Педагогика
новые понятия и представления о мире личных и семейных финансов. Пришли к следующим выводам.
1. Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются.
2. Сначала зарабатываем - потом тратим.
3. Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести.
4. Деньги любят счет.
5. Финансы нужно планировать.
6. Твои деньги бывают объектом чужого интереса.
7. Не все продается и покупается.
8. Финансы - это интересно и увлекательно.
А формы взаимодействия с родителями способствовали вовлечению их в систему работы по финансовой культуре детей.
Хочу закончить выступление по обобщению опыта работа отряда «Копеечка» словами немецкого писателя Ауэрбаха Бертольда «Нажить много денег - храбрость, сохранить их - мудрость, а умело расходовать - искусство».
Литература
1. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.vospitatelds.ru/ categories/2/articles/7299 (дата обращения: 24.04.2023).
2. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://a2b2.ru/methods/46463_ formirovanie_osnov_finansovoy_gramotnosti_ detey_starshego_doshkolnogo_vozrasta/ (дата обращения: 24.04.2023).
3. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://kladtalant.ru/publikatsii-pedagogov?publ=188212 (дата обращения: 24.04.2023).
УДК 37
DOI 10.21661/Г-559674
Мужикова С.Н., Гончарова И.И.
Формирование положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр
Аннотация
В статье раскрывается сущность проблемы формирования положительных взаимоотношений у детей. Важно помнить, что основной вид деятельности детей - игра, поэтому исследования проходили в процессе сюжетно-ро-левых игр. В эксперименте участвовали дети двух групп одного возраста. Для одной группы детей была создана предметно-развивающая среда, способствующая развитию игровых взаимоотношений, для второй группы условия не менялись. Анализ результатов показал эффективность использования сюжетно-ролевых игр для формирования положительных взаимоотношений у детей.
■ Ключевые слова: взаимоотношения детей, общение, сюжетно-ролевая игра, дошкольный возраст.
В последнее время, дети отдают предпочтение виртуальному общению в социальных сетях, компьютерным играм, и поэтому испытывают серьезные трудности в общении со сверстниками, в неумении договариваться, выражать свои чувства, сопереживать в печали или радоваться успеху товарища. В последствие всё это может привести к эмоциональному неблагополучию: низкой самооценке, появлению робости в контактах, замкнутости, формированию тревожности, или, даже к агрессивности поведения. Поэтому очень важно, именно в дошкольном возрасте научить детей взаимодействовать друг с другом: общаться, дружить, вместе заниматься интересными делами. Как подчёркивала М.И. Лисина, «общение, как и всякая другая деятельность, представляет собой особую самостоятельную потребность человека, не сливающуюся с другими его нуждами и стремлениями, например, нуждой в тепле, пище, во впечатлениях и активности или стремлении к безопасности» [2]. Наличие партнеров обязательно для общения. Щербакова Е.И. тоже отводила особую роль совместным играм, как средству формирования положительных взаимоотношений. Только в общих играх дети учатся действовать слажено, учитывать интересы окружающих и уметь договариваться, проявляя заботу
и помощь, друг к другу. А.С. Макаренко в своих трудах также уделял особое внимание воспитательной роли детской игры, сравнивая её с трудом и общением взрослых. Поведение ребенка в игре определяет его реальное поведение в дальнейшем. В.Г. Нечаева обращала внимание на то, что необходимо создавать игровые ситуации, которые стимулируют проявление симпатии, эмпатии и осознания значимости собственных и чужих мотивов поведения у детей как в процессе подготовки к игре, так и в ходе развертывания её сюжета.
Сюжетно-ролевая игра - это деятельность, в которой дети воспроизводят деятельность взрослых людей и отношения между ними, тем самым накапливая свой опыт общения [1]. Положительные отношения в сю-жетно-ролевой игре стимулируются косвенным руководством педагога, о чем свидетельствуют исследования В.К. Котырло, Л.Н. Прокошенко.
Направленность воспитательного потенциала игры на формирование положительных проявлений у детей обеспечивается следующими аспектами.
1. Содержательные характеристики или ролевые предписания в игре.
2. Знания детей о нравственных нормах и опыт реального поведения.
Педагогика
3. Содержание, ролевая ситуация и сюжетные характеристики игры, которые обеспечивают проявление положительных чувств детей [3].
Для наглядного доказательства того, как происходит формирование положительных взаимоотношений у старших дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры, было проведено эмпирическое исследование в МБДОУ «Журавушка» города Черногорска. В исследовании принимало участие две группы детей старшего возраста. 15 человек - экспериментальная группа, 15 человек - контрольная группа. В соответствие с объектом, предметом и гипотезой исследования нами были использованы следующие эмперические методики: «Дружеские взаимоотношения в совместной деятельности» (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина), «Капитан корабля» (П. Экблад), «Вербальный выбор» (Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова). Цель: выявить уровень дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре. Результаты на констатирующем этапе исследования в экспериментальной и контрольной группах показали, что детей с высоким уровнем сформи-рованности положительных взаимоотношений не оказалось, средний уровень в экспериментальной группе составил - 10 детей, в контрольной - 11 детей, низкий уровень сформированности в экспериментальной - 5 детей, в контрольной - 4 ребенка. Сравнительный анализ двух групп показал практически одинаковый уровень сфор-мированности положительный взаимоотношений. Далее на формирующем этапе исследовательской деятельности в экспериментальной группе была организована
работа по формированию дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста с помощью сю-жетно-ролевой игры. В группе были созданы условия для организации разнообразных сюжетно-ролевых игр. Совместное изготовление атрибутов к играм помогло сплотить детей. Ребята советовались, договаривались о распределении ролей, оказывали помощь друг другу, самостоятельно разрешали некоторые конфликты. На данном этапе уже были видны изменения во взаимоотношениях со сверстниками. На контрольном этапе исследования проводились те же методики, что и на констатирующем этапе. Количественный анализ полученных результатов в экспериментальной группе показал высокий уровень сформированности положительных взаимоотношений у 5 детей, средний уровень - у 9 детей, низкий уровень - у 1 ребенка. В контрольной группе высокого уровня нет, средний уровень - у 10 детей, низкий уровень у 5 детей. Сравнив результаты с констатирующим этапом, мы видим, что в экспериментальной группе дети стали включатся в игру, проявлять симпатию друг к другу, могут договариваться и распределять роли. Низкий уровень показал один ребенок, так как долго не ходил в детский сад. В контрольной же группе уровень сформированности взаимоотношений остался на том же уровне, что и на констатирующем этапе.
Таким образом, мы пришли к выводу, что создание благоприятной обстановки в группе и разнообразные сюжетно-ролевые игры способствуют формированию положительных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста.
Литература
1. Леонтьев А.А. Психология общения / А.А. Леонтьев. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Смысл, 2019. - 365 с.
2. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка / М.И. Лисина. - 3-е изд. - М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2007. - 256 с.
3. Отношение между сверстниками в группе детского сада (опыт социально-психологического исследования) / под ред. Т.А. Репиной. -М., 2018. - 32 с.