Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СКАЗОК'

ФОРМИРОВАНИЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СКАЗОК Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
202
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ СКАЗКИ / ПРЕДМАТЕМАТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ЗАНИМАТЕЛЬНОСТЬ / ДЕТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / MATHEMATICAL FAIRY TALES / PRE-MATHEMATICAL PREPARATION / ENTERTAINING / CHILDREN OF THE SENIOR PRESCHOOL AGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ибрагимова С. К.

В статье раскрыты особенности формирования геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста средствами математических сказок. Математическая сказка или сказка с математическим содержанием - это сказка, персонажами которой могут быть цифры, геометрические фигуры, а также герои обычных сказок, животные, волшебные сущности и просто люди. В сюжет такой сказки вводятся различные математические представления о величине, форме, времени, количестве, а также отношения величин, правила и т.п.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF GEOMETRIC CONCEPTS IN CHILDREN OF PRESCHOOL AGE BY MEANS OF MATHEMATICAL FAIRY TALES

The article reveals the features of the formation of geometric representations in preschool children by means of mathematical fairy tales. A mathematical fairy tale or a fairy tale with mathematical content is a fairy tale, the characters of which can be figures, geometric figures, as well as heroes of ordinary fairy tales, animals, magical entities and just people. The plot of such a fairy tale introduces a variety of mathematical ideas about the magnitude, shape, time, quantity, as well as the ratio of quantities, rules, etc.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СКАЗОК»

Для проб почв №№ 2 и 7 зарегистрированы показатели, которые так же превышают норму, и так же токсично влияют на растительность данных участков. Пробы почв участков №№ 1 и 4 характеризовались самыми низкими значениями обменного алюминия, что может быть связано с кислотностью почвы.

Таким образом, почвы участков №№ 5 и 6, являются наиболее токсичными по содержанию подвижного алюминия. Для того, чтобы растения не подвергались токсичному воздействию подвижных ионов алюминия, от них необходимо освободится, это можно достигнуть известкованием почвы [3].

Использованные источники:

1. Зонн, С.В. Алюминий. Роль в почвообразовании и влияние на растения. Днепропетровск: Изд-во ДГУ, 1992. 224 с.

2. Смоленская, Л.М. Экология: лабораторный практикум / С51 Л. М. Смоленская, С. Ю. Рыбина.- Белгород: Изд-во БГТУ, 2013. 71 с.

3. Смоленская, Л.М. Экология: лабораторный практикум / С51 Л. М. Смоленская, С. Ю. Рыбина.- Белгород: Изд-во БГТУ, 2013. 73 с.

УДК:372.3

Ибрагимова С.К. обучающаяся группы ЗДО-З-5-14 кафедра дошкольного образования и педагогики факультета психологии и педагогического образования ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно -педагогический университет» ФОРМИРОВАНИЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ

МАТЕМАТИЧЕСКИХ СКАЗОК Аннотация: в статье раскрыты особенности формирования геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста средствами математических сказок. Математическая сказка или сказка с математическим содержанием - это сказка, персонажами которой могут быть цифры, геометрические фигуры, а также герои обычных сказок, животные, волшебные сущности и просто люди. В сюжет такой сказки вводятся различные математические представления о величине, форме, времени, количестве, а также отношения величин, правила и т.п.

Ключевые слова: математические сказки, предматематическая подготовка, занимательность, дети старшего дошкольного возраста.

Ibragimova S.K. student of the group ZDO-3-5-14

faculty of

psychology and pedagogical education GBOUVO RK ""Crimean Engineering and Pedagogical University"" THE FORMATION OF GEOMETRIC CONCEPTS IN CHILDREN OF PRESCHOOL AGE BY MEANS OF MATHEMATICAL FAIRY TALES

Abstract: the article reveals the features of the formation of geometric representations in preschool children by means of mathematical fairy tales. A mathematical fairy tale or a fairy tale with mathematical content is a fairy tale, the characters of which can be figures, geometric figures, as well as heroes of ordinary fairy tales, animals, magical entities and just people. The plot of such a fairy tale introduces a variety of mathematical ideas about the magnitude, shape, time, quantity, as well as the ratio of quantities, rules, etc.

Key words: mathematical fairy tales, pre-mathematical preparation, entertaining, children of the senior preschool age.

Математическое развитие - одна из важных задач дошкольного образования. В процессе обучения детей дошкольного возраста математике происходит совершенствование познавательных психических процессов (восприятия, мышления, памяти, речи, внимания, воображения), формируются приемы и способы интеллектуальной деятельности (анализ, синтез, обобщение, классификация и др.), а также у них начинают формироваться математические способности. Одним из основных разделов формирования элементарных математических представлений является работа по ознакомлению детей дошкольного возраста с геометрическими фигурами. Вопросами подготовки к усвоению детьми математики в школе занимались такие ученые: Столяр А.А., Леушина А.М., Щербакова Е.И., Венгер Л.А., Тарунтаева Т.В., М.Монтенсори, Блехер Ф.Н. и др. Ученные отмечали, что предматематическая подготовка это развитие познавательной сферы ребенка в целом, а также формирование и развитие математического мышления как основы для стимулирования математических способностей.

Цель статьи: раскрыть особенности формирования геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста средствами математических сказок.

Форма является важным свойством окружающих предметов, она получила свое обобщенное отражение в геометрических фигурах. Другими словами, геометрические фигуры - это эталоны, при помощи которых можно определить форму предметов или их частей [6]. Столяр А.А. отмечают, что представлению формы предметов и ее обобщению способствует знание детьми эталонов - геометрических фигур [2]. Поэтому задачей педагога является формирование у ребенка умений узнавать в соответствии с эталоном (той или иной геометрической фигурой) форму разных предметов, уметь, абстрагируя форму от вещи, видеть ее и в других предметах,

проводить интеллектуальную переработку, выделение в предмете наиболее существенных признаков.

Математика предоставляет огромный спектр возможностей для развития мышления ребенка старшего дошкольного возраста. Современное состояние системы формирования элементарных математических представлений у старших дошкольников возраста требует разработки новых подходов в математической подготовке детей данной возрастной категории, одним из которых является математическая сказка, которая представляет огромный потенциал для реализации резервов комплексного подхода в обучении и воспитании.

Сказка - это широкоуниверсальный инструмент обучения, т.к. описанные в ней сюжеты переживает каждый слушающий её ребенок. Объектом описания в сказке являются необычные, удивительные, а порой и таинственные поступки героев. Она имеет приключенческий характер. Всё это и определяет структуру содержания, отличительные её особенности, выраженные многоэпизодичностью, завершенностью, динамичностью развития действия [5].

Математическая сказка или сказка с математическим содержанием - это сказка, персонажами которой могут быть цифры, геометрические фигуры, а также герои обычных сказок, животные, волшебные сущности и просто люди. В сюжет такой сказки вводятся различные математические представления о величине, форме, времени, количестве, а также отношения величин, правила и т.п. Созданием математических сказок занимались и продолжают заниматься многие отечественные авторы, такие как В.В. Воскобович, Т.И. Ерофеева, Л.А. Левинова, А. Црейсен, Г.В. Сапгир, И. Токмакова, Т.А. Шорыгина и др.

Щербакова Е. И. выделяет следующие виды математической сказки в соответствии с изучаемыми разделами [4]:

- понятийные сказки, которые включают основные и первичные математические понятия, и термины;

- цифровые сказки, в которых основной акцент делается на знакомство с цифрами;

- геометрические сказки, в которых происходит знакомство с основными геометрическими фигурами;

- комплексные сказки, в которых происходит закрепление изученного материала и соединяются различные математические понятия в единое математическое целое.

Особой разновидностью математических сказок являются геометрические сказки - это интересные истории со сказочным сюжетом, в котором геометрические фигуры выступают в роли действующих персонажей или служат в качестве декораций, на фоне которых разворачивается повествование. В сюжет такой сказки вводятся различные математические представления об основных свойствах геометрических фигур и различиях между ними (к примеру, у треугольника три вершины,

три угла и три стороны, а у квадрата - четыре вершины, четыре угла и четыре стороны; овал и круг не имеют сторон и углов, овал более вытянутый, чем круг и т.д.). Дети подводятся к осознанию важности умения видоизменять геометрические фигуры (из двух треугольников - один прямоугольник, из двух треугольников - квадрат, и т.д.), а также составлять из малых форм большие. Подобные сказки, имея приключенческий характер, способствуют формированию яркого образа, быстро запоминающегося детьми. При использовании сказок для математического развития детей главный упор делается не на запоминание новой информации, а на полное её понимание. Увлекшись, ребята не замечают, что обучаются, т.е. развитие происходит непринужденно.

Щербакова Е. И. определяет геометрическую сказку как разновидность математической сказки, особое сказочное повествование, которое раскрывает для ребенка удивительный мир геометрических фигур, выполняет познавательную функцию и развивает математическое мышление. Геометрические сказки являются результативным средством развития геометрических представлений ребенка, т.к. дети дошкольного возраста любят сказки, стремятся следовать, подражать любимым героям сказок в собственных играх. В сказочных сюжетах зашифрованы условия и проблемы, которые переживаются детьми. Кроме того в многочисленных сказках математическое начало находится на самой поверхности, по этой причине оно принимается и усваивается ребятами незаметно, естественно и просто [4].

Основные характерные черты волшебных сказок математического склада заключаются в существенно развитом сюжетном действии. Это проявляется не только в специальных приемах и методах композиции, повествования и стиля, но и необходимости преодоления героем ряда преград, совершая математические действия в достижении цели.

Тарунтаева Т. В. в геометрической сказке выделяют особую структуру, характерную для всех математических сказок:

- внедрение в сказочную страну, в которой проживают сказочные математические предметы;

- разгром благосостояния, т.е. несоблюдение взаимоотношений, взаимосвязей со сказочными математическими предметами;

- возобновление этих взаимоотношений и взаимосвязей [3].

Требования по использованию математической сказки, в частности

геометрической, выдвигаются различные в зависимости от возраста ребенка и педагогического взгляда воспитателя. Тем не менее, как показывает опыт работы со сказкой на занятиях:

- сказка должна быть не затянутой, а именно рассчитана на 25 - 30 минут, так как способность детей внимательно воспринимать информацию укладывается в этот промежуток времени; при этом необходимо, что бы были изложены все основные события и решены все цели и поставленные задачи;

- иметь увлекательный сюжет, который по своей сути будет отвечать требованиям детской психологии, а именно с элементами волшебства, необычное место действия, динамичность развития событий;

- иметь героев или персонажей, которые детям были бы понятны и интересны, доступны для понимания, и вызывали бы желание сотворчества, участия в сказке, при этом обязателен любой фантастический персонаж, который не существует в реальной действительности, так как именно он будет являться ключевым элементом, притягивающим внимание и легко запоминающимся.

Если математическая сказка будет отвечать всем этим требованиям, то она будет органично вбирать в себя все известные педагогические методы по развитию и воспитанию детей [1].

Таким образом, с помощью сказки можно познакомить с многими важными понятиями, например, показать значимость использования геометрических фигур как эталонов определения формы окружающих предметов, формировать представление об основных свойствах геометрических фигур и т.п. Работа со сказкой должна включать различные задания, связанные с персонажами и сюжетом сказок. А кроме того сказка и её компоненты должны быть введены в режимные моменты отличные от непосредственно образовательной деятельности (НОД): на прогулке, перед сном, в самостоятельную деятельность ребенка и т.д. Вовлечение сказки в НОД и в не её даст возможность успешнее оказывать воздействие на математическое развитие ребенка.

Использованные источники:

1. Репина Г. А. Математическое развитие дошкольника / Г. А. Репина // Дошкольная педагогика. — М. : Детство-Пресс, 2009. - №4. - С. 71-76.

2. Столяр А. А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников / А. А. Столяр. — М. : Просвещение, 1988. -330 с.

3. Тарунтаева Т. В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников / Т. В. Тарунтаева. — М. : Просвещение, 1980. - 64 с.

4. Щербакова Е. И. Теория и методика математического развития дошкольников, Учебное пособие / Е. И. Щербакова. — М. : Издательство Московского психолого-социального института «МОДЭК», 2005. — 189 с.

5. Эльконин Д. Б. Детская психология / Д. Б. Эльконин. — М. : Образовательно-издательский центр «Академия», 2004. - 384 с.

6. Якобсон С. Г. К вопросу о развитии восприятия формы / С. Г. Якобсон. -М. : Просвещение, 1974. - 280 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.