Научная статья на тему 'Региональная система образования и управление ее развитием на основе программно-целевой модели'

Региональная система образования и управление ее развитием на основе программно-целевой модели Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
669
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / РЕГИОНАЛИЗАЦИЯ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СТРАТЕГИЯ УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ ОБРАЗОВАНИЯ / REGIONAL EDUCATION SYSTEM / REGIONALIZATION / CONTINUING EDUCATION / STRATEGY MANAGEMENT OF THE EDUCATIONAL SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дмитриев Николай Анатольевич, Константинова Людмила Анатольевна

Раскрываются основные подходы к процессу регионализации образования и ее взаимодействию с процессом формирования региональной системы образования, а также даны предложения по ее совершенствованию на основе программно-целевой модели управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дмитриев Николай Анатольевич, Константинова Людмила Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL EDUCATION SYSTEM AND THE MANAGEMENT OF ITS DEVELOPMENT ON THE BASIS OF THE HARDWARE AND SOFTWARE OF THE TARGET MODEL

The article describes the main approaches to the process of regionalization of education and its interaction with the formulation of a regional system of education, as well as suggestions for its improvement based on target-oriented management model.

Текст научной работы на тему «Региональная система образования и управление ее развитием на основе программно-целевой модели»

Key words: innovative approaches, models, teachers of vocational training, pedagogical conditions.

Gavrilova Irina Stanislavovna, Senior Lecturer, Russia, irinagavrilova@autorambler.ru, Orel, OrelState University,

Pravdyuk Valentina Nikolaevna, Dr.of ped. science, professor, m.suganova@mail.ru, Russia, Orel, Orel State University,

Derepasko Svetlana Vasilievna, Associate Professor, svetlana-derepasko@yandex.ru, Russia, Orel, Orel State University.

УДК 37.014

РЕГИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЕ ЕЕ РАЗВИТИЕМ НА ОСНОВЕ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ

МОДЕЛИ

Н.А. Дмитриев, Л.А. Константинова

Раскрываются основные подходы к процессу регионализации образования и ее взаимодействию с процессом формирования региональной системы образования, а также даны предложения по ее совершенствованию на основе программно-целевой модели управления.

Ключевые слова:региональная система образования, регионализация, непрерывное образование, стратегия управления системой образования.

Актуальной тенденцией в сфере образования в нашей стране стоит считать ее постоянную трансформацию и изменение, вызываемые значимыми политическими и социально-экономическими преобразованиями. Одной из важнейших проблем в этой связи становится выход на первый план вопроса регионализации образования как важнейшего направления.

Сегодня становится очевидным, что эффективность системы образования России напрямую зависит от эффективности ее компонентов, важнейшим из которых является региональная система образования. Именно взаимодействие и взаимосвязь составных частей системы позволит говорить о формировании единой образовательной политики в рамках единого образовательного пространства региона.

Для успешного решения задач управления, функционирования и развития региональной системы образования необходимо ясно представлять себе ее особенности. В исследованиях профессора В.М. Петровичева сама регионализация процесса образования рассматривается как «полный охват и прилизывание образованием всех слоев населения конкретной земли и всего интервала жизни отдельного человека» [4]. Также отмечается, что «...смысл и значение регионализации образования

состоит в том, что территория становится субъектом проектирования своего развития: сферы и структура региона организуется для реализации полного и непрерывного процесса образования. «Регионализация» предполагает, прежде всего, политико-управленческую деятельность в регионе, направленную на выстраивание связей сферы образования с другими отраслями социума» [4].

Таким образом, под регионализацией понимается выработка каждым регионом самостоятельной единой образовательной политики, обеспечивающей, с одной стороны, развитие целостного образовательного пространства, отражающего социально-экономические и культурные особенности региона, а с другой - разработку пути интеграции региональной системы образования с образовательными системами других регионов и вхождения в качестве составной части в образовательное пространство России.

Тульская область представляет собой один из крупнейших индустриально-культурных регионов центральной России, располагающий развитой образовательной системой. Основными видами промышленного производства являются: химическое производство, металлургия, машиностроение (включая оборонный комплекс), энергетика и новые для региона отрасли - стекольное и целлюлозно-бумажное производство.

Именно эти отрасли производства определяют сегодня характер и особенности развития экономических отношений в регионе.

Однако кризисные явления, начавшиеся на рынке финансовых услуг и потребительском рынке, охватывают все новые и новые секторы экономики. Стали проявляться тенденции спада производства продукции и оказания услуг, нарастание инфляции.

Несмотря на сложившуюся экономическую ситуацию, в системе образования региона явно наметилась тенденция некоторых позитивных преобразований. Активно ведется работа по интеграции образовательной сети, многоукладности, вариативности образования, децентрализации управления, развития педагогического творчества, новаторства, внедрения инновационных процессов, возрождения региональных начал в образовании.

Практика показывает, что переход к рынку связан не только с позитивными, но и негативными факторами воздействия на систему образования, которые обусловлены ухудшением материального положения образовательных организаций, сокращением внебюджетного финансирования, низкими темпами технического переоснащения учебной базы, оптимизацией сети образовательных организаций, снижением эффективности научно-методического обеспечения, падением престижа педагогической профессии и другими.

Образование по существу превратилось в замкнутую государственную систему, изолированность которой снижает ее

взаимодействие с другими системами и возможность влияния на их развитие. Практика убедительно доказывает, что изменения в системе образования должны опережать преобразования в других сферах. В противном случае отставание системы образования от требований экономики и общества будет нарастать. И чем дальше будет увеличиваться этот разрыв, тем больше он будет сдерживать темпы социально-экономического развития. Не потом, когда ситуация значительно улучшится, а сегодня следует включать образовательный, интеллектуальный фактор в общую программу углубления реформ. Многочисленный международный опыт доказывает, что одним из важнейших факторов экономического прорыва явилась реализация образовательной программы в сочетании с решением насущных социально-экономических проблем территории.

Наличие негативных тенденций в экономике мешает нормальному функционированию региональной системы образования и не позволяет ей обеспечить опережающее воздействие на сферу материального производства и общественного развития, хотя образовательный комплекс Тульской области включает широкую сеть учебных заведений.

Сегодня каждый регион должен иметь собственную образовательную стратегию и программу развития региональной системы образования, соответствующие социально-экономическим,

географическим, национально-культурным и другим особенностям. При этом в значительной степени возрастает роль управления образования региона, которое должно обеспечивать оптимальный переход системы из одного качественного состояния в другое при минимизации затраченных сил, времени, ресурсов [3].

Возможным механизмом преодоление противоречий в образовании, на наш взгляд, может стать формирование единой образовательной политики региона в рамках существующего единого образовательного пространства и построение на этой основе стратегии управления региональной системой образования и ее развития путем создания программно-целевой модели.

Главная задача такой модели - способствование проводимым социально-экономическим преобразованиям и приведению региональной системы образования в соответствие с новыми социально-экономическими потребностями региона. К работе по созданию стратегии необходимо привлекать все заинтересованные стороны, сконцентрировать внимание на изменении структуры региональной образовательной системы, содержания образования, укрепления материально-технической базы и кадрового потенциала в интересах развития личности, гуманизации учебного процесса и усиления социальной защиты учащейся молодежи и работников образования [1].

В основу стратегии должны лечь те ключевые направления, которые опираются на принципы преемственности образования, его непрерывности и системности.

Решение этой задачи возможно путем создания новых формальных и неформальных социальных институтов в системе образования региона -научно-методических центров для практической реализации новых идей; центров поддержки одаренных детей и молодежи; ассоциаций представителей промышленности, бизнеса и родительского сообщества, внебюджетных фондов поддержки образовательных организаций; учебно-производственных комплексов при вузах, сетевого взаимодействия образовательных организаций, обеспечивающих государственно-общественное управление.

Стратегия управления региональной системой образования выдвигает на первый план проблему сохранения единства образовательного пространства, необходимость разработки региональных программ в сфере образования, которые должны соответствовать единой образовательной политике региона. Программы развития образования должны конкретизировать основные направления развития регионального образования и решать вопрос перехода региональной системы образования в качественно новое состояние.

В качестве основных направлений развития стоит рассматривать:

1. Превращение образования в открытую самоуправляемую систему, состоящую из различных взаимосвязанных направлений.

2. Разработку и внедрение новых моделей и технологий управления, учитывающих социальные и экономические особенности региона.

3. Интеграцию образовательных организаций, внедрение новых направлений деятельности образовательных организаций.

4. Реформирование содержания образования, переход на новые образовательные стандарты, освоение новых технологий, современно-нормативного обеспечения деятельности учебных заведений.

5. Подготовку нового поколения управленческих кадров, специалистов образовательного менеджмента.

6. Реорганизацию системы непрерывного профессионального образования, в том числе программ переподготовки и повышения квалификации кадров.

7. Качественное обновление материально-технической базы образования, разработку иных механизмов финансирования системы образования, привлечение средств коммерческих структур и др.

Более подробно эти направления рассмотрены нами в монографии «Сетевое взаимодействие «школа - вуз» как фактор эффективного проектирования профессиональной деятельности будущего специалиста», изданной в 2013 году.

В заключение стоит отметить, что, несмотря на большое число исследований различных аспектов социально-психологической теории педагогического управления, управления профессиональной подготовкой кадров, общей теорией обучения, которые, безусловно, вносят существенный вклад в теорию и практику образования, сегодня необходимо найти собственные теоретические подходы к решению проблемы разработки, прежде всего, концепции региональной системы образования и модели управления как этой системой, так и учебными заведениями, рассматриваемыми в качестве элементов системы, а также принципов формирования механизма ее реализации.

Список литературы

1. Дмитриев Н.А. Непрерывное образование как основа формирования региональной системы непрерывного профессионального образования // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. Вып.2. Тула: Изд-во ТулГУ, 2010. С.467-473.

2. Дмитриев Н.А.Сетевое взаимодействие «школа-вуз» как фактор эффективного проектирования профессиональной деятельности будущего специалиста: монография. Тула.: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2013. 96 с.

3. Наумов С.В. Регионализация образования и стратегии управления его развитием // Интеграция образования. 2004. № 4 (37).

С. 11-18.

4. Петровичев В.М. Региональное образование: организация, управление, развитие. Тула: Приок. кн. изд-во, 1994. 288с.

Дмитриев Николай Анатольевич, nik_dmitriev@,mail.ru Россия, Тула, Тульский государственный университет,

Константинова Людмила Анатольевна, д-р пед. наук, проф., зав. кафедрой, consta@,uic.tula.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет.

REGIONAL EDUCATION SYSTEM AND THE MANAGEMENT OF ITS DEVELOPMENT ON THE BASIS OF THE HARDWARE AND SOFTWARE OF THE TARGET MODEL

N. Dmitriev, L.A. Konstantinova

The article describes the main approaches to the process of regionalization of education and its interaction with the formulation of a regional system of education, as well as suggestions for its improvement based on target-oriented management model.

Key words: Regional education system, regionalization, continuing education, strategy management of the educational system.

Dmitriev Nikolay Anatolievich, nik_dmitriev@mail.ru, Russia, Tula, Tula State University,

Konstantinova Ludmila Anatol'evna, Dr. of ped. science, professor, consta@,uic.tula.ru, Russia, Tula, Tula State University.

УДК 378

ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕКУЛЬТУРНОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИЙ У БАКАЛАВРОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ФАКУЛЬТЕТОВ ВУЗА

Н.И. Евсеева, В.Н. Правдюк

Рассматривается необходимость развития профессиональных коммуникативных навыков, культурологических знаний по средствам формирования общекультурной и профессиональной компетенций для достижения высокого качества языковой подготовки бакалавров, обучающихся на неязыковых факультетах.

Ключевые слова: знания, культура, коммуникация, иностранный язык, навык.

Место и функции учебного предмета «Иностранный язык» определяются его образовательными целями. Обучение дисциплине «Иностранный язык» проводится в соответствии с целями, сформулированными в ФГОС ВПО. В процессе обучения формируются соответствующие общекультурные и профессиональные компетенции у будущих бакалавров неязыковых факультетов. При этом обучение иностранному языку этих студентов рассматривается как составная часть вузовской образовательной программы подготовки

высококвалифицированных кадров по различным направлениям подготовки. Владение иностранным языком как средством межкультурной коммуникации способствует развитию профессиональных интересов у будущих бакалавров, повышает их конкурентную способность на рынке труда.

Следует отметить, что не всегда объем преподавания соответствует результату обучения. Поэтому в настоящее время большое место в преподавании иностранного языка занимают инновационные технологии. Студенты в ходе обучения иностранному языку, так же как и при изучении других дисциплин, осваивают компьютерные технологии. Это, как показывает опыт кафедры иностранных языков Орловского государственного университета, позволяет будущим выпускникам неязыковых факультетов реализовать свои возможности в дальнейшей профессиональной деятельности. Например, своевременное ознакомление с новыми технологиями производства; установление контактов с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.