Научная статья на тему 'Готовность учителей школ к непрерывному самообразованию'

Готовность учителей школ к непрерывному самообразованию Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
181
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
самообразование учителей / профессиональное развитие / непрерывное самообразование / self-education of teachers / professional development / lifelong learning

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Очирова Наталья Викторовна

В статье рассматривается одна из значимых проблем современной образовательной практики – проблема готовности учителя к непрерывному самообразованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Очирова Наталья Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper considers one of the important challenges – the challenge of school teachers’ readiness to lifelong learning.

Текст научной работы на тему «Готовность учителей школ к непрерывному самообразованию»

ГОТОВНОСТЬ УЧИТЕЛЕЙ ШКОЛ К НЕПРЕРЫВНОМУ САМООБРАЗОВАНИЮ

Н. В. Очирова

В статье рассматривается одна из значимых проблем современной образовательной практики - проблема готовности учителя к непрерывному самообразованию.

The paper considers one of the important challenges - the challenge of school teachers' readiness to lifelong learning.

Ключевые слова: самообразование учителей, профессиональное развитие, непрерывное самообразование.

Key words: self-education of teachers, professional development, lifelong learning.

Динамичное развитие современного общества, появление новых технологий, расширение информационного потока обусловливает необходимость самосовершенствования и самообразования личности на протяжении всей жизни. В связи с этим актуализируется проблема подготовки специалистов, способных к творческой активности в условиях непрерывного обновления профессиональной деятельности [6]. Непрерывное образование («образование через всю жизнь», «образование в течение всей жизни») - одна из ведущих современныхидей развития образования как переход от конструкции «образование на всю жизнь» к конструкции «образование через всю жизнь».

Готовность учителя к непрерывному самообразованию является неотъемлемой составляющей готовности к педагогической деятельности. Формирование данной готовности можно считать необходимым условием адаптации педагога к профессиональной деятельности. В.А. Светлова рассматривает самообразование личности педагога как целенаправленную личностно и профессионально значимую познавательную деятельность, регулируемую самим субъектом, характеризующуюся осознанностью, систематичностью, самостоятельностью, креативностью, рефлексивностью [6]. Как отмечает

С.Г. Вершловский, непрерывность образования как фактор развития личности не сводится к механическому соединению этапов (дошкольное, школьное, вузовское, последипломное), а предполагает «столкновение» расширяющихся под влиянием образования возможностей выбора с нестандартностью жизненных условий людей на разных этапах их деятельности, в разных социально-профессиональных группах [1]. На современном этапе наряду с формальным образованием, завершающимся выдачей диплома или аттестата, развиваются другие виды образовательной деятельности - неформальное (в клубах, кружках, репетиторство) и информальное образование. Информальное [4] образование включает повседневную индивидуальную познавательную деятельность, спонтанное образование, реализующееся за счет собственной активности индивида в окружающей его культурнообразовательной среде (общение, чтение, путешествия, Интернет и т. д.).

Необходимым условием для успешного самообразования и саморазвития является наличие мотивации. Внешний мотивирующий фактор самообразования - подготовка к дальнейшей эффективной профессиональной деятельности, когда имеющиеся знания, умения и навыки недостаточны для

232

того, чтобы добиться положительного результата в той или иной деятельности, а общество предъявляет новые требования к качеству, содержанию и результатам деятельности. Внутренняя мотивация самообразования - это осознанная самим человеком необходимость дальнейшего профессионального и личностного роста. В его основе лежат познавательные потребности, познавательные интересы и познавательные свойства личности. Безусловно, названные основы мотивации самообразования связаны между собой и образуют мотивационную сферу самообразовательной деятельности - систему мотивов, побуждающую целенаправленно и самостоятельно овладевать знаниями, организовать познавательную деятельность по личной инициативе дополнительно к основным обязательным занятиям. Задача педагога в формировании самообразовательной направленности состоит в развитии базовых потребностей, интересов и свойств личности, проявляющихся в самообразовательных целях [2]. С.В. Юдакова выделяет ряд факторов, обеспечивающих готовность учителя к педагогическому самообразованию: (а) наличие мотивов педагогического самообразования; б) сформированность умений профессионально-педагогического самообразования; (в) умение составлять и реализовывать авторскую программу педагогического самообразования; (г) рефлексивная позиция на всех этапах педагогического самообразования.

Готовность учителя к непрерывному самообразованию, на наш взгляд, выступает как динамическое свойство личности, отражающее единство и взаимосвязь познавательной, мотивационной и практической готовности к активной самообразовательной деятельности на основе ценностного отношения к педагогической деятельности и стремления к самореализации в ней. Современной российской школе нужен учитель, способный к постоянному профессиональному совершенствованию, самообразованию и саморазвитию, умеющий выбирать необходимые направления и формы для собственного профессионального роста.

Список литературы

1. Еременко Т. В. Потенциал вузовского сообщества в развитии системы неформального и информального образования в регионе / Подготовка специалистов в сфере культуры и искусства: опыт, проблемы, перспективы: сб. материалов межвуз. науч.-практ. конф. (Рязань, 17 нояб. 2010 г.). - С. 24-29.

2. Медведев И. Ф. Дидактические условия непрерывного самообразования // Мир науки, культуры, образования. - №6(31). - 2011. - С. 2б.

3. Новиков А.М. Российское образование в новой эпохе. - М.: Эгвес, 2000.

4. Павлова О. В. Включение образования в жизненные стратегии взрослых // Человек и образование. - 2011. - № 4. - С. 66.

б.Рулиене Л. Н. Смешанное обучение как инструмент непрерывного образования // Образование через всю жизнь: Непрерывное образование в интересах устойчивого развития: материалы 12-й междунар. конф.: в 2 ч. / сост. Н. А. Лобанов; под нач. ред. Н. А. Лобанова и В. Н. Скворцова; ЛГУ им. А. С. Пушкина, НИИ соц.-экон. и пед. пробл. непрерыв. Образования. - Вып. 12. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2014. - Ч. 2. - С. 59-61. 6. Светлова В.А. Формирование готовности личности педагога к самообразованию как научная проблема // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 4. -URL: www.science-education.ru/110-9929

233

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.