Научная статья на тему 'Формирующий психолого-педагогический эксперимент в условиях вуза МВД России'

Формирующий психолого-педагогический эксперимент в условиях вуза МВД России Текст научной статьи по специальности «Психология»

284
31
Поделиться
Ключевые слова
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / ПРАКТИКУМ ПО ПСИХОЛОГИИ ОБЩЕНИЯ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / КУРСАНТЫ / БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / ОБЩЕНИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА / ПРАКТИКООРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / КОНТРОЛЬ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПОЛИЦЕЙСКИХ

Аннотация научной статьи по психологии, автор научной работы — Мальцева О.А.

Дано обоснование психолого-педагогического эксперимента, проведенного в процессе обучения курсантов вуза МВД. Определена общая направленность экспериментальной работы необходимостью подтверждения результативности учебного процесса с применением практико-ориентированного обучения, с использовани- ем инновационных средств, методов и форм обучения, позволяющих активизировать познавательную дея- тельность слушателей, в рамках преподавания дисциплины «Практикум по психологии общения».

Похожие темы научных работ по психологии , автор научной работы — Мальцева О.А.,

FORMING PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICAL EXPERIMENT IN THE CONDITIONS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

Justifi cation of the psychology and pedagogical experiment made in the course of training of cadets of higher education institution of the Ministry of Internal Affairs is given. The general orientation of experimental work by need of confi rmation of productivity of educational process with application of the practice-focused training, with use of innovative means, methods and the forms of education, allowing to stir up cognitive activity of listeners, within discipline teaching «A Practice Course on Communication Psychology» is defi ned.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Формирующий психолого-педагогический эксперимент в условиях вуза МВД России»

УДК 378.14.013

UDC 378.14.013

О.А. МАЛЬЦЕВА

кандидат педагогических наук, старший преподаватель, кафедра специальной подготовки, Орловский юридический институт МВД России им. В.В. Лукьянова E-mail: O-malzeva@mail.ru

O.A. MALTSEVA

Candidate of pedagogical science, Senior teacher, Department of special training, Orel Law Institute of the Ministry of Interior of Russia named after V.V. Lukyanov

E-mail: O-malzeva@mail.ru

ФОРМИРУЮЩИМ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИИ ЭКСПЕРИМЕНТ В УСЛОВИЯХ ВУЗА МВД РОССИИ

FORMING PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICAL EXPERIMENT IN THE CONDITIONS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

Дано обоснование психолого-педагогического эксперимента, проведенного в процессе обучения курсантов вуза МВД. Определена общая направленность экспериментальной работы необходимостью подтверждения результативности учебного процесса с применением практико-ориентированного обучения, с использованием инновационных средств, методов и форм обучения, позволяющих активизировать познавательную деятельность слушателей, в рамках преподавания дисциплины «Практикум по психологии общения».

Ключевые слова: психолого-педагогический эксперимент, практикум по психологии общения, учебный процесс, курсанты, безопасность дорожного движения, общение, эффективность учебного процесса, практико-ориентированное обучение, контроль, компетентность полицейских.

Justification of the psychology and pedagogical experiment made in the course of training of cadets of higher education institution of the Ministry of Internal Affairs is given. The general orientation of experimental work by need of confirmation of productivity of educational process with application of the practice-focused training, with use of innovative means, methods and the forms of education, allowing to stir up cognitive activity of listeners, within discipline teaching «A Practice Course on Communication Psychology» is defined.

Keywords: psychology and pedagogical experiment, Practice Course on Communication Psychology, educational process, cadets, traffic safety, communication, efficiency of the educational process, the practice-focused training, control, competence of police officers.

Состояние безопасности дорожного движения в нашей стране в настоящее время представляет самостоятельную государственную проблему [1]. Вместе с тем повышение безопасности субъектов дорожного движения и снижение количества детского дорожно-транспортного травматизма возможно лишь в комплексе с другими мероприятиями, в частности пропагандистской и профилактической деятельностью, которая является одним из важнейших направлений в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.

Именно поэтому в настоящее время вопрос подбора и обучения высококвалифицированных кадров является одним из приоритетных в органах внутренних дел. Для того чтобы стать компетентным инспектором Госавтоинспекции, необходимо научиться излагать свои мысли в устной и письменной форме, овладеть психолого-педагогическими методами и приемами общения, знать все тонкости и нюансы этой деятельности [2].

Проблема эффективности учебного процесса исследуется в педагогической науке в течение уже достаточно длительного времени, но, несмотря на это, следует констатировать факт, что, к сожалению, единая методология оценки дидактической эффективности процесса обучения еще не разработана. Выводы, которые сегодня

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

можно встретить в научной литературе, нельзя считать окончательными, поскольку они, как правило, базируются на результатах педагогических экспериментов, имеющих весьма существенные условности и ограничения. Большинство ученых-педагогов, взгляды которых мы разделяем (В.С. Аванесов, Н.Ф. Ефремова, П.И. Образцов, Л.З. Тархан и др.), считают, что, несмотря на отсутствие возможности производства прямых измерений отдельных характеристик психики обучающихся, можно косвенным путем, используя соответствующие методики, получать достоверные результаты исследований. Все сказанное в полной мере относится и к оценке дидактической эффективности формирования профессиональной компетентности будущих полицейских, в частности сотрудников Госавтоинспекции.

В психолого-педагогическом эксперименте приняли участие 15 слушателей 5 курса Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова, очной формы обучения, специализация - административная деятельность органов внутренних дел, профиль подготовки - деятельность Государственной инспекции безопасности дорожного движения.

Эксперимент проводился в одной группе испытуемых, которая одновременно выступает как экс-

© О.А. Мальцева © O.A. Maltseva

13.00.00 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ 13.00.00 - PEDAGOGICAL SCIENCES

периментальная, так и контрольная. Выбор схемы проведения обусловлен тем, что невозможно подобрать экспериментальной группе полностью равноценную ей контрольную группу (по уровню развития коммуникативных, интеллектуальных способностей и учебной мотивации).

Построение формирующего психолого-педагогического эксперимента в соответствии с данной схемой основывалось на предварительном выявлении и оценке основных факторов, которые в учебной группе выпускников могут изменить во время проведения эксперимента и повлиять на его результат. В качестве таких факторов выступили:

1. использование результатов научных исследований по теме «Психология профессионального общения сотрудников Госавтоинспекции», «Профессиональная подготовка сотрудников подразделений ГИБДД к пропаганде безопасности дорожного движения» в виде учебных (практических) пособий и методических рекомендаций,

2. проведение занятий по дисциплине «Практикум по психологии общения».

Обязательными требованиями, предъявляемыми к эксперименту, организуемому и проводимому по данной схеме, являются следующие:

■ тщательный контроль;

■ предварительный теоретический анализ изучаемого явления с выявлением его причин;

■ контроль в ходе эксперимента всех факторов, способных повлиять на его результаты и исказить их;

■ валидность и достаточная надежность применяемых психодиагностических методов.

При несоблюдении последнего из перечисленных условий проведенный психолого-педагогический эксперимент может не дать нужных результатов не потому, что он неэффективен, а по причине использования в нем плохих диагностических методов [3].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Общая направленность экспериментальной работы определялась необходимостью подтверждения результативности учебного процесса с применением практико-ориентированного обучения, с использованием инновационных средств, методов и форм обучения, позволяющих активизировать познавательную деятельность слушателей, в рамках преподавания дисциплины «Практикум по психологии общения».

При изучении эффективности обучения слушателей нами применялись различные методы исследования: анкетирование, групповые методы опроса, педагогическое наблюдение, интервьюирование, тестирование, включенное наблюдение на занятиях, анализ продуктов учебной деятельности обучающихся (тестовые задания, видеоматериалы).

На завершающем этапе по разности результатов предварительного и итогового тестирования определялась сравнительная эффективность применения выбранного обучения в рамках изучения дисциплины «Практикум по психологии общения».

В ходе экспериментального исследования для получения объективной информации было применено

варьирование отдельных методов и синтетическое их использование соответственно изучаемому процессу - практико-ориентированному обучению полицейских. Для получения репрезентативных данных в ходе эксперимента привлекались эксперты, в качестве которых выступали преподаватели кафедр организации деятельности ГИБДД, уголовного права, криминологии и психологии, слушатели курсов повышения квалификации, сотрудники ОБДПС ГИБДД УМВД России по Орловской области.

Экспериментальная работа проводилась в три этапа: предварительный контроль, процесс практико-ориентированного обучения и итоговый контроль. На каждом этапе психолого-педагогического эксперимента производился сбор эмпирического материала, его статистическая обработка и предварительный анализ полученных результатов.

Целью предварительного контроля являлась диагностика уровня знаний в области психологии общения, развития профессионально-значимых качеств, готовности к практической деятельности выпускников. Такая диагностика позволяет получить информацию об уровне мотивации к обучению с профессиональной направленностью, об исходном уровне развития коммуникативных и организаторских способностей.

В процессе оценки видеоматериала эксперты отметили, что выпускники недостаточно самостоятельны, владея определенным количеством психологических знаний, не всегда способны применить их на практике (например, общение с гражданами). Не на должном уровне сформирована общая и профессиональная культура. При анализе полученных данных особое расхождение в оценке слушателей курсов повышения квалификации, сотрудников отдельного батальона дорожно-патрульной службы потребностей в совершенствовании профессиональных знаний, умений мы можем наблюдать по ряду признаков. Это свидетельствует о недостаточности коммуникативных способностей и объективному анализу оценки деятельности. Что подтверждает данные о несформированности умения применять полученные знания по психологии общения на практике. Полученные данные нашли свое отражение в практико-ориентированном обучении слушателей в рамках дисциплины «Практикум по психологии общения».

С целью сравнительной характеристики на предварительном и итоговом контроле проведено психологическое тестирование по следующим методикам: тест выявления коммуникативных и организаторских способностей-КОС, оценка способов реагирования в конфликте К.Н.Томаса, с целью оценки качества выполнения заданий и действий слушателями при решении профессионально-ориентированных задач в качестве экспертов были привлечены преподаватели, инспекторы дорожно-патрульной службы, руководители подразделений ГИБДД.

Цель дисциплины «Практикума по психологии общения» - актуализировать и формировать у слушателей профессиональные навыки общения и коммуникатив-

ную компетентность, формировать навыки осмысленного подхода к оценке поступков и действий как своих, так и других людей, овладеть тонкостями профессионального общения сотрудников органов внутренних дел, подготовить «к профессионально-грамотному общению с гражданами при исполнении служебных обязанностей и вне службы».

Изучение дисциплины «Практикум по психологии общения» было организовано согласно утвержденной рабочей программы. На ее освоение тематическим планом отводится 60 часов учебной нагрузки. Программой предусмотрено изучение 10 тем. Практикум по психологии общения в краткой форме содержит теоретические основы, задания и практические упражнения, направленные на познание и развитие индивидуальных особенностей и коммуникативных способностей личности сотрудников органов внутренних дел. Знание теории необходимо слушателям для понимания психологических закономерностей профессионального общения сотрудников органов внутренних дел. Практические упражнения ориентированы на индивидуальное и групповое выполнение заданий с целью актуализации и накопления собственного опыта профессионального общения. В качестве дополнительной работы предлагаются задания для личностного развития.

На завершающем этапе по разности результатов предварительного и итогового тестирования, определялась сравнительная эффективность применения выбранного практико-ориентированного обучения изучения дисциплины «Практикум по психологии общения». Результаты экспертной оценки свидетельствуют о том, что качество выполнения поставленных задач слушателями повысилось, что нашло свое выражение в проявлении коммуникативной компетентности; грамотном подборе психологических способов воздействия на участника дорожного движения, приемов конструктивного решения и профилактики конфликтных ситуаций, конфликтов; повысилась значимость проявления профессионально-важных качеств (вежливость и уважение к участнику дорожного движения, выдержка, достоинство, аргументированность, принципиальность и решительность при применении законных и обоснованных требований к гражданину).

Главные усилия в экспериментальной работе были направлены на выявление возможности повысить качество обучения, посредством практико-ориентированного обучения.

Проверка достоверности полученных результатов осуществлялась с использованием ^критерия Стьюдента, но уже при зависимых выборках, к которым относятся результаты одной и той же группы респондентов до и после эксперимента (воздействия независимой переменной). Для этих целей использовалась

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

формула: t =

-(Ed2 )2

n-1

где 1- разность между результатами в каждой сравниваемой паре до и после эксперимента; сумма этих частных разностей; - сумма квадратов частных разностей; п - число обучающихся.

Разница между результатами предварительного и итогового контроля является незначительной, и порог вероятности влияния случайных величин на это результат меньше, чем 0,05%, следовательно, разница между двумя выборками достоверна. Опираясь на данный вывод, по итогам изучения слушателями учебной дисциплины было произведено сравнение результатов обучения.

Анализ приведенных результатов свидетельствует о том, что изучение «Практикума по психологии общения» слушателями при предложенном практико-ориентированном обучении позволяет получить существенный прирост среднего оценочного показателя.

В качестве одного из основных критериев оценки сформированности профессиональной подготовленности средствами практико-ориентированного обучения мы воспользовались следующим коэффициентом - Ко:

К„ =

Km

где КПОТО - изменение оценки за группу (итоговый контроль), полученное с использованием практико-ориентированного обучения, а КТО - изменение оценки за группу (предварительный контроль).

Библиографический список

1. Деятельность Госавтоинспекции по пропаганде безопасности дорожного движения. Под общей редакцией В.А.Кудина СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2012. С.16.

2. Бурдилов А.И. Проектирование педагогических условий применения информационных и коммуникативных технологий в образовательном процессе военно-морского вуза. \\ диссер. на соискание к.п.н. 13.00.08. Калининград. 2012 (дата обращения 27.08.2014г.).

3. Федотова Г.А. Методология и методика психолого-педагогических исследований: учеб.пособие; НовГУ им.Ярослава Мудрого. Великий Новгород, 2006. С .15.

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Activities of the State traffic inspectorate for promotion of traffic safety. Under the general edition of V. A. Kudin SPb.: Sankt-Ministry of Internal Affairs Petersburg university of Russia, 2012. P. 16.

2. Burdilov A.I. Design of pedagogical conditions of application of information and communicative technologies in educational process of naval higher education institution. \\disser. of speciality 13.00.08. Kaliningrad. 2012 (date of the address 27.08.2014g.).

3. Fedotova G. A. Methodology and technique of psychology and pedagogical researches: Manual; Novgorod State University named after Yaroslav the Wise. Veliky Novgorod, 2006. P. 15.