ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
УДК 37.036.5:373.31
ББК Ч420.054.07+Ч420.061 ГРНТИ 14.25.07 Код ВАК 13.00.01
Днепров Cергей Антонович,
доктор педагогических наук, профессор, Российский государственный профессионально-педагогический университет; 620012, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11; e-mail: [email protected].
Демина Ангелина Юрьевна,
учитель, МАОУ СОШ № 1 с углубленным изучением отдельных предметов им. Б. С. Суворова; 624091, г. Верхняя Пыш-ма, ул. Красноармейская, 6; e-mail: [email protected].
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА ТЕАТРАЛИЗАЦИИ В ФОРМИРОВАНИИ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: детский коллектив; младшие школьники; начальная школа; образовательный процесс; нравственные ценности; развитие личности; принципы театрализации.
АННОТАЦИЯ. В статье теоретически обоснованы современные возможности реализации педагогического принципа театрализации в процессе формирования нравственных ценностей младших школьников. Вместо устаревшего термина «театральная педагогика» авторы предлагают использовать термин «театрализация», под которой они понимают всеобъемлющее и системное (то есть включающее специфические цели и задачи, содержание, методы и средства, формы, а также педагогические условия) привнесение в образовательный процесс эмоциональных элементов, методов художественной и ролевой игры, характерных для постановок и спектаклей. Театрализация выступает как характеристика содержания образования, метод интерактивности и игры; средство активизации образовательной деятельности; прием (часть метода); форма «социокультурной идентификации общества» и «взаимодействия с посетителями»; педагогическая техника; межличностное взаимодействие субъектов образовательного процесса; особая направленность в педагогических исследованиях и мотив деятельности. Таким образом, театрализация в целом охватывает или затрагивает практически все структурные элементы образовательного процесса. Авторы считают этот факт одним из важнейших доказательств того, что театрализация является педагогическим принципом. Также в статье предложены практические рекомендации для педагогов по внедрению в образовательный процесс принципа театрализации на уроках «Основы светской этики» с учетом реальных возможностей российских школ.
Dneprov Sergey Antonovich,
Doctor of Pedagogy, Professor, Russian State Vocational Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.
Demina Angelina Jurevna,
Teacher, School №1 with Profound Study of Specific Subjects named after B. S. Suvorov, Verkhnyaya Pyshma, Russia.
PEDAGOGICAL OPPORTUNITIES OF THE PRINCIPLE OF THEATRICALIZATION IN FORMATION MORAL VALUES OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN
KEYWORDS: children's collective; junior schoolchildren; primary school; educational process; moral values; personality development; principle of theatricalization.
ABSTRACT. The article provides a theoretical overview of modern possibilities of the pedagogical principle of theatricalization for the formation of moral values of junior schoolchildren. Instead of the outdated term "theatre pedagogy" we suggest using the term "theatricalization", which is understood as universal and systematic (i.e. including specific goals and tasks, components, methods and means, forms and pedagogical conditions) introduction of emotional components in education, as well as methods of theatrical performance and role play which are used in stage adapatation. Thearticalization is: a kind of character-istsic feature of education content, interactive method and the method of a game; the means of activation of educational work; a technique (a part of a method); a form of "socio-cultiral identification of society" and "interaction with visitors"; pedagogical technique; interpersonal communication of educational process participants; certain direction of pedagogical research and the motive of activity. Thus theatricaliza-tion in general covers or touches upon all the tructural elements of educational process. The author believe that this fact proves that theatricalization is a pedagogical principle. The article gives practical recommendations for teachers on how to introduce the principle of theatricalization into the educational process on the lessons «Fundamentals of Secular Ethics», taking into account the real capabilities of Russian schools.
современных условиях особо вос- образ мира в сознании младших школьни-
требованы принципы, методы и ков. ФГОСы (Федеральные государствен-
приемы образовательной деятельности, со- ные образовательные стандарты начально-
здающие педагогические условия, способ- го общего образования) диктуют необхо-
ные непосредственно воздействовать на димость поиска и внедрения в образова-
эмоции, чувства и формировать целостный тельный процесс такого содержания дис-© Днепров С. А., Демина А. Ю., 2018
В
циплины «Основы духовно-нравственной культуры народов России», которое ознакомит обучающихся «с основными нормами светской и религиозной морали, понятием "нравственность", и сформирует первоначальные представления о светской этике» [38, с. 14], «способствует духовному развитию и нравственному совершенствованию» [38, с. 23].
Роль нравственных ценностей заключается в том, что они помогают младшему школьнику сформулировать свои обязательства перед близкими, взять на себя ответственность, в том числе в межличностных отношениях. Обучающиеся «своевременно учатся реагировать на чрезвычайную подвижность духовных процессов, определяющих моральный облик личности, развитие у нее ответственности» [25, с. 34]. Поэтому педагоги ведут неустанный поиск возможностей формирования у младших школьников нравственных ценностей, способных преодолеть негативное влияние и даже - воздействие телевидения и Интернета, стремящихся сделать из детей и молодежи послушных и безнравственных исполнителей чуждой воли, провоцирующих даже на самоубийство (сайты «Групп смерти»: «Синий кит», «Разбуди меня в 4.20», «В игре», «Тихий дом» и т.д.).
Необходимо создание современной методологической основы для педагогического обоснования социализирующей среды воспитания, обучения и развития с учетом возрастных особенностей младших школьников. Такими возможностями обладает театрализация, которая становится актуальной в связи с введением ФГОСов, предъявляющих повышенные требования к формированию духовно-нравственных ценностей, в том числе и «во внеурочной деятельности» [38, с. 23].
Для обозначения процесса взаимодействия педагога и обучающихся, построенного на основе театрализации, уже давно и довольно широко применяется термин «театральная педагогика», который является традиционным для исследований в отечественной системе образования. Его широкое распространение свидетельствует о значительных педагогических возможностях воспитания личности обучающегося средствами театрального искусства, но в современных условиях применение этого термина вряд ли обосновано, так как В. В. Краевский еще в 1997 г. писал: «каждый Божий день миру является какая-нибудь педагогика» и призывал «не умножать различные типы и виды педагогики» [12, с. 113]. Поэтому вместо термина «театральная педагогика» сегодня целесообразнее использовать термин «театрализация»,
под которой мы понимаем всеобъемлющее и системное (то есть включающее специфические цели и задачи, содержание, методы и средства, формы, а также педагогические условия) привнесение в образовательный процесс эмоциональных элементов, методов художественной и ролевой игры, характерных для постановок и спектаклей.
В современных условиях театрализацию не следует рассматривать исключительно как метод или средство, а как универсальный педагогический принцип, который характерен не только для начальной, но и средней, профессиональной и даже - высшей школы. Принцип театрализации - это исходное основание, руководящее положение, требующее особой последовательности действий в применении игровых методов и средств в самых различных условиях и обязательно желаемый и планируемый результат образовательной деятельности.
Для трактовки театрализации как педагогического принципа в науке об образовании накоплено достаточно аргументов. Театрализация уже рассматривалась как цель и результат образовательной деятельности в воспитании, обучении и развитии, когда «возникают и усваиваются сами новые переживания» [21, с. 12]. Она как модель толерантного поведения будущих педагогов «обладает сплачивающей и группообразу-ющей способностью» [21, с. 13].
Театрализация выступает как характеристика содержания образования [24, с. 7], метод интерактивности и игры [7, с. 5]; средство активизации образовательной деятельности [24, с. 6]; прием (часть метода); форма «социокультурной идентификации общества» [1, с. 13] и «взаимодействия с посетителями» [39, с. 22]; педагогическая техника [24, с. 7]; межличностное взаимодействие субъектов образовательного процесса [24, с. 7]; особая направленность в педагогических исследованиях [22, с. 5] и мотив деятельности [24, с. 7]. Таким образом, театрализация в целом охватывает или затрагивает практически все структурные элементы образовательного процесса. Это одно из важнейших доказательств того, что она является педагогическим принципом. Дополнительно рассмотрим конкретные аргументы, обосновывающие эту точку зрения.
Во-первых, театрализация нацеливает образовательный процесс на наиболее сложные задачи воспитания, которые по-другому не могут быть разрешены. Например, в сфере эмоций и чувств. А. В. Луначарский в книге «О массовых празднествах, эстраде и цирке» писал о необходимости вызывать у обучающихся «высокоэстетические впечатления» в процессе массовых праздников [18, с. 84]. Для В. А. Сухомлинского также были
важны совместные «эмоциональные отношения педагога с детьми» [34, с. 22].
Во-вторых, эвристическое значение театрализации в образовательном процессе заключается в том, что ее применяют для решения множества противоречивых педагогических задач, многие из которых находятся между собой даже в дуальной оппозиции (диаметрально противоположном взаимообусловленном значении). Так, например, с одной стороны, театрализацию предлагают применять для формирования толерантности обучающихся [21, с. 5], а с другой стороны - для социально-культурной идентификации обучающихся в обществе [1, с. 13]. Общеизвестно, что развитие толерантности способствует стиранию различий между школьниками, а социально-культурная идентификация способствует обособлению. Таким образом, театрализация еще раз предстает как универсальная педагогическая категория, способная разрешать противоречивые задачи.
В-третьих, за счет ярко выраженной креативности обучающихся, развивающейся под влиянием театрализации, одновременно повышается результативность и эффективность педагогической деятельности. Судя по публикациям, с одной стороны, театрализация способствует достижению заранее запланированных итогов образовательного процесса, то есть результативности образовательного процесса [21]. Это важный показатель технологии интерактивного обучения. С другой стороны - за счет применения игровых методов, имманентно присущих театрализации, заметно повышается и «эффективность включения» [22, с. 6], которая характеризует существенное повышение «производительности педагогического труда», критерием которого является существенное увеличение отдачи от каждого участника педагогических отношений.
В-четвертых, в пользу особого статуса театрализации как педагогического принципа говорит ее уникальное своеобразие, когда под влиянием театрализации педагогическая деятельность наделяется важной для формирования личности и индивидуальности недосказанностью, недоговоренностью, смысловой и эстетической незавершенностью, что в целом не характерно для образовательного процесса. «Путь формирования личности ребенка заключается в постепенном освобождении его от непосредственного влияния окружающей среды и превращения его в активного преобразователя и этой среды, и своей собственной личности» [6, с. 28].
Л. И. Божович считала, что те исследования, которые рассматривают личность как
совокупность отдельных свойств и качеств, обречены на неудачу. Необходимо как раз обратное - рассмотрение каждого отдельного свойства в аспекте целостной личности -«формирование личности не может характеризоваться независимым развитием какой-либо из ее сторон - рациональной, волевой или эмоциональной» [6, с. 44]. Личность -это действительно высшая интегративная система, некоторая нерасторжимая целостность. Поэтому образование будет наиболее эффективным, если оно будет одновременно ориентироваться на уровень обученности в определенной области знания и на степень общего развития, культуры, то есть на ранее приобретенный опыт; особенности психического склада личности, характера и темперамента [30, с. 23].
В-пятых, под влиянием театрализации в образовательном процессе происходит утрата назидательности, превращающей деятельность педагога в субъектную, а деятельность обучающихся - в объектную. Преодоление назидательности способствует «домысливанию» обучающимися содержания образования, вынося на суд зрителей разрешение нравственных дилемм [5, с. 41]. Таким образом, театрализация с успехом затрагивает и проблемное обучение, в котором с большим трудом находят свое место некоторые другие педагогические принципы. Так, например, принцип доступности обучения почти не работает в системе проблемного обучения из-за весьма необходимой напряженной самостоятельной деятельности обучающихся, а принцип театрализации - вполне соответствует практически всем условиям этой сложнейшей педагогической системы.
В-шестых, существуют педагогические возможности применения театрализации на всех уровнях обучения: в дошкольном образовании [11], в начальной [27; 33], в средней [36] и в высшей школе [21].
В-седьмых, театрализацию успешно применяют в изучении самых разнообразных дисциплин: музыки [9], хорового пения [10], поэзии [29], русского языка как иностранного [14], иностранных языков [4; 35], в изучении архитектуры [17] и даже - математики [16], физики [32] и химии [37]. Гуманитарные дисциплины требуют такой же строгой последовательности в передаче содержания образования и доказательности в изложении материала, как и естественнонаучные дисциплины. Театрализация как метод художественно-эстетического творчества может реализоваться не только в школьном театре, синтезируя в себе художественное и педагогическое начало, но и практически на каждом уроке любой дисциплины. Важно, что для творческого освоения учебных дисциплин на основе прин-
ципа театрализации «необязателен актерский профессионализм и искушенность зрительской позиции наблюдателя» [15].
В-восьмых, театрализация в состоянии обосновать дидактические средства для одновременного обеспечения логического и эмоционального восприятия содержания образования путем применения разнообразных артистических приемов, которые создают условия для художественного переживания, «способность испытывать наслаждение от посещения спектакля в театре» [20, с. 8].
В-девятых, постановка в образовании имеет шансы на успех, только если зритель сам участвует в игре, то есть принимает ее правила и исполняет роль лица сопереживающего или самоустраняющегося [28]. Зачастую эти приемы в педагогических исследованиях упоминаются как артистические средства или художественные переживания. В литературе есть описания и определения педагогических средств, при помощи которых реализуется театрализация. Среди них особую роль занимает драматизация [21], интерпретация [26] и коммуникация [7, с. 44].
В-десятых, театрализация способна обеспечить реализацию одного из самых сложных педагогических методов - погружения (субмерсивный метод) [13, с. 191], так как для его применения необходимы эмоции удовольствия и взаимосвязанной реакции, обеспечивающиеся «широкополосной» двусторонней связью педагога и школьника в процессе обучения. В соответствии с особенностями влияния принципа театрализации на характер педагогического процесса возникает неспецифическая отзывчивость обучающихся на действия педагога, способствующая существенному росту авторитета учителя, который показывает себя не только как педагог, но и как режиссер, сценарист и даже - актер.
В-одиннадцатых, театрализация позволяет осуществлять образовательную деятельность в самых разных театральных направлениях, в том числе и авангардных. За рубежом утверждают, что в процессе театрализации нет возрастов, участвуют все, независимо от своих лет. «Плейбек-театр» (театр спонтанности), предложенный Дж. Фоксом и Дж. Салас для обучающихся с психическими расстройствами, способствует сензитивной реализации возрастного подхода в образовательном процессе [44]. Импровизированный театр Кейт Джонстоне [41], форумный «Театр "угнетенных"» бразильца Аугусту Боал [40], «Асоциальный театр» в Лондоне Адриана Джексона, последователя Аугусто Боал [45], театр Адины Таль с неслыша-
щими и даже - невидящими актерами в Израиле [42], театральная школа для подростков Майке Плат [43], «театр для себя» [31]. Все эти театральные технологии, основанные на системе К. С. Станиславского, с успехом применимы к изучению любой дисциплины в любом возрасте. Они способствуют как детскому, так и педагогическому творчеству, так как сходятся в главном - в «школе переживания», вынуждающей актеров включаться «в общее дело ... играть подлинно и объединиться в дружный коллектив» [8, с. 57].
В-двенадцатых, реализация принципа театрализации существенно повышает мотивацию воспитания и обучения. Интенсивность и качество освоения школьной учебной программы усиливается за счет глубоких эмоциональных переживаний, которые испытывают школьники-зрители и особенно - школьники-артисты, режиссеры, театральные критики и сценаристы.
Воспитывающий потенциал принципа театрализации особенно ярко проявляется в процессе формирования нравственных ценностей, определяющих отношение детей к окружающему миру и к самому себе. Обращение в поисках актуальных ценностей к педагогическому наследию воспитания и одновременно - пересмотр номенклатуры традиционных ценностей с целью устранения устаревших или недостижимых идеалов способствуют принципу театрализации. К примеру, такой идеал - коллектив, предложенный А. С. Макаренко [19, с. 86-87], но до сих пор никем не повторенный на практике и поэтому вынужденно замененный другой ценностью - командой, может быть воплощен в школьной театральной постановке. Это создает объективные предпосылки для появления и развития познавательных интересов младших школьников на основе актуальных общечеловеческих ценностей. Поэтому развитие творческой личности на основе реализации принципа театрализации, ее самостоятельности и инициативы в нравственном воспитании - одна из актуальных задач современной школы.
Авторский коллектив Смольного института РАО г. Санкт-Петербурга под руководством О. А. Антоновой еще в 2012 г. инициировал проект «Будущее театрального образования». Предложено ввести в ФГОС дисциплину «Школьная театральная педагогика», которая способствовала бы становлению школы «культуротворческо-го» типа, в которой созданы педагогические условия для духовно-нравственного развития младших школьников [2]. Для этой перспективной дисциплины нужны новые технологии воспитания, обеспечивающие
гуманизацию педагогического процесса.
В результате своих исследований реализации принципа театрализации в педагогике мы пришли к следующим выводам.
1. К сожалению, в современной начальной школе обострились противоречия между учебной и внеучебной деятельностью, между воспитательным и учебным процессами, и даже - внутри воспитательного процесса, где все еще преобладают субъект-объектные воспитывающие отношения. До сих пор школьникам навязываются моральные ценности, которые, по мнению педагогов, они обязаны воспринимать как аксиомы, оторванные от реальной жизни, но не нуждающиеся в глубоком осмыслении или тем более - в переосмыслении. Такие ранее очевидные ценности для школьников как «уважение взрослых», «почтение пожилых», «авторитет учителя» сегодня нуждаются в длительном обосновании и даже - доказательстве.
2. В образовательном процессе учебная деятельность безраздельно главенствует в ущерб воспитанию, а это существенно затрудняет взаимодействие педагогов и обучающихся. Если в 1-2 классах школьники придают приоритетное значение обучению, то в 3-4 классах они зачастую не видят в учебной деятельности никакого смысла и значения. Для устранения этих противоречий в образовательном процессе и, особенно - во внеурочной деятельности, необходимо активно применять принцип театрализации, способствующий созданию ситуаций, в которых младшие школьники вынуждены переживать нравственные коллизии. Процесс усвоения нравственных ценностей особенно интенсивно происходит в процессе переживания и разрешения противоречий.
3. Если традиционный образовательный процесс осуществляется, в основном, информационным путем и ориентирован, прежде всего, на наполнение и развитие интеллектуальной сферы (в виде передачи знаний и умений в готовом виде), а деятельность обучающихся сведена к усвоению таких знаний и умений, то благодаря принципу театрализации знания и умения, а также нравственные ценности «вырастают» в сознании за счет сложных переживаний эмоций и чувств, вызывающих развитие мотивации, мобилизацию актуального социального опыта, интеллекта и нравственно-волевой сферы, а не навязываются педагогами и родителями.
4. Театрализация предоставляет каждому школьнику возможность прожить, прочувствовать, пережить и найти выход из нравственных коллизий за счет самостоятельного и осознанного выбора, способствующего усвоению нравственных ценно-
стей «изнутри». Поэтому она имеет неоспоримое преимущество в формировании нравственных ценностей по сравнению с традиционным образовательным процессом. Однако в начальной школе театр как всеобъемлющий, постоянный, интерактивный и инвариантный компонент образовательного процесса пока невозможен, но учебный материал, в котором преобладает нравственное содержание, должен преподаваться при помощи принципа театрализации в таких дисциплинах, как «Литературное чтение», «Окружающий мир», «Основы религиозных культур и светской этики» и во внеурочной деятельности.
5. В образовательном процессе театрализация предусматривает создание сценария с последующей постановкой-представлением по основному содержанию образования, суть которого сводится к поиску, выявлению, обострению и разрешению нравственных проблем. Расширяется кругозор школьников за счет актуализации многочисленных межпредметных связей, интеграции и усиления эмоциональной связи содержания образования с их жизненным опытом. Интенсивно развивается речь, а следовательно, и мышление обучающихся, культура отношений, социально-культурная память, формируются умения применять знания в практической деятельности, пробуждаются креативные способности, благоприятствующие адаптации к жизни в обществе.
6. Театрализация базируется на творческой энергии детства. Детский возраст имеет богатейшие возможности для развития способностей, но с течением времени, если их не развивать, они могут утрачиваться, поэтому необходимо вовремя определить правильное направление для развития врожденных задатков. Любые врожденные задатки, прежде чем развиться в способности, должны пройти большой путь. Это путь выявления, развития и становления способностей, путь раскрытия таланта у ребенка.
7. Для усиления внимания к нравственным проблемам необходимо помочь каждому обучающемуся создать яркий художественный сценический образ, для которого надо использовать все выразительные средства, присущие театру. Несмотря на солидную роль театрализации в празднично-обрядовых действиях, которые в виде так называемых «мероприятий» («День знаний», «Посвящение в школьники», «Последний звонок» и «Выпускной бал») сопровождают образовательный процесс, следует констатировать, что ее теория в педагогике разработана слабо. Сегодня нет единой трактовки этого понятия как педагогического принципа. Отсутствует научно обоснованное определение ее сущности, не опи-
саны функции, не исследовано место в образовательном процессе и влияние на него [3]. Неразработанность теоретических вопросов отрицательно сказывается на деятельности учителей-практиков, пытающихся органично включить театрализацию в образовательный процесс.
8. Очень важно, чтобы совместно с принципом театрализации был реализован принцип возрастного подхода в работе с младшими школьниками. Младший школьный возраст - это противоречивый период в жизни человека, характеризующийся, с одной стороны, повышенной восприимчи-
востью (сензитивностью) развития мыслительных операций, логического мышления, а с другой стороны - усилением резистентности (сопротивляемости) к внешним воздействиям. При помощи театрализации удается преодолевать объективное усиление резистентности младших школьников к деятельности педагогов в образовательном процессе, которое сопровождает их взросление, от «усвоение готовых знаний и логических заключений» к «формированию самостоятельного критического мышления» [30, с. 13-14]. Театрализация помогает в разрешении этого противоречия за счет усиления мотивации к образовательному процессу [24].
ЛИТЕРАТУРА
1. Андреева И. М. Взаимосвязь театра и театрализованного сознания в социуме : дис. ... докт. филос. наук. - Краснодар, 2006.
2. Антонова О. А.Открытое письмо участников I Всероссийской конференции школьной театральной педагогики памяти Л. А. Сулержицкого президенту РФ Путину В. В. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.ug.ru/uploads/files/method_article/622/.
3. Антонова О. А. Школьная театральная педагогика как социально-культурный феномен : автореф. дис. ... докт. пед. наук. - СПб., 2006.
4. Бабукова Е. В., Зарубина Е. В. Дистанционное образование как средство индивидуализации процесса обучения иностранному языку в общеобразовательной школе // Векторы развития современной науки : тезисы докл. Всерос. конф. (Уфа, 20-21 января 2014). - Уфа, 2014. - С. 155-158.
5. Бегишева Ф. Т. Предпосылки формирования театрализации // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. - 2010. - № 2. - С. 40-44.
6. Божович Л. И. Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. - 1976. - № 6. - С. 45-53.
7. Ежов П. Ю. Формирование игровой культуры у детей младшего школьного возраста интерактивными средствами театрализации : дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 2014.
8. Ершова А. П., Букатов В. М. Режиссура урока, общения и поведения учителя : пособие для учителя. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Московский психолого-социальный институт ; Флинта, 1998.
9. Кабалевский Д. Б. Как рассказывать детям о музыке? - М. : Советский композитор, 1977.
10. Киреева Н. Ю. Хоровая театрализация: коммуникативные аспекты : дис. ... канд. пед. наук. - Саратов, 2010.
11. Киселева И. Е. Педагогические условия становления социокультурного опыта ребенка-дошкольника в театрализованной деятельности : дис. ... канд. пед. наук. - Ростов-на/Д., 2005.
12. Краевский В. В. Сколько у нас педагогик? // Педагогика. - 1997. - № 4. - С. 113-118.
13. Кривошеев М. В. Применение метода «погружения» в преподавании истории в вузе // Ученые записки Международного банковского института. - СПб., 2014. - № 10. - С. 184-193.
14. Лазарева Ж. П. Театрализация как средство формирования коммуникативной толерантности студентов в процессе изучения иностранного языка // Вестник Брянского университета. - 2011. - № 1. -С. 310-315.
15. Лапина О. А. (Антонова) Школьный театр в системе культуры и образования : дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 2000.
16. Лепехина Т. А. Математическое ассорти. 5-11 классы. Сценарии вечеров, праздников, конкурсов. -Волгоград : Учитель, 2009. - С. 109.
17. Лесневска Р. В., Капустин П. В. Архитектура как зрелище XXI века: театрализация архитектуры / / Научный вестник Воронежского государственного архитектурно-строительного университета. Строительство и архитектура. - 2015. - № 2 (38). - С. 111-121.
18. Луначарский А. В. О массовых празднествах, эстраде и цирке. - М. : Искусство, 1981. - С. 424.
19. Макаренко А. С. О воспитании. - М. : Политиздат, 1988. - С. 256.
20. Макаренко Л. В. Педагогические условия формирования театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста: дис. ... канд. пед. наук. -Бердянск, 1994.
21. Макарова Н. Я. Театрализация в формировании толерантного поведения будущих педагогов : дис. ... канд. пед. наук. - М, 2003.
22. Мигунова Е. В. Педагогические возможности театрализованной деятельности в воспитании творческой направленности личности младшего школьника : дис. ... канд. пед. наук. - Великий Новгород, 2004.
23. Минобрнауки.рф.документы/922. - 06.10.2009. - № 343.
24. Михалева О. Я. Театрализация в школьном образовательном процессе : дис. ... канд. пед. наук. - М., 2006.
25. Новосельцев В. И. Формирование у школьников моральной ответственности в межличностных отношениях : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2007.
1S2
26. Никонова Н. И. Театрализация как средство интерпретации эпических произведений в 5-8 классах : дис. ... канд. пед. наук. - Якутск, 2009.
27. Опарина Н. А. Театрализация как метод работы организатора досуга младших школьников // Начальная школа. - 2014. - № 5. - С. 97.
28. Пави Патрис. Словарь театра. - M., l99l. - С. 112-113.
29. Парфенова Д. С. Театрализация как эффективное средство развития творчества на уроках зарубежной литературы // В мире научных открытий : тезисы докл. XIV Mеждунар. конф. (Таганрог, 27 декабря 20l4). - Таганрог, 20l4. - С. 70-72.
30. Полат Е. С., Бухаркина M. Ю. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - M. : Академия, 20l0.
31 Ращупкина Д. В. Театрализация реальности как основа драматического сюжета (Жан Жене). - M. : РГГУ, 2005. - С. 452-467.
32. Сабирова Р. Р. Развитие творческих способностей учащихся на уроках физики в гуманитарной гимназии [Электронный ресурс] / / Концепт. - 2013. - № 2. - С. 48-52. - Режим доступа: https: //e-koncept.ru.
33. Степанова А. В. Социальное и художественное развитие младших школьников средствами театрализованной деятельности : дис. ... канд. пед. наук. - M., 2002.
34- Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Рождение гражданина. Письма к сыну. - Киев : Радянь-ска школа, l985. - С. 557.
35. Терновая А. Е. Театрализация как активная форма обучения английскому языку на начальном этапе // Актуальные проблемы германистики, романистики и русистики. - 2014. - № 2. - С. 127-131
36. Школа самоопределения: первый шаг. Часть I, II / под ред. А. Н. Тубельского. - M. : Новая школа, l99l.
37. Школа самоопределения: шаг второй / под ред. А. Н. Тубельского. - M. : Политекст, l994-
38. Химия. 8-ll классы: внеклассные мероприятия (игры, шоу-программы, театрализованные представления) / авт.-сост. Е. П. Ким. - Волгоград : Учитель, 2009.
39. Щепеткова И. А. Театрализация музейного пространства как форма взаимодействия с посетителями : дис. ... канд. культ. наук. - СПб., 2006.
40. Boal Augusto. Theater of the Oppressed. New Edition - London : Pluto Press, 1979.
41 Johnstone K. Impro: Improvisation and the Theatre. - New York : Theatre Arts Books, 1979.
42. Nalagaat [Electronic resource]. - Mode of access: http: / / nalagaat.ru.
43. Maikeplath [Electronic resource]. - Mode of access: http://www.maikeplath.de.
44. Salas Jo. Improvising Real Life: Personal Story in Playback Theatre. - 1993.
45. Тheguardian [Electronic resource]. - Mode of access: http://www.theguardian.com/profile/adrian-jackson.
RECOURSE
1. Andreeva I. M. Vzaimosvyaz' teatra i teatralizovannogo soznaniya v sotsiume : dis. ••• dokt. filos. nauk. -Krasnodar, 2006.
2. Antonova O. A.Otkrytoe pis'mo uchastnikov I Vserossiyskoy konferentsii shkol'noy teatral'noy pedagogiki pamyati L. A. Sulerzhitskogo prezidentu RF Putinu V. V. [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http:// www.ug.ru/uploads/files/method_article /622/.
3. Antonova O. A. Shkol'naya teatral'naya pedagogika kak sotsial'no-kul'turnyy fenomen : avtoref. dis. ... dokt. ped. nauk. - SPb., 2006.
4. Babukova E. V., Zarubina E. V. Distantsionnoe obrazovanie kak sredstvo individualizatsii protsessa obucheniya inostrannomu yazyku v obshcheobrazovatel'noy shkole / / Vektory razvitiya sovremennoy nauki : te-zisy dokl. Vseros. konf. (Ufa, 20-21 yanvarya 2014). - Ufa, 2014. - S. 155-158.
5. Begisheva F. T. Predposylki formirovaniya teatralizatsii // Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo uni-versiteta kul'tury i iskusstv. - 2010. - № 2. - S. 40-44.
6. Bozhovich L. I. Psikhologicheskie zakonomernosti formirovaniya lichnosti v ontogeneze // Voprosy psikhologii. - 1976. - № 6. - S. 45-53.
7. Ezhov P. Yu. Formirovanie igrovoy kul'tury u detey mladshego shkol'nogo vozrasta interaktivnymi sredstvami teatralizatsii : dis. ... kand. ped. nauk. - SPb., 2014.
8. Ershova A. P., Bukatov V. M. Rezhissura uroka, obshcheniya i povedeniya uchitelya : posobie dlya uchitelya. - 2-e izd., ispr. i dop. - M. : Moskovskiy psikhologo-so-tsial'nyy institut ; Flinta, l998.
9. Kabalevskiy D. B. Kak rasskazyvat' detyam o muzyke? - M. : Sovetskiy kompozitor, 1977.
10. Kireeva N. Yu. Khorovaya teatralizatsiya: kommunikativnye aspekty : dis. ... kand. ped. nauk. - Saratov, 2010.
11. Kiseleva I. E. Pedagogicheskie usloviya stanovleniya sotsiokul'turnogo opyta rebenka-doshkol'nika v teatralizovannoy deyatel'nosti : dis. ... kand. ped. nauk. - Rostov-na/D., 2005.
12. Kraevskiy V. V. Skol'ko u nas pedagogik? // Pedagogika. - 1997. - № 4. - S. 113-118.
13. Krivosheev M. V. Primenenie metoda «pogruzheniya» v prepodavanii istorii v vuze // Uchenye zapiski Mezhdunarodnogo bankovskogo instituta. - SPb., 2014. - № l0. - S. 184-193.
14. Lazareva Zh. P. Teatralizatsiya kak sredstvo formirovaniya kommunikativnoy tolerantnosti studentov v protsesse izucheniya inostrannogo yazyka // Vestnik Bryanskogo universiteta. - 2011. - № l. - S. 310-315.
15. Lapina O. A. (Antonova) Shkol'nyy teatr v sisteme kul'tury i obrazovaniya : dis. ... kand. ped. nauk. -SPb., 2000.
16. Lepekhina T. A. Matematicheskoe assorti. 5-11 klassy. Stsenarii vecherov, prazdnikov, konkursov. - Volgograd : Uchitel', 2009. - S. 109.
17. Lesnevska R. V., Kapustin P. V. Arkhitektura kak zrelishche XXI veka: teatralizatsiya arkhitektury // Nauchnyy vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo arkhitekturno-stroitel'nogo universiteta. Stroitel'stvo i arkhitektura. - 2015. - № 2 (38). - S. 111-121.
18. Lunacharskiy A. V. O massovykh prazdnestvakh, estrade i tsirke. - M. : Iskusstvo, 1981. - S. 424.
19. Makarenko A. S. O vospitanii. - M. : Politizdat, 1988. - S. 256.
20. Makarenko L. V. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya teatralizovannoy deyatel'nosti u detey starshego doshkol'nogo vozrasta: dis. ... kand. ped. nauk. -Berdyansk, 1994.
21. Makarova N. Ya. Teatralizatsiya v formirovanii tolerantnogo povedeniya budushchikh pedagogov : dis ... kand. ped. nauk. - M, 2003.
22. Migunova E. V. Pedagogicheskie vozmozhnosti teatralizovannoy deyatel'nosti v vospitanii tvorcheskoy napravlennosti lichnosti mladshego shkol'nika : dis. ... kand. ped. nauk. - Velikiy Novgorod, 2004.
23. Minobrnauki.rf.dokumenty/922. - 06.10.2009. - № 343.
24. Mikhaleva O. Ya. Teatralizatsiya v shkol'nom obrazovatel'nom protsesse : dis. ... kand. ped. nauk. - M., 2006.
25. Novosel'tsev V. I. Formirovanie u shkol'nikov moral'noy otvetstvennosti v mezhlichnostnykh otnosheni-yakh : avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. - M., 2007.
26. Nikonova N. I. Teatralizatsiya kak sredstvo interpretatsii epicheskikh proizvedeniy v 5-8 klassakh : dis. ... kand. ped. nauk. - Yakutsk, 2009.
27. Oparina N. A. Teatralizatsiya kak metod raboty organizatora dosuga mladshikh shkol'nikov // Na-chal'naya shkola. - 2014. - № 5. - S. 97.
28. Pavi Patris. Slovar' teatra. - M., 1991. - S. 112-113.
29. Parfenova D. S. Teatralizatsiya kak effektivnoe sredstvo razvitiya tvorchestva na urokakh zarubezhnoy literatury // V mire nauchnykh otkrytiy : tezisy dokl. XIV Mezhdunar. konf. (Taganrog, 27 dekabrya 2014). - Taganrog, 2014. - S. 70-72.
30. Polat E. S., Bukharkina M. Yu. Novye pedagogicheskie i informatsionnye tekhnologii v sisteme obra-zovaniya. - M. : Akademiya, 2010.
31. Rashchupkina D. V. Teatralizatsiya real'nosti kak osnova dramaticheskogo syuzheta (Zhan Zhene). - M. : RGGU, 2005. - S. 452-467.
32. Sabirova R. R. Razvitie tvorcheskikh sposobnostey uchashchikhsya na urokakh fiziki v gumanitarnoy gimnazii [Elektronnyy resurs] // Kontsept. - 2013. - № 2. - S. 48-52. - Rezhim dostupa: https://e-koncept.ru.
33. Stepanova A. V. Sotsial'noe i khudozhestvennoe razvitie mladshikh shkol'nikov sredstvami teatralizovan-noy deyatel'nosti : dis. ... kand. ped. nauk. - M., 2002.
34. Sukhomlinskiy V. A. Serdtse otdayu detyam. Rozhdenie grazhdanina. Pis'ma k synu. - Kiev : Radyan'ska shkola, 1985. - S. 557.
35. Ternovaya A. E. Teatralizatsiya kak aktivnaya forma obucheniya angliyskomu yazyku na nachal'nom etape / / Aktual'nye problemy germanistiki, romanistiki i rusistiki. - 2014. - № 2. - S. 127-131.
36. Shkola samoopredeleniya: pervyy shag. Chast' I, II / pod red. A. N. Tubel'skogo. - M. : Novaya shkola,
1991.
37. Shkola samoopredeleniya: shag vtoroy / pod red. A. N. Tubel'skogo. - M. : Politekst, 1994.
38. Khimiya. 8-11 klassy: vneklassnye meropriyatiya (igry, shou-programmy, teatralizovannye predstavleni-ya) / avt.-sost. E. P. Kim. - Volgograd : Uchitel', 2009.
39. Shchepetkova I. A. Teatralizatsiya muzeynogo prostranstva kak forma vzaimodeystviya s posetitelyami : dis. ... kand. kul't. nauk. - SPb., 2006.
40. Boal Augusto. Theater of the Oppressed. New Edition. - London : Pluto Press, 1979.
41. Johnstone K. Impro: Improvisation and the Theatre. - New York : Theatre Arts Books, 1979.
42. Nalagaat [Electronic resource]. - Mode of access: http: / / nalagaat.ru.
43. Maikeplath [Electronic resource]. - Mode of access: http://www.maikeplath.de.
44. Salas Jo. Improvising Real Life: Personal Story in Playback Theatre. - 1993.
45. Theguardian [Electronic resource]. - Mode of access: http://www.theguardian.com/profile/adrian-jackson.