ДЕМАКОВА Евгения Александровна
Кандидат технических наук, доцент кафедры товароведения и экспертизы непродовольственных товаров
Красноярский государственный торгово-экономический институт
660075, РФ, г. Красноярск, ул. Л. Прушинской, 2 Контактные телефоны: (391) 221-95-58, (913) 511-34-17 е-таИ: evdemakova@ya.ru
Совершенствование системы закупок мебели для бюджетных учреждений
Ключевые слова: мебель для административных помещений; номенклатура потребительских свойств; оценка потребительских свойств; эффективность закупок.
Аннотация. Изучены тенденции, складывающиеся в секторе закупок мебели для бюджетных учреждений. На примере Красноярского края показана структура закупок по видам изделий, видам торгов, числу участников и величине экономии бюджетных средств, выделяемых на приобретение мебели. Выявлены причины, сдерживающие потенциал конкурсного отбора поставщика как инструмента обеспечения заказчиков высококачественной продукцией. Предложены унифицированные формы технического задания, а также номенклатуры и шкалы оценок потребительских свойств для некоторых видов корпусной мебели.
Российский мебельный рынок один из наиболее динамично развивающихся сегментов товарного рынка России. В период с 2006 по 2010 г. производство мебели стабильно возрастало от 2,2 млрд до 3,2 млрд дол., и, по мнению экспертов, в ближайшие годы ситуация существенно не изменится. В течение последних пяти лет доля рынка, занятая мебелью для офисов и учреждений, колебалась в диапазоне от 7 до 14%, а в 2010 г. она повысилась до 20%, что объясняется ростом деловой активности после мирового финансового кризиса [1]. К 2015 г. ожидается увеличение спроса на офисную мебель, доля этого сегмента в мебельной промышленности может составить около 35%.
Частные компании, приобретая мебель, тратят на это собственную прибыль, поэтому ориентируются не только на цену, но и на качество продукции. Государственные учреждения оснащаются за счет средств из бюджетов различных уровней. При этом основным и зачастую единственным критерием выбора поставщика является стоимость товаров, несмотря на закрепление Федеральным законом № 94-ФЗ [2] возможности оценки потребительских свойств продукции.
Доля государственных закупок в РФ достигает 35% расходов бюджетов разных уровней. Столь значительные объемы делают задачу обеспечения их эффективности первостепенной.
Целью исследования явился анализ ассортимента и оценка влияния качественных характеристик продукции на результаты конкурсного отбора поставщиков мебели корпусной для административных помещений государственных и муниципальных предприятий Красноярского края.
Уполномоченный орган - Агентство государственного заказа Красноярского края - для приобретения мебели использует следующие способы размещения заказа:
проведение торгов в форме конкурса, аукциона;
без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика).
Оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе осуществляются конкурс -ной комиссией в соответствии с критериями и в порядке, которые установлены кон-
© Демакова Е. А., 2011
курсной документацией. Совокупная значимость таких критериев составляет 100%, а значимость критерия «качественные характеристики или потребительские свойства» не может превышать 20% [2].
Анализ требований, предъявляемых к мебели, приобретаемой для государственных и муниципальных учреждений, в различных субъектах РФ, показывает, что качественные характеристики учитываются не во всех регионах (табл. 1). Поэтому единственным условием получения изделий, соответствующих требованиям потребителей, является максимально подробное изложение характеристик закупаемых изделий в технических заданиях (ТЗ) к контракту на поставку продукции.
Таблица 1
Критерии, используемые при оценке заявок участников конкурсов на поставки мебели для бюджетных учреждений
Регион Критерии оценки Значимость, %
Цена контракта 60
Красноярский край Качественные характеристики 20
Срок поставки 20
Цена контракта 35
Москва Качественные характеристики 20
Срок поставки 45
Санкт-Петербург Цена контракта Срок поставки 90 10
Цена контракта 85
Омская область Срок поставки 5
Гарантийный срок эксплуатации 10
Приморский край Приобретение мебели осуществляется только посредством
запроса котировок и открытых аукционов -
Изучение содержания ТЗ показало отсутствие системного подхода к описанию приобретаемой мебели. Ни в одном из субъектов РФ не были обнаружены варианты ТЗ, в которых были бы учтены все существенные характеристики изделий. Поэтому необходимо применение унифицированной формы технического задания, которая позволит заказчикам полнее учесть параметры изделий, определяющие комплекс их потребительских свойств (табл. 2).
Таблица 2
Унифицированная форма требований к техническим характеристикам
мебели корпусной для административных помещений
Вид изделия Технические характеристики
Общие требования
Стол письменный/компьютерный, тумба, шкаф для документов/одежды Размеры Материалы изготовления основных деталей и их толщина Виды кромкооблицовочных материалов и их толщина Требования к лицевой и крепежной фурнитуре (виды используемой фурнитуры, материалы изготовления) Требования к опорам (виды, материал изготовления, способ крепления, возможность их регулирования по высоте) Цвет поверхностей, кромочных материалов и фурнитуры Степень блеска и характер поверхности
Окончание табл. 2
Вид изделия | Технические характеристики
Специфические требования
Стол письменный/компьютерный Конструкция изделия (наличие тумб, надстроек, задней стенки и пр. для столов письменных и наличие полки для клавиатуры, ниши для системного блока, дополнительных надстроек для столов компьютерных) Форма столешницы
Тумба Конструкция изделия (количество ящиков или дверей, полок, расстояния между полками или высота ящиков) Форма верхнего горизонтального щита Наличие замков и количество ключей к ним
Шкаф для документов/ одежды Конструкция изделия (число дверей, количество полок, расстояние между ними, пр.) Требования к лицевой и крепежной фурнитуре (в том числе размер и форма ручек, конструкция крючков для одежды и наличие штанги, конструкция петель, угол их открывания и пр.) Наличие замков и количество ключей к ним
Таблица 3
Структура ассортимента корпусной мебели, закупленной через Агентство госзаказа Красноярского края, по видам и разновидностям, % [3]
Анализ структуры ассортимента мебели корпусной, приобретаемой для бюджетных учреждений Красноярского края, показывает, что за последние два года закупки по ряду позиций претерпели существенные изменения (табл. 3). Так, если в 2009 г. совокупная доля столов составляла около 47%, то в 2010 г. она снизилась до 34%. В то же время выросла доля шкафов для одежды: от 20 до 26%. Основу ассортимента составляют шкафы и столы - от 77 до 83% в объеме закупок. Сравнительно высока востребованность тумб, доля которых в исследуемый период колебалась на уровне 10-12%. Изделия, закупаемые в комплектах, представлены преимущественно мебелью для обстановки рабочих мест рядовых сотрудников.
В 2009 г. в отношении 15% закупаемой мебели не были определены требования к материалам изготовления, в следующем году доля таких изделий снизилась до 3%. Данная тенденция свидетельствует о повышении внимания заказчиков к качеству приобретаемой мебели. Этот же факт объясняет и снижение от 21 до 9% доли продукции, в отношении которой заказчиком не уточнялись требования к материалу облицовывания торцов деталей.
Более 80% изделий, закупленных в 2009 г., были изготовлены из ламинированных древесно-стружечных плит, а в 2010 г. их доля выросла до 93%, что объясняется низкими ценами на продукцию из этого материала.
Согласно требованиям заказчиков, от 55 до 52% изделий должны иметь торцы, оклеенные кромочной лентой из поливинилхлорида (ПВХ) или ABS (акрилбутадиенстирольного пластика), хотя последний практически не используется местными изготовителями мебели. Таким образом, во многих случаях наблюдается пока еще формализованный подход к составлению технических требований к закупаемым изделиям, без учета влияния материалов изго-
Разновидность 2009 2010
Стол:
письменный 26,2 17,4
компьютерный 14,1 11,9
для совещаний 0,9 0,4
приставной 3,1 2,3
журнальный 2,4 1,8
Шкаф:
для документов 16,5 17,2
для одежды 20,2 26,1
Тумба 9,8 12,3
Стеллаж 1,3 1,3
Полка 0,4 2,8
Вешалка 0,0 3,0
Комплект мебели:
для кабинета руководителя 0,2 0,1
для рабочего места персонала 4,8 3,4
Итого 100,0 100,0
товления на показатели качества мебели, как и без четкого представления заказчика о комплексе потребительских свойств продукции.
В 2010 г. объем закупок мебели корпусной для бюджетных учреждений сократился на 10,3 млн р. (рис. 1). В то же время доля мебели, приобретаемой посредством проведения открытых аукционов, возросла от 19% в 2009 г. до 62% в 2010 г. Фактически сумма затрат на закупки изделий путем конкурсного отбора поставщика увеличилась в 2 раза.
30 000 1
.р
.с 25 000
ы
т
,к 20 000 о
I 15 000 -за
§ 10 000 -мм
Су 5 000 0
22 663,2
5 301,6
6 753,2
: 10 881,7
2009 г. 2010 г.
□ Открытые аукционы □ Открытые конкурсы
Рис. 1. Динамика структуры закупок мебели корпусной через Агентство госзаказа Красноярского края по видам торгов [3]
Выявленная тенденция положительна, так как при проведении конкурса выбор поставщика осуществляется не только с учетом минимальной предложенной цены, но и путем сравнения потребительских свойств закупаемой мебели. Поэтому конкурсный отбор представляет собой наиболее перспективную форму закупки, которая позволяет не только сэкономить бюджетные средства, но и обеспечить государственные и муниципальные предприятия мебелью, отвечающей требованиям качества.
Об уровне конкуренции на рассматриваемом рынке можно судить по количеству участников торгов (рис. 2): доля закупок мебели у единственного участника мероприятия пока еще велика, хотя и снизилась с 30% в 2009 г. до 25% в 2010 г. Большая часть мебели (до 73% в 2010 г.) приобретается в ходе торгов, где участвуют от 2 до 5 потенциальных поставщиков. Таким образом, в исследуемом регионе наблюдается стабилизация на среднем уровне конкуренции за право заключения контрактов на поставки мебели корпусной для бюджетных учреждений.
Число участников мероприятия по закупке мебели, чел.
Рис. 2. Структура закупок мебели корпусной через Агентство госзаказа Красноярского края по числу участников торгов [3]
Сложившаяся практика закупок мебели в Красноярском крае позволяет получать значительную экономию бюджетных средств по итогам проведенных торгов (рис. 3).
Доля экономии выделенных на закупку бюджетных средств, %
□ 2009 г. □ 2010 г.
Рис. 3. Структура закупок мебели корпусной через Агентство госзаказа Красноярского края по величине экономии бюджетных средств [3]
В 2009 г. более 23% закупок сопровождалось прямой экономией финансовых ресурсов в размере более 40% первоначально выделенной суммы. В 2010 г. доля таких «высокоэффективных» закупок достигла почти 39%. Данная тенденция объясняется рядом факторов:
отсутствие у заказчиков методики установления максимальной цены контракта, основанной на объективном анализе рынка;
отсутствие объективного подхода к оценке качественных характеристик или потребительских свойств товаров со стороны членов конкурсных комиссий.
О недостаточном внимании экспертных комиссий к оценке предлагаемой разными участниками конкурсов мебели по критерию «качественные характеристики» свидетельствуют данные рис. 4: высшие экспертные оценки (100 баллов) получили 70% участников конкурсов по закупкам мебели; минимальные оценки (0 баллов) были поставлены участникам, не представившим на конкурс ни образцов продукции, ни фотографий или буклетов с ее изображением.
Принятая конкурсной комиссией номенклатура подкритериев для оценки качественных характеристик не отражает комплекс важнейших потребительских свойств корпусной мебели и не дает возможности объективно оценить преимущества и недостатки изделий, предлагаемых разными изготовителями. Номенклатура включает три подкритерия:
внешний вид, дизайн - 30 баллов;
качество поверхности ЛДСП - 40 баллов;
качество облицовки торцевых поверхностей, качество и комплектность фурнитуры - 30 баллов.
Для совершенствования процедуры конкурсного отбора поставщика корпусной мебели нами была разработана расширенная номенклатура потребительских свойств для наиболее востребованных изделий. По итогам работы экспертной группы, включающей специалистов сферы производства и реализации мебели, рассчитаны коэффициенты весомости показателей потребительских свойств и соответствующие им максимальные оценки, выраженные в баллах.
ч
о
Оценки экспертов за качественные характеристики предложенных товаров, баллы
Рис. 4. Доли участников конкурсов по закупкам мебели корпусной, получивших разные оценки экспертов по критерию «качественные характеристики»,
2010 г. [3]
Пример номенклатуры и шкалы оценок для расчета величины критерия «качественные характеристики» при конкурсном отборе столов письменных (компьютерных) представлен в табл. 4.
Таблица 4
Номенклатура потребительских свойств для оценки по критерию «качественные показатели» столов письменных (компьютерных), баллы
Группы и показатели потребительских свойств Максимальная оценка
Функциональные свойства
Наличие полки для клавиатуры на стальных роликовых направляющих 8
Наличие полых опор, пластиковых держателей и отверстий в столешнице,
позволяющих скрывать коммуникации 4
Наличие отсека для системного блока, отделений для размещения оргтех-
ники, дополнительных аксессуаров 8
Использование ламинированных древесных плит, позволяющих проводить
влажную уборку 8
Устойчивость изделия на горизонтальной поверхности 12
Итого 40
Эргономические свойства
Наличие утолщенной кромки на передней стороне крышки стола, препят-
ствующей скатыванию предметов 2
Наличие закругленных углов крышки 2
Наличие выемки на переднем торце столешницы, обеспечивающей ком-
фортное размещение работающего 4
Высота стола 68-76 см, глубина столешницы не менее 80 см 4
Наличие задней стенки 2
Степень блеска и характер поверхности 2
Отсутствие незащищенных торцов деталей из ДСтП 4
Итого 20
Эстетические свойства
Наличие заглушек, закрывающих крепежную фурнитуру 2
Сочетаемость цветовой гаммы поверхностей и фурнитуры 2
Отсутствие дефектов, ухудшающих внешний вид изделия 4
Отсутствие элементов крепления на рабочей поверхности столешницы 2
Итого 10
Окончание табл. 4
Группы и показатели потребительских свойств Максимальная оценка
Надежность в использовании
Использование эксцентриковых стяжек при соединении элементов под уг-
лом 90° 6
Прочность приклеивания кромочной ленты на торцах 6
Толщина столешницы 3
Надежность крепления столешницы (с помощью мебельных уголков и са-
морезных стяжек и др.) 9
Наличие металлических или пластмассовых опор высотой не менее 5 см 6
Итого 30
Подводя итоги проведенного исследования, можно сделать ряд выводов.
1. Совершенствованию системы закупок мебели может способствовать применение унифицированной формы технического задания, которая позволит заказчикам полнее учесть параметры изделий, определяющие комплекс их потребительских свойств.
2. Доля мебели, приобретаемой для бюджетных учреждений Красноярского края посредством проведения открытых аукционов, в 2010 г. возросла до 62%; при этом весомость критерия «качественные характеристики» принята максимально возможной, а число участников в 73% конкурсов составляет от двух до пяти. Таким образом, в исследуемом регионе имеются серьезные предпосылки для развития системы оценки качества закупаемой мебели.
3. Используемая конкурсной комиссией номенклатура подкритериев оценки качественных характеристик сдерживает возможности конкурсного отбора для обеспечения заказчиков продукцией, максимально соответствующей потребительским требованиям. Решению проблемы может способствовать использование разработанных в рамках данного исследования номенклатур и шкал оценок потребительских свойств для наиболее востребованных видов мебели: столов письменных/компьютерных, тумб и шкафов для книг и одежды.
Источники
1. Российское производство мебели // Официальный сайт Федер. службы гос. статистики. Режим доступа : www.gks.ru/wps.
2. О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд : федер. закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ (ред. от 3 ноября 2010 г.) // СПС «КонсультантПлюс».
3. Официальный сайт Агентства государственного заказа Красноярского края. Режим доступа : www.krasgz.ru.