Научная статья на тему 'Педагогические условия организации самостоятельной работы обучающихся в образовательном процессе вуза'

Педагогические условия организации самостоятельной работы обучающихся в образовательном процессе вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1364
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭФФЕКТИВНОСТЬ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / САМООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБРАЗОВАНИЯ / INDEPENDENT WORK / INDEPENDENCE / TEACHING METHODS / EFFICIENCY / SELF-EDUCATIONAL LEARNING ACTIVITY / ORGANIZATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ковалёва Наталья Сергеевна, Вакулова Татьяна Владимировна

Статья посвящена рассмотрению проблемы самостоятельной работы обучающихся в аспекте эффективности её организации и реализации. С изменившейся обстановкой во всём мире, где пандемия внесла свои корректировки, меняются формы взаимодействия участников процесса обучения в вузе преподавателя и студента. Традиционное для педагогики понятие «самостоятельная работа» потребовало качественно нового осмысления в кризисных условиях современных вызовов. В обществе уже наметилось противоречие между востребованностью специалистов, ориентированных на самообразование, и слабой разработанностью в теории педагогики проблемы организации самостоятельной работы на основе передовых технических средств, информационных и педагогических технологий. Целью данной статьи является освещение основных педагогических условий эффективности самостоятельной работы в вузе. Ведущими в исследовании обозначенной проблемы стали теоретические методы исследования, а также метод наблюдения, беседы с участниками образовательного процесса и анализ преподавательской практики авторов статьи. Самостоятельная работа осмыслена авторами в системе расширительных представлений как императив в формировании творческой независимости будущих специалистов и в тесном соотношении с самостоятельностью как личностным качеством. Авторы акцентируют внимание на таких аспектах самостоятельной работы в высшей школе, как широкое поле её внедрения на всех уровнях и этапах обучения, необходимость варьирования в зависимости от сложности заданий и форм их выполнения. Авторы статьи отстаивают точку зрения, что главным направлением самостоятельной работы обучающихся является формирование творческой самостоятельности, позволяющей готовить специалистов-профессионалов, обладающих высокоорганизованным индивидуальным стилем самообразования. Положения и наблюдения статьи совершенствуют теоретические представления о самостоятельной работе как форме учебно-познавательной деятельности, способствуют повышению эффективности практической реализации данного процесса в систему образования в условиях современных профессиональных требований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ковалёва Наталья Сергеевна, Вакулова Татьяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL ENVIRONMENT FOR THE ORGANIZATION OF INDEPENDENT WORK OF STUDENTS IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF THE UNIVERSITY

The article is devoted to the consideration of students' independent work in terms of the efficiency of its organization and implementation. The concept of “independent work”, traditional for pedagogy, requires qualitatively new understanding of the contemporary challenges in crisis conditions. In modern society, there has already been a contradiction between a demand for specialists focused on self-education and poorly studied problems of organizing independent work in the theory of pedagogy on the basis of advanced technical means, information and pedagogical technologies. The purpose of this article is to highlight basic pedagogical conditions for the effectiveness of students' independent work. The theoretical research methods were used for the study of this problem, as well as a method of observation, conversations with participants in the educational process and an analysis of the author’s teaching practice. Independent work was contemplated by the author in the system of broad ideas as an imperative in the formation of creative independence of future specialists and in a close correlation with independence as a personal quality. The authors focus on such aspects of independent work as a wide field of its implementation at all levels and stages of learning, the need to vary it depending on the complexity of tasks and forms of their solution. The authors of the article persist in their point of view that the main direction of students' independent work is the formation of creative independence, which allows preparing specialists with a highly organized individual style of self-education. Provisions and observations presented in the article improve the theoretical ideas about independent work as a form of educational and cognitive activity, contribute to increasing the effectiveness of the practical introduction of this process into education system in the context of modern professional requirements.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия организации самостоятельной работы обучающихся в образовательном процессе вуза»



ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Раздел 13.00.00 Педагогические науки

ART 201052 2020, № 07 (июль) УДК 378.147.88

Педагогические условия организации самостоятельной работы обучающихся в образовательном процессе вуза

Ковалёва Наталья Сергеевна1

Севастопольский государственный университет, Севастополь, Россия [email protected]

Вакулова Татьяна Владимировна2

Севастопольский государственный университет, Севастополь, Россия [email protected]

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению проблемы самостоятельной работы обучающихся в аспекте эффективности её организации и реализации. С изменившейся обстановкой во всём мире, где пандемия внесла свои корректировки, меняются формы взаимодействия участников процесса обучения в вузе - преподавателя и студента. Традиционное для педагогики понятие «самостоятельная работа» потребовало качественно нового осмысления в кризисных условиях современных вызовов. В обществе уже наметилось противоречие между востребованностью специалистов, ориентированных на самообразование, и слабой разработанностью в теории педагогики проблемы организации самостоятельной работы на основе передовых технических средств, информационных и педагогических технологий. Целью данной статьи является освещение основных педагогических условий эффективности самостоятельной работы в вузе. Ведущими в исследовании обозначенной проблемы стали теоретические методы исследования, а также метод наблюдения, беседы с участниками образовательного процесса и анализ преподавательской практики авторов статьи. Самостоятельная работа осмыслена авторами в системе расширительных представлений как императив в формировании творческой независимости будущих специалистов и в тесном соотношении с самостоятельностью как личностным качеством. Авторы акцентируют внимание на таких аспектах самостоятельной работы в высшей школе, как широкое поле её внедрения на всех уровнях и этапах обучения, необходимость варьирования в зависимости от сложности заданий и форм их выполнения. Авторы статьи отстаивают точку зрения, что главным направлением самостоятельной работы обучающихся является формирование творческой самостоятельности, позволяющей готовить специалистов-профессионалов, обладающих высокоорганизованным индивидуальным стилем самообразования. Положения и наблюдения статьи совершенствуют теоретические представления о самостоятельной работе как форме учебно-познавательной деятельности, способствуют повышению эффективности практической реализации данного процесса в систему образования в условиях современных профессиональных требований.

Ключевые слова: самостоятельная работа, самостоятельность, самообразовательная учебная деятельность, организация процесса образования, эффективность, методы обучения.

Поступила в редакцию Received 30.05.20 Получена положительная рецензия Received a positive review 30.06.20

Принята к публикации Accepted for publication 30.06.20 Опубликована Published 28.07.20

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)

1 Ковалёва Наталья Сергеевна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогического образования Гуманитарно-педагогического института ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет», г. Севастополь, Россия

2 Вакулова Татьяна Владимировна, кандидат политических наук, доцент кафедры истории Института общественных наук и международных отношений ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет», г. Севастополь, Россия

Введение

Главным результатом любого образовательного процесса является подготовка специалистов с активной жизненной и профессиональной позицией. В современных условиях особое значение приобретают вопросы, связанные с формированием у выпускников учебных заведений как профессиональных компетенций, так и личностного стремления к постоянному саморазвитию и самосовершенствованию. Но поскольку творческая самоидентификация обучающегося не может быть сформирована посредством традиционной передачи знаний, то не вызывает сомнений, что недостаточно пересмотра лишь методологических подходов и образовательных технологий - необходимы изменения концептуальных принципов обучения. В новой образовательной парадигме обучающийся должен из пассивного потребителя знаний стать активным субъектом, деятельностное начало которого напрямую зависит от степени его самостоятельности в разрешении профессиональных задач, в выборе средств и способов достижения учебных и/ или практических целей.

Кризисная ситуация последних месяцев явила обществу новые вызовы. Эпидемиологическая обстановка внесла свои коррективы в работу всех сфер жизнедеятельности, в том числе и сферы образования, где требование социальной дистанции определило в качестве основной формы учебного процесса обучение «на расстоянии». Напомним, что в России дистанционный формат обучения осуществлялся и ранее в рамках государственной программы на основе Закона об образовании (статья 16. Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий) [1]. Однако нынешняя ситуация, потребовавшая полной замены традиционной модели обучения на дистанционную, временно обусловила этот формат как единственно возможный и безальтернативный. Оценка обучения в условиях тотальной «удалёнки» не может не коснуться вопроса его результативности, а следовательно, эффективности работы на всех этапах образовательного процесса: на этапе подачи материала, его освоения, выполнения заданий, контроля знаний и пр. В подобных обстоятельствах по-новому осмысляется проблема самостоятельной работы обучающегося, и не только в связи с её многократно возросшим объёмом, но и решающим значением в ходе дистанционного взаимодействия участников образовательного процесса. Таким образом, создались условия, когда традиционное для педагогики понятие «самостоятельная работа» потребовало качественно нового уровня его осмысления.

Следует понимать, что требование детального изучения этого вопроса давно диктовалось процессами гуманитаризации и информатизации всех сфер человеческой жизнедеятельности, глобализации и интеграции современного мира, вследствие которых сформировался запрос на универсальных, самодостаточных и мобильных профессионалов (именно профессионалов!). Внимание к этой проблеме в немалой степени спровоцировано и кризисными явлениями (в том числе и эпидемиологическими) современной цивилизации, ответом на вызовы которой становится рост значимости самообразования. Стимулирует интерес и уже обозначившееся в современном обществе противоречие между востребованностью специалистов, ориентированных на самообразование, и слабой разработанностью в теории педагогики проблемы организации самостоятельной работы на основе интеграции современных технических средств, информационных и педагогических технологий [2, 3]. Поэтому рассмотрение педагогических условий эффективности самостоятельной работы обучающихся, а также формирование познавательной самостоятельности является актуальной задачей и требует детального анализа и исследования.

Обзор отечественной и зарубежной литературы

Проблема организации самостоятельной работы студентов привлекала и продолжает привлекать внимание учёных. На сегодня этот вид деятельности систематизирован по ряду самых разных оснований. Так, исследователи Г. В. Денисова, Л. В. Николаева предложили классификацию по степени самостоятельности выполнения упражнений и заданий, где дали определение понятия «самостоятельная работа» как в узком, так и в широком значении, а также определили ее место в педагогической науке [4]. И. А. Зимняя и Т. Ф. Талызина самостоятельную работу классифицируют в соответствии с дидактическими целями процесса усвоения учениками новых знаний при повторении и закреплении ранее изученного учебного материала. Г. Н. Жуков акцентирует внимание на том, что участие преподавателя при выполнении самостоятельной работы является частичным, при этом познавательная деятельность обучающихся всегда контролируется педагогом на всех этапах обучения [5]. В работах А. Г. Асмолова самостоятельная работа соотнесена со спецификой деятельности обучающегося. Так, выделена:

- самостоятельная работа репродуктивного типа, основанная на ранее полученных знаниях;

- самостоятельная работа когнитивно-поискового типа, направленная на получение новых знаний;

- самостоятельная работа когнитивно-критического типа, педагогический анализ;

- самостоятельная работа творческого типа с целью создания новых оригинальных работ [6].

Проблема самостоятельной работы в области теории и методики преподавания в высшей школе детально рассмотрена в трудах современных исследователей М. Г. Гару-нова и Г. Н. Диниц [7]. Методологические предложения по формированию самообразовательной деятельности обучающихся описаны И. Ф. Исаевым и В. В. Даньшиной [8]. Вопросы самостоятельности в процессе обучения в прагматической педагогике, исповедовавшей принцип сближения школы с жизнью для облегчения социализации выпускников, представлены в работах В. А. Сластёнина, Л. С. Подымовой [9].

Тема использования в процессе обучения естественной активности, интересов и потребностей обучающихся разрабатывалась в начале ХХ века основателем прагматического подхода в обучении Джоном Дьюи, что способствовало усилению значения самопознавательной деятельности участников образовательного процесса [10]. Лично-деятельное проективное начало такого подхода получило развитие в разработках зарубежных авторов В. Х. Килпатрика и Х. Паркхерста [11, 12]. В свое время ориентир на творчество детей и на самостоятельный поиск решения проблемы в России первой половины ХХ века намечен в трудах С. Т. Шацкого [13].

В целом количество научно-исследовательских статей, разрабатывающих проблему самостоятельной работы обучающихся, вряд ли поддаётся исчислению. В широком массиве научной литературы выгодно выделяются современные исследования в формате диссертационных сочинений. В частности, представляют интерес изыскания Э. Б. Новиковой, которая обосновала важность в новых условиях организации самостоятельной работы студентов на основе дистанционного обучения и метода проектов» [14]. Формирование самообразовательной компетенции студентов высшей школы в процессе изучения гуманитарных дисциплин рассматривала Р. Р. Сагитова [15]. Современные особенности управления самостоятельной работой студентов в условиях дистанционного обучения изложены в трудах Л. В. Николаевой [16].

Н. О. Хлупина детализированно описала организацию самостоятельной работы студентов по овладению компетенциями в учреждениях среднего профессионального образования [17]. Н. Б. Стрекалова обосновала практико-ориентированную концепцию управления качеством самостоятельной работы обучающихся по формированию готовности студентов к ее выполнению в открытой информационно-образовательной среде на основе партисипативно-пространственного подхода как процесса формирования медиакомпетентности студентов [18]. Зарубежные исследователи П. Бозо, П. Обрадович, С. Круль считают, что эффективность самостоятельной работы зависит от педагогической практики как способа соединения теории и практики в образовательном процессе [19]. Самостоятельность обучающихся и профессиональное развитие учителя в открытой среде обучения (современный опыт финских школ) рассматривают Х. Салми и А. Каасинен, Я. Хаутамяки и С. Купиайнен [20, 21].

И всё же, несмотря на интенсивные разноплановые исследования, проблема поиска путей активизации учащейся молодёжи на этапе овладения знаниями, умениями, навыками постоянно находится в поле зрения как научного сообщества, так и преподавателей высших учебных заведений. Не перестают быть на острие научно-практического интереса вопросы организации самостоятельной работы в ходе освоения отдельных учебных дисциплин. При этом неизменно острым остаётся вопрос повышения эффективности этой работы.

Методологическая база исследования

Для решения исследуемого в статье вопроса мы ориентировались на разработки, в которых дано обоснование сущности и специфики самостоятельной работы в процессе образования, места самообразования в профессиональной деятельности специалиста. Основной интерес вызывали труды по теории и методологии педагогических исследований. Так, формирование познавательной самостоятельности учащихся обосновано в научных работах В. И. Загвязинского, В. В. Краевского, А. М. Новикова [22]. Теоретический анализ использования педагогических инновационных технологий в учебно-образовательном процессе - в исследованиях В. П. Беспалько, М. В. Кла-рина, Г. К. Селевко [23]. М. А. Чошанов, А. А. Вербицкий и другие выдвинули основные положения теории контекстного обучения и эффективности самостоятельной работы в учебной деятельности, а также описали технологию проблемно-модульного обучения в профессиональной школе [24]. Затронуты важные аспекты о сущности, формах и методах самостоятельной работы и дано теоретическое обоснование активизации познавательной деятельности обучающихся в трудах М. Г. Гарунова, Г. И. Ибрагимова, Е. М. Ибрагимовой [25]. Характерные особенности организации самостоятельной работы студентов с применением интерактивных компьютерных технологий обучения представлены в диссертационных исследованиях А. А. Дробышев-ского и Л. А. Альковой [26].

Существующие представления психолого-педагогической науки о сути и принципах самостоятельной работы обучающихся мы трансформировали с учётом современной ситуации, опираясь на теоретические методы исследования (анализ, сопоставление и обобщение положений исследовательской, словарно-справочной и методической литературы по проблеме исследования), на метод наблюдения, беседы с участниками образовательного процесса и результаты собственной личной преподавательской практики. Целью данной статьи является освещение основных педагогических условий эффективности самостоятельной работы студентов.

Результаты исследования

Самостоятельная работа студентов всегда являлась важной частью учебного процесса. В высшей школе она и вовсе выступает и формой обучения, и его средством, и одним из желаемых результатов подготовки будущего специалиста, о достижении которых свидетельствует устойчивое стремление выпускника к самообразованию и саморазвитию. Но осознание важности личностной инициативности обучающегося не способно вывести это качество из области потенциальных (то есть вероятностных, но всегда проявляемых) субъективных интенций личности, влиять на которые крайне сложно. Это, впрочем, не лишает работу по созданию оптимальных условий и эффективных форм организации индивидуальной деятельности обучающегося целесообразности. Поэтому самостоятельная работа из слабо регулируемого сегодня, но нередко жёстко контролируемого вида деятельности (по принципу «обучающийся обязан...») должна стать скрупулёзно продуманным, методично организованным, органично вписанным в общий процесс обучения, согласованным с основным видом лек-ционно-семинарской работы в высшей школе.

Чтобы выявить новые способы активизации процесса самообразования обучающихся, необходимо иметь чёткое понимание таких базовых категорий, как самостоятельная работа и самостоятельность. Анализ соответствующей литературы дал такие результаты. Общим в концепции самостоятельной работы является констатация важности и неотъемлемости этого вида учебной (учебно-познавательной) деятельности как обязательного звена учебно-образовательной «цепи» [27]. Отличительной чертой самостоятельной работы является, разумеется, свободная от посторонней поддержки и внешних понуждений, непосредственного вмешательства педагога/наставника учебная деятельность, опорой в осуществлении которой выступают собственные знания, навыки, убеждения, жизненный опыт обучающегося. В механизме его самостоятельного решения проблем получают выражение личные отношения, собственные рассуждения, инициативы и творчество, а в содержании работы находят отражение самостоятельные пути познания (мыслительных процессов), осмысления и логики исполнителя задания [28, 29].

Общим в определениях специалистов является понимание ориентированности любого самостоятельного процесса на создание нового (знания или предметов.), т. е. выявление в самостоятельной работе подобия акта творения. Потому одним из критериев продуктивности методов и средств обучения самостоятельной работе выступает, помимо прочего, ещё и их нацеленность на формирование у обучающегося навыков творческой деятельности. Этим определяется и качество предназначенных для самостоятельного выполнения заданий, учебных задач, которые «должны носить активный и творческий характер; стимулировать поиск самостоятельных решений» [30].

В расширительном понимании самостоятельная работа выступает не просто формой образовательного процесса (в высшей школе ей отводится не менее половины часов учебного времени), а императивом в формировании творческой независимости будущих специалистов. Поиск необходимой информации и её осмысленное использование в решении образовательных, научных и профессиональных вопросов не единственные задачи самостоятельной работы. Её результатом должно также быть овладение обучающимся основами самоорганизации и самовоспитания, чтобы и в дальнейшем непрерывно развиваться, повышая свою квалификацию [31]. Сфера функционирования самостоятельного вида деятельности не ограничивается временем пребывания человека за ученической скамьёй. Что определяет свойство, на наш взгляд, наиболее ценностное феномена самостоятельной работы, так это её устойчивое и непрерывное присутствие в практике жизни. Как средство формирования познавательных способностей самостоятельная работа изначально «нацелена на непрерывное обучение» [32].

Итак, самостоятельная работа - это индивидуальная деятельность студента, направленная на его самообразование посредством выполнения различных учебных задач без помощи, но при непосредственном планировании и контроле педагога/наставника. В таких условиях опорой для обучающегося выступает самостоятельность - личностное качество, «выраженное в умении ставить некоторые цели, достигать их самостоятельно», «действовать осознанно в любых условиях, принимать нестандартные решения» [33]. В. И. Андреев характеризует самостоятельность как совокупность когнитивных умений, навыков и сформированного отношения личности не только к учебному процессу, но и его результатам [34]. Г. М. Парникова идентифицирует качественные характеристики самостоятельности «стремлением человека осознанно достигать поставленных целей собственными усилиями, активным отношением к осуществляемой им деятельности, условиям и результатам ее реализации» [35]. Психологическими проявлениями самостоятельности признаны инициативность, критичность, адекватность самооценки и чувство личной ответственности за свою деятельность и поведение [36, 37].

Ряд учёных, таких как М. С. Гусельцева, Г. Н. Диниц, С. В. Коновалов и другие, справедливо указывают на связь самостоятельности с активной работой мысли, чувств и воли индивида. Справедливость этого утверждения - а ведь способность самостоятельно решать те или иные учебные задачи является показателем уже усвоенных знаний и умений (Л. С. Выготский) - укрепляет взаимная обусловленность этих компонентов. По мнению А. Г. Асмолова, с одной стороны, связь уровня самостоятельности с развитием мыслительных и эмоционально-волевых процессов является необходимой предпосылкой для независимого суждения и действия; с другой - во время самостоятельной деятельности суждения и действия усиливаются и формируют способность не только принять осознанно мотивированные действия, но и обеспечивать успешную реализацию принятых решений, несмотря на возможные трудности. Особым качеством личности является творческая самостоятельность, которая приобретается человеком в социокультурной среде в процессе совместной деятельности [38].

В целом понятие самостоятельности одними специалистами определяется широко - как интегративное выражение разнообразных качеств личности; другими - более дифференцированно как конкретное качество с характерными для него проявлениями. Обобщение базовых компонентов данного понятия позволяет сделать вывод, что самостоятельность является интегративным свойством личности, выступающим основой её самостоятельной познавательной инициативы. Однако это только «фундаментное» определение, в нем отражены особенности этого явления в определённых видах деятельности, в частности учебной, где самостоятельность как качество личности обучающегося должна быть максимально эффективно «активизирована» в ходе самостоятельного освоения учебного материала. А значит, краеугольным становится вопрос организации процесса обучения в той его части, где предполагается активное привлечение интеллектуально-волевого ресурса обучающегося.

Не стоит забывать, что самостоятельная работа как одно из звеньев учебного процесса осуществляется в соответствии с программой обучения, установкой преподавателя/ наставника [39, 40]. Организация самостоятельной работы обучающегося - прерогатива преподавателя «как автора, задающего вектор и алгоритм самоорганизации студентов в учебном процессе» [41, 42]. При этом приходится констатировать, что место этого вида работы, его минимальный и максимальный объём в общей структуре обучения определяются педагогами-практиками, как правило, произвольно. Нередко самостоятельной работе на практике отводится строго закреплённое место (например, в ходе подготовки к семинарским/лабораторным занятиям или написания квалификационных ра-

бот). При этом следует знать, что самостоятельный компонент может осуществляться обучающимся на всех без исключения уровнях и этапах обучения - «от постановки проблемы до реализации контроля и самоконтроля» [43]. При этом доля самостоятельной работы педагогом должна варьироваться при переходе обучающегося от выполнения самых простых видов работ к более сложным [44] и регулироваться в зависимости от форм её выполнения (в аудитории или вне её, индивидуально или в группах [45, 46]).

Эффективность внедрения в структуру образовательного процесса самостоятельной работы обучающихся зависит от соблюдения базовых педагогических условий её организации. В первую очередь включение студентов в самостоятельную деятельность необходимо проводить поэтапно. По мнению экспертов, обязательными являются три этапа, каждый из которых направлен на достижение определённой цели. Первый заключается в позитивном мотивировании студентов к проявлению заинтересованности в самостоятельной работе, в понимании ими сути самообразования, раскрытии методов самообразования. Второй этап направлен на формирование навыков самостоятельной работы и основан на максимальном погружении обучающегося в работу с информацией, мобилизации и активации внутренних ресурсов, сознательном и целенаправленном извлечении и генерации им субъективно новых знаний. Третий этап сфокусирован на овладении творческой и рефлексивной деятельностью, направленной на повышение навыков самостоятельной работы как одного из педагогических условий развития самообразования, самосовершенствования. Немаловажным в подготовке будущих специалистов является развитие у каждого студента самостоятельного профессионального мышления и выработка профессиональных качеств, творческой интуиции. Здесь решающую роль играет организация самостоятельной работы на принципах целенаправленности, разнообразия, систематичности.

В контексте проблемы эффективности самостоятельной работы необходимо определиться с критериями её контроля и уровнем знаний, который свидетельствовал бы об эффективности организации и реализации этой работы. Сформировавшая в системе современного образования структура контроля знаний имеет существенные недостатки, так как в большинстве случаев содержит лишь «эталон» результата самостоятельной деятельности студентов (например, реферат, сообщение с чёткими требованиями их выполнения) и определённую шкалу баллов. Вместе с тем он должен включать в себя три основных компонента: выделение того, что надо контролировать, непосредственно само измерение и оценку [47]. Приходится отстаивать мнение, что оценка самостоятельной деятельности обучающихся должна вбирать в себя и теоретические основания, и реальное применение знаний в ходе работы обучающегося, и его креативно-творческую устремлённость, получение осязаемых практических результатов - то есть объёмный комплекс составляющих самостоятельности.

Если же говорить об уровне приобретаемых обучающимся знаний, то в современной дидактике они разработаны в соответствии с этапами организации педагогического процесса. Так, первый уровень предполагает усвоение основных понятий при повторном воспроизведении информации; второй - освоение новой информации, которая не была освещена педагогом в учебном процессе и должна быть извлечена обучающимся из дополнительных источников; третий уровень — творческая обработка, когда обучающийся в состоянии не только воспроизводить, но и генерировать новую информацию [48]. Понятно, что самостоятельная работа выступает основным компонентом деятельности обучающегося на втором и третьем уровнях процесса обучения. Значит, усилия педагога должны быть ориентированы и на них тоже, хотя на практике нередко эти уровни специалистами не регулируются. Педагоги редко вовлекаются в эту работу, перепоручая обучающемуся действовать самопроизвольно.

Уровень самостоятельного освоения знаний зависит от методов его «транслирования». Репродуктивные методы (информационно-иллюстративный или алгоритмический и др.) формируют знания лишь первого уровня. Знания же второго и третьего уровней позволяют получать продуктивные методы обучения (проблемный, проектный, частично-поисковый, исследовательский и др.). В них эффективность самостоятельной работы обеспечивается разработкой и применением комплексных практических заданий, имеющих профессиональную направленность [49].

Но нередки и случаи, когда даже в условиях продуктивной «трансляции» знаний обучающийся выполняет самостоятельную работу не благодаря тем педагогическим условиям, которые создаются педагогом, а вопреки им. И связано это с таким аспектом проблемы эффективности самостоятельной работы, как мотивация учебной деятельности обучающегося. В педагогике рассматриваются следующие основные группы мотивов:

- социальные (осознание личностью всех жизненных потребностей человека в получении образования);

- познавательные (сформированность познавательных интересов к предмету, науке, процессу обучения и т. п.);

- мотивы-реакции на внешние факты, организующие образовательный процесс (чёткость программы, контроля, оценки и т. д.), и внутренние стимулы (престижность образования и т. д.).

Каким же образом можно формировать положительную мотивацию? Социальные мотивы можно актуализировать путём превращения их из понимаемых в действенные. Это достигается за счёт демонстрации прикладного характера изучаемого содержания учебных предметов. Познавательные мотивы, определяемые наличием интереса студентов к предмету и науке в целом, можно формировать, связывая изучение содержания учебного предмета с анализом процесса научного познания. Мотивы-реакции/стимулы активизируются при обеспечении однозначного понимания студентами требований, предъявляемых к их знаниям, а также при проведении по завершении этапов работы соответствующего контроля.

Итак, создавая педагогические условия для самостоятельной работы студентов в вузе, нужно определить критерии её эффективности, такие как поэтапность выполнения самостоятельной работы, развитие профессионального мышления у студентов, определиться с критериями контроля знаний обучающихся; использовать в своей работе не только репродуктивные, но и продуктивные методы (метод проблемного обучения, частично-поисковый метод, исследовательский и т. д.), которые позволят получать знания в ходе самостоятельно предпринятых действий; наконец, формировать положительную мотивацию познавательной деятельности.

Заключение

В настоящей статье мы обозначили лишь наиболее важные, на наш взгляд, вопросы эффективности самостоятельной работы обучающихся, условий её повышения в непростых обстоятельствах, повышающих роль и место самообразования в системе подготовки будущих специалистов. Признаём, что полученные результаты не претендуют на исчерпывающее решение данной проблемы. Перспективы дальнейшего исследования видим в систематизации активных форм организации самостоятельной работы.

Но даже в том виде, в котором она представлена в нынешней системе образования, она не теряет своей весомой роли, важности и неотъемлемости в структуре учебно-воспитательного процесса, порой решающего значения в формировании личностных и профессиональных качеств обучающегося. Эффективность самостоятельной работы

студента напрямую определяется грамотной организацией изучения конкретной дисциплины, учебного процесса в целом. Самостоятельная работа должна обеспечить подготовку компетентных специалистов, обладающих высокоорганизованным индивидуальным стилем самообразования.

Особое значение приобретает самообразование в контексте обучения в течение жизни, при котором основным субъектом планирования, организации, регулирования и осуществления образования может выступать только сам человек, а процесс образования перерастает в процесс самообразования.

Ссылки на источники

1. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3. - URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_140174/9ab9b85e5291f25d6986b5301ab79c23f0055ca4/

2. Новикова Э. Б. Организация самостоятельной работы студентов на основе дистанционного обучения и метода проектов: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. - М., 2009. - 231 с.

3. Сагитова Р. Р. Формирование самообразовательной компетенции студентов высшей школы в процессе изучения гуманитарных дисциплин: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Казань, 2011. - 215 с.

4. Николаева Л. В. Управление самостоятельной работой студентов в условиях дистанционного обучения: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Улан-Удэ, 2013. - 217 с.

5. Жуков А. Е., Симоненко А. В. Организация самостоятельной работы студентов в высшей школе. Дидактические средства, технологии, программы: монография. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 220 с.

6. Asmolov A., Guseltseva M. New view on education: from the paradigm of technology to the paradigm of valye // European Proceedings of Social and Behavioural Sciences, Future Academy (online). - 2019 - Vol. 64. - № 5. - Р. 33-39.

7. Диниц Г. Н. Самостоятельная работа как средство профессиональной подготовки студентов: дис. ... канд. пед. наук. - М., 2002. - 176 с.

8. Даньшина В. В. Формирование личностного смысла педагогической деятельности у студентов педвуза в процессе профессиональной подготовки: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. - Пенза, 2009. - 293 с.

9. Сластенин В. А., Подымова Л. С. Готовность педагога к инновационной деятельности // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 1. - С. 42-49.

10. Дьюи Д. Школы будущего / пер. с англ. Р. Ландсберг. - Берлин: Гос. изд-во Р.С.Ф.С.Р., 1922. - 179 с.

11. Килпатрик В. Х. Метод проектов: применение целевой установки в педагогическом процессе / пер. с нем. Е. Н. Янжул. - Л.: Брокгауз-Ефрон, 1925. - 43 с.

12. Паркхерст Е. Воспитание и обучение по Дальтонскому плану / пер. с англ. Р. Ландсберг. - 2-е изд. - М.: Новая Москва, 1925. - 248 с.

13. Шацкий С. Т. Изучение жизни и участие в ней. - М.: Работник просвещения, 1925. - 29 с.

14. Новикова Э. Б. Указ. соч.

15. Сагитова Р. Р. Указ. соч.

16. Николаева Л. В. Указ. соч.

17. Хлупина Н. О. Организация самостоятельной работы студентов по овладению компетенциями в учреждениях среднего профессионального образования: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. - Кемерово, 2017. - 220 с.

18. Стрекалова Н. Б. Управление качеством самостоятельной работы студентов в открытой информационно-образовательной среде: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.08. - Самара, 2017. - 52 с.

19. Obradovic, Bozo P. Pedagogical practice way of connecting pedagogical theory and practice (IJCRSEE) // International Journal of Cognitive Research in science, engineering and education. - 2013. - Vol. 1. - № 2. - Р. 152-163.

20. Salmi H., Kaasinen A., Suomela L. Teacher Professional Development in Outdoor and Open Learning Environments: A Research Based Model // Creative Education. - 2016. - 7. - Р. 1392-1403.

21. Hautamäki J., Kupiainen S. Learning to Learn in Finland. Theory and Policy, Research and Practice // R. Deakin Crick, C. Stringher, K. Ren (eds.) Learning to Learn. International Perspectives from Theory and Practice. - Routledge, 2014. - Р. 170-194.

22. Новиков А. М. Методология образования. - Изд. 2-е. - М.: Эгвес, 2006. - 488 с.

23. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.

24. Вербицкий А. А. Самостоятельная работа студентов: проблемы и опыт // Высшее образование в России. -2013. - № 2. - С. 137-145.

25. Ибрагимов Г. И., Ибрагимова Е. М. Инновационные модели организации самостоятельной работы студентов // Инновации в образовании. - 2019. - № 3. - С. 62-74.

26. Алькова Л. А. Формирование самообразовательной компетентности студентов вуза посредством интерактивных компьютерных технологий: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. - Горно-Алтайск, 2015. - 206 с.

27. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). - М.: ИКАР, 2010. - С. 268.

28. Дайри Н. Г. Обучение истории в старших классах средней школы. Познавательная активность и эффективность обучения. - М.: Просвещение, 1966. - С. 15.

29. Merriam S. B., Caffarella R. S., Baumgartner L. M. Leaning in adulthood: A comprehensive guide (3rd ed.). - Jossey-Bass, San Francisco, 2006. - Р. 1-560.

30. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Указ. соч. - С. 268.

31. Мустафаев О. Я. Повышение эффективности самостоятельной работы студентов // Инновационная наука. Аэтерна. - 2016. - № 5-3 (17). - С. 155.

32. Воронин А. С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике. - Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ,

2006. - С. 95.

33. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. - М.: Большая рос. энцикл., 2002. -С. 253-254.

34. Андреев В. И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. - 3-е изд. - Казань: Центр инновационных технологий, 2003. - 608 с.

35. Парникова Г. М. Учебная самостоятельность студента неязыкового вуза: сущность и структура понятия // Педагогическое образование в России. - 2016. - № 5. - С. 6-11. - URL: https://rucont.ru/efd/447977.

36. Педагогический энциклопедический словарь. - С. 254.

37. Тельтевская Н. В. Педагогические условия повышения эффективности самостоятельной работы студентов // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2016. - Т. 5. - № 4 (17). - С. 456.

38. Asmolov A., Guseltseva M. Op. cit. - Р. 33-39.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

39. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Указ. соч. - С. 268.

40. Гайнетдинова А. К. Метод проектов как одна из форм организации учебной работы со студентами // Достижения и перспективы психологии и педагогики / отв. ред. А. А. Сукиасян. - Уфа: Аэтерна, 2014. - С. 23-26.

41. Волков Ю. Г., Лубский А. В., Верещагина А. В. Самостоятельная работа студентов: практ. пособие. - М.: Кно-Рус, 2016. - С. 6.

42. Ковалёва Н. С. Использование основных инновационных технологий эстетического воспитания при подготовке учителей начальных классов // Гуманитарная парадигма. - 2020. - № 1 (12). - С. 108-116.

43. Воронин А. С. Указ. соч. - С. 95.

44. Там же.

45. Педагогический энциклопедический словарь. - С. 53.

46. Разливинских И. Н. Самостоятельная работа студентов как психолого-педагогический феномен // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. - 2017. - № 3 (35). - С. 40.

47. Фёдорова М. А. Формирование учебной самостоятельной деятельности студентов в личностно развивающем профессиональном образовании: монография. - Орёл: Изд-во ГОУ ВПО «ОГУ», 2011. - 312 с.

48. Вакулова Т. В., Репик Г. Н. Использование метода проектов на уроках истории // Горизонты образования. -

2007. - № 1. - С. 89-96.

49. Тельтевская Н. В. Указ. соч. - С. 263.

Natalia S. Kovaleva,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Pedagogical Education Chair, Institute of Humanities and Education, Sevastopol State University, Sevastopol, Russian Federation [email protected] Tatiana V. Vakulova,

Candidate of Political Sciences, Associate Professor, History Chair, Institute of Social Sciences and International Relations,

Sevastopol State University, Sevastopol, Russian Federation

[email protected].

Pedagogical environment for the organization of independent work of students in the educational process of the university Abstract. The article is devoted to the consideration of students' independent work in terms of the efficiency of its organization and implementation. The concept of "independent work", traditional for pedagogy, requires qualitatively new understanding of the contemporary challenges in crisis conditions. In modern society, there has already been a contradiction between a demand for specialists focused on self-education and poorly studied problems of organizing independent work in the theory of pedagogy on the basis of advanced technical means, information and pedagogical technologies. The purpose of this article is to highlight basic pedagogical conditions for the effectiveness of students' independent work. The theoretical research methods were used for the study of this problem, as well as a method of

observation, conversations with participants in the educational process and an analysis of the author's teaching practice. Independent work was contemplated by the author in the system of broad ideas as an imperative in the formation of creative independence of future specialists and in a close correlation with independence as a personal quality. The authors focus on such aspects of independent work as a wide field of its implementation at all levels and stages of learning, the need to vary it depending on the complexity of tasks and forms of their solution. The authors of the article persist in their point of view that the main direction of students' independent work is the formation of creative independence, which allows preparing specialists with a highly organized individual style of self-education. Provisions and observations presented in the article improve the theoretical ideas about independent work as a form of educational and cognitive activity, contribute to increasing the effectiveness of the practical introduction of this process into education system in the context of modern professional requirements.

Key words: independent work, independence, self-educational learning activity, organization of the educational process, efficiency, teaching methods. References

1. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii: federal'ny'j zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ. Available at: http://www.con-sultant.ru/document/ cons_doc_LAW_140174/9ab9b85e5291f25d6986b5301ab79c23f0055ca4/ (in Russian).

2. Novikova, E\ B. (2009). Organizaciya samostoyatel'noj raboty' studentov na osnove distancionnogo obucheniya i metoda proektov: dis.... kand. ped. nauk: 13.00.08, Moscow, 231 p. (in Russian).

3. Sagitova, R. R. (2011). Formirovanie samoobrazovatel'noj kompetencii studentov vy'sshej shkoly' v processe izucheniya gumanitarny'x disciplin: dis.... kand. ped. nauk: 13.00.01, Kazan', 215 p. (in Russian).

4. Nikolaeva, L. V. (2013). Upravlenie samostoyatel'noj rabotojstudentov v usloviyax distancionnogo obucheniya: dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.01, Ulan-Ude', 217 p. (in Russian).

5. Zhukov, A. E. & Simonenko, A. V. (2004). Organizaciya samostoyatel'noj raboty' studentov v vy'sshej shkole. Did-akticheskie sredstva, texnologii, programmy': monografiya, YuNITI-DANA, Moscow, 220 p. (in Russian).

6. Asmolov, A. & Guseltseva, M. (2019). "New view on education: from the paradigm of technology to the paradigm of valye", European Proceedings of Social and Behavioural Sciences, Future Academy (online), vol. 64, № 5, pp. 33-39 (in English).

7. Dinicz, G. N. (2002). Samostoyatel'naya rabota kak sredstvo professional'noj podgotovki studentov: dis. ... kand. ped. nauk, Moscow, 176 p. (in Russian).

8. Dan'shina, V. V. (2009). Formirovanie lichnostnogo smy'sla pedagogicheskoj deyatel'nosti u studentovpedvuza v processe professional'noj podgotovki: dis.... kand. ped. nauk: 13.00.08, Penza, 293 p. (in Russian).

9. Slastenin, V. A. & Pody'mova, L. S. (2007). "Gotovnost' pedagoga k innovacionnoj deyatel'nosti", Sibirskij pedagog-icheskij zhurnal, № 1, pp. 42-49 (in Russian).

10. D'yui, D. (1922). Shkoly' budushhego, Gos. izd-vo R.S.F.S.R., Berlin, 179 p. (in Russian).

11. Kilpatrik, V. X. (1925). Metodproektov: primenenie celevoj ustanovki vpedagogicheskom processe, Brokgauz-Efron, Leningrad, 43 p. (in Russian).

12. Parkxerst, E. (1925). Vospitanie i obuchenie po Dal'tonskomu planu, 2-e izd., Novaya Moskva, Moscow, 248 p. (in Russian).

13. Shaczkij, S. T. (1925). Izuchenie zhizni i uchastie v nej, Rabotnik prosveshheniya, Moscow, 29 p. (in Russian).

14. Novikova, E'. B. (2009). Op. cit.

15. Sagitova, R. R. (2011). Op. cit.

16. Nikolaeva, L. V. (2013). Op. cit.

17. Xlupina, N. O. (2017). Organizaciya samostoyatel'noj raboty' studentov po ovladeniyu kompetenciyami v uchrezhdeniyax srednegoprofessional'nogo obrazovaniya: dis.... kand. ped. nauk: 13.00.08, Kemerovo, 220 p. (in Russian).

18. Strekalova, N. B. (2017). Upravlenie kachestvom samostoyatel'noj raboty' studentov v otkry'toj informacionno-obrazovatel'noj srede: avtoref. dis.... d-ra ped. nauk: 13.00.08, Samara, 52 p. (in Russian).

19. Obradovic, Bozo P. (2013). "Pedagogical practice way of connecting pedagogical theory and practice (IJCRSEE)", International Journal of Cognitive Research in science, engineering and education, vol. 1, № 2, pp. 152-163 (in English).

20. Salmi, H., Kaasinen, A. & Suomela, L. (2016). "Teacher Professional Development in Outdoor and Open Learning Environments: A Research Based Model", Creative Education, 7, pp. 1392-1403 (in English).

21. Hautamaki, J. & Kupiainen, S. (2014). "Learning to Learn in Finland. Theory and Policy, Research and Practice", in Crick, R. Deakin, Stringher, C. & Ren, K. (eds.). Learning to Learn. International Perspectives from Theory and Practice, Routledge, pp. 170-194 (in English).

22. Novikov, A. M. (2006). Metodologiya obrazovaniya, Izd. 2-e, E'gves, Moscow, 488 p. (in Russian).

23. Selevko, G. K. (1998). Sovremenny'e obrazovatel'ny'e texnologii: ucheb. posobie, Narodnoe obrazovanie, Moscow, 256 p. (in Russian).

24. Verbiczkij, A. A. (2013). "Samostoyatel'naya rabota studentov: problemy' i opy't", Vy'sshee obrazovanie v Rossii, № 2, pp. 137-145 (in Russian).

25. Ibragimov, G. I. & Ibragimova, E. M. (2019). "Innovacionny'e modeli organizacii samostoyatel'noj raboty' studentov", Innovacii v obrazovanii, № 3, pp. 62-74 (in Russian).

26. Al'kova, L. A. (2015). Formirovanie samoobrazovatel'noj kompetentnosti studentov vuza posredstvom inter-aktivny'x komp'yuterny'x texnologij: dis.... kand. ped. nauk: 13.00.08, Gorno-Altajsk, 206 p. (in Russian).

27. Azimov, E\ G. & Shhukin, A. N. (2010). Novy'j slovar' metodicheskix terminov i ponyatij (teoriya i praktika obucheniya yazy'kam), IKAR, Moscow, p. 268 (in Russian).

28. Dajri, N. G. (1966). Obuchenie istorii v starshix klassax srednej shkoly'. Poznavatel'naya aktivnost' i e'ffektivnost' obucheniya, Prosveshhenie, Moscow, p. 15 (in Russian).

29. Merriam, S. B., Caffarella, R. S. & Baumgartner, L. M. (2006). Leaning in adulthood: A comprehensive guide (3rd ed.), Jossey-Bass, San Francisco, pp. 1-560 (in English).

30. Azimov, E\ G. & Shhukin, A. N. (2010). Op. cit., p. 268.

31. Mustafaev, O. Ya. (2016). "Povy'shenie e'ffektivnosti samostoyatel'noj raboty' studentov", Innovacionnaya nauka. Ae'terna, № 5-3 (17), p. 155 (in Russian).

32. Voronin, A. S. (2006). Slovar' terminovpoobshhejisocial'nojpedagogike, GOU VPO UGTU-UPI, Ekaterinburg, p. 95 (in Russian).

33. Bim-Bad, B. M. (ed.) (2002). Pedagogicheskij e'nciklopedicheskij slovar', Bol shaya ros. e'ncikl., Moscow, pp. 253254 (in Russian).

34. Andreev, V. I. (2003). Pedagogika: uchebny'j kurs dlya tvorcheskogo samorazvitiya, 3-e izd., Centr innovacionny x texnologij, Kazan, 608 p. (in Russian).

35. Parnikova, G. M. (2016). "Uchebnaya samostoyatel'nost' studenta neyazy'kovogo vuza: sushhnost' i struktura ponya-tiya", Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii, № 5, pp. 6-11. Available at: https://rucont.ru/efd/447977 (in Russian).

36. Bim-Bad, B. M. (ed.) (2002). Op. cit., p. 254.

37. Tel'tevskaya, N. V. (2016). "Pedagogicheskie usloviya povy'sheniya e'ffektivnosti samostoyatel'noj raboty' studentov", Azimut nauchny'x issledovanij: pedagogika i psixologiya, t. 5, № 4 (17), p. 456 (in Russian).

38. Asmolov, A. & Guseltseva, M. (2019). Op. cit., pp. 33-39.

39. Azimov, E'. G. & Shhukin, A. N. (2010). Op. cit., p. 268.

40. Gajnetdinova, A. K. (2014). "Metod proektov kak odna iz form organizacii uchebnoj raboty' so studentami", in Sukiasyan, A. A. (ed.). Dostizheniya i perspektivy' psixologii i pedagogiki, Ae'terna, Ufa, pp. 23-26 (in Russian).

41. Volkov, Yu. G., Lubskij, A. V. & Vereshhagina, A. V. (2016). Samostoyatel'naya rabota studentov: prakt. posobie, KnoRus, Moscow, p. 6 (in Russian).

42. Kovalyova, N. S. (2020). "Ispol'zovanie osnovny'x innovacionny'x texnologij e'steticheskogo vospitaniya pri podgo-tovke uchitelej nachal'ny'x klassov", Gumanitarnayaparadigma, № 1 (12), pp. 108-116 (in Russian).

43. Voronin, A. S. (2006). Op. cit., p. 95.

44. Ibid.

45. Bim-Bad, B. M. (ed.) (2002). Op. cit., p. 53.

46. Razlivinskix, I. N. (2017). "Samostoyatel'naya rabota studentov kak psixologo-pedagogicheskij fenomen", Vestnik Shadrinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, № 3 (35), p. 40 (in Russian).

47. Fyodorova, M. A. (2011). Formirovanie uchebnoj samostoyatel'noj deyatel'nosti studentov v lichnostno razvivay-ushhem professional'nom obrazovanii: monografiya, Izd-vo GOU VPO "OGU", Oryol, 312 p. (in Russian).

48. Vakulova, T. V. & Repik, G. N. (2007). "Ispol'zovanie metoda proektov na urokax istorii", Gorizonty' obrazovaniya, № 1, pp. 89-96 (in Russian).

49. Tel'tevskaya, N. V. (2016). Op. cit., p. 263.

Научно-методический электронный журнал «Концепт» (раздел 13.00.00 Педагогические науки) с 06.06.2017 включен в перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук (перечень ВАК Российской Федерации).

Библиографическое описание статьи:

Ковалёва Н. С., Вакулова Т. В. Педагогические условия организации самостоятельной работы обучающихся в образовательном процессе вуза//Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2020. - № 07 (июль). - С. 41-52. - URL: http://e-koncept. ru/2020/201052. htm.

DOI 10.24411/2304-120X-2020-11052

© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2020 © Ковалёва Н. С., Вакулова Т. В., 2020

www.e-koncept.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.