Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗНОСТИ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ВОЛШЕБНЫМИ СКАЗКАМИ'

ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗНОСТИ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ВОЛШЕБНЫМИ СКАЗКАМИ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
59
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗНОСТЬ РЕЧИ / ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ВОЛШЕБНЫЕ СКАЗКИ / ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кузьмина В.С.

В статьи описывается процесс знакомства с волшебными сказками по формированию образности речи у детей старшего дошкольного возраста. Особенности работы педагогов с детьми старшего дошкольного возраста при работе с волшебными сказками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Кузьмина В.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE IMAGERY OF SPEECH IN OLDER PRESCHOOLERS IN THE PROCESS OF FAMILIARIZATION WITH FAIRY TALES

The article describes the process of acquaintance with fairy tales on the formation of the imagery of speech in older preschool children. Features of teachers' work with older preschool children when working with fairy tales.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗНОСТИ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ВОЛШЕБНЫМИ СКАЗКАМИ»

Кузьмина В. С. студент Елабужский институт Казанский федеральный университет Научный руководитель: Моисеева. Л.В., канд. психол. наук

доцент

Елабужский институт Казанский (Приволжский) федеральный университет

Россия, г.Елабуга

ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗНОСТИ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ВОЛШЕБНЫМИ СКАЗКАМИ

Аннотация. В статьи описывается процесс знакомства с волшебными сказками по формированию образности речи у детей старшего дошкольного возраста. Особенности работы педагогов с детьми старшего дошкольного возраста при работе с волшебными сказками.

Ключевые слова: образность речи, дошкольный возраст, волшебные сказки, выразительные средства.

Kuzmina V.S. student Elabuga Institute Kazan Federal University Russia, Elabuga

Scientific supervisor: Moiseeva. L. V., PhD. psycho. sciences

associate professor Elabuga Institute Kazan Federal University

FORMATION OF THE IMAGERY OF SPEECH IN OLDER PRESCHOOLERS IN THE PROCESS OF FAMILIARIZATION WITH

FAIRY TALES

Annotation. The article describes the process of acquaintance with fairy tales on the formation of the imagery of speech in older preschool children. Features of teachers' work with older preschool children when working with fairy tales.

Key words: imagery of speech, preschool age, fairy tales, expressive means.

Дошкольный возраст является самым важным периодом для формирования и развития правильной речи. Становление и развитие речи, умение создавать разные типы связного высказывания происходят именно в данном возрасте. Такие достижения ребенка так значительны, что можно говорить о том, что происходит формирование фонетики, лексики и грамматики, и развитие таких важных качеств связной речи, как правильность и точность. И чем ребенок лучше овладеет всеми качествами речи, то тем проще ему будет излагать своим мысли и тем лучше он сможет осваивать в дальнейшем школьную программу. Кроме того, более развитая речевая культура, благодаря образности, облегчает общение со сверстниками и другими людьми, облегчая тем самым социализацию в обществе.

Важность данной проблемы подтверждается многочисленными исследованиями педагогов, психологов и других специалистов, работающих с детьми дошкольного возраста. Особенности значителен вклад по данной проблеме Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, Н. Н. Поддъякова и Ф. А. Сохина, которые в своих исследованиях указывают на то, что именно в старшем дошкольном возрасте у детей лучше развивается осознанное восприятие действительности. Работая с литературными произведениями такими, как сказки дети учатся замечать и выделять смысл произведений. Тем самым именно в таком возрасте при помощи сказок и начинает формироваться образность речи [1, с. 102].

Процесс формирования образности речи у детей дошкольного возраста осуществляется именно при помощи волшебных сказок. Знакомство с ним для воспитателей, работающих с детьми, является особенно важным, так как через работу со сказками дети могут учиться использоваться в своей собственной речи такие выразительные средства, как: метафора, сравнение, олицетворение, эпитеты и фразеологизмы. При формировании образности речи дети учатся использовать в своей речи слова в переносном значении и учатся их понимать [3, с. 42].

Волшебные сказки особенно эффективны для развития образной речи дошкольников. Можно сказать, что волшебные сказки не только помогают прививать детям понимание нравственности, но и позволяют развивать мышление. При работе с волшебными сказками речь детей становится более выразительной и более содержательной. Преимуществом таких произведений является то, что они просты в понимании. И именно такие сказки открывают для детей богатый литературный мир русского народа [2, с. 245].

При знакомстве с волшебными сказками воспитатели проводят занятия с заранее выбранной сказкой. После ее прочтения дети вместе со своим воспитателем анализируют ее. При этом они стараются найти разные образные средства, которые используются для описания героев и событий. При этом воспитатель для максимальной эффективности занятия задаем им

вопросы о сказке. Например: «как описан главный герой?». И самое главное в таких занятиях, чтобы дети научились не только находить различные образные средства в тексте, но и понимали смысл их использования.

Например, при знакомстве со сказкой «Царевна-лягушка» воспитатель может обращать внимание на образные средства (эпитеты, фразеологизмы и метафоры): «голову повесил», «глаз не оторвать», «в воду опущенный» и т. д.

И особое внимание во время знакомства со сказками обращается на использование сравнений и олицетворений. Воспитатель может указывать на то, что герои сказок очень выразительны благодаря их сравнению с разными явлениями и объектами мира. Например, при анализе сказки: «Сказка о золотой рыбки» особое внимание уделяется описанию моря, который меняется каждый раз: «море слегка разыгралось», «а на море черная буря: так и вздулись черные волны, так и ходят, так и воем воют» [2, с. 246].

Таким образом, можно сказать, что волшебная сказка с ее живым выразительным языком является одним из основных средств развития образности речи у старших дошкольников. Учитывая возраст дошкольников образность речи формируется в процессе чтения произведений художественной литературы. Именно поэтому воспитатели должны тщательно планировать мероприятия по работе над развитием образной речи с привлечением волшебных сказок.

Использованные источники:

1. Волобуева Н. А. Русские народные сказки как средство речевого развития речи у детей старшего дошкольного возраста / Н. А. Волобуева, И. С. Бельдиева // Студент года 2019: сборник статей XI Международного научно-исследовательского конкурса, Пенза, 10 декабря 2019 года. - Пенза: «Наука и Просвещение» (ИП Гуляев Г.Ю.), 2019. - С. 102-105.

2. Поданева, Т. В. Обучение детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию средствами сказок и художественных произведений / Т. В. Поданева, О. В. Кондратьева // Евразийское Научное Объединение. - 2019. - № 2-4(48). - С. 244-250.

3. Шабаева Г. Ф. Технология ознакомления с художественной литературой старших дошкольников средствами интерактивной доски smart board и программы smart notebook: в свете требований чемпионата world skills russia по компетенции «дошкольное воспитание» / Г. Ф. Шабаева, П. Ф. Кладова. - Уфа: Казенное предприятие Республики Башкортостан Издательство «Мир печати», 2021. - 105 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.