'Па
Е. И. Чернышева, Л. И. Левашова, И. В. Белых
Духовно-нравственное воспитание обучающихся в объединениях центра дополнительного образования
В представленной работе показан опыт работы Центра дополнительного образования «Родник» города Воронежа в плане духовно-нравственного воспитания обучающихся в объединениях различных направлений деятельности.
Представлена модель культурно-развивающей среды, способствующая созданию благоприятных условий для духовно-нравственного становления личности обучающихся. Описан комплекс организационно-эстетических, педагогических, психологических условий. Перечислены ключевые компетенции обучающихся, на формирование которых направленаработаобъединений Центра. Показан мониторинг образовательной деятельности для оценки эффективности условий обучения и воспитания в объединениях Центра. Отслеживается уровень развития объективных и субъективных параметров образовательного процесса.
В работе еще раз подтверждается уникальность системы дополнительного образования в плане духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.
Ключевые слова: эмоциональное реагирование,позитивное эмоциональное реагирование, негативное эмоциональное реагирование, фрустрированность , личность педагога , стрессоры, миролюбие, агрессия,избегание
E. I. Chernysheva, L. I. Levashova, I. V. Belykh
Spiritual and moral upbringing of students in the centre associations for additional education
In the presented work shows the experience of the Center of additional education "Water Spring" of the Voronezh city in terms of spiritually-moral upbringing of students in the Association s various activities.
Presents a model of cultural-educational environment conducive to the creation of favorable conditions for spiritual and moral formation of the individual students. Describes the complex of organizational and aesthetic, pedagogical, psychological conditions. Lists the key competencies of students, the formation of which directed the work of the associations of the Center. Shows the monitoring of educational activities to evaluate the effectiveness of the conditions of training and education at the Association Center. MAonitored the level of development of objective and subjective parameters of the educational process.
In the work reaffirms the uniqueness of the system of additional education in terms of spiritual and moral upbringing of the younger generation.
Keywords: additional education, the model of cultural-educational environment, spiritual and moral development of personality of students, core competencies, complex conditions, monitoring
' основе современных приоритетов дополнительного образования лежит представление о необходимости полноценной социализации личности. Учреждение дополнительного образования должно создавать щсловия для духовно-нравственного развития Обучающихся на основе их приобщения к базовый общечеловеческим ценностям, ценностям семьи, своей этнической, конфессиональной, ЁЩиальной группы ваконцксте формирования
у воспитанников идентичности гражданина России. Основной направленностью воспитательного процесса становится воспитание ребенка в духе уважения к культурно-историческому наследию своего народа и своей страны, формирование основ его социально ответственного поведения.
Сама проблема духовно-нравственного вощ! питания не является новой, но в контексте обновления российской системы образования дан-
рОму^Напрййлению работы придается особое значение.
Современный ребенок, живущий в информационно насыщенном мире, должен обладать нравственно-этическим мировоззрением. Такая постановка вопроса делает востребованным всесторонний анализ деятельности образовательно-Ро учреждения, разработку конкретных условий обеспечения качества учебно-воспитательного процесса. Мы полагаем, что решить данную задачу возможно с помощью организации в Центре «Родник» особой культурно-развивающей среды.
Культурно-развивающая среда (см. рис.1) выступает как особым образом организованное Социокультурное и педагогическое пространство, в котором создаются наиболее благоприятные условия для духовно-нравственного становления личности обучающихся.
В процесс обучения и социализации включены обучающиеся по различным направлени-|м: социально-педагогическое, художественное, туристко - краеведческое, физкультурно-спор-тивное.
В центре «Родник» работают инициативные, неравнодушные, творческие педагоги, включающие в реализацию общеобразовательных программ педагогические и воспитательные технологии. В качестве примера расскажем о деятельности некоторых объединений.
Студия комплексно развития «Родничок» работает с детьми дошкольного возраста. В дошкольном возрасте появляются предпосылки к рефлексивному мышлению как способности ребенка анализировать свои поступки, мотивы и соотносить их с общечеловеческими ценностями, а также с действиями, поступками и мотивами других детей. На занятиях письма, развития речи, математики, окружающего мира, экологии, музыки, изо, ритмики, эмоционального развития педагоги работают над развитием рефлексивного мышления - воспитанием у ребенка умения чувствовать сердцем другого человека. Педагоги понимают, что необходимо обучать проявлению разнообразных чувств, которые способствуют духовному развитию ребенка (заботливость, сопереживание, милосердие, любовь, ответственность, доброту, отзывчивость, взаимопонимание, уважение, дружбу, умение радоваться успехам других), учат дошкольника мыслить, проявлять самостоятельность, независимость суждений и оценок. С детьми систематически проводятся ролевые игры, беседы, воспитательные мероприятия, обсуждаются р^зличные ситуации.
Программа «Матрешка» (декоративно-прикладное искусство России) построена таким образом, что изучая определенный материал, ребенок имеет возможность вступить в непосредственный контакт с объектом изучения. Предметом изучения программы «Матрешка»
являются народные художественные промыслы России, такие как хорошо всем известные и любимые Матрешки, Гжель, Хохлома и Дымка, так и менее популярные Филимоновская и Каргопольская игрушка, Ростовская финифть, северная чернь, елецкие, вологодские, михайловские кружева, павловопосадские платки, лаковая миниатюра Палеха, Холуя, Федоскина, Мстеры и другие замечательные русские народные промыслы. Содержание теоретического обучения предусматривает ознакомление детей с народными художественными промыслами, основами композиции, материаловедения и художественных работ. Большую помощь в этом оказывает иллюстративный материал: альбомы, книги, буклеты, комплекты художественных открыток, видеоматериалы. Живой интерес у детей вызывают занятия в краеведческом музее, где хранится интересная коллекция народной одежды Воронежской губернии, а также предметы быта, утварь и орудия труда.
Комплексная программа «Иван да Марья» (основы народной культуры) включает такие направления деятельности как: народные традиции, фольклор, декоративно-прикладное творчество, народная хореография. Программа позволяет развить индивидуальные творческие способности, накопить опыт в процессе восприятия декоративно-прикладного искусства, традиционных музыкальных форм, развивать полученные знания и приобретенные исполнительские навыки, научиться анализировать и понимать органическую целостность народной культуры, оценивать ее значение в выработке своих жизненных ориентиров в современной действительности.
Воспитанники приобретают знания о календарных и семейных обрядах, обычаях, их символике и семантике, изучают народный и православный календари, народные песни, особенности хоровода и плясок. Особое внимание уделяется традиционным промыслам, созданию изделий в различных техниках: лепка из соленого теста, аппликация, вышивка, бисеропле-тение, создание кукол в народных костюмах и др. Ребята учатся ориентироваться в традициях народной культуры, использовать ее элементы в повседневной жизни, овладевают приемами игры на шумовых музыкальных инструментах, готовят вместе с педагогами и родителями различные мероприятия.
Обучающиеся становятся участниками образовательного процесса, народных игр, сказок, творческих конкурсов, выставок, праздников, таких как «Осенины», «Рождество», «Святки», «Пасха», на которых устраиваются театрализованные действия с песнями и хороводами. Это позволяет ребятам задуматься о самобытности народной культуры, испытывать свою сопричастность к жизни и истории своей страны, кроме того, обучающиеся получают дополни-
Культурно-развивающая среда в объединениях Центра как организованное социокультурное и педагогическое пространство, в котором создаются наиболее благоприятные условия для воспитания личности
Направления учебной деятельности:
социально-педагогическое, художественное, туристко - краеведческое, естественнонаучное, физкультурно -спортивное
Организационно-эстетические:
- наличие мебели, оборудования, материалов для работы;
- удобство расположения рабочих зон, мобильное пространство; -художественно-эстетическое оформление залов, кабинетов, «горниц». Педагогические:
- разработка содержательного компонента образовательной деятельности, направленного на приобщение обучающихся к народному искусству;
- использование развивающих технологий, форм и методов деятельностного и творческого обучения;
- интегрированное воздействие разных видов искусства;
- создание эмоционально насыщенного образовательного пространства;
- интенсификация обучения без перегрузки обучающихся;
- работа в режиме педагогической поддержки;
- разработка методического обеспечения образовательного процесса, системы заданий для учащихся;
- использование адекватной системы мониторинга духовно-нравственного воспитания, формирования общекультурных компетенций учащихся.
Психологические:
- создание на занятиях комфортной психологической среды, атмосферы взаимоуважения;
- среды сотворчества и содержательного духовного общения;
- эмоционального благополучия ребенка и взрослого.
Субъекты образовательной
деятельности: обучающиеся,
педагоги Центра, работающие в режиме творческого развития, родители.
I
Принципы организации
I
Принцип открытости: открытость культуре, открытость природе, открытость обществу и открытость своего "Я".
Принцип стабильности-
динамичности: культурно-
развивающая среда может быть постоянной, создаваемой на длительный срок: оформление кабинетов, залов. Динамична в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, вида учебной
деятельности, отдельных занятий.
Принцип позиции при
взаимодействии: установление контакта между субъектами образовательной деятельности.
Позиция «рядом», «вместе», «глаза в глаза».
Принцип активности: возможность формирования активности у детей и проявления активности взрослых.
I
Ожидаемые результаты:
повышение уровня воспитанности обучающихся; формирование
внутренней культуры и духовности; общекультурных компетенций;
эмоционально-ценностное отношение к народной культуре и различным видам народного искусства; нравственно-трудовые качества личности; осознание воспитанником себя как гражданина российского общества.
Рис. 1. Модель создания культурно-развивающей среды в объединениях художественно-эстетического направления МБУДО ЦДО «Родник»
тельную информацию по литературе, истории, музыке, изобразительному искусству.
Изобразительное искусство является одним из важнейших средств познания мира и духовно-нравственного воспитания ребенка. На занятиях объединения «Радуга» ребята учатся работать с различными материалами: тушью, гуашью, акварелью, восковыми мелками, сангиной, пастелью. Рисование способствует развитию многих важнейших способностей: координации движений, сенсорики (чувственное восприятие цвета, текстуры красок, бумаги), мелкой моторики и т.п. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности. На занятиях педагог знакомит обучающихся с традициями, связанными с историей нашей родины, русского народа, православной веры.
На занятиях объединения «Сказочный мир» обучающиеся не только знакомятся с различными техниками декоративно-прикладного творчества, но и с промыслами и ремеслами родного края, историей родного города. В программу включены экскурсии, беседы, предусмотрено участие в конкурсах тематической направленности. Обучающимся предоставляется возможность почувствовать целостность мира культуры народа, в котором невозможно разъединить на части отдельные занятия и явления, разделить духовную и материальную культуру, разорвать цепь времен и поколений. Решая задачи эстетического воспитания и образования, занятия способствуют решению задач духовно-нравственного развития, осуществляя комплексный подход к становлению личности ребенка.
Программа объединения «История в лицах» направлена на гражданское и патриотическое воспитание обучающихся. Воспитание гражданина России осуществляется с опорой на совокупность рациональных, эмоциональных и практических знаний учащихся, освоения историко-культурного наследия семьи, малой родины, Отечества в целом, традиций, образа жизни земляков и своего народа, норм отношений в семье, обществе. Особенностью программы объединения является ориентация на творческий, опережающий и рефлексивный характер усвоения знаний, использование педагогического потенциала социума. Осознание ребенком своего гражданского назначения происходит путем формирования чувства ответственности за судьбы малой родины. Из этого вырастает необходимость человечных поступков в решении более сложных проблем общественной жизни, создаются условия для интеграции личности в Систему национальной культуры.
Дополнительная общеобразовательная программа объединения «Воронежские Витязи» предназначена для обучения юношей и девушек в вво11Ёрте от 14 лет. Целью занятий является
формирование высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга по защите интересов Родины, содействие пропаганде здорового образа жизни, образования, престижности военной и правоохранительной службы. Программа включает в себя три основных раздела: вольная борьба, рукопашный бой и основы предармейской подготовки. Вольная борьба и рукопашный бой способствуют физическому и волевому развитию, тогда как раздел программы предармейской подготовки способствует воспитанию личности, развитию нравственных и патриотических качеств, а также создает и укрепляет гражданскую позицию обучающихся. Этот раздел включает в себя изучение истории Вооруженных сил Российской Федерации и других стран, назначение боевой техники, основных принципов воинской службы, особенностей жизни и быта военнослужащих, их прав и обязанностей, освоение основ гражданской обороны.
Образовательный процесс в Центре носит воспитывающий характер, осуществляется целенаправленное формирование нравственных установок, развитие личностных качеств, создается комплекс условий.
Организационно-эстетические: наличие оборудования, материалов для работы; удобство расположения рабочих зон, мобильное пространство; художественно-эстетическое оформление залов, кабинетов.
Педагогические: разработка содержательного компонента образовательной деятельности, направленного на приобщение воспитанников к народному искусству; использование развивающих технологий, форм и методов деятельност-ного и творческого обучения; интегрированное воздействие разных видов народного искусства; создание эмоционально насыщенного образовательного пространства; интенсификация обучения без перегрузки обучающихся; работа в режиме педагогической поддержки; разработка методического обеспечения образовательного процесса, системы заданий для учащихся; использование адекватной системы мониторинга духовно-нравственного воспитания, формирования общекультурных компетенций учащихся; система воспитательных мероприятий.
Психологические: создание на занятиях комфортной психологической среды, атмосферы взаимоуважения; среды сотворчества и содержательного духовного общения; эмоционального благополучия ребенка и взрослого [2].
Работа объединений Центра способствует формированию у обучающихся следующих ключевых компетенций:
- ценностно-смысловых: принятие ценностных ориентиров, умение осознавать свою роль и предназначение в обществе, способность видеть и понимать окружающий мир, ориентировать-
®я в 'ВкружающШ' дЯсЯРитеОЯРШЯиР выбирать целевые и смысловые установки, принимать решения;
- общекультурных: духовно-нравственные основы жизни человека, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, опыт освоения ребенком окружающего мира, познание и опыт деятельности в области национальной и общественной культуры;
- учебно-познавательных: владение способами анализа, рефлексии, самооценки, целепо-лагания, планирования, организации; навыки самостоятельной познавательной деятельности; умение действовать в нестандартных ситуациях, креативность;
- информационных: владение современными средствами информации, информационными технологиями; поиск, анализ и отбор необходимой информации;
- коммуникативных: владение различными социальными ролями, навыками работы в группе, коллективе, знание способов взаимодействия с окружающими;
- личностного совершенствования: духовное, интеллектуальное, физическое саморазвитие, саморегуляция и самоподдержка, культура мышления и поведения [1].
Культурно-развивающая среда предоставляет максимум возможных индивидуально-творческих траекторий для саморазвития всех включенных в нее субъектов, осуществляющих:
- смысловые отношения, связанные с осмыслением творческой деятельности с позиций ценности национальной культуры, различных видов народного искусства;
- позиционные отношения, основанные на реализации приобретаемых знаний и умений, опыта и творческой активности в различных видах деятельности;
- межличностные отношения, предполагающие взаимообогащение каждого субъекта образовательного процесса, включенного в активное, творческое, деятельностное общение;
- мобилизационные отношения, направленные на преодоление возникающих трудностей в процессе образовательной деятельности.
Педагоги осознают, что каждое занятие,
мероприятие должно было стать событием в жизни обучающихся, влиять на становление духовно-нравственных качеств личности, поэтому учебный материал тщательно отбирается, про-думываются методы, формы организации учебно-воспитательной деятельности.
Для оценки эффективности условий обучения и воспитания в объединениях Центра на протяжении нескольких лет осуществляется мониторинг образовательной деятельности. Отслеживается уровень развития объективных и субъективных параметров образовательного процесса. К объективным параметрам мы отнесли результаты учебной деятельности обучающихся, наполняемость групп, личные достижения. Субъективные параметры формировались на основании суждений детей, родителей, педагогов о качестве организации учебно-воспитательного процесса в объединениях. Мы отслеживали учебную мотивацию воспитанников, приобретенные знания и умения в различных видах деятельности, уровень воспитанности, отношение к народной культуре. Проведением мониторинга занимались педагоги по направлениям деятельности совместно с педагогом-психологом Центра. Мониторинг показал, что у обучающихся значительно расширился кругозор, увеличились познания о различных видах народного искусства, произошло развитие духовно-нравственных качеств личности.
Очевидно, что система дополнительного образования детей является уникальной в плане воспитания и социализации личности. Специфика нашей работы позволила реализовать преимущества свободного выбора ребенка и создать культурно-развивающую среду, обеспечивающую событийный, творческий характер деятельности, включение обучающихся в коллективные творческие дела, создание ситуации успеха для каждого ребенка, формирование коллектива единомышленников.
Подводя итоги, можно сказать, что работа Центра, проводимая в данном направлении, способствует формированию у воспитанников основ духовной культуры, отражающей основные признаки национальной культуры, необходимой для полного развития человека как гражданина, члена общества.
ЛИТЕРАТУРА
1. Чернышева Е.И., Ковалева О.В., Белых И.В. Воспитание личности в системе дополнительного образования // Философия отечественного образования: история и современность. VIII Всероссийская научно-практическая конференция: сборник статей / МНИЦ ПГСХА. Пенза: РИО ПГСХА, 2012.
2. Чернышева Е.И. Об условиях создания культурно-развивающей среды в учреждении дополнительного образования / Е.И. Чернышева. Современные тенденции профессионального образования в XXI веке: Материалы Всероссийской научно-практической конференции 28-30 марта 2011 года / отв. ред. А.А.Челтыбашев. Мурманск: МГГУ
3. Чернышева Е.И., Грабарова А.В. Педагогические условия эмоционально-эстетического воспитания младших школьников на уроках технологии // Перспективы науки и образования. 2013. № 3. С. 231-237.
4. Чернышева Е.И., Репникова Т.В. Педагогические условия развития самостоятельности у младших школьников на уроках технологии // Перспективы науки и образования. 2013. № 3. С. 238-246.
5. Чернышева Е.И., Чалых Е.А. Формирование познавательных мотивов у младших школьников на уроках технологии // Перспективы науки и образования. 2013. № 3. С. 247-253.
REFERENCES
Ifinernysheva E.I., Kovaleva O.V., Belykh I.V. Vospitanie lichnosti v sisteme dopolnitelnogo obrazovaniia // Filosofiia otechestvennogm obrazovaniia: istoriia i sovremennost'. VIII Vserossiiskaia nauchno-prakticheskaia konferentsiia: sbornik statei / MNITs PGSKhA [Education of the individual in the system of additional education / National education Philosophy: history and modernity. VIII all-Russian scientific-practical conference: a collection of articles]. Penza, RIO PGSKhA Publ., 2012.
Chernysheva E.I. Ob usloviiakh sozdaniia kul'turno-razvivaiushchei sredy v uchrezhdenii dopolnitelnogo obrazovaniia / E.I. Chernysheva. Sovremennye tendentsiiprofessionalnogo obrazovaniia v KhKhI veke: Materialy Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii 28-30 marta 2011 goda / otv. red. A.A.Cheltybashev [About cultural and educational environment in the institution of additional education / E. I. Chernyshev. Modern trends in vocational education in the XXI century: Materials of all-Russian scientific-practical conference 28-30 March 2011 / Ed. by A. A. Cheltybashev]. Murmansk, MGGU Publ., 2011. Chernysheva E.I., Grabarova A.V. Pedagogical conditions of emotional and aesthetic education of the younger students in the technology lessons. Perspektivy nauki i obrazovaniia - Perspectives of science and education, 2013, no. 3, pp. 231-237 (in Russian). Chernysheva E.I., Repnikova T.V. Pedagogical conditions of development of independence among the younger students in the technology lessons. Perspektivy nauki i obrazovaniia - Perspectives of science and education, 2013, no. 3, pp. 238-246 (in Russian). Chernysheva E.I., Chalykh E.A. The formation of cognitive motives younger students in the technology lessons. Perspektivy nauki i obrazovaniia - Perspectives of science and education, 2013, no. 3, pp. 247-253 (in Russian).
Информация об авторах Чернышева Елена Ивановна
(Россия, Воронеж) Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры технологических и естественнонаучных дисциплин. Воронежский государственный педагогический университет E-mail: [email protected]
Information about the authors
Chernysheva Elena Ivanovna (Russia, Voronezh)
Associate Professor, Ph.D in Pedagogy Associate Professor of the Department of Technological and Natural Sciences Disciplines. Voronezh State Pedagogical University E-mail: [email protected]
Левашова Любовь Ивановна
(Россия, Воронеж) Директор
Центр дополнительного образования "Родник" E-mail: [email protected]
Levashova Liubov' Ivanovna
(Russia, Voronezh) Director
Center of additional education "Water Spring" E-mail: [email protected]
Белых Инна Владимировна
(Россия, Воронеж) Заместитель директора по учебно-воспитательной работе Центр дополнительного образования "Родник" E-mail: [email protected]
Belykh Inna Vladimirovna
(Russia, Voronezh) Deputy Director on educational work Center of additional education "Water Spring" E-mail: [email protected]