Научная статья на тему 'Формирование общекультурных компетенций школьников'

Формирование общекультурных компетенций школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
310
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ТЕХНОЛОГИЯ / НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / НАЦИОНАЛЬНАЯ ОДЕЖДА / CULTURAL COMPETENCE / TECHNOLOGY / NATIONAL CULTURE / NATIONAL CLOTHES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Захарова Александра Ивановна, Оппудонова Сайаана Григорьевна

Данное исследование посвящено проблеме общекультурных компетенций в образовательных организациях. В статье актуализируется необходимость формирования общекультурной компетенции школьников в процессе изучения технологии. На первый план выступают такие понятия, как индивидуальность, духовность, нравственность качества отдельной личности, потребность в саморазвитии и самоутверждении, что напрямую зависит от познания и опыта деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Захарова Александра Ивановна, Оппудонова Сайаана Григорьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF A GENERAL CULTURAL COMPETENCIES PUPILS

This study explores the issue of cross-cultural competencies in educational organizations. In the article raises the need for the formation of the general cultural competence of students in the process of learning technology. The fore such notions as individuality, spirituality, morality is a quality individual, need for self-realization and self-assertion, that depends on the knowledge and experience of national and universal culture.

Текст научной работы на тему «Формирование общекультурных компетенций школьников»

Педагогика

УДК:378.2

кандидат педагогических наук, доцент Захарова Александра Ивановна

Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова» (г. Якутск); студентка 3 курса кафедры технологии Оппудонова Сайаана Григорьева

Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова» (г. Якутск)

ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. Данное исследование посвящено проблеме общекультурных компетенций в образовательных организациях. В статье актуализируется необходимость формирования общекультурной компетенции школьников в процессе изучения технологии. На первый план выступают такие понятия, как индивидуальность, духовность, нравственность - качества отдельной личности, потребность в саморазвитии и самоутверждении, что напрямую зависит от познания и опыта деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры.

Ключевые слова: общекультурная компетенция, технология, национальная культура, национальная одежда.

Annotation. This study explores the issue of cross-cultural competencies in educational organizations. In the article raises the need for the formation of the general cultural competence of students in the process of learning technology. The fore such notions as individuality, spirituality, morality is a quality individual, need for self-realization and self-assertion, that depends on the knowledge and experience of national and universal culture.

Keywords: cultural competence, technology, national culture, national clothes.

Введение. Проблема формирования общекультурной компетенции основана на определении общекультурной компетенции как познание и опыта деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры А.В.Хуторского[7], общекультурной компетентности как интегративную способность личности обучаемого Л.С.Троянской [6], общекультурных умений как показателя общекультурной воспитанности, психолого-педагогической особенности обучения духовно-нравственного воспитания Г.П.Шевченко[8], Ю.Н.Кулюткина [4], концепции культурологического подхода к воспитанию духовной личности Е.В.Бондаревской [1].

А.В. Хуторский дает следующее определение: «Общекультурные компетенции - это познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени» [3]. Согласно классификации А.В. Хуторского, формирование общекультурных компетенций включается в метапредметный уровень содержания образования, и осуществляется в рамках каждого учебного предмета. Известно также, что общекультурные компетенции формируются в процессе учебной деятельности при изучении комплекса различных учебных дисциплин и профессиональных модулей и внеучебной деятельности при участии студента в различных культурно-массовых мероприятиях [3].

Из анализа вышерассмотренных позиций следует, что: общекультурная компетенция личности определяется следующими способностями: понимание значения культуры как формы человеческого существования; овладение знаниями о культуре других народов, уважительное к ним отношение; готовность к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительное и бережное отношение к историческому наследию и культурным традициям; общекультурные компетенции формируют обобщенные способы деятельности, позволяющие личности присваивать культурные образцы и создавать новые.

Заметим, что развитие общекультурных компетенций, в соответствии с содержанием ФГОС общего образования осуществляется в различных видах деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу обучения. В этой связи проектная деятельность школьников является той формой работы педагога, которая эффективна для формирования и дальнейшего развития общекультурных компетенций обучающихся. Например, процесс формирования общекультурных компетенций у школьников на занятиях по технологии можно организовать через выполнение творческого проекта, содержание которого необходимо насыщать ценностями и традициями, представляющими общечеловеческий интерес. Представляется целесообразным рассмотрение проблемы формирования общекультурных компетенций личности с позиции познания и опыта деятельности в области национальной культуры, как интегративной способности личности обучаемого и общечеловеческой духовно-нравственной воспитанности. Нами апробирован опыт формирования общекультурных компетенций у школьников студенткой педвуза, обучающейся по направлению подготовки - педагогическое образование профиля - технология, в процессе изготовления куклы «Долганка». Изучалась соответствующая литература по изготовлению традиционного национального костюма долганки, осваивалась технология создания куклы из пластической глины, учетом особенностей конструкции параметров куклы, также некоторое время заняла художественная обработка кожи и меха из которого изготовляется национальный костюм куклы. В ходе выполнения данного проекта обобщено и описано опытно-экспериментальная работа по определению сформированности общекультурных компетенций обучающихся в процессе создания куклы «Долганка» в национальной одежде.

Изложение основного материала статьи. Наличие общекультурных умений учащихся становится необходимым в современной ситуации, когда происходит активизация самосознания этносов, различных по величине и интенсивности внутренней связи, по экономическим и социальным характеристикам, по языку и культуре, духовному складу и подразумевает:

- способности понимать значение культуры как формы человеческого бытия, готовность к уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям;

- владение эффективными способами организации свободного времени;

- опыт освоения учеником картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира.

Для формирования общекультурных компетенций учащихся в технологическом образовании школьников требуется освоение технологических процессов. Но обучение технологическим процессам можно насыщать ценностями, представляющими общечеловеческий интерес.

При изготовлении куклы «Долганка» уделяется особое внимание каждому этапу технологического процесса с тем, чтобы усвоить навыки работы с пластиком, но в то же время немало времени обучающиеся проводят по исследованию национальной одежды долганского народа. Исследовательская работа, которую проводят обучающиеся, приобщает их к традиционной национальной культуре долганского народа. Для восприятия орнаментики, декора, обработки, используемого для пошива материала, учащиеся изучают быт и культуру народа. Таким образом, в ходе выполнения технологического процесса по изготовлению куклы в долганской национальной одежде, ученики переживают их жизнь на далеком севере, учатся уважать традиционные ценности, что является основой воспитания толерантности, освоения принципов нравственно-духовных основ ценностных качеств личности обучающегося.

Учащиеся излагают описание одежды в свободном стиле, приведем одно из многих: «У долган кроевая национальная одежда. Ее характеризует немного удлиненный задний подол, которую сами долганы объясняют так: когда они садятся на холодную землю, этот удлиненный подол заменяет им дополнительную подстилку. Одежду и обувь шили жильными нитками. Украшали одежду вышивкой различных орнаментов, которые представляют собой красивый рисунок из сочетаний красивых узоров, он таит в себе определенную информацию, которую хотела заложить мастерица. Вышивка может представлять собой рассказ о жизни племени, сказку, песню. В целом, долганский орнамент отличается разнообразием стилевых признаков. В процессе переработки традиций соседних народов он приобрел свои отличительные черты. Палитра долганского орнамента строится на сочетании черного, белого, синего, красного и зеленого цветов. Одежда долган хорошо приспособлена к суровым климатическим условиям, в которых они обитают, и промысловой деятельности. Выделка шкур с помощью скребков, рукоятки которых выглядели как произведения искусства, а также шитье одежды считалось обязанностью женщин».

Остается отметить, что познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры как духовно-нравственные основы жизни человека, человечества и отдельных народов как культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций включает в себя представление о научной картине мира. Она является успехом развития общекультурной компетенции учащихся как совокупность осознанных действий школьника, характеризующая уровень развития культуры личности в соответствии с социально одобряемыми нормами поведения и включающая эмоциональный поведенческий и познавательный компонент. По содержанию они объединяют умения, характеризующие: культурные формы поведения, поведение в разноэтнической среде, организацию культурной деятельности.

Развитие общекультурных умений школьников - это объективное, закономерное явление, обусловленное эволюцией общественно-исторических (социальных, этнокультурных, теоретико-практических) предпосылок.

Развитие общекультурных компетенций учащихся происходит более производительно, если реализуется следующее сочетание педагогических условий:

1. Развитие положительной мотивации учащегося к данному процессу;

2. Создание культурной образовательной среды школы;

3. Готовность учителя к поэтапному осуществлению процесса формирования общекультурных компетенций учащихся.

При выполнении творческого проекта «Долганка» обучающимся предлагается воплотить свои идеи в образе куклы. В данном случае проект выступает как средство развития общекультурных компетенций обучающихся при формировании образа девушки-долганки. В то же время, это верный инструмент воспитания духовных качеств личности [7].

Таким образом, развитие общекультурных компетенций в процессе изготовления куклы будет более эффективным, если реализовать следующие условия:

обеспечена благоприятная эмоциональная атмосфера, доброжелательность со стороны учителя;

поощрение высказываемых оригинальных идей;

новизна и разнообразие предметов, приемов и форм работы с целью развития любознательности детей;

использование личного примера творческого подхода к решению проблем;

представление обучающимся возможности активно задавать вопросы и проявлять инициативу.

Реализация творческого проекта «Долганка» на кружковых занятиях по декоративно-прикладному творчеству позволило развить общекультурные компетенции обучающихся в процессе изготовления куклы, изучении культуры и национальной одежды долган. Помимо этого, у обучающихся развиваются эстетический вкус, творческое мышление и коммуникативные навыки.

Создание кукол с национальным колоритом поможет в воспитании российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознанию своей этнической принадлежности, знанию истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоению гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества.

Таким образом, проведение опытно-экспериментальной работы, цель которой состояла в выявлении позитивных изменений в формировании общекультурных компетенций учащихся в процессе выполнения творческого проекта «Долганка», позволило обнаружить количественные и качественные изменения, обусловленные теми педагогическими условиями, которые разрабатывались в процессе проведения работы.

Вышеотмеченное заставляет полагать, что развитию общекультурных компетенций обучающихся в процессе изготовления куклы «Долганка» способствуют следующие педагогические условия:

- проектирование содержания обучения осуществляется с учетом особенностей развития общекультурных компетенций обучающихся, нацеленное на успешное осуществление будущей деятельности;

- самостоятельная деятельность обучающихся, ориентированная на решение личностно-значимых задач, способствует определению индивидуальной программы личностного саморазвития;

- внеучебная деятельность обучающихся, включающая разработку и реализацию проектов творческой направленности, способствует творческой самореализации, активности, проявлению инициативы в общественно значимой деятельности [7].

Выводы. Все деятельностные компоненты общекультурных компетенций могут быть успешно освоены в процессе выполнения творческого проекта «Долганка». В процессе выполнения данного проекта появляется возможность научиться наблюдать связь человека с природой и предметным миром, сравнивать конструктивные и декоративные особенности изделия и осознавать их связь с культурой долганов, понимать особенности декоративно-прикладных изделий и материалов для осмысления духовно-материального мира народа. Именно в изделиях, выполненных на основе традиций, можно обнаружить гармоничный сплав утилитарности и декоративности, пользы и красоты. В процессе создания куклы в национальной одежде, обучающиеся развивают: умение анализировать предлагаемое задание понимать поставленную цель, отделять известное от неизвестного, прогнозировать получение практических результатов в зависимости от характера выполняемых действий. На основе практического освоения творческих принципов народного искусства - повтора, вариации и импровизации, научатся исследовать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности изделия.

По сравнению с кружками других учебных дисциплин, кружок декоративно-прикладного творчества по технологии имеет свои специфические особенности. Само содержание работы воспитывает внутренние мотивы к трудовой деятельности, ответственность, аккуратность, дисциплинированность, коллективизм, бережливость, культуру труда, эстетический вкус.

Различные виды деятельности на кружковых занятиях по технологии требуют разностороннего и гибкого использования всех имеющихся в арсенале современного учителя форм, методов и приемов обучения, связи технологического образования с другими дисциплинами, которые, не оказывая решающего влияния на конечные результаты образования, обогащают используемые методы и содействуют эффективности обучения.

Литература:

1. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания // Педагогика.

- 1995. — № 4. — С. 29—36.

2. Замуруева Н.А., Бондарева Н.А., Щербакова С.П. Общекультурные компетенции в образовательных организациях: классификация и структура // Образование и наука без границ: фундаментальные и прикладные исследования. 2016. № 3. С. 153-156

3. Кузнецова Е.М. Формирование общекультурных компетенций у студентов во внеучебной деятельности // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. XXVHI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(28). URL: http://sibac.info/archive/guman/1(28).pdf (дата обращения: 31.10.2018)

4. Кулюткин Ю.Н., Бездухов В.П. Ценностные ориентиры и когнитивные структуры в деятельности учителя. - Самара: СамГПУ, 2002. - 400 с.

5. Попов А. А. Долганы: Собрание трудов по этнографии //Т. I / сост. АА Барболина. - Санкт-Петербург: Дрофа. - 2003.

6. Троянская С.Л. Общекультурная компетентность: опыт определения и структурирования // Культурно-историческая психология. 2008. №2. С. 19-23.

7. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал «Эйдос».

- 2002. 23 апреля. [Электронный ресурс1 — Режим доступа. — URL: http://eidos.ru/journal/2002/0423.htm

8. Шевченко Г. П. Духовно-нравственное воспитание учащейся молодежи //Педагогика. - 2008. - №. 9.

- С. 11-25.

Педагогика

УДК 371.48

кандидат педагогических наук Звягинцев Максим Валерьевич

Кузбасский институт Федеральной Службы Исполнения Наказаний России (г. Новокузнецк); старший преподаватель Студеникина Светлана Александровна

Новокузнецкий Филиал-Институт Кемеровского Государственного Университета (г. Новокузнецк)

ТЕХНОЛОГИЯ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ КУРСАНТОВ КУЗБАССКОГО ИНСТИТУТА

ФСИН РОССИИ

Аннотация. Одной из главнейших задач, стоящих перед современной системой образования, является воспитание ответственного человека, гражданина, который может качественно выполнять свою трудовую деятельность, не смотря ни на какие трудности. Особенно это актуально для человека, который выполняет свои служебные задачи в такой сложной сфере как исполнение наказаний. Работа в любых правоохранительных органах требует честности и порядочности, а обеспечить это может только высокий уровень развития нравственности и морали у сотрудников. Обучение в специализированном институте, даёт возможность осуществлять нравственное воспитание в течение длительного времени, и попытка создать такую технологию отражена в данной работе.

Ключевые слова: педагогические технологии, нравственное воспитание, мораль, воспитательные технологии, правоохранительные органы, Федеральная Служба Исполнения Наказаний.

Annotation. One of the main tasks facing the modern education system is the education of a responsible person, a citizen, who can qualitatively carry out his work activity, regardless of any difficulties. This is especially true for a person who performs his official tasks in such a complex area as the execution of sentences. Work in any law enforcement agencies requires honesty and decency, and this can only be ensured by a high level of moral and moral development among employees. Education in a specialized institute provides an opportunity to carry out moral education for a long time, and an attempt to create such a technology is reflected in this work.

Keywords: educational technology, moral education, morality, law enforcement agencies, Federal Penitentiary Service.

Введение. В современной действительности остро стоит проблема нравственного воспитания. То тут, то там, появляются сообщения о различных неблаговидных поступках, которые совершают люди различных слоёв населения, которые можно соотнести с недостаточным уровнем нравственности конкретного человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.