Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
541
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПОСЫЛКИ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ / ДЕТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ДЕТСКИЙ САД / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ВУЗОМ / РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА / ЗАНЯТИЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова Наталия Михайловна, Зимина Татьяна Алексеевна

В статье обоснована важность формирования предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста. Отмечен ряд проблем, затрудняющих процесс формирования предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада. Представлены некоторые пути решения этих проблем через взаимодействие детского сада с вузом - Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования «Костромская государственная сельскохозяйственная академия».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иванова Наталия Михайловна, Зимина Татьяна Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PREREQUISITES FOR FINANCIAL LITERACY IN CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE

The article substantiates the importance of the formation of prerequisites for financial literacy in older preschool children. A number of problems are noted that complicate the process of forming the prerequisites for financial literacy in older preschool children in kindergarten conditions. Some ways of solving these problems are presented through the interaction of the kindergarten with the university - the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Kostroma State Agricultural Academy».

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2022. Т. 28,

№ 2. С. 53-59. ISSN 2073-1426

Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics, 2022, vol. 28, № 2, pp. 53-59.

ISSN 2073-1426

Научная статья

УДК 372.2

https://doi.org/10.34216/2073-1426-2022-28-2-53-59

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСылОК ФИНАНСОВОй ГРАМОТНОСТИ

у детей старшего дошкольного возраста

Иванова Наталия Михайловна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и акмеологии личности Костромского государственного университета, Кострома, Россия, ivanova-n-m-2012@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0001-7923-2661

Зимина Татьяна Алексеевна, Костромской государственный университет, Кострома, Россия, https://orcid.org/0000-0002-0609-2909

Аннотация В статье обоснована важность формирования предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста. Отмечен ряд проблем, затрудняющих процесс формирования предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада. Представлены некоторые пути решения этих проблем через взаимодействие детского сада с вузом - Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования «Костромская государственная сельскохозяйственная академия».

Ключевые слова предпосылки финансовой грамотности, дети старшего дошкольного возраста, детский сад, взаимодействие с вузом, развивающая предметно-пространственная среда, занятие с детьми дошкольного возраста.

Для цитирования: Иванова Н.М., Зимина Т.А. Формирование предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2022. Т. 28, № 2. С. 53-59. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2022-28-2-53-59

Research Article

FORMATION OF PREREQUISITES FOR FINANCIAL LITERACY IN CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE

Natalia M. Ivanova, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Pedagogy and Acmeology of Personality of Kostroma State University, Kostroma, Russia, ivanova-n-m-2012@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0001-7923-2661

Tatiana Al. Zimina, postgraduate student of Kostroma State University, Kostroma, Russia, https://orcid.org/0000-0002-0609-2909

Annotation. The article substantiates the importance of the formation of prerequisites for financial literacy in older preschool children. A number of problems are noted that complicate the process of forming the prerequisites for financial literacy in older preschool children in kindergarten conditions. Some ways of solving these problems are presented through the interaction of the kindergarten with the university - the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Kostroma State Agricultural Academy».

Keywords: prerequisites of financial literacy, older preschool children, kindergarten, interaction with the university, developing subject-spatial environment, classes with preschool children.

For citation: Ivanova N.M., Zimina T.A. Formation of prerequisites for financial literacy in children of senior preschool age. Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics, 2022, vol. 28, № 2, pp. 53-59. https://doi. org/10.34216/2073-1426-2022-28-2-53-59

© Иванова Н.М., Зимина Т.А., 2022 Педагогика. Психология. Социокинетика -Ш № 2 53

Обоснование проблемы

Актуальность проблемы повышения финансовой грамотности населения не вызывает сомнений. В Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 20172023 годы одним из необходимых условий повышения уровня жизни граждан определяется финансово грамотное поведение населения. А.В. Сажин, отмечая низкий уровень финансовой грамотности российского населения, считает, что финансово компетентный человек умеет вести учет и контролировать свои расходы и доходы; рационально выбирает финансовые услуги; разумно планирует различные финансовые операции; ориентируется в экономической обстановке [Сажин: 6]. Эти компетенции в дальнейшем во многом определяют качество жизни людей.

В Стратегии финансовая грамотность рассматривается как «результат процесса финансового образования, который определяется как сочетание осведомленности, знаний, умений и поведенческих моделей, необходимых для принятия успешных финансовых решений и в конечном итоге для достижения финансового благосостояния» [Распоряжение правительства: 5].

В Стратегии указывается, что для формирования компетенций в сфере финансовой грамотности у всех возрастных и целевых групп необходимо продолжить разработку и внедрение образовательных программ повышения финансовой грамотности на всех уровнях образования [Распоряжение правительства: 5].

Одной из целевых групп, на которые направлена данная Стратегия, являются воспитанники дошкольных образовательных организаций. В дошкольном возрасте формируются предпосылки финансовой грамотности. Дети очень рано становятся субъектами экономических отношений в обществе: сталкиваются с деньгами, рекламой, посещают магазины, торговые центры, наблюдают за различными финансовыми операциями, проводимыми с использованием разнообразного банковского оборудования и т. п. Важным является и тот факт, что финансовая грамотность как составляющая экономического воспитания дошкольников - существенный компонент формирования целостной картины социального мира, характеризующей представления ребенка о разнообразии видов деятельности, выполняемых взрослыми людьми [Яр-кина, Савицкая: 8]

В этой связи задача финансового просвещения данной целевой аудитории населения становится особо актуальной в современных условиях, так как именно дошкольный возраст является наиболее сензитив-ным для познания окружающей действительности, в том числе в экономической сфере. Дошкольный возраст продуктивен для развития индивидуально-психологических особенностей личности, таких как от-

ветственность, бережливость, сила воли, уверенность в себе, коммуникативность и др., которые в дальнейшем будут необходимы для формирования финансово грамотного поведения гражданина.

Научно-дидактические и организационно-методические аспекты формирования предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста раскрываются в исследованиях Т. А. Арефьевой, Л.Н. Галкиной, О.А. Гладковой, Л.М. Клари-ной, Н.А. Крючковой, Е.А. Курак, Р.С. Лукьяновой, А.Ю. Селезневой, Е.А. Сидякиной, А.А. Смоленце-вой, Н.А. Струнилиной, Т.Г. Хановой, А.Д. Шато-вой и др.

В методических рекомендациях для педагогических работников по реализации основной образовательной программы дошкольного образования в части экономического воспитания дошкольников под финансовой грамотностью в дошкольном возрасте понимаются:

- «воспитание у ребенка бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги;

- формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные, взвешенные решения» [Методические рекомендации: 4].

В методических рекомендациях отмечено, что «приобщение дошкольников к финансовой грамотности не предполагает ознакомления с работой финансовых институтов или усвоения сложных специфических понятий (инфляция, ценные бумаги, аккредитивы и др.). Формирование предпосылок финансовой грамотности приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, позволяет приобрести качества, присущие настоящей личности» [Методические рекомендации: 4].

А.Д. Шатова указывает, что в процессе формирования предпосылок финансовой грамотности у старших дошкольников следует учитывать две стороны: знание о деньгах и воспитание правильного отношения к ним, когда происхождение денег в сознании ребенка связывается с трудом [Шатова: 7].

И.Б. Бичева, Л.Ю. Николаева, А.В. Степаненко-ва считают, что формирование простейших финансовых представлений осуществляется на основе создания у детей дошкольного возраста познавательных мотивов соответствующей направленности. По мнению авторов, в процессе формирования подобных представлений у детей развивается интерес к знаниям экономического содержания, приобретается некоторый опыт участия в финансовых отношениях и экономической жизни своей семьи [Бичева, Николаева, Степаненкова: 1].

С точки зрения Т.А. Зиновьевой, наиболее эффективной в формировании предпосылок финансовой грамотности у старших дошкольников является игровая деятельность, создающая условия для понимания детьми отдельных экономических явлений, а также для развития у детей познавательного интереса к экономике. Автор рекомендует наполнять финансовым контекстом содержательную основу таких игровых ситуаций, как «Семья экономиста», «Семейный бюджет», «Волшебные помощники» и др. [Зиновьева: 2].

Теоретико-методический анализ позволил сформулировать проблему исследования: как формировать предпосылки финансовой грамотности у дошкольников в Костромском регионе? Возможно ли использование ресурсов вуза для организации этого процесса? Решению данных проблем послужило проведенное исследование.

цель и проблемные точки исследования

С 2021 года муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Костромского муниципального района Костромской области «Детский сад "Солнышко" посёлка Караваево» (далее - детский сад «Солнышко») является опорной региональной площадкой по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста. Данное решение было принято в рамках реализации Перечня мероприятий Департамента образования и науки Костромской области и Отделения по Костромской области Главного управления Центрального банка Российской федерации по Центральному федеральному округу в области повышения финансовой грамотности обучающихся образовательных организаций разного уровня в Российской Федерации.

В ходе педагогической работы по формированию предпосылок финансовой грамотности у старших дошкольников в рамках опорной региональной площадки выявился ряд проблем, затрудняющих этот процесс.

Первая проблема проявилась в следующем. У детей старшего дошкольного возраста практически не сформирован интерес к финансовой стороне жизни семьи и общества в целом. Это подтверждается результатами эмпирического исследования, проведенного в начале работы опорной площадки.

Для определения интереса старших дошкольников в финансовой деятельности человека использовалась авторская диагностическая методика «Интервью с ребенком», проводимая на основе выбора детьми картинок с изображением разных видов деятельности. Всего было предложено 6 картинок: игровая деятельность, труд в природе, изобразительная деятельность, чтение/слушание, хозяйственно-бытовой труд (помощь по дому), финансовая деятельность. На картинке «Про финансы» был изображен

Рис. 1. Результаты по методике «Интервью с ребенком»:

1 - игровая деятельность; 2 - труд в природе;

3 - изобразительная деятельность; 4 - чтение/слушание;

5 -хозяйственно-бытовая деятельность;

6 - финансовая деятельность человека

кошелек с денежными купюрами, банкомат, лица-рисунки членов семьи и знак вопроса.

Перед проведением диагностики в процессе группового общения дети с воспитателем рассмотрели картинки и раскрыли содержание каждого вида деятельности, изображенного на картинках. «Интервью» включало один вопрос-задание: Что ты любишь делать больше всего? Выбери картинку.

Диагностика проводилась индивидуально с каждым ребенком. В эмпирическом исследовании участвовало 47 воспитанников старшей и подготовительной к школе групп детского сада «Солнышко» в возрасте 6-7 лет. Результаты эмпирического исследования представлены в диаграмме (рис. 1).

Как видно из диаграммы, интерес к финансовой деятельности человека проявило только 4 % (2 ребенка) от общего количества респондентов.

Формированию интереса к финансовой составляющей жизни у старших дошкольников способствует, помимо прочего, насыщенная специфическим содержанием развивающая предметно-пространственная среда. Такая среда определенным образом способствует погружению детей в мир экономики, создавая условия для закрепления, углубления, уточнения, систематизации полученных старшими дошкольниками экономических представлений и знаний в разных видах деятельности.

В ходе анализа было выяснено, что в детском саду «Солнышко» среда, необходимая для формирования предпосылок финансовой грамотности у старших дошкольников, значительно ограничена в ресурсах и традиционно включает несколько дидактических игр (как правило, сделанных воспитателями), тематические иллюстрации, коллекции монет и купюр разных стран, некоторые атрибуты для сюжетно-ро-левых игр финансовой направленности. В таких условиях у дошкольников нет возможности расширить

финансовые представления и практические умения, так как в развивающей среде недостаточно различных игр соответствующего содержания, отсутствует научно-популярная и художественная литература по этой теме, не представляется возможной демонстрация детям специальных современных технических средств, широко используемых в финансовой жизни общества и т. п. Подобная ограниченная предметно-пространственная среда группы не стимулирует интерес старших дошкольников к финансовой составляющей жизни человека.

Следующая проблема проявилась в недостаточной компетентности самих педагогов детского сада в вопросах финансовой грамотности: они не всегда понимают, как работают банки и другие финансовые структуры; затрудняются дать комментарии в таких вопросах, как сохранение и преумножение заработанного; демонстрируют финансовые страхи и стереотипы в отношении денег и др.

Еще одной проблемой стала недостаточная методическая компетентность педагогов детского сада в вопросах формирования предпосылок финансовой грамотности у старших дошкольников. Трудности проявлялись в следующем: воспитатели в отсутствие парциальной или дополнительной программ соответствующего содержания затруднялись в це-леполагании, отборе содержания и проектировании технологических карт для проведения занятий; сами занятия планировались бессистемно, с использованием нецелесообразных и не всегда соответствующих особенностям темы форм совместной деятельности педагогов с детьми. Все это также снижало мотивацию дошкольников к освоению содержания, связанного с финансами.

Мы предположили, что данные проблемы определенным образом могут быть решены через взаимодей-

ствие педагогов детского сада с вузом, в структуре которого есть кафедра соответствующей направленности. Взаимодействие с вузом как ресурс формирования финансовой грамотности дошкольников

Современный детский сад представляет собой открытую развивающуюся социально-педагогическую систему и может устанавливать взаимоотношения с организациями и учреждениями, которые могут оказать содействие дошкольной образовательной организации в решении определенных образовательных и организационных задач.

В 2021 году было заключено соглашение и организовано взаимодействие между детским садом «Солнышко» и кафедрой «Финансы и кредит» экономического факультета Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Костромская государственная сельскохозяйственная академия» (далее - кафедра). Взаимодействие в данном случае предполагало согласованную деятельность образовательных учреждений разных уровней, направленную на решение конкретной значимой задачи - создание эффективных условий для формирования предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

На кафедре имеются современные материально-технические средства соответствующей направленности, которые доступны пониманию и использованию в практической деятельности детьми старшего дошкольного возраста, например «Лаборатория кассового и банковского оборудования». Преподаватели кафедры владеют необходимыми финансовыми компетенциями и могут обеспечить повышение подобных компетенций в рамках финансовой грамотности как педагогов детского сада «Солнышко», так и воспитанников старшего дошкольного возраста.

Таблица 1

Структура дополнительной образовательной программы дошкольного образования «Первые ступеньки в мир финансовой грамотности»

№ раздела Название раздела Темы раздела

1 Труд и продукт (товар) Заготовки овощей и фруктов на зиму Без труда не вытащишь и рыбку из пруда Встречи с интересными людьми Источники дохода

2 Деньги и цена (стоимость) Знакомство с профессией менеджера банка Как появились деньги Деньги, монеты, банкноты Что такое цена? Семейный бюджет

3 Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности Торги Потребности человека Сочини рекламу

4 Полезные экономические навыки и привычки в быту Копейка рубль бережет Без хозяина деньги - черепки Береженая посуда два века стоит Кто не бережет копейки, сам рубля не стоит

Основной целью взаимодействия стало объединение усилий педагогов детского сада и преподавателей кафедры в формировании предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

В рамках взаимодействия с целью методического обеспечения процесса формирования предпосылок финансовой грамотности у старших дошкольников педагогами детского сада и преподавателями кафедры была разработана дополнительная образовательная программа дошкольного образования «Первые ступеньки в мир финансовой грамотности» (далее - Программа). Структура программы представлена в таблице 1.

Программа ориентирована на детей 5-7 лет и реализуется в течение двух лет обучения. В Программе представлены приложения, включающие примерное комплексно-тематическое планирование содержания организованной деятельности детей старшей и подготовительной к школе групп по формированию предпосылок финансовой грамотности детей на весь период реализации Программы.

Одним из практических результатов взаимодействия детского сада «Солнышко» и кафедры стало проведение на базе экономического факультета системы занятий с детьми старшего дошкольного возраста в рамках реализации дополнительной образовательной программы дошкольного образования «Первые ступеньки в мир финансовой грамотности». Опишем содержание некоторых из этих занятий.

Серия занятий проводилась в рамках двух тем: «Как появились деньги» (раздел Программы «Деньги и цена») и «Торги» (раздел Программы «Реклама»). Целью занятия стало знакомство детей с историей возникновения денег и их ролью в жизни человека.

В начале занятия был проведён экскурс в историю появления денег и их эволюционное развитие. Преподаватели кафедры, используя мультимедийную презентацию, рассказали воспитанникам о том, что в те времена, когда не было денег, люди товар обменивали; затем вместо денег использовались ракушки, кусочки янтаря и т. д. Дети узнали историю появления первых металлических денег - монет и современных денег. Затем воспитанники и педагоги создали карту-панно «Река времени» [Короткова: 3], в которой определенным образом нашла отражение история денег, представленная детям в ходе экскурса. Для создания карты-панно педагоги заранее подготовили материалы: длинный бумажный лист с изображением полосы - «реки времени» синего цвета (на полосе обозначены остановки: древность - старина - наше время); иллюстрации соответствующего содержания), клей-карандаши, салфетки. В процессе создания карты дети и взрослые обсуждали полученную информацию, выбирали и наклеивали иллюстрации на соответствующих «остановках».

В ходе занятия также использовались элементы исторического экскурса: несколько детей (по желанию) «переоделись в купцов» и попробовали выгодно для себя обменять свой товар на нужный.

В ходе другого занятия решались следующие педагогические задачи:

- формировать у старших дошкольников отношение к деньгам как к части финансовой культуры нашей страны;

- формировать у старших дошкольников представления о том, что деньгами оплачивают результаты труда людей, деньги являются средством и условием материального благополучия, достатка в жизни людей.

Занятие проводилось на базе лаборатории кассового и банковского оборудования экономического факультета, где дети наблюдали за работой специализированной техники, которую дети могли видеть в магазинах, торговых центрах и отделениях банков:

- Kisan К2. Данный двухкарманный сортировщик банкнот предназначен для определения подлинности банкнот. В его функции входят пересчет смешанной пачки и сортировка банкнот по номиналу, а также считывание и сверка серийных номеров.

- Счетчик-сортировщик монет Cassida С100. Этот многофункциональный аппарат позволяет обрабатывать монеты разного номинала с отображением общей суммы на дисплее и рассортировать монеты по номиналу.

Наблюдение детей за работой специализированной банковской техники сопровождалось пояснениями преподавателя кафедры, а также практическими действиями детей - сортировкой монет по номиналу.

Занятие «Семейный бюджет» было проведено в рамках темы «Деньги и цена». В ходе занятия решались следующие педагогические задачи:

- раскрыть детям в игровой форме понятие бюджета семьи, его элементов;

- познакомить детей с возможными источниками формирования доходов и направления расходования средств семейного бюджета;

- развивать произвольное внимание, память, логическое мышление детей;

- воспитывать у детей желание бережно относиться к деньгам, умение экономно и рационально расходовать денежные средства семейного бюджета.

Для проведения этого занятия преподавателями кафедры и студентами соответствующего направления подготовки были разработаны дидактическая игра и лэпбук «Семейный бюджет».

Цель игры: формирование у детей старшего дошкольного возраста практических умений по распределению семейного бюджета.

В ходе игры использовались следующие материалы и оборудование:

1. Магнитная доска.

2. Картинки на магнитах с изображением:

- членов семьи (бабушка, дедушка, мама, папа, брат, сестра);

- монет;

- кошелька, копилки;

- вещей, отражающих основные направления расходования средств семейного бюджета: продуктов питания, жилья, лампочки, крана с водой, магазина, одежды, автобуса, сладостей, игрушек и др.

Ход игры

В ходе вводной беседы детям задавались уточняющие вопросы: что такое семья, кто является членами семьи, из каких источников в семью поступают деньги (заработная плата, пенсия, стипендия и др.).

В основной части занятия дети вместе с педагогами решали проблемную ситуацию - как распределять семейный бюджет.

Решение проблемной ситуации распределения детьми семейного бюджета осуществлялось по двум вариантам.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1-й вариант игры. Перед детьми ставилась задача распределить бюджет таким образом, чтобы покрыть все расходы семьи. Для выбора покупок педагог прикреплял на магнитную доску карточки с изображением продуктов, одежды, игрушек и др. Дети должны были решить самостоятельно, какое количество «денег» (в игре - карточек с изображением монет) надо отправить («положить в кошелек») на осуществление того или иного вида расходов семьи. Дети «делали покупки», перемещая «монеты» в кошелек, который визуально играл роль семейного бюджета.

В процессе игры было выявлено, что у большинства детей сформировано правильное представление о том, что самые крупные расходы семья осуществляет на покупку продуктов питания, одежды, оплату за жилье и коммунальные платежи.

В ходе подведения итогов и обсуждения предполагаемых решений проблемной ситуации по распределению семейного бюджета детьми старшего дошкольного возраста был сделан вывод о том, что все расходы семьи делятся на две группы: обязательные и необязательные. В этом случае педагог подвел детей к мысли о том, что есть затраты, на которых можно сэкономить, а сэкономленные деньги можно сберегать (копить).

2-й вариант игры. Дети распределяли семейный бюджет экономно, а оставшиеся деньги перемещали в копилку. В процессе развития игры детям предлагалось предположить, на что можно потратить накопленные средства.

В дальнейшем карту-панно «Река времени», дидактическую игру и лэпбук дети разместили в группе детского сада и использовали в самостоятельной игровой деятельности.

Выводы

Таким образом, в результате продуманного и скоординированного взаимодействия детского сада «Солнышко» и кафедры «Финансы и кредит» Костромской сельскохозяйственной академии были созданы некоторые организационно-педагогические условия для частичного решения проблем, возникших в процессе формирования предпосылок финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста.

Мы предполагаем, что в дальнейшем в результате полной реализации этих условий:

1) значительно повысится интерес детей к теме финансовой деятельности человека за счет использования технических ресурсов вуза, а также обогащения развивающей предметно-пространственной среды детского сада новыми дидактическими и развивающими пособиями соответствующей направленности;

2) разработанная дополнительная образовательная программа дошкольного образования «Первые ступеньки в мир финансовой грамотности», а также занятия, подготовленные и проведенные совместно педагогами детского сада «Солнышко» и преподавателями кафедры, будут способствовать повышению методической компетентности педагогов в вопросах формирования предпосылок финансовой грамотности старших дошкольников.

Список литературы

Бичева И.Б., Николаева Л.Ю., Степаненкова А.В. Особенности формирования финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста. URL: https:// cyberleninka.ru/artide/n/osobennosti-formirovaniya-finansovoy-gramotnosti-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta? (дата обращения: 01.06.2022)

Зиновьева Т.А. Педагогические условия развития финансовой грамотности у старших дошкольников // Научный потенциал. 2020. № 1 (28). С. 36-38.

Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. 208 с.

Методические рекомендации для педагогических работников по реализации основной образовательной программы дошкольного образования в части экономического воспитания дошкольников. URL: https:// docs.edu.gov.ru/document/f22e87b648b2a2f2654d0784 3942f0bb/?ysclid=l4l4bjkold162495512 (дата обращения: 17.06.2022).

Распоряжение Правительства РФ от 25.09.2017 № 2039-р «Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы». URL: http://static.government.ru/ media/files/uQZdLRrkPLAdEVdaBsQrk505szCcL4PA. pdf (дата обращения: 01.06.2022).

Сажин А.В. Формирование финансово-экономической грамотности студентов при обучении в учреж-

дениях среднего профессионального образования // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинети-ка. 2018. № 2. С. 139-141.

Шатова А.Д. Финансовая грамотность дошкольников: две стороны проблемы // Дошкольное воспитание. 2018. № 2. С. 22-26.

Яркина Л.В., Савицкая Ю.А. Формирование картины мира у дошкольников // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2018. № 2. С. 191-195.

References

Bicheva I.B., Nikolaeva L.Yu., Stepanenkova A.V. Osobennosti formirovaniya finansovoj gramotnosti u detej starshego doshkol'nogo vozrasta [Features of the formation of financial literacy in older preschool children]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7oso-bennosti-formirovaniya-finansovoy-gramotnosti-u-de-tey-starshego-doshkolnogo-vozrasta? (accesse date: 06.01.2022) (In Russ.)

Zinovieva T.A. Pedagogicheskie usloviya razvitiya finansovoj gramotnosti u starshih doshkol'nikov [Pedagogical conditions for the development of financial literacy in older preschoolers]. Nauchnyjpotencial [Scientific potential], 2020, No. 1 (28), pp. 36-38 (In Russ.)

Korotkova N.A. Obrazovatel'nyj process v gruppah detej starshego doshkol'nogo vozrasta [Educational process in groups of older preschool children]. Moscow, LIN-KA-PRESS [Link-Press Publ.], 2007, 208 с. (In Russ.)

Metodicheskie rekomendacii dlya pedagogicheskih rabotnikov po realizacii osnovnoj obrazovatel'noj pro-grammy doshkol'nogo obrazovaniya v chasti ekonomi-cheskogo vospitaniya doshkol'nikov [Methodological recommendations for teaching staff on the implementation of the basic educational program of preschool education in terms of economic education of preschoolers]. URL: https://docs.edu.gov.ru/document/

f22e87b648b2a2f2654d07843942f0bb/? (accesse date: 17.06.2022) (In Russ.)

Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 25.09.2017 № 2039-r «Ob utverzhdenii Strategii povysheniya finansovoj gramotnosti v Rossijskoj Federacii na 2017— 2023 gody» [Decree of the Government of the Russian Federation dated 25.09.2017 No. 2039-r «On approval of the Strategy for improving financial Literacy in the Russian Federation for 2017-2023»]. URL: http://static. government.ru/media/files/uQZdLRrkPLAdEVdaBsQrk-505szCcL4PA.pdf (accesse date: 01.06.2022) (In Russ.)

Sazhin A.V. Formirovanie finansovo-ekonomicheskoj gramotnosti studentov pri obuchenii v uchrezhdeniyah srednego professional'nogo obrazovaniya [Formation of financial and economic literacy of students when studying in institutions of secondary vocational education]. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psihologiya. Sociokinetika [Bulletin of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics], 2018, No. 2, pp. 139-141 (In Russ.)

Shatova A.D. Finansovaya gramotnost' doshkol'nikov: dve storonyproblemy [Financial literacy of preschoolers: two sides of the problem]. Doshkol'noe vospitanie [Preschool education], 2018, No. 2, pp. 22-26 (In Russ.)

Yarkina L.V, Savitskaya Yu.A. Formirovanie kartiny mira u doshkol'nikov [The formation of a picture of the world in preschoolers]. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psihologiya. Sociokinetika [Bulletin of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics], 2018, No. 2, pp. 191-195 (In Russ.)

Статья поступила в редакцию 10.05.2022; одобрена после рецензирования 01.08.2022; принята к публикации 01.08.2022.

The article was submitted 10.05.2022; approved after reviewing 01.08.2022; accepted for publication 01.08.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.