ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
УДК 37.036.5-053"465.07/.11"
ББК Ч420.054.45 ГРНТИ 14.25.07 Код ВАК 13.00.01
Днепров Cергей Антонович,
доктор педагогических наук, профессор, Российский государственный профессионально-педагогический университет; 620012, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11; e-mail: [email protected].
Демина Ангелина Юрьевна,
учитель, МАОУ СОШ № 1 с углубленным изучением отдельных предметов им. Б. С. Суворова; 624091, г. Верхняя Пыш-ма, ул. Красноармейская, 6; e-mail: [email protected].
ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В МЕЖЛИЧНОСТНЫЫХ ОТНОШЕНИЯХ НА ОСНОВЕ ТЕАТРАЛИЗАЦИИ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: младшие школьники; нравственные ценности; межличностные отношения; театрализация.
АННОТАЦИЯ. В статье рассмотрены основы усвоения нравственных ценностей младшими школьниками в противоречивом взаимодействии процессов ассоциации (приобщения к ценностям) и диссоциации (отторжения от ценностей) при помощи приоритетной реализации общепедагогического принципа театрализации. Отечественные педагоги К. Д. Ушинский и К. Н. Вентцель считали важным фактором свободу личности в нравственном воспитании, но не свободу от нравственных ценностей. Будучи президентом РАО академик Н. Д. Никандров считал самым важным в образовании - формирование ценностей, отражающих отношения человека к миру и к себе. Однако в современной школе возросло количество проявлений агрессивного поведения во взаимоотношениях между обучающимися и конфликтов с применением холодного и огнестрельного оружия. Не погашают агрессию школьников и переключение на квестовые игры: пейнтбол, лазертаг, страйкбол, фаертаг, хардбол. Один из возможных эффективных способов борьбы с проявлениями агрессии, как показывает отечественный и мировой опыт, - это участие в театральных постановках, способствующих снижению уровня агрессии путем донесения нравственных ценностей до сознания ребенка, играющего роль в спектакле или будучи зрителем. Закон РФ «Об образовании» рекомендует изучение учебных дисциплин (модулей) об основах духовно-нравственной культуры народов РФ, о нравственных принципах и о культурных и исторических традициях мировых религий.
Усвоение учащимися знаний о мировых религиях при изучении в начальной школе учебной дисциплины «Основы религиозных культур и светской этики» обеспечит развитие личности путем интеграции в национальную и мировую культуру.
Dneprov Sergey Antonovich,
Doctor of Pedagogy, Professor, Russian State Vocational Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.
Demina Angelina Jurevna,
Teacher, School №1 with Profound Study of Specific Subjects named after B. S. Suvorov, Verkhnyaya Pyshma, Russia.
FORMATION OF MORAL VALUES OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN IN INTERPERSONAL RELATIONS BASED ON THEATRALIZATION
KEYWORDS: younger schoolchildren; moral values; interpersonal relationships; theatricalization.
ABSTRACT: The article discusses the bases of acquaintance with moral values by younger schoolchildren in the contradictory interaction of the processes of association (acceptance of values) and dissociation (rejection of values) with the help of priority realization of the general pedagogical principle of theatricaliza-tion. Domestic educators K. D. Ushinsky and K. N. Wentzel considered freedom of the individual in moral education to be very important, but it is not freedom from moral values. Being President of the Russian Academy of Education, Academician N.D. Nikandrov believed that a person's attitude to the world and to himself was extremely important in education.
However, in modern school, aggressive behavior is more and more frequent in the relationships between students and many conflicts end with the use of firearms. Quests and games like paintball, laser tag, air-soft, fire-fighting, hardball do not eliminate aggression of schoolchildren. One of the possible effective ways to combat the manifestations of schoolchildren's aggression, as the national and world experience shows, is the participation of children in theatrical productions, which help to reduce the level of aggression by conveying moral values to the consciousness of the child playing a role in the spectacle or as a viewer. The Russia Federation Law "On Education" recommends the study of educational disciplines (modules) on the foundations of the spiritual and moral culture of the Russian peoples, on moral principles and on the cultural and historical traditions of world religions.
Acquaintance with the world religions, studying the academic discipline "The Basics of Religious Cultures and Secular Ethics" in elementary school will ensure the development of the personality through integration into national and world culture.
Младший школьный возраст является одним из наиболее значительных этапов детства. На этом сензитив-ном этапе онтогенеза имеются пока нереализованные возможности для разностороннего развития ребенка и для формирования его межличностных отношений. Интересы и потребности общения со сверстниками должны выступать как коммуникативная основа мотивации для усвоения нравственных ценностей и моральных норм, необходимых для воспитания личности.
На процесс воспитания влияют противоречивые тенденции современной общественной и школьной жизни: ассоциация (приобщение), которая развивается благодаря совместным усилиям педагогов, родителей и обучающихся. Она обеспечивает привлечение младших школьников к нравственным ценностям - к добру, милосердию, альтруизму, чувству долга, восприятию и принятию прав и обязанностей, позитивному отношению к дисциплине и негативному - к анархии, эгоизму. К сожалению, этой тенденции активно противостоит спонтанно развивающаяся диссоциация (отвращение, отторжение от ценностей), вызывающая отчуждение, равнодушие, озлобленность, жестокость.
На разных этапах общественного развития процессы диссоциации могут некоторое время главенствовать над процессами ассоциации, но исторически процессы ассоциации возобладают над процессами диссоциации. Общественное мнение педагогов активно для обсуждения ассоциативных тенденций, а вокруг диссоциации возникают дискуссии в связи с проявлениями разных форм агрессии между обучающимися и учителями. В воспитании необходимо изменить противоречивое традиционное взаимодействие между этими процессами в пользу ассоциации, реализовав на практике педагогический принцип, который бы объективно и комплексно отражал в себе как ассоциативные, так и диссоциативные процессы в воспитании, но взаимодействие между ними направлял в сторону ассоциации.
Действенный способ изменения соотношения между диссоциацией и ассоциацией в пользу последней находим в формуле Вильяма Шекспира «Весь мир - театр, а люди в нем актеры» [29, с. 28], указывающей на существенные возможности ныне недостаточно реализованного «принципа театрализации, необходимого для полноценного становления личности обучающихся» [6, с. 150]. Еще в конце XIX в. К. Н. Вентцель в своей работе о нравственном воспитании утверждал, что лишь в условиях свободы личностного развития и
© Днепров С. А., Демина А. Ю., 2018
творчества возможно полноценное нравственное воспитание человека. Он доказал, что индивидуальное творчество как «высшая духовная способность» и свобода личности в воспитании человека неразрывно связаны и должны быть подчинены общим законам развития общества[4, с. 11].
По словам академика РАО Н. Д. Никан-дрова, воспитание человека - это «всегда воспитание ценностей, воспитание отношения человека к миру, к себе, к другим, к Богу» [20, с. 4]. Поэтому формирование нравственных основ личности необходимо начинать как можно раньше - еще в дошкольном или, в крайнем случае, в самом начале младшего школьного возраста. Однако это не всегда удается воплотить на практике, так как современная школьная жизнь максимально зарегламентирована и поэтому для свободы личностного развития младшего школьника почти нет пространства. Методологической основой для исключения из правил регламентации свободного развития личности в современной школе является театрализация, которая основывается на образно-эмоциональной сфере, игровых принципах сцены, а направленность на педагогическое творчество, творческий индивидуальный стиль педагогической деятельности, личностно ориентированный подход определяют успешность и психолого-педагогическую эффективность в обучении младших школьников [5, с. 7]. В соответствии с принципом театрализации предпочтение отдается ее наиболее эффективным видам: драматизации [16], интерпретации [21] и коммуникации [8, с. 44].
До начала младшего школьного возраста вряд ли можно объективно измерить результаты изменений воспитанности, которые происходят в традиционных системах «родители - дети» и «педагог - обучающиеся», так как дети еще не в состоянии рефлексировать свое поведение.
Современные политические, экономические, этногенетические процессы в обществе, активно воздействующие на воспитание подростков и старших школьников, весьма опосредованно влияют на воспитание младших школьников. Поэтому очень важно, что 87 статья в Законе РФ «Об Образовании в Российской Федерации» гласит: «В целях формирования и развития личности в соответствии с семейными и общественными духовно-нравственными и социокультурными ценностями в основные образовательные программы могут быть включены, в том числе на основании требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов
(ФГОС), учебные предметы, курсы, дисциплины (модули), направленные на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов РФ, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировых религий» [9], а ФГОСы рекомендуют «формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях», чтобы обучающиеся понимали «значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества» [27, с. 14]. Средством реализации должна также стать театрализация, которая является особым способом трансляции культуры, своеобразным инструментом передачи от поколения к поколению культурного наследия, обеспечив интеграцию развивающейся личности в национальную культуру, как часть мировой культуры.
К. Д. Ушинский считал, что отечественная педагогическая наука должна строиться с учетом национальных особенностей народа и обязательно отображать специфику национальной культуры и воспитания. «А воспитание, как почва, из которой вырастали новые поколения России, сменяя одно другим. Ее можно удобрить, улучшить, приноровившись к ней же самой, к ее требованиям, силам, недостаткам, но пересоздать ее невозможно», - писал К. Д. Ушинский [25, а 205].
Свободный (а не навязанный родителями на основе своей принадлежности к конкретной религиозной конфессии) выбор одного из шести предлагаемых модулей (Основы православной культуры, Основы исламской культуры, Основы иудейской культуры, Основы буддийской культуры, Основы мировых религиозных культур, Основы светской этики) дисциплины «Основы религиозных культур и светской этики» обусловливает необходимость освоения обучающимися знаний о мировых религиях в системе обязательного начального образования. Это происходит не в форме законоучения религиозной конфессии, а в виде приобщения к важной части мировой культуры. Таким образом, развивается духовно-нравственный потенциал современной российской светской школы и ее воспитательные функции, что активизирует процессы модернизации и развития всей системы образования в новых социальных условиях [17]. Свобода выбора любого из модулей дисциплины «Основы религиозных культур и светской этики» гармонизирует процесс формирования мировоззрения личности младших школьников, а схожие темы во всех модулях показывают общее в культуре и общественной жизни народов России. Поэтому в светском государстве преподавание модуля «Основы светской этики», который
выбирает большинство четвероклассников (40-47%) [22], должно осуществляться с научно обоснованных методологических и теоретических позиций и иметь культурологический характер. Религиозная точка зрения не должна навязываться обучающимся, чтобы они не потеряли своей национальной принадлежности и самобытности. С этой целью четвероклассники разных религиозных конфессий и национальностей изучают этот модуль всем классом, так как в общеобразовательной школе наиболее эффективной моделью освоения учащимися знаний о религии в учебно-воспитательной деятельности является изучение культуры всех народов России как части культуры этноса, нации [17].
Театрализации обеспечивает высокий уровень вовлеченности обучающихся всего класса не только в учебную, но и внеурочную деятельность и способствует повышению качества учебного процесса, происходит совершенствование творческих способностей, активизируется интеллектуальное развитие, что дает возможность детям с интересом получать новые знания. «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях» [26, с. 23].
Преобладающая в театрализации игровая деятельность побуждает интерес младших школьников к изучению не только дисциплины «Основы религиозных культур и светской этики», но и гуманитарных и естественно-научных дисциплин, в особенности «Русского языка», «Литературного чтения», «Окружающего мира». Младший школьник, участвующий в подготовке театральной постановки или играющий роль в спектакле, вынужден обратиться к углубленному изучению этих школьных дисциплин. Так обеспечивается высокий уровень закрепления изученного материала, тем самым учащиеся приобщаются как к национальной, так и к мировой культуре, без которой исполнение самой простой роли невозможно. Развитие свободной, активной личности, пробуждение ее творческого потенциала и составляет одно из главных предназначений театра для детей [14, с. 4]. Вне театрализации в реальной практике школьного образования не всегда происходит адекватное развитие способностей обучающихся и гармоничные взаимоотношения со сверстниками.
Все больше становится детей с девиант-ным, и - даже - делинквентным поведением, которое они проявляют во взаимоотношениях между сверстниками. «Девиантное поведение» - термин, который может применяться к «отклоняющемуся» поведению младших школьников только в возрасте 7-9
лет, когда обучающиеся переживают процесс формирования произвольного поведения и начинают понимать и контролировать свое поведение [11]. До начала этого возраста может проявляться незрелость, невротические реакции и нарушение психического развития, так как «специфика психологического механизма агрессивного поведения 7-9 лет обусловлена не только проявлениями их психофизиологической незрелости, выражающейся в сниженных регулятивных и адаптивных способностях, но и проявлениями повышенной чувствительности к характеру отношений, складывающихся в деятельности» [10, с. 30] и «де-виантное поведение - это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от социальных норм» [10, с. 31], и «может носить характер социальной и школьной дезадаптации, а это нарушение взаимоотношений со сверстниками, агрессивное поведение» [10, с. 37], нацеленное на оскорбление или причинение вреда другому.
Психологи и педагоги всего мира на протяжении многих лет ведут поиск причин агрессии среди детей: Д. Доллард (1932), С. Фишбах (1964), Т. В. Драгунова (1967), А. Басс (1971), Н. Д. Левитов (1972), Т. Г. Румянцева (1975), А. А. Реан (1976), В. В. Ковалев (1979), А. А. Рояк (1988), К. Хоментаускас (1989), О. А. Карабанова (1990), М. М. Либлинг (1990), Г. В. Бурменская (1991), А. В. Запорожец (1991), В. А. Ситаров (1991), Г. Аммон (1994), Л. Н. Винокуров (1994), Ю. М. Антонян (1995), В. И. Гарбузов (1995), Л. М. Семенюк (1996), С. Л. Соловьева (1996), И. А. Фурманов (1996), А. И. Захаров (1998), С. Н. Ениколопов (1999), Е. Фромм (1999), А. Бандура (2000), Н. В. Вострокнутов
(2000), Н. Ф. Талызина (2000), Л. Берковиц
(2001), Е. И. Бережкова (2003), И. А. Горько-вая (2003), В. В. Лебединский (2003), Г. П. Ярмоленко (2004), Г. Э. Бреслав (2005), Т. В. Слотина (2008), П. А. Ковалев (2010), А. К. Осницкий (2010) и др.
К сожалению, стали учащаться случаи агрессивного поведения обучающихся, а в нижеперечисленных школах и гимназиях произошли конфликты с применением холодного и огнестрельного оружия:
№ 129, г. Красноярск, 31.01.2013;
№ 263, г. Москва, 3.02.2014;
с. Бютейдах (Саха, Якутия), 14.05.2014;
«Томь», г. Томск, 4.12.2014;
№ 6, г. Томск, 20.03.2015;
№ 39, г. Санкт-Петербург, 14.04.2015;.
№ 1, г. Нижнекамск, 11.02.2017;
№ 1, г. Высоковск (Подмосковье), 28.11.2017;
№ 1, г. Ивантеевка Московской области
05.09.2017;
№ 2, г. Усинск (Республика Коми),
12.05.2017;
№ 34, г. Саратов, 13.10.2017;
№ 36, г. Комсомольск-на-Амуре, 22.12.2017;
№ 127, г. Пермь, 15.01.2018;
№ 5, п. Сосновый бор (Бурятия), 19.01.2018;
п. Смольное Челябинской области, 17.01.2018;
№ 15, г. Шадринск Курганской области, 21.03.2018;
№ 17, г. Кисловодск Ставропольского края, 5.03.2018;
№ 1, г. Стерлитамак (Башкирия), 18.04.18 и др. [24].
Один из возможных результативных и наиболее эффективных способов профилактики проявлений агрессии младших школьников - это участие детей в театральных постановках, режиссерских и сюжетно-ролевых играх под руководством и при активном участии педагога, «привлечение членов семей к организации праздников, спектаклей для детей» [1, с. 133] в качестве организатора, ведущего и даже - действующего персонажа.
Для формирования духовно-нравственных ценностей важно, что театрализация развивает у детей способность чувствовать и понимать других, а переключение на игровую деятельность дает возможность находить выход из конфликтных ситуаций со сверстниками. Известный исследователь детской игры Д. Б. Эльконин заметил, что в игре интеллект направляется за эмоционально-действенным переживанием, в том числе в сфере межличностных отношений, а подражание в игре взрослым связано с работой воображения. Ребенок не копирует взрослых, он сопоставляет впечатления, полученные из окружающего мира, с личным опытом [30, с. 11-37]. При помощи упражнений и игр «Мешочек для криков», «Обзы-валки», «Листок гнева» [23, с. 255] становится возможным развитие разных форм произвольности у детей: сначала при помощи воспроизведения наглядных образцов правильного поведения, а затем - самостоятельного оценивания своих действий и поступков. Это составит основу для усвоения нравственных ценностей и активизации процесса ассоциации (приобщения), а процесс диссоциации (отвращение, отторжение от ценностей) будет проигнорирован. В итоге дети учатся ограничивать свою агрессивность в конфликтных ситуациях, у них развивается осознанность поведения и ускоряется формирование произвольного (сознательно управляемого) поведения [28].
В рамках театрализации игра способна существенно снизить уровень агрессии уже в детском возрасте, но квестовые игры [18],
и в особенности - пейнтбол [13, с. 96-99], а также - лазертаг, страйкбол, фаертаг, хард-бол [19, с. 83-85] не только не погашают агрессию школьников, но и способны значительно повысить ее. По мнению А. Бандуры, играющие перенимают характеры персонажей, а за крайние формы проявления агрессии в игре положены бонусы (в виде «новой жизни», друзей, авто и т.д) [2, с. 43]. Это существенно снижает «болевой порог» агрессии и способно перевести игру из виртуального мира в мир реальный.
Театрализация и театральная деятельность - самый краткий путь донесения нравственных ценностей до сознания ребенка, так как во время спектаклей происходит «проигрывание» и «закрепление» в витагенном опыте многих историй из реальной жизни и проявление агрессии значительно уменьшается.
Выводы:
1. Для полноценной реализации принципа театрализации [6, с. 150] следует учесть, что изменяется ведущая деятельность: от главенства игровой деятельности в жизни дошкольников - к соответствующей роли учебной деятельности у младших школьников. Однако для сохранения и расширения возможностей творческой самореализации обучающихся во внеучебной деятельности крайне важно сохранить и усилить их педагогически целесообразные возможности участия в игровой деятельности при условии соблюдения принципа театрализации образования.
2. Младшие школьники, многие из которых (если не все без исключения) охотно проявляют способность к творческому воображению, органично сочетающему абстрактное и конкретное. Дети обладают относительно высокой художественно-образной выразительностью, «живым» воображением, эмоциональной чувствительностью и восприимчивостью, открывающей новые возможности для развития учебного познания и эмоциональной памяти, так необходимой для формирования устойчивых нравственных ценностей [12, с. 288, с. 290, с. 323].
3. Способности к театральной деятельности зарождаются в детском возрасте и развиваются в разных видах театрально-игровой деятельности: драматизации, интерпретации и коммуникации. Этому способствуют и специальные занятия с детьми, направленные на развитие интонации, мимики, жестов и походки. Таким образом, у детей формируется дифференцированное и этически обоснованное ценностное отношение к добру и злу через «проживание в спектакле».
4. Театральная игра как сложное духовное новообразование, формирование кото-
рого происходит под влиянием эмоций, рациональных и иррациональных факторов в процессе демонстрации этических норм, обусловленных содержанием пьесы, обеспечивает свободное погружение зрителя в восприятие и усвоение ценностей через осмысление ситуации нравственного выбора. Создается эталонный образец для множества положительных поступков, и существенно расширяется кругозор ребенка, что неизбежно сказывается на сознательном выборе правильного поведения. Миссия учителей состоит в том, чтобы помочь ученикам сделать правильный нравственный выбор. Для этого необходимо использовать различные методы развития творческих способностей у детей, которые активно развиваются и - главное, творчески реализуются в процессе подготовки к школьным театральным постановкам.
5. Игровая деятельность влияет на повышение интереса к изучению практически всех дисциплин, в особенности «Русского языка», «Литературного чтения», «Окружающего мира» и «Основы религиозных культур и светской этики».
6. «Игра выполняет в нравственном формировании ребенка особую и очень важную функцию» [3, с. 338]. Общение со сверстниками в процессе игры ценно и значимо в детском возрасте, поскольку содержит неисчерпаемые ресурсы для обеспечения самоопределения и самореализации личности в сложном и противоречивом процессе формирования произвольного (саморегулирующегося) поведения у младших школьников [28]. «У ребенка появляется способность к произвольному, то есть к сознательно управляемому поведению, которое становится возможным в результате возникновения опять таки новых, специфически человеческих функциональных систем: способности сознательно ставить цели и образовывать намерения» [3, с. 317]. У младших школьников - это главное условие и важный промежуточный результат решения сложнейших задач педагогической деятельности - развитие личности и индивидуальности. Театрализация существенно ускоряет становление произвольного поведения, обуславливающего динамику личностного развития ребенка [3, с. 204].
7. Отражение нравственных категорий в традиционном нерелигиозном содержании образования составляет основу одного из 6 модулей «Основы светской этики» дисциплины «Основы религиозных культур и светской этики». Театрализация, призванная усовершенствовать изучение, усвоение и закрепление духовно-нравственных ценностей через спектакли, в которых может участвовать одновремен-
но весь коллектив класса.
8. В ходе проведения театрализованных игр «как средства, позволяющего ребенку гораздо более интенсивно и успешно овладевать различными ролями» [3, с. 109], развивается творческая активность и коммуникативная функция речи, и вследствие -игровая инициатива, заметно уменьшается число возникающих конфликтных ситуаций. Даже доброе отношение к отрицательному персонажу не только «перевоспитывает» сказочных героев, но и показывает образец доброжелательных межличностных отношений и взаимодействий между школьниками.
9. Каждый возраст, предоставляя ребенку новые возможности, пробуждая новые желания и потребности, отличается особой формой общения, но для формирования духовно-нравственных ценностей при помощи театрализации как важного принципа развития коммуникативно-творческих способностей личности образовательный процесс необходимо выстраивать на базе взаимодействия с другими педагогическими принципами:
а) гуманистической ориентированности воспитательного процесса, направленного на развитие личности ребенка;
б) коллектививизма, в соответствии с которым в образовательной организации, реализующей принцип театрализации, в процессе подготовки и проведения театральной постановки создаются отношения ответственной зависимости, характерные для коллектива; так как «на протяжении младшего школьного возраста формируются коллективные отношения. Мнение детского коллектива становятся постепенно основными мотивами поведения школьника» [3, с. 203]. Благодаря театрализации младшие школьники начинают осознавать характер самых разных отношений между собой и окружающими, осваивают новые социальные роли: не только школьника, но и члена детского коллектива;
в) проектной направленности совместной коллективной деятельности, реализуемой путем создания равных условий для развития каждого и «мониторинг возможностей и способностей обучающихся» [27, с. 27];
г) доступности, подразумевающего, что содержание спектакля понятно всем без
исключения школьникам начальных классов и предполагающего доступное для понимания донесение нравственных ценностей до каждого зрителя, так как «они часто подражают своему герою в воображаемой ситуации, через игру» [3, с. 252];
д) толерантности, так как обучающиеся в игровой форме осваивают не только позитивные взаимодействия, но и знакомятся с негативными или амбивалентными межличностными и межнациональными отношениями через призму усваиваемых духовно-нравственных ценностей, которые наглядно отражают преимущества гуманистических отношений, так как «возраст 6-11 лет оказывается наиболее сензитивным для развития эмоциональной отзывчивости, в совокупности с другими внутриличностны-ми механизмами, определяющей гуманную направленность личности» [15, с. 6].
10. Дети получают опыт личной ответственности за общее дело, которым является подготовка и проведение театральных постановок. При этом они живо интересуются и стараются разобраться в противоречивых общественных явлениях, мотивах поведения сверстников, учатся давать нравственные оценки поступкам своих одноклассников, а свои эмоциональные переживания они воплощают на сцене во время выступлений. Таким образом, театрализация способствует формированию у младших школьников благоприятных межличностных отношений.
11. Благодаря театрализации у школьников-актеров и школьников-зрителей начинают во многом совпадать взгляды на жизнь, так как ровесников волнует один и тот же круг проблем. Обсуждая сюжет до и после постановки в школьном театре, «проигрывая» его во время спектакля, школьники существенно обогащают свое мышление и речь. «Виртуальное» пространство игры, нахождение в котором за счет очень высокого уровня интерактивности, создаваемого театрализацией, для младших школьников на время становится гораздо важнее, чем типичные события повседневной жизни. «У обучаемых появляется возможность выразить свои творческие способности в игре, что вызывает стремление не только к изучению смежных предметов, но и к выходу далеко за пределами учебных планов и программ» [7, с. 20].
ЛИТЕРАТУРА
1. Амелькина А. И., Шалагинова К. С. Опыт разработки и осуществления психологического сопровождения семей агрессивных младших школьников // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого (г. Тула). - 2013. - № 3 (7). - С. 128-136.
2. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. - М. : Эксмо пресс, 2000. - 512 с.
3. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - СПб. : Питер, 2008. - С. 398.
4. Вентцель К. М. Основные задачи нравственного воспитания. - М. : Типо-литография В. Рихтер, 1896.
5. Голубева Т. В. Подготовка учителя начальных классов к использованию приемов театрализации в обучении школьников : дис. ... канд. пед. наук. - Калининград, 2002.
6. Днепров С. А., Демина А. Ю. Педагогические возможности реализации принципа театрализации в формировании нравственных ценностей младших школьников // Педагогическое образование в России. -2018. - да 1. - С. 14б-151.
7. Днепров С. А., Каткова А. Л. Педагогические возможности виртуального пространства компьютерной игры // Педагогическое образование в России. - 2009. - N° 3. - С. 1б-24.
8. Eжов П. Ю. Формирование игровой культуры у детей младшего школьного возраста интерактивными средствами театрализации : дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 20l4.
9. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.l2.20l2. да 273-ФЗ. Ст. 87.
10. Змановская E. В., Рыбников В. Ю. Девиантное поведение личности и группы : учеб. пособие. Стандарт третьего поколения. - СПб. : Питер, 2010. -352 с.
11. Йокубаускайте И. К. Психологические особенности агрессивного поведения детей 7-9 лет с задержкой психического развития : дис. ... канд. псих. наук. - H. ^вгород, 2006.
12. Коломинский Я. П., Панько E. А., Игумнов С. А. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция. - СПб. : Питер, 2004.
13. Королёв О. Пейнтбол - вчера и сегодня // Калашников (Оружие, боеприпасы, снаряжение). -
2008. - да б.
14. Коханая О. E. Социокультурные функции детского и молодежного театра : дис. ... д-ра культурологии. - М, 2009.
15. Курносова С. А. Воспитание эмоциональной отзывчивости у младших школьников : дис. ... д-ра пед. наук. - Ярославль, 20l3.
16. Макарова H. Я. Театрализация в формировании толерантного поведения будущих педагогов : дис. ... канд. пед. наук. - М., 2003.
17. Метлик И. В. Интеграция знаний о религии в учебно-воспитательной деятельности светской школы : дис. ... д-ра пед. наук. - М, 2005.
18. Милющенко В. Квесты: эволюция жанра [Электронный ресурс] //Лучшие компьютерные игры. -2005. - да 4 (41). - Режим доступа: http://www.lki.ru/text.
19. Мухтаров E. И., Григораш И. В. Разработка имитаторов стрельбы и поражения FIRETAG : сб. докладов LXV регион. студ. науч. конф. (3-8 апр. 20l7 г., г. Hовосибирск). - ^восибирск : СГУГиТ. - 3б8 с.
20. Hикандров H. Д. Духовные ценности и воспитание в современной России // Педагогика. - 2008. -да 9. - С. 3-12.
21. Hиконова H. И. Театрализация как средство интерпретации эпических произведений в 5-8 классах : дис. ... канд. пед. наук. - Якутск, 2009.
22. Письмо Министерства образования и науки РФ от 2l июля 20l7 г. да 08-1407 «О направлении информации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.garant.ru.
23. Пичугина H. О., Ассаулова С. В., Айдашева Г. А. Дошкольная педагогика. - Ростов н/Д : Феникс, 2004. - 384 с.
24. Российская газета [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. RG.ru.
25. Ушинский К. Д. О нравственном элементе в русском воспитании / сост. П. А. Лебедев. - М., 1998. - 543 с.
26. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. Том 1. -М. ; Ленинград : Академия педагогических наук, 1950. - 77б с.
27. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения : утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. да 373. - С. 28.
28. Филимонова О. Г. Условия формирования произвольности поведения младшего школьника : дис. ... канд. псих. наук. - М, l999-
29. Шекспир Уильям. Как вам это понравится [Электронный ресурс] // Шекспир У. Полное собрание сочинений : в 8 т. / под ред. А. А. Смирнова. - М. - Л. : Academia, 1937. - Т. 1. - С. 239-3б0, с. 288. - Режим доступа: http: //rus-shake.ru/translations/As_You_Like_It/Floria/part.
30. Эльконин Д. Б. Основные вопросы теории детской игры // Психология и педагогика игры дошкольника. - М., 19бб. - С. 11-37.
REFERENCES
1. Amel'kina A. I., Shalaginova K. S. Opyt razrabotki i osushchestvleniya psikhologicheskogo so-provozhdeniya semey agressivnykh mladshikh shkol'nikov / / Gumanitarnye vedomosti TGPU im. L. N. Tolstogo (g. Tula). - 2013. - да 3 (7). - S. 128-13б.
2. Bandura A., Uolters R. Podrostkovaya agressiya. Izuchenie vliyaniya vospitaniya i semeynykh otnosheniy. - M. : Eksmo press, 2000. - 512 s.
3. Bozhovich L. I. Lichnost' i ee formirovanie v detskom vozraste. - SPb. : Piter, 2008. - C. 398.
4. Venttsel' K. M. Osnovnye zadachi nravstvennogo vospitaniya. - M. : Tipo-litografiya V. Rikhter, i896.
5. Golubeva T. V. Podgotovka uchitelya nachal'nykh klassov k ispol'zovaniyu priemov teatralizatsii v obuchenii shkol'nikov : dis. ... kand. ped. nauk. - Kaliningrad, 2002.
6. Dneprov S. A., Demina A. Yu. Pedagogicheskie vozmozhnosti realizatsii printsipa teatralizatsii v formiro-vanii nravstvennykh tsennostey mladshikh shkol'nikov / / Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. - 2018. - да l. -S. 146-151.
7. Dneprov S. A., Katkova A. L. Pedagogicheskie vozmozhnosti virtual'nogo prostranstva komp'yuternoy igry // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. - 2009. - да 3. - S. 16-24.
8. Ezhov P. Yu. Formirovanie igrovoy kul'tury u detey mladshego shkol'nogo vozrasta interaktivnymi sredstvami teatralizatsii : dis. ... kand. ped. nauk. - SPb., 2014.
9. Federal'nyy Zakon «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii» ot 29.12.2012. № 273-FZ. St. 87.
10. Zmanovskaya E. V., Rybnikov V. Yu. Deviantnoe povedenie lichnosti i gruppy : ucheb. posobie. Standart tret'ego pokoleniya. - SPb. : Piter, 2010. -352 s.
11. Yokubauskayte I. K. Psikhologicheskie osobennosti agressivnogo povedeniya detey 7-9 let s zaderzhkoy psikhicheskogo razvitiya : dis. ... kand. psikh. nauk. - N. Novgorod, 2006.
12. Kolominskiy Ya. P., Pan'ko E. A., Igumnov S. A. Psikhicheskoe razvitie detey v norme i patologii: psikho-logicheskaya diagnostika, profilaktika i korrektsiya. - SPb. : Piter, 2004.
13. Korolev O. Peyntbol - vchera i segodnya // Kalashnikov (Oruzhie, boepripasy, snaryazhenie). - 2008. - № 6.
14. Kokhanaya O. E. Sotsiokul'turnye funktsii detskogo i molodezhnogo teatra : dis. ... d-ra kul'turologii. -M, 2009.
15. Kurnosova S. A. Vospitanie emotsional'noy otzyvchivosti u mladshikh shkol'nikov : dis. ... d-ra ped. nauk. - Yaroslavl', 2013.
16. Makarova N. Ya. Teatralizatsiya v formirovanii tolerantnogo povedeniya budushchikh pedagogov : dis. ... kand. ped. nauk. - M., 2003.
17. Metlik I. V. Integratsiya znaniy o religii v uchebno-vospitatel'noy deyatel'nosti svetskoy shkoly : dis. ... d-ra ped. nauk. - M, 2005.
18. Milyushchenko V. Kvesty: evolyutsiya zhanra [Elektronnyy resurs] //Luchshie komp'yuternye igry. -2005. - № 4 (41). - Rezhim dostupa: http://www.lki.ru/text.
19. Mukhtarov E. I., Grigorash I. V. Razrabotka imitatorov strel'by i porazheniya FIRETAG : sb. dokladov LXV region. stud. nauch. konf. (3-8 apr. 2017 g., g. Novosibirsk). - Novosibirsk : SGUGiT. - 368 s.
20. Nikandrov N. D. Dukhovnye tsennosti i vospitanie v sovremennoy Rossii // Pedagogika. - 2008. -№ 9. - S. 3-12.
21. Nikonova N. I. Teatralizatsiya kak sredstvo interpretatsii epicheskikh proizvedeniy v 5-8 klassakh : dis. ... kand. ped. nauk. - Yakutsk, 2009.
22. Pis'mo Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 21 iyulya 2017 g. № 08-1407 «O napravlenii informatsii» [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.garant.ru.
23. Pichugina N. O., Assaulova S. V., Aydasheva G. A. Doshkol'naya pedagogika. - Rostov n/D : Feniks, 2004. - 384 s.
24. Rossiyskaya gazeta [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://www. RG.ru.
25. Ushinskiy K. D. O nravstvennom elemente v russkom vospitanii / sost. P. A. Lebedev. - M., 1998. - 543 s.
26. Ushinskiy K. D. Chelovek kak predmet vospitaniya. Opyt pedagogicheskoy antropologii. Tom 1. - M. ; Leningrad : Akademiya pedagogicheskikh nauk, 1950. - 776 s.
27. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart nachal'nogo obshchego obrazovaniya vtorogo pokoleniya : utverzhden prikazom Minobrnauki Rossii ot 6 oktyabrya 2009 g. № 373. - S. 28.
28. Filimonova O. G. Usloviya formirovaniya proizvol'nosti povedeniya mladshego shkol'nika : dis. ... kand. psikh. nauk. - M, 1999.
29. Shekspir Uil'yam. Kak vam eto ponravitsya [Elektronnyy resurs] // Shekspir U. Polnoe sobranie so-chineniy : v 8 t. / pod red. A. A. Smirnova. - M. - L. : Academia, 1937. - T. 1. - S. 239-360, s. 288. - Rezhim dostupa: http: //rus-shake.ru/translations/As_You_Like_It/Floria/part.
30. El'konin D. B. Osnovnye voprosy teorii detskoy igry / / Psikhologiya i pedagogika igry doshkol'nika. - M., 1966. - S. 11-37.