Научная статья на тему 'Формирование орфоэпической компетенции у курсантов при обучении русскому языку'

Формирование орфоэпической компетенции у курсантов при обучении русскому языку Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
166
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКИЙ ЯЗЫК / КУЛЬТУРА РЕЧИ / ОРФОЭПИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / КУРСАНТЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КОНТЕКСТНАЯ РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Саримсакова Н.К.

В статье актуализируется проблема формирования речевой культуры курсантов. Автор рассматривает данную проблему в рамках формирования орфоэпической компетенции будущих военнослужащих. В статье обосновывается возрастающая значимость формирования орфоэпической компетенции, перечисляются основные причины, указывающие на необходимость совершенствования профессионально-ориентированной устной речи. Автор уделяет внимание структуре орфоэпической компетенции курсантов, показывает основные возможности преподавания дисциплины «Русский язык» для формирования данной компетенции. В статье также представлены методические средства формирования орфоэпической компетенции курсантов, приводятся примеры их использования. Автором обосновывается, что формирование орфоэпической компетенции курсантов на этапе начальной профессиональной самореализации является важной и постоянной задачей, так как сформированность устойчивых норм произношения и должный уровень развития культуры речи обеспечит в дальнейшем нормальное функционирование монологической и диалогической устной речевой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование орфоэпической компетенции у курсантов при обучении русскому языку»

Формирование орфоэпической компетенции у курсантов при обучении русскому языку

Саримсакова Наргис Казбековна,

преподаватель кафедры языков, Академия Вооруженных сил Республики Узбекистан, ezulhumor@mail.ru

В статье актуализируется проблема формирования речевой культуры курсантов. Автор рассматривает данную проблему в рамках формирования орфоэпической компетенции будущих военнослужащих. В статье обосновывается возрастающая значимость формирования орфоэпической компетенции, перечисляются основные причины, указывающие на необходимость совершенствования профессионально-ориентированной устной речи. Автор уделяет внимание структуре орфоэпической компетенции курсантов, показывает основные возможности преподавания дисциплины «Русский язык» для формирования данной компетенции. В статье также представлены методические средства формирования орфоэпической компетенции курсантов, приводятся примеры их использования. Автором обосновывается, что формирование орфоэпической компетенции курсантов на этапе начальной профессиональной самореализации является важной и постоянной задачей, так как сформи-рованность устойчивых норм произношения и должный уровень развития культуры речи обеспечит в дальнейшем нормальное функционирование монологической и диалогической устной речевой деятельности.

Ключевые слова: русский язык, культура речи, орфоэпическая компетенция, курсанты, профессионально-контекстная речевая деятельность.

В условиях современных социально-экономических и политических трансформаций, политической интеграции и, соответственно, повышением значимости усиления обороноспособности страны профессиональная подготовка курсантов военных вузов предполагает обеспечение должного уровня готовности к осуществлению профессиональной деятельности. Эта готовность на современном этапе развития системы военного образования обеспечивается достижением овладения необходимыми профессиональными компетенциями, среди которых коммуникативная компетенция курсанта становится средством эффективной подготовки к осуществлению профессиональной деятельности, а также целью достижения успешной начальной профессиональной самореализации [5; 6].

Высокий уровень культуры речи будущего военного признается сегодня обязательной составляющей. Он включает обширный словарный запас, в котором достаточный объем специализированной лексики является активным, постоянно формируемым и отвечающим требованиям стилистических, морфологических, орфоэпических, фонационных, произносительных норм русского языка. В связи с этим, обучение владению правильно оформленной устной речи становится оной из важнейших задач преподавателей русского языка в военном образовательном учреждении [2].

На современном этапе развития военно-профессиональной области служебная деятельность военного расширяет границы воздействия профессионально-ориентированной устной речи, что выражается в увеличении разнообразия стилей бесед; различного рода презентациями, требующими словесного сопровождения; переговоров, осуществляемых в разных режимах: от запланированных до ситуативных с заданным временным лимитом; телефонных разговоров, четких команд, разъяснений, требующих не только четкого выражения мысли, но и правильной дикции, тональности построения фразы с учетом норм и правил русского языка, а также всевозможных интервью, дебатов и пр.

о о и и т

г

т

О т э т й А

X £ т О

х О т

0

01 и А ы О и А X X т

0

сч

ее

01 г

Данная ситуация предъявляет к преподавателю русского языка и к содержанию самой дисциплины требования, предопределяющие учета многогранности формирования языковой компетенции, существенным структурно-компонентным элементов которой является орфоэпическая компетенция.

В настоящее время проблематика формирования орфоэпической компетенции в рамках преподавания дисциплины «Русский язык» на этапе начальной профессиональной самореализации является широко дискутируемой в современной научной и специальной литературе.

Так, например, речевой культуре курсантов вузов и ее роли в профессиональной подготовке уделено достаточно серьезное внимание в трудах Е. Ф. Гладкой, Н. П. Тюменевой, С. А. Прохоцкой и др. [1; 4; 7].

Формирование компетенций в рамках преподавания дисциплины «Русский язык» (в том числе и орфоэпической компетенции) исследуется в работах А. И. Миханцевой, Е. В. Мишуровой, О. З. Титовой и др. [3; 5; 6].

Повышение значимости правильности употребления устной речи в профессиональном контексте говорит о необходимости формирования орфоэпической компетенции будущих специалистов (в том числе и военнослужащих).

Методика формирования орфоэпической компетенции курсантов, с нашей точки зрения, должна включать:

-синтез нового знания, включающий анализ информации на русском языке, получаемой их источников художественного, научного, публицистического материала, а также средств массовой информации; такой анализ предвосхищает формирование речевой культуры за счет привлечения нового знания;

-расширение кругозора за счет именно знаний о самом русском языке в области орфоэпии (так, например, знания о существовании мелодики русского языка - серебряный, золотой, бархатный, медный тоны - могут обогатить речевую культуру курсантов образцами интонационно-

мелодического выражения, в котором, в одном случае, будет прослеживаться изящество или деловитость, в другом, одухотворенность, быстрота, музыкальность и т.п.; звучание русской речи сформировалось в уникальный мелодический строй, который в процессе устной речи может быть помещен в определенные речевые пространства, в связи с чем у будущего специалиста формируется устойчивый навык отбора речевых ситуаций и дальнейшее использование в них [ситуациях] конкретных тональных звучаний); такое новой знание не только обогатит интеллектуальную составляющую курсанта в области знаний о русском языке, но и станет одним из путей более эффективного формирования орфоэпической компетенции;

-формирование орфоэпической компетенции за счет использования тезаурусных полей лексем и лексико-грамматических конструкций;

-развитие навыков слухового восприятия устной речи, специфика которого в формировании

орфоэпической компетенции будет заключаться в оценке правильности услышанного, своевременном выявлении ошибок и фонационных неточностей, понимании правильности / неправильности употребления лексем в содержательном речевом контексте; данный навык позволяет (в рамках формирования орфоэпической компетенции) овладевать ораторскими приемами, приемами декламации и пр., в процессе использования которых совершенствуется языковое мастерство курсанта;

-контекстно-профессиональное погружение в коммуникативные ситуации планируемого и непредсказуемого характера; осуществление в рамках такой работы вербальной коммуникации будущих военнослужащих позволяет учиться вести переговоры на различную тематику, сопровождающиеся демонстрацией произносительной культуры речи, а также осуществлять публичные выступления перед аудиторией, совершенствуя различные компоненты орфоэпической компетенции;

-одной из наиболее главных задач при формировании орфоэпической компетенции курсантов является развитие умения говорить не только логично и связно, но и фонетически, а также фона-ционно грамотно оформлять свою речь в соответствии с теми намерениями коммуникативного характера, которые предстоит осуществить; согласно требованиям образовательного стандарта обучающиеся в течение всего периода обучения должны овладеть фонетическими нормативными языковыми средствами в рамках преподавания дисциплины «Русский язык», однако, тем не менее, очень важным при этом становится и фонационный аспект, так как владение фонационными навыками позволяет на этапе обучения и в дальнейшем в профессиональной деятельности более успешно организовывать коммуникативное взаимодействие на так называемом эмотивно-эмпатийном и регулятивно-организационном уровнях общения; такая методическая работа позволит более результативно овладеть будущему военнослужащему ораторским искусством, развить дикцию и приобрести уверенность в речевой импровизации;

-целенаправленное изучение традиционных языковых норм русского языка; данный аспект является также приоритетным направлением совершенствования речевой грамотности в процессе формирования орфоэпической компетенции; изучая нормы произношения и обучаясь правильному владению звуковым строем русского языка, правильным произношением, а также культурой голоса, курсанты совершенствуют свои фонетические навыки, позволяющие им впоследствии прибегать к общению в любой его форме;

-работа с текстом и овладение технологиями коммуникативного характера, в процессе чего происходит закрепление речевых навыков и совершенствование орфоэпической компетенции; данная деятельность в итоге способствует формированию коммуникативной грамотности курсантов, являющейся неотъемлемой частью их профессиональной деятельности.

Особое внимание в процессе формирования орфоэпической компетенции курсантов следует уделять инновационным методам и подходам, к которым в настоящее время относят контекстный и задачный лингвистический подходы, сопровождающиеся разработкой конкретных профессионально-контекстных речевых ситуаций. Такие ситуации, как правило, актуализируют знания, умения и культурно-речевые навыки глубиной русскоязычной речи, речевой культуры и подразумевают тесную связь орфоэпии и фонации языка с невербальным поведением.

Конечно же, необходимо отметить, что, прежде всего, эталоном сформированности орфоэпической компетентности должен выступать сам преподаватель русского языка и культуры речи. Благодаря практике общения с преподавателем, будет формироваться необходимо окружение обучающихся, в рамках которого они смогут становится более компетентны в области орфоэпии.

В связи с этим можно выделить ряд основных принципов построения работы по формированию орфоэпической компетенции курсантов:

-принцип направленности на формирование познавательного интереса и формирования устойчивой мотивации к процессу формирования орфоэпической компетенции, понимания важности процесса для профессиональной подготовки;

-принцип постепенности усложнения изучаемого языкового материала; данный принцип должен регулировать всю последовательность обучения и тщательный отбор учебного материала, соответствующего степени подготовки, особенностям обучающихся и направленности занятия;

-принцип соответствия (по возможности) темпу, ритму, логико-смысловым паузам и ударениям; данный принцип повышает возможность эффективности овладения курсантами произносительными навыками в рамках формирования орфоэпической компетенции, осмысления и понимания информации на орфоэпическом уровне;

-принцип ориентации подбора упражнений как на произношение звуков, слов и предложений, так и на связность монологических речевых сообщений и диалогических единств; данный принцип регулирует связь орфоэпических норм русского языка с выражаемыми мыслями и передаваемой устно информацией обучающимися;

-принцип соответствия фонетических, фонационных характеристик речевого общения;

-принцип тональности, посредством которого регулируется методически направленное использование повышающихся и понижающихся тонов с целью демонстрации степени сформированности произносительных навыков, культуры речи.

Практика военной профессиональной деятельности в условиях современных реалий показывает, что в рамках формального и неформального общения военнослужащих безграмотная речь является абсолютно недопустимой. В связи с этим, речевые пробелы будущих специалистов необходимо ликвидировать уже на этапе начальной профессиональной самореализации. Эта проблема

возникла и стала актуализированной, исходя из того, что в профессиональной военной области наблюдался недостаточно высокий уровень речевой грамотности, в то время как сама профессиональная деятельность требовала исключения языковых ошибок как в устной речи, так и при составлении процессуальных и иных документов.

К тому же расширяющийся спектр коммуникативного взаимодействия военнослужащих в связи с происходящими глобализационными процессами (военные переговоры, улаживание военных конфликтов, учащение оперативных совещаний в рамках иерархического взаимодействия различных структур и т.п.), требует неуклонного повышения значимости грамотного владения устной речью и способностью оперирования его содержательным контекстом в любой ситуации.

Таким образом, необходимо отметить, что процесс формирования орфоэпической компетенции

- это непрерывный процесс, требующий преемственности. Этап профессиональной подготовки курсанта в условиях современности становится тем периодом, в рамках которого формируется и совершенствуется орфоэпическая культура, редактируются искажения слогового состава лексем, приобретаются навыки владения тональностью речи, обусловленные профессиональной спецификой.

Литература

1. Гладкая, Е. Ф. Развитие речевой культуры студентов технического вуза / Е. Ф. Гладкая // Наука, образование и культура. - 2018. - № 9 (33).

- С. 35-37.

2. Еськина, О. А. Методика уровневой оценки сформированности языковой компетенции курсанта военного технического вуза / О. А. Еськина // Педагогический журнал. - 2017. - Том 7. - № 2А. -С. 399-412.

3. Мишурова, Е. В. Овладение орфоэпическими норами курсантами правоохранительного колледжа [Электронный ресурс] / Е. В. Мишурова. -2017. - Режим доступа: https://infourok.ru/ovladenie-orfoepicheskimi-normami-kursantami-pravoohranitelnogo-kolledzha-2275494.html

4. Прохоцкая, С. А. Формирование языковой культуры обучающихся высших учебных заведений (на примере преподавания дисциплины «Русский язык и культура речи») / С. А. Прохоцкая // Вестник Поволжского института управления. -2017. - № 6. - С. 113-118.

5. Титова, О. З. Повышение уровня речевой культуры обучающихся ведомственных вузов ФСИН России в процессе преподавания дисциплины «Русский язык в деловой документации» / О. З. Титова // Казанский педагогический журнал. -2017. - № 4 (123). - С. 44-46.

6. Титова, О. З. Формирование языковой компетенции у курсантов ФКОУ ВО СЮИ ФСИН России при преподавании учебной дисциплины «Русский язык в деловой документации» / О. З. Титова // Балтийский гуманитарный журнал. - 2017. - № 3 (20). - С. 101-103.

о о и и т

г

т

О

т э

т

й А

X £ т О

х

0

т О

01

и

А

ы о

и А

X X т

7. Тюменева, Н. П. Речевая культура курсантов вузов ФСИН / Н. П. Тюменева // Человек: преступление и наказание. - 2014. - № 3 (86). - С. 185189.

8. Данько О.А., Мидова В.О., Минасян Е.Т. Зна-ково-контекстная модель обучения как концептуальная основа совершенствования языковой компетенций студентов // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2018.№ 6-2. С. 98-101.

Formation of orphoepic competence at cursors when teaching

russian language Sarimsaqova N.K.

Academy of Armed forces of the Republic of Uzbekistan The article actualizes the problem of the formation of the speech culture of cadets. The author considers this problem in the framework of the formation of the orthoepic competence of future military personnel. The article substantiates the growing importance of the formation of orthoepic competence, lists the main reasons indicating the need to improve professionally oriented oral speech. The author pays attention to the structure of orthoepic competence of cadets, shows the main possibilities of teaching the discipline «Russian language» for the formation of this competency. The article also presents the methodological means of forming the orthoepic competence of cadets, provides examples of their use. The author substantiates that the formation of the orthoepic competence of cadets at the stage of initial professional self-realization is an important and constant task, since the formation of stable pronunciation standards and the proper level of development of speech culture will ensure the normal functioning of monologic and dialogical oral speech activity in the future. Keywords: Russian language, speech culture, orthoepic competence, cadets, professional-contextual speech activity

References

1. Smooth, E. F. Development of the speech culture of students of a

technical university / E. F. Smooth // Science, Education and Culture. - 2018 .-- No. 9 (33). - S. 35-37.

2. Eskina, O. A. Methods of level assessment of the formation of

linguistic competence of a cadet of a military technical university / O. A. Eskina // Pedagogical journal. - 2017. - Volume 7. -No. 2A. - S. 399-412.

3. Mishurova, E. V. The mastery of orthoepic burrows by cadets of

law enforcement college [Electronic resource] / E. V. Mishurova. - 2017. - Access mode: https://infourok.ru/ovladenie-orfoepicheskimi-normami-kursantami-pravoohranitelnogo-kolledzha-2275494.html

4. Prokhotskaya, S. A. Formation of the linguistic culture of students

of higher educational institutions (by the example of teaching the discipline "Russian language and culture of speech") / S. A. Prokhotskaya // Bulletin of the Volga Institute of Management. -2017. - No. 6. - S. 113-118.

5. Titova, O. Z. Raising the level of speech culture of students of

departmental universities of the Federal Penitentiary Service of Russia in the process of teaching the discipline "Russian language in business documentation" / O. Z. Titova // Kazan Pedagogical Journal. - 2017. - No. 4 (123). - S. 44-46.

6. Titova, O. Z. Formation of language competence among cadets

of the FKOU VO SUI FSIN of Russia when teaching the subject "Russian language in business documentation" / O. Z. Titova // Baltic Humanitarian Journal. - 2017. - No. 3 (20). - S. 101-103.

7. Tyumeneva, N.P. Speech culture of cadets of universities of the

FSIN / N.P. Tyumeneva // Man: crime and punishment. - 2014. -No. 3 (86). - S. 185-189.

8. Danko O.A., Midova V.O., Minasyan E.T. Sign-contextual learn-

ing model as a conceptual basis for improving students' linguistic competencies // Modern Science: Actual Problems of Theory and Practice. Series: Humanities. 2018.No 6-2. S. 98-101.

о

СЧ

ее si Z

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.