ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Баранова Е. П. Описание методики логопедической работы по развитию высказываний различной длины у детей с темповой задержкой речи четвёртого года жизни // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № V9. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2018/186086.htm.
ART 186086 УДК 376.37
Баранова Екатерина Павловна,
магистрант ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет», г. Омск Barakoval [email protected]
Описание методики логопедической работы по развитию высказываний различной длины у детей с темповой задержкой речи четвёртого года жизни
Аннотация. В материалах статьи описана логопедическая работа по развитию высказываний различной длины у детей с темповой задержкой речи четвёртого года жизни, которая выстраивалась по следующим направлениям: развитие понимания речи, уточнение и расширение лексикона, развитие чувства грамматической правильности высказывания, развитие умения использовать различные синтаксические конструкции.
Ключевые слова: темповая задержка речи, пиктограмма, идеограмма, развитие
речевого высказывания у дошкольников.
Раздел: (01) отдельные вопросы сферы образования.
При определении содержания экспериментальной работы с детьми мы руководствовались методическими рекомендациями одного из ведущих специалистов в области логопедии С. Н. Викжанович [1]. Экспериментальная логопедическая работа проводилась по четырём направлениям:
- развитие понимания речи;
- уточнение и расширение лексикона;
- развитие чувства грамматической правильности высказывания;
- развитие умения использовать различные синтаксические конструкции.
На занятиях по развитию понимания речи логопед учил детей внимательно вслушиваться в речь взрослых; дифференцировать на слух звучание различных звуков; правильно выполнять простые и многоступенчатые речевые инструкции.
Педагог применял следующие методы: словесные, наглядные, практические. Работа над пониманием речи проводилась в форме фронтальных занятий и закреплялась воспитателем в процессе режимных и игровых моментов.
Логопед использовал следующие виды заданий: простые и многоступенчатые инструкции, загадки, комментирование действий, многократные повторения однотипных упражнений, совместные и отраженные проговаривания слов, расшифровку пиктографического кода, продуцирование высказывания с опорой на картинку, наводящие вопросы [2].
В процессе логопедической работы педагог предлагал детям распознавать неречевые звуки, например: звучание различных музыкальных инструментов, голоса птиц и животных, звуки природы, а затем и речевые. Обучение проводилось с опорой на наглядный материал, что облегчало понимание речи детьми.
Педагог целенаправленно предъявлял детям пиктограммы, составив высказывания по которым дошкольники совершали смысловые ошибки; а после произнесения высказываний вслух дети должны были предложить правильные варианты, например: «Врач шьёт одежду». - «Врач лечит людей».
Например:
Баранова Е. П. Описание методики логопедической работы по развитию высказываний различной длины у детей с темповой задержкой речи четвёртого года жизни // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № V9. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2018/186086.htm.
Логопед давал детям различные задания и поручения, в процессе выполнения которых каждый ребёнок учился понимать и различать: предмет, его части, признак и назначение (например, ребенку предлагалось разобрать пирамидку и собрать определённым образом по инструкции взрослого); переходность действия на предмет с указанием его признака (например, ребёнку предлагалось взять из корзины только зимнюю одежду для куклы). Логопед учил детей самостоятельно задавать вопросы по сюжетным картинкам.
Специалист упражнял детей в выполнении двух-, трёхступенчатых инструкций. Например: «Таня, возьми карандаши и раздай ребятам по одному», «Петя, возьми полосатый носок, подбери ему пару и надень кукле Тане».
Логопед на каждом занятии по уточнению и расширению словарного запаса детей с темповой задержкой речи (далее - ТЗР) использовал предметные и сюжетные картинки на доске, загадывал загадки по предметным картинкам (в том числе используя игровых персонажей), задавал вопросы по сюжетным картинкам. Педагог использовал фронтальный опрос: дети отвечали хором и индивидуально, по желанию и по цепочке; использовалась отраженная, сопряженная и самостоятельная речь. На следующем занятии специалист актуализировал знания детей: организовывал повторение пройденного материала. На занятиях логопед познакомил детей со следующими лексическими темами: «Осень», «Игрушки», «Дикие животные», «Домашние животные», «Мебель», «Зима», «Посуда», «Продукты», «Профессии», «Птицы», «Транспорт», «Фрукты», «Овощи», «Одежда», «Части тела», «Весна», «Насекомые».
Особый акцент в логопедической работе по расширению лексикона ставился на пополнении предикативного и адъективного словаря детей. Специалист использовал игрового персонажа, с помощью которого была обозначена проблема; решив её, дети знакомились с новым речевым материалом. Например, детям необходимо было помочь собрать урожай, при этом каждый овощ нужно было описать и похвалить, прежде чем положить в корзинку: «Огурчик, ты у нас зелёный вкусный, свежий, сочный, пупырчатый, хрустящий! Полезай в корзинку!» Также логопедом проводились упражнения по подбору антонимов. Например, с опорой на пиктограмму ребенок должен был охарактеризовать помидор и морковь: «Помидор мягкий, а морковь твёрдая».
Кроме того, логопед в процессе решения задачи по расширению словаря детей использует прием выполнения различных действий по инструкции взрослого детям.
Отработка речевого материала проходила на основе использования синтаксических конструкций типа подлежащее + сказуемое. Логопед закреплял лексические знания детей посредством диалогической речи. Специалист знакомил детей с формой вопросительного и повествовательного предложения. Часто в качестве опоры на задаваемый вопрос использовал картинки либо муляжи, предметы действительности, а затем вводились пиктограммы. Диалог осуществлялся сначала между логопедом и группой детей, затем отрабатывался в парах, например: «Что это?» - «Это пуфик». -«Это пуфик?» - «Да, это пуфик»; или «Малыш рисует?» - «Нет, малыш играет».
Например:
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Баранова Е. П. Описание методики логопедической работы по развитию высказываний различной длины у детей с темповой задержкой речи четвёртого года жизни // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № V9. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2018/186086.htm.
В процессе употребления этих конструкций развивалась и грамматическая сторона речи детей, а именно: уточнялись число и род имен существительных, зависимость от них имен прилагательных и местоимений, отрабатывалось использование глаголов единственного и множественного числа в форме 1, 2 и 3-го лица (согласование сказуемого с подлежащим) настоящего времени, а затем - и согласование в роде сказуемого, выраженного глаголом прошедшего времени, с подлежащим, отрабатывалось использование в речи имен существительных единственного и множественного числа в форме родительного падежа.
Дошкольникам предлагались упражнения, в процессе выполнения которых они знакомились с глаголами близкими по значению и учились употреблять нужный глагол в заданной ситуации, опираясь на пиктограмму.
Например: «Морковь, свёклу, репу, редис выдергивают. Помидор, огурец, горох срывают. Капусту срезают. Картошку выкапывают».
Например:
Постепенно структура суждений расширялась, например: «Малыш рисует?» -«Нет, малыш не рисует, а играет».
Во время работы по развитию чувства грамматической правильности высказывания логопед обучал детей устанавливать связи между предметом и его действием; практическому употреблению в речи категорий числа существительных; образовывать именные и глагольные предикаты с помощью приставок и суффиксов (с уменьшительным значением); согласовывать прилагательное с существительным; употреблять предлоги; трансформировать сообщения в вопрос; трансформировать прямую речь в косвенную.
Главной задачей логопеда было научить детей механизму соединения слов в словосочетания, с помощью которых на следующем этапе работы дети смогут расширять и усложнять структурные основы предложения.
Третий этап включал занятие по ознакомлению с пиктографическим кодом, который состоит из пиктограммы и идеограммы. При изучении элементарных форм изменения и образования слов логопед показывал картинку с реальным или абстрактным изображением предмета, действия или признака (собственно пиктограммы), обращал особое внимание детей на идеограмму, поясняя: «Когда мы видим рядом с изображением "плюс", это значит, мы говорим: "Много...", если же "галочку", то мы называем этот предмет ласково». Также педагог пояснял, что одно и то же изображение может означать разные слова в зависимости от символов внизу картинки: если оно подчеркнуто одной чертой, нужно назвать, что нарисовано на карточке, если двумя - ответить на вопрос «Что делает?», а тремя - на вопрос «Какой?». Сначала логопед демонстрировал пиктограмму и давал образец ответа, далее предвосхищал ответ детей вопросом к пиктограмме. Дети
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Баранова Е. П. Описание методики логопедической работы по развитию высказываний различной длины у детей с темповой задержкой речи четвёртого года жизни // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № V9. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2018/186086.htm.
отвечали хором, затем по очереди: когда один ребенок говорил, другие слушали реплику товарища и оценивали, при необходимости исправляли высказывание.
Логопед предъявлял картинки домашних животных и птиц, сопровождая показ вопросом «Кто как говорит? Кто как передвигается?». Демонстрировал пиктограммы с идеограммами, просил детей называть предметы в единственном и множественном числе по аналогии, например: «Туча - тучи, дерево - ...» - «Деревья». Специалист задавал вопрос по картинкам: «Тут одна туча, а тут много ...» - «Туч».
Например:
Педагог обучал детей суффиксальному способу словообразования, используя упражнение «Назови ласково!» с опорой на пиктограммы и идеограммы.
Логопед обучал детей пониманию и употреблению глаголов, образованных приставочным способом, используя упражнение «Сделай то, что я скажу!». Педагог называл действие, дети выполняли его, далее это действие соотносилось с определенным символом, изображенным на картинке. Специалист предлагал детям образовывать глаголы префиксальным способом с опорой на пиктограмму в процессе выполнения упражнения «Придумай новые слова!» Например: «Ехать - переехать - выехать -объехать, лететь - перелететь - улететь - слететь».
Например:
После того как дети научились описывать значение пиктограммы посредством однословных высказываний, педагог усложнял задания и предлагал составить двусложную фразу из двух пиктограмм. Например, дети называли изображение пиктограммы: «Трава». Логопед спрашивал: «Что делает?» Дети отвечали: «.зеленеет, растет, вянет, желтеет, радует», видя на доске пиктограммы, обозначающие эти действия.
Например:
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Баракова Е. П. Описание методики логопедической работы по развитию высказываний различной длины у детей с темповой задержкой речи четвёртого года жизни // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № V9. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2018/186086.htm.
Специалист предъявлял детям пиктограммы, с помощью которых они составляли словосочетания. Например: «синяя чашка», «красная сахарница». Например:
Также детям давались задания на согласование прилагательного с существительным в именительном падеже с опорой на пиктограммы. Например: «Красное платье». Например:
Постепенно используемая в речи детей синтаксическая конструкция «подлежащее + сказуемое» расширялась за счет предложного словосочетания. Как и на предыдущем этапе, отработка предложных словосочетаний проходила в форме диалога. На заданный логопедом вопрос дети отвечали хором, затем в роли логопеда был каждый ребенок по очереди, затем работа проходила в парах. В течение учебного года дети осваивали следующие предлоги: в, на, под, над, у, с, из, по, до, вместо, после. Каждому предлогу присваивалась своя идеограмма, которую дети должны были запомнить. Для этого на занятиях использовалась игра «Я учу предлоги»: по правилам данной игры детям необходимо было собрать из двух половинок, на одной из которых была идеограмма предлога, а на другой - изображение, иллюстрирующее её, целую картинку. Например, соединяли карточки со схемой предлога «на» и с чашкой на столе, затем переворачивали их и осуществляли проверку, получилась ли правильная картинка.
Логопедом проводилась работа по усвоению детьми элементарных закономерностей связи слов в словосочетании, а затем и в предложении. Особое внимание уделялось правильному выбору слова и употреблению его в правильной грамматической форме в речи детей.
В данном направлении работы логопед широко использовал вопросы косвенных падежей. Вопросы ставились от главных слов к зависимым, в разных типах словосочетаний главные слова выражались различными частями речи, и чаще всего это были глаголы. Кроме того, учитывалась частотность употребления падежей имен существительных в устной речи, а также характер речевых нарушений у детей.
Кроме того, специалист использовал упражнение на развитие умения трансформировать предложения из прямой речи в косвенную с помощью игры-драматизации. Логопед сначала предъявлял детям образец задаваемого вопроса и ответа. Далее предлагалось по очереди каждому ребенку озвучить игрового персонажа в соответствии с примером взрослого: Красная Шапочка говорила: «Бабушка, какой ты суп сварила сегодня?» - «Я тебя плохо слышу, внученька: о чем ты меня спросила?» - «Я спросила тебя о том, какой суп ты сегодня сварила».
Итак, весь речевой материал соответствовал определенной лексической теме, чаще всего от детей требовались ответы хором и предъявлялись для отработки аналогичные задания. Многократное повторение одних и тех же форм связи слов значительно
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Баранова Е. П. Описание методики логопедической работы по развитию высказываний различной длины у детей с темповой задержкой речи четвёртого года жизни // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № V9. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2018/186086.htm.
облегчало усвоение детьми словосочетаний. Испытуемые достаточно быстро овладевали предлагаемой формой связи слов и постепенно начинали пользоваться ею в речи.
В процессе обучения детей с ТЗР использованию фразовой, диалогической и монологической речи с опорой на пиктограммы логопед стимулировал детей к составлению двусложного высказывания, простого распространённого и сложносочиненного с противительным союзом «а» предложений и использованию их как в диалогической речи, так и в монологической речи с опорой на пиктограммы.
Сначала дети учились использовать словосочетания, а затем включали их в структуру высказывания. Тем самым постепенно используемые синтаксические конструкции суждений детей усложнялись и расширялись. Кроме того, дети обучались включать высказывания различной структуры в диалог и связную монологическую речь посредством чтения пиктографического кода, а также обучались использовать в своей речи высказывания, состоящие из трех-четырёх и более слов.
Педагог упражнял детей в использовании следующих конструкций:
- подлежащее + сказуемое + дополнение + обстоятельство;
- употребление подлежащего и двух однородных сказуемых;
- сложносочинённое предложение с противительным союзом «а».
Все высказывания детей строились с опорой на пиктограммы. Таким образом, отрабатывалось несколько моделей синтаксических конструкций, которые соответствовали лексической теме занятия. Все предлоги, союзы и некоторые наречия (например, «вдруг») кодировались идеограммами. Логопедическая работа в данном направлении предполагала ввод пиктограмм и идеограмм как вспомогательного средства. По мере того как дети начинали использовать в самостоятельной речи вводимые ранее синтаксические конструкции, значимость визуальной опоры снижалась.
Логопед использовал следующие приёмы работы: расшифровку пиктографического кода, использование сопряжённой и отражённой и самостоятельной речи, наводящих вопросов, стимулирование использования в речи различных синтаксических конструкций.
Сначала логопед предлагал серию заданий на включение двухсловных конструкций в диалогическую речь. Данные задания были направлены на овладения детьми парностью реплик, умение понимать их смысл и правильно реагировать на вопрос двухсловным высказыванием. Дети отвечали с опорой на пиктограммы и идеограммы.
Основные типы вопросно-ответных единств, используемых на занятиях:
1. Вопросно-ответные единства, требующие подтверждения или отклонения чего-либо
Педагог задавал уточняющий вопрос, от детей требовалось дать утвердительный либо отрицательный ответ. Например, педагог предъявлял пиктограмму, на которой нарисован овощ, и спрашивал: «Это фрукт?» Ребенок должен был ответить: «Нет, овощ».
Например:
2. Вопросно-ответные единства с альтернативной формой вопроса Логопед показывал детям сюжетную картинку и ряд пиктограмм, далее дети выбирали подходящие по смыслу пиктограммы к этой картинке, затем отвечали на вопрос логопеда. Например: «Тётя говорит или молчит?» - «Тётя говорит»: или «У девочки зелёное или красное яблоко?» - «Красное яблоко»; или «Девочка моет или вытирает помидор?» - «Моет помидор».
ISSN 2304-120X
ниегтг
Баранова Е. П. Описание методики логопедической работы по развитию высказываний различной длины у детей с темповой задержкой речи четвёртого года жизни // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № V9. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2018/186086.htm.
научно-методический электронный журнал
Например:
3. Вопросно-ответные единства с побуждением к оречевлению Специалист предлагал детям ответить на вопросы по сюжетной картинке, выбрав правильную пиктограмму, притом тему задал логопед, а рему ребенок называл сам в соответствии с изображением на картинке. Например: «Что делала мама?» -«Мама варила». - «Что она варила?» - «Варила суп». - «Что она делала потом?» -«Мыла посуду». Например:
Основной этап логопедической работы данного направления заключался в развитии у дошкольников с ТЗР умения использовать в своей речи многословные высказывания. Логопед использовал в своей работе различные карточки с пиктографической записью, которые с помощью наводящих вопросов педагога дети оречевляли. Например: «Кто гулял в саду?» - «Дети». - «Что делали дети?» - «Дети гуляли». -«Где гуляли дети?» - «Дети гуляли в саду».
Например:
Также детям предлагалось отраженно повторять за логопедом фразы по пиктографическому образцу, а затем самостоятельно: хором и по очереди. Далее первые два слова дети расшифровывали сами, а потом фраза расширялась за счет наводящего вопроса. Например: «Папа подарил...» - «Кому?» - «...дочке...» - «Кого?» -«...мишку».
Например:
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Баракова Е. П. Описание методики логопедической работы по развитию высказываний различной длины у детей с темповой задержкой речи четвёртого года жизни // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № V9. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2018/186086.htm.
Наиболее сложным вариантом данного упражнения являлось распространение двухсловного высказывания. Например: «Испекла пирог». - «Кто?» - «Мама». - «Испекла пирог». - «Какой?» - «Яблочный». Затем дети составляют высказывание: «Мама испекла яблочный пирог».
Кроме того, логопед обучал детей использовать в своей речи сложносочиненные конструкции, опираясь на пиктографический образец. Например, составлять предложения с противительным союзом «а»: «Медведь большой, а заяц маленький».
Например:
Логопед предъявлял детям пиктографическую запись, которую нужно закончить, отобрав необходимые по смыслу пиктограммы из нескольких. Например: «Мама кладет в суп ... огурец, картофель, лук, вишню, свёклу и т. д.». Например:
Детям предлагались упражнения, в которых они использовали ранее усвоенные грамматические модели в структуре многословного высказывания посредством пиктографического кода.
Педагог предъявлял детям пиктографическую запись, по которой составлялось предложение, затем логопед предлагал детям составить новое высказывание, добавив к первому члену предложения символ «плюс». Например: «Мальчик собирал яблоки». - «Мальчики собирали яблоки».
Например:
^^ ж + ^^
У
f t
fft S 5
U
01
h
Работа над диалогом проходила в паре «логопед - ребёнок» и в группе «логопед - дети».
Основные типы вопросно-ответных единств, используемых на данном этапе: 1. Вопросно-ответные единства, выясняющие определенный элемент мысли с побуждением назвать его
Дети повторяли за логопедом образцы небольших диалогов, включавших 3-4 реплики: вопрос выстраивался таким образом, чтобы ответ ребенка начинался с последнего слова вопроса взрослого. Например: «Что делает мама?» - «Мама варит суп». -«Что делает мальчик?» - «Мальчик пускает кораблик». - «Кого кормила девочка?» -«Девочка кормила мишку».
ниепт
issn 2304-120X Баракова Е. П. Описание методики логопедической работы по развитию высказываний различной длины у детей с темповой задержкой речи четвёртого года жизни // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № V9. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2018/186086.htm.
научно-методический электронный журнал
Например:
2. Вопросно-ответные единства, требующие подтверждения или отклонения чего-либо
Сначала логопед знакомил детей с серией пиктограмм с правильным смысловым наполнением. Затем педагог целенаправленно составлял нелепые по смыслу высказывания. Дети восстанавливали смысл фразы специалиста. Например: «Строитель лечит детей?» - «Нет, он строит дома».
Например:
3. Диалогические единства, включающие сообщение, вопрос и ответ на него
Логопед организовывал специальную ситуацию, в которой реплика педагога побуждала детей к продуцированию вопроса. Например: «Я загадала овощ». - «Он растет в земле или на кустике?» - «На кустике». - «Он круглый или овальный?» - «Он овальный». - «Он мягкий или твердый?» - «Он твёрдый». - «Он жёлтый или зелёный?» - «Он зелёный». - «Это огурчик!»
Данные упражнения дети выполняли с опорой на пиктограммы и с помощью логопеда.
Постепенно доля помощи логопеда заметно снижалась: дети с ТЗР быстро начинали понимать механизм работы с пиктограммами и идеограммами.
Кроме того, в процессе проведения занятий логопед был приветлив с детьми, хвалил их даже за небольшие успехи, за проявление инициативы. Педагог использовал сюрпризные моменты, игровых персонажей, старался сделать каждое занятие интересным. Для стимуляции активности детей на занятиях логопед поощрял их жетонами: зеленый жетон выдавался за правильный ответ; синий - за правильный ответ, который был дан на наводящий вопрос взрослого; красный - за неверный ответ. Дети учились правильно характеризовать собственные ответы и ответы товарищей, что способствовало выработке адекватной самооценки.
Итак, экспериментальная работа по развитию у дошкольников четвёртого года жизни с темповой задержкой речи высказываний различной длины проводилась по следующим направлениям: уточнение и расширение лексикона, развитие чувства грамматической правильности высказывания, развитие умения использовать различные синтаксические конструкции. Основное преимущество данной методики состояло в том, что все упражнения были подкреплены визуальной опорой: это стимулировало детей к продуцированию самостоятельных высказываний. Постепенно частота применений зрительно-смысловой опоры снижалась.
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Баракова Е. П. Описание методики логопедической работы по развитию высказываний различной длины у детей с темповой задержкой речи четвёртого года жизни // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № V9. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2018/186086.htm.
Ссылки на источники
1. Викжанович С. Н. Формирование у дошкольников с ОНР предикативной лексики с использованием пиктограмм. - М.: Национальный книжный центр, 2016.
2. Коновалова С. Н. Формирование предикативной лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи / Федеральное агентство по образованию; Омский гос. пед. ун-т. - Омск, 2007.
Ekaterina Barakova,
Graduate Student, Omsk State Pedagogical University, Omsk [email protected]
Description of the speech therapy work technique on the development of different length utterances in four years old children with delayed speech
Abstract. The article describes the speech therapy work on the development of different length utterances in four years old children with delayed speech. This work was carried out in the following areas: developing of speech understanding, clarifying and expanding the lexicon, developing a sense of grammatical correctness of utterance, developing the ability to use various syntactic constructions.
Key words: delayed speech, pictogram, ideogram, development of speech expression in preschool children. References
1. Vikzhanovich, S. N. (2016). Formirovanie u doshkol'nikov s ONR predikativnoj leksiki s ispol'zovaniem piktogramm, Nacional'nyj knizhnyj centr, Moscow (in Russian).
2. Konovalova, S. N. (2007). Formirovanie predikativnoj leksiki u doshkol'nikov s obshhim nedorazvitiem rechi, Federal'noe agentstvo po obrazovaniju, Omskij gos. ped. un-t, Omsk (in Russian).
Рекомендовано к публикации:
Утёмовым В. В., кандидатом педагогических наук; Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Поступила в редакцию Received 17.06.18 Получена положительная рецензия Received a positive review 10.07.18
Принята к публикации Accepted for publication 10.07.18 Опубликована Published 30.09.18
www.e-koncept.ru
Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Концепт, научно-методический электронный журнал, 2018 © Баракова Е. П., 2018
9772304120180