Научная статья на тему 'Современные технологии обучения языкам'

Современные технологии обучения языкам Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
188
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ЯЗЫКАМ / ГЛАГОЛЬНАЯ ЛЕКСИКА / MODERN TECHNOLOGIES OF TEACHING LANGUAGES / VERBAL VOCABULARY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жулина Елена Викторовна, Архипова Мария Владимировна

В статье отражено значение современных образовательных технологий в развитии родной и иностранной речи Представлена подробная характеристика применения лепбуков в активизации глагольной лексики у дошкольников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жулина Елена Викторовна, Архипова Мария Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN TECHNOLOGIES OF LANGUAGE TRAINING

The article reflects the importance of modern educational technologies in the development of native and foreign speech. A detailed description of the use of lepbook in the activation of verbal vocabulary in preschool children is presented.

Текст научной работы на тему «Современные технологии обучения языкам»

Например, такие задания: покажи, как зайка испугался, как волк рассердился, как Машенька обрадовалась и т. д. В сказке «Три поросенка» дети мимикой показывают злого волка, счастливых поросят и испуганных поросят.

У детей, перевоплощающихся в героев сказок, активнее развиваются воображение, творческая фантазия, формируется интонационная выразительность речи.

Выводы. Таким образом, в логопедии с помощью сказочных сюжетов можно решать любые коррекционные задачи:

- совершенствовать звуковую сторону речи ребенка;

- лексико-грамматический строй речи;

- развивать связную речь;

- мелкую и общую моторику;

- все психические процессы (воображение, восприятие, внимание, мышление, память);

- создавать благоприятную психологическую атмосферу, способствующую сотрудничеству логопеда, воспитателя с детьми.

Занятия на основе сказок позволяют учитывать индивидуально-психологические особенности детей данной с ОНР и способствуют расширению и активизации словарного запаса, нормализации грамматического строя речи, положительно влияют на развитие последовательности, логичности, связности, правильности и выразительности речи.

Литература:

1. Быстрова Г.А., Сизова Э.А., Шуйская Т.А. Логосказки - СПб.: КАРО,2001. - 128 с.

2. Васькова О.Ф., Политыкина А.А. Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста. - СПб.: ООО « ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.

3. Глухов В.П. Методика формирования навыков связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи. Изд. Секачев В. Ю., 2012. - 182 с.

4. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. / Л.Н. Ефименкова. - М.: Национальный книжный центр, 2015. - 176 с.

5. Жулина Е.В., Шамов А.Н. Внешняя речь и ее влияние на становление психики ребенка. Вестник Мининского университета, 2017 №2 (19), с. 12

б.Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. СПб.: Речь, 2016. - 320 с.

7. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. - М: Альянс, 2013. - 366 с.

8. Насибуллина А.Д. Возможности сказки в развитии связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / А. Д. Насибуллина, М. Н. Хаустова // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития: материалы VII Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 31 дек. 2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. — № 4 (7). — С. 95-98

9. Погосова Н.М. Погружение в сказку. Коррекционно-развивающая программа для детей. Изд. 3-е, стереотипное / Н.М. Погосова. - СПб.: Речь, 2012. - 208 с.

10. Шайдуллина Г. Ф. Влияние сказки на развитие связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2012. №39. - С. 152 - 154

Педагогика

УДК:378.2

кандидат педагогических наук, доцент Жулина Елена Викторовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Архипова Мария Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина» (г. Нижний Новгород)

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ЯЗЫКАМ

Аннотация. В статье отражено значение современных образовательных технологий в развитии родной и иностранной речи Представлена подробная характеристика применения лепбуков в активизации глагольной лексики у дошкольников.

Ключевые слова: Современные технологии обучения языкам, глагольная лексика.

Annоtation. The article reflects the importance of modern educational technologies in the development of native and foreign speech. A detailed description of the use of lepbook in the activation of verbal vocabulary in preschool children is presented.

Keywords: Modern technologies of teaching languages, verbal vocabulary.

Введение. На основе анализа педагогической практики следует констатировать факт, что в настоящее время педагоги при обучении языкам применяют различные технологии: игровые, информационно-коммуникационные, личностно-ориентированные и ряд других. Все они строятся на принципах системности, гибкости, динамичности и эффективности.

Овладение родным и иностранным языком, как средством не только общения, но и познания окружающего мира - одно из самых значимых приобретений ребенка в период дошкольного детства. Вопросу развития родной и иностранной речи, обогащению лексики ребёнка дошкольника, посвящено большое количество современных исследований. Однако вопрос применения современных технологий формирования глагольной лексики на примере лепбука требуют специального рассмотрения. Актуальным является вопрос разработки дифференцированных приёмов активизации глагольной лексики ребёнка дошкольника с использованием современных коррекционно-образовательных технологий.

Несформированность фонематических процессов, отсутствие навыков звукового анализа и синтеза у ребёнка, искажают процесс слухового восприятия приставок и суффиксов слов-действий, тормозят понимание нового лексического значения, образованных с их помощью слов-действий. Нарушение развития процессов словоизменения и словообразования глаголов у ребёнка негативно влияет на формирование

морфологической и синтаксической систем языка, искажает общую картину развития личности ребёнка дошкольника.

Анализ исследований, посвященных вопросам развития словарного запаса ребёнка дошкольника, подчёркивает, что формирование глагольной лексики ребёнка играет центральную значение в структурировании предложения роль, которое является основой последующей коммуникации. Это отмечали в научных работах Н.И. Жинкин [2], А. А. Леонтьев [4].

Основные семантические единицы передают основный смысл сообщения, как правило, наряду с субъектом действия большое значение имеет предикат, который выполняет функцию сказуемого в предложении.

А. А. Леонтьев [4] рассматривал овладение предикативной лексикой, как феномен психического состояния человека. Нарушения в овладении глагольной лексикой, по мнению авторов, существенно затрудняют общение ребёнка с окружающими, отрицательно влияют на формирование познавательной деятельности, задерживают развитие как устной, так и в дальнейшем письменной речи, служат препятствием успешного овладения ребёнком дошкольником школьной программы.

Как уже отмечалось выше, речь имеет ряд особенностей: трудности процесса накопления, отбора слов -действий и оперирования ими в речевой деятельности (глагольный словарь хаотичен, не организован). Формирование грамматического строя речи осуществляется с большими трудностями, чем овладение активным и пассивным словарём. Это обусловлено тем, что грамматические значения всегда более абстрактны, чем лексические, а грамматическая система языка организованна на основе большого количества языковых правил.

В условиях реализации нового федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) педагогу необходимо быть вариативным и креативным в выборе образовательных технологий, которые смогут помочь каждому ребенку овладеть речевыми нормами родного языка, удовлетворить игровые и познавательные интересы, а также будут способствовать вовлечению родителей.

По мнению современных исследователей, внедрение новых подходов к развитию дошкольников не должны заменить традиционные приемы и методы, а должны обобщить, представить и расширить их в более современной, вариативной и интересной форме для дошкольника с речевыми нарушениями. Следовательно, очень важно применять, наряду с проверенными временем, традиционными технологиями, и современные образовательные технологии, которые эффективно используются в совместной деятельности с детьми, а также с их родителями.

Изложение основного материала статьи. Среди современных технологий следует обратить внимание на использование лэпбуков. Рассмотрим пример лепбука по глагольной лексике.

Серия 1. Игры на развитие импрессивного (понимание) и экспрессивного (употребление) глагольного словаря:

- Игровые упражнения и задания на глаголы движения и перемещения в пространстве.

- Игровые упражнения и задания на глаголы бытовой деятельности.

- Игровые упражнения и задания на глаголы, обозначающие профессиональные действия.

- Игровые упражнения и задания на глаголы, обозначающие орудийность.

- Игровые упражнения и задания на глаголы, обозначающие чувства и эмоции.

Серия 2. Игры на понимание и употребление близких по значению слов-действий. Серия 3. Игры на понимание и употребление глаголов с противоположным значением.

Серия 4. Игры на понимание и употребление глаголов единственного и множественного числа настоящего времени.

Серия 5. Игры на понимание и употребление глаголов прошедшего времени с определением лица, которому принадлежит совершаемое действие.

Серия 6. Игры на понимание и употребление возвратных и невозвратных глаголов. Серия 7. Игры на понимание и употребление глаголов совершенного и несовершенного вида.

Серия 8. Игры на понимание и употребление приставочных глаголов.

В процессе развития глагольной лексики средствами авторского лэпбука «Весёлые человечки» решаются развивающие и воспитательные задачи.

Задачи:

Формирование импресивной речи, развитие понимание слов - действий:

- научить пониманию лексического значению глаголов движения и перемещение, бытовых и профессиональных действий, чувств, эмоций;

- научить пониманию по грамматической форме глагола, кому принадлежит совершаемое действие -одному лицу или нескольким лицам (спит - спят, идет - идут, бежит - бегут);

- научить пониманию по глаголу прошедшего времени определять лицо, которому принадлежит совершаемое действие (Женя убрал. - Женя убрала);

- научить различать кому из детей надо совершать действие (Вова, лови Нину. Нина, лови Вову);

- научить различать значения приставок глаголов совершенного и несовершенного вида (дерево рубил -дерево разрубил, рисовал - нарисовал, строил - построил);

- формировать умение различать оттеночные значения приставок в глаголах (приходить, уходить, отходить, находить, переходить, заходить);

-лексические замены глаголов (ставит - держит, моется - стоит, красит - рисует);

- научить дифференциации возвратных и невозвратных глаголов (покажи где девочка вытирается, а где девочку вытирают);

- формировать понимание лексического значения глаголов в антонимах.

Развитие экспрессивной речи, активизация глагольного словаря:

- упражнять в употреблении окончаний глаголов настоящего времени множественного числа, дифференцировать употребление глаголов настоящего времени в единственном и множественном числе;

- упражнять в употреблении слов близких по звучанию или имеющие сходства с предметной ситуацией (Катю несут, а Колю везут. Таня копает, а Толя покупает. Ваня купается, а Вася катается);

- упражнять в точном обозначении действий в похожих ситуациях (моет - умывается - стирает);

- активизировать слова действия, противоположные по значению (застегнуть - расстегнуть, отнеси -принеси, войди - выйди);

- учить правильно употреблять в речи возвратные и невозвратные глаголы (причёсывается -причёсывают, умывается - умывают);

- упражнять в правильном употреблении глаголов прошедшего времени в женском, мужском и среднем роде с лицом, которому принадлежит совершаемое действие (Мама пришла. - Папа пришёл. Женя вымыл руки. - Женя вымыла руки);

- упражнять в правильном употреблении глагола единственного числа в трех лицах (Я пью. - Ты пьешь. -Он пьет.);

- использовать оттеночные значения приставок в употреблении глаголов, обозначающих направление движений (прилетает, улетает, отлетает, налетает, залетает, перелетает);

- упражнять в употреблении будущего сложного времени глаголов (буду строить; буду играть);

- составлять предложения из нескольких слов с опорой на графическую схему, распространять предложения однородными сказуемыми;

- формировать конструкции с глаголами с противительным союзом «а»;

- упражнять в умении заканчивать предложения нужным по смыслу словом действием;

- составлять предложения со словами действиями с использованием слов «Сначала ..., а потом ...».

Развивающие задачи:

- обогащать чувственный опыт детей с ОНР III уровня с опорой на все анализаторы; - подражать движениям рук, ног, головы, взрослого и других детей; - развивать артикуляционную, мимическую моторику и речевое дыхание; - способствовать развитию внимания, памяти, мышления и воображения.

Воспитательные задачи:

- активизировать речевое подражание с опорой на практическую деятельность детей, игру, на наглядную ситуацию;

- совершенствовать волевые процессы: умение слушать, доводить начатое до конца, давать оценку результату;

- воспитывать бережное отношению к дидактическому материалу лэпбука;

- использовать в речи вежливые слова.

Речевые игры с наглядным иллюстративным материалом включают авторские модели слов - действий и моделей словоизменения и словообразования.

«Весёлые человечки» - графические модели слов-действий (сидит, идет, бежит, стоит, летит, плывет, ползет, едет, скачет, читает, лежит).

Так же лэпбук «Весёлые человечки» включает конверт - домик Веселых человечков, конверт динамических пауз, конверт игрушек для практических действий с предметами - всё это обеспечивает не пассивное восприятие и утомительные тренировки, а активное, творческое участие ребёнка.

Необходимым условием успешного развития предложно-падежных конструкций у детей был подбор разнообразных картинок. В играх для понимания лексического значения глаголов, облегчения речевой практики использовались модели слов-действий. Наряду с предметными и сюжетными картинками, с дошкольники были использованы мячики, домики, машинки. Действия с ними побуждали детей к активизации глагольного словаря, к диалогу, к формированию связной речи.

Следует определить значение лэпбука для всех участников образовательного процесса.

Для педагога:

• способствует всестороннему развитию ребенка с ограниченными возможностями здоровья;

• способствует организации материала по изучаемой теме в рамках комплексно-тематического планирования — способствует организации индивидуальной и самостоятельной работы с детьми;

• способствует оформлению результатов совместной проектной деятельности.

Для ребёнка: способствует пониманию и запоминанию информации по изучаемой теме; способствует приобретению ребенком навыков самостоятельного сбора и организации информации по изучаемой теме; способствует повторению и закреплению материала по пройденной теме.

Выводы. Лэпбук, и система работу по формированию глагольной лексики позволяют уточнить имеющийся словарь, активизировать и обогатить словарь через обучение различным способам словообразования. Все это создает основу развития речи «естественным» путем, через активизацию лексико-грамматической стороны речи.

Следовательно, лэпбук, объединяющий хорошо знакомые и привычные для работы приёмы и методы, особенности психических процессов ребенка с ОНР, требования ФГОС ДО, творческую деятельность педагога может являться современной технологией в развитии глагольной лексики дошкольников.

Литература:

1. Гатовская Д. А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 162-164.

2. Жинкин Н. И. Механизмы речи. / Н.И.Жинкин. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. - 370 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Нурисламова А. Д., Давыдова Н. С., Тазова Ю. С. Лэпбук в работе педагогов дошкольного образования [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 89-91.

4. Леонтьев А. А. Основы теории речевой деятельности. - М., Наука - 1974.

Педагогика

УДК:378.2

кандидат педагогических наук, доцент Захарова Александра Ивановна

Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова» (г. Якутск); студентка 3 курса кафедры технологии Оппудонова Сайаана Григорьева

Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова» (г. Якутск)

ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. Данное исследование посвящено проблеме общекультурных компетенций в образовательных организациях. В статье актуализируется необходимость формирования общекультурной компетенции школьников в процессе изучения технологии. На первый план выступают такие понятия, как индивидуальность, духовность, нравственность - качества отдельной личности, потребность в саморазвитии и самоутверждении, что напрямую зависит от познания и опыта деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры.

Ключевые слова: общекультурная компетенция, технология, национальная культура, национальная одежда.

Annotation. This study explores the issue of cross-cultural competencies in educational organizations. In the article raises the need for the formation of the general cultural competence of students in the process of learning technology. The fore such notions as individuality, spirituality, morality is a quality individual, need for self-realization and self-assertion, that depends on the knowledge and experience of national and universal culture.

Keywords: cultural competence, technology, national culture, national clothes.

Введение. Проблема формирования общекультурной компетенции основана на определении общекультурной компетенции как познание и опыта деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры А.В.Хуторского[7], общекультурной компетентности как интегративную способность личности обучаемого Л.С.Троянской [6], общекультурных умений как показателя общекультурной воспитанности, психолого-педагогической особенности обучения духовно-нравственного воспитания Г.П.Шевченко[8], Ю.Н.Кулюткина [4], концепции культурологического подхода к воспитанию духовной личности Е.В.Бондаревской [1].

А.В. Хуторский дает следующее определение: «Общекультурные компетенции - это познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени» [3]. Согласно классификации А.В. Хуторского, формирование общекультурных компетенций включается в метапредметный уровень содержания образования, и осуществляется в рамках каждого учебного предмета. Известно также, что общекультурные компетенции формируются в процессе учебной деятельности при изучении комплекса различных учебных дисциплин и профессиональных модулей и внеучебной деятельности при участии студента в различных культурно-массовых мероприятиях [3].

Из анализа вышерассмотренных позиций следует, что: общекультурная компетенция личности определяется следующими способностями: понимание значения культуры как формы человеческого существования; овладение знаниями о культуре других народов, уважительное к ним отношение; готовность к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительное и бережное отношение к историческому наследию и культурным традициям; общекультурные компетенции формируют обобщенные способы деятельности, позволяющие личности присваивать культурные образцы и создавать новые.

Заметим, что развитие общекультурных компетенций, в соответствии с содержанием ФГОС общего образования осуществляется в различных видах деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу обучения. В этой связи проектная деятельность школьников является той формой работы педагога, которая эффективна для формирования и дальнейшего развития общекультурных компетенций обучающихся. Например, процесс формирования общекультурных компетенций у школьников на занятиях по технологии можно организовать через выполнение творческого проекта, содержание которого необходимо насыщать ценностями и традициями, представляющими общечеловеческий интерес. Представляется целесообразным рассмотрение проблемы формирования общекультурных компетенций личности с позиции познания и опыта деятельности в области национальной культуры, как интегративной способности личности обучаемого и общечеловеческой духовно-нравственной воспитанности. Нами апробирован опыт формирования общекультурных компетенций у школьников студенткой педвуза, обучающейся по направлению подготовки - педагогическое образование профиля - технология, в процессе изготовления куклы «Долганка». Изучалась соответствующая литература по изготовлению традиционного национального костюма долганки, осваивалась технология создания куклы из пластической глины, учетом особенностей конструкции параметров куклы, также некоторое время заняла художественная обработка кожи и меха из которого изготовляется национальный костюм куклы. В ходе выполнения данного проекта обобщено и описано опытно-экспериментальная работа по определению сформированности общекультурных компетенций обучающихся в процессе создания куклы «Долганка» в национальной одежде.

Изложение основного материала статьи. Наличие общекультурных умений учащихся становится необходимым в современной ситуации, когда происходит активизация самосознания этносов, различных по величине и интенсивности внутренней связи, по экономическим и социальным характеристикам, по языку и культуре, духовному складу и подразумевает:

- способности понимать значение культуры как формы человеческого бытия, готовность к уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям;

- владение эффективными способами организации свободного времени;

- опыт освоения учеником картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.