Научная статья на тему 'Формирование общекультурной и профессиональной компетенций у бакалавров неязыковых факультетов вуза'

Формирование общекультурной и профессиональной компетенций у бакалавров неязыковых факультетов вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
155
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗНАНИЯ / КУЛЬТУРА / КОММУНИКАЦИЯ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / НАВЫК / KNOWLEDGE / CULTURE / COMMUNICATION / FOREIGN LANGUAGE / SKILL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Евсеева Наталья Игоревна, Правдюк Валентина Николаевна

Рассматривается необходимость развития профессиональных коммуникативных навыков, культурологических знаний по средствам формирования общекультурной и профессиональной компетенций для достижения высокого качества языковой подготовки бакалавров, обучающихся на неязыковых факультетах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Евсеева Наталья Игоревна, Правдюк Валентина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF CULTURAL AND PROFESSIONAL COMPETENCES OF BACHELORS OF THE NON-LANGUAGE FACULTIES

The article deals with the necessity of shaping the vocational communication skills and deepening understanding of cultural knowledge of bachelors studying at the nonlanguage faculties while foreign language training to reach a higher quality of education that is impossible without the development of cultural and professional competences.

Текст научной работы на тему «Формирование общекультурной и профессиональной компетенций у бакалавров неязыковых факультетов вуза»

Dmitriev Nikolay Anatolievich, nik_dmitriev@mail.ru, Russia, Tula, Tula State University,

Konstantinova Ludmila Anatol'evna, Dr. of ped. science, professor, consta@,uic.tula.ru, Russia, Tula, Tula State University.

УДК 378

ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕКУЛЬТУРНОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИЙ У БАКАЛАВРОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ФАКУЛЬТЕТОВ ВУЗА

Н.И. Евсеева, В.Н. Правдюк

Рассматривается необходимость развития профессиональных коммуникативных навыков, культурологических знаний по средствам формирования общекультурной и профессиональной компетенций для достижения высокого качества языковой подготовки бакалавров, обучающихся на неязыковых факультетах.

Ключевые слова: знания, культура, коммуникация, иностранный язык, навык.

Место и функции учебного предмета «Иностранный язык» определяются его образовательными целями. Обучение дисциплине «Иностранный язык» проводится в соответствии с целями, сформулированными в ФГОС ВПО. В процессе обучения формируются соответствующие общекультурные и профессиональные компетенции у будущих бакалавров неязыковых факультетов. При этом обучение иностранному языку этих студентов рассматривается как составная часть вузовской образовательной программы подготовки

высококвалифицированных кадров по различным направлениям подготовки. Владение иностранным языком как средством межкультурной коммуникации способствует развитию профессиональных интересов у будущих бакалавров, повышает их конкурентную способность на рынке труда.

Следует отметить, что не всегда объем преподавания соответствует результату обучения. Поэтому в настоящее время большое место в преподавании иностранного языка занимают инновационные технологии. Студенты в ходе обучения иностранному языку, так же как и при изучении других дисциплин, осваивают компьютерные технологии. Это, как показывает опыт кафедры иностранных языков Орловского государственного университета, позволяет будущим выпускникам неязыковых факультетов реализовать свои возможности в дальнейшей профессиональной деятельности. Например, своевременное ознакомление с новыми технологиями производства; установление контактов с

зарубежными фирмами и предприятиями; использования в ситуациях делового партнерства; в совместной производственной и научной работе.

В целом деятельность по изучению иностранного языка направлена

на:

овладение опытом самореализации, индивидуального и коллективного действия, на основе которого осуществляется личностное, социальное и профессиональное самоопределение бакалавров;

формирование познавательной мотивации, определяющей установку на продолжение образования;

приобретение предметных знаний по иностранному языку, способов интеллектуальной и практической деятельности, то есть компетенций.

Компетентностный подход является важнейшим элементом, который не только ориентирован на оснащение бакалавра знаниями, умениями и навыками, но и готовит выпускника к успешному функционированию в реальной жизни в обществе при решении практических задач. Так наряду с общей грамотностью и предметными знаниями, проявляются такие качества выпускника, как, например, способность разрабатывать и проверять гипотезы, умение работать в проектном режиме, инициативность в принятии решений и т.п. [2]. Все это существенно обогащает содержание дисциплины «иностранный язык» и способствует повышению качества эффективности языковой подготовки бакалавров и востребованности такого рода кадров на рынке труда.

Концепция обучения иностранному языку бакалавров неязыковых факультетов ориентирует их на формирование общекультурной и профессиональной компетенций в процессе обучения. Обязательный минимум обеспечивает преемственность дисциплины «Иностранный язык», предоставляет возможность успешно продолжить обучение на последующих ступенях образования. Таким образом, «компетентность» -понятие более широкое, чем обученность, и содержание компетенции следует рассматривать в контексте функциональных обязанностей и задач, характеризующих профессиональную деятельность [5].

Под общекультурной компетенцией будущих бакалавров художественно-графического, философского и других факультетов понимается не только способность правильно строить предложения, но и знание того, при каких условиях общения его можно употребить. Знание системы языка, даже при условии сформированности определенных языковых навыков и умений, не приводит к владению языком как средством общения [6].

Формирование общекультурной компетенции на занятиях иностранного языка возможно только в процессе речевой практики, которую, по нашему мнению, следует организовывать в соответствии с требованиями направления подготовки бакалавров, представленных в ФГОС ВПО.

Успешность организации учебного процесса при обучении иностранному языку, его эффективность зависят от целого ряда факторов и определяются степенью соответствия полученных результатов предварительно намеченным целям - идеальному представлению о том, какие коммуникативные умения должны быть сформированы и какими языковыми навыками должны овладеть обучаемые [1]. Особую роль в нашей практике занимают интерактивные формы обучения.

Четкость и конкретность конечных целей обучения, соответствие их реальным коммуникативным потребностям обучающихся, социальному заказу общества являются важнейшими условиями рационального обучения иностранному языку студентов неязыковых факультетов вуза. Однако отсутствие четких представлений о конечных целях обучения, ориентированность учебного процесса на обучение языку «вообще» создает причины, предопределяющие сравнительно скромные результаты в изучении иностранного языка.

Формирование общекультурной компетенции необходимо в связи с расширением международного сотрудничества, межкультурного обмена, выдвижением принципов деловых взаимодействий. Особую актуальность приобретает проблема мирового уровня общения, а также формирование нового коммуникативного сознания в целях достижения эффективного взаимодействия.

Также очевидно, что коммуникация - это не передача информации от адресата к адресату. Общение протекает успешнее, если коммуниканты владеют знаниями и представлениями, которые являются достоянием всех членов лингвокультурного сообщества. Именно этим и объясняется тот факт, что межкультурная коммуникация становится предметом интереса многих специалистов.

Иностранный язык, являясь по своей природе одной из наиболее интегрированных учебных дисциплин, мотивирует диалог между культурами разных стран. По мнению И.И. Халеевой [4], овладеть суммой знаний о картине мира - значит выйти на уровень языковой личности. Язык и культура неразрывно связаны между собой, а ведущим компонентом этой связи является культура. Поэтому приобщение студентов к культуре изучения иностранного языка способствует формированию познавательной профессиональной мотивации. Следовательно, преподавание иностранного языка предполагает формирование языковой личности, владеющей языком и культурой на коммуникативном и профессиональном уровне, что обусловлено целями обучения иностранному языку студентов неязыковых факультетов.

Таким образом, в реалиях современного общества невозможно говорить об эффективном обучении иностранному языку без формирования общекультурной и профессиональной компетенций как основы обучения. Только при условии сформированности этих

компетенций цель обучения будущих бакалавров иностранному языку на неязыковом факультете вуза, способного самостоятельно без помощи переводчика быстро и компетентно решать профессиональные проблемы, получать и качественно синтезировать информацию, полученную из различных источников, то есть осознающего и понимающего целесообразность изучения иностранного языка как средства межкультурной коммуникации, будет достигнута.

Список литературы

1. Евсеева Н.И., Правдюк В.Н. Развитие самостоятельной деятельности будущих специалистов при выполнении учебного задания по иностранному языку // Ученые записки ОГУ Т.1: Науч. тр. НИЦПиП. Вып. 1 (4) / под ред. П.И. Образцова и др. Орел: Изд-во ОГУ; ООО «Полиграф». фирма «Картуш», 2006. С. 89-93.

2. Каспаржак А.Г., Логинова О.Б., Поливанова К.Н. Стандарт образования: история разработки и итоги // Вопросы образования. 2004. №3. С. 24-43.

3. Малькова Е.Ф. Формирование межкультурной компетенции в процессе работы над текстами для чтения: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2000. 21 с.

4. Халеева И.И. Лингвистическое образование в России накануне европейского года языков) // Год планеты. М., 1999.

5. Шестак Н.И. Технология обучения в системе непрерывного профессионального образования // Высшее образование в России. 2006. №12.

6. Scrivener J. Learning teaching // A guidebook for English Language Teachers. Oxford, 1994. 218 c.

Евсеева Наталья Игоревна, ст. преподаватель, kafedraPOb@,mail.ru, Россия, Орел, Орловский государственный университет,

Правдюк Валентина Николаевна, д-р пед. наук, проф., m.suganova@mail.ru, Россия, Орел, Орловский государственный университет.

THE DEVELOPMENT OF CULTURAL AND PROFESSIONAL COMPETENCES OF BACHELORS OF THE NON-LANGUAGE FACULTIES

N.I. Evseyeva, V.N. Pravdyuk

The article deals with the necessity of shaping the vocational communication skills and deepening understanding of cultural knowledge of bachelors studying at the non-language faculties while foreign language training to reach a higher quality of education that is impossible without the development of cultural and professional competences.

Key words: knowledge, culture, communication, foreign language, skill.

Evseyeva Natalaya Igorevna, Senior Lecturer, kafedraPOb@,mail.ru, Russia, Orel, Orel State University,

Pravdyuk Valentina Nikolaevna, Dr. of ped. science, professor, m.suganova@mail.ru, Russia, Orel, Orel State University.

УДК 796/799

АНАЛИЗ НАУЧНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МОРФОЛОГИЧЕСКИХ, ДВИГАТЕЛЬНЫХ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ КЛАССИФИКАЦИЯХ

В.Н. Егоров, Ю.Л. Веневцева, Е.Д. Грязева

Рассмотрены основные подходы к разработке классификационных схем и определению типологических особенностей человека. Проведен анализ научных представлений о классификациях физического развития, двигательной подготовленности и функционального состояния.

Ключевые слова: классификация, физическое развитие, двигательная подготовленность, функциональное состояние.

Традиционно научные представления о морфологических, двигательных и функциональных классификациях строятся на основе многочисленных прагматических и содержательных критериев с использованием различных методов, принципов и подходов.

Физическое развитие человека является одним из важнейших морфологических критериев оценки его здоровья. В общепринятом понимании физическое развитие рассматривается как комплекс морфофункциональных признаков, характеризующих возрастной уровень биологического развития организма [4].

Проблема изучения физического развития во многом сопряжена с проблемой изучения конституции человека, которая в современном понимании представляется как целостность морфологических и функциональных свойств, унаследованных и приобретенных, относительно устойчивых во времени, определяющих особенности реактивности организма, профиль (темпы) его индивидуального развития и материальные предпосылки способностей человека [2].

Выделяют общую и частные конституции. Общая конституция обусловлена ее генотипом, а частные - фенотипическими проявлениями либо в пределах всего организма, либо в отдельных функциональных системах и т. д. [11].

Терминологическое разнообразие в раскрытии понятия конституции человека привело к появлению различного числа

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.