Научная статья на тему 'ФУНКЦИОНАЛЬНО-ЦЕЛЕВЫЕ ДОМИНАНТЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ВУЗА'

ФУНКЦИОНАЛЬНО-ЦЕЛЕВЫЕ ДОМИНАНТЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
37
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ / АУДИТОРНАЯ ФОРМА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ / ВНЕАУДИТОРНАЯ ФОРМА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ / ФУНКЦИОНАЛЬНО-ЦЕЛЕВЫЕ ПРИОРИТЕТЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ / ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / ТЬЮТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гладких Валентина Григорьевна

Необходимость изучения самостоятельной работы обучающихся обусловлена социально-экономическими преобразованиями, развитием технологий и непредвиденными рисками, влияющими на результаты профессионального образования. Соответственно, целью статьи выступает конкретизация приоритетов самостоятельной работы студентов вуза. Самостоятельная работа рассматривается как неотъемлемый способ подготовки компетентного работника, реализуемый в единстве аудиторной и внеаудиторной форм деятельности. Эффективным инструментом ее формирования являются характеризуемые задания профессионального контекста, уровневые задачи и проблемные ситуации. Освоение студентами алгоритма самостоятельной работы во внеаудиторных условиях первоначально осуществляется в аудиторной форме и сопровождается методическим руководством преподавателя. Особое значение в данном процессе обретает тьюторская деятельность, обеспечивающая его индивидуализацию и достижение самостоятельности обучающихся как качества личности. Определенным потенциалом в формировании самостоятельной работы студентов университета обладают электронные образовательные ресурсы. Функционально-целевая специфика самостоятельной работы характеризуется шестью аспектами. Первый включает направленность на развитие личности и способствует повышению организационной культуры умственного труда, приобщению к творческим видам деятельности. Второй предполагает информационное просвещение и обогащение, воплощаемое в индивидуализированных результатах. Третий аспект направлен на стимулирование «профессионального ускорения», представленное в перспективном видении себя в избранной профессии. Четвертый предполагает воспитание профессионально-значимых качеств личности в сочетании с общечеловеческими, обогащающими культуру профессиональной деятельности. Пятый аспект характеризуется включением студентов в исследовательскую деятельность, приобретением исследовательского опыта в учебно-познавательной деятельности. Наконец, шестой ориентирован на усвоение опыта контроля, самоконтроля, самооценки в процессе обратной связи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гладких Валентина Григорьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUNCTIONAL-TARGET DOMINANTS OF INDEPENDENT WORK OF UNIVERSITY STUDENTS

The need to study the independent work of students is due to socio-economic transformations, the development of technologies and unforeseen risks affecting the results of vocational education. Accordingly, the purpose of the article is to specify the priorities of independent work of university students. Independent work is considered as an integral way of training a competent employee, implemented in the unity of classroom and extracurricular forms of activity. The characterized tasks of the professional context, level tasks and problem situations are an effective tool for its formation. The students ‘ mastering of the algorithm of independent work in extracurricular conditions is initially carried out in the classroom form and is accompanied by the methodical guidance of the teacher. Of particular importance in this process is the tutoring activity, which ensures its individualization and the achievement of students ‘ independence as a quality of personality. Electronic educational resources have a certain potential in the formation of independent work of university students. The functional and target specificity of independent work is characterized by six aspects. The first one includes a focus on personal development and contributes to the improvement of the organizational culture of intellectual work, familiarization with creative activities. The second involves information education and enrichment, embodied in individualized results. The third aspect is aimed at stimulating “professional acceleration», presented in the perspective vision of oneself in the chosen profession. The fourth involves the education of professionally significant personal qualities in combination with universal, enriching the culture of professional activity. The fifth aspect is characterized by the inclusion of students in research activities, the acquisition of research experience in educational and cognitive activities. Finally, the sixth is focused on learning the experience of control, self-control, self-assessment in the feedback process.

Текст научной работы на тему «ФУНКЦИОНАЛЬНО-ЦЕЛЕВЫЕ ДОМИНАНТЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ВУЗА»

DOI: 10.25198/1814-6457-231 -100 УДК 378

Гладких В.Г.

Оренбургский государственный университет, г Оренбург, Россия E-mail: gladwal@yandex.ru

ФУНКЦИОНАЛЬНО-ЦЕЛЕВЫЕ ДОМИНАНТЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ВУЗА

Необходимость изучения самостоятельной работы обучающихся обусловлена социально-экономическими преобразованиями, развитием технологий и непредвиденными рисками, влияющими на результаты профессионального образования. Соответственно, целью статьи выступает конкретизация приоритетов самостоятельной работы студентов вуза.

Самостоятельная работа рассматривается как неотъемлемый способ подготовки компетентного работника, реализуемый в единстве аудиторной и внеаудиторной форм деятельности. Эффективным инструментом ее формирования являются характеризуемые задания профессионального контекста, уровневые задачи и проблемные ситуации. Освоение студентами алгоритма самостоятельной работы во внеаудиторных условиях первоначально осуществляется в аудиторной форме и сопровождается методическим руководством преподавателя. Особое значение в данном процессе обретает тьюторская деятельность, обеспечивающая его индивидуализацию и достижение самостоятельности обучающихся как качества личности. Определенным потенциалом в формировании самостоятельной работы студентов университета обладают электронные образовательные ресурсы.

Функционально-целевая специфика самостоятельной работы характеризуется шестью аспектами. Первый включает направленность на развитие личности и способствует повышению организационной культуры умственного труда, приобщению к творческим видам деятельности. Второй предполагает информационное просвещение и обогащение, воплощаемое в индивидуализированных результатах. Третий аспект направлен на стимулирование «профессионального ускорения», представленное в перспективном видении себя в избранной профессии. Четвертый предполагает воспитание профессионально-значимых качеств личности в сочетании с общечеловеческими, обогащающими культуру профессиональной деятельности. Пятый аспект характеризуется включением студентов в исследовательскую деятельность, приобретением исследовательского опыта в учебно-познавательной деятельности. Наконец, шестой ориентирован на усвоение опыта контроля, самоконтроля, самооценки в процессе обратной связи.

Ключевые слова: самостоятельная работа, содержание самостоятельной работы студентов, аудиторная форма самостоятельной работы, внеаудиторная форма самостоятельной работы, функционально-целевые приоритеты самостоятельной работы студентов, электронные образовательные ресурсы, тьюторская деятельность.

Gladkikh V.G.

Orenburg State University, Orenburg, Russia E-mail: gladwal@yandex.ru

FUNCTIONAL-TARGET DOMINANTS OF INDEPENDENT WORK OF UNIVERSITY

STUDENTS

The need to study the independent work of students is due to socio-economic transformations, the development of technologies and unforeseen risks affecting the results of vocational education. Accordingly, the purpose of the article is to specify the priorities of independent work of university students.

Independent work is considered as an integral way of training a competent employee, implemented in the unity of classroom and extracurricular forms of activity. The characterized tasks of the professional context, level tasks and problem situations are an effective tool for its formation. The students ' mastering of the algorithm of independent work in extracurricular conditions is initially carried out in the classroom form and is accompanied by the methodical guidance of the teacher. Of particular importance in this process is the tutoring activity, which ensures its individualization and the achievement of students ' independence as a quality of personality. Electronic educational resources have a certain potential in the formation of independent work of university students.

The functional and target specificity of independent work is characterized by six aspects. The first one includes a focus on personal development and contributes to the improvement of the organizational culture of intellectual work, familiarization with creative activities. The second involves information education and enrichment, embodied in individualized results. The third aspect is aimed at stimulating "professional acceleration», presented in the perspective vision of oneself in the chosen profession. The fourth involves the education of professionally significant personal qualities in combination with universal, enriching the culture of professional activity. The fifth aspect is characterized by the inclusion of students in research activities, the acquisition of research experience in educational and cognitive activities. Finally, the sixth is focused on learning the experience of control, self-control, self-assessment in the feedback process.

Key words: independent work, content of students 'independent work, classroom form of independent work, extracurricular form of independent work, functional and target priorities of students' independent work, electronic educational resources, tutor activity.

Социально-экономические преобразования, развитие технологий, неизбежные непредвиденные риски, влияющие на жизнедеятельность человека, обусловили необходимость обращения к такому привычному понятию, как самостоятельная работа. Оказалось, что она в изменившихся социальных условиях получила новое осмысление и наполнение в образовании в целом. Исходя из нашего замысла предстоит конкретизация ее специфических приоритетов в профессиональном образовании с учетом всех факторов, актуализировавших самостоятельную работу студента вуза, вызвавших необратимые изменения в ее содержании и организации, выявившие ее ресурс в современном профессиональном образовании в целом, а личности - в частности.

Как известно, традиционная трактовка самостоятельной работы связывалась с деятельностью обучающегося, выполняемой по заданию преподавателя с сохранением его методического руководства при полном отсутствии непосредственного участия. Предполагалось, что итогом самостоятельной работы являются сформированные умения самостоятельно определять цели учебной и учебно-познавательной деятельности, прогнозировать способы их достижения и результаты, а при необходимости - своевременно корректировать процесс целереализации.

В последние годы с внедрением трехуровневой системы профессионального образования, технологий управления его качеством внимание к самостоятельной работе усилилось. Потребовалось ответить на ряд вопросов и решить связанные с ними проблемы: каким должно быть содержание самостоятельной работы обучающихся, в чем состоят ее функции, как соотносятся аудиторная и внеаудиторная работа, в чем состоят их специфика, цели, приоритеты, а также организационные особенности.

Следует вновь подчеркнуть, что самостоятельная работа рассматривается как необходимый способ подготовки компетентного работника, представленный в единстве и взаимообусловленности аудиторной и внеаудиторной форм деятельности. Автономное позиционирование, к примеру, внеаудиторной самостоятельной работы не предполагается, если отсутствовало формирование ее «меха-

низма» в аудиторной деятельности. В качестве инструментов выступают, как правило, задания профессионального контекста, уровневые задачи и проблемные ситуации. Их использование в аудиторной и внеаудиторной самостоятельной деятельности усиливает возможность качественного формирования компетенций, представляющих комплексную характеристику готовности будущего работника применять знания, умения и воплощать личностные качества в стандартных и изменяющихся обстоятельствах профессиональной деятельности. По существу, речь идет о готовности, аккумулирующей сформированность групп компетенций, представленных в образовательных стандартах, в разнообразных сочетаниях применительно к конкретной профессиональной деятельности. Этот тезис подкрепляется разными исследованиями, в частности В.М. Вобли-ков отмечает прямую зависимость сформиро-ванности компетенций от владения навыками самостоятельной работы [1]. В свою очередь Г.В. Милованова, И.В. Харитонова, С.Н. Фомина выделяют характеризуют определенные умения самостоятельной работы студентов, влияющие на успешность обучения в вузе: гностические, проектировочные, конструктивные, организационные, коммуникативные [5]. Такие исследователи, как Н.В. Еремина, В.В. Томин, Ю.В. Канюкова, полагают, что планирование и организация самостоятельной работы обучающихся предполагает учет их готовности к данной деятельности: психологической, теоретической и практической [3].

Совершенно очевидно, что, несмотря на внутреннее единство, аудиторная и внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся обладает определенными отличительными характеристиками. Принято считать, что продуктивные ее результаты достигаются во внеаудиторных условиях, которые создают ряд преимуществ: нерегламентируемое время, поиск необходимых источников, психологическая комфортность и пр. Это бесспорные аргументы. Вместе с тем для их оптимального воплощения в необходимый результат требуется такое условие, как владение технологическими умениями и навыками самостоятельной внеаудиторной работы. В научно-педагогической литературе их связывают с наличием алгоритма указанной

деятельности, предусматривающего определенные процедурные действия, ориентированные на конкретный результат. В данном сочетании вышеуказанные условия способствуют формированию такого не менее важного, чем решение учебно-познавательной проблемы результата, как самостоятельность. Она в указанном аспекте составляет качество личности, необходимое условие организации и ведения научно-исследовательской деятельности [11].

По существу, речь идет о практике «применения» алгоритма самостоятельной работы во внеаудиторное время, однако он формируется в аудиторных условиях при непосредственном методическом руководстве преподавателя, с его личным консультативным участием и сопровождением, поскольку самостоятельность есть доминирующее качество, которое нельзя связать со спонтанностью, случайностью, самопроизвольностью. Данное качество есть воплощение воли, труда, осмысленных усилий, упражнений всех субъектов указанного процесса. Некоторые ученые даже считают, что в формировании технологических механизмов самостоятельной работы студентов приоритетная роль отводится преподавателю. К примеру, Т.В. Горбунова, М.Ю. Григорьевская, Р.М. Васильева видят миссию преподавателя в том, чтобы грамотно распределить время, отведенное на самостоятельное изучение темы или выполнение задания по дисциплине, и определить конкретные рекомендации по их выполнению. Они полагают, что алгоритм деятельности педагога по организации самостоятельной работы представлен четырьмя этапами: информационным, организационным, этапом обратной связи, контрольным [2]. Более того, считаем, что подобный алгоритм транслируется на деятельность обучающегося, закрепляется в последующей внеаудиторной самостоятельной работе и трансформируется в технологическую компетенцию. С этой целью исследователи И.О. Леушин и И.В. Леушина считают необходимым включение в блок факультативных дисциплин ознакомительных курсов, способствующих освоению приёмов проведения самостоятельной работы [4]. Известна точка зрения некоторых ученых, которые само понятие самостоятельной работы студентов ассоциируют с универсальной компетенцией, применимой к любой профессиональной деятельности [10].

В нашем контексте оно, по-видимому, ассоциируется с уже упоминавшимся качеством личности - самостоятельностью.

Очевидно, что деятельность преподавателя в педагогическом управлении процессом формирования механизмов самостоятельной работы многогранна. Отечественные исследователи О.В.Тихонова, И.А. Азизян, Н.В. Гречушкина и зарубежные ученые N. Heffernan, W. Li, A. Palomares и др. приходят к выводу о доминирующем влиянии качества педагогического сопровождения на результативность внеаудиторной самостоятельной работы студентов [8], [13]-[16]. В числе упоминавшихся приоритетов считаем целесообразным интонировать на тьюторской деятельности педагога, обеспечивающей условия по индивидуализации самостоятельной работы студентов. Она, как известно, процесс, требующий обширных психолого-педагогических знаний и методических умений [12]. Основным результатом взаимодействия тьютора и конкретной личности в самостоятельной работе является интериоризация ее ценностных оснований, предпочтений в психологическую структуру личности, формирование интеллектуального и технологического ресурса деятельности как таковой. По-существу эта идея представлена словами замечательного классика отечественной педагогики К.Д. Ушинского, подчеркнувшего значимость самостоятельной работы в способности обучающегося «... извлекать полезные знания из книг, окружающих предметов, жизненных событий, истории собственной души. Обладая такой умственной силой, человек будет учиться всю жизнь» [9, с. 500]. В таком воплощении смысла и результата самостоятельной работы студента просматривается неизбежно возможность развития логических и исследовательских способностей, умения их применять в решении разнообразных задач профессионального и жизненного контекста.

Таким образом, возвращаясь к индивидуализации самостоятельной работы, необходимо подчеркнуть ряд ее характерных проявлений в различных видах деятельности. К примеру, она позволяет определять интенсивность работы, типы и виды самостоятельных занятий, проектировать ресурсы реализации индивидуальной деятельности. Разумеется, подобные проявления порождаются в процессе паритет-

ного взаимодействия преподавателя и студента, когда становится возможной дифференцированная помощь обучающемуся, поскольку тьюторская деятельность в данном аспекте позволяет максимально индивидуализировать учебный процесс, сделать его более интересным, включающим исследовательские формы работы [12]. Преподаватель-тьютор является в рассматриваемых обстоятельствах организатором самостоятельной работы, консультантом, наставником, экспертом, сопровождающим личностно-профессиональное развитие студента. Преимущественно оно ограничивается аудиторной формой, предоставляющей приоритетную возможность формирования технологического механизма данной деятельности с целью дальнейшего использования во внеаудиторной работе. Считается, что в совокупности возможностей образовательно-воспитательного взаимодействия создается индивидуальный образовательный маршрут, учитывающий особенности и свойства конкретной личности.

Как уже отмечалось, логическим обязательным продолжением аудиторной самостоятельной работы становится внеаудиторная, которая является средоточием многообразных возможностей достижения поставленных целей, осуществления планов, ожиданий и пр. В ней находит свое применение опыт самостоятельной работы, приобретенный в аудиторных условиях во взаимодействии с преподавателем. Так считалось до недавнего времени, когда внеаудиторная самостоятельная работа связывалась с выполнением действий учебно-познавательного, исследовательского, практического характера в зафиксированных границах, обозначенных результатах, закрепленных в конкретных образовательных продуктах деятельности: выполнении заданий, решении учебных и исследовательских задач разного уровня сложности, проектировании и подготовке контрольных и курсовых работ, расчетов и пр.

Непредвиденные обстоятельства чрезвычайного характера, создавшие угрозу человеческой жизни и цивилизации в планетарном масштабе, быстрое распространение коронавируса изменили не только нашу жизнь, но и представление об учебном процессе, угрозах и рисках влияния на его качество. По существу, одним из актуальных способов сохранения, выживания

и спасения образования стала самостоятельная работа, преимущественно внеаудиторная, а аудиторная приняла специфическую форму, стала бесконтактной, ориентированные на взаимодействие ее субъектов в онлайн-формате. Электронные образовательные ресурсы вынужденно вытеснили привычные способы личной коммуникации субъектов образовательного процесса. Изменились доминанты организации самостоятельной работы, ее информационного и технологического обеспечения.

Электронные образовательные ресурсы, как показала практика, позволяют в отсутствие возможности организовать учебный процесс в привычном традиционном формате обеспечить доступность образования. Они стали в своем роде «заместительной системой», позволившей компенсировать дефицит отдельных преимуществ «живого» общения субъектов образовательного процесса, усилившей вынужденную роль самостоятельной работы. Так, в исследовании самостоятельной работы студентов с использованием электронных образовательных ресурсов, предпринятом И.Р. Муллиной, зафиксированы их возможности в образовательном процессе и организации самостоятельной работы. Они позволяют «... визуализировать изучаемые процессы, индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения за счет возможности изучения с индивидуальной скоростью усвоения материала; осуществлять контроль с обратной связью, самоконтроль и самокоррекцию; проявлять креативность; формировать информационную культуру будущих специалистов» [6, с. 96]. В качестве образовательных продуктов применения электронных ресурсов в приоритете активность личности, ее инициативность и креативность, сформированные в самостоятельной работе. Вместе с тем, отдавая предпочтение развитию личности обучающегося в самостоятельной работе, конкретизируя ее условия, отдельные исследователи результаты данного процесса связывают с определенными педагогическими требованиями: ориентация на интуицию студента, его способности, воображение, индивидуализация мышления и склонность к оправданному риску, а также использование способов педагогической поддержки и стимулирования, эвристических и проблемных методов обучения [7].

В последние годы самостоятельная работа существенно обогатилась, обновилось ее содержание, цели, ресурсы и, как следствие - результаты. Характерно, что ее функционально-целевая специфика, доминанты и приоритеты в изменившихся условиях сохраняют свою определенную устойчивость и стабильность. Они охарактеризованы нами и подкреплены различными точками зрения, опытом, аргументацией ученых и исследователей отдельных аспектов самостоятельной работы. Интеграция позиций исследователей созвучна вышеуказанному выводу о том, что при всем разнообразии подходов, научно-методических позиций и взглядов на рассматриваемый педагогический феномен самостоятельная работа включает ряд доминант: направленность на развитие личности, способствующее повышению организационной культуры умственного труда, приобщению к творческим видам деятельности [1]; информационное просвещение и обогащение, воплощаемое в индивидуализированных результатах [11];

стимулирование «профессионального ускорения», представленное в перспективном видении себя в избранной профессии [2]; воспитание профессионально-значимых качеств личности в сочетании с общечеловеческими, обогащающими культуру профессиональной деятельности [10]; включение в исследовательскую деятельность, приобретение исследовательского опыта в учебно-познавательной деятельности [12]; усвоение опыта контроля, самоконтроля, самооценки в процессе обратной связи [9].

Итак, самостоятельная работа студента играет большую роль в подготовке будущих специалистов. Она наполнена разнонаправленной функционально-целевой спецификой, позволяющей полноценно осваивать знания, формировать готовность к профессиональной деятельности, осуществляя самостоятельный поиск оптимальных решений учебного и профессионального контекста в сложившихся обстоятельствах.

03.02.2021

Список литературы:

1. Вобликов В.М. Организационные аспекты управления самостоятельной образовательной деятельностью обучающихся в условиях реализации современных образовательных стандартов // Вестник РМАТ. - 2017. - № 2. - С. 83-89.

2. Горбунова М.В., Григорьевская М.Ю., Васильева Р.М. Организация самостоятельной работы студентов по социально-педагогическим дисциплинам // Современные наукоемкие технологии. - 2016. - № 2-1. - С. 70-73.

3. Еремина Н.В., Томин В.В., Канюкова Ю.В. Совершенствование организации самостоятельной работы студентов в кросскуль-турном взаимодействии // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2021. - № 1 (229). - С. 98-104.

4. Леушин И.О., Леушина И.В. Некоторые проблемы организации самостоятельной работы студентов в техническом вузе // Высшее образование в России. - 2017. - № 6 (213). - С. 51-56.

5. Милованова Г.В., Харитонова И.В., Фомина С.Н., Дайкер А.Ф. Определение значимых умений самостоятельной работы для успешного обучения в вузе // Интеграция образования. - 2017. - Т. 21, № 2. - С. 218-229.

6. Муллина Э.Р. Организация самостоятельной работы студентов с использованием электронных образовательных ресурсов // Международный журнал экспериментального образования. - 2016. - № 1. - С. 94-97.

7. Омелаенко Н.В. Методика и организация самостоятельной работы студентов // Современные наукоемкие технологии. -2016. - № 2-3. - С. 538-542.

8. Тихонова О. В., Азизян И. А., Гречушкина Н. В. Пути повышения качества подготовки в высшей школе на основе анализа отношения студентов к внеаудиторной самостоятельной работе // Перспективы науки и образования. - 2019. - № 5 (41). - С. 98-116.

9. Ушинский К.Д. Собрание сочинений в 11 томах / К.Д. Ушинский. - М.-Л.,1950. - Т. 2. - С. 500.

10. Харченко В.В., Шабалина Е.П. Самостоятельная работа студентов как условие формирования технологической компетенции // Мир науки, культуры, образования. - 2015. - № 1. - С. 137-140.

11. Хлыбова М.А. Самостоятельная работа аспирантов по иностранному языку в условиях уровневого высшего образования // Азимут научных исследований. Серия: педагогика и психология. - 2018. - №3 (24). - С. 248-250.

12. Челнокова Е.А., Храбан Г.С. Тьюторская деятельность педагога по индивидуализации самостоятельной работы студентов // Вестник Мининского университета. - 2016. - № 1-1 (13). - С. 28.

13. Heffernan N. Backtalk: Don't eliminate homework. Make it more effective // Phi Delta Kappan - 2019. - Vol. 100. - P. 80-80.

14. Li W. et al. Engage Engineering Students In Homework: Attribution Of Low Completion And Suggestions For Interventions. / W. Li, R. Bennett, T. Olsen, R. McCord // American Journal of Engineering Education (AJEE). - 2018. - Vol. 9. - P. 23-38.

15. Palomares A. et al. Integration of Students' Out-of-Class Work in Teaching-Learning Process / A. Palomares, E. Antonino-Daviu, D. índe Andrés Martez, C. Gisbert, A. Peña Cerdán, J. Ruiz, J. V. Ballester Server, C. Villavieja Llorente // International Journal for Cross-Disciplinary Subjects in Education - 2016. - Vol. 7. - P. 2748-2754.

16. Xu J. Homework attitudes and management strategies // Academic Exchange Quarterly - 2005. - Vol. 9. - P. 239-243.

References:

1. Voblikov V.M. Organizacionnye aspekty upravleniya samostoyatel'noj obrazovatel'noj deyatel'nost'yu obuchayushchihsya v usloviyah realizacii sovremennyh obrazovatel'nyh standartov. VestnikRMAT [Bulletin of the RMAT], 2017, no 2, pp. 83-89.

2. Gorbunova M.V., Grigor'evskaya M.Yu., Vasil'eva R.M. Organizaciya samostoyatel'noj raboty studentov po social'no-pedagogicheskim disciplinam. Sovremennye naukoemkie tekhnologii [Modern high-tech technologies], 2016, no 2-1, pp.70-73.

3. Eremina N.V., Tomin V.V., Kanyukova Yu.V. Sovershenstvovanie organizacii samostoyatel'noj raboty studentov v krosskul'turnom vzaimodejstvii. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Orenburg State University], 2021, no 1 (229), pp. 98-104.

4. Leushin I.O., Leushina I.V. Nekotorye problemy organizacii samostoyatel'noj raboty studentov v tekhnicheskom vuze. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher education in Russia], 2017, no 6 (213), pp. 51-56.

5. Milovanova G.V., Haritonova I.V., Fomina S.N., Dajker A.F. Opredelenie znachimyh umenij samostoyatel'noj raboty dlya uspeshnogo obucheniya v vuze. Integraciya obrazovaniya [Integration of education], 2017, Vol. 21, no 2, pp. 218-229.

6. Mullina E.R. Organizaciya samostoyatel'noj raboty studentov s ispol'zovaniem elektronnyh obrazovatel'nyh resursov. Mezhdunarodnyj zhurnal eksperimental'nogo obrazovaniya [International Journal of Experimental Education], 2016, no 1, pp. 94-97.

7. Omelaenko N.V. Metodika i organizaciya samostoyatel'noj raboty studentov. Sovremennye naukoemkie tekhnologii [Modern high-tech technologies], 2016, no 2-3, pp. 538-542.

8. Tihonova O. V., Azizyan I. A., Grechushkina N. V. Puti povysheniya kachestva podgotovki v vysshej shkole na osnove analiza otnosheniya studentov k vneauditornoj samostoyatel'noj rabote. Perspektivy nauki i obrazovaniya [Prospects of science and education], 2019, no 5 (41), pp. 98-116.

9. Ushinskij K.D. Sobranie sochinenij v 11 tomah. M.-L.,1950, Vol. 2, p. 500.

10. Harchenko V.V., Shabalina E.P. Samostoyatel'naya rabota studentov kak uslovie formirovaniya tekhnologicheskoj kompetencii. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya [The world of science, culture, and education], 2015, no 1, pp. 137-140.

11. Hlybova M.A. Samostoyatel'naya rabota aspirantov po inostrannomu yazyku v usloviyah urovnevogo vysshego obrazovaniya. Azimut nauchnyh issledovanij. Seriya: pedagogika ipsihologiya [Azimuth of scientific research. Series: pedagogy and psychology], 2018, no 3 (24), pp. 248-250.

12. Chelnokova E.A., Hraban G.S. T'yutorskaya deyatel'nost' pedagoga po individualizacii samostoyatel'noj raboty studentov. Vestnik Mininskogo universiteta [Bulletin of the Mininsky University], 2016, no 1-1 (13)., pp. 28.

13. Heffernan N. Backtalk: Don't eliminate homework. Make it more effective. Phi Delta Kappan [Phi Delta Kappan], 2019, Vol. 100, pp. 8080.

14. Li W., Bennett R., Olsen T., McCord R. Engage Engineering Students In Homework: Attribution Of Low Completion And Suggestions For Interventions. American Journal of Engineering Education (AJEE) [American Journal of Engineering Education (AJEE)], 2018, Vol. 9, pp. 23-38.

15. Palomares A., Antonino-Daviu E., Martez D. índe Andrés, Gisbert C., Peña Cerdán A., Ruiz J., Ballester Server J. V., Villavieja Llorente C. Integration of Students' Out-of-Class Work in Teaching-Learning Process. International Journal for Cross-Disciplinary Subjects in Education [International Journal for Cross-Disciplinary Subjects in Education], 2016, Vol. 7, pp. 2748-2754.

16. Xu J. Homework attitudes and management strategies. Academic Exchange Quarterly [Academic Exchange Quarterly], 2005, Vol. 9, pp. 239-243.

Сведения об авторах:

Гладких Валентина Григорьевна, профессор кафедры общей и профессиональной педагогики Оренбургского государственного университета, доктор педагогических наук Е-mail: gladwal@yandex.ru; ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-5165-2995

460018, Оренбург, пр-т Победы, 13, ауд. 20304

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.