Научная статья на тему 'Выявление признаков криминальной ситуации, связанной с размещением заказов на поставку товаров, выполнением работ, оказанием услуг для государственных и муниципальных нужд'

Выявление признаков криминальной ситуации, связанной с размещением заказов на поставку товаров, выполнением работ, оказанием услуг для государственных и муниципальных нужд Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
977
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Калинин Сергей Валентинович

В статье выделяются общие и специальные признаки преступлений в сфере государственных и муниципальных закупок. Приводятся общие подходы к их распознаванию и обнаружению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Выявление признаков криминальной ситуации, связанной с размещением заказов на поставку товаров, выполнением работ, оказанием услуг для государственных и муниципальных нужд»

Ивашина К.И. Методологические предпосылки общетеоретического анализа юридического делегирования

TPMsvHa молодого vvtHoro

7. Российская газета. — 1993. — 25 декабря.

8. См.: Ганюшкина Е.Б. Правовая природа межгосударственных объединений // Правовые исследования. Новы1е подходы: Сборник статей факультета права НИУ ВШЭ. — 2012. — С. 478—490.

9. Подробнее см.: Арефина С.И. Конституционные основы делегированного законодательства: Автореф. дис... канд. юрид. наук. — М., 2005; Троицкий В.С.

Делегированное законодательство: Теория и практика: Автореф. дис... канд. юрид. наук. — М., 2005.

10. СЗ РФ. — 2006. — № 23. — Ст. 2381.

11. СЗ РФ. — 1994. — № 32. — Ст. 3301.

12. СЗ РФ. — 2010. — № 20. — Ст. 2436.

13. СЗ РФ. — 2003. — № 40. — Ст. 3822.

14. СЗ РФ. — 2003. — № 22. — Ст. 2066.

С.В. Калинин

Калинин Сергей Валентинович — адъюнкт кафедры криминалистики Нижегородской академии МВД России

E-mail: 7408@mail.ru

Выявление признаков криминальной ситуации, связанной с размещением заказов на поставку товаров, выполнением работ, оказанием услуг для государственных и муниципальных нужд

В статье выделяются общие и специальные признаки преступлений в сфере государственные и муниципальных закупок. Приводятся общие подходы к их распознаванию и обнаружению.

The article points out general and special features of crimes in state and local governmentprocurement. It provides general approaches to its identification and detection.

Понятия «выявление признаков» и «раскрытие преступления» содержательно достаточно тесно связаны друг с другом. Криминалистическая категория «раскрытие», несмотря на многолетнюю дискуссию, пока не привела к общепризнанному результату1. В основном, авторы различных точек зрения пытаются говорить не о содержательной стороне понятия, а о процессуальном решении, которое может быть принято в случае раскрытия преступления. Именно поэтому преступление, по их мнению, считается раскрытым в случае:

— обнаружения преступника2;

— предъявления обвинения3;

— составления обвинительного заключения4;

— вступления в законную силу приговора суда5.

Мы полностью разделяем точку зрения H.H. Рябова6, согласно которой под раскрытием преступления следует понимать такое структурно-содержательное состояние имеющегося объема доказательственной информации, которого достаточно для однозначного вывода о том, кто, с кем, в чьих интересах, на чьи средства, где, когда и каким образом реализовал свой преступный замысел. Обнаруженных и зафиксированных признаков ПД должно быть достаточно для формулирования вывода о причастности субъекта ПД к совершенному преступлению и принятия соответствующего решения на различных стадиях уголовного судопроизводства.

Расследованию преступлений в сфере государственных и муниципальных закупок (далее — в

сфере закупок), даже при больших объемах доказательственной информации, свойственно (как и большинству преступлений экономической направленности) вынесение постановления о приостановлении предварительного следствия в связи с неус-тановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого7. В связи с этим возникает необходимость в разыскной организационной форме деятельности следователя8.

Такая работа имеет свои особенности, связанные с деятельностью следователя и оперативного работника в условиях поступления большого количества доказательственной информации. Каждый из участников достаточно очевиден и не отрицает своего участия в схемах злоупотреблений в сфере закупок. Вместе с тем, никто и не признает корыстной направленности своих действий (бездействий), оправдывает малозначительные нарушения и несоответствие схемы нормативно-правовому порядку объективно сложившимися обстоятельствами.

Таким образом, перед нами возникает задача выявления и анализа определенных признаков криминальных ситуаций, наиболее часто встречающихся и свойственных сфере закупок.

Проявление криминальной ситуации имеет две разновидности. В первом случае это может быть заявление или сообщение лица (группы лиц) с указанием конкретных фактов передачи денег, подарков, оказания услуг должностному лицу, а также

передачи им взяткодателю или коррумпировавшей государственного служащего структуре документов, имущества, необходимой информации, гарантий и т. д. Второй тип выявления криминальной ситуации заключается в инициативном поиске следов злоупотреблений в сфере закупок.

Признаки злоупотреблений в сфере закупок делятся на несколько групп.

1. Особенности личностных характеристик субъектов ПД, к которым относятся:

— частые и длительные приватные переговоры с потенциальными поставщиками;

— необоснованное резкое изменение материального благосостояния ответственных должностных лиц организации-заказчика;

— отсутствие у ответственных должностных лиц организации-заказчика «свободного времени», отказ от очередного отпуска, присутствие на работе при болезнях в период проведения крупных закупок;

— «подбрасывание» ответственных должностных лиц организации-заказчика после работы домой транспортом сторонних лиц;

— неожиданный интерес к работе сотрудников или подразделений, не входящих в непосредственную компетенцию должностного лица, отвечающего за размещение заказа (вмешательство в работу других);

— получение дорогостоящих подарков от потенциальных поставщиков на дни рождения и иные праздники;

— неожиданная смена точки зрения на рассматриваемые вопросы;

обособленный, скрытый, замкнутый образ жизни;

— необъяснимо дорогостоящий досуг (посещение элитных ночных клубов, ресторанов, баров, казино и т. п.).

2. Признаки, характеризующие ситуацию, которая сигнализирует о злоупотреблениях в сфере государственных и муниципальных закупок. К ним относятся:

— режим наибольшего благоприятствования при подготовке и (или) рассмотрении заявки конкретного участника размещения заказа;

— неоднократные победы конкретной фирмы или аффилированных фирм в торгах одного и того же заказчика в течение длительного времени;

— выполнение для заказчика разнопрофильных работ одной и той же организацией в течение длительного периода времени;

— заключение долгосрочных контрактов на поставки продукции на заведомо невыгодных для заказчика условиях;

— отсутствие штрафных или иных гражданско-правовых санкций в заключаемых контрактах и (или) неприменение их в случаях нарушения договорных обязательств поставщиком;

— большое количество искажений в экономических расчетах, приводящее к значительному завышению реальной стоимости закупаемой продукции;

— значительные корректировки стоимости закупаемой продукции на этапе исполнения контракта.

3. Сведения из различных документов и результаты анализа документальных сведений. Представляющими интерес для следователя документами являются:

— управленческие документы (Положение о порядке организации размещения заказов, приказ об образовании комиссии, приказ о перечне ло-тов,методика определения начальной(максимальной) цены контракта, план-график, приказ и положение о приемочной комиссии, протоколы рассмотрений заявок и т. д.);

— сберегательные книжки, лицевые счета вкладчика, почтовые переводы, квитанции как признаки получения денег или ценностей;

— командировочные удостоверения, счета ресторанов, гостиниц, путевки как признаки пребывания в определенном месте, признаки оказанной услуги, предоставления льгот и т. д.;

— первичные документы, фиксирующие очередность получения товара, кредита, квартиры, автомашины и т. п.

— материалы прессы и распечатки электронной сети «Интернет»;

— протокол вскрытия конвертов с заявками и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе, протокол оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе; протокол рассмотрения заявок на участие в аукционе, протокол аукциона; протокол рассмотрения и оценки котировочных заявок, протокол об отказе от заключения контракта;

— государственный или муниципальный контракт со спецификацией поставляемой продукции, выполняемых работ, оказания услуг;

— личные записи представителей заказчика, исполнителей контракта;

— акт выполненных работ;

— акт финансовых ревизий.

Примером выявления признаков преступной деятельности в ходе анализа и сопоставления документов является:

— установление существенной разницы между спецификацией контракта поставляемой продукции, выполняемых работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд и фактически поставленной продукцией, выполненными работами или оказанными услугами;

— при сопоставлении протоколов торгов, запроса котировок, результаты которого могут быть фальсифицированы. Нередко должностное лицо заказчика в рамках использования своего служебного положения ставит «специальную» задачу своим подчиненным — членам Единой комиссии предельно конкретно. По условиям этой задачи конкурс, запрос котировок должна выиграть приоритетная организация9;

— при проверке решения (приказ, распоряжение) заказчика, уполномоченного органа о способе размещения заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Данный способ может быть

Калинин С.В. Вы/явление признаков криминальной ситуации, связанной с размещением заказов на поставку товаров, выполнением работ, оказанием услуг...

Калинин С.В. Выявление признаков криминальной ситуации, связанной с размещением заказов на поставку товаров, выполнением работ, оказанием услуг...

выбран с нарушением требований Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»10.

— при проверке первичных финансовых документов заказчик, уполномоченный орган осуществил путем запроса котировок размещение заказа на поставку одноименных11 товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг на сумму более чем 500 тыс. рублей в течение квартала.

4. Признаки подлога в документах (исправление дат, подчистка в списках, перепечатывание отдельных страниц документов с последующей подделкой подписей и печатей и т. д.).

Примером может служить получение информации и выявление признаков злоупотреблений организаторов торгов, запроса котировок по закупке типографической продукции, который должен начинаться с оценки персонального состава постоянно действующей комиссии, выяснения вопроса о том, включен ли в ее состав специалист из области типографической продукции. Далее следует изучить механизм закупки, он, как правило, зависит от способа закупки. К числу таких условий обычно относятся обязательства по поставке конкретной продукции, срок поставки, место поставки, гарантийные обязательства, порядок оплаты, приемки продукции и т. п.

В процессе анализа причин непринятия (отсутствие официальной регистрации заявки) и сокрытия заявок на участие в торгах, запросе котировок следует сопоставить, кто принимал документы у участников и кто направлял уведомления об участии. Предложения победителя по условиям и предложенные им критерии оценки победителя следует сопоставить с другими предложениями участников торгов, запроса котировок. Сопоставление даты опубликования условий торгов, запроса котировок с заключением Единой комиссии может выявить, что конверты были вскрыты ранее положенного срока, заявки на участие в запросе котировок изучены и сопоставлены между собой. Наличие на конвертах следов предварительного вскрытия и повторного оклеивания (опечатывания) также дает основание предполагать утечку конфиденциальной информации о ценах заказа.

Общие признаки криминальной ситуации при подготовке и реализации экономико-криминальных схем, в том числе связанных со сферой закупок, могут проявляться на различных этапах12 механизма закупок.

В сфере закупок могут совершаться разноплановые по своим характеристикам преступления. Их признаки можно сгруппировать следующим образом:

1. Признаки нецелевого расходования денежных средств, выделенных на закупку товаров для государственных нужд.

Общими признаками могут являться:

— направление и использование данных средств на цели, не соответствующие условиям их получения;

— направление и использование бюджетных средств на цели, не соответствующие правовым основаниям их получения;

— отсутствие на балансе организации, которая объявляет торги, запрос котировок, имущества, ремонт которого является предметом государственного и муниципального контракта;

— несоответствие кода бюджетной классификации и предмета контракта (расходование средств не по коду бюджетной классификации (КБК), по которому было произведено финансирование (перераспределение средств с одного кода на другой).

Специальные признаки нецелевого расходования денежных средств в рассматриваемой сфере выражаются:

— в направлении этих средств на банковские депозиты, приобретении различных активов (валюты, ценных бумаг, иного имущества) с целью их последующей продажи;

— осуществлении взносов в уставный капитал другого юридического лица, оказании финансовой поддержки;

— расходовании средств при отсутствии оправдательных документов;

— неоформлении или неправильном оформлении первичных документов(на приобретение товарно-материальных ценностей, на расходование средств, а также отсутствие авансовых отчетов и т. п.).

2. Признаки хищения денежных средств, связанные с проведением торгов, запроса котировок.

Характерными признаками совершения большинства хищений, которые совершаются после проведения торгов, запроса котировок, являются:

— подача фиктивных документов для участия в торгах, запросе котировок;

— завышение объемов работ, которые выполнены по условиям торгов, запроса котировок;

— использование для проведения работ бесплатной рабочей силы в лице военнослужащих (применительно к распорядителю бюджетных средств, где предусмотрена военная служба);

— фальсификация актов приемки выполненных работ;

— фальсификация пакета отчетных документов о произведенных закупках материалов для реализации контракта;

— выполнение работ, закупка товаров, оказание услуг проводится не в соответствии со спецификацией, которая предусмотрена контрактом;

— введение в заблуждение своими неправомерными действиями членов Единой комиссии относительно возможностей участников торгов, запроса котировок;

— создание необходимых условий, при которых победителем торгов, запроса котировок становится заранее определенная коммерческая структура;

— конфликт между исполнителями работ (подрядчиками и субподрядчиками).

Так, в качестве примера можно привести следующую ситуацию. В декабре 2006 года Генпрокуратура РФ возбудила уголовное дело по факту на-

рушений законодательства при проведении конкурса на реконструкцию взлетно-посадочной полосы № 2 аэропорта Шереметьево. Дело возбуждено по признакам преступления, предусматривающего ответственность за покушение на мошенничество в особо крупных размерах (ч. 3 ст. 30, ч. 4 ст. 159 УК РФ). Установлено, что в период с сентября по ноябрь 2006 года Федеральное агентство воздушного транспорта Минтранса провело конкурс с целью заключения государственного контракта на осуществление реконструкции взлетно-посадочной полосы! № 2 аэропорта Шереметьево. Для участия в конкурсе были поданы 7 заявок. Ряд лиц путем обмана и злоупотребления доверием, введя своими действиями в заблуждение членов конкурсной комиссии относительно возможностей участников конкурса, создали условия, при которых победителем конкурса было признано ЗАО «Инжиниринговая компания “Трансстрой”». При этом предложение «Трансстроя» было лишь пятым по цене (8,1 млрд руб.) и третьим по срокам (28 месяцев).

3. Признаками взяточничества и иных должностных злоупотреблений в ходе проведения торгов, запроса котировок являются:

— переданные взяткополучателю деньги и ценные предметы;

— товарные ярлыки, чеки, этикетки от переданных взяткополучателю предметов;

— следы1 веществ с предмета взятки на теле или одежде взяткополучателя;

— следы пальцев рук взяткодателя или посредника в квартире, автомашине или служебном кабинете взяткополучателя, на предмете взятки (например, выброшенном в окно при задержании);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— следы обуви, протектора автомобиля на месте встречи, слюна или губная помада, оставленная на брошенных окурках, и т. п.;

— частые и длительные приватные переговоры с потенциальными поставщиками;

— необоснованное резкое изменение материального благосостояния ответственных должностных лиц организации-заказчика;

— увеличение цены контракта на этапе его заключения или исполнения;

— превышение рыночных цен за поставленный товар, оказание услуг, выполнение работ;

— преднамеренный выбор неправильного способа закупки для государственных и муниципальных нужд;

— наличие фактов оплаты сомнительных счетов или вообще без счета;

— проблемы на этапе исполнения контракта: низкое качество работ (товара, услуг), срывы сроков и т. п.

В качестве примера можно привести следующую ситуацию. Так, в одном из региональных командований внутренних войск МВД России проводился открытый аукцион в электронной форме на долевое участие в строительстве. Аукцион на долевое участие в строительстве проводился дважды. Заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме подали 4 местные строительные организации. Однако

первые торги были признаны несостоявшимися. В связи с этим региональное командование провело по тому же предмету новый аукцион, при этом начальник отдела капитал ьного строител ьства за взятку в миллион рублей подделал аукционную документацию по выбору подрядчика на строительство квартир. Начальная (максимальная) цена контракта составила 732 млн 335 тыс. рублей. Единственным участником нового аукциона оказалась ЗАО «Автомхим-монтаж». Соответственно, государственный контракт заключен по начальной (максимальной) цене контракта. Причины такого сужения круга участников кроются в изменении технического задания. Стоимость жилья составила 45 тыс. рублей за квадратный метр, что вдвое превышает цены, установленные Минре-гионразвития по этому региону. Так, готовое к заселению жилье в данном районе предлагается частным лицам по цене 25,6 тыс. рублей за квадратный метр.

Таким образом, «государству контракт на строительство более чем 300 квартир обошелся в «лишние» 200 миллионов рублей». По данному факту Генеральной военной прокуратурой в отношении начальника отдела капитального строительства возбуждено уголовное дело по части 5 статьи 290 УК РФ13.

4. Монополистические действия должностных лиц при проведении закупок.

Как правило, основными признаками монополистических действий при проведение закупок являются:

— частые и длительные переговоры с потенциальными поставщиками;

— необоснованное и частое размещение заказов у единственного поставщика;

— неоднократные победы конкретной фирмы или аффилированных фирм в торгах, запросе котировок одного и того же заказчика в течение длительного времени;

— выполнение для заказчика разнопрофильных работ одной и той же организацией в течение длительного периода времени;

— введение дискриминационных условий в документацию о размещении заказа, техническое задание и проект государственного контракта;

— нарушение условий конфиденциальности;

— максимальное использование субъективных критериев при рассмотрении и оценке поступивших заявок и т. п.

В качестве примера действий должностных лиц, направленных на ограничение конкуренции, можно привести уголовное дело, возбужденное по признакам преступления, предусмотренного статьей 178 УК РФ, Следственным комитетом при МВД России в отношении начальника Управления транспорта и связи при правительстве Москвы П., назначенного председателем конкурсной комиссии по проведению конкурса и отбору юридических лиц на право создания пунктов по инструментальному контролю автотранспортных средств.

Данному лицу вменялось в вину совершение деяния, предусмотренного статьей 178 УК РФ. Такое решение мотивировалось тем, что после проведе-

Калинин С.В. Выявление признаков криминальной ситуации, связанной с размещением заказов на поставку товаров, выполнением работ, оказанием услуг...

Калинин С.В. Выявление признаков криминальной ситуации, связанной с размещением заказов на поставку товаров, выполнением работ, оказанием услуг...

ния первого этапа отбора и допуска к конкурсу оставшихся участников он нарушил условия их дальнейшего отбора. Без учета актов инспекционных проверок, без уведомления участников конкурса и проведения заседания конкурсной комиссии П. было принято решение о признании победителями конкурса четырех организаций. В результате такого решения остальные участники были лишены возможности отстаивать свои интересы и им был ограничен доступ к участию в механизме закупок.

Указанные признаки, взятые в отдельности, не обязательно свидетельствуют о том или ином виде преступления. Для предупреждения ошибки при оценке криминальных ситуаций следует исходить из комплекса установленных обстоятельств и дополнительной информации.

Примечания

1. См.: Белкин Р.С. Курс криминалистики: Учебное пособие для вузов. — 3-е изд., доп. — М., 2001. — С. 776.

2. См.: Карпец И.И. Проблема преступности. — М., 1969. — С. 152; Калинин Ю.В. О понятии раскрытия преступления // Вопросы криминалистической методологии, тактики и методики расследования. — М., 1973. — С. 35—36.

3. См.: Михайлов А.И. Процессуальная сущность раскрытия преступлений / А.И. Михайлов, Л. А. Сергеев // Советское государство и право. — 1971. — № 4. — С. 114—115; Герасимов И.Ф. Некоторые проблемы раскрытия преступлений. — Свердловск, 1975. — С. 50.

4. См.: Майоров Н. Учет раскрытия преступлений // Социалистическая законность. — 1970. — № 2. — С. 44.

5. См.: Лузгин И.М. Расследование как процесс познания. — М., 1969. — С. 16; Остроумов С. Критерии оценки раскрытия преступлений / С. Остроумов, С. Панченко // Социалистическая законность,. — 1976. — №9. — С. 51.

6. См.: Рябов H.H. Расследование преступлений, совершаемых с использованием взаимозачетных операций между субъектами экономической деятельности: Дис... канд. юрид. наук. — Н. Новгород, 2004. — С. 119—120.

7. Материалы анкетирования 2009—2011.

8. См., например: Закатов A.A. Розыскная деятельность следователя // Криминалистика: Учебник для вузов МВД России. — Волгоград, 1994. — Т. 2: Техника, тактика, организация и методика расследования преступлений. — С. 263—274.

9. В случае предполагаемой подачи единственной заявки на участие в аукционе, заказчик с подрядчиком могут заранее договориться и подготовить два варианта заявки, с минимальной и максимальной ценой. В отношении заинтересованных в контракте участников может быть допущена «утечка» информации о минимально заявленной сумме по аукционному контракту.

10. Российская газета. — 2005. — 28 июля.

11. Под одноименными товарами, одноименными работами, одноименными услугами понимаются товары, работы, услуги, относящиеся к одной группе товаров, работ, услуг в соответствии с номенклатурой товаров.

12. Более подробно см.: Калинин С.В. Особенности злоупотреблений со стороны заказчика и участников заказа в сфере государственных и муниципальных закупок // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. — 2011. — № 3 (16). — С. 275—280.

13. www.apn-spb.ru/publications/article8176.htm

Ю.П. Куликова

Куликова Юлия Павловна — аспирант кафедры управления Финансово-технологической академии

E-mail: jp.kulikova@gmail.com

Конкурентоспособность национального образования как приоритет экономической безопасности России

Одним из условий инновационного развития

высшей школы в субъектах Российской Федерации является наличие системной региональной политики в области образовательной, научной и инновационной деятельности, определяющей цели, траектории развития данньых сфер, ресурсы1, требуемые для достижения целей, и механизмы! контроля. Развитие межвузовского взаимодействия в регионах может осуществляться по инициативе и при поддержке органов власти.

One of the conditions for innovative development of higher education in the subjects of the Russian Federation is the existence of a system of regional policy in the field of education, science and innovation, defining objectives, trajectory of development of these areas, the resources required to achieve the objectives and mechanisms of control. The development of inter-university cooperation in the region can be initiated and supported by governments.

В настоящее время наблюдается стабильная сфере образования. Связан данный факт с необхо-

тенденция развития инновационных процессов в димостью модернизации экономических процессов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.