13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)
УДК 378.147
UDC 378.147
ЛАДНОВА Г.Г.
доктор биологических наук, профессор, профессор, кафедра географии, экологии и общей биологии, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: gladnova@yandex.ru КУРОЧИЦКАЯ М.Г.
кандидат биологических наук, доцент, доцент, кафедра географии, экологии и общей биологии, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: m.kuro4@yandex.ru НИКОЛАЕВ А.В.
кандидат биологических наук, доцент, доцент, кафедра географии, экологии и общей биологии, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: ecobio@bk.ru
LADNOVA G.G.
Doctor of Biological Sciences, Professor, Professor Department of Geography, Ecology and General Biology, Orel
State University E-mail: gladnova@yandex.ru KUROCHITSKAYA M.G. Candidate of Biological Sciences, Associate Professor, Associate Professor Department of Geography, Ecology and General Biology, Orel State University E-mail: m.kuro4@yandex.ru NIKOLAEV A.V.
Candidate of Biological Sciences, Associate Professor, Associate Professor Department of Geography, Ecology and General Biology, Orel State University E-mail: ecobio@bk.ru
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МАГИСТРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 05.04.06 ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ В ПРОЦЕССЕ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ИЗУЧЕНИЮ БУККАЛЬНОГО ЭПИТЕЛИЯ
FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF MASTERS IN THE DIRECTION OF TRAINING ECOLOGY AND NATURE USE (05.04.06) IN THE PROCESS OF SCIENTIFIC RESEARCH
ON THE STUDY OF BUCCAL EPITELIUM
Статья посвящена формированию профессиональной компетентности магистров по направлению подготовки 05.04.06 Экология и природопользование (профиль: Экологические и биомедицинские технологии жизнеобеспечения и защиты человека) в процессе проведения научно-исследовательской работы по изучению микроядерного теста как индикатора цитогенетических нарушений, вызванных воздействием различных загрязнителей окружающей среды. Это обеспечит магистрам-экологам конкурентность на рынке труда и будет способствовать социальной мобильности.
Ключевые слова: профессиональная компетентность, магистры, цитологические исследования, микроядерный тест, буккальный эпителий, школьники.
The article is devoted to the formation ofprofessional competence of masters in the direction of training Ecology and Nature Use,05.04.06, (profile: Ecological and biomedical technologies for life support and human protection.), in the process of conducting research work on the study of micronucleus test as an indicator of cytogenetic disorders caused by effects of various environmental pollutants. This will ensure master's degree of competitiveness in the labor market and will contribute to social mobility.
Keywords: professional competence, masters, cytological studies, micronucleus test, buccal epithelium, schoolchildren.
Высшее образование на современном этапе развития общества является одним из основных инструментов повышения конкурентоспособности страны в целом, что обуславливает необходимость повышения качества образования за счет новых форм и методов обучения. Применяемые в нашей стране Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования третьего поколения основаны на компетентностно-ориентированном подходе, что предполагает оценивать качество профессионального образования через компетенции выпускника. В связи с чем, образовательный процесс в Орловском государственном университете имени И.С. Тургенева по подготовке магистров-экологов и природопользователей (профиль:
экологические и биомедицинские технологии жизнеобеспечения и защиты человека) включает формирование у обучающихся набора профессиональных компетенций с ярко выраженной практико-ориентированной направленностью. При этом основу критерия оценки качества высшего образования составляет профессиональная компетентность «...которая определяется не только знаниями, умениями, навыками и способами их реализации, но и уровнем успешности взаимодействия с окружающей средой» [4]. В соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки 05.04.06 Экология и природопользование «.выпускник, освоивший программу магистратуры, должен обладать профессиональными
© Ладнова Г.Г., Курочицкая М.Г., Николаев А.В. © Ladnova G.G., Kurochitskaya M.G., Nikolaev A.V.
Ученые записки Орловского государственного университета. №1 (86), 2020 r. Scientific notes of Orel State University. Vol. 1 - no. 86. 2020
компетенциями, соответствующими виду (видам) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа магистратуры» [5]. Это, прежде всего, компетенции научно-исследовательской деятельности (ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4), которая является одним из видов профессиональной деятельности магистров-экологов и природопользователей (Приказ Минобрнауки № 1041 от 23 сентября 2015 г. с изменениями и дополнениями от 20 апреля 2016 г. № 444).
На кафедре географии, экологии и общей биологии Орловского государственного университета имени И.С. Тургенева на протяжении многих лет проводятся комплексные исследования по изучению механизмов взаимодействия человека с окружающей средой с целью разработки научно-обоснованных мероприятий по снижению риска воздействия неблагоприятных факторов на экологию среды и организм человека. Важность данной проблемы заключается в масштабах и характере возрастающего антропогенного воздействия на природные экосистемы и здоровье населения. Поэтому изучение этих вопросов и разработка профилактических мероприятий на региональном уровне актуально. В связи с этим возрастает и роль магистров - экологов и природопользователей, владеющих профессиональными научными компетенциями, позволяющими не только качественно проводить исследования по выявлению причин негативного антропогенного воздействия на экологию окружающей среды, но и разрабатывать профилактические мероприятия, предотвращающие это воздействие.
В настоящее время в общей системе мониторинга окружающей среды используются различные тест-объекты с последующей экстраполяцией данных на людей. Среди таких тест-объектов особое внимание уделяется изучению воздействия факторов окружающей среды на цитогенетические показатели человека. Одним из простых и доступных методов является микроядерный тест, который используется в качестве индикатора цитогенетических нарушений, вызванных воздействием антропогенных загрязнителей окружающей среды.
В исследованиях принимали участие магистранты-экологи и природопользователи в рамках научно-исследовательской практики. Объектом исследования являлись дети школьного возраста, практически здоровые, постоянно проживающие в г. Орле и поселке городского типа.
По данным научной литературы магистранты изучали проблему воздействия антропогенных факторов на развитие цитогенетических нарушений в клетках эпителия слизистой оболочки полости рта, так как состояние эпителиоцитов является информативным показателем, достоверно отражающим воздействие загрязнителей внешней среды на организм [3]. Магистранты разрабатывали задачи исследований по изучению буккального эпителия у детей, который, как известно, является маркером различных нарушений, вызванных экзогенными факторами [1].
Изучение проблемы и поставленных задач магистрантами по исследованию буккального эпителия способствуют формированию профессиональной научной компетенции ПК-1 «...формулировать проблемы, задачи и методы научного исследования, .реферировать научные труды, составлять аналитические обзоры ...» [5].
При выполнении поставленных задач магистрантами изучались и отрабатывались методы цитогенети-ческих исследований буккального эпителия у детей в соответствии с современными методическими рекомендациями [1,2], что будет способствовать качественному проведению исследований. Для проведения анализа клеток буккального эпителия ротовой полости делали забор биологического материала: стерильным шпателем проводили соскоб слизистой оболочки щек. Затем взятый материал наносили на стекло, высушивали на воздухе и фиксировали в свежеприготовленной смеси спирта и ледяной уксусной кислоты в пропорции3:1. После фиксации для окрашивания хроматина препараты помещали на 1 час в 2,5% раствор ацето-орсеина, затем докрашивали цитоплазму 1% раствором светлого зеленого в течение 1 минуты. При увеличении микроскопа 10х40 на препарате считали число клеток с микроядрами на 1000 эпителиальных клеток (эпите-лиоцитов). На препарате учитывали отношение микроядер к общему числу ядросодержащих клеток. Освоение данной современной методики обеспечивает качественное проведение научных исследований и соответствует профессиональной компетенции ПК-3 «.выполнение исследований с использованием современных подходов и методов, аппаратуры ...» [5].
В результате исследований клеток буккального эпителия было установлено, что число клеток с микроядрами у детей школьного возраста, проживающих в г. Орле, составило в среднем 1,74+0,16, при этом средний показатель частоты встречаемости микроядер был равен 0,17%. У школьников, проживающих в поселке городского типа, средний показатель числа клеток с микроядрами был равен 1,02+0,21, а средний показатель частоты встречаемости микроядер составил 0,1%. Различий в частоте встречаемости эпителиоцитов с микроядрами у детей разного пола не выявлено.
Таким образом, полученные результаты исследований показали, что у обследуемых школьников, проживающих на территории г. Орла показатели количества и частоты встречаемости микроядерных эпителиоцитов выше по сравнению с показателями детей поселка городского типа, в среднем, на 35,2%. Следовательно, увеличение цитогенетических нарушений в эпителиоцитах детей, проживающих на территории с большей антро-потехногенной нагрузкой может свидетельствовать о ге-нотоксичности окружающей среды.
Обработка и анализ полученных результатов исследований способствует формированию компетенций: ПК-2 «способностью творчески использовать в научной и производственно-технологической деятельности знания фундаментальных и прикладных разделов спе-
13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)
циальных дисциплин программы магистратуры»; ПК-4 «способностью использовать современные методы обработки и интерпретации экологической информации при проведении научных и производственных исследований» [5].
Результаты данных научных исследований могут быть использованы в формировании профессиональных компетенций у магистров - экологов и природопользо-
вателей при изучении таких дисциплин, как «экологическое состояние среды поселений и здоровье населения» (ПК-2), «экологическая безопасность региона и показатели здоровья населения» (ПК-2, ПК-3, ПК-4), «организация научных исследований в области экологических и биомедицинских технологий жизнеобеспечения и защиты человека» (ПК-1).
Библиографический список
1. БеляеваН.Н., Сычева Л.П., Шамарин А.А., КоваленкоМ.А., Гасимова З.М., Нейман-заде И.К., Чуприна О.В., Шереметьева С.М., Александровский С.Б., Александрова В.П. Оценка цитологического и цитогенетического статуса слизистых оболочек носа и рта у человека. Методические рекомендации. Утверждены председателем научного совета РАМН и МЗиСР России по экологии человека и гигиене окружающей среды академиком РАМН Рахманиным Ю.А. 27 апреля 2005 г. М.,2005. - 37 с.
2. БеляеваН.Н., Пономарева О.Ю., Александрова В.П., Олесинов А.А., Бударина О.В., Гасимова З.М. Использование неинвазивной оценки цитологического статуса слизистой оболочки носа и рта в социально-гигиеническом мониторинге // Гигиена и санитария. 2009, №6. С.74-78.
3. Маймулов В.Г., Ромашов П.Г., Чернякина Т.Г., ЯкубоваИ.Ш., СувороваА.В., БлиноваА.Г., ИвановаВ.Ф., Катаева Л.В. Выявление цитогенетических нарушений в эпителиоцитах слизистой оболочки полости рта у детей и подростков, проживающих в районах с различной степенью химического загрязнения окружающей среды // Гигиена и санитария. 2011. №5. С. 36-39.
4. Павлуцкая М.Н. Формирование общекультурных и общепрофессиональных компетенций бакалавров технических направлений подготовки при обучении физике//Роль преподавателя в современном вузе. Сборник статей международной научно-методической конференции. Выпуск 24. Т.1. Улан-Уде.2017. С.3-11.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 05.04.06 Экология и природопользование (уровень магистратуры) от 23.09.2015 № 1041:портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования : [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL:www.fgosvo.ru -Дата доступа: 24.02.2020.
References
1. Belyaeva N. N., SychevaL. P., Shamarin A. A., Kovalenko M. A., Gasimova Z. M., Neuman-zade I. K., Chuprina O. V., Sheremeteva S. M., Alexandrovsky S. B., Alexandrova V. P. Assessment of the cytological and cytogenetic status of the nasal and oral mucosa in humans. Methodical recommendation. Approved by the Chairman of the scientific Council of RAMS and MHSD of Russia on human ecology and environmental hygiene, academician RAMS Rakhmanin Yu. A. on April 27, 2005, Moscow, 2005. - 37 p.
2. Belyaeva N. N., Ponomareva O. Yu., Alexandrova V. P., Olesinov A. A., Budarina O. V., Gasimova Z. M. Using non-invasive assessment of the cytological status of the nasal and oral mucosa in social and hygienic monitoring. // Hygiene and sanitation. 2009, № 6. Pp. 74-78.
3. Maimulov V. G., Romashov P. G., Chernyakina T. G., Yakubova I. Sh., Suvorova A.V., Blinova A. G., Ivanova V. F., Kataeva L. V. Detection of cytogenetic disorders in epithelial cells of the oral mucosa in children and adolescents living in areas with different degrees of chemical pollution of the environment // Hygiene and sanitation. 2011. № 5. Pp. 36-39.
4. PavlutskayaM. N. Formation of general cultural and general professional competences of bachelors of technical areas of training when teaching physics // The role of the teacher in a modern University. Collection of articles of the international scientific and methodological conference. Issue 24. Vol. 1. Ulan-Ude. 2017. Pp. 3-11.
5. Federal state educational standard of higher education in the field of training 05.04.06 Ecology and nature management (master's level) from 23.09.2015 № 1041: portal of Federal state educational standards of higher education : [Electronic resource] // Access mode: URL: www. fgosvo.ru - Date of access: 24.02.2020.