йО!: 10.34216/2073-1426-2019-25-3-181 -УДК 378: 004
184
Гобыш Альбина Владимировна
кандидат физико-математических наук Новосибирский государственный технический университет
ОБ ОПЫТЕ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕКТРОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
В статье обсуждаются результаты эксперимента по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов с веб-поддержкой учебного процесса. Актуальность данного вопроса обусловлена снижением аудиторной нагрузки у студентов очной формы обучения. Используются следующие методы педагогического исследования: теоретические (анализ научной литературы, обобщение педагогического опыта), эмпирические (анкетирование, тестирование, беседа, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент) и статистические (определение средних величин, шкалирование). Проведен опрос среди студентов первого курса технических направлений подготовки Новосибирского государственного технического университета, обучающихся по дисциплине «Математический анализ» в электронной образовательной системе В1Брасе 2.0. Показано, что применение электронного учебно-методического комплекса в организации внеаудиторной самостоятельной учебной работы студентов вуза повышает мотивацию, интерес к учебе и уровень освоения компетенций.
Ключевые слова: самостоятельная работа студентов, внеаудиторные занятия, электронная образовательная среда, электронные образовательные ресурсы, электронный учебно-методический комплекс, обучение с веб-поддержкой, ВгБрасе 2.0.
Современный этап в развитии науки, техники и общества предъявляет новые требования к подготовке студентов вуза [8, с. 24-28]. Сегодняшние выпускники становятся не только специалистами в определенной сфере, но готовятся к самостоятельному приобретению знаний и их использованию в профессиональной деятельности на протяжении всей жизни. Сокращение аудиторных часов на очной форме обучения может существенно повлиять на качество подготовки будущих специалистов. Этим и обусловлена актуальность вопроса организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов. Требуется пересмотр подходов к организации учебного процесса, как со стороны преподавателей, так и студентов [14, с. 85-86].
Задача преподавателя вуза заключается в повышении эффективности самостоятельной работы студентов. Активность, инициативность и самостоятельность обучающегося характеризует его способность и стремление к обучению и освоению профессиональных компетенций.
В научной литературе существуют различные подходы к раскрытию сущности «самостоятельная работа», что свидетельствует о многогранности и наличии различных позиций в изучении этого понятия. Сравнение различных точек зрения исследователей представлены, например, в публикациях [6, с. 54-58; 7, с. 118-124; 14, с. 83-86]. Анализируя труды ученых, можно определить самостоятельную внеаудиторную работу как учебную деятельность студентов, осуществляемую без непосредственной помощи преподавателя и направленную на формирование профессиональных компетенций.
Уменьшение аудиторной нагрузки и увеличение часов на самостоятельную работу не решает ряд проблем, среди которых низкая мотивация студентов к результатам обучения и слабая школьная подготовка. Использование информационно -
коммуникационных технологий и электронных средств учебного назначения позволяет привлечь и удержать внимание студентов, повысить мотивацию и успеваемость студентов по дисциплине [4, с. 98-101; 5, с. 55-61; 9, с. 110-118; 10, с. 143-148; 11, с. 165-148; 13, с. 5-46].
Необходимым условием успешной организации учебного процесса являются качественные учебно-методические материалы для самостоятельной работы, размещенные в электронной образовательной среде. Ряд научных исследований, например [9, с. 110; 11, с. 166-167; 12, с. 102-104], посвящены учебным разработкам на базе электронной системы обучения МооШе. Сравнительный анализ учебных платформ МооШе 3.2 и Б18раее 2.0 дан в публикации [1, с. 80-88]. Электронная система обучения Б18раее 2.0 (адрес размещения системы http://dispace.edu.nstu.ru), разработанная в Новосибирском государственном техническом университете, позволяет эффективно управлять процессом обучения и учебно-методическими ресурсами. Из приведенных в публикации [1, с. 85] результатов опроса видно, что студенты стороннего вуза достаточно высоко оценивают возможности удаленного использования электронной образовательной системы DiSpace 2.0.
Перед автором поставлена задача разработать и внедрить в учебный процесс на платформе DiSpace 2.0 электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК) «Математический анализ» [2; 3] для организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов. Дисциплина «Математический анализ» на технических направлениях подготовки изучается два семестра объемом в 7 и 6 зачетных единиц соответственно. Учебным планом предусмотрены лекционные, практические занятия и самостоятельная работа, поэтому каждый раздел ЭУМК содержит теоретические материалы, кон-
© Гобыш А.В., 2019
Педагогика. Психология. Социокинетика ^ № 3
181
2-1-Производная
развернуть все
ли Альзэминоеич »Алексей Александрович ■■ Иван Александрова И^Юрий Е!лад,1иирович
I Маргарита МакочмоЕна >Никита Юрь^Б.1 -
'■ Мария Тенгизовна ■ Андрей Иго:еви^ I EF-?C,";E Се;гЕ9Е/-
4.00 5.00 (1) 05 октября 2018 в 20:06 ' -. :а мин
5.00 5.00 (2) 07 октября 2015 в 22:10 21 ми-.
5.00 5.00 (1) 06 октября 201S в 21 'A3 ' ; ми-.
4.00 5.00 (1) 05 октября 2015 в 21:03 'гни-,
4.00 5.00 06 октября 201 а в 08:19 ми-.
1.00 5.00 га 10 декабря 201 а Е 19:1 9 1 мин.
3.00 5.00 05 октября 2015 в 19:10
5.00 5.00 (5} 06 октября 2018 в 01:13 I? ми-.
5.00 5.00 (8) 05 октября 2015 в 15:32 J" ми-,
Рис. 1. Страница результатов тестирования в среде Б18расе 2.0
трольно-измерительные задания разного уровня сложности, позволяющие студенту выбрать индивидуальную траекторию обучения.
Новая тема электронного курса становится доступной после выполнения текущих контролирующих упражнений студентами во внеаудиторное время. На рисунке 1 представлен фрагмент электронного журнала, в котором отражаются результаты тестирования студентов (набранный балл, количество попыток, дата и продолжительность работы) по теме первого семестра [2].
Методические рекомендации к выполнению заданий и путеводитель по электронному курсу позволяет студенту правильно организовать свою учебную деятельность, а возможность доступа к образовательному контенту ЭУМК в любое время делает обучение гибким.
В течение 2018/2019 учебного года в педагогическом эксперименте приняли участия первокурсники НГТУ с веб-поддержкой очной формы обучения по дисциплине «Математический анализ». Половина из 70 опрошенных студентов указали, что тратят на выполнение внеаудиторной самостоятельной работы от двух до четырех часов в неделю. Более шести часов в неделю на выполнение самостоятельной работы отводят 10% респондентов, от четырех до шести часов - 20% студентов и менее двух часов -20%. Таким образом, большая часть студентов используют запланированное учебным планом время на самостоятельное освоение учебного материала.
Для выявления отношения студентов к внеаудиторной самостоятельной учебной работе предложены вопросы с порядковой шкалой оценок, по которой максимальная степень согласия с предлагаемыми утверждениями оценивается значением 5, несогласия - значением 1. Средний балл по показателям анкеты до (опрошено 87 студентов) и после (70 студентов) обучения с использованием разработанного ЭУМК [2; 3] приведен в таблице 1.
Согласно данным таблицы 1, целью выполнения самостоятельной работы является получение отметки (средний балл до обучения - 4,41; после - 4,52). Это объясняется внедрением в учебный процесс балльно-рейтинговой системы оценки знаний студентов, согласно которой итоговая оценка складывается из баллов, заработанных в течение семестра и полученных на экзамене. Студентами в меньшей степени отмечены возможности проявить самостоятельность и проверить знания. Около 30% опрошенных указали, что для них важно проявить самостоятельность в выполнении работы, но только 10% студентов отметили, что помощь со стороны преподавателя не нужна. В начале обучения 60% опрошенных заявили о необходимости методических рекомендаций к выполнению самостоятельной работы и около 30% - о заданиях разного уровня сложности для составления индивидуальной траектории обучения. По мнению студентов, самостоятельная работа позволяет закрепить знания. В беседе выяснилось, что проверка знаний ассоциируются
Таблица 1
Распределение среднего балла по показателям анкеты
Что привлекает студентов при выполнении внеаудиторной самостоятельной работы по математическому анализу? Средний балл по шкале от 1 до 5
до обучения после обучения
возможность закрепить знания 3,59 4,19
возможность проявить самостоятельность 3,3 3,83
желание проверить свои знания 2,88 3,88
желание получить оценку (балл) 4,41 4,52
Вестник КГУ Л 2019
182
Рис. 2. Сравнительная диаграмма сформированности компетенций до и после обучение с использованием ЭУМК «Математический анализ»
с выполнением аудиторных контрольных работ, а функция контроля возлагается на преподавателя. По всем показателям, приведенным в таблице 1, наблюдается увеличение среднего балла после обучения с веб-поддержкой, что свидетельствует о повышении активности и заинтересованности студентов при выполнении внеаудиторной самостоятельной работы с использованием ЭУМК.
Студенты положительно относятся к предлагаемой форме организации самостоятельной работы. Анкетирование в конце обучения показало, что актуальность и востребованность контрольно-измерительных материалов, размещенных в ЭУМК, оценивается в 4,48 балла по пятибалльной шкале. Привлекательность изучения тем по учебникам студенты отметили в 2,84 балла; освоение материалов на сторонних сайтах - 3 балла, проработка материалов по лекциям - 4,12 балла. С одной стороны это говорит о полноте лекций и разработанного ЭУМК, об ориентации студентов на электронные ресурсы, с другой - о нехватке заданий, требующих поиска информации в учебниках и на проверенных сторонних сайтах, поэтому при доработке ЭУМК предусмотрено включить задания повышенной сложности и олимпиадные задачи.
При выявлении помех в выполнении самостоятельной работы выяснилось, что на первое место студенты ставят нехватку времени (неумение организовать свое время), затем - пробелы в знаниях по математике, на последнее место - отсутствие мотивации. Данные опроса показали, что студентам требуется предварительное объяснение темы на занятиях, ответ преподавателя на вопросы в аудитории или через электронную среду обучения во время выполнения самостоятельной работы. Таким образом, студенты нуждаются в сопровождении учебного процесса, но при этом хотят проявлять самостоятельность. Такой подход к осуществлению учебной деятельности позволяет организовать электронная среда обучения.
Для анализа эффективности внедрения разработанного ЭУМК в учебный процесс на рисун-
ке 2 представлено сравнение результатов входного и итогового контроля знаний студентов по дисциплине.
Из представленных на рисунке 2 данных видно, что число студентов с оценками ниже порогового уровня уменьшилось в два раза, значительно увеличилось (на 14%) количество студентов с базовым освоением компетенций. Результаты педагогического эксперимента, приведенные в таблице 1 и на рисунке 2, подтверждают увеличение заинтересованности студентов при выполнении внеаудиторной самостоятельной работы и показывают повышение успеваемости по дисциплине.
Таким образом, внедрение в учебный процесс ЭУМК «Математический анализ» и организация с его помощь самостоятельной внеаудиторной работы студентов воздействуют на все грани учебного процесса: на формирование мотивации и уровень освоения профессиональных компетенций, на формы и методы организации преподавания, на эффективность и продуктивность обучения. Из полученных эмпирических данных видно, что использование электронной среды является эффективным для подачи образовательного контента и позволяет подстроить процесс обучения под индивидуальные особенности студента.
Библиографический список
1. Андрюшкова О.В., Горбунов М.А., Козлова А.В. Learning Management System как необходимый элемент Blended Learning // Открытое образование. - 2017. - № 3 (21). - С. 80-88.
2. Гобыш А.В. Математический анализ (1 семестр). Электронный учебно-методический комплекс [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dispace.edu.nstu.ru/didesk/course/show/7823 (дата обращения: 19.05.2019).
3. Гобыш А.В. Математический анализ (2 семестр). Электронный учебно-методический комплекс [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dispace.edu.nstu.ru/didesk/course/show/8040 (дата обращения: 2.06.2019).
Педагогика. Психология. Социокинетика ^ №3
183
4. Ефремова О.Н. Организация самостоятельной работы студентов на аудиторных занятиях по математике // Вестник ТГПУ - 2010. - № 12 (102). - С. 98-101.
5. Зыкова Т.В. Особенности электронного обучения математике студентов инженерного вуза / Т.В. Зыкова, О.А. Карнаухова, Т.В. Сидорова, В. А. Шершнева // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. - 2014. - № 3 (29). - С. 55-61.
6. Ибрагимова Е.М., Андрианова Т.М. К вопросу о сущности понятия «Самостоятельная работа» // Казанский педагогический журнал. - 2013. -№ 5 (100). - С. 54-58.
7. Исупова Е.В. Организация профессионально ориентированной самостоятельной деятельности: к проблеме оптимизации результатов подготовки бакалавров по направлению «нефтегазовое дело» // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2016. - № 2 (22). - С. 118-124.
8. Лаврентьев С.Ю. Формирование конкурентоспособности выпускников вуза в эпоху глобализации: приоритетные направления // Вестник Марийского государственного университета. -2017. - № 1 (25). - C. 24-28.
9. Латышева Л.П., Скорнякова А.Ю., Черем-ных Е.Л. Модель организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов по математике // Педагогическое образование в России. - 2014. -№ 12. - С. 110-118.
10. Поляков Е.А. Организация электронного обучения с использованием информационной образовательной среды // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2017. - № 4. - С. 143-148.
11. Поляков Е.А. «Математика - экспресс курс»: опыт применения смешанного обучения в высшем образовании // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2018. - № 3. - С. 165-148.
12. Ройко Л.Л., Ройко О.О. Роль самостоятельной работы в обучении математике студентов экономических специальностей // Вектор науки ТГУ -2010. - № 3 (3). - С. 101-104.
13. Стрекалова Н.Б. Управление качеством самостоятельной работы студентов в открытой информационно-образовательной среде: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Самара, 2017. - 52 с.
14. Хлупина Н.О. Организация самостоятельной работы студентов: понятие и подходы // Профессиональное образование в России и за рубежом. -2014. - № 3 (15). - С. 83-86.
References
1. Andryushkova O.V., Gorbunov M. A., Kozlova A.V. Learning Management System kak neobhodimyj element Blended Learning // Otkrytoe obrazovanie. - 2017. - № 3 (21). - S. 80-88.
2. Gobysh A.V Matematicheskij analiz (1 semestr). Elektronnyj uchebno-metodicheskij kompleks
[Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http:// dispace.edu.nstu.ru/didesk/course/show/7823 (data obrashcheniya: 19.05.2019).
3. Gobysh A.V. Matematicheskij analiz (2 semestr). Elektronnyj uchebno-metodicheskij kompleks [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http:// dispace.edu.nstu.ru/didesk/course/show/8040 (data obrashcheniya: 2.06.2019).
4. Efremova O.N. Organizaciya samostoyatel'noj raboty studentov na auditornyh zanyatiyah po matematike // Vestnik TGPU. - 2010. - № 12 (102). - S. 98-101.
5. Zykova T.V. Osobennosti elektronnogo obucheniya matematike studentov inzhenernogo vuza / T.V. Zykova, O.A. Karnauhova, T.V. Sidorova, VA. SHershneva // Vestnik KGPU im. VP. Astafeva. -2014. - № 3 (29). - S. 55-61.
6. Ibragimova E.M., Andrianova T.M. K voprosu o sushchnosti ponyatiya «Samostoyatel'naya rabota» // Kazanskij pedagogicheskij zhurnal. - 2013. -№ 5 (100). - S. 54-58.
7. Isupova E.V Organizaciya professional'no orientirovannoj samostoyatel'noj deyatel'nosti: k probleme optimizacii rezul'tatov podgotovki bakalavrov po napravleniyu «neftegazovoe delo» // Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom. -2016. - № 2 (22). - S. 118-124.
8. Lavrent'ev S.YU. Formirovanie konkurentosposobnosti vypusknikov vuza v epohu globalizacii: prioritetnye napravleniya // Vestnik Marijskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2017. -№ 1 (25). - C. 24-28.
9. Latysheva L.P., Skornyakova A.YU., CHeremnyh E.L. Model' organizacii vneauditornoj samostoyatel'noj raboty studentov po matematike // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. - 2014. -№ 12. - S. 110-118.
10. Polyakov E.A. Organizaciya elektronnogo obucheniya s ispol'zovaniem informacionnoj obrazovatel'noj sredy // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psihologiya. Sociokinetika. - 2017. - № 4. - S. 143-148.
11. Polyakov E.A. «Matematika - ekspress kurs»: opyt primeneniya smeshannogo obucheniya v vysshem obrazovanii // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psihologiya. Sociokinetika. - 2018. - № 3. - S. 165-148.
12. Rojko L.L., Rojko O.O. Rol' samostoyatel'noj raboty v obuchenii matematike studentov ekonomicheskih special'nostej // Vektor nauki TGU. -2010. - № 3 (3). - S. 101-104.
13. Strekalova N.B. Upravlenie kachestvom samostoyatel'noj raboty studentov v otkrytoj informacionno-obrazovatel'noj srede: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. - Samara, 2017. - 52 s.
14. Hlupina N.O. Organizaciya samostoyatel'noj raboty studentov: ponyatie i podhody // Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom. - 2014. -№ 3 (15). - S. 83-86.
Вестник КГУ 2019
184