13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)
УДК 378-1
UDC 378-1
МАЛЬЦЕВА О.А.
заместитель начальника кафедры специальной подготовки Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова, кандидат педагогических наук, доцент, полковник полиции E-mail: [email protected] МАЛЬЦЕВА В.Р.
курсант 3 курса факультета подготовки следователей Орловского юридического института МВД России имени В.В.Лукьянова, рядовой полиции E-mail: [email protected]
MALTSEVA O.A.
Deputy chief of department of special preparation of the Oryol legal institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation ofV.V. Lukyanov, candidate ofpedagogical sciences, associate professor, police lieutenant colonel E-mail: [email protected] MALTSEVA V.R.
Cadet of the 3rd year of Faculty of Training of Investigators of the Orel Law Institute of the Ministry of Interior of Russia named after V. V. Lukyanov, police officer E-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ ПСИХОЛОГА КАК ОСНОВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
FORMATION OF PROFESSIONAL AND IMPORTANT QUALITIES OF THE PSYCHOLOGIST AS BASIS OF PROFESSIONAL EDUCATION
В данной статье рассматривается набор профессионально-важных качеств психолога органов внутренних дел. Сформулированы особенности деятельности психолога, направления его деятельности, указаны пути формирования отдельных качеств в ходе профессионального образования.
Ключевые слова: психолог, органы внутренних дел, профессионально-важные качества, деятельность, формирование.
In this article a set of professional and important qualities of the psychologist of law-enforcement bodies is considered. Features of activity of the psychologist, the direction him activity are formulated, ways of formation of separate qualities an entrance of professional education are specified.
Keywords: psychologist, law-enforcement bodies, professional and important qualities, activity, formation.
Актуальность исследования вопроса о формировании профессиональных важных качеств психологов органов внутренних дел связана с требованиями, которые предъявляет Министерство внутренних дел и современность к кандидатам на эту должность. В Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» на уровнях бакалавриата и магистратуры прописаны «знать, уметь, владеть», называться «психологом» и быть им - это не одно и то же.
Современная профессиональная подготовка направлена в основном на формирование компетенций, оставляя развитие личности будущих специалистов без должного внимания, хотя именно личность и индивидуальность обучающегося являются той основой, которая осуществляет субъектную избирательную интеграцию приобретаемых компетенций во внутренние психические структуры.
Целью деятельности психолога органов внутренних дел является сохранение и укрепление психологического и физического здоровья сотрудников.
О каких же профессиональных важных качествах личности психолога органов внутренних дел можно
сказать? Чтобы ответить на этот вопрос необходимо, прежде всего, определить предназначение психолога, как профессионала. Его профессиональная деятельность направлена на оказание психологической помощи конкретному человеку или группе людей в ходе решения возникших у них проблем, т.е. приходить им на помощь в трудное для них время.
Существует классификация видов профессиональной деятельности психолога органов внутренних дел: психопрофилактическая работа, психодиагностическая работа, развивающая и коррекционная работа, консультативная работа, психологическое сопровождение.
В соответствии с уровнем сформированности профессиональных умений определяется уровень профессиональной деятельности. Так, Н.В.Кузьмина выделяет следующие уровни деятельности [1]:
1. Репродуктивный - умение сообщать другим знания, которыми владеешь сам (однако даже самые глубокие знания не являются признаком профессиональной квалификации);
2. Адаптивный — достижение нового уровня знаний и умений, включающего в себя знание не только предмета деятельности, но и особенностей его восприятия и понимания;
© Мальцева О. А., Мальцева В.Р. © Maltseva O.A., Maltseva V.R.
Ученые записки Орловского государственного университета. №2 (83), 2019 r. Scientific notes of Orel State University. Vol. 2 - no. 83. 2019
3. Локально моделирующий знания - умение не только передавать и транслировать знания применительно к конкретной аудитории, но и конструировать их;
4. Системно моделирующий знания - владение стратегиями формирования системы знаний, навыков и умений в целом;
5. Системно моделирующий творчество - владение стратегией формирования творческой личности, способной к развитию [2].
Практический психолог органов внутренних дел -специалист, который оказывает разного вида практическую психологическую помощь нуждающимся в ней сотрудникам (возможно членам их семей).
Являясь субъектом профессиональной деятельности, психолог использует свои личностные ресурсы, в том числе и те качества личности, которые, в отличие от других, способствуют наиболее успешному выполнению профессиональных задач, то есть профессионально важные качества. В многочисленных отечественных (Е.А. Климов. Н.С. Пряжников, Э.Ф. Зеер, В.И. Долгова, В.Л. Марищук и др.) и зарубежных (Д. Мартенс,
A. Шелтен и др.) исследованиях личности в профессии уточнялся вопрос о том, какие психические структуры могут быть названы профессионально важными качествами личности специалиста.
Анализ профессиональной деятельности психолога органов внутренних дел, а также результаты опроса экспертов (сотрудников органов внутренних дел, которыми стали 156 сотрудников разных подразделений УМВД России по Орловской области позволили обобщить всю совокупность предполагаемых профессионально-важных качеств и условно выбрать следующие двадцать (по результатам ранжирования): ответственность, работоспособность, интеллектуальность, находчивость и гибкость мышления, коммуникативность, знание содержания деятельности психолога, организованность, честность, эмоциональная устойчивость, самостоятельность решений, инициативность, направленность, общая культура, оптимистичность, способность к адекватной самооценке, способность к саморегуляции, умения и навыки психологической работы, эмпатия, гуманность, способность к творческому применению профессионального опыта.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что сотрудники видят в психологе, прежде всего, сотрудника, далее компетентного специалиста. Выделим отдельные качества психолога органов внутренних дел в соответствии с направлениями деятельности.
При работе в направлении психологического просвещения психологу оказались необходимыми такие профессионально-важные качества, как: знания общей, возрастной, педагогической, социальной психологии, индивидуальной и дифференциальной психологии, специальные педагогические способности и умения (А. А. Бодалев, А.А. Деркач, Л.Г. Лаптев, А.К. Маркова,
B.Б. Успенский, А.П. Чернявская и др.) [3].
Для того чтобы психолог мог проводить психопрофилактическую работу, понадобятся следующие
качества: знания специальной психологии органов внутренних дел, особенностей предупреждения профессиональной деформации, возникновения конфликтов в коллективе, с руководителями, сослуживцами, гражданами, владение техниками и методами групповой работы и т.д. (А.А. Бодалев, А.А. Деркач, И.В. Дубровина, В.Б. Успенский, А.П. Чернявская и др.).
Для проведения психодиагностики на первое место выдвигаются такие качества психолога, как: знания основ психодиагностики, умения и навыки организации и проведения психологического исследования, владение методами и методиками психологической диагностики, математической обработки данных, составления психологического заключения на сотрудника, коллектив и т.д., точность в обращении с данными, объективность, скрупулезность при обработке данных (А.А. Бодалев, М.Р. Битянова, Л.В. Кульков, А.Г. Лидерс, А.Г. Шмелев и др.).
Психологу, ведущему индивидуальную работу с целью психологической коррекции, необходимы фактически те же профессионально-важные качества. При проведении групповой работы с целью психологической коррекции необходимы такие качества как: знание общих закономерностей психического развития в онтогенезе, знание периодизации психического развития, навык подстройки, отражения, калибровки, использования вопросов, активного слушания и т.д.), сензитивность группе, артистизм и др. (И.В. Вачков, О.В. Евтихов, Р. Кочюнас, А.А. Осипова, Н.В. Самоукина, Э. Шостром, И. Ялом и др.).
Психологу-консультанту соответственно - знание теории и практики консультирования, умения и навыки консультационной деятельности, способность проявлять доверие клиенту, любознательность и пытливость, эмоциональность и др. (М.Р. Битянова, О.В. Галустова, Р. Кочюнас, Е.М. Лысенко, Т.А. Молодиченко, Р. Нельсон-Джоунс, Е.И. Рогов, М.К. Тутушкина).
Таким образом, исследовав эту тему, мы создали идеального психолога органов внутренних дел. Однако наряду с идеальным, как не парадоксально, имеется и обратная сторона, поэтому отбор на должность психолога должен быть на должном уровне.
Если у человека, имеющего диплом об окончании высшего образования по специальности «Психолог», но есть такие характеристики как: не может проявлять эмпатию, решать свои собственные проблемы, свободо-мыслить, недостаточно организован, заторможен, имеет потребность в гиперопеке, высокую тревожность и прочие, тогда данный «Специалист» не подходит на роль психолога он не сможет помочь другим людям.
Таким образом, если психолог не может «справиться со своими проблемами», как он может помочь другим!? Психологом рождаются или становятся!? Попробуем ответить на этот вопрос.
Формирование профессионально важных качеств психолога, как и любого другого специалиста, происходит на протяжении всего профессионального пути, который, чаще всего, начинается с этапа профессиональной
13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)
подготовки. Именно на этапе профессиональной подготовки процесс формирования профессионально важных качеств наиболее значителен для будущего специалиста.
Первым этапом моделирования профессионально-важных качеств психолога является целеполагание. Рассмотрим «дерево целей» процесса формирования профессионально-важных качеств психологов, которое является основой для построения модели и программы их формирования.
Генеральная цель - сформировать профессионально важные качества психолога у студентов, например, факультета психологии педагогического вуза [4].
1. Формировать эмоциональный компонент профессионально важных качеств психологов.
1.1. Формировать эмпатию. 1.1.1. Формировать умение установления и поддержания доверительного контакта с участником психолого-педагогического взаимодействия. 1.1.2. Формировать стремление к сочувствию, сопереживанию и оказанию эмоциональной поддержки участнику взаимодействия.
1.1.3. Формировать навыки конгруэнтности во взаимодействии [5].
1.2. Формировать эмоциональную устойчивость.
1.2.1. Формировать умение осознавать свои чувства и эмоции в различных профессиональных ситуациях.
1.2.2. Формирование умения взаимодействия со своим эмоциональным состоянием. 1.2.3. Формирование умения удерживать эмоциональное равновесие в сложных профессиональных ситуациях и ситуациях неопределенности.
1.3. Формировать самостоятельность в принятии решений. 1.3.1. Формировать готовность к принятию самостоятельных решений в профессиональной деятельности. 1.3.2. Формировать навыки принятия решения в профессиональной деятельности.
2. Формировать коммуникативный компонент профессионально важных качеств психологов.
2.1. Формировать лидерство. 2.1.1. Формировать позитивное восприятие себя. 2.1.2. Формировать уверенность в себе. 2.1.3. Формировать навыки уверенного поведения в различных профессиональных ситуациях.
2.1.4. Формировать навыки уверенного поведения в группе.
2.2. Формировать коммуникативность. 2.2.1. Формировать умение слушать. 2.2.2. Формировать умение точно и лаконично высказывать свои мысли.
2.2.3. Формировать умение отстаивать свою точку зрения. 2.2.4. Формировать умение проявлять инициативу в общении. 2.2.5. Формировать владение эффективными приемами и способами общения.
3. Формировать гностический компонент профессионально-важных качеств психологов.
3.1. Формировать знание содержания деятельности психолога. 3.1.1. Формировать знание должностных обязанностей психолога. 3.1.2. Формировать знание документации психолога и форм его отчетности. 3.1.3. Формировать знание методов, форм и приемов работы психолога во всех направлениях: психопрофи-
лактическом, психодиагностическом, психокоррекци-онном, консультационном. 3.1.4. Формировать знание этических принципов работы психолога.
3.2. Формировать умения и навыки психологической работы. 3.2.1. Формировать умение следовать этическим принципам профессионального взаимодействия. 3.2.2. Формировать умение работать с документацией психолога-педагога. 3.2.3. Формировать умение ставить профессиональные задачи адекватные профессиональными ситуациям, условиям и запросам участников образовательного процесса. 3.2.4. Формировать умение составлять индивидуальные и групповые психологические программы. 3.2.5. Формировать владение техниками и приемами индивидуальной и групповой психологической работы.
3.3. Формировать интеллектуальность, находчивость и гибкость мышления. 3.3.1. Формировать умение распределять внимание в различных направлениях психологической работы. 3.3.2. Формировать умение переключать внимание с одних профессиональных задач на другие. 3.3.3. Формировать стремление находить дополнительные ресурсы в сложных профессиональных ситуациях. 3.3.4. Формировать стремление рассматривать сложившуюся профессиональную ситуацию как вариативную, а не однозначную. 3.3.5. Формировать стремление находить зоны собственного профессионального развития, ориентируясь на трудности в решении возникающих профессиональных задач. 3.3.6. Формировать стремление постоянно расширять и углублять профессиональные знания и умения.
3.4. Формировать способность к творческому применению профессионального опыта. 3.4.1. Формировать стремление находить нестандартные решения в ситуациях неопределенности. 3.4.2. Формировать креативность. 3.4.3. Формировать умение применить имеющиеся профессиональные знания, умения и навыки в нестандартных для их применения ситуациях и условиях.
3.5. Формировать общую культуру. 3.5.1. Стимулировать развитие общей эрудиции. 3.5.2. Умение адекватно применить знания о мире к ситуациям индивидуального и группового взаимодействия с участниками образовательного процесса. 3.5.3. Формировать знание этики и культуры взаимодействия. 3.5.4. Формировать знание сущностных характеристик молодежных субкультур.
4. Формировать мотивационный компонент профессионально важных качеств психологов.
4.1. Формировать оптимистичность. 4.1.1. Формировать позитивное восприятие себя и своих личностных и профессиональных ресурсов. 4.1.2. Формировать позитивное восприятие личности и ее внутренних ресурсов. 4.1.3. Формировать позитивное восприятие ситуаций неопределенности в профессиональной деятельности и возникающих затруднений в решении профессиональных задач.
4.2. Формировать работоспособность. 4.2.1. Формировать готовность к решению профессиональных задач. 4.2.2. Формировать стремление к профессиональной самоотдаче. 4.2.3. Формировать стремление приводить начатые дела к
Ученые записки Орловского государственного университета. №2 (83), 2019 г Scientific notes of Orel State University. Vol. 2 - no. 83. 2019
результату.
4.3. Формировать гуманность. 4.3.1. Формировать толерантное отношение к представителям различных культур, национальностей, вероисповеданий, культурных слоев общества. 4.3.2. Формировать стремление к принятию личности в ее проявлениях. 4.3.3. Формирование уверенности в возможностях личности для позитивных самоизменений.
5. Формировать практический компонент профессионально-важных качеств психологов.
5.1. Формировать организованность. 5.1.1. Формировать умение планировать рабочее время и профессиональную деятельность. 5.1.2. Формировать умение определять приоритетные направления профессиональной деятельности в зависимости от меняющихся условий.
5.2. Формировать ответственность. 5.2.1. Формировать знание о профессиональной и личностной ответственности психолога. 5.2.2. Формировать готовность к профессиональной ответственности. 5.2.3. Формировать умение определять зону своей профессиональной ответственности и профессиональной компетентности. 5.2.4. Формировать умение делегировать профессиональную ответственность. 5.2.5. Формировать умение обнаруживать нарушения в распределении профессиональной и личностной ответственности в индивидуальном и групповом взаимодействии и возвращать ее по адресату.
5.3. Формировать инициативность. 5.3.1. Формировать готовность к проявлению инициативы к получению нужного опыта во взаимодействии с разными категориями людей.
5.4. Формировать направленность. 5.4.1. Формировать ценностное отношение к профессиональной деятельности. 5.4.2. Формировать стремление к достижению успехов в профессиональной деятельности, успехов участников психологического взаимодействия.
6. Формировать рефлексивный компонент профессионально-важных качеств психологов.
6.1. Формировать способность к саморегуляции. 6.1.1. Формировать стремление к саморегуляции в сложных эмотивных ситуациях и ситуациях неопределенности. 6.1.2. Формировать стремление к осознава-нию собственных действий, решений, поступков. 6.1.3. Формировать владение навыками, техниками, приемами и методами саморегуляции.
6.2. Формировать способность к адекватной самооценке. 6.2.1. Формировать стремление к самопознанию. 6.2.2. Формировать стремление анализировать собственные мысли, чувства, мотивы, потребности, действия. 6.2.3. Формировать умение адекватно определять границы своих личностных и профессиональных возможностей в психологическом взаимодействии и при решении профессиональных задач.
6.3. Формировать честность. 6.3.1. Формировать аутентичность. 6.3.2. Формировать стремление к честному и искреннему признанию своих мыслей, чувств, потребностей, мотивов и действий перед самим собой и участниками психологического взаимодействия.
Значит, часть профессионально-важных качеств формируется в процессе обучения в Вузе, некоторыми качествами наделяет психолога «природа» - это врожденные качества, а остальные качества формируются в процессе профессиональной деятельности.
Обобщая сказанное, следует отметить, что выполнение такого разнообразия профессиональных задач, успешная реализация трудовых функций, а также специфика профессии предъявляет высокие требования к личности психолога органов внутренних дел, поскольку основным инструментом осуществления указанной профессиональной деятельности является сам специалист, его личность, его способности, содержание его сознания.
Библиографический список.
1. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании [Электронный ресурс] http://rudocs.exdat.com/docs/index-69784.html
2. КузьминаН.В. Методы исследования педагогической деятельности. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1970
3. Шаяхметова В.К. Формирование инвариантных профессионально важных качеств будущих педагогов-психологов, диссертация ... к. психол. наук [Электронный ресурс] // https://www.dissercat.com
4. Долгова В.И. Формирование профессионально важных качеств [Текст]: учебное пособие / В.И. Долгова, В.К. Шаяхметова. -Челябинск: Изд-во Юж.-Урал. гос. гуман.-пед. ун-та, 2017. - 133 с
5. L&L Publishing SCIENTIFIC ENQUIRY IN THE CONTEMPORARY WORLD: THEORETICAL BASICS AND INNOVATIVE APPROACH [Электронный ресурс] // Vol. 3 «Psychology and pedagogics». ISBN-13
References
1. Zimnyaya I. A. Key competences as effective-target basis of competence approach in education [Electronic resource] http://rudocs.exdat. com/docs/index-69784.html
2. KuzminaN.V. Methods of a research of pedagogical activity. - L.: Leningr publishing house. un-that, 1970
3. Shayakhmetova V. K. Formation of invariant professionally important qualities of future teachers-psychologists, dissertation ... K. psychol. Sciences [Electronic resource] // https://www.dissercat.com
4. Dolgova V.I. Formation of professionally important qualities [Text]: manual / V.I. Dolgova, V.K. Shayakhmetova. - Chelyabinsk: Yuzh publishing house. - the Urals. state. гуман. - пед. un-that, 2017. - 133 with
5. L&L Publishing SCIENTIFIC ENQUIRY IN THE CONTEMPORARY WORLD: THEORETICAL BASICS AND INNOVATIVE APPROACH // Vol. 3 «Psychology and pedagogics». ISBN-13