Научная статья на тему 'Формирование профессионализма будущего менеджера индустрии туризма на примере изучения дисциплины "Технология и организация туристской деятельности" направления подготовки "география"'

Формирование профессионализма будущего менеджера индустрии туризма на примере изучения дисциплины "Технология и организация туристской деятельности" направления подготовки "география" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
193
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / МЕНЕДЖЕР / ТУРИЗМ / ТУРОПЕРАТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТУРАГЕНТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / EDUCATION / MANAGER / TOURISM / TOUR OPERATOR ACTIVITIES / TRAVEL AGENCY ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кулакова Н.И.

Статья посвящена анализу формирования профессиональной модели специалиста, рассматриваются квалификационные требования и профессиональные качества будущего менеджера по туризму на примере изучения дисциплины «Технология и организация туристской деятельности».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PROFESSIONALISM OF THE FUTURE MANAGER OF THE TOURISM INDUSTRY ON THE EXAMPLE OF THE STUDY OF THE DISCIPLINE "TECHNOLOGY AND ORGANIZATION OF TOURISM ACTIVITIES" AREAS OF TRAINING "GEOGRAPHY"

The article is devoted to analysis of the formation of a professional model of a specialist, discusses the qualifications and professional qualities of the future Manager on tourism on the example of studying discipline «Technology and organization of tourism activities».

Текст научной работы на тему «Формирование профессионализма будущего менеджера индустрии туризма на примере изучения дисциплины "Технология и организация туристской деятельности" направления подготовки "география"»

УДК 796.5(471.313) КУЛАКОВА Н.И.

кандидат педагогических наук, доцент кафедры экономической и социальной географии и туризма, Рязанский государственный университета имени С.А. Есенина

E-mail: n.kulakova@rsu.edu.ru

UDC 796.5(471.313) KULAKOVA N.I.

Candidate of pedagogical sciences, associate Professor of economic and social geography and tourism, Ryazan state University named for S. A. Yesenin E-mail: n.kulakova@rsu.edu.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА БУДУЩЕГО МЕНЕДЖЕРА ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ТЕХНОЛОГИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ «ГЕОГРАФИЯ»

FORMATION OF PROFESSIONALISM OF THE FUTURE MANAGER OF THE TOURISM INDUSTRY ON THE EXAMPLE OF THE STUDY OF THE DISCIPLINE «TECHNOLOGY AND ORGANIZATION OF TOURISM ACTIVITIES» AREAS OF TRAINING «GEOGRAPHY»

Статья посвящена анализу формирования профессиональной модели специалиста, рассматриваются квалификационные требования и профессиональные качества будущего менеджера по туризму на примере изучения дисциплины «Технология и организация туристской деятельности».

Ключевые слова: образование, менеджер, туризм, туроператорская деятельность, турагентская деятельность.

The article is devoted to analysis of the formation of a professional model of a specialist, discusses the qualifications and professional qualities of the future Manager on tourism on the example of studying discipline «Technology and organization of tourism activities».

Keywords: education, Manager, tourism, tour operator activities, travel Agency activities.

В современном мире компетенция менеджера по туризму не ограничиваются владениями культуры общения. Необходимо знать не только туристических операторов и основные направлении турпотоков, но и их географические особенности. Перед регионами России, в том числе и перед Рязанской областью, стоит серьезная задача подготовки высококвалифицированных кадров. Студенты, поступающие на направление подготовки «География» профиль «Рекреационная география и туризм» изучают не только географические дисциплины, которые являются профилирующими, но и ряд дисциплин туристической направленности. Географические закономерности гармонично вписываются в понятия и категории туризма как науки, отрасли экономики и без них нельзя представить само построение большинства туристических дисциплин. (Приложение 1. Рис. 1)

Здесь необходимо дать понятие менеджера по туризму - это специалист, выполняющий комплекс организационных процедур по обеспечению турпоездок клиентов (планирование и организация мероприятий по формированию и продвижению турпродуктов, консультирование клиентов, продажа турусуг, взаимодействие с партнёрами и компаниями индустрии туризма и т.п.).

Формирование профессионализма в высшем учебном заведении рассматривается как составляющая формирования личности в целом. Она включает в себя ориентацию на человека и его ценности, развитие спо-

собностей, умений, навыков, обеспечивающих установление и поддержание контактов с другими людьми, мотивация общения, связанных с удовлетворенностью туристов [8,с. 162-167].

В рамках данной статьи мы разберем одну из профильных учебных дисциплин «Технология и организация туристской деятельности». Целями которой является получении студентами знаний и умений в области туристской деятельности в максимально структурированном виде, что в значительной степени позволит облегчить процесс его изучения и применения полученных знаний на практике.

Изучение данной учебной дисциплины направлено на формирование у обучающих общекультурных (ОК), общепрофессиональных компетенций (ОПК) и профессиональных (ПК) компетенций:

ОК 7 - Способность к самоорганизации и самообразованию.

Знать:

- Теоретические основы психологии делового общения, коммуникативные техники и технологии делового общения в туризме.

- Современное состояние и тенденции развития туризма.

- Нормативно-правовые документы национального и международного уровня, регулирующие договорные отношения в туризме.

© Кулакова Н.И. © Kulakova N.I.

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

Уметь:

- Использовать знание русского языка, культуры речи и навыков общения в профессиональной деятельности.

- Применять на практике знания об организации и применении современных технологий по производству, продвижению и реализации турпродукта.

- Производить экспертную оценку оптимальности обслуживания туристов на исследуемых турах.

Владеть:

- Навыками создания новых туристских продуктов и услуг с использованием современных технологий и методов проектирования.

- Оперативной информацией о текущем состоянии отдельных участников туристской деятельности в России и за рубежом.

- Организационные основы туристской индустрии, структуру туристской отрасли, особенности правовых и хозяйственных отношений между участниками туристской деятельности.

ОПК 9 - Способность использовать теоретические знания на практике.

Знать:

- Теоретические основы проектирования программ для разных типов туристских продуктов, соответствующих запросам потребителей.

- Порядок и основные параметры составления программы обслуживания.

- Условия взаимоотношения с партнерами-поставщиками услуг.

Уметь:

- Диагностировать и выявлять различные типы проблемных ситуаций в туристской индустрии.

- Разрабатывать меры по предупреждению и преодолению проблемных ситуаций в туриндустрии.

- Планировать и осуществлять контроль за реализацией туристического проекта, обеспечивать координацию действий со всеми функциональными подразделениями предприятий туристской индустрии.

Владеть:

- Основными терминами и понятиями, относящимися к туристской деятельности.

- Навыками составления программ обслуживания и другой технологической документации тура, составлять договорной план по организации тура.

- Навыками составления проекта договора, с гостиницами, ресторанами, транспортными предприятиями, музеем.

ПК 4 - Способностью применять на практике базовые и теоретические знания по рекреационной географии и туризму, объектах природного и культурного наследия, анализировать туристско-рекреационные потребности, а также рекреационную и туристскую активность населения, виды рекреационной и туристской деятельности, особенности развития туристской инфраструктуры, своеобразие территориальных рекреацион-

ных систем России и мира и процессы глобализации в мировом туризме.

Знать:

Правила, порядок разработки, утверждения, внедрения и соблюдения стандартов.

Технологии и общие закономерности системы продаж в туристской индустрии.

Особенности организации туристской деятельности в России во внутреннем, въездном и выездном туризме.

Уметь:

- Применять знания в области стандартизации туристических услуг и контроля их выполнения.

- Выбирать и применять эффективные технологии продаж.

- Разрабатывать калькуляцию для конкретного тура.

- Владеть:

- Технологией разработки стандартов организации.

- Методами контроля и оценки качества туристских услуг, измерения удовлетворенности потребителей и персонала.

- Навыками практической работы с использованием информационных технологий в страховании туристов.

- Навыками и приемами эффективных продаж туристского продукта.

Данные компетенции находят свое отражение и в содержании разделов учебной дисциплины.

Раздел 1. Основные понятия и категории организации туристической деятельности. Место предмета организации туристической деятельности в системе наук. Содержание и виды потребностей современного человека в туристских услугах. Понятие инфраструктуры туристской отрасли. Особенности туристского потребления.

Раздел 2. Организационно-правовые формы и формы собственности в сфере туристической деятельности.

Экономическая среда туристского предприятия. Организаторы туризма. Роль турагентской и туроператорской деятельности на рынке туристских услуг. Туристские фирмы и предприятия. Виды и формы туризма.

Раздел 3. Понятие туристского продукта.

Турист как потребитель товаров, работ, услуг. Туристский продукт. Рынок туристских услуг, сегменты рынка. Туристские услуги, их состав. Тур и туристский маршрут. Турпакет. Разновидности туров. Классификация туристских маршрутов и туров по признакам сезонности, построения трассы, продолжительности путешествия. Изучение спроса, определение видов, форм и элементов продукта. Оценка экономической эффективности и целесообразности разработки продукта. Показатели потребительских свойств тура.

Раздел 4. Туристические ресурсы. Общая характеристика туристических зон России.

Определение туристского региона. Основные факторы, условия формирования и развития туристско-

го региона. Рекреационная зона Центра России, зона Север России, зона Юг России, зона Сибирь и Дальний Восток. Туризм и курортное дело. Международные туристские организации и иностранный капитал на внутреннем рынке России. Выездной туризм. Туристский баланс по экспорту и импорту туруслуг. Въездной туризм.

Раздел 5. Туристическое страхование.

Страхование туризма. Страховой взнос, медицинское страхование, страховые риски. Права и обязанности туриста. Качество туристских услуг.

Раздел 6. Безопасность в сфере туризма.

Безопасность туризма. Травмоопасность. Факторы воздействия окружающей среды. Физические перегрузки и нервно-психические факторы. Биологические факторы. Личная безопасность и безопасность имущества. Нарушения туристами установленных правил. Чрезвычайные ситуации. Правовое регулирование отношений в сфере туризма.

Важнейшая черта современного обучения - его направленность на то, чтобы готовить учащихся к активному освоению ситуации социальных перемен. Новая экономика требует новых профессионалов, человека нового типа: мобильного, толерантного, гибкого, владеющего навыками построения новой системы общественных отношений и ценностей, функционально грамотного, способного к личному и профессиональному самоопределению [4, с. 30 - 35].

В целом знаний, умений и навыков, полученных при изучении данных разделов достаточно, что бы студент уже на втором курсе смог разработать туристический маршрут и частично формировать туристический пакет. Разработка туристического продукта строится на изучении географических особенностей туристической детонации, на которой эти маршруты формируются. Создание туристического продукта, в свою очередь, строится на изучении географического спроса, на который влияет целый ряд географических аспектов, а так же рекреационные потребности человека, которые и являются ведущим фактором развития туризма.

Сами студенты понимают важность теоретических знаний их будущей профессии, что подтверждается нашим исследованием. Проведенный нами опрос среди студентов второго курса был направлен на выявление профессионально значимых характеристик специалистов сферы туризма.

Так же хочется подчеркнуть, что большую роль в становлении профессионализма будущих менеджеров по туризму играет туристко-экурсионная практика после второго курса.

В связи с возросшей ролью экскурсий в современном мире растут и требования к профессиональной деятельности экскурсовода, который должен владеть не только специальными знаниями, но и знаниями в области педагогики, психологии и других наук, обладать необходимыми профессиональноличностными качествами. Кроме того, экскурсоводу необходимо формировать практические умения и навыки, которые явля-

ются основой его мастерства и творчества [9, с. 5].

Учебно-экскурсионная практика является составной частью образовательного процесса в высшей школе и имеет целью комплексное обучение студентов, формирование профессиональных компетенций и необходимых практических навыков, приобретение первоначального практического опыта [1, с. 12].

В процессе прохождения учебной экскурсионно-туристской практики обучающиеся овладевают навыками и компетенциями оценки особенностей территориальных рекреационных систем России и мира, проектирования экскурсионных программ и других продуктов туристской деятельности. Совершенствуют и практически применяют теоретические знания о разработке экскурсионного продукта с учетом технологических и социально-экономических требований, видах рекреационной и туристской деятельности [2, с. 28].

В ходе практики у студентов закрепляются теоретические знания, формируется потребность в постоянном совершенствовании, и самое главное, устойчивый интерес к профессии. Они получают развернутое представление о разнообразии задач и направлений работы в сфере туризма, учатся владеть собой, устанавливать правильные отношения со всеми участниками процесса, так как на сегодня главной задачей высшего образования становится подготовка выпускника умеющего не только решить любую производственную проблему, но и обосновать свое решение [3].

Именно с изучения дисциплины «Технология и организация экскурсионных услуг» студенты направления подготовки «География» начинают знакомиться с миром туризма. Для проверки ожидаемых результатов используются следующие диагностические средства: наблюдение, контрольный опрос, анализ экскурсий, собеседование, анализ исследовательской работы студентов. Исходя из этого, формами подведения итогов могут быть:

• Учебно-исследовательская конференция;

• Защита проектов;

• Тестирование;

• Деловая игра [5, с. 112-120].

Поиск ответа на вопрос о том, какие навыки необходимы для успешной работы менеджеров туристического профиля, потребовали конкретного исследования. В анкетировании принимали участие студенты второго курса направления подготовки «География» профиль «Рекреационная география и туризм». Всего 52 человека.

Студентам было предложено выбрать, на их взгляд, для себя несколько профессиональных характеристик менеджера в сфере туризма. Задание было дано перед изучением курса «Технология и организация туристской деятельности» 2017/2018 году. (Приложение 2. Таблица 1).

Анализ исследования показало, что главной профессиональной характеристикой считается умения профессионально общаться с клиентом почеркнули 25% респондентов. Необходимый психологический

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

комфорт при общении с представителями гостиниц, ресторанов, транспортными предприятиями и музеями выделили 24% респондентов. На третье место 21 % респондент поставили знания нормативно-правовой документации национального и международного уровня, регулирующие договорные отношения в туризме. Умение составлять программы обслуживания и другую технологическую документацию тура отметили 15 % респондентов. Умение рассчитывать тур с учетом меняющихся параметров цен и географической составляющей отмечают 9% респондента. Создания новых туристических продуктов с использованием современных технологий и методов проектирования почеркнули 6% респондентов.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что первичные представления о работе менеджера у студентов сводились к пониманию необходимости общения с клиентом и наличие психологического комфорт при составлении договорной документации. Такие характеристики как владение методами контроля и оценки качества туристских услуг, измерения удовлетворенности потребителей и персонала не рассматривались студентами вообще.

В начале нового 2018/2019 учебного года вновь было проведено анкетирование и студентам было предложено тоже задание. Изучив курс «Технология и организация туристской деятельности», пройдя практику на базе турфирм города Рязани, студенты стали более четко представлять себе работу менеджера в сфере туризма.

Анализ исследования показало, что главной профессиональной характеристикой считается навык создания новых туристических продуктов с использованием современных технологий и методов проектирования почеркнули 25% респондентов. На второе место 21 % респондент поставили знания нормативно-правовой документации национального и международного уровня, регулирующие договорные отношения в туризме. Умение составлять программы обслуживания и другую технологическую документацию тура отметили

19 % респондентов. Умение рассчитывать тур с учетом меняющихся параметров цен и географической составляющей отмечают 18% респондента. Психологический комфорт при общении с представителями гостиниц, ресторанов, транспортными предприятиями и музеями выделили 15% респондентов. Владение методами контроля и оценки качества туристских услуг, измерения удовлетворенности потребителей и персонала отобрали для себя только 2% респондентов.

Работа с людьми связана не только с приятным общением, но иногда и с возражениями. Менеджер обязан уметь работать с ними. Более того, он должен знать, каким образом можно урегулировать конфликтные ситуации. Самое главное, менеджер туризма должен быть готов к тому, что в высокий сезон, когда объем продаж резко возрастает и количество туристов увеличивается, от него потребуются дополнительный запас профессионализма и высокий уровень психологической подготовленности для работы с людьми. Анализ профессиональных компетенций менеджера туризма свидетельствует об их тесной взаимосвязи.

В процессе формирования профессиональных компетенций менеджера туристского агентства представляется необходимым использовать как традиционные методы и формы обучения (лекции, семинары с использованием наглядных пособий и туристских учебников, журналов, газет), так и относительно новые, например кейс-стади (от англ. «case study») - метод обучения, при котором обучаемые «погружаются» в одну определенную проблему (рассматривают проблемную ситуацию) и после анализа всей информации по вопросу принимают решение.

Таким образом, проанализировав полученные результаты мы видим необходимость включения узко направленные дисциплины при формирование профессиональных качеств будущего менеджера индустрии туризма на примере изучения дисциплины «Технология и организация туристской деятельности» и туристско-экскурсионной практики.

Библиографический список

1. Баранников А.В. Профильное обучение как условие повышение качества образования // Профильная школ, 2006. № 18., С.12

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования, Москва, 2002, С.28

3. Кулакова Н.И. Роль учебной профильной экскурсионно-туристской практики в формировании практических навыков студентов направление подготовки «География». В сборнике: Географические материалы Всероссийской научно-практической конференции. Министерство образования и науки Российской Федерации; Рязанский государственный университет имени С. А. Есенина. Рязань, 2017. С. 55-58.

4. Кулакова Н.И. Основы сотрудничества средней и высшей школ в области туристической индустрии/ Сборник материалов III Межрегиональной научно-практической конференции преподавателей и аспирантов - Старая Русса, 2012 С. 30 - 35.

5. Кулакова Н.И. Экскурсия как одна из форм организации учебной деятельности студентов/ Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции - Воронеж, 2013 С.112 120.

6. Кулакова Н.И. Экскурсионная деятельность студентов как одна из форм подготовки профессионалов туриндустрии» / Материалы II Международной научно-практической конференции «Образование и наука в современных условиях» Чебоксары, 2015 С. 96 - 100.

7. Патриотическое воспитание студентов через экскурсионную работу. Журнал «Sciences of Europe», № 8. С. 17 - 22.

8. Формирование профессионализма будущего менеджера по туризму (на примере изучения дисциплины «Организация туроператорской и турагентской деятельности»). Кулакова Н.И. В сборнике: Педагогическое образование: вызовы XXI века Материалы VIII Международной научно-практической конференции, посвящённой памяти академика РАО В. А. Сластёнина. В 2 частях. 2017. С. 162-167.

9. Подготовка студентов к профессиональной деятельности в сфере туристического бизнеса: теория и методика организации экскурсионных услуг. Ганина Т.В., Кулакова Т.В./ Учебно-методическое пособие. Рязань . 2018 г. 110 с.

References

1. Profile training as a condition of improving the quality of education / / Profile schools, 2006. No. 18.

2. The concept of profile training at the senior level of General education, Moscow, 2002

3. Kulakova N.I. The role of educational profile excursion and tourist practice in the formation of practical skills of students training direction «Geography». In the collection: Geographical materials of the all-Russian scientific-practical conference. Ministry of education and science of the Russian Federation; Ryazan state University named after S. A. Yessenin. Ryazan, 2017. Pp. 55-58.

4. Kulakova N.I. The basis of cooperation between secondary and higher schools in the field of tourism industry/ proceedings of III Interregional scientific-practical conference of teachers and graduate students - Staraya Russa, 2012 Pp. 30 - 35.

5. Kulakova N.I. Excursion as one of the forms of organization of educational activity of students/ Materials of the IV all-Russian scientific-practical conference-Voronezh, 2013-P. 112-120.

6. Kulakova N.I. Excursion activity of students as one of the forms of training of professionals of tourist industry" / Materials of II International scientific-practical conference "Education and science in modern conditions" - Cheboksary, 2015Pp. 96 - 100.

7. Patriotic education of students through the work of the excursion. Journal "Sciences of Europe", № 8. Pp. 17 - 22.

8. Formation of professionalism of the future Manager of tourism (for example, the study of the discipline "Organization of tour operator and travel Agency activities"). Kulakova N. And. The collection: Pedagogical education: challenges of the XXI century Materials of the VIII international scientific-practical conference devoted to the memory of academician V. A. Slastenin. In 2 parts. 2017. P. 162 to 167.

9. Preparation of students for professional activities in the field of tourism: theory and methods of organization of excursion services. Ganina T. V., Kulakova T. V./ textbook. Ryazan. 2018 110 p

Приложение 1.

Рис 1. Связь географии с туристическими дисциплинами.

Приложение 2.

Вопросы анкеты

Какие профессиональные характеристики в сфере туризма Вы считаете наиболее важными:

1. Умения профессионально общаться с клиентом.

2. Необходимый психологический комфорт при общении с представителями гостиниц, ресторанов, транспортными предприятиями и музеями.

3. Знания нормативно-правовой документации национального и международного уровня, регулирующие договорные отношения в туризме.

4. Составление программы обслуживания и другую технологическую документацию тура.

5. Умение рассчитывать тур с учетом меняющихся параметров цен и географической составляющей.

6. Создания новых туристических продуктов с использованием современных технологий и методов проектирования.

7. Владение методами контроля и оценки качества туристских услуг, изменения удовлетворенности потребителей и персонала.

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

1

a

35n 30 25 20 15 10 5 0

1 2 3 4 5 6 7

График 1. Сравнительные результаты анкетирования 2017/2018 - 2018/2019

□ 2017/2018

□ 2018/2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.