Научная статья на тему 'Об опыте организации самостоятельной работы студентов с использованием электронной образовательной среды'

Об опыте организации самостоятельной работы студентов с использованием электронной образовательной среды Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
108
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ / ВНЕАУДИТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ / ЭЛЕКТРОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС / ОБУЧЕНИЕ С ВЕБ-ПОДДЕРЖКОЙ / DISPACE 2.0 / INDIVIDUAL STUDENTS' WORK / EXTRACURRICULAR LEARNING ACTIVITIES / E-LEARNING ENVIRONMENT / E-LEARNING RESOURCES / ELECTRONIC EDUCATIONAL-METHODICAL COMPLEX / WEB-SUPPORTED LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гобыш Альбина Владимировна

В статье обсуждаются результаты эксперимента по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов с веб-поддержкой учебного процесса. Актуальность данного вопроса обусловлена снижением аудиторной нагрузки у студентов очной формы обучения. Используются следующие методы педагогического исследования: теоретические (анализ научной литературы, обобщение педагогического опыта), эмпирические (анкетирование, тестирование, беседа, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент) и статистические (определение средних величин, шкалирование). Проведен опрос среди студентов первого курса технических направлений подготовки Новосибирского государственного технического университета, обучающихся по дисциплине «Математический анализ» в электронной образовательной системе DiSpace 2.0. Показано, что применение электронного учебно-методического комплекса в организации внеаудиторной самостоятельной учебной работы студентов вуза повышает мотивацию, интерес к учебе и уровень освоения компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гобыш Альбина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the individual students’ work management via e-learning environment

The issue relevance is contingent with reduction of the teaching load for regular students. The following methods of the academic research are applied: theoretical (analysis of scientific literature, generalisation of educational experience), empiric (lesson observation, a pedagogic experiment, questionnaires, tests, conversation) and statistical (determination of average values, scaling). A survey has been done among the first-year studentsbeing on the technical training programme at Novosibirsk State Technical University and studying mathematical analysis via the DiSpace 2.0 e-learning system. The use of the electronic educational-methodical complex for the support of extracurricular individual students’ learning activities has proved to increase motivation, interest in studies, and the level of acquired competence.

Текст научной работы на тему «Об опыте организации самостоятельной работы студентов с использованием электронной образовательной среды»

йО!: 10.34216/2073-1426-2019-25-3-181 -УДК 378: 004

184

Гобыш Альбина Владимировна

кандидат физико-математических наук Новосибирский государственный технический университет

gobysh@corp.nstu.ru

ОБ ОПЫТЕ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕКТРОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

В статье обсуждаются результаты эксперимента по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов с веб-поддержкой учебного процесса. Актуальность данного вопроса обусловлена снижением аудиторной нагрузки у студентов очной формы обучения. Используются следующие методы педагогического исследования: теоретические (анализ научной литературы, обобщение педагогического опыта), эмпирические (анкетирование, тестирование, беседа, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент) и статистические (определение средних величин, шкалирование). Проведен опрос среди студентов первого курса технических направлений подготовки Новосибирского государственного технического университета, обучающихся по дисциплине «Математический анализ» в электронной образовательной системе В1Брасе 2.0. Показано, что применение электронного учебно-методического комплекса в организации внеаудиторной самостоятельной учебной работы студентов вуза повышает мотивацию, интерес к учебе и уровень освоения компетенций.

Ключевые слова: самостоятельная работа студентов, внеаудиторные занятия, электронная образовательная среда, электронные образовательные ресурсы, электронный учебно-методический комплекс, обучение с веб-поддержкой, ВгБрасе 2.0.

Современный этап в развитии науки, техники и общества предъявляет новые требования к подготовке студентов вуза [8, с. 24-28]. Сегодняшние выпускники становятся не только специалистами в определенной сфере, но готовятся к самостоятельному приобретению знаний и их использованию в профессиональной деятельности на протяжении всей жизни. Сокращение аудиторных часов на очной форме обучения может существенно повлиять на качество подготовки будущих специалистов. Этим и обусловлена актуальность вопроса организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов. Требуется пересмотр подходов к организации учебного процесса, как со стороны преподавателей, так и студентов [14, с. 85-86].

Задача преподавателя вуза заключается в повышении эффективности самостоятельной работы студентов. Активность, инициативность и самостоятельность обучающегося характеризует его способность и стремление к обучению и освоению профессиональных компетенций.

В научной литературе существуют различные подходы к раскрытию сущности «самостоятельная работа», что свидетельствует о многогранности и наличии различных позиций в изучении этого понятия. Сравнение различных точек зрения исследователей представлены, например, в публикациях [6, с. 54-58; 7, с. 118-124; 14, с. 83-86]. Анализируя труды ученых, можно определить самостоятельную внеаудиторную работу как учебную деятельность студентов, осуществляемую без непосредственной помощи преподавателя и направленную на формирование профессиональных компетенций.

Уменьшение аудиторной нагрузки и увеличение часов на самостоятельную работу не решает ряд проблем, среди которых низкая мотивация студентов к результатам обучения и слабая школьная подготовка. Использование информационно -

коммуникационных технологий и электронных средств учебного назначения позволяет привлечь и удержать внимание студентов, повысить мотивацию и успеваемость студентов по дисциплине [4, с. 98-101; 5, с. 55-61; 9, с. 110-118; 10, с. 143-148; 11, с. 165-148; 13, с. 5-46].

Необходимым условием успешной организации учебного процесса являются качественные учебно-методические материалы для самостоятельной работы, размещенные в электронной образовательной среде. Ряд научных исследований, например [9, с. 110; 11, с. 166-167; 12, с. 102-104], посвящены учебным разработкам на базе электронной системы обучения МооШе. Сравнительный анализ учебных платформ МооШе 3.2 и Б18раее 2.0 дан в публикации [1, с. 80-88]. Электронная система обучения Б18раее 2.0 (адрес размещения системы http://dispace.edu.nstu.ru), разработанная в Новосибирском государственном техническом университете, позволяет эффективно управлять процессом обучения и учебно-методическими ресурсами. Из приведенных в публикации [1, с. 85] результатов опроса видно, что студенты стороннего вуза достаточно высоко оценивают возможности удаленного использования электронной образовательной системы DiSpace 2.0.

Перед автором поставлена задача разработать и внедрить в учебный процесс на платформе DiSpace 2.0 электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК) «Математический анализ» [2; 3] для организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов. Дисциплина «Математический анализ» на технических направлениях подготовки изучается два семестра объемом в 7 и 6 зачетных единиц соответственно. Учебным планом предусмотрены лекционные, практические занятия и самостоятельная работа, поэтому каждый раздел ЭУМК содержит теоретические материалы, кон-

© Гобыш А.В., 2019

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ № 3

181

2-1-Производная

развернуть все

ли Альзэминоеич »Алексей Александрович ■■ Иван Александрова И^Юрий Е!лад,1иирович

I Маргарита МакочмоЕна >Никита Юрь^Б.1 -

'■ Мария Тенгизовна ■ Андрей Иго:еви^ I EF-?C,";E Се;гЕ9Е/-

4.00 5.00 (1) 05 октября 2018 в 20:06 ' -. :а мин

5.00 5.00 (2) 07 октября 2015 в 22:10 21 ми-.

5.00 5.00 (1) 06 октября 201S в 21 'A3 ' ; ми-.

4.00 5.00 (1) 05 октября 2015 в 21:03 'гни-,

4.00 5.00 06 октября 201 а в 08:19 ми-.

1.00 5.00 га 10 декабря 201 а Е 19:1 9 1 мин.

3.00 5.00 05 октября 2015 в 19:10

5.00 5.00 (5} 06 октября 2018 в 01:13 I? ми-.

5.00 5.00 (8) 05 октября 2015 в 15:32 J" ми-,

Рис. 1. Страница результатов тестирования в среде Б18расе 2.0

трольно-измерительные задания разного уровня сложности, позволяющие студенту выбрать индивидуальную траекторию обучения.

Новая тема электронного курса становится доступной после выполнения текущих контролирующих упражнений студентами во внеаудиторное время. На рисунке 1 представлен фрагмент электронного журнала, в котором отражаются результаты тестирования студентов (набранный балл, количество попыток, дата и продолжительность работы) по теме первого семестра [2].

Методические рекомендации к выполнению заданий и путеводитель по электронному курсу позволяет студенту правильно организовать свою учебную деятельность, а возможность доступа к образовательному контенту ЭУМК в любое время делает обучение гибким.

В течение 2018/2019 учебного года в педагогическом эксперименте приняли участия первокурсники НГТУ с веб-поддержкой очной формы обучения по дисциплине «Математический анализ». Половина из 70 опрошенных студентов указали, что тратят на выполнение внеаудиторной самостоятельной работы от двух до четырех часов в неделю. Более шести часов в неделю на выполнение самостоятельной работы отводят 10% респондентов, от четырех до шести часов - 20% студентов и менее двух часов -20%. Таким образом, большая часть студентов используют запланированное учебным планом время на самостоятельное освоение учебного материала.

Для выявления отношения студентов к внеаудиторной самостоятельной учебной работе предложены вопросы с порядковой шкалой оценок, по которой максимальная степень согласия с предлагаемыми утверждениями оценивается значением 5, несогласия - значением 1. Средний балл по показателям анкеты до (опрошено 87 студентов) и после (70 студентов) обучения с использованием разработанного ЭУМК [2; 3] приведен в таблице 1.

Согласно данным таблицы 1, целью выполнения самостоятельной работы является получение отметки (средний балл до обучения - 4,41; после - 4,52). Это объясняется внедрением в учебный процесс балльно-рейтинговой системы оценки знаний студентов, согласно которой итоговая оценка складывается из баллов, заработанных в течение семестра и полученных на экзамене. Студентами в меньшей степени отмечены возможности проявить самостоятельность и проверить знания. Около 30% опрошенных указали, что для них важно проявить самостоятельность в выполнении работы, но только 10% студентов отметили, что помощь со стороны преподавателя не нужна. В начале обучения 60% опрошенных заявили о необходимости методических рекомендаций к выполнению самостоятельной работы и около 30% - о заданиях разного уровня сложности для составления индивидуальной траектории обучения. По мнению студентов, самостоятельная работа позволяет закрепить знания. В беседе выяснилось, что проверка знаний ассоциируются

Таблица 1

Распределение среднего балла по показателям анкеты

Что привлекает студентов при выполнении внеаудиторной самостоятельной работы по математическому анализу? Средний балл по шкале от 1 до 5

до обучения после обучения

возможность закрепить знания 3,59 4,19

возможность проявить самостоятельность 3,3 3,83

желание проверить свои знания 2,88 3,88

желание получить оценку (балл) 4,41 4,52

Вестник КГУ Л 2019

182

Рис. 2. Сравнительная диаграмма сформированности компетенций до и после обучение с использованием ЭУМК «Математический анализ»

с выполнением аудиторных контрольных работ, а функция контроля возлагается на преподавателя. По всем показателям, приведенным в таблице 1, наблюдается увеличение среднего балла после обучения с веб-поддержкой, что свидетельствует о повышении активности и заинтересованности студентов при выполнении внеаудиторной самостоятельной работы с использованием ЭУМК.

Студенты положительно относятся к предлагаемой форме организации самостоятельной работы. Анкетирование в конце обучения показало, что актуальность и востребованность контрольно-измерительных материалов, размещенных в ЭУМК, оценивается в 4,48 балла по пятибалльной шкале. Привлекательность изучения тем по учебникам студенты отметили в 2,84 балла; освоение материалов на сторонних сайтах - 3 балла, проработка материалов по лекциям - 4,12 балла. С одной стороны это говорит о полноте лекций и разработанного ЭУМК, об ориентации студентов на электронные ресурсы, с другой - о нехватке заданий, требующих поиска информации в учебниках и на проверенных сторонних сайтах, поэтому при доработке ЭУМК предусмотрено включить задания повышенной сложности и олимпиадные задачи.

При выявлении помех в выполнении самостоятельной работы выяснилось, что на первое место студенты ставят нехватку времени (неумение организовать свое время), затем - пробелы в знаниях по математике, на последнее место - отсутствие мотивации. Данные опроса показали, что студентам требуется предварительное объяснение темы на занятиях, ответ преподавателя на вопросы в аудитории или через электронную среду обучения во время выполнения самостоятельной работы. Таким образом, студенты нуждаются в сопровождении учебного процесса, но при этом хотят проявлять самостоятельность. Такой подход к осуществлению учебной деятельности позволяет организовать электронная среда обучения.

Для анализа эффективности внедрения разработанного ЭУМК в учебный процесс на рисун-

ке 2 представлено сравнение результатов входного и итогового контроля знаний студентов по дисциплине.

Из представленных на рисунке 2 данных видно, что число студентов с оценками ниже порогового уровня уменьшилось в два раза, значительно увеличилось (на 14%) количество студентов с базовым освоением компетенций. Результаты педагогического эксперимента, приведенные в таблице 1 и на рисунке 2, подтверждают увеличение заинтересованности студентов при выполнении внеаудиторной самостоятельной работы и показывают повышение успеваемости по дисциплине.

Таким образом, внедрение в учебный процесс ЭУМК «Математический анализ» и организация с его помощь самостоятельной внеаудиторной работы студентов воздействуют на все грани учебного процесса: на формирование мотивации и уровень освоения профессиональных компетенций, на формы и методы организации преподавания, на эффективность и продуктивность обучения. Из полученных эмпирических данных видно, что использование электронной среды является эффективным для подачи образовательного контента и позволяет подстроить процесс обучения под индивидуальные особенности студента.

Библиографический список

1. Андрюшкова О.В., Горбунов М.А., Козлова А.В. Learning Management System как необходимый элемент Blended Learning // Открытое образование. - 2017. - № 3 (21). - С. 80-88.

2. Гобыш А.В. Математический анализ (1 семестр). Электронный учебно-методический комплекс [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dispace.edu.nstu.ru/didesk/course/show/7823 (дата обращения: 19.05.2019).

3. Гобыш А.В. Математический анализ (2 семестр). Электронный учебно-методический комплекс [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dispace.edu.nstu.ru/didesk/course/show/8040 (дата обращения: 2.06.2019).

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ №3

183

4. Ефремова О.Н. Организация самостоятельной работы студентов на аудиторных занятиях по математике // Вестник ТГПУ - 2010. - № 12 (102). - С. 98-101.

5. Зыкова Т.В. Особенности электронного обучения математике студентов инженерного вуза / Т.В. Зыкова, О.А. Карнаухова, Т.В. Сидорова, В. А. Шершнева // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. - 2014. - № 3 (29). - С. 55-61.

6. Ибрагимова Е.М., Андрианова Т.М. К вопросу о сущности понятия «Самостоятельная работа» // Казанский педагогический журнал. - 2013. -№ 5 (100). - С. 54-58.

7. Исупова Е.В. Организация профессионально ориентированной самостоятельной деятельности: к проблеме оптимизации результатов подготовки бакалавров по направлению «нефтегазовое дело» // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2016. - № 2 (22). - С. 118-124.

8. Лаврентьев С.Ю. Формирование конкурентоспособности выпускников вуза в эпоху глобализации: приоритетные направления // Вестник Марийского государственного университета. -2017. - № 1 (25). - C. 24-28.

9. Латышева Л.П., Скорнякова А.Ю., Черем-ных Е.Л. Модель организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов по математике // Педагогическое образование в России. - 2014. -№ 12. - С. 110-118.

10. Поляков Е.А. Организация электронного обучения с использованием информационной образовательной среды // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2017. - № 4. - С. 143-148.

11. Поляков Е.А. «Математика - экспресс курс»: опыт применения смешанного обучения в высшем образовании // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2018. - № 3. - С. 165-148.

12. Ройко Л.Л., Ройко О.О. Роль самостоятельной работы в обучении математике студентов экономических специальностей // Вектор науки ТГУ -2010. - № 3 (3). - С. 101-104.

13. Стрекалова Н.Б. Управление качеством самостоятельной работы студентов в открытой информационно-образовательной среде: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Самара, 2017. - 52 с.

14. Хлупина Н.О. Организация самостоятельной работы студентов: понятие и подходы // Профессиональное образование в России и за рубежом. -2014. - № 3 (15). - С. 83-86.

References

1. Andryushkova O.V., Gorbunov M. A., Kozlova A.V. Learning Management System kak neobhodimyj element Blended Learning // Otkrytoe obrazovanie. - 2017. - № 3 (21). - S. 80-88.

2. Gobysh A.V Matematicheskij analiz (1 semestr). Elektronnyj uchebno-metodicheskij kompleks

[Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http:// dispace.edu.nstu.ru/didesk/course/show/7823 (data obrashcheniya: 19.05.2019).

3. Gobysh A.V. Matematicheskij analiz (2 semestr). Elektronnyj uchebno-metodicheskij kompleks [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http:// dispace.edu.nstu.ru/didesk/course/show/8040 (data obrashcheniya: 2.06.2019).

4. Efremova O.N. Organizaciya samostoyatel'noj raboty studentov na auditornyh zanyatiyah po matematike // Vestnik TGPU. - 2010. - № 12 (102). - S. 98-101.

5. Zykova T.V. Osobennosti elektronnogo obucheniya matematike studentov inzhenernogo vuza / T.V. Zykova, O.A. Karnauhova, T.V. Sidorova, VA. SHershneva // Vestnik KGPU im. VP. Astafeva. -2014. - № 3 (29). - S. 55-61.

6. Ibragimova E.M., Andrianova T.M. K voprosu o sushchnosti ponyatiya «Samostoyatel'naya rabota» // Kazanskij pedagogicheskij zhurnal. - 2013. -№ 5 (100). - S. 54-58.

7. Isupova E.V Organizaciya professional'no orientirovannoj samostoyatel'noj deyatel'nosti: k probleme optimizacii rezul'tatov podgotovki bakalavrov po napravleniyu «neftegazovoe delo» // Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom. -2016. - № 2 (22). - S. 118-124.

8. Lavrent'ev S.YU. Formirovanie konkurentosposobnosti vypusknikov vuza v epohu globalizacii: prioritetnye napravleniya // Vestnik Marijskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2017. -№ 1 (25). - C. 24-28.

9. Latysheva L.P., Skornyakova A.YU., CHeremnyh E.L. Model' organizacii vneauditornoj samostoyatel'noj raboty studentov po matematike // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. - 2014. -№ 12. - S. 110-118.

10. Polyakov E.A. Organizaciya elektronnogo obucheniya s ispol'zovaniem informacionnoj obrazovatel'noj sredy // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psihologiya. Sociokinetika. - 2017. - № 4. - S. 143-148.

11. Polyakov E.A. «Matematika - ekspress kurs»: opyt primeneniya smeshannogo obucheniya v vysshem obrazovanii // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psihologiya. Sociokinetika. - 2018. - № 3. - S. 165-148.

12. Rojko L.L., Rojko O.O. Rol' samostoyatel'noj raboty v obuchenii matematike studentov ekonomicheskih special'nostej // Vektor nauki TGU. -2010. - № 3 (3). - S. 101-104.

13. Strekalova N.B. Upravlenie kachestvom samostoyatel'noj raboty studentov v otkrytoj informacionno-obrazovatel'noj srede: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. - Samara, 2017. - 52 s.

14. Hlupina N.O. Organizaciya samostoyatel'noj raboty studentov: ponyatie i podhody // Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom. - 2014. -№ 3 (15). - S. 83-86.

Вестник КГУ 2019

184

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.