13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)
УДК 378.147.34
UDC 378.147.34
ШАЛИМОВА О.Н.
старший преподаватель кафедры иностранных и русского языков, Россия, Орёл, Орловский Юридический институт Министерства Внутренних дел России им. В. В. Лукьянова E-mail:[email protected]
SHALIMOVA O.N.
Senior Teacher of the Department of Foreign and Russian Languages, Russia, Orel, Orel Law Institute of the Ministry of Interior of Russia named after V. V. Lukyanov E-mail: [email protected]
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ КУРСАНТОВ В ВЕДОМСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ РОССИИ
EFFICIEN OF PROFESSIONALLY-ORIENTED EDUCATION TECHNOLOGY AS A MEANS OF FORMING COMMON CULTURAL COMPETENCIES OF CADETS IN DEPARTMENTAL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF RUSSIA
В статье приводятся результаты исследования, посвященного эффективности использования профессионально-ориентированной технологии обучения иностранному языку как средства формирования общекультурных компетенций курсантов в ведомственных образовательных организациях России, исследуются изменения мотивации к изучению учебной дисциплины, динамика уровня сформированности общекультурных компетенций по ключевым оценочным критериям. Полученные результаты сопоставляются с результатами других исследований, посвященных указанной проблематике.
Ключевые слова: профессионально-ориентированная технология обучения, общекультурные компетенции, обучение иностранному языку, курсанты.
The article presents the results of a study that focuses on the use of professionally-oriented technology for teaching a foreign language as a means of forming common cultural competencies of cadets of the educational organization of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Ganges in motivation to study academic discipline, Dynamics of the level offormation of common cultural competencies by key assessment criteria are observed. The obtained results are compared with the results of other studies devoted to this issue.
Keywords: professionally-oriented teaching technology, common cultural competencies, teaching a foreign language, cadets.
Требования к результативности высшего образования сегодня формируются в рамках гуманизации как основной тенденции развития образовательной системы, которая обеспечивает достижение баланса между требованиями общества, государства и работодателей к подготовке квалифицированного специалиста по конкретному направлению с одной стороны, и ожиданий и потребностей каждой личности во всестороннем развитии, самосовершенствовании и самореализации своих способностей c другой. В таких условиях оптимальным подходом к организации работы высшей школы является компетентностный подход.
Требования федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования, установленных для курсантов образовательных организаций МВД России, предполагают формировании у обучающихся четырех основных групп компетенций: общекультурных, профессиональных, общепрофессиональных и профессионально-специализированных [1]. Общекультурные компетенции обеспечивают базис для развития прочих компетенций, а уровень их сформированности характеризует способности к учебной, научной и коммуникативной деятельности, отражает личностную и морально-нравственную основу будущей профессиональной деятельности курсанта вуза МВД России [4, с. 42-43].
Ключевой общекультурной компетенцией, на формирование которой изучение иностранного языка как учебной дисциплины в образовательной организации МВД оказывает максимальное влияние, является способность к профессиональной коммуникации и деловому общению на иностранном языке (ОК-11 согласно ФГОС ВО по направлению подготовки «Правоохранительная деятельность» [1]). Представляется, что конкретизация способности к коммуникации именно в
профессиональной сфере, в контексте профессиональных тем и проблематики, сделана законодателем не случайно. Указанное требование ФГОС ВО к формированию у выпускника образовательной организации МВД способности к профессиональной коммуникации предопределяет необходимость использования профессионально-ориентированной технологии обучения курсантов иностранному языку, когда данная дисциплина является средством формирования профессиональной направленности и профессионального развития будущего офицера полиции.
Профессионально-ориентированное обучение базируется на учете потребностей курсантов вуза МВД России в изучении иностранного языка в соответствии с требованиями осваиваемой специальности и будущей профессиональной деятельности. Для обеспечения указанных результатов целесообразно выстраивать образовательный процесс с включением в него специфичной профессиональной лексики, педагогических методов и средств, направленных на формирование навыков общения в ситуациях, потенциально способных возникнуть в будущей профессиональной деятельности, развитие навыков ведения деловой коммуникации в письменной форме на иностранном языке, ознакомление с зарубежной литературой о профессиональной деятельности [5, с. 5-7].
На основе анализа опыта работы кафедр Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова, основными формами формирования общекультурных компетенций у курсантов в рамках профессионально-ориентированной технологии обучения являются: лекционное занятие, семинарское занятие, практическое занятие, деловая игра, индивидуальная или групповая консультация преподавателя, коллоквиум, круглый стол, дискуссия, доклады, научные сообщения и их обсуждение. При проведении учебных
© Шалимова O.K © Shalimova О.№
Ученые записки Орловского государственного университета. №2 (87), 2020 r. Scientific notes of Orel State University. Vol. 2 - no. 87. 2020
занятий активно используются элементы как классических, так и интерактивных современных педагогических методов и средств.
Этап оценки и контроля эффективности образовательного процесса является важным при проектировании профессионально-ориентированной технологии обучения и оценке ее результативности при апробации в педагогической практике. Даже если в составе технологии присутствуют соответствующие требованиям ФГОС ВО цели и задачи обучения, оптимальные методы и средства их достижений, самые современные средства представления обучающей информации, управляемость и целенаправленность образовательного процесса достигается только обеспечением контроля над его результатами для получения обратной связи [6, с. 142-143].
Оценим эффективность применения профессионально-ориентированной технологии обучения иностранному языку на основании анализа относительного изменения результатов обучения при внедрении указанной технологии в педагогическую практику преподавания английского языка в Орловском юридическом институте им. В.В. Лукьянова.
Мотивация играет важную роль в образовательном процессе и оказывает влияние на достижение целей, поставленных профессионально-ориентированных образованием. Положительно можно оценить значимость внешних мотивов, связанных с учебной настойчивостью и стремлением к повышению академической успеваемости в общей структуре мотивации к изучению иностранного языка, которая отмечалась в среднем почти 70% участников исследования. Однако, в целом на констатирующем этапе эксперимента подавляющее большинству курсантов не была свойственна конструктивная мотивация к изучению предмета, они относились к нему как к необходимому для получения высшего образования, не имея интереса и внутренней мотивации к совершенствованию способностей к коммуникации на иностранном языке. Преобладание внешних межличностных мотивов у обучающихся формирует непродуктивную мотивацию к обучению и часто служит предикторами непродуктивных стратегий учебного поведения [2, с. 5-6]. Сопоставление результатов констатирующего этапа исследования с результатами, полученными Ю.В. Дулеповой в 2014 г., говорит о более снижении значимости внутренних мотивов у современных курсантов при общей схожести оценок внешних мотивов [3, с. 79].
Результатом опытно-экспериментальной работы стало изменение мотивации курсантов к изучению иностранного языка в сторону доминирования внутренних мотивов учебной деятельности (таблица 1). Так, общая частота выбора внутренних мотивов по окончанию педагогического эксперимента в контрольной группе осталась практически неизменной, в то время как в экспериментальной группе она увеличилась в 2,3 раза.
Если основными мотивами к изучению иностранного языка в контрольной группе остались необходимость изучать его как предмет образовательной программы (78,2%), желание получать стипендию (77,5%) и хорошие оценки (75,5%), то есть внешние мотивы, в экспериментальной группе ситуация значительно изменилась. Основными мотивами к изучению предмета у обучающихся экспериментальной группы стали желание развить способность к общению на иностранном языке (76,6%), интерес к процессу и результату изучения иностранного языка (72,9%), а также стремление к эффективной профессиональной деятельности в будущем (69,2%). При этом мотивы получения хороших оценок и стипендии сохранили свое высокое значение - на уровне 70% от общего числа курсантов экспериментальной группы.
Таблица 1.
Мотивация курсантов к изучению иностранного языка на констатирующем и контрольном этапах педагогического эксперимента
Мотивация Контрольная группа, % Экспериментальная группа, %
конст. этап контр. этап конст. этап контр. Этап
Внутренние мотивы
Стремление к эффективной профессиональной деятельности в будущем 23,5 22,5 23,4 69,2
Познавательный интерес к получению новых знаний 43,1 47,1 43,0 64,5
Интерес к процессу и результату изучения иностранного языка 30,4 30,4 27,1 72,9
Желание развить способность к общению на иностранном языке 27,5 31,4 29,0 76,6
Внешние мотивы
Желание иметь хорошие оценки в учебе 70,6 75,5 66,4 69,2
Стремление к повышению авторитета у товарищей и преподавателей 60,8 56,9 50,5 53,3
Необходимость изучать иностранный язык как предмет образовательной программы, чтобы не иметь задолженности по учебе 81,2 78,2 78,8 26,2
Стремление получать стипендию (повышенную стипендию) 76,5 77,5 66,4 75,7
Показательно, что наиболее значительное изменение было зафиксировано в экспериментальной группе по мотиву «Стремление к эффективной профессиональной деятельности в будущем». Если на констатирующем этапе эксперимента этот мотив определили как значимый при изучении иностранного языка всего 23,4% курсантов экспериментальной группы, то на контрольном этапе - уже 69,2% или в 2,96 раза больше. По нашему мнению, такие оценки являются результатом подробного разбора на учебных занятиях вопроса о том, зачем необходимо знание иностранного языка сотрудникам правоохранительных органов. Обсуждение происходило в формате дискуссии, курсанты приводили в качестве примеров, иллюстрирующих необходимость знания английского языка, работу сотрудников правоохранительных органов на крупных международных спортивных соревнованиях, работу с иностранными гражданами, демонстрировали заинтересованность в изучении зарубежного опыта правоохранительной деятельности.
Изменения в мотивации к изучению иностранного языка были очевидны во время проведения учебных занятий. Так, курсанты контрольной группы неохотно участвовали в диалогических форматах общения, предпочитая «пассивные» формы работы - чтение и перевод текста со словарем. Курсанты экспериментальной группы часто сами предлагали темы для обсуждения, например, желая узнать больше о работе полиции в США, Великобритании и других англоговорящих странах. Обучающиеся принимали активное участие в подборе ситуа-
13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)
ций, которые могли бы возникнуть в профессиональной деятельности сотрудника правоохранительных органов России и в которых могли бы понадобиться знания английского языка.
Одной из основных целей диагностики на контрольном этапе было определение изменения уровня сформированно-сти общекультурных компетенций курсантов контрольной и экспериментальной групп. Традиционные методы оценивания, применяемые в вузе МВД России в форме зачета и экзамена по иностранному языку, подтвердили успешность внедрения профессионально-ориентированной технологии обучения иностранному языку: средний оценочный балл за экзамен у курсантов контрольной группы был равен на этапе контрольной диагностики 3,8 балла, в то время как в экспериментальной группе средняя оценка за экзамен составила 4,1 балла (по традиционной пятибалльной шкале).
Динамика уровня сформированности общекультурной компетенции ОК-11 «Способность к профессиональной коммуникации и деловому общению на иностранном языке» также свидетельствует о положительных результатах использования в педагогической практике профессионально-ориентированной технологии обучения иностранному языку (рисунок 1).
Рис. 1. Динамика уровня сформированности ОК-11 у курсантов контрольной и экспериментальной групп.
Так, на контрольном этапе 40,2% курсантов экспериментальной группы характеризовались высоким уровнем сформированности данной общекультурной компетенции (в контрольной группе - только 12,7%). Низкий уровень был
зафиксирован всего у 11,8% курсантов экспериментальной группы, в контрольной группе - у 24,5% обучающихся. Опыт проведения практических занятий и экзамена показал, что курсанты экспериментальной группы лучше владеют специфичной профессиональной лексикой, могут поддержать диалог в стандартной и проблемно-ориентированной ситуации общения с иностранным гражданином, могут объяснить на английском языке причины выбора профессии. Кроме того, по результатам исследования было выявлено, что применение профессионально-ориентированной технологии обучения английскому языку положительно влияет на формирование таких компетенций как способность к решению задач профессиональной деятельности в рамках моральных и профессионально-этических норм (ОК-4), способность к командной работе, толерантному восприятию других взглядов и различий (ОК-5), способность к логическому мышлению и четкой аргументации в речи и дискуссии (ОК-7), способность к использованию разных информационных источников, ресурсов и технологий в работе с информацией (ОК-12). Позитивное влияние профессионально-ориентированного обучения иностранному языку на уровень сформированно-сти указанных общекультурных компетенций достигалось, в частности, благодаря расширению кругозора курсантов, их знаний о культурных и исторических особенностях населения других стран, широким использованием современных информационных и коммуникационных технологий при подготовке домашних заданий, проведении традиционных лекций и практических занятий.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что сегодня курсанты вузов МВД России имеют потребность не просто в изучении иностранного языка как обязательной дисциплины образовательной программы, но, в первую очередь, в профессионально-ориентированном изучении иностранного языка как инструмента личностного развития, расширения кругозора и средства повышения эффективности своей профессиональной деятельности в будущем. Несмотря на то, что данный подход к обучению английскому языку в непрофильных вузах зародился еще в середине ХХ века, методические, организационные и инструментальные аспекты его реализации на практике крайне изменчивы и требуют постоянного совершенствования в контексте достижений современной педагогики. Применение профессионально-ориентированной технологии обучения иностранному языку оказывает значительное влияние не только на способность курсантов к эффективному общению в профессионально-обусловленной ситуации, но и на ряд других общекультурных компетенций.
Библиографический список
1. Приказ Министерства образования и науки России № 1424 от 16.11.2016 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 40.05.02 Правоохранительная деятельность (уровень специалите-та)» [электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=222374&fld=134&dst=100011,0&r nd=0.48874494565800997#08971001824100309 (дата обращения: 15.09.2019 г.).
2. Гжицкий В.В. Внутренние и внешние мотивы учебной деятельности как факторы академической успешности старшеклассников: автореферат дисс. ...канд. псих. наук. М., 2016. 34 с.
3. Дулепова Ю.В. Формирование общекультурных компетенций будущих военных специалистов в вузе средствами модульного обучения: дисс. .канд. пед. наук. Орел, 2014. 169 с.
4. Михайлова Т.Н., Маланов И.А. К вопросу определения понятия «общекультурная компетентность курсанта вуза МВД России» // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. 2019. № 3 (25). С. 41-47.
5. Образцов П.И., Иванова О.Ю. Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку на неязыковых факультетах вузов: учебное пособие. Орел : ОГУ, 2005. 114 с.
6. ВиленскийМ.Я., ОбразцовП.И., УманА.И. Технология профессионально-ориентированного обучения в высшей школе: Учебное пособие. Издание второе / Под ред. В.А. Сластенина. М. : Педагогическое общество России, 2002. 192 с.
References
1. Order of the Ministry of Education and Science of Russia № 1424 16.11.2016 . "On the approval of the federal state educational standard of higher education in the specialty 40.05.02 Law enforcement activities (specialty level)"[electronic resource].URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?re q=doc&base=LAW&n=222374&fld=134&dst=100011,0&rnd=0.48874494565800997#08971001824100309 (Accessed: 15.09.2019).
2. Gzhitsky V.V. Internal and external motives of educational activity as factors of the academic success of high school students. M., 2016. 34 p.
3. Dulepova J.V. Formation of the rammon cultural competencies of future military specialists at a university by means of modular training. Orel, 2014. 169 p.
4. Mikhailova T.N., Malanov I.A. On the definition of the concept of «general cultural competence of the cadet of the university of the Ministry of
Ученые записки Орловского государственного университета. №2 (87), 2020 г Scientific notes of Orel State University. Vol. 2 - no. 87. 2020
Internal Affairs of Russia»// Scientific and pedagogical review. Pedagogical Review. 2019. No 3 (25). P. 41-47.
5. Obraztsov P.I., Ivanova O.J. Professionally-oriented teaching of a foreign language at non-linguistic faculties of universities: a training manual. Orel : OSU, 2005.114 p.
6. Vilensky M.J., Obraztsov P.I., Uman A.I. Technology of vocationally-oriented education in higher education: Textbook. Second Edition / Ed. V.A. Slenin. M. : Pedagogical Society of Russia, 2002. 192 p.