Научная статья на тему 'Профилактика профессиональной виктимности как составляющая высшего образования'

Профилактика профессиональной виктимности как составляющая высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
623
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИКТИМНОСТЬ / ЖЕРТВА / ВИКТИМОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / АНТИВИКТИМОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / VICTIMIZATION / THE VICTIM / VICTIMOLOGICAL PREVENTION MEASURES / PROFESSIONAL TRAINING / COMPETENCE APPROACH / COMPETENCY / COMPETENCE / ANTIVICTIMOLOGICAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иоголевич Н. И., Иоголевич В. А.

Рассматривается роль высшего образования в формировании антивиктимного поведения. Раскрываются возможности предупреждения криминальной виктимности как управляемого свойства личности средствами высшего образования, получаемого представителями социономических профессий (врачами, педагогами, менеджерами, социальными работниками и т.д.), изначально не относящихся к опасным. Аргументируется, что в ряде дисциплин основных образовательных программ высшего образования необходимо формулировать задачи, направленные на формирование антивиктимного поведения (выделение виктимологической компетенции в чистом виде небесспорно). Индивидуальная профессиональная антивиктимность с позиции компетентностного подхода представляется как антивиктимная компетентность субъекта профессиональной деятельности, а ее составляющие антивиктимные компетенции. Методологическую основу для этого дает теория интегральной индивидуальности B.C. Мерлина как большой саморегулируемой и самоактуализирую-щейся системы, состоящей из индивидуальных свойств и индивидуального характера связи между ними (иерархические уровни такой системы включают: 1) систему индивидуальных свойств организма, 2) систему индивидуальных психических свойств, 3) систему социально-психологических свойств). Выявление структуры антивиктимной профессиональной компетентности, ее компонентов и взаимосвязей с разноуровневыми свойствами интегральной индивидуальности позволит установить и более детально описать антивиктимные профессиональные компетенции, которые должны быть сформированы у будущего специалиста в процессе обучения в высшем учебном заведении. Результатом должно стать внесение изменений во ФГОСы в виде расширения содержания компетенций, формирующих, в частности, антивиктимное профессиональное поведение будущего выпускника. Формирование данных компетенций одновременно является и профилактикой профессиональной виктимности, включенной в образовательный процесс реализации ФГОС нового поколения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иоголевич Н. И., Иоголевич В. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prevention of professional victimhood as a component of higher education

The role of higher education in formation of anti-victim behavior is examined. The possibilities of preventing criminal victimhood by means of higher education got by the representatives of social and economic professions that aren't initially considered dangerous (doctors, teachers, managers, social workers, etc.) are revealed. It's argued that it's necessary to formulate the tasks aimed at formation of anti-victim behavior in some disciplines of the basic educational programs of higher education. Distinguishing victimological competence in its purest form is arguable. From the position of competencybased approach the individual professional anti-victimhood is presented as anti-victim competency of the subject of professional activity, and its components are anti-victim competences. The methodological basis for this is the theory of integral individuality by V.S. Merlin as a large self-regulating and self-actualizing system consisting of individual properties and individual nature of the relationship between them. Hierarchical levels of such system include: 1) a system of individual characteristics of the organism, 2) a system of individual mental characteristics, 3) a system of social and psychological characteristics. Identifying the structure of anti-victim professional competency, its components and interrelations with multilevel characteristics of the integral individuality allows to establish and describe in more detail the antivictim professional competences of future specialists that should be formed at higher education institution. Making changes to federal state educational standards, extending the content of competences that form, in particular, anti-victim professional behavior of future graduates should be the result. Formation of these competences is simultaneously prevention of professional victimhood included in the educational process of implementing new generation educational standards.

Текст научной работы на тему «Профилактика профессиональной виктимности как составляющая высшего образования»

ИОГОЛЕВИЧ Н.И., доктор психологических наук, профессор, [email protected] Кафедра гуманитарных и социальных наук; Тюменский государственный архитектурно-строительный университет, 625001, г. Тюмень, ул. Луначарского, 2

ИОГОЛЕВИЧ В.А., кандидат технических наук, доцент, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, [email protected] Тюменский институт повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации, 625049, г. Тюмень, ул. Амурская, 75

lOGOLEVICH N.I.,

Doctor of Psychological Sciences,

professor,

[email protected]

Chair of humanities and social sciences; Tyumen State Architectural University, Lunacharskogo St. 2, Tyumen, 625001, Russian Federation

lOGOLEVICH V.A.,

Candidate of Technical Sciences,

associate professor,

honoured worker of higher education

of the Russian Federation,

[email protected]

Tyumen Advanced Training Institute

of the Ministry of the Interior

of the Russian Federation,

Amurskaya St. 75, Tyumen, 625049,

Russian Federation

ПРОФИЛАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ВИКТИМНОСТИ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Реферат. Рассматривается роль высшего образования в формировании антивиктимного поведения. Раскрываются возможности предупреждения криминальной виктимности как управляемого свойства личности средствами высшего образования, получаемого представителями социономичес-ких профессий (врачами, педагогами, менеджерами, социальными работниками и т.д.), изначально не относящихся к опасным. Аргументируется, что в ряде дисциплин основных образовательных программ высшего образования необходимо формулировать задачи, направленные на формирование антивиктимного поведения (выделение виктимологической компетенции в чистом виде небесспорно). Индивидуальная профессиональная антивиктимность с позиции компетентностного подхода представляется как антивиктимная компетентность субъекта профессиональной деятельности, а ее составляющие — антивиктимные компетенции. Методологическую основу для этого дает теория интегральной индивидуальности B.C. Мерлина как большой саморегулируемой и самоактуализирующейся системы, состоящей из индивидуальных свойств и индивидуального характера связи между ними (иерархические уровни такой системы включают: 1) систему индивидуальных свойств организма, 2) систему индивидуальных психических свойств, 3) систему социально-психологических свойств). Выявление структуры антивиктимной профессиональной компетентности, ее компонентов и взаимосвязей с разноуровневыми свойствами интегральной индивидуальности позволит установить и более детально описать антивиктимные профессиональные компетенции, которые должны быть сформированы у будущего специалиста в процессе обучения в высшем учебном заведении. Результатом должно стать внесение изменений во ФГОСы в виде расширения содержания компетенций, формирующих, в частности, антивиктимное профессиональное поведение будущего выпускника. Формирование данных компетенций одновременно является и профилактикой профессиональной виктимности, включенной в образовательный процесс реализации ФГОС нового поколения.

Ключевые слова: виктимность, жертва, виктимологическая профилактика, профессиональная подготовка, компетентностью подход, компетенция, компетентность, антивиктимоло-гическая компетенция.

PREVENTION OF PROFESSIONAL VICTIMHOOD AS A COMPONENT OF HIGHER EDUCATION

Abstract. The role of higher education in formation of anti-victim behavior is examined. The possibilities of preventing criminal victimhood by means of higher education got by the representatives of social and economic professions that aren't initially considered dangerous (doctors, teachers, managers, social workers, etc.) are revealed. It's argued that it's necessary to formulate the tasks aimed at formation of anti-victim behavior in some disciplines of the basic educational programs of higher education.

© 2015 LS&LP. Open Access. This article is distributed under the terms of the Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 Internationa! License (http://creativecommons.Org/licenses/by-nc/4.0/legalcode).

Distinguishing victimological competence in its purest form is arguable. From the position of competency-based approach the individual professional anti-victimhood is presented as anti-victim competency of the subject of professional activity, and its components are anti-victim competences. The methodological basis for this is the theory of integral individuality by V.S. Merlin as a large self-regulating and self-actualizing system consisting of individual properties and individual nature of the relationship between them. Hierarchical levels of such system include: 1) a system of individual characteristics of the organism, 2) a system of individual mental characteristics, 3) a system of social and psychological characteristics. Identifying the structure of anti-victim professional competency, its components and interrelations with multilevel characteristics of the integral individuality allows to establish and describe in more detail the anti-victim professional competences of future specialists that should be formed at higher education institution. Making changes to federal state educational standards, extending the content of competences that form, in particular, anti-victim professional behavior of future graduates should be the result. Formation of these competences is simultaneously prevention of professional victimhood included in the educational process of implementing new generation educational standards.

Keywords: victimization, the victim, victimological prevention measures, professional training, competence approach, competency, competence, antivictimological competence.

Виктимность как важнейшея категория криминальной виктимологии на сегодняшний день не нашла однозначного определения в научной литературе. Ряд ученых (Рыбальская В.Я., 1976; Войтенко С.Г., 2000; Будякова Т.П., 2005; Клачкова О.В., 2008; Хо-личева О.В., 2009; Малкина-Пых И.Г., 2010; Полубинский В.И., 2010; Фоминых Е.С., 2013, 2014 и др.) сходится во мнении, что виктимность есть некий комплекс свойств личности, определяющих вероятностную подверженность человека противоправным посягательствам. В.И. Полубинский сделал вывод о том, что, исходя из такого понимания криминальной виктимности, можно управлять ею, поскольку несомненна возможность управлять (формировать, изменять, корректировать) рядом свойств личности. Это позволяет выработать новые подходы, формы и методы виктимологи-ческой профилактики [1].

образование, являясь согласно Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»* единым целенаправленным процессом воспитания и обучения, направлено на развитие и формирование определенных свойств личности. Следовательно, процесс образования может обеспечить воздействие на виктимность как совокупность свойств личности с целью ее (виктимности) минимизации. Этот тезис не является оригинальным и сегодня реализуется особенно в системе дошкольного и общего образования, в школьных и вузовских курсах безопасности жизнедеятельности (Сафиуллин Н.Х., Данилевская М.В.,

* Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. N 53. Ст. 7598.

Куликов Н.И., 1995; Захарьева И.А., 2000; Руденский Е.В., 2001; Андронникова О.О., 2005; Кадырова Н.Н., 2005; Долговых М.П., 2009; Крошкина В.В., 2009; Гамова Е.М., 2010; Гусева О.Н., 2011; Дмитриева И.А., Кибальчен-ко И.А., 2012; Михайленко Д.А., 2015 и др.). Однако в отношении профилактики профессиональной виктимности на стадии получения будущими субъектами деятельности среднего или высшего (профессионального) образования внимание исследователей, как правило, ограничивается профессиями повышенного риска (сотрудники органов внутренних дел, офицеры вооруженных сил, внутренних войск и др.).

Рубеж ХХ и XXI вв. ознаменовался трансформацией индустриального общества в постиндустриальное, характерной чертой которого является доминирование сервисной экономики. Ее основная особенность заключается в оказании услуг, что предполагает непосредственное взаимодействие между тем, кто оказывает услугу (работник как продавец своих товаров и услуг), и тем, кто ее получает (клиент, потребитель).

Со второй половины ХХ столетия в развитых странах занятость людей в сфере обслуживания и образования последовательно возрастает и сокращается в сфере материального производства. «Сегодня в развитых странах до 80 % валового национального продукта создается в сфере услуг, где работает четыре пятых всего активного населения. В России в сервисе занято почти 60 % населения и создается 55 % ВНП»**.

** Цифровые данные приведены по: Шекш-ня С.В. Управление персоналом современной организации. М.: Бизнес-школа; Интел — синтез, 2002. С. 12-40.

Появились новые сферы деятельности, такие как маркетинг, реклама, управление персоналом, принципиально по-новому формирующие взаимодействие людей в сферах производства и предложения товаров и услуг. Все это привело к увеличению числа социономических профессий (т.е., по Е.А. Климову, относящихся к типу «человек - человек») и людей, в них занятых. Можно отметить наиболее массовые группы социономических профессий, такие как врач, педагог, менеджер, социальный работник, продавец и т.д. [2].

В типологии жертв преступлений Д. Ривман выделяет профессиональный (профессионально-виктимный тип), который обусловливает непосредственное осуществление профессиональной деятельности. Данный тип соотносится с классификацией потерпевших по их ролевому статусу. Раскрывая суть этой классификации, автор отмечает, что в силу специфики своей работы специалисты опасных профессий чаще, чем другие, оказываются потерпевшими от преступления [3]. Действительно, изучению виктимности и ее профилактике у представителей опасных видов профессий посвящено достаточно много работ (Папкин И.А., 2004; Королев В.В., 2005; Кулакова А.А., 2008; Кузнецов Д.Ю., 2010; Клименченко А.П., 2011; Гарманов В.М., 2014; Кадырова Н.Н., 2014 и др.).

Однако сегодня жертвами преступлений становятся представители социономических (помогающих) профессий, изначально не относящихся к опасным: врачи, учителя, чиновники, предприниматели и т.д. Так, в СМИ периодически сообщается о том, что в очередной раз врачи стали жертвами преступлений вследствие осуществления ими профессиональной деятельности. Среди последних громких дел (сентябрь-декабрь 2015 г.) можно назвать: расстрел сотрудников бригады станции «Скорой помощи» в Симферополе*; расстрел на рабочем месте пластического хирурга в Санкт-Петербурге**; расстрел травматоло-

* URL: http://www.aif.ru/society/healthcare/ ohota_na_vrachey_kto_vinovat_v_tom_chto_ pacienty_ rasstrelivayut_medikov (дата обращения: 14 дек. 2015 г.).

** URL: http://ren.tv/novosti/2015-09-08/mu-zhchina-rasstrelyal-plasticheskogo-hirurga-v-pe-terburge-iz-za-slomannoy-karery (дата обращения: 14 дек. 2015 г.).

га-ортопеда в Набережных Челнах***. В ряде этих случаев прослеживается виктимологи-ческая обусловленность [4] совершенных насильственных преступлений.

что касается учителей, то об эскалации насилия в школах говорят уже давно. Например, по оценкам экспертов, за 20052007 гг. количество нападений учащихся на педагогов выросло по всей стране на 50 %****. За прошедшее время ситуация мало изменилась, о чем свидетельствуют инциденты между учителями и учащимися, о которых сообщает пресса*****.

Все вышесказанное свидетельствует о том, что объектом виктимологической профилактики преступлений (в узком смысле) должны стать не только представители профессий, традиционно связанных с риском, но и представители профессий социономических. Мы полагаем, что такая профилактика должна начинаться еще в вузе, когда в результате освоения основной образовательной программы (согласно соответствующему федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования - ФГОС) у выпускника должны быть сформированы общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции. Как показал проведенный нами анализ литературных источников, работ по данной проблеме практически нет. Можно отметить публикацию о.Н. громовой, в которой обосновывается актуальность виктимологических знаний в профессиональной подготовке студентов экономических специальностей. Автор отмечает, что формирование виктимологической компетентности «позволит осуществлять специалисту экономического профиля вик-тимологическую деятельность по защите и профилактике профессиональной сферы от экономических преступлений» [5, с. 95].

*** URL: http://world.fedpress.ru/news/russia_ and_cis/1449823888-v-naberezhnykh-chelnakh-pensioner-rasstrelyal-ortopeda-iz-ruzhya-trosti (дата обращения: 14 дек. 2015 г.).

**** URL: http://www.newsru.com/russia/18may 2007/school.html (дата обращения: 14 дек. 2015 г.).

***** URL:http://www.rosbalt.ru/piter/2015/04/14/ 1388654.html; URL: http: // www.rosbalt.ru/feder-al/2012/02/28/951183.html; URL: http://21region. org/21region/77320-v-chuvashii-devyatiklassnik-slomal-nos-uchitelyu-istorii-iz-za-zamechaniya. html (дата обращения: 14 дек. 2015 г.).

Однако в дальнейших работах ученый развивает мысль о формировании правовой компетентности студентов гуманитарных специальностей.

О необходимости обучения основам виктимологии и виктимологической профилактики в курсе «Основы предпринимательства» говорит в своих работах A.C. Милевич. Проведенное им исследование показало, что начинающие бизнесмены «в первый год на пути от бизнес-идеи до воплощения практически столкнулись со всеми факторами виктимизации. Среди них молодые предприниматели назвали следующие: административные барьеры (волокита и взяточничество чиновников), поборы проверяющих инстанций, кабальные условия аренды даже муниципального имущества, недостаток финансовых средств на защиту информации или «крышу», неумение предвидеть предпринимательские риски и незнание, как предупредить их, неумение решать проблемы с налоговой инспекцией, необходимость «откатов», нечестность конкурентов, поставщиков и потребителей, особенно в среднем бизнесе» [6, с. 262]. Предотвратить и противостоять этим негативным явлениям, по мнению автора, может научить студентов в рамках учебного процесса курс по выбору или спецкурс «Виктимиза-ция предпринимательства» [6, с. 262].

Сегодня подготовка профессиональных кадров в высшем учебном заведении осуществляется на основе Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования нового поколения (ФГОС 3, ФГОС 3+), в которых результаты подготовки обучающегося описаны с позиции компетентностного подхода. Ключевой дефиницией данного подхода выступает компетенция, определяемая Европейской системой стандартов следующим образом: «компетенция представляет собой интегрированное понятие и выражает способность человека самостоятельно применять в определенном контексте различные элементы знаний и умений. Особую важность имеет уровень самостоятельности, поскольку именно он позволяет разграничивать различные уровни компетенции»*. В TUNING-проек-

* Европейская система квалификаций. URL: http://dmee.ru/docs/100/index-30030.html (дата обращения: 14 дек. 2015 г.).

те понятие компетенции включает знание и понимание (теоретическое знание академической области, способность знать и понимать), знание как действовать (практическое и оперативное применение знаний к конкретным ситуациям), знание как быть (ценности как неотъемлемая часть способа восприятия и жизни с другими в социальном контексте)**.

В результате освоения основных образовательных программ высшего образования (уровни бакалавриата и магистратуры, все направления подготовки) у обучающегося должны быть сформированы общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции.

Общекультурные компетенции являются базовыми и подразумевают способность выпускника любой специальности на основе сформированной мировоззренческой позиции, моральных и нравственных качеств, коммуникативной и правовой культуры адекватно понимать и, используя соответствующие культурные образцы общения и взаимодействия, находить и ре-ализовывать решения любых ситуаций, в том числе и тех, что находятся вне профессиональной сферы. В то же время эти компетенции являются фундаментом для формирования общепрофессиональных и профессиональных компетенций и неразрывно связаны с ними.

Общепрофессиональные и профессиональные компетенции связаны с решением типичных производственных задач и ситуаций в соответствии со стандартами их выполнения, принятыми в конкретной отрасли и/или организации. Как справедливо указывает О.В. Баринова, профессиональные компетенции характеризуют «готовность (способность) работника на основе сознательно усвоенных знаний, умений, приобретенного опыта, всех своих внутренних ресурсов самостоятельно анализировать и практически решать значимые профессиональные проблемы, ключевые и типичные производственные задачи (проблемные ситуации)» [7].

** См.: Проектирование государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования нового поколения: метод. рек. для руководителей УМО вузов Российской Федерации. Проект. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. 100 с.

Исходя из вышесказанного следует, что компетентностный подход в терминах современных ФГОС предполагает формулирование в целом ряде дисциплин задач, направленных на формирование антивик-тимного поведения. При этом мы считаем спорным выделение в чистом виде викти-мологической компетенции. Возможно, что формирование будущего индивидуального антивиктимного профессионального поведения обусловлено рядом курсов, нацеленных на выработку разных видов компетенций: общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных, в которых латентно заложена и профилактика профессиональной виктимности.

При любом подходе важно выявить элементы профессиональной антивиктим-ности. На наш взгляд, индивидуальную профессиональную антивиктимность с позиции компетентностного подхода можно обозначить как антивиктимную компетентность субъекта профессиональной деятельности, а ее составляющие - анти-виктимными компетенциями. Оставляя за рамками данной статьи обсуждение проблемы соотношения понятий «компетентность» и «компетенции», укажем, что нам близка точка зрения И.А. Зимней, которая считает, что «...компетентность не есть компетенции, она есть - их интегративное воплощение. Компетентности суть личнос-тно и интеллектуально обусловленные, мотивированные проявления компетенций субъекта образовательного процесса в деятельности и поведении. Компетентности суть сложные, разнородные, разноплановые собственно личностные образования, формирующиеся на базе и фундаменте компетенций» [8].

Исходя из понимания компетентности как характеристики субъекта профессиональной деятельности, благодаря которой он соорганизует свои и прочие ресурсы по преобразованию ситуаций для достижения поставленных целей, необходимо выявить индивидуальные особенности личности,

определяющие ее виктимность и влияющие на виктимизацию, связанные с выполнением профессиональной деятельности.

Мы полагаем, что методологической основой такого познания может стать подход с позиции теории интегральной индивидуальности B.C. Мерлина, который, опираясь на положения общей теории систем, первым стал широко использовать понятие «интегральная индивидуальность» [9]. Интегральная индивидуальность (ИИ) рассматривается им как большая саморегулируемая и самоактуализирующаяся система, состоящая из индивидуальных свойств и индивидуального характера связи между ними. Ученый выделяет следующие иерархические уровни большой системы ИИ: 1) система индивидуальных свойств организма, 2) система индивидуальных психических свойств, 3) система социально-психологических свойств. Как видим, данный подход согласуется с представлением компетентности как интегративного образования. Поэтому, выявив структуру антивик-тимной профессиональной компетентности, ее компонентов и взаимосвязей с разноуровневыми свойствами интегральной индивидуальности, мы сможем установить и более детально описать антивиктимные профессиональные компетенции, которые должны быть сформированы у будущего специалиста в процессе обучения в высшем учебном заведении.

Определив суть и содержание данных компетенций, окончательным результатом проделанной работы будет внесение изменений во ФГОСы, а именно расширение содержания компетенций, которые формируют, наряду с прочими, и антивик-тимное профессиональное поведение будущего выпускника вуза.

Подчеркнем, что формирование данных компетенций у обучающихся можно рассматривать и как профилактику профессиональной виктимности, включенную в образовательный процесс реализации ФГОС нового поколения.

Список литературы

1. Полубинский В.И. Фундаментальные и прикладные начала криминальной виктимологии: монография. М.: ВНИИ МВД России, 2010. 227 с.

2. Толочек В.А. Профессиональное становление субъекта в социономических профессиях: специфика феномена ли новые грани психологии? // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология. 2009. N 1. С. 116-124.

3. Ривман Д.В. Криминальная виктимология. СПб.: Питер, 2002. 304 с.

4. Юзиханова Э.Г., Нифонтов В.А. Виктимологическая обусловленность насильственной преступности // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2013. N 4 (26). С. 43-48.

5. Громова О.Н. Актуальность развития профессиональной подготовки специалиста экономического профиля в условиях глобализации // Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. 2014. N 11-12. С. 93-96.

6. Милевич А.С. Изучение курса по выбору «Виктимологическая профилактика в малом бизнесе» - требование современности // Знание. Понимание. Умение. 2011. N 3. С. 258-263.

7. Баринова О.В. Формирование ключевых компетенций (общекультурные и профессиональные) // Novalnfo. 2014. N 19. URL: http://novainfo.ru/archive /19/formirovanie-klyuchevyh-kompetenciy (дата обращения: 15 дек. 2015 г.).

8. Зимняя И.А. Компетенция и компетентность в контексте компетентностного подхода в образовании. URL: http://www.rusreadorg.ru/ckeditor_assets/attachments/63/i_a_zymnaya_competency_and_competence. pdf (дата обращения: 15 дек. 2015 г.).

9. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986. 256 с.

References

1. Polubinskiy V.I. Fundamental'nye i prikladnye nachala kriminal'noy viktimologii [Fundamental and applied early criminal victimology]. Moscow, 2010. 227 p.

2. Tolochek V.A. Professional'noe stanovlenie sub"ekta v sotsionomicheskikh professiyakh: spetsifika fenomena li novye grani psikhologii? [Professional formation of the subject in sotsionomicheskie professions: peculiarities of the phenomenon the new faces of psychology?]. Vestnik Samarskoy gumanitarnoy akademii. Seriya: Psikhologiya - Herald of Samara humanitarian Academy. Series: Psychology. 2009, no. 1, pp. 116-124.

3. Rivman D.V. Kriminal'naya viktimologiya [Criminal victimology]. St. Petersburg, Peter Publ., 2002. 304 p.

4. Yuzikhanova E.G., Nifontov V.A. Viktimologicheskaya obuslovlennost' nasil'stvennoy prestupnosti [Conditionality Victim of violent crime]. Yuridicheskaya nauka i pravookhranitel'naya praktika - Legal science and law enforcement practice, 2013, no. 4 (26), pp. 43-48.

5. Gromova O.N. Aktual'nost' razvitiya professional'noy podgotovki spetsialista ekonomicheskogo profilya v usloviyakh globalizatsii [The importance of developing vocational training specialists of economic profile in the context of globalization] Austrian Journal of Humanities and Social Sciences, 2014, no. 11-12, pp. 93-96.

6. Milevich A.S. Izuchenie kursa po vyboru «Viktimologicheskaya profilaktika v malom biznese» - trebovanie sovremennosti [The Study of course on choice "Victimological prophylactic in small business" - a requirement of our]. Znanie. Ponimanie. Umenie Knowledge - Understanding. Skill, 2011, no. 3, pp. 258-263.

7. Barinova O.V. Formirovanie klyuchevykh kompetentsiy (obshchekul'turnye i professional'nye) [Formation of key competencies (generic and professional)]. Novalnfo, 2014, no. 19. Available at: http://novainfo.ru/archive/19/ formirovanie-klyuchevyh-kompetenciy (Accessed 15 December 2015).

8. Zimnyaya I.A. Kompetentsiya i kompetentnost' v kontekste kompetentnostnogo podkhoda v obrazovanii [Competence and expertise in the context of the competence approach in education]. Available at: http://www. rusreadorg.ru/ckeditor_assets/attachments/63/i_a_zymnaya_competency_and_competence.pdf (Accessed 15 December 2015).

9. Merlin V.S. Ocherk integral'nogo issledovaniya individual'nosti [Essay integral research of individuality]. Moscow, Pedagogika Publ., 1986. 256 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.