Научная статья на тему 'Формирование оптимального описания продукции при решении задач материально технического обеспечения'

Формирование оптимального описания продукции при решении задач материально технического обеспечения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
298
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАТЕРИАЛЬНО ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / НОМЕНКЛАТУРА ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА / НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ / ПРОЦЕСС ЗАКУПОК

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Трушин Н. Н., Тимошин Д. И.

Выполнен анализ процесса государственных закупок технической продукции на примере высшего учебного заведения. Предложена методика повышения качества закупок на основе оптимизации формального описания продукции по квалиметрическим критериям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPTIMAL PRODUCT DESCRIPTION GENERATION FOR LOGISTICS SUPPORT

An analysis of governmental purchases of engineering products for universities has been performed. A methodology for improving the purchase quality usjng an optimized formal description of products with qualimetric criteria has been proposed.

Текст научной работы на тему «Формирование оптимального описания продукции при решении задач материально технического обеспечения»

УДК 658.562

Н. Н. Трушин, д-р техн. наук, проф., [email protected],

Д. И. Тимошин, асп., (4872) 35-18-87, [email protected] (Россия, Тула, ТулГУ)

ФОРМИРОВАНИЕ ОПТИМАЛЬНОГО ОПИСАНИЯ ПРОДУКЦИИ ПРИ РЕШЕНИИ ЗАДАЧ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Выполнен анализ процесса государственных закупок технической продукции на примере высшего учебного заведения. Предложена методика повышения качества закупок на основе оптимизации формального описания продукции по квалиметрическим критериям.

Ключевые слова: материально-техническое обеспечение, номенклатура показателей качества, неопределенность, процесс закупок.

Для бесперебойного функционирования любого предприятия необходимо материально-техническое обеспечение его деятельности. В материально-техническое снабжение обычно входят: определение потребностей предприятия в целом и его структурных подразделения, формирование заявок, проведение закупок, прием и хранение продукции, передача ее потребителям. Эффективность работы предприятия во многом определяется совершенством организации и функционирования всей системы материально-технического обеспечения.

В настоящее время любые закупки для государственных или муниципальных нужд основываются на Федеральном законе от 21 июля 2005 г.

- № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», регулирующий отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд (далее также - размещение заказа) [1].

С учетом практики применения данного законодательного акта в учреждениях федерального и муниципального уровня возникли проблемы, касающиеся оптимального описания приобретаемой продукции. От качества разрешения данных проблем напрямую зависит степень удовлетворения своих потребностей государственных и муниципальных заказчиков в поставке продукции, обладающей требуемой номенклатурой показателей качества.

При формировании документации для проведения торгов, запросов котировок работникам службы материально-технического обеспечения учреждения необходимо учитывать то обстоятельство, что от качества описания в документации требований к предмету закупки, во многом зависит соответствие продукции потребностям заказчика.

При описании требований к предмету закупки необходимо учитывать запрет, содержащийся в Федеральном законе № 94-ФЗ, на указание в документации знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименований места проис-

хождения продукции или наименование производителя, а также требование к продукции, его производителю, если такие влекут за собой ограничение количества участников.

Кроме того, в документации для проведения аукционов, запросов котировок не допускается включать следующие требования к участнику размещения заказа: требования к деловой репутации поставщика, наличии у участника размещения заказа производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства продукции, поставка которой является предметом контракта. Требование к квалификации участника размещения заказа может быть одним из оценочных критериев только при проведении конкурса; перечень же продукции, возможной к закупке через конкурсную процедуру, ограничен распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2008 г. № 236-р.

Документация на закупки может содержать указание на товарные знаки, но они должны сопровождаться словами «или эквивалент», за исключением случаев несовместимости продукции, на которой применяются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия такой продукции с продукцией, используемой заказчиками. Эквивалентность продукции определяется на сновании требований, установленных заказчиком, к качеству, техническим характеристикам продукции, требованиям к его безопасности, требованиям к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) продукции, требованиям к размерам, упаковке, отгрузке продукции, и иные показателям, связанным с определением соответствия поставляемой продукции, потребностям заказчика.

Если какие-либо из требований к предмету закупки в документации для проведения торгов, запросов котировок не были прописаны, или в документации не было прописано требование об указании тех или иных характеристик, необходимых для определения соответствия предлагаемой продукции требованиям заказчика, в составе заявки на участие в аукционе, заказчику придется приобретать продукцию с любыми такими характеристиками. Например, если не установлено ограничения на габаритные размеры поставляемого оборудования, участником размещения заказа может быть предложено к поставке такое изделие, которое в дальнейшем не сможет быть установлено в планируемое помещение.

В связи с изложенными обстоятельствами, в документации для проведения торгов, запросов котировок требования к описанию участниками размещения заказа поставляемого изделия, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), а так же его количественных и качественных характеристик, должны быть установлены таким образом, чтобы члены комиссии, при анализе поступивших заявок, получили исчерпывающую информацию относительно предмета закупок, предлагаемого тем или иным участником размещения заказа.

Предмет поставки - продукцию - можно формализовать как совокупность конечного числа показателей х характеризующих ее, значения которых изменяются в пределах соответствующих множеств Э, и могут быть как количественные, так и качественные:

х = (Х1, Х2,..., хп), XI е Д, - = 1, 2,..., п, где п - конечное число показателей качества продукции. При этом для ка*

ждой показателя может быть указана допустимая область его значений Э-

х1 е Э* е Д , - = 1, 2,..., п.

Таким образом, проблема, возникающая перед заказчиком в процессе формализации предмета закупки, заключается в определении тех характеристик продукции, которые следует включать в его формализованное описание, приемлемого для заказчика диапазона значений идентифицированных характеристик, а так же учете ситуации «ограничение конкуренции». С формальной точки зрения, сложность данной задачи определяется количеством возможных вариантов решения, примерно равное п*ш, где т

- количество альтернативных вариантов продукции.

Согласно закону № 94-ФЗ документация для проведения торгов, запросов котировок не может содержать требования к продукции, ее производителям, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.

Таким образом, при размещении государственного заказа на закупку продукции в соответствии с действующими государственным требованиями, необходимо решать задачи, связанные с определением заказчиком оптимальной номенклатуры показателей качества продукции. Это необходимо, с одной стороны, для конкретного и однозначного описания предмета закупок, а с другой стороны, - не ограничивать конкуренцию.

Отметим, что отечественное законодательство под ограничением конкуренции понимает:

- включение в одну процедуру (при проведении запроса котировок) или включение в один лот продукции (при проведении аукционов, конкурсов) технически и функционально не связанных с предметом торгов или запроса котировок;

- такое описание требований к качеству, техническим характеристикам продукции, требованиям к безопасности продукции, требованиям к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) продукции, требованиям к размерам, упаковке, отгрузке продукции, и иные показателям, которое сводит набор подходящих под нее изделий к конкретной модели или производителю.

Номенклатура показателей качества продукции - это совокупность свойств и показателей, обусловливающих удовлетворение реальных или предполагаемых потребностей. Каждый вид продукции характеризует своя номенклатура показателей качества, которая зависит от назначения продукции. У продукции многоцелевого назначения эта номенклатура может быть очень многочисленной. Показатель качества продукции может выра-

жаться в различных единицах (например, км/ч, часах на отказ), баллах, а также может быть безразмерным. Показатель качества продукции - это количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество продукции, рассматриваемая применительно к определенным условиям ее создания, эксплуатации или потребления.

Одной из важнейших проблем при описании предмета закупок на этапе подготовки документации для проведения торгов, запросов котировок является явление неопределенности. Неопределенность в системе — ситуация, когда полностью или частично отсутствует информация о возможных состояниях системы и внешней среды.

В ситуации неизвестности информация об изделии практически отсутствует. В процессе сбора информации могут возникать ситуации неполноты, недостаточности, недоопределенности и неадекватности информации. Второй уровень дерева определяется источниками возможной неоднозначности описания: физическая неопределенность и лингвистическая неопределенность. Причем описание продукции должно быть сформировано так, чтобы во внешней среде определялось несколько возможностей, которые подходили бы под сформированное описание. В связи с вышесказанным в физическую неопределенность введена новая ситуация - некон-кретность, которая для преодоления «ограничения конкуренции» должна создаваться искусственно. Исходя из предлагаемой системы классификации неопределенности, при формировании описания продукции должно применяться 14 способов решения возникших неопределенностей по числу выявленных видов неопределенностей.

Основными причинами возникновения неопределенностей при формировании описания закупаемой продукции являются:

- наличие противоборствующих тенденций (в данном случае максимально детализированное описание продукции - ограничение конкуренции) и столкновение противоречивых интересов (закупка продукции с наилучшими характеристиками и экономия бюджетных или внебюджетных средств);

- недостаток объективной информации о закупаемой продукции;

- отсутствие однозначного критерия качества описания закупаемой продукции;

- отсутствие адекватных математических моделей описания закупаемой продукции;

- недостаточная квалификация исполнителей системы материальнотехнического обеспечения;

- недостаточная исполнительская дисциплина работников системы материально-технического обеспечения.

Вышесказанное свидетельствует о сложности проблемы формирования описания закупаемой продукции и требует для ее решения системного подхода, основанного на разумном сочетании современных матема-

тических методов, богатого опыта специалистов-практиков, анализе решений контролирующих государственные закупки органов и научных работников.

Формирование оптимального описания на приобретение продукции представляет собой итерационный многоуровневый процесс последовательной детализации и оптимизации, содержанием которого является многократное и последовательное выполнение процедур анализа, синтеза и оценки описаний продукции. Анализ исходных данных, условия и ограничений позволяет установить границы возможных решений. Лучшие решения по ряду критериев отбираются процедурами оценки.

Для разрешения ряда неопределенностей проведем моделирование процесса Закупки и взаимодействия с поставщиками материальных ресурсов на примере высшего учебного заведения со сложной организационной структурой..

Процесс «Закупки и взаимодействие с поставщиками материальных ресурсов» включает в себя 7 блоков:

- оформление заявки;

- планирование закупок;

- проведение процедуры закупок;

- получение продукции;

- выполнение бухгалтерских операций;

- выполнение отчетных и дополнительных мероприятий;

- претензионная работа.

Рассмотрим более подробно процесс «Оформление заявки». Основным недостатком оригинального процесса является то, что присутствует разрыв семантической связи между его первым этапом - оформлением заявки и регулятором всего процесса закупок - Федеральным законом № 94-ФЗ.

Документ «Заявка» исходного образца содержит следующие информационные поля:

1) наименование подразделения, подавшее заявку;

2) согласование с экономическим сектором;

3) согласование с бухгалтерским сектором;

4) утверждение заказчиком;

5) наименование продукции;

6) единица измерения количества продукции;

7) количество закупаемой продукции;

8) ориентировочная цена;

9) код общероссийского классификатора продукции.

Таким образом, отсутствует следующая информация, необходимая для подготовки комплекта документации для проведения закупок: назначение продукции, планируемые сроки поставки продукции, включены ли в цену продукции налоги, страховые взносы, стоимость доставки и установки, а так же набор характеристик и требований к продукции, которые должны удовлетворить потребности заказчика.

Для того, чтобы разрешить неопределенности: назначение продукции, планируемые сроки поставки продукции, содержит ли цена продукции налоги, страховые взносы, а так же стоимость доставки и установки необходимо изменить форму Заявки с внесением в нее соответствующей информации.

Для разрешения в той или иной мере неопределенностей, связанных с недостоверностью и неоднозначностью необходимо введение нового документа - «Технические условия к закупаемой продукции».

В технических условиях указываются требования структурного подразделения к качеству, техническим характеристикам продукции, требованиям к его безопасности, требованиям к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) продукции, требованиям к размерам, упаковке, отгрузке продукции, и иным показателям. Ввод данного документа так же решает проблему несогласованности заявки с Федеральным законом № 94-ФЗ.

В результате реинжиниринга процесса «Оформление заявки» была предложена новая модель процесса. При этом в документ «Заявка» внесен ряд новых информационных полей:

7) планируемые сроки поставки продукции;

8) место поставки продукции;

9) область применения продукции;

10) источник финансирования;

11) статья бюджетной классификации;

12) сведения о том, что в цену продукции должны быть включены налоги, страховые взносы, стоимость доставки и установки.

Введен новый документ «Технические условия», в котором структурным подразделением, оформляющим заявку совместно с группой специалистов, формируется набор требований к продукции на основе базы данных технических условий.

Новая форма документа позволяет понизить уровень неопределенности информации при работе службы материально-технического снабжения и уменьшить риски получения заказчиком продукции неудовлетворяющей его потребностям.

Процесс «Оформление заявки» с учетом ввода документа «Технические условия» включает в себя шесть основных этапов:

- подготовка формы заявки;

- формирование базы данных технических условий;

- оформление заявки и технических условий;

- согласование заявки с экономическим сектором;

- согласование заявки с бухгалтерским сектором;

- утверждение заявки заказчиком.

Общий перечень показателей может быть получен на основе анализа потребностей заказчика, сравнения ряда продукции, удовлетворяющей требования заказчика, из стандартов «Система показателей качества продукции» ит. п.

При этом выбираются те показатели, которые включены в официальную техническую документацию и определяют нормативный уровень качества этой продукции, а также другие требования, выставляемые заказчиком.

В настоящее время предложенная методика проходит поэтапное внедрение в Тульском государственном университете.

Разрабатывается новый стандарт предприятия СТП «Закупки и взаимодействие с поставщиками материальных ресурсов».

Предложенные изменения в процессе закупок и взаимодействия с поставщиками материальных ресурсов позволяют существенно снизить риски заказчиков получения несоответствующей продукции.

Список литературы

1. О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд: Федер. Закон Рос. Федерации от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ.

2. Информационная поддержка систем управления качеством изготовления машин/ С. А. Васин [и др.]. Тула: Изд-во ТулГУ, 2002. 428 с.

3. Косяк Т. В. Практика осуществления контроля Управлением Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области в сфере размещения заказов за 1-й квартал 2008 года // Госзаказ: управление, размещение, обеспечение. № 12. 2008.

4. Маслова Т. С. Готовим документацию по аукциону // Госзаказ: управление, размещение, обеспечение. № 11. 2008.

5. Перечень товаров (работ, услуг), размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется путем проведения аукциона: распоряжение Правительства Рос. Федерации от 27 февраля 2008г. № 236-р.

6. Трушин Н. Н. Организационно-техническая структура производственного процесса на машиностроительном предприятии. Тула: ТулГУ, 2003. 230 с.

7. Фомин В. Н. Квалиметрия. Управление качеством. Сертификация: уч. пособие. М.: Ось-89, 2005. 384 с.

8. Черемных С. В., Семенов И. О., Ручкин В. С. Моделирование и анализ систем. IDEF-технологии: практикум. М.: Финансы и статистика, 2006. 192 с.

N. Trushin, D. Timoshin

OPTIMAL PRODUCT DESCRIPTION GENERATION FOR LOGISTICS SUPPORT

An analysis of governmental purchases of engineering products for universities has been performed. A methodology for improving the purchase quality using an optimized formal description of products with qualimetric criteria has been proposed.

Key words: material support, quality indicators, uncertainty, process of purchases.

Получено 20.01.10

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.