Научная статья УДК 378; ББК 74
https://doi.org/10.24412/2658-638X-2023-4-161-164 EDN: https://elibrary.ru/QGPUHN NIION: 2018-0077-4/23-408 MOSURED: 77/27-024-2023-04-607
Область науки: 5. Социальные и гуманитарные науки
Группа научных специальностей: 5.8. Педагогика
Шифр научной специальности: 5.8.1. Общая педагогика, история педагогики и образования
Формирование образа будущей профессии на этапе обучения в высших образовательных организациях
Ирина Викторовна Потапенкова
Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия, [email protected]
Аннотация. Рассматривается проблема изменения и формирования представлений о будущей профессии будущих сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних в ходе подготовки в вузе. Показаны особенности динамики представлений слушателей о будущей профессии в период обучения в вузе, а также критерии соответствия / несоответствия представлений и реальной действительности.
Ключевые слова: профессия, формирование представлений о будущей профессии, сотрудники органов внутренних дел
Для цитирования: Потапенкова И. В. Формирование образа будущей профессии на этапе обучения в высших образовательных организациях II Психология и педагогика служебной деятельности. 2023. № 4. С. 161-164. https:// doi.org/10.24412/2658-638X-2023-4-161-164. EDN: QGPUHN.
Original article
Formation ofthe image ofthe future profession at the stage of study
in higher educational institutions
Irina V. Potapenkova
Moscow University of the Ministry oflnternal Affairs ofRussia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia,
Abstract. The scientific article is devoted to the problem of changing and forming ideas about the future profession of future employees of juvenile affairs units during training at the university. The features of the dynamics of students' ideas about the future profession during their studies at the university, as well as the criteria for compliance / inconsistency of ideas and reality are shown.
Keywords: profession, formation of ideas about the future profession, employees of the internal affairs bodies
For citation: Potapenkova I. V Formation of the image of the future profession at the stage of study in higher educational institutions II Psychology and pedagogy of service activity. 2023;(4):161-164. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2658-638X-2023-4-161-164. EDN: QGPUHN.
В процессе получения высшего профессионального образования представления о будущей профессии формируются на протяжении всего обучения. На степень представлений влияют как объективные, так и субъективные факторы. Этот деятельный процесс обсуждается и является предметом исследования не только в педагогической области, но и с точки зрения науки психологии, предметом которой являются факторы профессионализации и самоопределения в профессии, ведь развитие рассматриваемой области протекает на всем этапе обучения. Проблемы профессиональной адаптации у будущих сотрудников
подразделений органов внутренних дел возникают на различных уровнях получения образования в вузе. В качестве проблемных тенденций с точки зрения субъективных причин, выделяют депрофессионализацию, с точки зрения объективизма рассматривается снижение социальных характеристик трудовой деятельности, которая происходит за время получения образования, в связи с тем, что, падает интерес к определенным трудовым сферам [1]. На сегодняшний день понятия профессия, специальность и специализация вошли в обиход образовательной системы как разноплановые понятия. Например, в системе
© Потапенкова И. В., 2023
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
161
МВД России профессия «полицейский» отождествляется с должностью полицейского подразделения III1СП. а вот профессии участкового уполномоченного полиции не существует, хотя узкая специализация в рамках специальности «Правоохранительная деятельность» с одноименным названием имеет место быть. Уже на этапе развития профессионального сознания и профессиональной картины [2] неоднозначность в трактовках может стать объективным фактором, влияющим на общие представления о будущей профессиональной деятельности. В период обучения в вузе системы МВД России могут возникать условия способствующие формированию профессиональной значимости и профессионального определения с точки зрения уникальности [3]. Несомненно, формирование реальной картины обучающегося (курсанта / слушателя) о будущей профессии являются неотъемлемым фактором, способствующим формированию правильного выбора предстоящей служебной деятельности с учетом субъективных интересов, потребностей и способностей. Именно изучение рассматриваемой темы позволяет формировать у обучающихся правильное представление о профессиональной деятельности [4]. В научных кругах проявляется интерес к таким категориям как «социальное представление», «представление о профессии» и «образ профессии» [5]. Если вдуматься в содержание данных определений, то можно предположить, что «образ профессии» есть ни что иное как часть представления о профессиональной деятельности. Например, профессор В. Н. Обносов под «представлением о профессии» представляет некое развивающиеся, структурное информационное образование, содержание которого определяются его назначением в виде цели [6]. Так, структурное представление о профессиональной деятельности основано на первоначальном методологическом определении. Возьмем и согласимся с мнением К. А. Володиной, которая опираясь на мнения А. И. Донцова и Г. М. Белокрыловой, понимает систему представлений о профессии с точки зрения двух подсистем, предметной и субъектной. В свою очередь, в основе предметной подсистемы лежат содержательные моменты, характеризующие деятельность любого будущего специалиста и состоит из представления о целях, о предмете и средствах предстоящей профессиональной деятельности.
В субъектной подсистеме специалист отражается как субъект будущей профессиональной деятельности, которым движет мотив в профессиональной деятельности, он сознательно формирует профессиональные качества, наделен эмоциональным отношением к будущей профессии и др. [5]. Анализ психолого-педагогической литературы по заявленной проблеме позволяет сделать вывод, о том, что существуют некие противоречия, в результате которых, несмотря на рост социально-значимых представлений обучающихся о будущей профессиональной деятельности наблюдается недостаток именно психологических особенностей этого процесса, в том числе динамических.
162 РЕйДООО1СДЬ
В этой связи, интересна точка зрения В. Н. Обносо-ва, который утверждает, что в ходе получения профессионального образования в вузе особое значение обучающихся, в нашем случае курсантов и слушателей, уделяется результативной части будущей, приобретаемой профессиональной деятельности в ущерб учету психологических предпосылок, определяющих содержательную результативность. По мнению автора, представления о будущей профессии формируются под воздействием деятельности и определяют ее развитие в дальнейшем [7]. Анализ научных мнений также позволяет сказать о наличии необходимости регулярной, первостепенной коррекции представлений обучающихся о будущей профессии с учетом педагогических особенностей, что позволяет избежать нежелательности мгновенного, необдуманного их развития. В противном случае мы можем наблюдать процесс формирования ограниченных узким кругом, поставленных в рамки действующей ситуации представлений о будущей профессии, что приведет к замедлению дальнейшего профессионального роста новоиспеченных специалистов [6]. Психолого-педагогические условия динамики представлений о будущей профессии встречаются как в учебном процессе, так в практико-ориентированном подходе с учетом реализации требований о прохождении различного рода практик в процессе обучения.
Подводя итог анализу изученности и сформированное™ теоретического подхода к проблеме, поставленной в работе, следует сделать вывод, о том, что особенностью процесса формирования и коррекции представлений о будящей профессии специалистов по делам несовершеннолетних органов внутренних дел является системный подход теоретического и практического обучения с учетом уровня сформи-рованности и процесса формирования надпрофесси-ональных коммуникативных компетенций. Обучение и профессиональная подготовка к профессиональной служебной деятельности, основой которой являются этические аспекты взаимодействия, предполагают оформление специального менталитета будущих специалистов для органов внутренних дел МВД России. Субъектные и предметные подсистемы представлений о будущей профессии курсантов и слушателей психолого-педагогического и юридического профилей и особенности корректировки этих подсистем являются неотъемлемой частью учебного процесса.
Профессиональное самоопределение и динамика представлений о будущей профессии не отождествляется с процессом одномоментного выбора и не завершаются к моменту окончания профессиональной подготовки по выбранной специальности. Этот процесс продолжается, видоизменятся в протяжении всей жизни и трудно с этим не согласиться. Предметом исследования в работе является только та часть, которая характеризует степень изменения представлений о будущей профессии именно в процессе профессионального обучения в вузах системы МВД России.
Следует обратить внимание, на недостаточность
SCIENCES
или искаженность представлений о будущей профессии, которые оказывают существенное влияние на тот факт, который можно наблюдать при отказе дипломированного специалиста от службы в органах внутренних дел по своей специальности. Под первоначальном представлении о будущей профессии следует понимать некую совокупность уже имеющейся у обучающегося информации о той или иной специальности, профиле подготовки, его общей осведомленности о многообразии сфер профессиональной деятельности, их оценка с точки зрения престижа и признания в обществе, а так же к определенной существенной привлекательности. Как отмечает В. Н. Обносов, «динамическое информационное образование, структура и содержание которого зависит от его целевого назначения и есть отражение человеческого «Я» через профессию» [8]. Мотивационной функцией в случае как раз является самоопределение профессионального выбора, это определяет эмоциональное отношение к особенностям будущей профессии, например отношение к возможности применения в профессиональной деятельности мер принуждения, а также влияет на будущие профессиональные намерения курсанта и слушателя. Следует отметить, что чем более реалистичны представления о выбираемой профессии, тем правильнее отношение к ней и, следовательно, устойчивее ее выбор [9]. Е. А. Климов утверждает, что на этапе первичной адаптации для профессиональных представлений первокурсников характерны такие особенности как фрагментарность, неадекватность требованиям профессии. Представления о профессии у первокурсников являются весьма упрощенными, схематичными, не отражающими специфики своей профессии. Профессиональные представления недостаточно отчетливы, ярки и целостны [10]. При помощи представлений будущие специалисты формируют мысленный образ будущей профессии. По мнению В. С. Зибровой образ профессии - внутреннее образование, имеющее характер обобщенности и отражающее становление профессионального сознания как субъективного процесса. Ученые выделяет такие компоненты образа профессии как: цели профессиональной деятельности, средства, используемые специалистом в этой области, и ее специфическую предметную область - набор взаимосвязанных признаков, свойств вещей, процессов, явлений, как бы «противостоящих» человеку в труде [11]. Существует два образа профессии: реальный и идеальный. Образ идеальной профессии во многом определяется на основании Я-реального и Я-идеального представлений о себе. Чем более схожи образ идеальной и реальной профессии, тем положительнее отношение к своей специальности, тем больше мотивации при овладении данной профессией [12]. Данные положения определенно применимы и в отношении представлений о профессиональной деятельности сотрудника полиции и тем более сотрудника подразделений по делам несовершеннолетних обучающихся по специальности «социальный педагог».
Библиографический список
1. Вишневский, Ю. Р. Тренды высшего профессионального образования: профессионализация или депрофессионализация? / Ю. Р. Вишневский, Д. Ю. Нархов, Я. В. Дидковская // Образование и наука. 2018. Т. 20. № 1. С. 152-170.
2. Толочек, В. А. Феномен «профессия»: составляющие и структуры / В. А. Толочек // Институт Психологии Российской Академии Наук. Организационная психология и психология труда. 2018. Т. 3. № 2. С. 54-78.
3. Браун, О. А. Динамика системы идентичности личности студентов-психологов / О. А. Браун, М. Г. Ар-кузин // Комплексные исследования человека: психология: материалы VII Сибирского психологического форума. Томск, 2017. С. 30-33.
4. Рогов, Е. И. Значение профессиональных представлений в подготовке будущих специалистов / Е. П. Рогов // Совет ректоров. 2012. № 9 (59). С. 28-36.
5. Володина, К. А. Изучение представлений студентов-психологов об образе будущей профессии на начальных этапах обучения в вузе / К. А. Володина // Альманах современной науки и образования. 2014. № 10 (88). С. 53-56.
6. Москвичева, Н. Л. Динамика образа профессии и мотивации учебной деятельности у студентов начальных курсов / Н. Л. Москвичева // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. 2010. № 4. С. 38-44.
7. Обносов, В. Н. Представления будущих педагогов о своей профессии и их динамика в процессе обучения / В. Н. Обносов // Наука и образование. 2019. № 1. С. 11.
8. Обносов В. Н. Представление о профессии как фактор профессионального самоопределения учащихся ПТУ : дис. ... канд. психол. наук/ В. Н. Обносов. М., 1998. 190 с.
9. Брагина, В. Д. Влияние представлений о выбранной профессии на профессиональное самоопределение учащейся молодежи : автореф. дис. ... канд. психол. наук/В. Д. Брагина. М., 1976. С. 21.
10. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения : учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Е. А. Климов. М. : Издательский центр «Академия», 2004. 304 с.
11. Зиброва, С. В. Профессиональное сознание: репрезентация и образ профессии : дис. ... канд. психол. наук/С. В. Зиброва. Красноярск, 1999. 122 с.
12. Овсянникова, В. В. Динамика «образа своей профессии» в зависимости от степени приобщения к ней / В. В. Овсянникова // Вопросы психологии. 1981. №5. С. 133-137.
Bibliographic list
1. Vishnevsky, Yu. R. Trends in higher professional education: professionalization or deprofessionalization? / Yu. R. Vishnevsky, D. Yu. Narkhov, Ya. V. Didkovskaya // Educationand Science. 2018. Vol. 20. No. 1. P. 152-170.
2. Tolochek, V A. The phenomenon of «profession»: components and structures / V. A. Tolochek // Institute of
!СКИЕ НАУКИ 163
Psychology of the Russian Academy of Sciences. Organizational psychology and labor psychology. 2018. Vol. 3. No. 2. P. 54-78.
3. Brown, O. A. Dynamics of the personality identity system of psychology students / O. A. Brown, M. G. Arku-zin// Complex human studies: psychology: materials of the VII SiberianPsychological Forum. Tomsk, 2017. P. 30-33.
4. Rogov, E. I. The importance of professional representations in the training of future specialists / E. I. Rogov // Council of Rectors. 2012. No. 9 (59). P. 28-36.
5. Volodina, K. A. Studying the ideas of psychology students about the image of a future profession at the initial stages of study at a university / K. A. Volodina // Almanac of modern science and education. 2014. No. 10 (88). P. 53-56.
6. Moskvicheva, N. L. Dynamics of the image of the profession and motivation of educational activity among primary school students / N. L. Moskvicheva // Bulletin of St. Petersburg University. Episode 12. Psychology. Sociology. Pedagogy. 2010.No.4.P. 38-44.
7. Obnosov, V N. Representations of future teachers about their profession and their dynamics in the learning
process / V. N. Obnosov // Science and Education. 2019. No. 1. P. 11.
8. Obnosov V N. The idea of a profession as a factor of professional self-determination of vocational school students : dis.... cand. psychological sciences /VN. Obnosov. M., 1998. 190 p.
9. Bragina, V. D. The influence of ideas about the chosen profession on the professional self-determination of students: abstract. ... cand. psychological sciences/V. D. Bragina. M., 1976. P. 21.
10. Klimov, E. A. Psychology of professional self-determination : a textbook for students of higher pedagogical educational institutions / E. A. Klimov. M. : Publishing Center «Academy», 2004. 304 p.
11. Zibrova, S. V. Professional consciousness: representation and image of the profession : dis. ... cand. psychological sciences / S. V. Zibrova. Krasnoyarsk, 1999. 122 p.
12. Ovsyannikova, V. V Dynamics of the «image of one's profession» depending on the degree of familiarization with it / V V Ovsyannikova // Questions of psychology. 1981. No. 5. P. 133-137.
Информация об авторе И. В. Потапенкова - кандидат юридических наук, доцент.
Information about the author I. V. Potapenkova - Candidate ofLaw, Associate Professor.
Статья поступила в редакцию 14.11.2023; одобрена после рецензирования 12.12.2023; принята к публикации 25.12.2023.
The article was submitted 14.11.2023; approved afterreviewing 12.12.2023; acceptedforpublication25.12.2023.
Эстетическая культура
и
эстетическое воспитание
СОТРУДНИКОВ
ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ
ОРГАНОВ
Эстетическая культура и эстетическое воспитание сотрудников правоохранительных органов : учебное пособие / Под ред. И. А. Калиниченко, В. В. Горохова [и др.]. М. : ЮНИТИ-ДАНА. 431 с. Гриф УМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки.
ISBN: 978-5-238-03429-4
Эстетическая культура, сформированная на основе системных эстетических знаний, способствует осознанию социальной значимости своей профессии сотрудника правоохранительных органов, помогает в конкретных ситуациях использовать полученные знания, профессионально взаимодействовать с коллегами, гражданами, со СМИ и т. д. Цель учебного пособия - помочь обучающимся освоить наиболее важные категории эстетики, получить представление об основных этапах развития эстетической мысли, познакомить с решением ключевых эстетических проблем и использовать полученные знания в своей профессиональной деятельности.
Для слушателей и курсантов системы образовательных учреждений правоохранительных органов.
164
PEDAGOGICAL SCIENCES