Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ МАГИСТЕРСКОЙ ПРОГРАММЫ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ'

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ МАГИСТЕРСКОЙ ПРОГРАММЫ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
38
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЯ / ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ / ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ECOLOGY / NATURE MANAGEMENT / COMPETENCE / GENERAL CULTURAL / GENERAL PROFESSIONAL / PROFESSIONAL COMPETENCIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ладнова Г.Г., Курочицкая М.Г., Гранкин Н.Н.

В статье рассматривается компетентностно-ориентированное обучение при реализации образовательной программы по направлению подготовки 05.04.06 Экология и природопользование (уровень магистратуры), связанное с формированием профессиональной компетентности, что будет способствовать социальной мобильности и обеспечит будущим экологам-магистрам конкурентоспособность на рынке труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ладнова Г.Г., Курочицкая М.Г., Гранкин Н.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF COMPETENCE IN THE IMPLEMENTATION OF THE MASTERS PROGRAM ON THE DIRECTION OF TRAINING ECOLOGY AND NATURE USE

The article discusses competency-based training in the implementation of the educational program in the direction of preparation 05.04.06 Ecology and nature management (master's level), associated with the formation of professional competence, which will contribute to social mobility and ensure future ecologists-masters competitiveness in the labor market.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ МАГИСТЕРСКОЙ ПРОГРАММЫ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ»

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

УДК 378 ЛАДНОВА Г.Г.

доктор биологических наук, профессор, кафедра географии, экологии и общей биологии, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-maiLgladnova@yandex.ru КУРОЧИЦКАЯ М.Г.

кандидат биологических наук, доцент, кафедра географии, экологии и общей биологии, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: m.kuro4@yandex.ru ГРАНКИН Н.Н.

доктор сельскохозяйственных наук, профессор, кафедра зоологии, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: n.grankin@yandex.ru

UDC 378 LADNOVA G.G.

Doctor of Biological Sciences, Professor, Department of Geography, Ecology and General Biology, Orel State

University E-mail: gladnova@yandex.ru KUROCHITSKAYA M.G. Candidate of Biological Sciences, Associate Professor, , Department of Geography, Ecology and General Biology, Orel

State University

GRANKIN N.N.

Doctor of Agricultural Sciences, Professor, Department of

Zoology, Orel State University E-mail: n.grankin@yandex.ru

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ МАГИСТЕРСКОЙ ПРОГРАММЫ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ

THE FORMATION OF COMPETENCE IN THE IMPLEMENTATION OF THE MASTERS PROGRAM ON THE DIRECTION OF TRAINING ECOLOGY AND NATURE USE

В статье рассматривается компетентностно-ориентированное обучение при реализации образовательной программы по направлению подготовки 05.04.06 Экология и природопользование (уровень магистратуры), связанное с формированием профессиональной компетентности, что будет способствовать социальной мобильности и обеспечит будущим экологам-магистрам конкурентоспособность на рынке труда.

Ключевые слова: экология, природопользование, компетентность, общекультурные, общепрофессиональные, профессиональные компетенции.

The article discusses competency-based training in the implementation of the educational program in the direction of preparation 05.04.06 Ecology and nature management (master's level), associated with the formation of professional competence, which will contribute to social mobility and ensure future ecologists-masters competitiveness in the labor market.

Keywords: ecology, nature management, competence, general cultural, general professional, professional competencies.

Влияние индустриализации и урбанизации на биосферу общеизвестно. В связи с бурным ростом промышленности, транспортных средств, строительством атомных электростанций, огромным объемом мелиоративных работ соответственно изменяется качество окружающей среды.

Успешно развиваются уже несколько десятилетий следующие направления научной деятельности:

- изучение влияние интенсивного сельскохозяйственного производства на биогеоценозы и разработка научных основ комплексного восстановления экологических систем, нарушенных производственной деятельностью;

- разработка рекомендаций по предотвращению загрязнения окружающей еды, связанного с деятельностью человека;

- разработка мероприятий по охране национальному использованию животного мира и растительности;

- разработка научно-методических основ организации заповедного дела, генеральной схемы развития сети заповедников, заказников, национальных парков других охраняемых территорий;

- разработка предложений по развитию охотничьего хозяйства, охране и рациональному использованию биологических ресурсов.

Возрастающее значение приобретают исследования научных основ экономической оценки, прогнозирования и планирования охраны и рационального использования природных ресурсов. Сюда относятся вопросы экономической оценки ущерба,причиняемого антропогенным вмешательства, и разработка методических принципов прогнозирования природоохранных мероприятий с учетом зональных особенностей.

Формирование комплексной и гармоничной системы природопользования, которая отвечала бы как программе подъема экономики России и перехода ее к

© Ладнова Г.Г., Курочицкая М.Г., Гранкин Н.Н. © Ladnova G.G., Kurochitskaya M.G., Grankin N.N.

Ученые записки Орловского государственного университета. №3 (84), 2019 r. Scientific notes of Orel State University. Vol. 3 - no. 84. 2019

новому качественному состоянию, так и задаче наиболее эффективного оздоровления окружающей среды, -важная проблема, стоящая перед учеными.

Работа в области сохранения природы и рациональному природопользованию должна вестись в нескольких направлениях. С одной стороны, путем сведения к минимуму непосредственных вредных последствий антропогенного давления на природу, разработки системы мероприятий, обеспечивающих возможность нормального функционирования биосферы и слагающих ее биогеоценозов в новых условиях. С другой стороны огромное значение экологическое образование, которое в качестве самостоятельных элементов включает воспитательно-просветительскую работу и модернизацию учебного процесса в вузе.

Решение глобальных экологических проблем, достижение устойчивогоразвития и экологической безопасности территорий невозможно без фундамен-таоснов культуры природопользования. Экологическое образование - это нестолько раздел биологии, сколько комплексная дисциплина, наука о единстверазвития природы и общества, гармоничное единение естественных и гуманитарных наук, опыта природопользования в прошлом и настоящем.

Экологическое образование - это процесс обучения в течение всей жизни, который повышает осведомленность об окружающей среде и ее системах, в то же время развивая навыки критического мышления, которые позволяют принимать ответственные решения. Оно развивает знания и навыки в области естественных, социальных и гуманитарных наук и дает возможность применять эти навыки. Экологическая грамотность - это способность понимать последствия наших действий, критически думать о повседневных решениях и принимать обоснованные и ответственные решения. Достижение этого уровня понимания и развитие этих навыков в больших масштабах возможно только посредством качественного образования

Развитие системы профессиональной подготовки специалистов в вузе существенным образом зависит от изменений, происходящих в политической и социально-экономической сферах жизни страны. А это значит, что выпускники вузов должны обладать высоким уровнем научных и прикладных знаний, что позволит им быть востребованными на рынке труда. Современное высшее образование направлено на формирование компетенций выпускника, которые позволят ему успешно осуществлять профессиональные задачи. Поэтому, при подготовке и реализации образовательных программ основной задачей вузов является совершенствование организации процесса обучения студентов, в центре внимания которой стоят не только теоретические и дидактические основы учебных дисциплин, их структура, содержание, но и проектирование самостоятельной учебной и научной работы студентов, а также соответствующие психолого-педагогические закономерности организации учебного процесса [1]

В связи с вышеизложенным реализация магистер-

ской программы по направлению подготовки 05.04.06 Экология и природопользование, профиль Экологические и биомедицинские технологии жизнеобеспечения и защиты человека требуют углубленного изучения актуальных проблем экологии и природопользования с целью обеспечения фундаментальной подготовки высококвалифицированных специалистов, обладающих глубокими знаниями в области экологии и природопользования, профессионально владеющих практическими и научно-исследовательскими методами, способных к самостоятельной профессиональной деятельности; развитие у обучающихся личностных качеств, формирование общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВО [3], способствующих их социальной мобильности и устойчивости на рынке труда.

Воспитательной целью образовательной программы магистров является формирование личностных качеств через включенность в различные сферы жизнедеятельности общества (социальная активность, участие в общественно-политической жизни, культурно - досуговой деятельности). Развитие у магистрантов их творческой активности, духовно-нравственных, культурно-этических качеств, способствующих достижению успеха в самореализации, конкурентоспособности, соответствующей характеристикам компетентного специалиста в процессе освоения данной образовательной программы.

К освоению образовательной программы магистратуры допускаются лица, имеющие высшее образование любого уровня, подтвержденное документом об образовании государственного образца.

В результате освоения образовательной программы должны быть сформированы общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции.

Выпускник, освоивший программу магистратуры, должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК): ОК-1: способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу; ОК-2: готовностью действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения; ОК-3: готовностью к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала»[Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 05.04.06 Экология и природопользование....; 3].

Выпускник должен обладать следующимиобще-профессиональными компетенциями (ОПК): «ОПК-1: владением знаниями о философских концепциях естествознания и основах методологии научного познания при изучении различных уровней организации материи, пространства и времени; ОПК-2: способностью применять современные компьютерные технологии при сборе, хранении, обработке, анализе и передаче географической информации и для решения научно-исследовательских и производственно-технологических задач профессиональной деятельности; ОПК-3: способностью к активному общению в научной, про-

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

изводственной и социально-общественной сферах деятельности; ОПК-4: способностью свободно пользоваться государственным языком Российской Федерации и иностранным языком как средством делового общения» [S.A. Kurolap, E.Y. Ivanova, V.I. Fedotov,2014; 4]; «ОПК-5: способностью к активной социальной мобильности; ОПК-6: владением методами оценки репрезентативности материала, объема выборок при проведении количественных исследований, статистическими методами сравнения полученных данных и определения закономерностей; ОПК-7: способностью использовать углублённые знания правовых и этических норм при оценке последствий своей профессиональной деятельности, разработке и осуществлении социально значимых проектов и использовать на практике навыки и умения в организации научно-исследовательских и научно-производственных работ, в управлении научным коллективом; ОПК-8: готовностью к самостоятельной научно-исследовательской работе и работе в научном коллективе, способностью порождать новые идеи (креативность); ОПК-9: готовностью руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия» [4].

Выпускник, освоивший программу магистратуры, должен обладать профессиональными компетенциями (ПК),соответствующими видам деятельности, на которые ориентирована программа, в данном случае: научно-исследовательскаядеятельность; проектно-производственная деятельность; контрольно-экспертная деятельности; организационно-управленческая деятельность.

Основной контингент обучающихся по магистерской программе - это выпускники бакалавриата, которые целенаправленно выбрали обучение по данному направлению магистратуры. Например, при реализации дисциплины «Экологическая безопасность и устойчивое развитие региона» перед студентами поставлена задача освоения следующих двух компетенций: ОПК-5 (способность к активной социальной мобильности) и ПК-6 (способность диагностировать проблемы охраны природы, разрабатывать практические рекомендации по её охране и обеспечению устойчивого развития). При реализации дисциплины «Экологический аудит в области жизнеобеспечения человека» студенты осваивают компетенции ПК-3 (владение основами проектирования, экспертно-аналитической деятельности и выполнения исследований с использованием современных подходов и методов, аппаратуры и вычислительных комплексов) и ПК-8 (способность проводить экологическую экспертизу различных видов проектного задания, осуществлять экологический аудит любого объекта и разрабатывать рекомендации по сохранению природной среды). В рамках изучения дисциплины «Оценка экологических рисков и прогнозирование воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду» у студентов формируются компетенции ОК-1 (способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу), ПК-3 (владение основами проектирования, экспертно-аналитической деятельности

и выполнения исследований с использованием современных подходов и методов, аппаратуры и вычислительных комплексов) и ПК-5 (способность разрабатывать типовые природоохранные мероприятия и проводить оценку воздействия планируемых сооружений или иных форм хозяйственной деятельности на окружающую среду).

Образовательная программа содержит рабочие программы всех учебных дисциплин (модулей) как базовой, так и вариативной частей учебного плана.

Дисциплины базовой части учебного плана: Философские проблемы естествознания, Деловой иностранный язык, Информационные технологии в экологии и природопользовании, Управление в природопользовании, Математическое моделирование в экологии и природопользовании, Региональное законодательство в области природопользования, Основы профессиональных коммуникаций в поликультурном пространстве.

Дисциплины вариативной части учебного плана: Экологическая политика и проблемы устойчивого развития, Экологическая безопасность и устойчивое развитие региона, Экологический риск и экологическая безопасность, Экологический аудит в области систем жизнеобеспечения человека, Экологическая экспертиза систем жизнеобеспечения человека, Экологическое проектирование систем жизнеобеспечения человека, Оценка экологических рисков и прогнозирование воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду, Практикум по оценке форм хозяйственной деятельности на окружающую среду и здоровье населения, Организация научных исследованийв области экологических и биомедицинских технологий жизнеобеспечения и защиты человека, Экологическое состояние среды поселений и здоровье населения, Организация научных исследований в области экологических и биомедицинских технологий жизнеобеспечения и защиты человека, Экологическое состояние среды поселений и здоровье населения, Экологическая безопасность производственной среды и профилактика профессиональных заболеваний, Основы эргономики и проектирование благоприятной среды жизнедеятельности человека, Медико-биологические проблемы здоровья населения, Медицинские и биологические основы жизнеобеспечения человека, Технологии жизнеобеспечения и защиты человека в урбанизированной среде, Системы защиты среды обитания человека, Микробиологические технологии оздоровления среды жизнедеятельности человека, Микробиологический контроль качества и безопасности объектов окружающей среды, Экологическая безопасность региона и показатели здоровья населения, Основы экологического управления производственными процессами.

Факультативы: Научный дискурс в иноязычном поликультурном пространстве, Биоэкологические методы защиты окружающей среды и здоровья человека.

Реализация программы магистратуры по направлению подготовки 05.04.06Экология и природопользование, направленность (профиль) Экологические и биомедицинские технологии жизнеобеспечения и защи-

Ученые записки Орловского государственного университета. №3 (84), 2019 г Scientific notes of Orel State University. Vol. 3 - no. 84. 2019

ты человека обеспечивается руководящими и научно-педагогическими работниками ФГБОУ ВО ОГУ имени И. С. Тургенева, а также лицами, привлекаемыми к реализации программы на условиях гражданско-правового договора.

Доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля), в общем числе научно-педагогических работников, реализующих программу магистратуры, соответствует ФГОС ВО.

Доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих ученую степень (в том числе ученую степень, присвоенную за рубежом и признаваемую в Российской Федерации) и (или) ученое звание (в том числе ученое звание, полученное за рубежом и признаваемое в Российской Федерации), в общем числе научно-педагогических работников, реализующих программу магистратуры, соответствует ФГОС ВО.

Таким образом, чтобы оптимальным образом решать все проблемы взаимоотношений природы и общества, недостаточно пробуждения экологического сознания. Человек должен обладать экологическим мышлением, которое включает в себя глубокое научно обоснованное понимание взаимного влияния человека и окружающей его среды, способность анализировать факты, выявлять причинно- следственные связи и принимать соответствующие решения.

Экологическое мышление должно быть основой рационального природопользования с точки зрения сохранения природного равновесия. Оно требует пересмотра ряда устаревших представлений о направлениях развития промышленности и интенсификации сельского хозяйства. Центральным объектом изучения должен стать человек: с одной стороны, как сила, постоянно трансформирующая состояние окружающей его среды, а с другой - как биологический объект, вынужденный адаптироваться к новым условиям существования. Экологическое мышление не должно быть тормозом прогрессу, но оно должно непременно сопутствовать решению тех или иных народнохозяйственных, экономических проблем, хотя шкалу ценностей, которой оперирует экология, едва ли можно перевести на язык цифр, как нельзя оценить количественно ценность жизни какого-либо существа.Активная природоохранная позиция должна быть достоянием каждого гражданина.

На основе экологического сознания и мышления формируется экологическая культура, которая помимо всего сказанного выше несет в себе бережное отношение к природе, невозможность потребительского, насильственного отношения к ней.

Экологическое образование имеет межпредметный характер и является непрерывным процессом, осуществляющимся на протяжении всей жизни человека. В основу магистерской программы по направлению подготовки 05.04.06 Экология и природопользование положены методические подходы, активизирующие

самостоятельную познавательную деятельность студентов. Образование в данном направлении лучше всего определить как процесс, направленный на повышение осведомленности и понимания экологических проблем, который ведет к ответственным индивидуальным и групповым действиям. Успешное экологическое образование фокусируется на процессах, которые способствуют критическому мышлению, решению проблем и эффективным навыкам принятия решений. Экологическое образование использует процессы, которые вовлекают учащихся в наблюдение, измерение, классификацию, эксперименты и другие методы сбора данных. Эти процессы помогают студентам в обсуждении, выводе, прогнозировании и интерпретации данных об экологических проблемах.

Другими словами, экологическое образование состоит из обучения, ориентированного на обучение функционированию природной среды, чтобы люди могли адаптироваться к ней, не причиняя вреда природе. Люди должны научиться вести устойчивую жизнь, одновременно уменьшая воздействие человека на окружающую среду и поддерживая планету. Сокращение загрязнения, сведение к минимуму образования отходов, поощрение людей к переработке, предотвращение чрезмерной эксплуатации ресурсов и обеспечение выживания других видов являются одними из целей экологического образования. Этот тип образования должен учитывать различную социальную, культурную и экономическую динамику жизни в обществе. Структура потребления и методы производства обычно оказывают непосредственное влияние на экосистему и являются основными проблемами, которые необходимо изменить для достижения устойчивого развития.

Глобализация рынков означает развитие конкурентоспособности между организациями и разрушение многих предпринимательских парадигм. Сегодня ни одна организация не может позволить себе иметь одномерное представление о своей производственной цепочке, вместо этого она должна учитывать несколько факторов: экологические, социальные, экономические и этические. Это означает, что нужно производить его качественно при меньших затратах, но также и при том, что оно должно осуществляться с учетом окружающей среды и социальных условий, как самих работников, так и сообщества, в котором строится завод или для которого оно предназначено.продукт.

В этом смысле, потенциал является основополагающим для приобретения навыков и стратегий, систем, процессов, инструментов и методов, которые будут управлять проектированием организаций в отношении устойчивого развития.

Программа магистратуры по направлению подготовки 05.04.06 Экология и природопользование направленность: Экологические и биомедицинские технологии жизнеобеспечения и защиты человека, представленная здесь, позволит выпускникам успешно справляться с профессиональными задачами и быть конкурентоспособными на рынке труда.

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

Библиографический список

1. Корытова Е.В. Формирование компетентности обучающихся в условиях высшего образования // Роль преподавателя в современном вузе. Сборник статей международной научно-методической конференции. Выпуск 24.Т.1. Улан-Удэ, 2017. С. 148-153.

2. Куролап С.А. Иванова ЕЮ. Методические принципы создания новой междисциплинарной магистерской программы в области радиоэкологической безопасности//Вестник воронежского государственного университета. Серия: география. Геоэкология. Номер: 1 Год: 2014 Страницы: 101-108 Издательство: воронежский государственный университет (воронеж) http://elibrary.ru/item.asp?id=21455312

3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 05.04.06 Экология и природопользование (уровень магистратуры) от 23.09.2015 № 1041:портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования : [электронный ресурс] // http://fgosvo.ru/050406

References

1. Korytova E.V. Theformationofstudents' competenceinhighereducation // Theroleofateacherinamodern university. Collection of articles of the international scientific and methodological conference.Release 24.T.1. Ulan-Ude, 2017 .Pp. 148-153.

2. Kurolap S.A. , E.Y. Ivanova, V.I. Fedotov, M.S. Kurolap, E.O. Pilieva The master program «Environmental monitoring and radiation safety»: educational materials// Educational materials Voronezh 2013 Authors: Professor S.A. Kurolap, Associate Professor E.Y. Ivanova, Professor V.I. Fedotov, M.S. Kurolap, E.O. Pilieva ( Voronezh State University) // http://diss.seluk.ru/pr-biologiya/752100-1-master-program-environmental-monitoring-and-radiation-safety-magisterskaya-programma-ekologicheskiy-monitoring.php

3. The Federal State Educational Standard for Higher Education in the field of training 05.04.06 Ecology and Nature Management (Master's level) dated 09.09.2015 No. 1041: portal of the Federal State Educational Standards of Higher Education: [electronic resource] // URL: www. fgosvo.ru: [appeal date: 08/09/2019].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.