13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)
УДК 378.147.34
UDC 378.147.34
ШАЛИМОВА О.Н.
старший преподаватель кафедры иностранных и русского языков, Россия, Орёл, Орловский Юридический институт Министерства Внутренних дел России им . В.В. Лукьянова E-mail:[email protected]
SHALIMOVA O.N.
Senior Teacher of the Department of Foreign and Russian Languages, Russia, Orel, Orel Law Institute of the Ministry of Interior of Russia named after V. V. Lukyanov E-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ ПОЛИЦИИ КАК СРЕДСТВО РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
THE FORMATION OF COMMON CULTURAL COMPETENCIES OF FUTURE POLICE OFFICERS AS A MEANS OF SOLVING THE PROBLEM OF CRIME PREVENTION
В статье на основании анализа педагогической и периодической литературы, а так же Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования третьего поколения (ФГОС 3+) рассматривается процесс формирования общекультурных компетенций у будущих офицеров полиции в образовательных организациях МВД России как средство решения проблемы профилактики преступлений.
Ключевые слова: общекультурные компетенции, компетентность, компетентностный подход, будущий офицер полиции, проблема профилактики преступлений, Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования третьего поколения (ФГОС 3+)[12], профессионально - ориентированная технология обучения.
The article, based on analysis of pedagogical and periodic literature, and of the Federal state educational standard of the third generation of higher education (FSES 3+) is considered the process of formation of common cultural competencies of future police officers in educational organizations of the Ministry of internal Affairs of Russia as a means of solving the problem of crime prevention.
Keywords: common cultural competencies, competence, competence approach, future police officer, the problem of crime prevention, the Federal state educational standard of the third generation of higher education (FSES 3+), the professionally - oriented learning technology.
Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС 3+) [12], представляющего собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ относительно их освоения, реализации и структуры, формирование общекультурных компетенций, наряду с профессиональными компетенциями является приоритетной задачей высшего образования.
Общекультурные компетенции - это база для формирования компетентности будущего специалиста, необходимой для выполнения действий по предназначению, профессиональной деятельности (разработки и реализации правовых норм, обеспечения законности и правопорядка, безопасности личности, общества и государства, борьбы с преступлениями и иными правонарушениями, а так же деятельности по профилактике преступлений).
Компетентность и компетенция - это два базовых понятия внутри компетентностного подхода. Проанализировав работы М.А. Чошанова, П.И. Образцова [5], А.М. Аронова, О.Е. Лебедева, А.Г. Бермуса, И.А. Зимней, А.В. Хуторского [9], И.А. Козачка, Л.А. Петровского по данной тематике,
можно выделить общие определения данных понятий.
Компетенция - это способность к выполнению определённой деятельности с помощью знаний, навыков, умений, практического опыта, по отношению к определённому кругу предметов и процессов, которые необходимы для качественной и продуктивной деятельности. «Без сформированных ОК рабочий процесс не может быть эффективным» [6]. Таким образом, в компетенциях интегрируются знания, умения и навыки. Компетенция - это то, что задано образованием, прописано в стандарте и в учебной программе.
Компетентность - это способность специалиста применить соответствующие компетенции в деятельности, с преобладанием его личностного отношения к ней, а так же предмету деятельности, то есть компетентность внутреннее качество, которое можно зачастую сопоставить с грамотностью. Так обладая компетентностью специалист не только знает что и как, но и может это успешно применить.
Рассматривая компетентность с точки зрения требований к уровню подготовки будущего специалиста, компетентность представляет «собой интегральные характеристики качества подготовки учащихся, связанные
© Шалимова О.Н. © Shalimova O.N.
Ученые записки Орловского государственного университета. №4 (85), 2019 r. Scientific notes of Orel State University. Vol. 4 - no. 85. 2019
с их способностью целевого осмысленного применения комплекса знаний, умений и способов деятельности в отношении определенного междисциплинарного круга вопросов» (А.В. Хуторской) [9].
Обращаясь к проблеме профилактики преступлений, следует говорить об отсутствии или неком искажении поведенческой модели, позволяющей специалисту ориентироваться в ситуации недопущения преступления и предохранения членов общества от совершения противоправных действий. Данную модель образуют в совокупности все компоненты компетенций, что указывает на значимость и необходимость их формирования, особенно общекультурных компетенций будущих сотрудников органов внутренних дел.
Если у будущего специалиста не будут сформированы общекультурные компетенции, то он не будет готов и не сможет осуществлять не только действия по профилактике преступлений, но и по защите граждан.
Согласно ФГОС ВО будущий специалист должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК - 1, ОК - 2, ОК - 3, ОК - 4, ОК - 5, ОК - 6, ОК - 7, ОК - 8, ОК - 9, ОК - 10, ОК - 11, ОК - 12) [12]. Сформированные ОК подразумевают способностью понимать и анализировать социально и личностно значимые проблемы, способность анализировать основные этапы исторического развития России в целях формирования гражданской позиции и развития патриотизма, способность ориентироваться в политических, социальных и экономических вопросах, способность выполнять профессиональные задачи в соответствии с нормами морали и профессиональной этики, способность работать в коллективе, предупреждать и конструктивно разрешать конфликтные ситуации в процессе профессиональной деятельности, способность проявлять психологическую устойчивость в сложных условиях, способность к логическому мышлению и дискуссии, способность к оптимальным организационно-управленческим решениям, способность к здоровому образу жизни, способность к осуществлению письменной и устной речи на родном языке и профессиональной коммуникации на одном из иностранных языков, способность работать с информационными ресурсами и технологиями [12].
Вышеперечисленные «способности» помогут будущему сотруднику органов внутренних дел в профилактике такого сложного социально-правового явления как преступление. Предупреждение преступлений всегда более рациональный и значимый процесс, чем наказание, а значит и более сложный и комплексный. Ещё в глубокой древности древнегреческие мыслители (Демокрит (460-370 до н.э.), Протагор (480-411 до н.э.)), говорили о вспомогательной роли наказания и выдвигали на первый план предупреждение возникновения преступлений. Мысль о том, что карательная политика не должна преобладать над профилактикой преступлений была высказана еще Платоном (427-347 до н.э.) [6], который указывал на личностно-мотивационную природу нарушения социальных норм, закладывая в их природу гнев, ревность, тягу к наслаждениям, междоусобие
и раскол между богатыми и бедными. И сейчас, по прошествии уже многих столетий, это остаётся главной проблемой и целью общества и государства.
На современном этапе развития общества учение о предупреждении правонарушений развивается по новому, но сохраняя и выполняя свои познавательные, объяснительные и предсказательные роли. Становясь областью особой профессиональной деятельности, оно формирует криминологическую систему обоснованного предупреждения преступлений. «Эффективное предупреждение преступлений - до совершеннолетия человека. В разы сложнее привить какие-либо ценности, нормы и правила зрелому человеку, который уже совершил преступление и даже не одно» [2]. Профилактика преступлений осуществляется благодаря нейтрализации и устранению условий совершения преступлений, или формированию «антикриминогенных» факторов.
Рассмотрим понятия «предупреждение» и «профилактика» преступлений. Данные дефиниции во многом синонимичны. «Профилактика преступлений представляет собой своеобразную отрасль социального обслуживания, которая решает специфическими методами задачи по обеспечению законности и правопорядка» [3]. Комплекс общественных (правовых) отношений, которые направлены на предупреждение (профилактику) преступности в целом и отдельных преступлений указывается в лекциях по криминологии как предмет профилактики преступлений.
Обращаясь к деятельности органов внутренних дел профилактика преступлений - не научная дисциплина, а определенная практическая интерпретация общей криминологической концепции предупреждения преступности. Данная концепция реализуется технологически органами внутренних дел благодаря успешному решению учебных задач в образовательных организациях МВД России по средствам применения в процессе обучения профессионально-ориентированных технологий [8], направленных на формирование ОК будущих офицеров полиции. Общекультурные компетенции (ОК - 1, 3, 6) помогают не только понять суть предупредительной деятельности органов внутренних дел, но, и достигнуть успеха в практическом решении задач профилактики преступлений (ОК - 4, 5, 6, 8, 11, 12).
Значительная работа проводится в области изучения преступности, возникновения её причин и условий, в области изучения личности преступника, так же, рассматриваются концепции прошлого и формируются новые концепции предупреждения правонарушений уже с учётом изменившихся условий развития общества. Проводятся конкретные социологические исследования, ведущие к глубоким теоретическим обобщениям, применяется статистический и математический анализ связанных с преступностью процессов и явлений. В образовательных организациях МВД России разрабатываются новаторские методики и профессионально-ориентированные технологии, направленные на изучение данных явлений и формирование соответствующих компетенций. Благодаря устойчивому и не-
13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)
прерывному образовательному процессу, заложенные в его основу криминологическое прогнозирование, планирование и моделирование помогают решить проблемы профилактики региональной и отраслевой, политической и экономической преступности. Кроме того, сформированные общекультурные компетенции способствуют активизации изысканий в области свойств личности, способствующих успешной деятельности по профилактике преступлений.
Развитие мер направленных на расширение действий по профилактике преступлений - процесс непре-
кращающийся и необходимый, диктуемый историей и эволюцией развития общества, сложный и многогранный, возложенный на плечи сотрудников органов внутренних дел. Поэтому образовательные организации МВД России делают всё возможное, чтобы будущий специалист был патриотом своей страны, готовым к действиям по предназначению, к действиям по профилактике и пресечению преступлений, благодаря хорошей подготовке и необходимому набору компетенций сформированному ещё в стенах образовательной организации.
Библиографический список
1. Авдеев Р. В. Предупреждение преступлений. // Вестник Тамбовского университета. 2014. № 6 (134). С. 229-234.
2. ВоронцоваН. В., МиненкоК. С. Проблема предупреждения преступлений // Актуальные проблемы права: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2016 г.). М.: Буки-Веди, 2016. С. 146-149. — URL https://moluch.ru/conf/law/archive/224/11421/ .
3. Жалинский А.Э., КостицкийМ.Ф. Эффективность профилактики преступлений и криминологическая информация. Львов, 1980, С. 23.
4. Образцов П.И. Основы профессиональной дидактики: учебное пособие. М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2015. 288 с.
5. Образцов П.И. Формирование общекультурных компетенций будущего офицера полиции в рамках компетентностного подхода в системе высшего профессионального образования / П. И. Образцов, О. Н. Шалимова // 2017. № 1. С. 200-203.
6. Платон. Законы // Платон. Соч. в 3 т. М., 1972. Т. 3. Ч. 2. С. 219.
7. Шалимова О. Н. Формирование общекультурных компетенций курсантов образовательных организаций МВД России на примере Орловского Юридического Института имени В. В. Лукьянова // Научный вестник Орловского Юридического Института имени В. В. Лукьянова. 2017. № 2 (71). С. 164 - 166.
8. Шалимова О. Н. Профессионально - ориентированная технология обучения как средства формирования общекультурных компетенций будущего офицера полиции [Текст] * / О. Н. Шалимова // В сборнике: Перспективы профессионально-ориентированного обучения иностранному языку на неязыковых направлениях подготовки. Материалы круглого стола. Кафедра профильного обучения иностранным языкам института иностранных языков Орловского государственного университета имени И.С. Тургенева. 2017. С. 88-90.
9. Компетенции в образовании: опыт проектирования : сб. науч. тр. / под ред. А.В.Хуторского. - М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. 327 с.
10. Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации : [Закон Рос. Федерации от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ] // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2016. № 26 (ч. I), ст. 3851. [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://legalacts. ru/doc/federalnyi-zakon-of-23062016-n-182-fz-ob/ .
11. Технологии подготовки специалистов в системе профессионального образования. Монография. / Под ред. П.И. Образцова. Орёл: ОГУ 2011. 338.
12. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования от 16.11. 2016 г. № 1424
References
1. AvdeevR.V. Prevention of crimes. // Bulletin of Tambov University. 2014. № 6 (134). Pp. 229-234.
2. VorontsovaN.V., MinenkoK.S. The problem of crimes prevention [Text] / / Actual problems of law: materials of the V Intern. scient. conf. (Moscow, December 2016). Moscow: Buki-Vedi, 2016. Pp. 146-149. - URL https://moluch.ru/conf/law/archive/224/11421/.
3. ZhalinskyA.E., KostitskyM.F. Effectiveness of crime prevention and criminological information. Lvov, 1980, Pp. 23.
4. ObraztsovP.I. Fundamentals of professional didactics: textbook. - Moscow: University textbook: INFRA-M, 2015. 288 p.
5. Shalimova O.N. Formation of common cultural competencies of cadets of educational organizations of the Ministry of internal Affairs of Russia on the example of the Oryol law Institute named After V. V. Lukyanov / / Scientific Bulletin of the Oryol Law Institute named after V.V. Lukyanov. 2017. № 2 (71). Pp. 164-166.
6. Platon. Laws / / Platon. Works in 3 vols., 1972. Vol. 3 Part 2. Pp. 219.
7. Shalimova O.N. Formation of common cultural competencies of cadets of educational organizations of the Ministry of internal Affairs of Russia on the example of the Oryol law Institute named After V. V. Lukyanov / / Scientific Bulletin of the Oryol Law Institute named after V.V. Lukyanov. 2017. № 2 (71). Pp. 164-166.
8. Shalimova O.N. Professionally-oriented technology of training as a means of formation of common cultural competencies of the future police officers [Text] * / O. N. Shalimova // in the collection: Prospects of professionally-oriented foreign language training in non-linguistic areas of training. Materials of the round table. Department of specialized training in foreign languages of the Institute of foreign languages of the Orel state University named after I. S. Turgenev. 2017. Pp. 88-90.
9. Competencies in education: design experience: collection of proceedings/ under the editorship of A.V. Khutorskoy. M.: Scientific and innovative enterprise «INEK», 2007. 327 p.
10. About bases of system of prevention of offenses in the Russian Federation: [the Law of the Russian Federation of June 23, 2016 No. 182-FZ] / / Collection of the legislation of the Russian Federation. 2016. № 26 (part I), Art. 3851. [Electronic resource.] - Mode of access : http:// legalacts. ru / doc/federalnyi-zakon-of-23062016-n-182-fz-ob/ .
11. Technologies of training of specialists in the system of professional education. Monograph. / Under the editorship of P. I. Obraztsov.-Orel: OSU, 2011. 338.
12. Federal state educational standard of higher education of 16.11. 2016 № 1424