V7TK" 147 I(¡9£Г№2022 Контент доступен по лицензии СС BY-NC 4.0
у A14 J / . J / о. 1-+ / |(сс) tjJCSj This is an open access article under the CC BY-NC 4.0 license
QQJ. | (j 57145/27129780 2022 11 01 06 lfcae3MI^Mhttps://cteativecommons.otg/licenses/by-nc/4.0/)
ФОРСАЙТ-СЕССИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ У СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ
© Автор(ы) 2022
ЧЕРЕМИСКИНА Ирина Игоревна, кандидат психологических наук, доцент кафедры философии и юридической психологии
SPIN: 456-5420
AuthorlD: 721029
ORCID: 0000-0003-4201-1990
АНДРЕЕВА Ольга Владимировна, кандидат философских наук, доцент кафедры философии и юридической психологии Владивостокский государственный университет экономики и сервиса 690014, Россия, Владивосток, [email protected]
SPIN: 6848-0098 AuthorlD: 1038722 ORCID: 0000-0003-0975-0126 ScopusID: 57224935646
Аннотация. Размытые представления о профессии и об условиях труда у выпускников Вузов являются одним из важных аспектов проблемы трудоустройства. Формирование гармоничного, объективного образа будущей профессии у молодежи способствует устойчивому положительному отношению к будущей профессии, направленности на совершенствование профессиональных навыков, изучению области применения выбранного вида труда, удовлетворению материальных и духовных потребностей молодого человека. В системе профессионального обучения необходимо делать особый акцент на формирование реалистичных представлений о будущей профессии, что выступает «профилактикой» снижения мотивации студентов; повышает возможности будущего карьерного роста. Целью исследования выступила апробация эффективности форсайт-сессии как средства формирования представлений о будущей профессии у студентов-психологов. Результаты первого этапа исследования представлений о будущей профессии, отраженные в данной статье, были получены на группах студентов первого и четвертого курсов, обучающихся по направлению подготовки «Психология». Было выявлено, что в мотивах выбора профессии у студентов 1-ого и 4-ого курсов различий нет: в обеих группах были выявлены внутренние индивидуально значимые мотивы. При этом было установлено, что у студентов 1-ого курса проявлена большая несогласованность в представлениях об эмоциональном и нравственном аспекте развития будущего специалиста в выбранной профессии, а также его профессионально важных качествах. Результаты второго этапа исследования показали, что использование технологии форсайт-сессии в образовательном процессе детализирует и расширяет представления студентов-психологов о будущей профессиональной деятельности и может быть использована для решения задач по формированию представлений о будущей профессии.
Ключевые слова: форсайт-сессия, обучение в ВУЗе, студенты, представление о профессии, профессиональные качества, образ будущей профессии, активные методы обучения, ассоциативный тест, семантический дифференциал, молодежь.
FORESIGHT-SESSION AS A WAY TO FORM IDEAS ABOUT A FUTURE PROFESSIONAL OCCUPATION AMONG STUDENT-PSYCHOLOGISTS
© The Author(s) 2022
CHEREMISKINA Irina Igorevna, PhD in Psychology, associate professor at the Department
of Philosophy and Legal Psychology ANDREEVA Olga Vladimirovna, PhD in Philosofy, associate professor at the Department
of Philosophy and Legal Psychology Vladivostok State University of Economics and Service 690014, Russia, Vladivostok, [email protected] Abstract. Blurred notions about the profession and working conditions of university graduates are one of the important aspects of the problem of employment. The formation of a harmonious, objective image of the future profession among young people contributes to a stable positive attitude towards the future profession, focusing on improving professional skills, the study of the field of application of the chosen type of work, Satisfying the material and spiritual needs of the young person. In the system of professional training it is necessary to put special priority on the formation of realistic ideas about the future profession, which serves as «prevention» of reducing the motivation of students; increases the opportunities for future career growth. The purpose of the study was to test the effectiveness of the foresight-session as a means of forming ideas about the future profession in student psychologists. The results of the first stage of the study of ideas about the future profession, reflected in this article, were obtained in groups of students of the first and fourth courses, studying in the educational program «Psychology». It was found that the motives for choosing a profession did not differ between students of the 1-st and 4-th courses: internal motives of individual significance were identified in both groups. At the same time, it was found that students of the first year showed a large lack of coordination in the concepts of the emotional and moral aspect of the development of the future specialist in the chosen profession, as well as his professionally important qualities. The results of the second stage of the study showed that the use of the technology of a foresight-session in the educational process details and expands the representation of students-psychologists about future professional activity and can be used to solve problems of forming of ideas about the future profession.
Keywords: foresight-session, studying at the university, students, idea of the profession, professional qualities, the image of the future profession, active teaching methods, associative test, semantic differential, youth.
ВВЕДЕНИЕ
Причастность к той или иной профессии является вариантом дифференциации социального пространства. Профессиональная самореализация - это составная часть самоидентификации личности, одна из целей человеческих устремлений [1; 2]. Оценка того, как студент
соотносится со своей будущей профессией, проживает её, является важной задачей профессионального обучения [3]. На данный момент экономического развития нашей страны актуальной проблемой является трудоустройство выпускников ВУЗов по профилю обучения, предлагаются и пути решения этой проблемы, которые
ЧЕРЕМИСКИНА Ирина Игоревна и другие ФОРСАЙТ-СЕССИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ...
преимущественно лежат в плоскости взаимодеиствия университетов и работодателей. Однако имеющиеся сложности обусловлены различными факторами, как объективными, так и субъективными. Безусловно, выбору профессии предшествуют имеющиеся представления о ней у старшеклассников, однако, в процессе обучения эти представления трансформируются и становятся основой успешной первичной профессиональной адаптации или препятствуют ей [4; 5; 6; 7; 8]. Сложно выполнять свои трудовые обязанности без понимания того, что, собственно, необходимо сделать, какими профессиональными и личностными качествами необходимо обладать. Таким образом, можно сказать, что размытые представления о своей профессии, условиях и субъективной составляющей труда у выпускников могут являться причиной сложностей в процессе их профессионального становления.
Образ профессии есть отражение в сознании студента наиболее значимого содержания профессии, и это есть основа, благодаря которой новые знания не остаются разрозненными, а интегрируются в целостную структуру. Формирование образа профессии заключается в объединении различных сведений о профессии воедино, установлении их взаимосвязи, что позволяет определить значение каждого нового знания в его отношении к уже имеющемуся содержанию [9; 10]. На создание образа профессии большое влияние оказывают факторы, прямо или косвенно формирующие профессиональное определение молодежи: изучение этих факторов даст возможность молодому поколению более осознанно подойти к выбору будущей профессии [11]. Формирование образа будущей профессии у молодежи способствует гармоничному развитию личности, а также способствует развитию положительного отношения к будущей профессии, интересов, склонностей, способностей: совершенствованию профессиональных навыков, удовлетворению материальных и духовных потребностей, изучению области применения выбранного вида труда [12]. Представления о профессии являются содержательным компонентом образа профессии и являются системой знаний, убеждений и переживаний, связанных с той или иной профессией. Представления о профессии изменчивы и представляют собой отражение собственного «Я» через профессию [13; 14]. Динамика представлений о профессии в процессе обучения является очевидной, однако, к концу обучения в ВУЗе представления студентов не всегда реалистичны и объективны [15; 16]. Система профессионального обучения должна делать особый упор на формирование реалистичных представлений о будущей профессии: это необходимо для формирования положительного образа будущей профессии, интереса к получаемой профессии, исследовательской деятельности, а также выступает «профилактикой» снижения мотивации студентов [17; 18].
Современный образовательный процесс требует включения активных методов обучения, например, различных видов тренингов и мастер-классов, имеющих разные цели, методы, техники. Участвуя в деятельности подобного рода, студенты получают новые навыки, развивают определённые способности и приобретают полезные знания. Деятельность, связанная с участием студентов в тренингах или мастер-классах, помогает, в том числе, сформировать представления о том, какие навыки и компетенции необходимо им иметь или развивать, какими знаниями необходимо обладать для того, чтобы быть успешным в своей сфере деятельности [19]. Перспективным методом в этом направлении является форсайт-сессия (или форсайт-проект) [20; 21]. Форсайт-сессия представляет собой систему мероприятий по определению и созданию будущего. В рамках форсайт-сессии реализуются попытки оценить долгосрочные изменения в ключевых сферах общества, что особо важно, так как будущая профессиональная деятельность нынешних студентов неразрывно связана с интегральным
образом будущего нашего общества в целом. Форсайт предполагает совместную работу участников на карте времени с образами и схемами, позволяет проектировать свою текущую деятельность так, чтобы усилить вероятность желаемых событий [22; 23; 24; 25].
Исходя из описанных возможностей форсайт-сессии по моделированию будущего и ресурсов активных методов обучения особую актуальность представляет оценка эффективности этого средства для формирования более объективных представлений о будущей профессии у студентов, чтобы предотвратить трудности в их профессиональной самореализации. Целью исследования выступила апробация эффективности форсайт-сессии как средства формирования представлений о будущей профессии у студентов-психологов. Практическая значимость полученных результатов обуславливается возможностью применения форсайт-сессии в качестве средства формирования представлений о будущей профессии у студентов разных направлений подготовки в процессе их обучения. Полученные данные могут расширить имеющиеся научные представления о специфике представлений о будущей профессии у студентов на разных курсах обучения.
МЕТОДОЛОГИЯ
Предметом исследования выступали представления
0 профессии у студентов-психологов. В основу исследования были положены предположения о том, представления о будущей профессии у студентов-психологов на разных курсах обучения качественно различаются, но при этом характеризуются низкой объективностью; форсайт-сессия является эффективным средством формирования представлений о будущей профессии у студентов-психологов.
Исследование проводилось в два этапа. Репрезентативную выборку первого этапа исследования составили 36 человек в возрасте от 17 до 25 лет. Это были студенты женского и мужского пола, 27 респондентов
1 курса, 9 респондентов 4 курса. На втором этапе исследования выборку составили 17 человек в возрасте 19-20 лет, студенты второго курса направления «Психология». Первый этап исследования был проведён весной 2020-го года. На данном этапе, в виду неблагоприятной эпидемиологической обстановки в Приморском крае исследование проводилось в онлайн-формате: все необходимые для проведения исследования методики были преобразованы для использования и проведения в электронном формате. Для изучения представлений о профессии были подобраны четыре методики: ассоциативная методика, семантические дифференциалы «Профессия» и «Профессионал» В.П. Серкина и методика «Мотивы выбора профессии» Р.В. Овчаровой. Второй этап исследования подразумевал под собой разработку и проведение форсайт-сессии, направленной на формирование и развитие представлений о профессии у студентов-психологов второго курса обучения, а также проведение четырёх вышеуказанных методик два раза (до и после форсайт-сессии). Респондентам, согласившимся принять участие в исследовании, были высланы электронные бланки следующих методик: ассоциативная методика, семантические дифференциалы «Профессионал» и «Профессия» В.П. Серкина, методика «Мотивы выбора профессии» Р.В. Овчаровой. Психосемантические методы давно подтвердили свою валидность в плане исследования представлений [26]. На первом этапе исследования перечисленные группы прошли методики в течение 3-х дней (06.08.2020 - 08.05.2020). На втором этапе исследования респондентам, согласившимся принять участие в исследовании, так же были высланы электронные бланки вышеизложенных методик. Первый раз методики были высланы и пройдены 24.05.2021, во второй раз через неделю - 31.05.2021. Непосредственно форсайт-сессия была проведена 28.05.2021. Для анализа полученных в исследовании данных использовались: количественные математико-статистические методы обработки резуль-
татов эмпирического исследования (непараметрический критерий U-Манна-Уитни), контент-анализ, качественный анализ данных, также проводилась интерпретация полученных данных.
РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате проведения психодиагностического исследования по методике «Мотивы выбора профессии» Р.В. Овчаровой были получены данные о направленности мотивации разных групп испытуемых. Было выявлено, что в группах студентов 1-го и 4-го курсов количественно преобладают внутренние индивидуально значимые мотивы. Статистическая обработка данных групп с помощью непараметрического критерия U-Манна-Уитни (уровень значимости - 0,05) показала, что статистически значимых различий между показателями не обнаружено. Внешние положительные и внешние отрицательные мотивы практически не представлены в обеих выборках студентов.
Исследование представлений студентов-психологов 1-го курса и 4-го курса с применением семантического дифференциала В.П. Серкина «Профессионал» показало совпадающие характеристики личности профессионала-психолога в обеих группах. Так, в групповые семантические универсалии оценки профессионала-психолога при 10 % интервале допуска вошли следующие совпадающие дескрипторы: квалифицированный; компетентный; образованный; творческий; целеустремленный; неравнодушный; добросовестный; внимательный; развивающийся; подготовленный; ответственный. Было отмечено, что количество характеристик, обозначенных группой студентов 1-го курса больше, чем количество характеристик у группы студентов 4-го курса. Выявленная частичная несогласованность во взглядах на профессионала-психолога у студентов разных курсов направления «Психология» проявилась в том, что в группе студентов 1-го курса было получено большее количество различных характеристик, связанных с эмоциональным и нравственным аспектом развития специалиста (гуманный), выбранной специализацией и методом взаимодействия с окружением (практик, лидер), профессиональными качествами (способный, умеющий «подать себя», помогающий). У студентов 4-ого курса в сравнении со студентами 1-ого курса было выявлено большое количество совпадающих дескрипторов: совпали 11 из 12 дескрипторов: различие отмечено только по дескриптору «работоспособный».
Расчет групповых семантических универсалий при 10 % интервале допуска по результатам применения семантического дифференциала В.П. Серкина «Профессия» показал следующее. Бакалавры-психологи 1-го курса определяют психологию как профессию, в которой необходимо постоянно работать над своей квалификацией, компетентностью (дескрипторы: квалифицированная, развивающая). Студентами 1-ого курса осознаётся сложность получаемой профессии (сложная, высокоответственная). Также эта профессия определяется как непосредственно связанная с людьми (коммуникабельная, связанная с людьми, помогающая). Также студенты 1-ого курса описывают свою будущую профессию как значимую и осмысленную. Студенты 4 курса характеризуют будущую профессию как полезную, помогающую людям (помогающая, преобразующая), квалифицированную; сложную; высокоответственную и непосредственно связанную с людьми (коммуникабельная, связанная с людьми). Анализ общих дескрипторов содержания представлений о будущей профессии в группах студентов-психологов показал, что большинство студентов 1-ого курса согласны с тем, что профессия «психолог» - это сложная специальность, требующая определённой квалификации, призванная в том числе помогать людям и находить с ними общий язык. В то время как студенты 4-го курса в описаниях больше опираются на такие характеристики, как «преобразующая» и «интересная», также связывают изучаемую про-
фессию с разного рода значимостью.
Результаты ассоциативного теста были обработаны методом контент-анализа. Полученные данные были объединены в категории: «средства труда» (то, чем работает психолог); «эмоции» (то, с чем работает психолог); «профессионал», «личностные качества профессионала» и «субъект труда», «цель труда». Выраженность категорий у студентов 1-го и 4-ого курсов оказалось сходным. Наиболее выраженной в обеих группах является категория «средства труда» (38 % / 36 %). У 1-ого курса эта категория представлена такими ассоциациями, как: «знание» (4), «рефлексия» (4), «консультация» (3), «психоанализ» (3); у 4-ого курса - «консультация» (3), «психотерапия» (3), «диагностика» (2), «рекомендация» (2) и т.д. На втором месте по вкладу в общее разнообразие ассоциаций находится категория «предмет труда», занимающая 31 % от общего разнообразия у первого курса и 16 % у четвертого. Данная категория у 1-го курса представлена следующими ассоциациями: «эмоции» (4), «проблемы» (4), «характер» (3), «чувства» (2), у четвертого - «психика» (2), «поведение» (2) и т.д. Приблизительно равны по процентному соотношению в обеих группах оказались следующие категории: «профессионал» (7 % / 9 %), «личностные качества профессионала» (7 % / 11 %) и «субъект труда» (8 % / 8 %), «цель труда» (6 % / 9 %). Менее всего в обеих группах представлена категория: «условия труда» (2 % / 1,56 %). Необходимо отметить большое разнообразие одиночных ассоциаций в обеих группах, что может, с одной стороны, свидетельствовать о когнитивном разнообразии респондентов в оценке данного стимула, с другой стороны - говорить о возможной несформированности представлений о данном стимуле. Следует отметить, что представления о профессии у студентов 1-го курса достаточно стереотипичны, не специализированы. Однако, результаты обследования студентов 4-го курса говорят о том, что ассоциации студентов 4-го курса психологов также являются достаточно стереотипными.
Для активизации процесса формирования представлений о профессии у студентов-психологов была организована форсайт-сессии. На втором этапе исследования была проведена сравнительная характеристика результатов проведения методик до проведения специально разработанной форсайт-сессии и после её проведения. В результате проведения психодиагностического обследования студентов-психологов по методике «Мотивы выбора профессии» Р.В. Овчаровой после проведения форсайт-сессии были сделаны вывод о том, что проведение форсайт-сессии не повлияло на преобладающий мотив выбора профессии у студентов-психологов. Большая часть дескрипторов, вошедших в семантическую универсалию оценки «Профессионала-психолога» до и после проведения форсайт-сессии совпадает, выявлено 7 дескрипторов до проведения форсайт-сессии (квалифицированный; компетентный; образованный; ответственный; помогающий; добросовестный; развивающийся) и 10 дескрипторов после проведения форсайт-сесссии (квалифицированный; компетентный; образованный; ответственный; помогающий; неравнодушный; добросовестный; заинтересованный; развивающийся, гуманный). В результате проведения психодиагностического обследования студентов-психологов до и после проведения форсайт-сессии по семантическому дифференциалу В.П. Серкина «Профессия» было получено следующее: все дескрипторы, входившие в семантическую универсалию до форсайт-сессии, сохранились в ней после проведения нами программы. Добавился только один дескриптор оценки будущей профессии - «творческая». Большая часть дескрипторов, вошедших в семантическую универсалию оценки будущей профессии в группе студентов-психологов до и после проведения форсайт-сессии, совпадает: 8 дескрипторов до проведения форсайт-сессии (квалифицированная; многосторонняя; высокоответственная; помогающая; значимая; осмыс-
ЧЕРЕМИСКИНА Ирина Игоревна и другие ФОРСАЙТ-СЕССИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ...
ленная; коммуникабельная; связанная с людьми) и 9 дескрипторов после проведения форсайт-сесссии (квалифицированная; многосторонняя; высокоответственная; творческая; помогающая; значимая; осмысленная; коммуникабельная; связанная с людьми). Появление после проведения форсайт-сессии такого дескриптора как «творческая» можно связать с тем, что в ходе форсайт-сессии студентами была отмечена высокая изменчивость профессии психолога, которая требует от профессионала гибкости поведения, творческих способностей.
Результаты ассоциативного теста показали, что изменилось процентное соотношение между категориями оценки студентами-психологами будущей профессии и возросло общее количество ответов по сравнению с результатами до проведения форсайт-сессии: до проведения программы было получено 105 ответов по данной методике, после - 130 ответов. Полученные нами результаты позволяют сказать, что форсайт-сессия могла способствовать расширению семантического поля оценки будущей профессии, следовательно, и представлений о ней у студентов-психологов. Категории «Результат труда» и «Условия труда» увеличились в процентном соотношении после проведения форсайт-сессии. Наиболее часто встречающимися ассоциациями до проведения форсайт-сессии были: консультация, психика, помощь, рефлексия, эмоции; после - консультация, психика, помощь, рефлексия, эмпатийность. Такие ассоциации, как «консультация» и «рефлексия» относятся к категории анализа «средства труда»; «психика» и «эмоции» - к категории «предмет труда»; «помощь» - к категории «цель труда»; и, наконец, «эмпатийность» - к категории «личностные качества профессионала». Таким образом, мы видим, что до проведения форсайт-сессии, в превалирующих ассоциациях находились слова, относящиеся к трём разным группам анализа (средства труда, предмет труда и цель труда). В результатах, полученных после проведения форсайт-сессии, можно увидеть увеличение количества категорий анализа в связи с появлением категории «личностные качества профессионала».
ОБСУЖДЕНИЕ
Полученные нами в исследовании данные подтверждают результаты Т.С. Тимофеевой и Л.Е. Солянки-ной [15] о том, что к концу обучения в ВУЗе у студентов не всегда сформированы объективные представления о будущей профессии, не смотря на их включенность в профессиональную деятельность в ходе производственной практики. То есть можно предположить, что стандартные формы обучения не решают задачу формирования объективных представлений о будущей профессии у студентов. Форсайт-сессия - это комплекс мероприятий, в рамках реализации которых именно на участников, в нашем случае - студентов, ложится роль моделирования будущего общества в целом. Опираясь на эту модель, студенты формируют собственное представление о социально-экономических процессах, которые становятся основой для выделения значимых трудовых функций и расширения представлений о будущей профессии в целом. Форсайт-сессия является одним из активных методов работы со студентами, проведенное нами исследование показало его эффективность в плане расширения семантического поля представлений о будущей профессии у студентов-психологов, конкретизируются представления о требуемых профессионально-важных качествах психолога, условиях его труда и результате. Полученные данные дают основание считать форсайт-сессию эффективным способом работы с представлениями о будущей профессии у студентов разных направлений в образовательном процессе.
ВЫВОДЫ
В ходе эмпирической части исследования была проведена оценка эффективности форсайт-сессии как средства формирования представлений о будущей профессии у студентов-психологов. На первом этапе исследования, в ходе которого изучались представления
о будущей профессии студентов, обучающихся на 1-ом и 4-ом курсах направления подготовки «Психология» ВГУЭС, по методике «Мотивы выбора профессии» статистически значимые различия обнаружены не были. Исходя из результатов, полученных по итогам проведения методики «Профессионал», в группе студентов 1-го курса мы видим большее количество различных несовпадающих характеристик, связанных с эмоциональным и нравственным спектром развития специалиста, выбранной специализацией и методом взаимодействия с окружением, профессиональными качествами. Исходя из результатов методики «Профессия», мы можем увидеть, что студенты 1-го и 4-го курсов больше описывают изучаемую профессию как развивающую, личностно и общественно значимую специальность. Результаты частотного анализа данных ассоциативного теста говорят о том, что обе группы связывают свои ассоциации по большей части с психологическим консультированием, помощью людям, а также непосредственно обозначают, с чем и с помощью чего работает психолог. В целом, представления о профессии у студентов 1-го курса достаточно унифицированы, не специализированы. В результате исследования было отмечено небольшое количество ассоциаций, которыми оперируют студенты, описывая будущую профессиональную деятельность, а также то, что большинство ассоциаций были достаточно общими. Также проанализировав данные, полученные в результате первого этапа исследования, были сделаны выводы о необходимости дополнительной активизации процесса формирования представлений о профессии у студентов-психологов.
На втором этапе исследования была разработана и проведена форсайт-сессия, в перспективе способствующая развитию представлений о будущей профессии у студентов. До и после проведения форсайт-сессии, было проведено обследование по обозначенным выше методикам. По методике «Мотивы выбора профессии» не было обнаружено каких-либо различий. В результате проведения методики «Профессионал» были обнаружены различия в данных, полученных до и после проведения форсайт-сессии: появились новые дескрипторы, что может говорить о конкретизации представлений в отношении этих характеристик, когда речь заходит о личностных свойствах профессионала-психолога. Результаты контент-анализа данных ассоциативного теста говорят о том, что в данных, полученных после проведения форсайт-сессии, мы видим увеличение количества категорий анализа, что может говорить об увеличении общего разнообразия ассоциаций у студентов.
В результате проведённых мероприятий можно сказать, что после проведения форсайт-сессии увеличилось количество и качество ассоциаций, предоставленных студентами, увеличилось разнообразие полученных нами данных. Получение положительных изменений в результате проведения данной работы говорит о том, что использование технологии форсайт-сессии детализирует и расширяет представление студентов о будущей профессии, а потому может быть использована при разработке различных вспомогательных учебных программ и техник для решения задач по формированию представлений о будущей профессии.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Плужникова Н.И. Психологическая характеристика профессиональной самореализации как условие развития профессиональных компетенций //Психологические проблемы самореализации современной молодежи: материалы VI Международного семинара молодых ученых и аспирантов, Тамбов, 23 апреля 2014 года / отв. ред. Н.А. Коваль. — Тамбов: Тамбовская региональная общественная организация «Общество содействия образованию и просвещению «Бизнес -Наука — Общество», 2014. С. 122-127.
2. Байлук В.В. Профессиональная деятельность и профессиональная самореализация личности // Профессиональная самореализация личности в современном социуме: сборник научных трудов по материалам III Международного форума, Екатеринбург, 20 марта 2014 года. — Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2014. С. 8-11.
3. Мардахаев Л.В. Профессиональная идентификация в процес-
се профессионально-ориентированной социализации обучаемых // ЦИТИСЭ. 2019. № 1(18). С. 9.
4. Комиссарова Т.Ю. Представления о профессиях как фактор профессионального самоопределения старшеклассников // Студенческий электронный журнал СтРИЖ. 2018. № 5(22). С. 77-82.
5. Андреева Л.В., Татакова Л.Г. Формирование профессиональных представлений и мотивации выбора профессии старшеклассников //European Scientific Conference: сборник статей XIIМеждународной научно-практической конференции: в 2 ч., Пенза, 07 ноября 2018 года.
— Пенза: «Наука и Просвещение» (ИП Гуляев Г.Ю.), 2018. С. 158-160.
6. Реан А.А., Чепурная Ю.В., Федосеева А.В Психологическая адаптация и становление выпускника высшего учебного заведения в период перехода к профессиональной деятельности // Защити меня. 2018. № 3. С. 22-29.
7. Glerian N., Hupli M., Haavisto E. Young peoples' perceptions of the nursing profession: An integrative review // Nurse Education Today. 2017. Т. 57.С. 95-102
8. White S., Lambert S., Visker J., Banez C., Lasser B., Cichon T., LeongM., DunseithM., Cox C. Public health education student stereotypes of other health professions before and after an interprofessional education program. //Health Professions Education. T. 5. 2019. С. 120-125.
9. Володина К.А. Восприятие собственной карьеры на этапе ее завершения //Молодой учёный. 2014. № 73. С. 244-247.
10. Zholudeva S., Ulybysheva I., Ivanova L. Professional Representations of Students in Context of the Development of Digital Technologies// XIV International Scientific Conference «Interagromash 2021». 2021. Т. 247. С 603-612. D0I:10.1007/978-3-030-80946-1_56
11. Kreber C. The idea of a 'decent profession': implications for professional education // Studies in Higher Education. 2019. Т. 44. №. 4. С. 696-707.
12. Ильинский С.В. Роль образа профессии в учебной деятельности студентов-психологов // Слагаемые качества современного гуманитарного образования: Материалы XV международной научно-методической конференции, Тольятти, 12-13 октября 2017 года / Филиал ЧОУ ВО «СаГА» в г. Тольятти; редкол.: Р.В. Закомолдин, С.В. Быков. — Тольятти: Самарская гуманитарная академия. 2018. С. 118121.
13. Обносов В.Н. Представления о профессии как фактор профессионального самоопределения учащихся ПТУ: дис. ... канд. психол. наук. М., 1998. 190 с.
14. Bayerl P., Horton K., Jacobs G. How do we describe our professional selves? Investigating collective identity configurations across professions // Journal of Vocational Behavior. 2018. C. 168-181.
15. Тимофеева Т.С., Солянкина Л.Е. Образ профессии у студентов-психологов как показатель профессиональной идентичности // Психолого-педагогический поиск. 2022. № 1(61). С. 188-197.
16. Brown K., Wall P., Butt S., Bennett R. Understanding perceptions of nursing professional identity in students entering an Australian undergraduate nursing degree //Nurse Education in Practice. 2018. Т. 32. С. 90-96.
17. Гусева И.В. Факторы, влияющие на формирование образа профессии у студентов // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2017. № 1. С. 3538.
18. Rabia S.A. Nursing as a profession: Undergraduate female students' perception // TMR Integr Nurs. 2020. Т. 4. №. 2. С. 65-72.
19. Масесьянц М.Г., Базалий Р.В Применение тренингов в образовательном процессе // Молодой исследователь Дона. 2020. № 6(27). С. 66-69.
20. Gavrilenko N.N., Biryukova Y.N. Forecasting the translation profession development: foresight technology // Journal of History Culture and Art Research. 2019. Т. 8. №. 4. С. 123-134.
21. Minghui Z., YeHanrui Y.,Lingling Z. Literature Review and Practice Comparison of Technology Foresight// Procedia Computer Science. 2022. C. 837-844.
22. Демина Н.А. Форсайт-сессии как инструмент профессионального самоопределения молодежи // Профессиональное самоопределение молодежи инновационного региона: проблемы и перспективы: Сборник статей по материалам Всероссийской (национальной) научно-практической конференции, Красноярск - Барнаул - Челябинск
— Омск - Нижний Новгород - Москва - Санкт-Петербург, 02—17 ноября 2020 года / Под общей редакцией А.Г. Миронова. — Красноярск: Красноярский государственный аграрный университет. 2020. С. 2526.
23. Аметова Э.И. Форсайт - сессия как качественный инструмент управления образовательным процессом // Психолого-педагогический взгляд на профессионально- ориентированное образование: сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции: в 2 ч., Оренбург, 26 октября 2017 года. — Оренбург: Общество с ограниченной ответственностью «Агентство международных исследований». 2017. С. 9- 11.
24. Бушенева Ю.И. Особенности организации и проведения форсайт-сессий //XXI Царскосельские чтения: материалы международной научной конференции, Санкт-Петербург, 25—26 апреля 2017 года.
— Санкт-Петербург: Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина, 2017. С. 190-193.
25. Gornostaeva Z.V., Sorokina Y.V. Foresight as a Modern Technology of Strategic Planning and Forecasting // Growth Poles of the Global Economy: Emergence, Changes and Future Perspectives. Springer, Cham. 2020. С. 177-184.
26. Сутович Е.И. Использование психологической семантики в исследовании образов представителей конкретной профессии // Актуальные проблемы психологии труда: теория и практика:
Материалы III Международной научно-практической конференции, Красноярск, 22 ноября 2019 года. — Красноярск: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева». 2019. С. 100-104.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов
The authors declare no conflicts of interests.
Received date: 2022.07.19
Approved date: 2022.08.16
Accepted date: 2022.08.29