Научная статья на тему 'Активизация самостоятельной деятельности студентов на занятиях по иностранному языку с использованием метода проекта'

Активизация самостоятельной деятельности студентов на занятиях по иностранному языку с использованием метода проекта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
117
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВОВЛЕЧЕНИЕ / НАВЫК / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / PROJECT WORK / INDEPENDENT WORK / INVOLVEMENT / SKILL / FOREIGN LANGUAGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Евсеева Н. И.

В статье рассматривается метод проекта как средство формирования навыков самостоятельной деятельности студентов, которая необходима для поддержания и повышения в процессе самообразования уровня владения иностранным языком.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Евсеева Н. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVATION OF STUDENTS INDEPENDENT ACTIVITY AT THE LESSONS OF THE FOREIGN LANGUAGE USING THE PROJECT METHOD

The article deals with the project work as a means of forming skills of students independent work which is necessary for maintaining and increasing the process of self-education level of the profi ciency in a foreign language.

Текст научной работы на тему «Активизация самостоятельной деятельности студентов на занятиях по иностранному языку с использованием метода проекта»

УДК 378 Н.И. ЕВСЕЕВА

старший преподаватель, кафедра иностранных языков, Орловский государственный университет E-mail: [email protected]

UDC378 N.I. EVSEYEVA

Senior Lecturer, Department of foreign languages, Orel

State University [email protected]

АКТИВИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА ПРОЕКТА

ACTIVATION OF STUDENTS' INDEPENDENT ACTIVITY AT THE LESSONS OF THE FOREIGN LANGUAGE USING THE PROJECT METHOD

В статье рассматривается метод проекта как средство формирования навыков самостоятельной деятельности студентов, которая необходима для поддержания и повышения в процессе самообразования уровня владения иностранным языком.

Ключевые слова: проектная деятельность, самостоятельная деятельность, вовлечение, навык, иностранный язык.

The article deals with the project work as a means offorming skills of students' independent work which is necessary for maintaining and increasing the process of self-education level of the proficiency in a foreign language.

Keywords: project work, independent work, involvement, skill, foreign language.

Интенсификация обучения иностранному языку в вузе на неязыковом факультете понимается не как добавление к традиционным методам обучения иностранному языку элементов и приемов, заимствованных из интенсивных методик, а как построение процесса обучения на основе активной речемыслительной деятельности обучающихся с использованием инновационных методов.

Акцент делается на усиление интеллектуальной активности студентов и на направленный характер этой активности. Средством повышения интеллектуальной активности может служить проектная деятельность. Проект можно считать одним из приемов инновационного метода обучения. В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить или применить в реальной практической деятельности [5].

Мы считаем, что при работе над проектом больше внимания следует уделять важности взаимодействия среди обучающихся иностранному языку как мотива-ционному фактору. В таком подходе делается акцент не только на межличностное взаимодействие, но и на вовлечение и развитие каждого индивида в отдельности. Чем больше студент вовлечен в выполнение задания, тем вероятнее то, что он доведет его до конца и получит пользу от его выполнения.

По мнению А.И. Умана,в учебном процессе весь учебный материал воплощается в форму учебных заданий. Поэтому в соотношении с содержанием образова-

ния в процессе обучения учебное задание есть форма воплощения этого содержания. Выполняя учебное задание, учащийся расформировывает содержание, заложенное в задании, и своей деятельностью переводит это содержание в новую форму - сознание, то есть усваивает материал [7].

Так как большая часть времени обучения иностранному языку проходит в аудитории, то материал, которому обучают в аудитории, может теоретически иметь большую ценность, но эта ценность не всегда сопоставима с владением иностранным языком на практике. Очень часто существует разрыв между языком, которому учат, и языком, который требуется фактически. Таким образом, коммуникативные потребности студентов ограничены обычной аудиторией и их интерес к предмету «иностранный язык» проявляется в недостаточной степени. Исследование же В.Н. Правдюк показывает, что формирование и развитие познавательной активности студентов должно проводиться во всех формах обучения в ходе всего учебного процесса, на основе дидактических принципов, с учетом индивидуальных способностей студентов и их интереса к предмету изучения [6].

По нашему мнению, работа с проектом может повысить интерес к изучению иностранного языка и обеспечить развитие всех видов речевой деятельности не изолировано друг от друга, а одновременно, так как студенту требуется прочитать необходимый материал, сделать соответствующие записи, выслушать своих одногруппников, обсудить услышанное. Несмотря на трудности, которые могут возникнуть у студентов при работе с проектом, следует подчеркнуть огромное положительное влияние подготовки проекта в обучении

© Н.И. Евсеева © N.I. Evseyeva

13.00.00 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ 13.00.00 - PEDAGOGICAL SCIENCES

иностранному языку для развития навыков самостоятельной деятельности студентов. С личным вкладом студента в проект начинается его мотивация, которая становится устойчивой и повышается по мере того, как работа прогрессирует. Прежде всего потому, что предоставляется возможность практиковаться в языке, в котором они видят необходимость. Проект дает возможность использовать язык с непосредственной целью в ситуации реального общения. Результат этой деятельности -продукт, который создан студентами самостоятельно. Таким образом, работа над проектом является источником самостоятельного приобретения знаний. Именно чувство собственной причастности дает мотив к выполнению проекта, так как студент сам решает, что и как он будет делать, все это касается не только контекстного, но и языкового содержания проекта.

Следует отметить, что хотя проект создается не для того, чтобы соответствовать определенному плану, а языковое содержание берется не из учебников, а из природы самого проекта, работа над проектом должна быть спланирована, обсуждена и оценена. Если процесс подготовки проекта можно разбить на этапы, то их можно расположить следующим образом: планирование, выполнение, презентация, контроль. Особое значение следует уделить второму этапу подготовки, так как именно на этом этапе студенты учатся самостоятельно перерабатывать информацию из различных источников, приобретают знания, полученные путем выполнения действий и постоянной практики, то есть рефлексии. Рефлексия, являясь одним из способов осуществления творческой деятельности, позволяет совершать выход за пределы существующей системы знаний и преобразовывать ее [4]. Таким образом, в ходе подготовки проекта происходит формирование навыков самостоятельной деятельности, а за счет рефлексии - профессиональной и коммуникативной компетенций. Работа над проектом, как считает М.Е. Брейгина, расширяет образовательный кругозор и формирует уровень профессионального общения. Человек, способный к такой исследовательской деятельности, взрослее в своем общественном сознании и способен занять определенную позицию здравомыслящего человека при оценке любой социальной, политической, экономической ситуации [1].

Из опыта работы можно сделать вывод, что неизбежно во время подготовки проекта у студентов возникают определенные трудности, в решении которых преподаватель должен оказывать помощь. Таким образом, при использовании метода проекта особая роль

отводится преподавателю, в задачи которого входит: организация работы над проектом, вовлечение всех студентов в выполнение задания и постоянный мониторинг за ходом выполнения работы. В связи с этим, обращаем внимание на воспитание у студентов культуры самостоятельного труда при выполнении учебного задания. Под понятием культура самостоятельного труда мы подразумеваем: воспитание в себе знаний, умений и навыков самостоятельно решать организационные, конструктивные, образовательные и воспитательные задачи в соответствии с целью обучения; формирование волевых качеств путем подчинения им своих черт характера, в результате чего развиваются усидчивость, аккуратность, исполнительность, настойчивость и другие положительные качества, направленные на развитие интереса к предмету изучения [3].

Следовательно, в задачу преподавателя иностранного языка входит не только дать студенту определенные знания, научить практическому владению языком, но и научить самостоятельно пополнять свои знания и повышать уровень владения иностранным языком.

Наш опыт показал, что использование метода проекта на занятиях иностранному языку способствует укреплению межличностных отношений в группе как между студентами, так и между преподавателем и студентами в группе, которых трудно достичь в повседневной работе в аудитории.

На наш взгляд, проектная деятельность активизирует развитие самостоятельной учебной деятельности студентов, так как в процессе работы над проектом ответственность за его выполнение лежит на студенте как отдельно взятой личности, так и как участнике совместно действующей группы по изучению языка [2].Все это способствует повышению качества учебно-воспитательного процесса при обучении иностранному языку и обеспечивает эффективное управление процессом усвоения знаний, развития необходимых умений и навыков самостоятельной деятельности студентов.

Таким образом, использование метода проекта является средством управления самостоятельной учебной деятельностью и, как следствие этого, эффективным средством формирования навыков самостоятельной деятельности студентов, которая необходима для поддержания и повышения в процессе самообразования уровня владения иностранным языком для непрерывного совершенствования профессиональной деятельности после окончания вуза.

Библиографический список

1. Брейгина М.Е. Проектная методика на уроках испанского языка // Иностранные языки в школе. 2004. № 2. С. 28 - 32.

2. Евсеева Н.И. Использование метода проектов на занятиях по иностранному языку для организации самостоятельной работы студентов неязыковых специальностей университета. Научные труды факультета дополнительного профессионального образования и повышения квалификации. Выпуск 6. Под научной ред. П.И. Образцова. Орел: ООО «Горизонт», 2011. С. 73-75.

3. Евсеева Н.И., Правдюк В.Н. Развитие самостоятельной деятельности будущих специалистов при выполнении учебного задания по иностранному языку //Ученые записки ОГУ. Т.1. Научн. Труды НИЦПиП. Вып. 1 (4) Под ред П.И. Образцова и др. Орел: Ид-во ОГУ, ООО полиграф. Фирма «Картуш», 2006. С. 89-93.

4. Малькова Е.Ф. Формирование межкультурной компетенции в процессе работы над текстами для чтения: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2000. 21 с.

5. Полат Е.С. Метод проектов на занятии иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2000. №3. C. 3-9.

6. Правдюк В.Н. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов со специализацией «аграрная технология». Орел, 2001. 229 с.

7. Уман А.И. Технологический подход к обучению: теоретические основы /МШ У, ОГУ. Москва. Орел, 1997. 208 с.

References

1. Breigina M.E. Project work at the lessons of Spanish // Foreign languages at school. 2004. № 2. Pp. 28 - 32.

2. Evseyeva N.I. The use of the project work method at the lessons of foreign language for organizing students independent work at the non-language faculties of the university. Pp. 73-75. Scientific works of the faculty of further vocational education and work force development. Issue 6 / Edited by P.I. Obraztsov. Orel: Ltd. «Horizont», 2011. 160 p.

3. Evseyeva N.I., Pravdyuk V.N. The development of independent work of the future specialists by doing tasks in foreign language // Scientific notes of OSU. V.1. Scientific worksNISPAand P. Issue. 1 (4) EditedbyP.I. Obraztsov. Orel: Ltd.OSU, «Kartush», 2006. Pp. 89-93.

4. MalkovaE.F. The development of intercultural competence while reading text work: Selfref.thises ... cand. ped. scien. М., 2000. 21 p.

5. PolatE.S. Project method at the lesson of foreign language Spanish // Foreign languages at school. 2000. № 3. Pp.3 - 9.

6. Pravdyuk V.N. Intensification of educational work of the students specializing in « Agrarian technology». Orel, 2001. 229 p.

7. Uman A.I. Technological approach to education: theoretical fundamentals MPSU, OSU. Moscow. Orel, 1997. 208 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.