex.ru

EMOTIONAL CULTURE OF THE YOUNGER GENERATION IN THE CONTEXT OF DIGITALIZATION OF SOCIAL SPACE. The paper provides a brief analysis of the phenomenon of emotional culture of modern children and adolescents through the prism of the processes of digital transformation of social reality, which determine the development of new paradigms of interpersonal interaction and value orientations of young people in the context of virtualization of communicative practices. Studying the emotional impact of the digitalization of social space on the younger generation is an important task, since it is not only an integral part of our lives, but also has great potential for shaping our beliefs, stereotypes and emotional reactions. In this context, there is a need to understand and reduce the negative impact of the digitalization of social space on the younger generation. A noticeable increase in the use of various innovative digital technologies in modern life has led to an increase in the number of psychological problems, in particular, anxiety, depression and other negative emotional states. This is due to the fact that the use of these technologies in the social space predetermines some transformations in the process of an individual's perception of reality and can lead to changes in the emotional plane. Digital culture and, in general, transformation processes based on the integration of innovative technologies cause a number of rather contradictory emotional reactions, and this determines the relevance of this study.

Key words: emotional culture, digitalization, digitalization of social space, information technology, emotional impact, impression, image, perception

З.И. Гадаборшева, канд. психол. наук, доц., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет», г. Грозный,

E-mail: safiza86@yandex.ru

Р.Х. Гайрабеков, канд. биол. наук, доц., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова», г. Грозный,

E-mail: safiza86@yandex.ru

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

В данной статье осуществляется краткий анализ феномена эмоциональной культуры современных детей и подростков сквозь призму процессов цифровой трансформации социальной реальности, детерминирующих формирование новых парадигм межличностного взаимодействия и ценностных ориентиров молодежи в условиях виртуализации коммуникативных практик. Изучение эмоционального воздействия цифровизации социального пространства на подрастающее поколение является важной задачей, поскольку она не только выступает неотъемлемой частью нашей жизни, но и имеет огромный потенциал для формирования наших убеждений, стереотипов и эмоциональных реакций. В этом контексте возникает потребность в понимании и уменьшении негативного влияния цифровизации социального пространства на подрастающее поколение. Заметный рост применения разнообразных инновационных технологий цифрового значения в современной жизни стал причиной увеличения количества психологических проблем, в частности тревоги, депрессии и других негативных эмоциональных состояний. Цифровая культура и в целом трансформационные процессы на базе интеграции инновационных технологий вызывает ряд достаточно противоречивых эмоциональных реакций, что в целом и обусловливает актуальность данного исследования.

Ключевые слова: эмоциональная культура, цифровизация, цифровизация социального пространства, информационные технологии, эмоциональное воздействие, впечатление, изображение, восприятие

Актуальность темы. В контексте современной парадигмы мультивекторных трансформационных процессов, протекающих в экономической, социальной и политической сферах российского общества, четко обозначается необходимость актуальности и переосмысления приоритетных векторов образовательной и воспитательной деятельности, нацеленной на формирование интеллектуального и ценностно-мировоззренческих ценностных установок у подрастающего поколения. Сегодня человек с богатым мировоззрением, высокой эмоциональной культурой, которая проявляется в умении управлять собственным психоэмоциональным состоянием, налаживать гармоничные отношения и взаимодействовать с людьми, является социально востребованным. В рамках вышеобозначенного контекста трансформационных процессов, детерминирующих переосмысление аксиологических оснований системы образования и воспитания, особую релевантность приобретает проблематика формирования эмоциональной культуры как неотъемлемого компонента целостной структуры личностной культуры подрастающего поколения, выступающей в качестве одного из ключевых факторов успешной инкультурации и социальной интеграции молодых индивидов в современное полиморфное общество [1-8].

Сегодня пользователям доступно огромное количество фильмов, сериалов, видеоигр и других мультимедийных продуктов. Данный процесс интеграции инновационных технологических продуктов делает цифровизацию неотъемлемой

частью жизни многих людей. Это, в свою очередь, создает необходимость исследования психологического воздействия цифровизации на психику и эмоциональное состояние индивида и указывает на важность исследований в данной области. Наблюдения показывают, что контент может вызывать самые разные эмоции, включая радость, страх, грусть и даже агрессию, влиять на поведение и мнение зрителей, в том числе на их взгляд на социальные проблемы, стереотипы и культурные ценности. Полагаем, что эмоциональная сфера - ключевая составляющая в целом социального поведения индивида в обществе. Технологические достижения важны: по мере развития технологий цифровизация становится все более многомерной и доступной, что делает ее влияние еще более значительным.

Цель статьи - проанализировать феномен эмоциональной культуры современных детей и подростков в контексте процессов цифровой трансформации социальной реальности и их влияния на формирование новых парадигм межличностного взаимодействия и ценностных ориентиров молодежи.

Согласно цели исследования, нами были выделены ключевые задачи: 1. Изучить эмоциональное воздействие цифровизации социального пространства на подрастающее поколение. 2. Выявить негативное влияние цифровизации социального пространства на эмоциональное состояние детей и подростков.

Новизна исследования: исследование направлено на понимание изменений в эмоциональной сфере детей и подростков, вызванных цифровиза-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.