Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ОТРЯДНОГО ДВИЖЕНИЯ "КОПЕЕЧКА"'

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ОТРЯДНОГО ДВИЖЕНИЯ "КОПЕЕЧКА" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
37
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ / СТАРШИЕ ДОШКОЛЬНИКИ / ОТРЯДНОЕ ДВИЖЕНИЕ / ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Манакова В.А.

В статье представлен опыт работы в рамках отрядного движения «Копеечка» по формированию финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Манакова В.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ОТРЯДНОГО ДВИЖЕНИЯ "КОПЕЕЧКА"»

УДК 37

РС! 10.21661/Г-559604

Манакова В.А.

Формирование основ финансовой грамотности старших дошкольников посредством организации отрядного движения «Копеечка»

Аннотация

В статье представлен опыт работы в рамках отрядного движения «Копеечка» по формированию финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста.

I

Ключевые слова: финансовая грамотность, отрядное движение, старшие дошкольники, формирование экономических представлений.

Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным.

Одной из важнейших задач дошкольной педагогики является обучение детей азам экономики, формирование экономических представлений.

25 сентября 2017 года распоряжением Правительства Российской Федерации утверждена стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 года.

Цель стратегии - формирование финансово-грамотного поведения граждан, повышение уровня их финансовых знаний, обеспечение доступа граждан к достоверной и надежной информации о финансовых услугах.

Под финансово грамотным поведением понимается сочетание финансовых знаний, установок, норм и практических навыков, необходимых для принятия ответственных решений на финансовом рынке.

Что же гласит нам Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Он ставит задачу формирования общей культуры личности детей.

Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах. Без сформированных первичных экономических представлений невозможно формирование финансовой грамотности.

А что же такое финансовая грамотность?

Финансовая грамотность - это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами.

Экономическое образование необходимо начинать именно с дошкольного возраста, когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Ребенок-дошкольник не освоит это самостоятельно, но вместе с воспитателями он сможет приобрести доступные ему знания и поймет, какое ме-

сто займет экономика в окружающей его действительности, поэтому было принято решение реализовать долгосрочный проект по формированию финансовой грамотности старших дошкольников через функционирование отряда «Копеечка», который осуществлял работу на основе перспективного планирования, утвержденного заведующим МБДОУ

Цель работы отрядного движения «Копеечка».

Формирование финансовой культуры и азов финансовой грамотности у детей дошкольного возраста, создавая благоприятные условия в соответствии с их возрастными и индивидуальными способностями через постепенное и дозированное погружение детей в социально-экономическую жизнь.

Исходя их вышесказанного, мы ставим следующие задачи работы отряда «Копеечка».

1. Дать дошкольникам первичные финансовые и экономические представления.

2. Способствовать формированию разумных экономических потребностей, умению соизмерять потребности с реальными возможностями.

3. Положить начало формированию финансово экономического мышления.

4. Побуждение интереса к изучению мира экономики и финансов.

5. Воспитание уважения к своему и чужому труду, добросовестному отношению к посильному труду.

6. Воспитание бережного отношения ко всем видам собственности, семейному и общественному достоянию, материальным ресурсам.

Основные идеи, на которых строилась работа отрядного движения:

1. Человек в современном мире не может сам производить всё, что ему нужно для жизни.

2. Обмен товарами - путь удовлетворения экономических потребностей.

3. Деньги - универсальное и удобное средство обмена.

4. Заработная плата - цена работы по производству товаров.

5. Цена - количество денег, которые люди платят за товар.

6. Рынок - обмен товарами продавцами и покупателями.

7. Семейный бюджет - деньги, которые семья может тратить на свои нужды по своему усмотрению.

В работе с детьми использовала следующие методы и приемы:

- комплексно-тематические занятия;

- сюжетно-ролевые;

- дидактические, настольные игры;

- интеллектуальные игры;

- развлечения;

- экскурсии;

- беседы;

- чтение художественной литературы.

В работе с родителями использовалось анкетирование, консультации, рекомендации, изготовление игр и пособий, родительские собрания с элементами игр.

Реализация работы по финансовой грамотности прошла по 3 основным этапам.

Подготовительный. Он включает в себя:

- анализ проблемы;

- подбор диагностического материала, выявление уровня сформированности знаний;

- определение содержания работы; изучение, анализ литературы и интернет-ресурсов;

- подбор методического и демонстрационного материала;

- создание предметно-развивающей среды; разработка перспективного плана.

Основной:

- НОД, экскурсии в банк, магазин; организация и проведение сюжетно ролевых игр: «Магазин», «Банк», «Супермаркет», «Сберкасса», «Рынок» и т. д.;

- дидактические игры;

- просмотр мультфильмов, чтение художественной литературы;

- исследовательская деятельность; работа с родителями.

Заключительный (обобщение и анализ результатов работы):

- мониторинг детей;

- анкетирование родителей;

- проведение интеллектуальной игры «Экономический КВН» (совместно с родителями);

- изготовление дидактической развивающей панели.

«Экономград».

В процессе работы отрядного движения в группе создан уголок «Юных финансистов», где детей встречает веселый Рублик (хозяин данного уголка). В уголке представлены различные картотеки игр, сценариев, пословиц, поговорок, книг по финансовой грамотности.

Представлена коллекция денег стран мира, альбом старинных и современных монет, лэпбуки по финансовой грамотности.

Также есть коллекция копилок и кошельков, представлены различные дидактические игры и пособия (как покупные, так и сделанные своими руками).

В центре находится атрибутика для сюжетно-роле-вых игр.

(«Магазин», «Банк», «Аптека», «Салон красоты» и др.)

Есть и банкомат, в котором дети могут снять игрушечные деньги.

В результате работы с родителями предметно- развивающая среда группы пополнилась различными дидактическими настольными играми, сделанным руками родителей, на формирование финансовой грамотности дошкольников.

Дидактическими играми на печатной основе.

Родителями были изготовлены лэпбуки «Волшебный чемоданчик», «Детям о деньгах», «Поговори о деньгах».

Изготовлена атрибутика для сюжетно-ролевых игр.

Разработаны консультации и памятки для родителей.

Завершающим этапом совместно с детьми была разработана и изготовлена дидактическая панель «Экономград». Сейчас я более подробно расскажу о ней.

«Экономград» - это своего рода город, где в доме проживает семья (мама, папа, бабушка, дедушка, дети-студент, школьник и дошкольник).

Как и любой семьи у них есть доходы (зарплата, пенсия, стипендия) и расходы, которые делятся на обязательные и необязательные. Рассматриваются ситуации, как можно экономить в семье, где хранить деньги.

Члены семи могут посетить музей (все фигуры перемещаются, коробочки открываются, дети выбирают себе персонаж и проигрывают с ним ситуации), где познакомятся с историей возникновения денег, с тем, какими были деньги раньше и стали сейчас.

Около музея находится денежное дерево, где представлены деньги различных стран.

Мама и папа работают, дети выбирают профессии родителям и подбирают необходимые инструменты для труда в соответствии с выбранной профессией.

Герои могут посетить магазин, где продаются различные товары, которые можно разделить на группы (мебель, продукты, одежда и другое). Дети распределяют карточки. Также определяют, что можно и что нельзя купить за деньги. Что относится к товарам и к услугам.

В «Экономграде» есть банк, где можно познакомиться с правилами сбережения средств, в основными экономическими терминами, размещенными в детском экономическом словарике, разменять деньги, правильно соединив круги с изображением монет.

Также в городе есть развлекательный центр, где представлены пословицы и поговорки, загадки о финансах. Можно попробовать свои силы в разгадывании кроссвордов, складывания картинок из частей, раскрашивании. И все это на экономическую тематику.

Также герои могут посещать университет, школу, детский сад, салон красоты, аптеку, передвигаясь по городу на своем автомобиле, на такси или пешком.

Эти игры закрепляют у детей понятия товар и услуга, правила экономии денежных средств.

Реализация проекта работы отряда «Копеечка» позволила детям открыть новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путём, анализировать его и преобразовывать. Дети освоили

новые понятия и представления о мире личных и семейных финансов. Пришли к следующим выводам.

1. Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются.

2. Сначала зарабатываем - потом тратим.

3. Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести.

4. Деньги любят счет.

5. Финансы нужно планировать.

6. Твои деньги бывают объектом чужого интереса.

7. Не все продается и покупается.

8. Финансы - это интересно и увлекательно.

А формы взаимодействия с родителями способствовали вовлечению их в систему работы по финансовой культуре детей.

Хочу закончить выступление по обобщению опыта работа отряда «Копеечка» словами немецкого писателя Ауэрбаха Бертольда «Нажить много денег - храбрость, сохранить их - мудрость, а умело расходовать - искусство».

Литература

1. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.vospitatelds.ru/ categories/2/articles/7299 (дата обращения: 24.04.2023).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://a2b2.ru/methods/46463_ formirovanie_osnov_finansovoy_gramotnosti_ detey_starshego_doshkolnogo_vozrasta/ (дата обращения: 24.04.2023).

3. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://kladtalant.ru/publikatsii-pedagogov?publ=188212 (дата обращения: 24.04.2023).

УДК 37

РС! 10.21661/Г-559674

Мужикова С.Н., Гончарова И.И.

Формирование положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр

Аннотация

В статье раскрывается сущность проблемы формирования положительных взаимоотношений у детей. Важно помнить, что основной вид деятельности детей - игра, поэтому исследования проходили в процессе сюжетно-ро-левых игр. В эксперименте участвовали дети двух групп одного возраста. Для одной группы детей была создана предметно-развивающая среда, способствующая развитию игровых взаимоотношений, для второй группы условия не менялись. Анализ результатов показал эффективность использования сюжетно-ролевых игр для формирования положительных взаимоотношений у детей.

■ Ключевые слова: взаимоотношения детей, общение, сюжетно-ролевая игра, дошкольный возраст.

В последнее время, дети отдают предпочтение виртуальному общению в социальных сетях, компьютерным играм, и поэтому испытывают серьезные трудности в общении со сверстниками, в неумении договариваться, выражать свои чувства, сопереживать в печали или радоваться успеху товарища. В последствие всё это может привести к эмоциональному неблагополучию: низкой самооценке, появлению робости в контактах, замкнутости, формированию тревожности, или, даже к агрессивности поведения. Поэтому очень важно, именно в дошкольном возрасте научить детей взаимодействовать друг с другом: общаться, дружить, вместе заниматься интересными делами. Как подчёркивала М.И. Лисина, «общение, как и всякая другая деятельность, представляет собой особую самостоятельную потребность человека, не сливающуюся с другими его нуждами и стремлениями, например, нуждой в тепле, пище, во впечатлениях и активности или стремлении к безопасности» [2]. Наличие партнеров обязательно для общения. Щербакова Е.И. тоже отводила особую роль совместным играм, как средству формирования положительных взаимоотношений. Только в общих играх дети учатся действовать слажено, учитывать интересы окружающих и уметь договариваться, проявляя заботу

и помощь, друг к другу. А.С. Макаренко в своих трудах также уделял особое внимание воспитательной роли детской игры, сравнивая её с трудом и общением взрослых. Поведение ребенка в игре определяет его реальное поведение в дальнейшем. В.Г. Нечаева обращала внимание на то, что необходимо создавать игровые ситуации, которые стимулируют проявление симпатии, эмпатии и осознания значимости собственных и чужих мотивов поведения у детей как в процессе подготовки к игре, так и в ходе развертывания её сюжета.

Сюжетно-ролевая игра - это деятельность, в которой дети воспроизводят деятельность взрослых людей и отношения между ними, тем самым накапливая свой опыт общения [1]. Положительные отношения в сю-жетно-ролевой игре стимулируются косвенным руководством педагога, о чем свидетельствуют исследования В.К. Котырло, Л.Н. Прокошенко.

Направленность воспитательного потенциала игры на формирование положительных проявлений у детей обеспечивается следующими аспектами.

1. Содержательные характеристики или ролевые предписания в игре.

2. Знания детей о нравственных нормах и опыт реального поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.