2. Khatib M., Askari H. A Study of the effects of teaching literature on improving students' second language attitudes. International Journal of Applied Linguistics & English Literature. 2012; № 1 (4): 37 - 45.
3. Shokrolahi M. The Effect of literary vs. non-literary texts through critical reading approach on the reading comprehension development of Iranian intermediate EFL learners. Journal of Language Teaching and Research. 2014; № 5 (1): 215 - 220.
4. Common European Framework of Reference for Languages: Learning, Teaching, Assessment (CEFR). Available at: http://rm.coe.int/cefr-companion-volume-with-new-descriptors-2018/1680787989.
5. Shamzi Z.A. Principy otbora hudozhestvennyh tekstov vprakiikeprepodavaniya russkogoyazyka kakinostrannogo (RKI) dlya irakskojauditorii. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2013.
6. Koltsov I., Kirichenko Ye. Teaching culture-oriented linguistics by native Russian speakers in Western Mongolia as a factor in sustainable Russian-Mongolian cross-border development. Proceedings of the International Conference on Sustainable Development of Cross-Border Regions: Economic, Social and Security Challenges (ICSDCBR 2019). Advances in Social Science, Education and Humanities Research. 2019: 814 - 818.
7. Efremov I.A. Ozero Gornyh Duhov. Rasskazy. Moskva, 1950: 31- 48.
8. Calafato R. Literature in language education: Evolving language pedagogies and text preferences in contemporary Russia. Voprosy obrazovaniya. Educational Studies Moscow. 2018; 2: 91 - 116.
9. Myznikova E.A. Nauchno-hudozhestvennyj sintez v tvorchestve I. Efremova. Vestnik Ishimskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo instituta im. P.P. Ershova. 2012; № 1 (1): 47 - 52.
10. Moskovkina E.A. Metafizika iskusstva v rannih rasskazah I.A. Efremova. Vestnik Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo instituta kul'tury. 2018; № 3 (36): 48 - 52.
11. Bragina L.A. Kul'turno-istoricheskoe znachenie muzeya-usad'by G.I. Choros-Gurkina. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Kul'turologiya iiskusstvovedenie. 2014; № 2 (14): 72 - 76.
12. Kulyapin A.I. Obraz Altaya v literature 1920 - 1940-h godov. Filologiya i chelovek. 2013; № 1: 168 - 178.
Статья поступила в редакцию 12.12.19
УДК 378 DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10160
Erikenova E.M., postgraduate, Karachay-Cherkessia State University n.a. U.D. Aliev (Karachaevsk, Russia), E-mail: [email protected]
FORMATION OF READINESS OF ECONOMICS STUDENTS OF SENIOR COURSES FOR CONTINUOUS SELF-EDUCATION BY MEANS OF INDEPENDENT WORK. The article analyzes the phenomenon of readiness for continuous self-education in the context of the training of future economists. The author substantiates the feasibility of forming readiness for continuous self-education during the senior year, gives a detailed description of readiness for self-education. The role of independent work in the formation of readiness for continuous self-education is considered. The author concludes that the effectiveness of independent work in shaping the readiness of senior Economics students largely depends on compliance with the following conditions: a scientifically sound combination of different forms, types and methods ensure a practice-oriented focus of independent work, selecting its content taking into account the real trends in the professional activities of economic professionals.
Key words: continuous self-education, readiness for continuous self-education, senior students, independent work.
Э.М. Эрикенова, аспирант, Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева, г. Карачаевск, E-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ-ЭКОНОМИСТОВ СТАРШИХ КУРСОВ К НЕПРЕРЫВНОМУ САМООБРАЗОВАНИЮ СРЕДСТВАМИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
В статье анализируется феномен готовности к непрерывному самообразованию в контексте подготовки студентов-экономистов старших курсов. Автор обосновывает целесообразность формирования готовности к непрерывному самообразованию в период обучения на старших курсах, дает развернутую характеристику готовности к самообразованию. Рассматривается роль самостоятельной работы в формировании готовности к непрерывному самообразованию. Автор делает вывод о том, что эффективность самостоятельной работы в формировании готовности студентов-экономистов старших курсов также во многом зависит от соблюдения следующих условий: научно обоснованного сочетания различных форм, видов и методов самостоятельной работы; обеспечения практико ориентированной направленности самостоятельной работы, отбор ее содержания с учетом реальных тенденций профессиональной деятельности специалистов экономического профиля.
Ключевые слова: непрерывное самообразование, готовность к непрерывному самообразованию, студенты-экономисты старших курсов, самостоятельная работа.
В настоящее время система экономического образования претерпевает существенные изменения, связанные с трансформацией экономической сферы современного российского общества. В качестве наиболее значимых тенденций, влияющих на развитие системы профессиональной подготовки экономических кадров можно выделить:
1. Глобализацию экономики как наивысшую ступень интеграции факторов производства и формирование на этой основе общемирового рынка, что предъявляет высокие требования к экономической зрелости страны и соответственно к уровню подготовки специалистов экономического профиля;
2. Цифровизацию экономики как цифровую трансформацию, суть которой заключается в повсеместном использовании современных информационных технологий и продуктов в сфере материального и нематериального производства. Это приводит к востребованности у экономистов умений и навыков работы в информационной среде, высокого уровня информационной культуры.
3. Инновационную направленность экономики, переход к «экономике знаний», движущей силой которой должны стать высококвалифицированные профессионалы, обладающие творческим потенциалом и способные к генерации и внедрению новшеств.
В результате экономическое образование должно быть ориентировано на формирование готовности будущих экономистов к профессиональному самообразованию для обеспечения возможности непрерывного профессионального развития в соответствии с актуальными требованиями изменяющихся условий профессиональной деятельности [1 - 7].
Наиболее благоприятным периодом для формирования готовности студентов-экономистов к непрерывному самообразованию является обучение на старших курсах. Это обусловлено следующими факторами:
- наличием у студентов-старшекурсников объективных представлений о содержании деятельности экономического характера, специфике ее осуществления в современных социально-экономических условиях. Глубокое понимание сущности избранной профессиональной деятельности способствует более грамотному выявлению пробелов в имеющихся знаниях, что предопределяет целевые приоритеты самообразовательной деятельности;
- осознанием выпускниками необходимости трудоустройства в ближайшей перспективе, приводящим к более ответственному отношению к оценке своего потенциала как субъекта избранной профессиональной деятельности и соответствия его профессиональным требованиям;
- накоплением к старшим курсам знаний, умений и навыков, необходимых для осознания значимости их приращения и выстраивания индивидуального плана самообразования;
- переходом учебной мотивации студентов-старшекурсников на качественно новый уровень, что приводит к активизации самостоятельной познавательной и личностно развивающей деятельности;
- повышением самостоятельности студентов-старшекурсников, накоплением положительного опыта самоорганизации различных видов деятельности. Данный фактор оказывает существенное влияние на способность студентов-экономистов конструктивно планировать и организовывать самообразовательную деятельность.
Опираясь на результаты анализа существующих подходов к интерпретации понятия «готовность к самообразованию» [1], [2], [3], мы предлагаем трактовать его как интегративную личностную характеристику, имеющую сложную, многокомпонентную структуру и обеспечивающую продуктивность и конструктивную
организацию деятельности по самообразованию на основе ярко выраженного стремления к профессиональному саморазвитию.
В структуру готовности студентов-экономистов старших курсов к непрерывному самообразованию, по нашему мнению, входят следующие компоненты:
1. Мотивационно-ценностный компонент, представленный сформированным ценностным отношением к профессиональной деятельности, мотивацион-ным комплексом, детерминирующим стабильную результативность самообразовательной деятельности. В состав указанного мотивационного комплекса входит мотивация на достижение успеха в профессиональной деятельности, широкий круг познавательных интересов, личностное принятие важности профессионального самообразования.
2. Процессуально-деятельностный компонент, включающий в себя набор умений самообразовательной деятельности (умения планирования, организации и осуществления непрерывного самообразования, умения, относящиеся к сфере тайм-менеджмента, информационно-аналитические умения).
3. Когнитивно-оценочный компонент, представленный пониманием сущности самообразования и его значения для эффективного осуществления профессиональной деятельности, индивидуальной профессиональной концепцией, развитым профессиональным мышлением, адекватной оценкой самоэффективности как субъекта самообразовательной деятельности.
4. Эмоционально-волевой компонент, в состав которого входят способности и личностные качества, обеспечивающие оптимальную регуляцию функциональной активности в процессе осуществления деятельности по профессиональному самообразованию.
Изучение педагогических аспектов самообразовательной деятельности привело нас к пониманию ведущей роли самостоятельной работы в формировании готовности студентов-экономистов старших курсов к непрерывному самообразованию.
Самостоятельная работа обладает рядом неоспоримых преимуществ в формировании готовности к непрерывному самообразованию, а именно создает условия для развития культуры умственного туда, проявления самостоятельности студентов в познавательной деятельности и др. В контексте формирования готовности студентов-экономистов старших курсов к непрерывному самообразованию самостоятельная работа должна быть направлена на решение следующих задач:
- обеспечение необходимого уровня научной подготовки студентов, развитие их инновационной культуры и активности;
- формирование системы знаний в области самообразовательной деятельности;
- расширение познавательных интересов, в том числе связанных с избранной профессией и особенностями ее осуществления в современных условиях;
- накопление опыта применения на практике навыков самостоятельной научно-исследовательской деятельности;
- развитие способностей к саморегуляции познавательной и личностно развивающей деятельности;
- содействие в переходе к преимущественной ориентации на экономический и дивергентный тип мышления;
- закрепление устойчивой мотивации к профессиональному саморазвитию, личностному самосовершенствованию.
Реализация указанных задач требует грамотной организации самостоятельной работы студентов-экономистов старших курсов. На основе анализа трудов М.В. Демьяновой [4] нами были определены принципы организации самостоятельной работы, способствующие повышению эффективности формирования готовности к непрерывному самообразованию:
1. Принцип дифференциации, предполагающий учет в процессе организации самостоятельной работы индивидуальных способностей обучающихся к самообразовательной деятельности, корректировку индивидуального маршрута самообразования с опорой на динамику их развития.
2. Принцип интерактивности, заключающийся в активном внедрении интерактивных методов обучения, увеличении доли интерактивного диалога во взаимодействии преподавателя и студентов, позволяющего оптимизировать процессы контроля и коррекции деятельности по самообразованию.
3. Принцип вариативности, предполагающий предоставление большей свободы выбора в определении приоритетных целей самостоятельной познавательной и личностно развивающей деятельности, путей и средств их достижения.
4. Принцип педагогического сопровождения, способствующий изменению роли преподавателя в обеспечении самостоятельной работы студента за счет плавного перехода от организатора до координатора и консультанта, что будет в перспективе способствовать усилению самоконтроля студентов-экономистов.
5. Принцип профессиональной направленности, сущность которого раскрывается во внесении элементов реальной профессиональной среды в учебно-познавательную деятельность обучающихся.
6. Принцип цифровизации образовательной среды, обеспечивающий информатизацию процесса самостоятельной работы, посредством развития информационной инфраструктуры и использования современных информационно-коммуникационных технологий.
Важным элементом организации самостоятельной работы в рассматриваемом нами аспекте является отбор ее содержания. Здесь мы, опираясь на разработки М.Ю. Васляевой [5], выделили основные содержательные компоненты самостоятельной работы по формированию готовности студентов-экономистов старших курсов к непрерывному самообразованию:
1. Мотивационный компонент, в котором содержание самостоятельной работы подобрано таким образом, чтобы максимально продуктивно стимулировать потребность в профессиональном самообразовании. Свидетельством его освоения является:
- повышение уровня развития способностей к активизации индивидуального опыта познавательной деятельности;
- появление ярко выраженного личностного смысла в профессиональном самообразовании;
- формирование устойчивого мотивационного комплекса, обеспечивающего стабильность и результативность самообразовательной деятельности на всех ее этапах;
- углубление представлений о возможностях мобилизации личностных ресурсов в целях самообразования.
2. Информационный компонент, подразумевающий увеличение доли информационно-аналитической деятельности в содержании самостоятельной работы, стимулирующей развитие информационно-аналитических умений, приобретение опыта реализации творческого подхода к решению учебных заданий, создание благоприятных условий для развития профессионального мышления.
3. Процессуальный компонент, содержание которого обеспечивает формирование модели самообразовательной деятельности. К показателям его успешного освоения можно отнести:
- умение разрабатывать индивидуальный график самостоятельной работы,
- корректно выбирать приоритеты самообразования, основываясь на объективной оценке имеющихся ресурсов;
- эргономично организовывать рабочее пространство; владеть современными приемами тайм-менеджмента.
4. Рефлексивный компонент, где содержание самостоятельной работы определяется направленностью на обеспечение управляемости самостоятельной деятельности познавательного и личностно развивающего характера за счет развития критического отношения к предпринимаемым действиям, способности анализировать ее ход, прогнозировать возможные затруднения, оценивать достигнутые результаты.
Эффективность самостоятельной работы в формировании готовности студентов-экономистов старших курсов также во многом зависит от соблюдения следующих условий:
- научно обоснованное сочетание различных форм, видов и методов самостоятельной работы;
- обеспечение практико ориентированной направленности самостоятельной работы, отбор ее содержания с учетом реальных тенденций профессиональной деятельности специалистов экономического профиля;
- изменение стиля педагогического руководства самостоятельной работой;
- переход к опосредованному контролю и предоставлению большей свободы выбора студентам в осуществлении самообразовательной деятельности;
- активное внедрение современных информационно-коммуникационных технологий в организацию самостоятельной работы студентов-экономистов.
Последнее их указанных условий представляется нам наиболее важным, поскольку применение информационно-коммуникационных технологий в самостоятельной работе позволяет:
- интенсифицировать работу с информацией, развить наиболее востребованные для самообразовательной деятельности информационно-аналитические умения: работа с текстовыми и графическими редакторами, использование специализированных программных продуктов для осуществления вычислений, поиск и оценка информационных источников, анализ, хранение и предоставление информации и т.п.;
- повысить продуктивность и интенсивность самостоятельной работы за счет частичного стирания пространственных и временных границ коммуникационного взаимодействия участников образовательного процесса, обеспечения его интерактивного характера;
- предоставить практически неограниченный доступ к учебной информации и необходимым материалам в качественно новой, удобной для восприятия и освоения форме;
- усилить контроль за осуществлением самостоятельной работы при соблюдении принципа педагогического сопровождения с использованием дистанционных технологий мониторинга и оценки [6], [7].
В заключение отметим, что студент-экономист, готовый к непрерывному самообразованию, будет испытывать меньше трудностей в период адаптации к профессиональной деятельности, легче достигать профессиональной успешности, обладать большей мобильностью, что крайне востребовано в современных условиях функционирования и развития экономической сферы.
Библиографический список
1. Калугин Ю.Е., Зуйкова М.А. Готовность к профессиональному самообразованию студентов вуза. Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2013; № 3.
2. Светлова В.А. Формирование готовности личности педагога к самообразованию как научная проблема. Современные проблемы науки и образования. 2013; № 4.
3. Щуров Е.А. Готовность к самообразованию как основа саморазвития личности курсантов в процессе практико-ориентированной подготовки в вузе. Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2013; № 3: 126 - 130.
4. Демьянова М.В. Принципы организации самостоятельной работы студентов как фактор повышения эффективности обучения. Теория и практика общественного развития. 2013; № 12.
5. Васляева М. Ю. Модель организации самостоятельной работы студентов при изучении иностранного языка с использованием Интернет-ресурсов. Молодой ученый. 2014; № 13: 244 - 250.
6. Агибова И.М., Куликова Т.А. Условия и факторы организации эффективной самостоятельной работы студентов с использованием информационных и коммуникационных технологий. Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2010; № 5: 128 - 134.
7. Дробышевский А.А., Железовская ГИ. Модель организации самостоятельной работы студентов с применением компьютерных технологий обучения. Вестник Университета Российской академии образования. 2011; № 1: 121 - 123.
References
1. Kalugin Yu.E., Zujkova M.A. Gotovnost' k professional'nomu samoobrazovaniyu studentov vuza. Gumanitarnye, social'no-'ekonomicheskie i obschestvennye nauki. 2013; № 3.
2. Svetlova V.A. Formirovanie gotovnosti lichnosti pedagoga k samoobrazovaniyu kak nauchnaya problema. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2013; № 4.
3. Schurov E.A. Gotovnost' k samoobrazovaniyu kak osnova samorazvitiya lichnosti kursantov v processe praktiko-orientirovannoj podgotovki v vuze. Vestnik Majkopskogo gosudarstvennogo tehnologicheskogo universiteta. 2013; № 3: 126 - 130.
4. Dem'yanova M.V. Principy organizacii samostoyatel'noj raboty studentov kak faktor povysheniya 'effektivnosti obucheniya. Teoriya iprakiika obschestvennogo razvitiya. 2013; № 12.
5. Vaslyaeva M. Yu. Model' organizacii samostoyatel'noj raboty studentov pri izuchenii inostrannogo yazyka s ispol'zovaniem Internet-resursov. Molodojuchenyj. 2014; № 13: 244 - 250.
6. Agibova I.M., Kulikova T.A. Usloviya i faktory organizacii 'effektivnoj samostoyatel'noj raboty studentov s ispol'zovaniem informacionnyh i kommunikacionnyh tehnologij. Vestnik Severnogo (Arkticheskogo) federal'nogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye i social'nye nauki. 2010; № 5: 128 - 134.
7. Drobyshevskij A.A., Zhelezovskaya G.I. Model' organizacii samostoyatel'noj raboty studentov s primeneniem komp'yuternyh tehnologij obucheniya. Vestnik Universiteta Rossijskoj akademii obrazovaniya. 2011; № 1: 121 - 123.
Статья поступила в редакцию 05.12.19
УДК 378 DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10161
Gorbunova I.B., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Informatization of Education, Chief Researcher at Educational and Methodical Laboratory "Music Computer Technologies", Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected] Petrova N.N., teacher of children's school of arts № 2, Tver, postgraduate, Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]
DIGITAL TOOLS IN THE SYSTEM OF CONTEMPORARY MUSICAL AND ART EDUCATION. The article deals with topical issues of cultural conformity of the use
and development of digital music technologies and tools in the system of modern music and art education aimed at ensuring the actual forms of socio-cultural functioning of new types of musical creativity. The author analyzes the pedagogical experience and practice of using digital musical instruments (keyboard synthesizer, digital button or keyboard accordion) in social and cultural activities, summarized in the collections of materials of the annual International scientific and practical conference Contemporary Musical Education (St. Petersburg) and collections of articles from the series "Electronic Musical Instruments" and "Music Computer Technologies". The authors insist on the urgent need in the digital age to modernize the modern musical and educational process and related concert activities at all stages of the "educational ladder" (School-College-University) with the use of music computer technologies and digital musical instruments.
Key words: synthesizer, digital accordion / accordion, digital instruments, music computer technologies, socio-cultural activities.
И.Б. Горбунова, доктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник Учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии», профессор кафедры цифрового образования РГПУ имени А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]
Н.Н. Петрова, преподаватель детской школы искусств № 2 г. Твери, аспирант Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена, E-mail: [email protected]
ЦИФРОВОЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО МУЗЫКАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье рассматриваются актуальные вопросы культуросообразности использования и развития музыкальных цифровых технологий и инструментария в системе современного музыкально-художественного образования, направленного на обеспечение актуальных форм социокультурного функционирования новых видов музыкального творчества. Проводится анализ педагогического опыта работы и практики применения цифровых музыкальных инструментов (клавишного синтезатора, цифрового кнопочного или клавишного аккордеона) в социокультурной деятельности, обобщённого в сборниках материалов ежегодной Международной научно-практической конференции «Современное музыкальное образование» (г Санкт-Петербург) и сборниках статей из серии «Электронные музыкальные инструменты» и «Музыкально-компьютерные технологии». Авторы настаивают на назревшей в цифровую эпоху необходимости модернизации современного музыкально-образовательного процесса и связанной с ним концертной деятельности на всех этапах «образовательной лестницы» (школа-училище-вуз) с применением музыкально-компьютерных технологий и цифрового музыкального инструментария.
Ключевые слова: синтезатор, цифровой баян/аккордеон, цифровые инструменты, музыкально-компьютерные технологии, социокультурная деятельность, музыкальное образование.
Цифровая эпоха предъявляет просвещённому человечеству новые требования технологического развития. В своём ежегодном Послании Федеральному собранию РФ президент России В.В. Путин заострил внимание собравшихся на цивилизационном характере стремительных технологических изменений. «Технологическое отставание, - отметил Путин, - означает снижение безопасности и экономических возможностей страны, а в результате - потерю суверенитета < . .> Отставание (технологическое - прим. Н.П.) неизбежно ведёт к ослаблению, размыванию человеческого потенциала, потому что новые рабочие места, современные компании, привлекательные жизненные перспективы будут создаваться в других, в успешных странах, куда будут уезжать молодые, образованные, талантливые люди, а вместе с ними общество будет терять жизнеспособность и энергию развития <...> Школа должна отвечать на вызовы времени, тогда
и страна будет готова на них ответить < .. > Нужно переходить и к принципиально новым<...>технологиям обучения, уже с ранних лет прививать готовность к изменениям, к творческому поиску <...> навыкам жизни в цифровую эпоху» [1].
Актуализация задачи «востребованности» в цифровую эпоху, в период истории человечества, охарактеризованной российским учёным В.А. Садовни-чим как сингулярность, когда «всё более ускоряются и всё менее предсказуемы изменения технологической и социальной реальности» [2], - не простая задача. «На наших глазах, - говорит В.А. Садовничий, - кардинально меняется сама философия и даже идеология образования: чему учить, для чего учить. Ведь мы порой не знаем, какие профессиональные знания или какие навыки понадобятся нашим будущим студентам, поколению 2, которое с детства пре-