Научная статья на тему 'Особенности и уровень развития высказываний различной длины у нормотипичных детей и детей с темповой задержкой речи четвёртого года жизни'

Особенности и уровень развития высказываний различной длины у нормотипичных детей и детей с темповой задержкой речи четвёртого года жизни Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1131
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТЕМПОВАЯ ЗАДЕРЖКА РЕЧИ / ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВЫСКАЗЫВАНИЙ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ / КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ ДЕТЕЙ / ТРАНСФОРМАЦИЯ ВЫСКАЗЫВАНИЯ / SPEECH TEMPO DELAY / FEATURES OF UTTERANCES DEVELOPMENT IN JUNIOR PRESCHOOLERS / COMMUNICATIVE SKILLS OF CHILDREN / UTTERANCE TRANSFORMATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Баракова Екатерина Павловна

В материалах статьи представлены, полученные диагностические результаты развития речевого высказывания у дошкольников четвёртого года жизни с темповой задержкой речи и с нормотипичным речевым развитием. По результатам анализа диагностических данных, полученных в ходе констатирующего эксперимента, мы выявили ряд проблем, которые возникали в процессе продуцирования высказываний у дошкольников четвёртого года жизни с темповой задержкой речи, а именно: наличие у части детей проявления речевого негативизма; преобладание односложных высказываний над двух-, трёх-, четырёхсложными; наличие стойкого аграмматизма; наличие трудностей в обозначении объекта восприятия соответствующей грамматической категорией по аналогии с предлагаемым образцом; наличие трудностей в трансформации предложений; наличие трудностей внутреннего программирования высказывания и осуществления синтаксического контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Баракова Екатерина Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности и уровень развития высказываний различной длины у нормотипичных детей и детей с темповой задержкой речи четвёртого года жизни»

Баранова Е. П. Особенности и уровень развития высказываний различной длины у нормотипичных детей и детей с темповой задержкой речи четвёртого года жизни // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № 9 (сентябрь). - 0,3 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2018/182023.htm.

ART 182023 DOI 10.24422/MCITO.2018.9.16661 УДК 159.922.762

Баранова Екатерина Павловна,

магистрант ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический уни верситет», г. Омск Вагакоуа1985ep@gmail.com

Особенности и уровень развития высказываний различной длины у нормотипичных детей и детей с темповой задержкой речи

четвёртого года жизни

Аннотация. В материалах статьи представлены, полученные диагностические результаты развития речевого высказывания у дошкольников четвёртого года жизни с темповой задержкой речи и с нормотипичным речевым развитием. По результатам анализа диагностических данных, полученных в ходе констатирующего эксперимента, мы выявили ряд проблем, которые возникали в процессе продуцирования высказываний у дошкольников четвёртого года жизни с темповой задержкой речи, а именно: наличие у части детей проявления речевого негативизма; преобладание односложных высказываний над двух-, трёх-, четырёхсложными; наличие стойкого аграмматизма; наличие трудностей в обозначении объекта восприятия соответствующей грамматической категорией по аналогии с предлагаемым образцом; наличие трудностей в трансформации предложений; наличие трудностей внутреннего программирования высказывания и осуществления синтаксического контроля. Ключевые слова: темповая задержка речи, особенности развития высказываний у младших дошкольников, коммуникативные умения детей, трансформация высказывания. Раздел: (02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.

Темповая задержка речи (ТЗР) оказывает негативное влияние на все сферы жизни ребёнка, и в первую очередь на взаимоотношения ребёнка с окружающими, а в дальнейшем - на готовность к обучению грамоте, чтению и развитию у него других специфических функций.

В настоящий период времени существует множество научных работ, посвящён-ных изучению ТЗР и обучению детей с темповой задержкой речевого развития. Несмотря на это остаются открытыми вопросы, касающиеся определения структуры дефекта, причин и механизмов возникновения темповой задержки речевого развития. Нет единого мнения в определении возрастных рамок по отношению к детям с ТЗР. Отсутствует комплексный подход на этапе диагностики детей с темповой задержкой речевого развития. Нет общепринятых теоретических сведений относительно типов и видов задержки речевого развития, что осложняет эффективность логопедической работы на этапе дифференциации речевых нарушений, а далее - в выстраивании коррекционного маршрута.

Ранее в группу с темповой задержкой речевого развития относили лишь детей с ала-лией. В настоящее время такие термины, как задержка речевого развития и темповая задержка речи, широко применяются по отношению к большой группе детей, у которых достаточно выражены речевые нарушения, но тип речевого нарушения еще не определён [1].

Часто у детей с ТЗР наблюдаются сложности в построении синтаксических конструкций: нарушена семантическая и грамматическая связь слов в предложении. Этот

ISSN 2304-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Баранова Е. П. Особенности и уровень развития высказываний различной длины у нормотипичных детей и детей с темповой задержкой речи четвёртого года жизни // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № 9 (сентябрь). - 0,3 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2018/182023.htm.

фактор затрудняет осуществление коммуникативной функции речи, поскольку высказывание является её основной единицей. Наличие в речи ребёнка правильно простроенных высказываний обеспечивает ему отсутствие коммуникативных барьеров [2, 3].

И если особенности высказываний различной длины у детей с нормальным речевым развитием достаточно освещены, то по отношению к детям с темповой задержкой речевого развития эта проблема до сих пор остается малоизученной и требует дальнейших экспериментальных исследований. В современной теории и практике логопедии нет описания процесса диагностики и целенаправленного формирования речевого высказывания у детей с темповой задержкой речевого развития в возрастном диапазоне три-четыре года.

Диагностика включала два этапа: ориентировочный и основной. На ориентировочном этапе использовалась адаптированная методика исследования факторов негативного воздействия в перинатальном, натальном и постнатальном периодах развития ребёнка Е. А. Шереметьевой [4]. На основном этапе для исследования уровня развития высказываний различной длины у дошкольников четвёртого года жизни использовался модифицированный нами для детей 3-4 лет вариант диагностической методики Н. В. Микляевой [5]. Мы внесли некоторые изменения в методики вышеуказанного автора: было выделено пять уровней развития высказываний различной длины, кроме того, осуществлено распределение баллов по выделенным уровням, методика была сокращена и адаптирована для обследования детей 3-4 лет жизни.

Благодаря анализу анамнестических данных из медицинской документации мы исключили наличие интеллектуальных нарушений, отсутствие снижения слуха и зрения и обнаружили наличие у детей с ТЗР двигательных нарушений. Диагнозы и заключения детей зафиксированы в их личных делах, медицинских картах, протоколах ПМПК, логопедических картах.

На ориентировочном этапе исследования проводился сбор и анализ анамнестических данных дошкольников 3-4 лет. В ходе исследования выделены и систематизированы факторы риска возникновения ТЗР у дошкольников 3-4 лет (см. таблицу). Мы разделили все факторы риска на три группы в соответствии с периодом их влияния на развитие ребёнка:

- факторы, воздействующие на плод в пренатальном периоде;

- факторы, воздействующие на новорождённого в натальном периоде;

- факторы, воздействующие на ребёнка в постнатальном периоде.

В итоге были выявлены отягощающие факторы, которые могли повлиять на возникновение темповой задержки речи. В пренатальном периоде развития как у детей с ТЗР (58,3%), так и у нормотипичных детей (41,7%) частотным фактором риска оказался токсикоз беременности матери. Кроме того, в 41,7% случаев у детей с темповой задержкой речи отмечалась угроза выкидыша, что не встречалось в анамнезе детей с нормальным речевым развитием.

В 41,7% случаев детей с ТЗР в натальном периоде мы констатировали наличие фактора стимулирования родов, чего не было выявлено у нормотипичных детей. В постнатальном периоде у большинства, а именно 75%, детей с ТЗР наблюдались двигательные нарушения, когда как у нормотипичных детей такое отклонение не встречалось. Анализ анамнестических данных из медицинской документации позволил исключить наличие интеллектуальных нарушений, отсутствие снижения слуха и зрения и показал наличие у детей с ТЗР двигательных нарушений.

На основном этапе исследования уровня развития высказываний различной длины у дошкольников четвёртого года жизни нами было проанализировано 1501 высказывание дошкольников 4-го года жизни, в том числе 765 высказываний нормоти

Баранова Е. П. Особенности и уровень развития высказываний различной длины у нормотипичных детей и детей с темповой задержкой речи четвёртого года жизни // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № 9 (сентябрь). - 0,3 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2018/182023.htm.

Сравнительный анализ биологических факторов, влияющих на развитие детей

Факторы Дети с ТЗР, n = 12 Дети с нормотипичным разви-

тием, n = 12

Абс/ч % Абс/ч %

Пренатальный период

Токсикоз 7 58,3 5 41,7

Угроза выкидыша 5 41,7

Экология 1 8,3

Прием лекарств 1 8,3

Заболевания 2 16,7

Внутриутробная инфекция 1 8,3

Натальный период

Стимулирование родов 5 41,7

Оперативное вмешательство 1 8,3 1 8,3

Стремительные/затухающие 2 16,7 3 25

роды

Обвитие пуповиной 1 8,3 1 8,3

Ягодичное предлежание плода 1 8,3

Анастезия 1 8,3 1 8,3

Постнатальный период

Двигательные нарушения 9 75

Перинатальное поражение ЦНС 2 16,7 3 25

Гидроцефальный синдром 1 8,3

пичных детей и 736 высказываний детей с ТЗР. Результаты выполнения заданий представлены на гистограмме (см. рис. 1). Мы выяснили, что в речи детей с ТЗР преобладают однословные высказывания (64,8%), тогда как у детей с нормальным речевым развитием частотность таких высказываний составляла всего 24,3%. У нормотипичных детей речь насыщена четырехсловными высказываниями (35,7%), а у дошкольников с ТЗР они встречались только в 6,3% случаев. Проанализировав длину высказывания дошкольников и отразив полученные результаты на диаграмме, мы выявили обратную зависимость между длиной фразы и количеством детей, способных её продуцировать: чем длиннее высказывание, тем реже оно встречается в речи дошкольников с темповой задержкой речи: например, однословных высказываний 64,8%, а восьмисловных всего 0,5%.

В процессе диагностической беседы с детьми было отмечено, что дошкольники речевой нормы свободно вступали в контакт, в отличие от детей с ТЗР, где часть детей испытывали сложности в общении с новым взрослым, некоторые из них демонстрировали речевой негативизм, а с другими удалось избежать подобных проявлений. Нормотипичные дети понимали смысл заданного вопроса, правильно трансформировали предложения в процессе беседы с логопедом. Дети с ТЗР чаще всего испытывали трудности в заданиях, связанных с трансформацией предложений, а именно:

- сообщения в вопрос, например: «Я где-то живу. Спроси меня про это». - «Дома»;

- прямой речи в косвенную речь, например: «Папа сказал: "Я починил машинку". О чем он сказал?» - «Тобы она боте не хоматась». Или: «Я играю с машинкой. Попроси меня дать её тебе» - «Пагапота, масинку дат». - «О чем ты меня попросил? Зачем?» - «Пагапата».

В результате анализа речевого материала, полученного нами в ходе проведения данной методики, мы обнаружили наличие типичных ошибок у детей с темповой задержкой речи, а именно: трудности в употреблении качественных прилагательных, (вместо них употребляли существительные); часть детей испытывали значительные

ISSN 2304-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Баранова Е. П. Особенности и уровень развития высказываний различной длины у нормотипичных детей и детей с темповой задержкой речи четвёртого года жизни // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № 9 (сентябрь). - 0,3 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2018/182023.htm.

трудности в употреблении наречий - часто заменяли их прилагательными (например, «сладкий» вместо «сладко») либо только называли предмет, изображенный на картинке; все испытуемые с темповой задержкой речи не употребляют местоимения; часто заменяют числительные словом «много» или названием картинки. Нормотипич-ные дети таких трудностей не испытывали. Таким образом, выявлено, что способности испытуемых с ТЗР обозначать объект восприятия соответствующей грамматической категорией по аналогии с предлагаемым образцом взрослого, уловить языковую установку говорящего слабо развиты.

В процессе оценки сформированности чувства синтаксической функции слова и умения выделять темо-рематические отношения в предложении мы диагностировали, что ответы испытуемых с ТЗР изобиловали однословными и двухсловными аграмматич-ными фразами, например, «весёлый собаку». Больше половины детей испытывали трудности в понимании смысла задания даже после повторного объяснения взрослого. Только один ребёнок с темповой задержкой речи правильно использовал подлежащее в первом предложении; значительно меньше трудностей возникало с подбором определений по образцу, но и тут наблюдались ошибки, например, «счастливы» - замена определения обстоятельством, «большой» - несоответствие семантике образца; половина дошкольников с ТЗР не употребляли дополнения и обстоятельства - не умели выделять темо-рематические отношения в предложении. У испытуемых с нормальным речевым развитием при выполнении задания встречались единичные ошибки.

Выявляя способность к синтаксическому прогнозированию, логопед констатировал, что большая часть дошкольников с темповой задержкой речи понимали смысл задания, правильно употребили лицо и время глагола-сказуемого, сохранили целостность смысла всего высказывания, но фразы их по-прежнему были аграмматичны. Например: «Когда ты будешь большим...» - «Когда у меня будет пять года»; «Я буду кука игать». Дошкольники с нормой речевого развития в данном задании ошибок не допускали.

Когда младшие дошкольники составляли предложения из начальных форм слов, мы зафиксировали, что у детей с ТЗР отсутствует способность к внутреннему про-

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Баракова Е. П. Особенности и уровень развития высказываний различной длины у нормотипичных детей и детей с темповой задержкой речи четвёртого года жизни // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № 9 (сентябрь). - 0,3 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2018/182023.htm.

граммированию высказывания. Чаще всего они дублировали слова логопеда (употребленные в начальной форме), а не изменяли их. Поэтому все предложения были аграмматичны. Все дошкольники с ТЗР с заданием не справились. Испытуемые с нор-мотипичным развитием чаще всего правильно согласовывали слова в предложениях грамматически и по смыслу.

В диагностических заданиях на оценку уровня развития синтаксического контроля дети с ТЗР не замечали аграмматизма в высказываниях логопеда. Часть предложений они трансформировали с опорой на личный опыт, подменяя тем самым их семантические значения, а не форму слов в них. Например: «Папа читает книгу дети» - «Неп, папа ходить а аботу»; «Я ешь суп» - «Неп, мапикеспьгооховий супь». Значит, синтаксический контроль у дошкольников с темповой задержкой речи не был развит, тогда как нормоти-пичные дети показали высокий уровень развития синтаксического контроля.

По результатам анализа полученных данных был определен уровень развития коммуникативных умений каждого ребёнка с темповой задержкой речи и с нормальным речевым развитием (см. рис. 2). Уровень развития коммуникативных умений у нормотипичных детей распределился следующим образом: у девяти детей (75%) отмечался высокий уровень развития высказываний различной длинны, а у троих детей (25%) был выявлен уровень выше среднего. Дети с ТЗР показали уровень ниже, чем дети возрастной нормы. Уровень ниже среднего отмечался у половины детей (50%), а у остальных был выявлен низкий уровень (50%).

1КГ1

ЭГ1

среднего

Рис. 2. Уровень развития у детей высказываний различной длины на констатирующем этапе

Мы диагностировали, что в речи детей с темповой задержкой речи преобладают однословные высказывания, тогда как у детей с речевой нормой - четырехсловные. Перечислим типичные ошибки, возникающие у детей с ТЗР при выполнении диагностических заданий:

- отсутствие грамматического согласования слов в высказывании;

- трудности в трансформации предложений, а именно сообщения в вопрос, прямой речи в косвенную речь;

- некорректное употребление качественных прилагательных, наречий, местоимений;

- замены числительных словом «много» или названием объекта, изображённого на картинке;

- замены определений обстоятельствами, отсутствие дополнений;

- отсутствие в высказывании соответствия семантике образца;

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Баранова Е. П. Особенности и уровень развития высказываний различной длины у нормотипичных детей и детей с темповой задержкой речи четвёртого года жизни // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № 9 (сентябрь). - 0,3 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2018/182023.htm.

- трансформация предложений с опорой на личный опыт, подмена семантического значения, а не замена формы слов в них.

Дети с темповой задержкой речи показали уровень развития высказываний различной длины ниже, чем дети возрастной нормы. Уровень ниже среднего отмечался у половины детей, у остальных был выявлен низкий уровень.

Ссылки на источники

1. Сопровождение проблемного ребенка и его семьи в системе ранней помощи / под ред. Ю. А. Ра-зенковой. - М.: Школьная пресса, 2012. - 216 с.

2. Викжанович С. Н. К вопросу о дифференциальной диагностике общего недоразвития речи и задержки темпа речевого развития у детей // In the world of scientific discoveries. - 2013. - № 11.8 (47). - С. 72-75.

3. Коновалова С. Н. Особенности овладения предикативной лексикой дошкольниками с общим недоразвитием речи различного генеза // Дефектология. - 2006. - № 3. - С. 59-67.

4. Шереметьева Е. В. Предупреждение отклонений речевого развития у детей раннего возраста. -М.: Национальный книжный центр, 2012. - 168 с.

5. Микляева Н. В. Диагностика языковой способности у детей дошкольного возраста. Логопедическое обследование: метод. пособие. - М.: Айрис-пресс, 2006. - 96 с.

Ekaterina Barakova,

Graduate Student, Omsk State Pedagogical University, Omsk Barakova1985ep@gmail.com

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Peculiarities and development level of different length utterances in normal children and children with speech tempo delay of the fourth year of life

Abstract. The materials of the article present the diagnostic results of the speech expression development in pre-school children of the fourth year of life with speech tempo delay and with normal speech development. Based on the results of the analysis of diagnostic data obtained during the ascertaining experiment, we identified a number of problems that pre-school children of the fourth year of life with speech tempo delay had in the process of producing utterances. They were the following: speech negativism in some children; predominance of monosyllabic statements over two-, three-, four-syllabic ones; presence of persistent agrammatism; presence of difficulties in identifying the object of perception with an appropriate grammatical category by analogy with the proposed sample; difficulties in sentences transformation; difficulties in the internal programming of utterance and the implementation of syntactic control.

Key words: speech tempo delay, features of utterances development in junior preschoolers, communicative

skills of children, utterance transformation.

References

1. Razenkova, Yu. A. (ed.) (2012). Soprovozhdenie problemnogo rebenka i ego sem'i v sisteme rannej pomoshchi, SHkol'naya pressa, Moscow, 216 p. (in Russian).

2. Vikzhanovich, S. N. (2013). "K voprosu o differencial'noj diagnostike obshchego nedorazvitiya rechi i za-derzhki tempa rechevogo razvitiya u detej", In the world of scientific discoveries, № 11.8 (47), pp. 72-75.

3. Konovalova, S. N. (2006). "Osobennosti ovladeniya predikativnoj leksikoj doshkol'nikami s obshchim ne-dorazvitiem rechi razlichnogo geneza", Defektologiya, № 3, pp. 59-67 (in Russian).

4. Sheremet'eva, E. V. (2012). Preduprezhdenie otklonenij rechevogo razvitiya u detej rannego vozrasta, Nacional'nyj knizhnyj centr, Moscow, 168 p. (in Russian).

5. Miklyaeva, N. V. (2006). Diagnostika yazykovoj sposobnosti u detej doshkol'nogo vozrasta. Logope-dicheskoe obsledovanie: metod. posobie, Ajris-press, Moscow, 96 p. (in Russian).

Рекомендовано к публикации:

Утёмовым В. В., кандидатом педагогических наук; Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

Поступила в редакцию Received 17.06.18 Получена положительная рецензия Received a positive review 10.07.18

Принята к публикации Accepted for publication 10.07.18 Опубликована Published 28.09.18

www.e-koncept.ru

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Концепт, научно-методический электронный журнал, 2018 © Баракова Е. П., 2018

9772304120180

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.