ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Шаманина Л. А. Учебный курс «Культурно-просветительская деятельность» как средство формирования профессиональной компетентности будущего педагога // Концепт. - 2015. - № 05 (апрель). - ART 15109. -0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15109.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.
ART 15109 УДК 378.147
Шаманина Лилия Анатольевна,
ассистент кафедры технологических и естественнонаучных дисци плин ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный педагогический уни верситет», г. Воронеж dushnewa@vandex. ru
Учебный курс «Культурно-просветительская деятельность» как средство формирования профессиональной компетентности будущего педагога
Аннотация. В статье рассмотрены и приведены примеры педагогических технологий, используемых в курсе «Культурно-просветительская деятельность (практикум)». В частности, рассматривается театрализация как метод культурно-досуговой деятельности. Этот метод занимает особое, исторически обусловленное место в системе методов социально-культурного воспитания, способствующих формированию общекультурных и профессиональных компетенций будущего учителя технологии.
Ключевые слова: культурно-просветительская деятельность в вузе, общекультурные и профессиональные компетенции, особенности формирования компетентности будущего учителя технологии.
Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Во все времена в образовании, воспитании, развитии и адаптации личности социально-культурная (культурно-просветительская) деятельность имела огромное значение.
На Руси издавна почитались обучение грамоте, умственное развитие детей, подготовка их к трудовой деятельности. Ещё в древнерусской общине шел процесс формирования и накопления воспитательного опыта на основе народной педагогики. Традиции играли важную роль в создании фундамента трудового, нравственного, эстетического, физического и религиозного воспитания. Создание кириллицы вместе с принятием христианства на Руси в X в. послужило мощным стимулом духовного развития общества. Церковь в этот период стала оплотом нравственного воспитания и просвещения народа. Значительным было влияние церкви на все сферы деятельности общества, сознание и поведение его членов, одухотворение трудовой, семейной, досуговой жизни.
Интересу народа к культуре и образованию в истории развития русского общества присущи закономерные спады и периоды роста. Например, в период монголо-татарского ига господствовала жестокость, процветало невежество. Народ пребывал в атмосфере угнетения, страха, обмана. XV-XVII вв. - период, когда в России неграмотность была присуща большей части населения.
Во времена правления Петра I был проведён ряд просветительских реформ, способствующих развитию образования и культуры в стране. Наряду с привлечением иностранных педагогов в Россию, организацией поездок русских для учебы за границу было открыто немало школ, музеев, библиотек. Открыли двери первые русские театры. Однако задача учебных заведений - от школы до Академии наук с гимназией и университетом, учрежденной в 1725 г., - состояла в подготовке грамотных «слуг царя и отечества». Традиционное воздействие церкви и правящей политической элиты определяло цели и задачи культурно-просветительной и досуговой деятельности.
Революционные события России в начале XX в., а затем и свержение самодержавия повлекли за собой изменения социальной направленности в культур-
1
ISSN 2304-12QX
научно-методический электронный >курнал
Шаманина Л. А. Учебный курс «Культурно-просветительская деятельность» как средство формирования профессиональной компетентности будущего педагога // Концепт. - 2015. - № 05 (апрель). - ART 15109. -0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15109.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.
но-просветительной и досуговой деятельности. С Октябрьской революцией в стране осуществляются первые мероприятия по созданию и развитию системы политико-просветительной работы. В отраслях культуры и образования подбор сотрудников для внешкольной работы осуществлялся по принципу партийной и классовой принадлежности [1].
Социально-культурное развитие СССР сопровождалось как определенными достижениями, так и негативными процессами. К слову сказать, в 1970 г. в стране работало 3780 дворцов и домов пионеров и школьников, в которых бесплатно занималось около 2 миллионов детей и подростков. Функционировало 6,4 тысячи детских секторов при дворцах и домах культуры, 175 детских парков, 553 станции юных техников, 327 станций юных натуралистов, 168 детских экскурсионно-туристских станций, 33 детские железные дороги, 1100 клубов юных техников, 4166 детских музыкальных и художественных школ, 3581 детско-юношеская спортивная школа, 172 тысячи детских и школьных библиотек, 142 театра для детей [2]. В то же время репрессивная политика государства отразилась на судьбах многих видных деятелей науки, просвещения, культуры, искусства и религии. Репрессии повлекли за собой достаточно серьезные политические, экологические, демографические, социальные, культурные последствия. В культурно-просветительных и образовательных учреждениях жестко доминирует парадигма идейно-политического воспитания.
Распад СССР существенно повлиял на изменение социокультурной ситуации в России. Экономическая ситуация в стране 1990-х гг. имела негативные последствия для деятельности учреждений культуры, досуга. Закрывались клубы, сократилось число бесплатных услуг и бюджетных ассигнований [3]. Для сравнения: в 1955 г. в СССР число общедоступных библиотек составляло 392 000. Исходя из численности населения СССР в 200,2 млн человек это составляет 19,5% человек, посещающих библиотеки. На 1 января 2011 г. в России библиотек было всего 46 000, что от общей численности населения России в 142,8 млн человек составляет только 3,2% человек, посещающих библиотеки [4].
В социально-культурной и досуговой сферах формируется коммерческий сектор.
Экономические и социальные процессы, происходящие в современной России, чаще всего рассматриваются с позиций их политического или экономического смысла. Мы же разделяем точку зрения ученых и специалистов, подчеркивающих важность и значение для развития общества социокультурных процессов.
Педагогический контекст учета социокультурного фона современной жизнедеятельности человека и общества напрямую связан с использованием в педагогике и практике образования культурологического подхода, согласно которому формирование личности происходит в процессе активного освоения человеком той или иной культуры.
Суть и смысл деятельности миллионов людей, представляющих духовную элиту общества - заслуженных деятелей культуры, деятелей науки и искусства, педагогов, мастеров-наставников, состоит в том, чтобы помочь каждому новому поколению в овладении материальной и духовной культурой своего народа, её сокровищами. При этом необходимо иметь в виду, что высокая духовность, постоянные нравственные искания, возвышающие человека, всегда составляли одну из главных особенностей русского национального характера [5].
Введение Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования третьего поколения стимулировало обновление содержания многих учебных курсов, разработку и внедрение новых образовательных технологий.
2
ISSN 2304-120X
научно-методический электронный журнал
Шаманина Л. А. Учебный курс «Культурно-просветительская деятельность» как средство формирования профессиональной компетентности будущего педагога // Концепт. - 2015. - № 05 (апрель). - ART 15109. -0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15109.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.
Обратимся к ФГОС ВПО по направлению подготовки 050100 - Педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр»), где в гл. IV дана характеристика профессиональной деятельности бакалавров, включающей образование, деятельность в социальной сфере и культуре. Бакалавр также готовится и к культурно-просветительской деятельности. В гл. V, где указаны требования к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата и перечислены компетенции, особое место занимают общекультурные компетенции и профессиональные компетенции, соответствующие отдельным видам профессиональной деятельности, в частности культурно-просветительской [6]. В будущей профессиональной деятельности выпускнику педагогического высшего учебного заведения в области культурно-просветительской деятельности придется решать такие профессиональные задачи, как изучение, формирование и реализация потребностей детей и взрослых в культурно-просветительской деятельности, организация культурного пространства [7]. Это лишний раз доказывает необходимость и значимость изучения будущими педагогами дисциплин социально-культурной направленности, освоения основ культурно-досуговой деятельности и культурно-просветительской работы.
Обратимся к практике. В общий перечень дисциплин подготовки бакалавров по направлению «Педагогическое образование», профиль «Технология», на физикоматематическом факультете ФГБОУ ВПО «ВГПУ» включен учебный курс «Культурно-просветительская деятельность (практикум)», который изучается студентами очной формы обучения на втором курсе. Целями освоения дисциплины являются:
- формирование системы представлений о культурно-просветительской деятельности как одной из основных сфер жизнедеятельности человека;
- овладение студентами приемами, методами и способами организации культурно-просветительской деятельности по различным направлениям в образовательных учреждениях;
- приобретение практических навыков организации и проведения культурнопросветительских мероприятий [8].
К основным задачам изучения учебной дисциплины можно отнести следующие:
- воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать иное мнение и художественно-эстетические взгляды;
- формирование позиции в отношении духовных и культурных ценностей разных народов, уважительного к ним отношения, принятия;
- формирование потребности общения с духовными ценностями;
- воспитание студентов в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости;
- приобретение навыков творческой деятельности [9].
Изучение данной учебной дисциплины направлено на формирование у обучающихся двух компетенций:
- общекультурной: способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3);
- профессиональной: способен выявить и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности (ПК-11) [10].
Как следствие, студент должен овладеть знаниями сущности понятий курса, источников просвещения и факторов формирования и повышения культуры; умениями применять полученные знания в профессиональной педагогической деятельности по
3
ISSN 2304-12QX
научно-методический электронный >курнал
Шаманина Л. А. Учебный курс «Культурно-просветительская деятельность» как средство формирования профессиональной компетентности будущего педагога // Концепт. - 2015. - № 05 (апрель). - ART 15109. -0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15109.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.
организации и проведению различного рода мероприятий культурно-просветительской направленности; навыками различных средств коммуникации в профессиональной педагогической деятельности [11].
Разработанная нами программа «Культурно-просветительская деятельность (практикум)» включает применение таких образовательных технологий, как семинардискуссия, проектная деятельность, технология учебного исследования.
Самостоятельная работа студентов (СРС) предусматривает различные формы работы: написание эссе, реферата по теме «История развития культурно-просветительской деятельности в России»; разработку учебного проекта по теме «Различные виды игр (учебно-прикладные, интеллектуальные, физкультурно-спортивные) и их место в культурно-просветительской деятельности» и т. п. В ходе самостоятельной работы студенты при помощи преподавателя планируют свою деятельность, работают с литературой, используют коммуникативные технологии и реализуют на практике полученные знания. Обязательный акцент должен быть сделан на развитии рефлексии [12].
Отдельного внимания заслуживает описание одного из разделов рассматриваемой программы «Театрализованное представление как форма культурно-просветительской деятельности», который предусматривает такой вид самостоятельной работы, как написание сценария и постановка театрализованного представления. В числе требований к организации этой формы СРС - содержательность, технологичность, продуктивность.
Приведем пример. В практике нашей работы есть опыт постановки сказки в стихах Леонида Филатова «Про Федота-стрельца, удалого молодца (по мотивам русского фольклора)». В данном случае была взята готовая пьеса с авторскими ремарками. Несмотря на то что не было необходимости в написании сценария - основополагающего пункта в общей постановке, сложности неизбежно возникли. Во-первых, распределение ролей: желание играть того или иного персонажа не всегда совпадало с внешними данными, темпераментом, психофизикой, голосовыми данными того или другого студента. Методом проб и ошибок, необходимого количества репетиций, а в некоторых случаях доверительной беседы компромисс был найден. Во-вторых, отсутствие подходящей площадки. В итоге обсуждения было принято решение приспособить под цели сценической площадки одну из учебных аудиторий. Подбор или изготовление костюмов, реквизита, декораций и т. п. - каждый шаг подготовки постановки вызывал заинтересованность у студентов. Необходимость придумывать, фантазировать, изобретать и изготавливать открыла ранее не проявлявшиеся творческие способности. Таким образом, студенты получили дополнительные умения и навыки творческо-конструкторской деятельности, не менее важные в профессиональной деятельности педагога.
Вторым нашим опытом театральной постановки был спектакль «Вовка в тридевятом царстве». Вдохновившись одноименным мультипликационным фильмом 1965 г. режиссера Бориса Степанцева, работали над постановкой воодушевленно, с энтузиазмом, абсолютно самостоятельно, начиная с написания сценария, изготовления костюмов, реквизита, распределения ролей. Представили готовую работу на этапе генеральной репетиции.
Зрителями постановок были студенты физико-математического факультета по направлению «Педагогическое образование», профиль «Технология», первого, третьего и четвертого курсов, а также преподаватели ВГПУ. Воодушевлённые аплодисментами, возгласами «браво», поощрительными речами, «актёры» повысили свою личностно-профессиональную самооценку, скорректировали и укрепили мотивацию.
4
ISSN 2304-120X
научно-методический электронный журнал
Шаманина Л. А. Учебный курс «Культурно-просветительская деятельность» как средство формирования профессиональной компетентности будущего педагога // Концепт. - 2015. - № 05 (апрель). - ART 15109. -0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15109.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.
Стремление к творческому самовыражению вылилось в написание стихов, куплетов и од, посвящённых дисциплинам модуля «Техническая механика».
Обязательной формой работы в рамках дисциплины «Культурно-просветительская деятельность» является посещение выставок и театров. Заметным событием стало посещение непопулярного среди молодёжи фестиваля фильмов о правах человека «Сталкер», прошедшего в Воронеже в марте 2015 г. Увиденное стало предметом учебных дискуссий.
Важную роль в изучении рассматриваемой учебной дисциплины играют межпредметные связи. Значительным образовательным потенциалом в связи с этим обладают практико-ориентированные дисциплины «Технологии художественной обработки материалов», «Технологические практикумы», «Художественные промыслы», «Культура дома». Цели их изучения близки целям курса «Культурно-просветительская деятельность»: усвоение необходимых теоретических сведений о русской народной художественной культуре как об уникальной составляющей мировой художественной культуры; углубление и расширение имеющихся практических умений и навыков, а также формирование новых в технологии изготовления изделий различных видов декоративно-прикладного творчества, используя как классические, так и современные материалы [13].
Так, в процессе изучения дисциплины «Декоративно-прикладное творчество» студенты овладевают знаниями об истории различных видов ручной художественной вышивки (тамбурная, румынская гладь, полтавская гладь, владимирское шитьё, двустороннее гладьевое шитьё, счётная вышивка и так далее), получают практические навыки и умения, как итог изготавливают по своему выбору готовое изделие. Во второй части данной дисциплины изучается русская бытовая культура - одежда и жилище как часть русской бытовой культуры. Изготавливаются образцы и готовое изделие в технике лоскутного шитья, приобретаются навыки росписи объёмной формы - «Чудо-писанки» (выполняется роспись готовой деревянной формы, например, разделочная доска или чаша в стиле мезенской росписи). Особое внимание уделяется настоящему «заповеднику» национального костюма - народному костюму Воронежской губернии [14]. Кажется, все краски лесов, степей, неба слились в этом поистине чудном творении рук человеческих. Желание сделать одежду красивой требовало огромного труда, терпения, фантазии. Именно здесь проявлялись вкус, дарование и мастерство крестьянок [15]. По итогам изучения воронежского народного костюма изготавливается панно-аппликация «Стилизация народного костюма». Также подробно изучается глиняная игрушка, занимающая одно из важных мест среди многообразия народных промыслов. Практическим итогом является изготовление образца дымковской игрушки - барыни [16]. Таким образом, приобретается неоценимый опыт владения практическими навыками, который так умело используют студенты профиля «Технология» в подготовке театральных постановок.
Выстраивая учебно-воспитательный процесс, мы обращаем внимание на создание системы целостных знаний, влияющих на формирование общей культуры и развитие профессиональных и личностных качеств будущих учителей технологии, что позволит им в дальнейшем самосовершенствоваться, развивать своё педагогическое мастерство и быть успешными в своей будущей профессии. Для преподавателей важно, насколько наши выпускники будут владеть профессионально-логическим мышлением, педагогическими технологиями, сочетать научный поиск и практику, использовать исследовательский подход в своей профессиональной деятельности [17].
5
Шаманина Л. А. Учебный курс «Культурно-просветительская деятельность» как средство формирования профессиональной компетентности будущего педагога // Концепт. - 2015. - № 05 (апрель). - ART 15109. -0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15109.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.
Ссылки на источники
1. Киселева Т. Г., Красильников Ю. Д. Социально-культурная деятельность: учеб. пособие. - М.: Московский государственный университет культуры и искусств, 2004. - 274 с.
2. Большая советская энциклопедия. - URL: http://dic.academic.m/dic.nsf/bse/75040/Внешкольные
3. Киселева Т. Г., Красильников Ю. Д. Указ. соч.
4. Критерии качества жизни населения в СССР и в России в современных условиях (Полина Олеговна Артюшенко, ученица 9-Б класса школы № 143 г. Екатеринбурга). - URL:
http://artyushenkooleg.ru/index.php/analitika.
5. Мартынова М. В. Педагогическое регулирование социально-культурной деятельности в учреждениях социального обслуживания населения: автореф. ... канд. пед. наук. - Тамбов, 2013. - 26 с.
6. ФГОС ВПО по направлению подготовки 050100 педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр»).
7. Там же.
8. Рабочая программа «Культурно-просветительская деятельность (практикум)» для обучающихся по профилю «Технология» / авт.-сост. Л. А. Шаманина; ВГПУ.
9. Программа творческой, методической и культурно-просветительской деятельности ДШИ № 2 г. Воткинска. - URL: http://yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ru
10. Рабочая программа «Культурно-просветительская деятельность (практикум)» для обучающихся по профилю «Технология» / авт.-сост. Л. А. Шаманина.
11. Там же.
12. Шаманина Л. А., Косенко О. В. Использование современных педагогических технологий при изучении курса «Практикум по швейному производству» // Инновационные механизмы экономики и педагогики в современной России: теория и практика: материалы Всерос. науч.-практ. конф. -Воронеж, 2011. - С. 370.
13. Рабочая программа «Технологии художественной обработки материалов» для обучающихся по профилю «Технология» / авт.-сост. Л. А. Шаманина; ВГПУ.
14. Слепцова М. В., Калинина И. А., Кулага О. А. Декоративно-прикладное творчество: в 2 ч. - Воронеж: ВГПУ, 2009. - 75 с.
15. Толкачёва С. Народный костюм Воронежской губернии конца XIX - начала XX века / Центр духовного возрождения Черноземного края. - Воронеж, 2007. - 224 с.
16. Слепцова М. В., Калинина И. А., Кулага О. А. Указ. соч.
17. Шаманина Л. А., Косенко О. В. Указ. соч.
ISSN 2Э04-120Х
кониегтт
научно-методический электронный журнал
Liliya Shamanina,
Assistant at the chair of Technological and Natural Sciences Disciplines, Voronezh State Pedagogical University, Voronezh [email protected]
Training course “Cultural and educational activity” as a mean of formation of future teacher’s professional competence
Abstract. The paper deals with the examples of pedagogical technologies used in the course “Cultural and educational activity. Practice”. The author considers “staging” as a method of cultural and leisure activity, which takes the special historically caused place in the system of social-cultural upbringing methods promoting formation of common cultural and professional competences of future teacher of technology.
Key words: cultural and educational activity in higher education institution, common cultural and professional competences, features of formation of competence of future technology teacher.
References
1. Kiseleva, T. G. & Krasil'nikov, Ju. D. (2004) Social'no-kul'turnaja dejatel'nost': ucheb. posobie, Moskov-skij gosudarstvennyj universitet kul'tury i iskusstv, Moscow, 274 p. (in Russian).
2. Bol'shaja sovetskaja jenciklopedija. Available at: http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/75040/Vneshkornye (in Russian).
3. Kiseleva, T. G. & Krasil'nikov, Ju. D. (2004) Op. cit.
4. Kriterii kachestva zhizni naselenija v SSSR i v Rossii v sovremennyh uslovijah (Polina Olegovna
Artjushenko, uchenica 9-B klassa shkoly № 143 g. Ekaterinburga). Available at:
http://artyushenkooleg.ru/index.php/analitika/ (in Russian).
5. Martynova, M. V. (2013) Pedagogicheskoe regulirovanie social'no-kul'turnoj dejatel'nosti v uchrezhdeni-jah social'nogo obsluzhivanija naselenija: avtoref. ... kand. ped. nauk, Tambov, 26 p. (in Russian).
6. FGOS VPO po napravleniju podgotovki 050100 pedagogicheskoe obrazovanie (kvalifikacija (stepen) “bakalavr”) (in Russian).
6
Шаманина Л. А. Учебный курс «Культурно-просветительская деятельность» как средство формирования профессиональной компетентности будущего педагога // Концепт. - 2015. - № 05 (апрель). - ART 15109. -0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15109.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.
7. Ibid.
8. Rabochaja programma «Kul'turno-prosvetitel'skaja dejatel'nost' (praktikum)» dlja obuchajushhihsja po profilju “Tehnologija”/ avt.-sost. L. A. Shamanina; VGPU (in Russian).
9. Programma tvorcheskoj, metodicheskoj i kul'tumo-prosvetitel'skoj dejatel'nosti DShI №2 g. Votkinska. Available at: http://yandex.ru/dck/jsredir?from=yandex.ru (in Russian).
10. Rabochaja programma “Kul'turno-prosvetitel'skaja dejatel'nost' (praktikum)” dlja obuchajushhihsja po profilju “Tehnologija”/ avt.-sost. L. A. Shamanina (in Russian).
11. Ibid.
12. Shamanina, L. A. & Kosenko, O. V. (2011) “Ispol'zovanie sovremennyh pedagogicheskih tehnologij pri izuchenii kursa ‘Praktikum po shvejnomu proizvodstvu’”, Innovacionnye mehanizmy jekonomiki i pedagogiki v sovremennoj Rossii: teorija i praktika: materialy Vseros. nauch.-prakt. konf., Voronezh, p. 370 (in Russian).
13. Rabochaja programma “ehnologii hudozhestvennoj obrabotki materialov” dlja obuchajushhihsja po profilju “Tehnologija”/ avt.-sost. L. A. Shamanina; VGPU (in Russian).
14. Slepcova, M. V., Kalinina, I. A. & Kulaga, O. A. (2009) Dekorativno-prikladnoe tvorchestv: v 2 ch., VGPU, Voronezh, 75 p. (in Russian).
15. Tolkachjova, S. (2007) Narodnyj kostjum Voronezhskoj gubernii konca XIX - nachala XX veka / Centr duhovnogo vozrozhdenija Chernozemnogo kraja, Voronezh, 224 p. (in Russian).
16. Slepcova, M. V., Kalinina, I. A. & Kulaga, O. A. (2009) Op. cit.
17. Shamanina, L. A. & Kosenko, O. V. (2011) Op. cit.
ISSN 2304-120X
концепт
научно-методический электронный журнал
Рекомендовано к публикации:
Слепцовой М. В., кандидатом педагогических наук; Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Поступила в редакцию 09.04.15 Получена положительная рецензия 10.04.15
Received Received a positive review
Принята к публикации 10.04.15 Опубликована 11.04.15
Accepted for publication Published
www.e-koncept.ru
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2015 © Шаманина Л. А., 2015
7